Кафедра истории науки





Скачать 323.73 Kb.
НазваниеКафедра истории науки
страница1/3
Дата публикации28.02.2016
Размер323.73 Kb.
ТипУчебно-методическое обеспечение
100-bal.ru > История > Учебно-методическое обеспечение
  1   2   3


МИНОБРНАУКИ РОССИИ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


(РГГУ)



КАФЕДРА ИСТОРИИ НАУКИ

История и философия науки



Рабочая программа дисциплины

для магистратуры по направлению № 072300 –

Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия

Москва 20102




ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Рабочая программа дисциплины
Составитель:

канд. техн. наук, проф. Ю.С. Воронков
Ответственный редактор

канд. ист. наук, доц. А.Н. Медведь
Рабочая программа дисциплины утверждена

на заседании кафедры истории науки

19.02.2012, протокол № 2

© Российский государственный гуманитарный университет, 2012

Оглавление


  1. Аннотация рабочей программы……………………………………………………...…3

  2. Пояснительная записка……………………………………………………………...…..4

  3. Структура дисциплины (тематический план)……………………………………...….7

  4. Содержание дисциплины……………………………………………………………….8

  5. Образовательные технологии…………………………………………………………10

  6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины………………………………………..10

  7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов……….…11

  8. Материально техническое обеспечение дисциплины……………………………….14

  9. Планы семинарских занятий…………………………………………………………..14

  10. Методические рекомендации студенту по организации самостоятельной работы.16

  11. Примерная тематика курсовых проектов (работ) и рефератов..…………….………23

1. Аннотация курса.
Программа по курсу «История и философия науки» предназначена для магистров по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (№ 072300).

В курсе рассматриваются основополагающие концепции истории и философии науки, а также их культурно-историческая обусловленность. Проводится сопоставительный анализ версий истории науки, выполняемых в различных концептуальных подходах. Курс включает в себя аналитическую информацию о предмете, методах и источниках истории и философии науки. Курс дает целостное философски осмысленное представление о развитии науки в единстве её когнитивных и социальных составляющих.

По завершении освоения курса проводится рубежный контроль по специальной методике, позволяющей определить соответствие полученной подготовки заявленным компетенциям.

2. Пояснительная записка

2.1. Цель курса:

– сформировать у студентов общее представление о науке как целостной когнитивно-социальной системе в ее культурно-историческом развитии, выработать у них научный и философский подход к оценке проблем развития науки как формы культуры.
2.2. Задачи курса:

  • студенты должны освоить основные историко-научные и философские концепции развития науки,

  • исследовать их культурно-историческую обусловленность,

  • освоить основные методы исторического и философского анализа развития науки,

  • обосновать различение по линии и наука-ненаука,

  • оценить основные культурно-исторические этапы развития мировой науки,

  • теоретически и практически оценить роль и значение истории и философии науки как системообразующей дисциплины в системе профессиональной подготовки магистра по специальности «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия».


2.3. Место дисциплины в структуре ООП:

Математический и общенаучный цикл М.1. Базовая часть.

Магистр должен обладать знаниями в пределах подготовки по избранной специальности, владеть общефилософскими принципами и логическими понятиями, быть компетентным в области основных философских концепций и событий мировой и отечественной истории и философии науки.

Перед началом освоения дисциплины магистру рекомендуется пройти входной психофизиологический контроль (по одной из стандартных методик) для корректного подбора индивидуальной траектории освоения с соответствующим подбором форм представления информации и видов творческих заданий. Целесообразно также провести тестовую проверку остаточных (начальных для данного цикла обучения) знаний по истории и философии науки.

Учитывая уникальный характер истории и философии науки как учебной дисциплины, предлагается использовать ее как системообразующую (модулирующую), ориентированную на основные направления будущей профессиональной деятельности выпускников, для логической и междисциплинарной связи всех дисциплин базовых частей трех циклов из ФГОС ВПО данного направления:

М1. Гуманитарный, социальный и экономический (Общая история науки в концепции В.И. Вернадского и П. Таннери);

М2. Математический и естественнонаучный (История естествознания и технологии);

М3. Профессиональный (отраслевая, предметная и специальная история науки).
2.4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате ее освоения:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    ОК – 1, 2, 4, 5, 6.

ОК-1 способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
ОК-2 способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;
ОК-4 владеет навыками организации исследовательских и проектных работ;
ОК-5 владеет пространственным мышлением;
ОК-6 владеет историческим мышлением.

    В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:



Знать:

  • - понятийно-категориальный аппарат, историографию и методологию философии и истории науки:

  • - основные исследовательские школы и направления в истории и философии науки;

  • - основные этапы культурно-исторического развития мировой и отечественной науки;

  • - основные особенности и закономерности развития науки как целостного когнитивно-социального феномена;

  • - основные виды источников по истории и философии науки и принципы их научной критики;

  • - основные закономерности возникновения и развития музейных фондов, коллекций, объектов культурного и природного наследия в связи и вследствие развития науки.


Уметь:

  • - аналитически представлять важнейшие события в истории и философии науки, роль и значение выдающихся ученых и инженеров;

  • - проследить истоки возникновения научного знания, важнейших направлений отраслей науки и техники;

  • - проводить квалифицированную оценку соотношения рационального и альтернативного знания в различных культурно-исторических условиях;

  • - отличать науку от ненауки;

  • - проводить рациональную реконструкцию отдельных фактов и явлений истории науки;

  • - грамотно комментировать основное содержание конкретных важнейших научных теорий и основополагающих научно-концептуальных моделей;

  • - воспроизводить информацию графически и словесно о предмете обсуждения, связанном с историей и философией науки.


Владеть:

  • - навыками комплексного подхода к оценке истории науки;

  • - навыками самостоятельной постановки и решения локальной исследовательской историко-научной проблемы;

  • - навыками работы с основными видами источников по истории и философии науки;

  • - приемами использования компьютерных программ и баз данных по истории и философии науки, в том числе с помощью локальных и глобальных сетей;

  • - навыками адекватного и эффективного представления получаемых знаний по философии и истории науки как в традиционной, так и в высокотехнологической форме.


3. Структура дисциплины (тематический план)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.






п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

прак-

тичес-кие

заня-тия

семи-

нары

само-стоятель-ная

работа

1

Введение. Основные понятия, концепции, сюжеты и методы истории и философии науки

1




2




6

7(лек.)+

22(сем.)

=29

Собеседование, реферат

2

Рациональные знания древних цивилизаций. Античность.

1




2




4

6(лек.)+

8(сем.)

=18

Собеседование, реферат

3

Научные знания и их философское осмысление в Европе эпохи Средневековья и Возрождения

1




2




4

6(лек.)+

8(сем.)

=10

Собеседование, реферат

4

Научная революция XVII века. Классическая, неклассическая и

«постнеклассическая» наука. 

1




2




4

7(лек.)+

18(сем.)

=25

Собеседование, реферат

5

Итоговая

аттестация

1













36

экзамен


4. Содержание дисциплины
Раздел 1. Введение. Основные понятия, концепции, сюжеты и методы истории и философии науки.

Взаимосвязь философии и науки. Основные историко-философские научные концепции. История и философия науки как учебная и научная дисциплина. История и философия науки и музейное дело. Основные понятия истории и философии науки (наука, научное знание, истина...) Историография истории и философии науки. Философские проблемы науки и методы их исследования. Методы науки. Наука как социальная и когнитивная система. Эксперимент, структура и динамика научного знания. История науки и смежные дисциплины. Картины мира. Этика науки. История и философия науки и конструирование будущего.
Раздел 2. Рациональные знания древних цивилизаций. Античность.

Допустимость рассмотрения мифа и ритуала как мифопоэтической формы представления рациональных знаний. Работы В.Н. Топорова. Неолитическая революция. Важнейшие цивилизации древности. Общее и различное в представлениях о мире. Возможности датировки и верификации различных трактовок. Новые естественно-научные методы исследования рациональных знаний древних цивилизаций. Альтернативная история науки: возможности диалога с классической историей науки.

Определение античной науки. Характеристика техники и технологии античности и их связь с научным знанием. Философия и методология науки Аристотеля. Особая роль и предметное содержание математики и астрономии. Связь античной науки с рациональным знанием древних цивилизаций. Наука и эзотерика. Первые сообщества ученых; Александрийская школа. Общее и различное науки и техники греческой и римской античности.
Раздел 3. Научные знания и их философское осмысление в Европе эпохи Средневековья и Возрождения.

Освоение античного наследия. Западная и восточные ветви античной науки. Познавательная ситуация и структура средневекового знания. Соотношения веры и знания. Теологическая картина мира. Христианская учёность и педагогика. Осмысление проблемы движения. Средневековые технологии.

Радикальность изменения познавательной ситуации и научного мышления в период европейского Возрождения. Изобретение книгопечатания. Великие географические открытия и исследования. Новая ботаника и новая экология. «Первая глобализация». Универсальные личности: А. Дюрер, Леонардо да Винчи… Единство научно- художественного восприятия мира.
Раздел 4. Научная революция XVII века. Классическая, неклассическая и «постнеклассическая» наука. 

Научная революция XVII в.: причины, условия, основные этапы. Шкала оценок роли и значения XVII в. в развитии мира. Новая – научная картина мира. Научный эксперимент. Математичность науки, её прагматичность. «Научные революционеры», И. Ньютон. Социокультурная сторона и последствия научной революции.

Промышленная революция: содержание, условия, причины, следствия. Европейские корни промышленной революции. Наука и научные дисциплины. Начало профессионального образования. Сообщества ученых и инженеров. Формирование классического естествознания. Основные достижения и роль в социокультурных изменениях.

5. Образовательные технологии
При освоении программы «История и философия науки» используемые образовательные технологии можно разделить на два взаимодополняющих вида с условными названиями: содержательные и информационные. Первые полностью определяются предметным содержанием программы, которое, в свою очередь, подчинено формированию у студентов заявленных компетенций. Прежде всего, это проблемная постановка тем на лекциях, которые должны дать студентам целостное представление о дисциплине, существующих точках зрения и применяемых методах. Семинарские занятия подчинены целям формирования активного деятельностного подхода, ориентированного на выработку устойчивых компетенций – способности самостоятельно ставить актуальные, исследовательские по сути, историко-научные проблемы и находить их решение. При этом используются апробированные в системах принятия решений методы: сценариев, мозгового штурма, построения дерева целей, моделирование ситуаций и т.д. Второй вид образовательных технологий – информационных – подбирается под целевую установку дисциплины и ориентирован на достижение максимального эффекта технологий первого вида. Так лекции проводятся в аудитории оснащённой эффективной презентационной техникой, позволяющей работать сразу с несколькими экранами при прямом выходе в Интернет. Такое оснащение позволяет очень эффективно сопоставлять различные концепции, сравнивать и оценивать различные артефакты. На семинарах очень результативна совместная сетевая работа на один конечный продукт; использование 3D-технологий (по дисциплине уже подготовлено несколько таких информационных продуктов) позволяет проводить эффективную работу с историко-научными артефактами, раскрывая принципиально новые возможности их восприятия и интерпретации.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра истории науки iconРабочая программа по курсу: История и философия науки Кафедра гуманитарных...
«История и философия науки». Программы-минимума кандидатского экзамена по истории и философии науки, одобренной президиумом вак минобразования...
Кафедра истории науки iconРеферат по истории науки на тему: «Периодизация истории математики...
Методические указания для подготовки к экзамену кандидатского минимума по истории и философии науки
Кафедра истории науки iconВсероссийский заочный финансово-экономический институт кафедра истории...
«Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Кафедра истории науки iconПрограмма специальности 080801 «Прикладная информатика» Кафедра Гуманитарных...
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника....
Кафедра истории науки iconПрограмма для аспирантов и соискателей юридического факультета к...
«Истории и философии науки», направление «Исторические и философские проблемы юридической науки»
Кафедра истории науки icon«история и философия науки»
Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования» допуск к сдаче кандидатского экзамена по философии...
Кафедра истории науки iconРеферат по истории и философии науки Способы трансляции научного знания
Костин Александр Валерьевич, аспирант ргиис, кафедра «Социологии инноватики и гуманитарных дисциплин», специальность 08. 00. 05 –...
Кафедра истории науки iconКафедра истории и политологии Тема реферата: «Фашизм: истоки и идеология. Неофашизм»
Составитель: к э н. Асеев Роман Михайлович, доцент, кафедра социально-культурного сервиса и туризма
Кафедра истории науки iconДопуск к кандидатскому экзамену «История и философия науки». Требования...
Аспирантам и соискателям для получения допуска к кандидатскому экзамену по «Истории и философии науки» необходимо
Кафедра истории науки iconДопуск к кандидатскому экзамену «История и философия науки». Требования...
Аспирантам и соискателям для получения допуска к кандидатскому экзамену по «Истории и философии науки» необходимо
Кафедра истории науки iconРефератов по дисциплине «история и философия науки»
Соотношение истории, социологии, психологии науки и науковедения на примере истории химии
Кафедра истории науки iconКандидатский экзамен по «Истории и философии науки» Консультация
Если реферат по истории науки не будет предоставлен до 10: 00 27. 05, не будут допущены к экзамену
Кафедра истории науки iconПо истории соответствующей отрасли науки
Порядок подготовки и требования к оформлению реферата для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки
Кафедра истории науки iconРефератам по дисциплине «История и философия науки»
Мках подготовки к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки» аспирант (соискатель) представляет реферат по...
Кафедра истории науки iconМинистерство образования Московской области Педагогическая академия...
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки»
Кафедра истории науки iconА. И. Герцена кафедра детской литературы Кафедра художественного...
Министерства образования и науки Российской Федерации от 02. 12. 2009 №695, приказом Министерства образования и науки Российской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск