Скачать 323.73 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»(РГГУ) КАФЕДРА ИСТОРИИ НАУКИИстория и философия наукиРабочая программа дисциплины для магистратуры по направлению № 072300 – Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия Москва 20102ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИРабочая программа дисциплины Составитель: канд. техн. наук, проф. Ю.С. Воронков Ответственный редактор канд. ист. наук, доц. А.Н. Медведь Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры истории науки 19.02.2012, протокол № 2 © Российский государственный гуманитарный университет, 2012 Оглавление
1. Аннотация курса. Программа по курсу «История и философия науки» предназначена для магистров по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (№ 072300). В курсе рассматриваются основополагающие концепции истории и философии науки, а также их культурно-историческая обусловленность. Проводится сопоставительный анализ версий истории науки, выполняемых в различных концептуальных подходах. Курс включает в себя аналитическую информацию о предмете, методах и источниках истории и философии науки. Курс дает целостное философски осмысленное представление о развитии науки в единстве её когнитивных и социальных составляющих. По завершении освоения курса проводится рубежный контроль по специальной методике, позволяющей определить соответствие полученной подготовки заявленным компетенциям. 2. Пояснительная записка 2.1. Цель курса: – сформировать у студентов общее представление о науке как целостной когнитивно-социальной системе в ее культурно-историческом развитии, выработать у них научный и философский подход к оценке проблем развития науки как формы культуры. 2.2. Задачи курса:
2.3. Место дисциплины в структуре ООП: Математический и общенаучный цикл М.1. Базовая часть. Магистр должен обладать знаниями в пределах подготовки по избранной специальности, владеть общефилософскими принципами и логическими понятиями, быть компетентным в области основных философских концепций и событий мировой и отечественной истории и философии науки. Перед началом освоения дисциплины магистру рекомендуется пройти входной психофизиологический контроль (по одной из стандартных методик) для корректного подбора индивидуальной траектории освоения с соответствующим подбором форм представления информации и видов творческих заданий. Целесообразно также провести тестовую проверку остаточных (начальных для данного цикла обучения) знаний по истории и философии науки. Учитывая уникальный характер истории и философии науки как учебной дисциплины, предлагается использовать ее как системообразующую (модулирующую), ориентированную на основные направления будущей профессиональной деятельности выпускников, для логической и междисциплинарной связи всех дисциплин базовых частей трех циклов из ФГОС ВПО данного направления: М1. Гуманитарный, социальный и экономический (Общая история науки в концепции В.И. Вернадского и П. Таннери); М2. Математический и естественнонаучный (История естествознания и технологии); М3. Профессиональный (отраслевая, предметная и специальная история науки). 2.4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате ее освоения: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК – 1, 2, 4, 5, 6. ОК-1 способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; ОК-2 способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности; ОК-4 владеет навыками организации исследовательских и проектных работ; ОК-5 владеет пространственным мышлением; ОК-6 владеет историческим мышлением. В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования: Знать:
Уметь:
Владеть:
3. Структура дисциплины (тематический план) Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
4. Содержание дисциплины Раздел 1. Введение. Основные понятия, концепции, сюжеты и методы истории и философии науки. Взаимосвязь философии и науки. Основные историко-философские научные концепции. История и философия науки как учебная и научная дисциплина. История и философия науки и музейное дело. Основные понятия истории и философии науки (наука, научное знание, истина...) Историография истории и философии науки. Философские проблемы науки и методы их исследования. Методы науки. Наука как социальная и когнитивная система. Эксперимент, структура и динамика научного знания. История науки и смежные дисциплины. Картины мира. Этика науки. История и философия науки и конструирование будущего. Раздел 2. Рациональные знания древних цивилизаций. Античность. Допустимость рассмотрения мифа и ритуала как мифопоэтической формы представления рациональных знаний. Работы В.Н. Топорова. Неолитическая революция. Важнейшие цивилизации древности. Общее и различное в представлениях о мире. Возможности датировки и верификации различных трактовок. Новые естественно-научные методы исследования рациональных знаний древних цивилизаций. Альтернативная история науки: возможности диалога с классической историей науки. Определение античной науки. Характеристика техники и технологии античности и их связь с научным знанием. Философия и методология науки Аристотеля. Особая роль и предметное содержание математики и астрономии. Связь античной науки с рациональным знанием древних цивилизаций. Наука и эзотерика. Первые сообщества ученых; Александрийская школа. Общее и различное науки и техники греческой и римской античности. Раздел 3. Научные знания и их философское осмысление в Европе эпохи Средневековья и Возрождения. Освоение античного наследия. Западная и восточные ветви античной науки. Познавательная ситуация и структура средневекового знания. Соотношения веры и знания. Теологическая картина мира. Христианская учёность и педагогика. Осмысление проблемы движения. Средневековые технологии. Радикальность изменения познавательной ситуации и научного мышления в период европейского Возрождения. Изобретение книгопечатания. Великие географические открытия и исследования. Новая ботаника и новая экология. «Первая глобализация». Универсальные личности: А. Дюрер, Леонардо да Винчи… Единство научно- художественного восприятия мира. Раздел 4. Научная революция XVII века. Классическая, неклассическая и «постнеклассическая» наука. Научная революция XVII в.: причины, условия, основные этапы. Шкала оценок роли и значения XVII в. в развитии мира. Новая – научная картина мира. Научный эксперимент. Математичность науки, её прагматичность. «Научные революционеры», И. Ньютон. Социокультурная сторона и последствия научной революции. Промышленная революция: содержание, условия, причины, следствия. Европейские корни промышленной революции. Наука и научные дисциплины. Начало профессионального образования. Сообщества ученых и инженеров. Формирование классического естествознания. Основные достижения и роль в социокультурных изменениях. 5. Образовательные технологии При освоении программы «История и философия науки» используемые образовательные технологии можно разделить на два взаимодополняющих вида с условными названиями: содержательные и информационные. Первые полностью определяются предметным содержанием программы, которое, в свою очередь, подчинено формированию у студентов заявленных компетенций. Прежде всего, это проблемная постановка тем на лекциях, которые должны дать студентам целостное представление о дисциплине, существующих точках зрения и применяемых методах. Семинарские занятия подчинены целям формирования активного деятельностного подхода, ориентированного на выработку устойчивых компетенций – способности самостоятельно ставить актуальные, исследовательские по сути, историко-научные проблемы и находить их решение. При этом используются апробированные в системах принятия решений методы: сценариев, мозгового штурма, построения дерева целей, моделирование ситуаций и т.д. Второй вид образовательных технологий – информационных – подбирается под целевую установку дисциплины и ориентирован на достижение максимального эффекта технологий первого вида. Так лекции проводятся в аудитории оснащённой эффективной презентационной техникой, позволяющей работать сразу с несколькими экранами при прямом выходе в Интернет. Такое оснащение позволяет очень эффективно сопоставлять различные концепции, сравнивать и оценивать различные артефакты. На семинарах очень результативна совместная сетевая работа на один конечный продукт; использование 3D-технологий (по дисциплине уже подготовлено несколько таких информационных продуктов) позволяет проводить эффективную работу с историко-научными артефактами, раскрывая принципиально новые возможности их восприятия и интерпретации. |
Рабочая программа по курсу: История и философия науки Кафедра гуманитарных... «История и философия науки». Программы-минимума кандидатского экзамена по истории и философии науки, одобренной президиумом вак минобразования... | Реферат по истории науки на тему: «Периодизация истории математики... Методические указания для подготовки к экзамену кандидатского минимума по истории и философии науки | ||
Всероссийский заочный финансово-экономический институт кафедра истории... «Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | Программа специальности 080801 «Прикладная информатика» Кафедра Гуманитарных... Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника.... | ||
Программа для аспирантов и соискателей юридического факультета к... «Истории и философии науки», направление «Исторические и философские проблемы юридической науки» | «история и философия науки» Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования» допуск к сдаче кандидатского экзамена по философии... | ||
Реферат по истории и философии науки Способы трансляции научного знания Костин Александр Валерьевич, аспирант ргиис, кафедра «Социологии инноватики и гуманитарных дисциплин», специальность 08. 00. 05 –... | Кафедра истории и политологии Тема реферата: «Фашизм: истоки и идеология. Неофашизм» Составитель: к э н. Асеев Роман Михайлович, доцент, кафедра социально-культурного сервиса и туризма | ||
Допуск к кандидатскому экзамену «История и философия науки». Требования... Аспирантам и соискателям для получения допуска к кандидатскому экзамену по «Истории и философии науки» необходимо | Допуск к кандидатскому экзамену «История и философия науки». Требования... Аспирантам и соискателям для получения допуска к кандидатскому экзамену по «Истории и философии науки» необходимо | ||
Рефератов по дисциплине «история и философия науки» Соотношение истории, социологии, психологии науки и науковедения на примере истории химии | Кандидатский экзамен по «Истории и философии науки» Консультация Если реферат по истории науки не будет предоставлен до 10: 00 27. 05, не будут допущены к экзамену | ||
По истории соответствующей отрасли науки Порядок подготовки и требования к оформлению реферата для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки | Рефератам по дисциплине «История и философия науки» Мках подготовки к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки» аспирант (соискатель) представляет реферат по... | ||
Министерство образования Московской области Педагогическая академия... Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной педагогической науки» | А. И. Герцена кафедра детской литературы Кафедра художественного... Министерства образования и науки Российской Федерации от 02. 12. 2009 №695, приказом Министерства образования и науки Российской... |