Скачать 130.99 Kb.
|
Министерство экономического развития и торговли Российской ФедерацииГосударственный университет – Высшая школа экономикиОбщеуниверситетский факультативПрограмма дисциплиныИстория, язык и культура на постсоветском пространстве Автор к.и.н. Васильев А.Д. Рекомендовано секцией УМСПрикладная политология Председатель Поляков Л.В. «___»_________________ 2008 Утверждена Первым проректором ГУ-ВШЭ (Проректором ГУ-ВШЭ) ______________________________________ ______________________________________ «___»_________________2008 Москва 2008 Одобрено на заседании кафедры Всеобщей и отечественной истории Зав. кафедрой Васильев Л.С. «___»_________________2008 Пояснительная записка: Актуальность курса состоит в том, что изучение истории, языка и культуры народов постсоветского пространства позволяет понять различные аспекты менталитета, строительства новых независимых государств, традиционного и современного в отношении населения к институтам власти. Знание языка, поведенческих стереотипов, религиозных верований, жизненных установок, отличительных особенностей культуры и обычаев разных народов даст студентам, прослушавшим данный курс, возможность глубже понять особенности социального и политического развития этих народов. Новизна курса состоит в том, что в нем в систематизированном виде рассматривается этнополитическая, этнолингвистическая и культурно-обрядовая история народов постсоветского пространства, чему традиционная российская историческая наука ранее уделяла мало внимания. Целью курса является пробуждение у студентов интереса к культуре и этнолингвистической и этнополитической истории народов постсоветского пространства, подготовка студентов-специалистов, способных понимать и учитывать этнокультурные особенности стран постсоветского пространства. Курс рассчитан на студентов второго курса факультетов политологии, журналистики и социологии. Место курса в образовательном процессе в ВШЭ определяется его связью с читаемыми на факультетах учебными дисциплинами исторического, политологического и социологического профиля. Связь с другими курсами обеспечивается широким привлечением конкретного исторического материала, который может быть использован в преподавании этих предметов. В результате изучения курса «История, язык и культура на постсоветском пространстве» студент должен: знать учебный материал, предусмотренный данной программой, обязательную литературу по этнолингвистической, этнополитической и культурно-обрядовой истории государств постсоветского пространства, тенденции социального, политического и экономического развития народов региона в современный период; иметь представления об основных направлениях развития науки и научных концепциях, трактующих различные аспекты этнополитической, этнолингвистической и культурно-обрядовой истории государств постсоветского пространства и их современном состоянии. уметь искать и систематизировать найденный материал этнополитической, этнолингвистической и культурно-обрядовой истории государств постсоветского пространства, а также оперировать полученными в процессе усвоения данного курса знаниями; обладать навыками написания письменных реферативных работ, анализа и критики источников, теорий и концепций по этнополитической, этнолингвистической и культурно-обрядовой истории государств постсоветского пространства. Тематический план учебной дисциплины: Курс объемом 426 часов читается для студентов 1-и 2 курсов. Он составляет 348 аудиторных часов и рассчитан на два модуля, включая лекционные (232 часа) и семинарские занятия (116 часов)
Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки: Текущий контроль, помимо опросов на семинарских занятиях, включает подготовку докладов и их обсуждение, а также написание реферата объемом 10 тыс. знаков (5-6 страниц машинописного теста, набранного 12 кеглем с полуторным интервалом). Студентам предлагается написать работу по проблемам истории, языка и культуры различных народов постсоветского пространства. Обязательные требования к тексту:
Итоговый контроль представляет собой сдачу устного зачета в конце модуля. Итоговая оценка по факультативу складывается из своевременной сдачи студентом всех форм промежуточного контроля и оценки за устный зачет. Структура итоговой оценки составляет: 1) устный зачет – 50%; 2) написание реферата – 30%; 3) посещение и работа на семинарах – 20%. Базовый учебник Васильев А.Д. Ридер по курсу «История, язык и культура на постсоветском пространстве» М.2008. (рукопись, электронный вариант) Тема №1. Этнополитическая карта народов постсоветского пространства в древности. Тюркские народы России и СНГ в древности средневековье. Государственные образования на территории СНГ. Евразийские империи раннего средневековья. Россия и кочевой мир. Миграции народов и взаимовлияние культур Основная литература. Васильев А.Д. Ридер по курсу «История, язык и культура на постсоветском пространстве» М.2008. Глава 1. (рукопись, электронный вариант) Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М., «Восточная литература». 1997. С. 264-302. Дополнительная литература. Хазанов А.М. Кочевники и внешний мир. Алматы, Дайк-пресс, 2002. С. 66-83. Тема №2. Основные языковые группы народов постсоветского («Советский восток») пространства. Гипотезы происхождения языков народов Средней Азии и Кавказа. Развитие и формирование языков Урало-алтайской языковой семьи. Строй тюркских языков постсоветского пространства. Классификация языков постсоветского пространства в связи с исторической периодизацией их развития и формирования. Деление на языковые семьи и группы. Древние(мертвые) и современные(живые) языки, памятники литературы и языка. Краткий обзор сопоставительных и сравнительно-исторических исследований по тюркским языкам. Основная литература. Васильев А.Д. Ридер по курсу «История, язык и культура на постсоветском пространстве» М.2008. Глава 2. (рукопись, электронный вариант) Языки мира: тюркские языки. М., 1996. С. 7-34. Дополнительная литература. Языки мира: кавказские языки. М., Academia, 2001. С. 8-14. Тема №3. Историческое взаимодействие носителей языков народов постсоветского пространства. Языковое взаимовлияние. Появление нетитульного населения на территории региона. Русские (славянские этносы) в Средней Азии. Образовательные системы на территории региона. Иное неавтохтонное население – татары, корейцы и пр. Другое нетитульное население национальных государств (например, таджики в Узбекистане или узбеки в Таджикистане, Казахстане и Киргизии, киргизы в Таджикистане, уйгуры). Литература. Центральная Азия в составе Российской империи. М., 2008. С.159-186. Васильев А.Д. Ридер по курсу «История, язык и культура на постсоветском пространстве» М.2008. Глава 3. (рукопись, электронный вариант) Тема №4. Территория и расселение представителей народов постсоветского пространства. Традиционная территория расселения народов постсоветского пространства. Естественные и искусственные миграции и перемещения носителей различных языков. Территории и кланы: проблема конструирования господствующего национального языка. Социолингвистические проблемы СССР и постсоветского пространства. Литература. Васильев А.Д. Ридер по курсу «История, язык и культура на постсоветском пространстве» М.2008. Глава 4. (рукопись, электронный вариант) Алпатов В.М. 150 языков и политика. Москва, ИВ РАН, 1997. Сс. 10-27, 137-151. Тема №5. История изучения народов и языков государств постсоветского пространства в России. Языковые контакты славянского населения и окружающих народов. Изучение языков народов постсоветского пространства до Х1Х в. Периодизация изучения языков постсоветского пространства в Х1Х в. Первый этап – с начала века и до 1860-х гг.; второй этап – от 1860-х гг. и до 1917 г. Изучение тюркских языков в СССР. Краткий обзор сопоставительных и сравнительно-исторических исследований по тюркским языкам. Литература Васильев А.Д. Ридер по курсу «История, язык и культура на постсоветском пространстве» М.2008. Глава 5. (рукопись, электронный вариант) Баскаков Н.А. Введение в изучение тюркских языков. М., «Высшая школа», 1969. С. 18-68. Тема № 6. Современные тюркские языки стран постсоветского пространства Грамматические основы современных тюркских языков. Грамматический строй и структура. Системы письма. Основные грамматические категории. Фонетика и морфология. Лексика. Литература. Васильев А.Д. Ридер по курсу «История, язык и культура на постсоветском пространстве» М.2008. Глава 6. (рукопись, электронный вариант) Кононов Н.А, Грамматика современного турецкого языка. М.-Л., 1956. С. 3-19. Тема №7. Духовная и культурная жизнь народов постсоветского пространства. Религиозная карта постсоветского пространства. Отличительные черты ведущих мировых религий местного населения. Элементы традиционных культов. Этно-культурные и религиозные движения на территории постсоветского пространства. Религиозная политика в конце Х1Х – начале ХХ вв., в СССР и на современном этапе. Проекты контроля за духовной жизнью «инородцев». Культурный и духовный подъем в 80 – 90-е гг. Современное состояние. Литература. Шаманизм народов Сибири. СПб., 2006. С.3-25. Центральная Азия в составе Российской империи. М., 2008. С.234-258. Мусульманская Средняя Азия. Традиционализм и ХХ век. M., 2004. С.123-140. Васильев А.Д. Ридер по курсу «История, язык и культура на постсоветском пространстве» М.2008. Глава 7. (рукопись, электронный вариант) Тема №8. Связи населения государств постсоветского пространства с сопредельными государствами. Национальная диаспора за рубежом. Исторические ареалы расселения народностей Средней Азии и Казахстана в регионе. Трансграничные миграции народов региона. Сложение наций в регионе и проведение межгосударственных границ. Современная этнолингвистическая карта региона. Национальная диаспора за рубежом и ее роль в современных социально-политических процессах региона. Литература. Васильев А.Д. Ридер по курсу «История, язык и культура на постсоветском пространстве» М.2008. Глава 8. (рукопись, электронный вариант) Центральная Азия в составе Российской империи. М., 2008. С.259-277. Дополнительная литература.
Тема № 9. Национальные меньшинства на территории постсоветских государств. Проблема «своих» и «чужих». Появление нетитульного населения на территории региона. Русские (славянские этносы) в Средней Азии. Иное неавтохтонное население – татары, корейцы и пр. Другое нетитульное население национальных государств (например, таджики в Узбекистане или узбеки в Таджикистане, Казахстане и Киргизии, киргизы в Таджикистане, уйгуры, турки-месхетинцы). Проблема «своих» и «чужих». Литература. Брусина О.И. Славяне в Средней Азии. М., «Восточная литература», 2001. С. 3-20. Абашин С. Национализмы в Средней Азии: в поисках идентичности. М., Алетейя, 2007. С.11-36. Васильев А.Д. Ридер по курсу «История, язык и культура на постсоветском пространстве» М.2008. Глава 9. (рукопись, электронный вариант) Дополнительная литература. Центральная Азия в составе Российской империи. М., 2008. С.210-233. Вопросы для подготовки к зачету
Темы рефератов:
Автор программы Васильев А.Д. « 27 » октября 2008 г. |
Программа дисциплины «Процессный подход в управлении ит» Автор Бирюков... | Программа дисциплины Гражданский процесс зарубежных стран для специальности... Автор программы: доцент, к ю н. Кудрявцева Е. В. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры | ||
Программа дисциплины «Конкурсное право» для специальности 030900.... Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования | Программа дисциплины: «Публичная служба: проблемы правового регулирования»... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа дисциплины Гражданский процесс зарубежных стран для специальности... Автор программы: доцент, к ю н. Кудрявцева Е. В. Рекомендовано секцией умс одобрено на заседании кафедры | Программа дисциплины «международное частное право» для специальности... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа дисциплины «международное частное право» для специальности... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа дисциплины отечественная история автор: Шварц Я. Т., профессор... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа дисциплины «международное банковское право» для специальности... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа дисциплины «Философия права» Рекомендовано секцией умс одобрена на заседании кафедры факультета права теории права и сравнительного | ||
Программа курса «Отечественная история» для направлений программная... Напряжение, создававшееся российском обществе в моменты выбора, часто приводило к кровавым катаклизмам. «Проблема выбора» до сих... | Программа дисциплины Анализ облигаций для специальности 080100. 68... Страховое дело и “Банки и банковское дело”, и опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения курсов «Фондовый рынок»,... | ||
Программа дисциплины Гражданское право для специальности 021100-Юриспруденция... Гражданское право. Том Учебник. Под ред. Е. А. Суханова. Е. А., Издательство бек, 2000 | Программа дисциплины «Бизнес в структуре политических отношений в... Цель преподавания дисциплины: формирование у студентов комплексного представления о структуре взаимоотношений бизнеса и власти в... | ||
Программа дисциплины Экономическая теория (микроэкономика) для направления... Т производство. Организация. Фирма. Оптимум производителя. Человеческий капитал | Доклад нуг «Системный анализ отношений Россия-ес на постсоветском пространстве» Доклад нуг «Системный анализ отношений Россия-ес на постсоветском пространстве»: «Региональная безопасность в Европе в эпоху кризиса... |