Скачать 0.74 Mb.
|
Программа курса опубликована:Марченя П.П. Система взаимодействия власти и общества / П.П. Марченя // История коммуникаций на советском и постсоветском пространстве: Программы курсов магистратуры по направлению «История». - Ч. 1. - М.:РГГУ, 2009. - С. 107-153. (2,9 п.л.).КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ АВТОРА: E-mail: marchenyap@mail.ru Профиль: http://www.google.com/profiles/marchenyap © Российский государственный гуманитарный университет, 2009 © Марченя П.П. СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВАканд. ист. наук, доц. П.П. Марченя Пояснительная записка Курс «Система взаимодействия власти и общества» относится к циклу специальных дисциплин (СДМ.01 - Дисциплины специализации) и адресован магистрантам II курса дневного отделения факультета архивного дела Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета профессиональной образовательной программы «Магистратура» (квалификация: Магистр истории; направление: 520800 - История - Отечественная история; специализация: «История коммуникаций на советском и постсоветском пространстве»). Курс рассчитан на два семестра (планируемая общая трудоемкость курса – 100 часов). По организационным формам он включает в себя проведение лекционных и семинарских занятий в сочетании с самостоятельной работой магистрантов, выполнение контрольных работ, реферата, и заканчивается экзаменом. В первом семестре проводится 20 лекционных и 6 семинарских часов, выполняется контрольная работа и сдается зачет по первой части дисциплины. Во втором семестре проводится 16 лекционных и 8 семинарских часов, выполняется реферат и сдается экзамен по всей дисциплине. Место и роль учебной дисциплины в образовательной программе магистрантов-историков обусловлены необходимостью системного изучения взаимодействия власти и общества, имеющего особую теоретическую и практическую значимость в контексте любых исторических исследований. Материал распределен в соответствии со структурно-проблемным принципом и с учетом хронологической последовательности изучаемых событий. Темы лекций и семинарских занятий содержат наиболее значимые в методологическом отношении проблемы, постановка которых способствует углубленному пониманию ключевых событий истории, прежде всего отечественной, преимущественно ХХ-ХХI вв. Новизна авторского преподавания этого учебного курса обусловлена последовательным акцентированием внимания на системном аспекте постоянного взаимного влияния власти и общества, что позволяет критически переосмыслить все хорошо знакомые магистрантам переломные моменты отечественной истории под необычным углом зрения. Предметом данной учебной дисциплины является особая социальная сфера многоаспектного взаимодействия элементов внутри системы «человек - общество - власть». Цель курса в профессиональном аспекте - формирование методологически целостного, историографически многоаспектного и исторически конкретного представления о системе взаимодействия власти и общества как сложном и противоречивом феномене, который характеризуется одновременно динамизмом и устойчивостью, многообразием и единством, структурной неоднородностью и органической целостностью; а также готовности будущих магистров истории к проведению квалифицированных исследований и экспертных оценок различных аспектов этого взаимодействия. Курс решает следующие задачи:
К важнейшим компетенциям, которые призван обеспечить курс «Система взаимодействия власти и общества», относятся:
Для реального обеспечения профессиональных научно-исследовательских, инструментальных и информационно-технологических компетенций магистров истории по дисциплине «Система взаимодействия власти и общества» магистрантам предлагается особый - расширенный и многоуровневый список информационных ресурсов, охватывающий все темы курса. Он разработан максимально подробно и адресно, с учетом того, что пользователи (магистранты) уже являются специалистами-историками с высшим образованием и смогут квалифицированно воспользоваться подобранными ресурсами в качестве адекватной - актуальной, современной и разноаспектной - научной базы для самостоятельной творческой работы в ходе изучения соответствующих тем дисциплины. Система контроля и оценки знаний включает формы текущего и итогового контроля. 1. Работа в семинарской группе (устно) - форма текущего контроля. Предполагает научную заинтересованность, общую и специальную подготовленность и профессиональную пригодность магистранта в сфере квалифицированного познания вопросов, составляющих основное теоретическое и конкретно-историческое содержание курса. Цель - оценить степень и компетентность участия магистранта в дискуссионном обсуждении конкретных проблем учебного курса, предлагаемых (заблаговременно) в качестве специальных вопросов семинарских (практических) занятий. 2. Контрольная работа (письменно) - форма промежуточного контроля. Предполагает теоретическое усвоение магистрантом основной проблематики и терминологии учебного курса и способность применить полученные новые знания на практике. Цель - оценить умения и навыки магистранта формулировать, обосновывать и предлагать профессиональные трактовки и варианты решения научной проблемы как конкретного объекта (предмета) исторического изучения (исследования). 3. Зачет (устно) - форма промежуточного (межсеместрового) контроля. Проводится аудиторно, по перечню вопросов и проблем дисциплины, изученных в течение всего семестра. Предполагает подготовленность магистранта для квалифицированной демонстрации (защиты) знаний, умений и навыков, свидетельствующих о достаточном усвоении учебного материала первой части курса. Цель - оценить способность магистранта поддержать осмысленный и грамотный диалог по основным проблемам, изученным в первом семестре, на профессиональном уровне, соответствующем степени «магистр истории». 4. Реферат - (письменно) - форма промежуточного контроля. Представляет собой написание соответствующей работы по одной из проблем, предложенных в списке примерных тем рефератов. Цель - оценить применение магистрантом профессиональных знаний, умений и навыков, результатом которого должна стать конкретная работа, позволяющая сделать вывод о достаточном знакомстве магистранта как с традиционным требованиями и стандартами академической науки в области написания подобных квалификационных работ, так и с новейшими исследованиями в области историографии темы. 5. Экзамен (устно) - форма итогового контроля. Проводится аудиторно, по перечню ключевых вопросов и проблем дисциплины, предлагаемых магистрантам заранее. Предполагает подготовленность магистранта для квалифицированной демонстрации усвоения учебного материала всего курса, как за первый, так и за второй семестры. Цель - определение уровня реализации магистрантом основной цели учебного курса, степени соответствия его знаний, умений и навыков задачам курса в целом. На основе суммарной совокупности оценок (в баллах) различных форм контроля определяется оценка за учебный курс в целом (за оба семестра):
Тема 1. Система взаимодействия власти и общества: специфика предмета, основные проблемы и междисциплинарные связи курса Система взаимодействия власти и общества как актуальный предмет исторического познания. Цель и задачи, теоретическая и практическая значимость курса. Методологические основы изучения комплекса взаимоотношений и взаимовлияния власти и общества в истории России. Междисциплинарные связи и пределы полидисциплинарности курса. Возможности содержательной трансформации традиционных терминов и новых понятийных систем в исторической науке. Возможности индивидуализирующих и генерализирующих подходов в изучении взаимодействия власти и общества. Проблемы периодизации и определения содержания процессов политической и социальной истории России в отечественной и зарубежной историографии. Сравнительный анализ эффективности различных подходов к изучению власти и общества. Степень изученности тем курса и особенности соответствующей современной отечественной и зарубежной исследовательской практики. Соотношение «научного», «публицистического» и «массового» исторического знания в контексте взаимодействия власти и общества. «Образы» прошлого в контексте современного и будущего комплекса «человек – власть – общество». Проблемы источниковедения курса. «Новые» источники и «новое» историческое знание в постсоветской науке. Тема 2. Особенности и основные модели системы «человек - общество - государство» в отечественной истории Государство, его типы и формы как факторы исторической жизни общества. Цивилизационные и культурно-исторические типы и модели системы «человек - общество - государство». Оппозиция «Восток-Запад» в контексте системного изучения взаимодействия власти и общества. Цивилизационный анализ места и роли России в оппозиции «Восток-Запад». Специфика отечественной государственности. Базовые эмпирические, теоретические и операционные составляющие системы «человек – общество – государство» в отечественной истории. «Русская Идея» и «Русский архетип» («Душа России», «русский национальный характер»…): проблема идентификации в современном российском обществе. Религия и церковь в системе «человек - общество - государство» в российской истории. Идеология и идеологемы в системе взаимодействия власти и общества в России. «Империя» как особая система взаимодействия власти и общества. Особенности российской «имперскости». Держава и право в русском национальном сознании и русской политической истории. Гражданское общество и государственная власть в отечественной истории. Власть и оппозиция в отечественной истории: противоборство и взаимодействие. Преемственность и дискретность в отечественной истории взаимодействия власти и общества. Тема 3. Российская многопартийность в системе взаимодействия власти и общества Политические партии России в системе «человек - общество - государство». Специфика отечественной многопартийности в контексте взаимодействия власти и социума. Партийные идеологии и партийные идеологемы в системе взаимодействия власти и общества. Российские политические партии и российский народ: проблемы соотношения и взаимовлияния. «Народ» и «массы» в отечественной истории взаимодействия власти и общества: общая характеристика и базовые исследовательские модели. «Элиты» и «народ» в российской системе взаимодействия власти и общества. Феномен «интеллигенции» и ее роль в отечественной истории взаимоотношений власти и общества. Индивидуальное и групповое, общественное и массовое сознание в системе взаимодействия партий и электората как предмет исторического познания. Российские партии и общественное сознание в России: история и современность. Сравнительно-исторический анализ феномена российской многопартийности начала XX в. и начала XXI в. |
П. П. Марченя культурология: Учебно-практическое пособие Москва 2007 Марченя П. П История детской психологии: Учебник для студ пед вузов. – М.: Гуманит изд центр владос, 1998. – 272 с | П. П. Марченя Курс «Культурология» читался автором в Московской финансово-юридической... Методическое сопровождение к презентации урока для учащихся 8 класса по теме “зож основа счастливого человека” | ||
Система взаимодействия власти и общества Институты политического опосредования: понятие и явление • Лоббизм и его место в системе взаимодействия власти и общества • Основные... | Пояснительная записка рабочая программа курса «История» для 7 класса... «Новая история» 7 класс под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной (История Программы общеобразовательных учреждений М.: Просвещение,... | ||
Доклад нуг «Системный анализ отношений Россия-ес на постсоветском пространстве» Доклад нуг «Системный анализ отношений Россия-ес на постсоветском пространстве»: «Региональная безопасность в Европе в эпоху кризиса... | Рабочая программа учебного курса «История России. ХХ век» «История», программы курса «История России XX век» С. И. Козленко, Н. В. Загладина, Х. Т. Загладиной для 9 класса общеобразовательных... | ||
П. П. Марченя Принял участие более чем в 30 научных конференциях... ... | Рабочая программа учебного курса «История России с конца XVI в по XVIII в.» Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и программы курсов Пчелова... | ||
Программа курса «История средних веков» А. А. Данилов «История России 6-9 классы», Агибалов Е. В., Донской Г. М. «История средних веков, 6 класс» (сб. «Программы общеобразовательных... | Рабочая программа дисциплины «История пространственных искусств» Целью данного курса является Программа курса «История пространственных искусств» предназначена для студентов бакалавров III и IV... | ||
Программа дисциплины История, язык и культура на постсоветском пространстве... Знание языка, поведенческих стереотипов, религиозных верований, жизненных установок, отличительных особенностей культуры и обычаев... | Междисциплинарные подходы в современной исторической науке История, магистерской программы «Историческая компаративистика и транзитология (Россия- польша)» и адресована студентам 1 курса магистратуры... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Компетенции выпускника ооп магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы | Рабочая программа по всеобщей истории конкретизирует содержание предметных... Федерального компонента Государственного образовательного стандарта и авторской программы «Всеобщая история» (Москва, издательство... | ||
Программа дисциплины «Всеобщая история (история мировых цивилизаций)»... Программа курса предназначена для студентов 4-го курса очного отделения исторического факультета Магнитогорского государственного... | Рабочая программа элективного курса «История России в лицах» Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного ) общего образования 2004... |