Скачать 7.74 Mb.
|
Серия «Учебники, учебные пособия» Ю.Г.ВОЛКОВ, В.Н.НЕЧИПУРЕНКО, С.И.САМЫГИН СОЦИОЛОГИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Ответственный редактор доктор философских наук, профессор Ю.Г.Волков Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Издательский Торговый Дом КР Зшрус Москва «Феникс» Ростов-на-Дону 1999 ББК60.5Я73 В 67 Ответственный редактор доктор философских наук, профессор Ю.Г. Волков Рецензенты член-корреспондент РАН, доктор философских наук, профессор А.В. Дмитриев декан шщюлогаческого факультета Санкт-Петербургского государственного университета, доктор философских наук, профессор А.О. Бороноев Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин СИ. В 67 Социология: история и современность Серия «Учебники, учебные пособия», Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999— 672 с. Книга отличается комплексным и интегральным изложением учебного материала, «многослойностью» структуры, позволяющей дать целостную панораму возникновения и развития социологических теорий в широком историческом контексте. Содержание характеризуется лаконичностью и в то же время высокой информативностью, глубиной анализа основных концепций социологии, логической последовательностью и доступностью. Все это дало возможность впервые в отечественной научной литературе в одной книге вместить почти 200-летнюю историю социологической мысли от О. Конта до Э. Гидценса, показать диалектику единства истории и современности. Учебное пособие предназначено для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей и всех интересующихся историей социологического знания. ISBN 5-222-00492-9 ББК60.5Я73 © Волков Ю.Г, Нечипуренко В.Н., Самыгин СИ., 1999 © Оформление: изд-во «Феникс», 1999 ПРЕДИСЛОВИЕ Эта книга представляет собой учебник по истории социологии—развернутое хронологическое изложение содержания пути концептуального развития социологического знания. Справочники и словари служат другой цели — всеобщему понятийному охвату в определенной области знания. Тот, кто хочет получить точные сведения по специальной теме, всегда найдет в них краткую информацию, а кроме того — справку о современном состоянии исследований и рекомендации по необходимой академической литературе. Учебник не может удовлетворить это требование полноты. Его назначение в том, чтобы содействовать повышению качества знаний читателя, а также развитию у него способности суждения, которая поможет в дальнейшем действовать самостоятельно. Дидактическая ценность такого учебника состоит именно в том, что он дает возможность использовать богатейший концептуальный материал, накопленный социологической мыслью, для выработки у читателя теоретической парадигмы социологического мышления. Исторический переход от спекулятивно-философского типа мышления к социологическому представляет собой не только важный этап развития общественной мысли, но гораздо более масштабное явление — переход к новому видению мира и места в нем человека. Исторически обусловленное застревание теоретического обществознания в России на уровне развития середины XIX века способствовало формированию известной косности понимания, несовместимой с реалиями жизни современного открытого мира. Изучение наследия классиков социологической мысли, помимо чисто образовательных целей, служит расширению сознания читателя, дает ему понимание поливариантности и многоплановости социальной жизни как формы существования человека. Социология: история и современность Это сопряжено с определенными трудностями. Несмотря на то, что в последние годы проделана огромная работа по переводу работ классиков социологической мысли, их творчество все еще недостаточно представлено русскоязычному читателю. Предлагаемый учебникпо истории социологии призван оказать помощь тому, кто желает научиться самостоятельно ориентироваться в океане социологических школ, течений и направлений. Авторам удалось датьширокую панораму исторического развития социологии от Контаи Спенсера до ГидценсаиТуре-на и одновременно показать сложную динамику идейной и интеллектуальной борьбы, сопровождавшей это развитие. Ясность мысли и доступность изложения ни в коей мере не снижают теоретической глубины работы. Везде, где это возможно, авторы стремились сохранить или адекватно перевести оригинальные термины, используемые классиками социологии. Кроме того, в учебнике впервые вводятся в оборот прежде не переводившиеся работы зарубежных социологов. Одним из основных достоинств предлагаемого учебника, как нам видится, является удачное раскрытие авторами глубинной взаимосвязи, существующей между ходом развития социологического знания и текущими социальными процессами. История социологии показывает, что крупные социологические школы возникали, когда определенные общественные ситуации подбрасывали ученым новые проблемы. Для решения этих проблем создавался соответствующий инструментарий. Когда Огюст Конт ввел в употребление слово «социология», европейское общество переживало тяжелый кризис: противостояние стран, революции, гражданские войны. Зарождению пролетариата и секуляризации также сопутствовала ожесточенная идейная борьба. Конт рассматривал борьбу мировоззрений как бесплодную и опасную. Он отнюдь не 5ыл аполитичным ученым и мечтал о прогрессе и мире. Он считал эту цель достижимой, если изучение общества высво- Предисловие бодится из идеологических рамок. Только тогда возможно разумное действие. Конт требовал от тех, кто занимается социальными проблемами, чтобы они брали пример с ученых-естествоиспытателей. Так социология стала «позитивной наукой». Она занимается в первую очередь тем, что имеется налицо, или, лучше сказать, тем, что можно обнаружить. Социолог хочет наблюдать и объяснять социальные факты. «Глобальные» социологические теории, безусловно, не соответствуют этому требованию. Но, несомненно, некоторые всеобщие теории, несмотря на присутствующие в них спекулятивные элементы, решительно помогают науке двигаться вперед: ведь они способствуют тому, что иные проблемы выходят на новый научный уровень. Поэтому необходимо изучать всеобщие теоретические построения; кроме того, они часто отражают в сколько-нибудь рациональной форме общественное сознание эпохи, класса или движения, поскольку они составляют предмет социологии. История социологии позволяет увидеть, что происходит, когда общество создает свой теоретический образ, при каких социальных условиях становится возможным появление социологии как науки и возникает спрос на такую дисциплину. Авторам учебника удалось доступно изложить и наиболее полно представить ключевые моменты истории социологической мысли, концепции, которые оказали значительное влия-ниенаразвитиесоциологиикакнауки. Срединебольшого числа современных учебников и учебных пособий по истории социологии работа профессора Ростовского государственного университета Ю.Г.Волкова, профессора РГЭА С.И.Самыгина, кандидата философских наук В.Н.Нечипуренко, на наш взгляд, в наибольшей степени отвечает требованиям, предъявляемым к учебной литературе по названному предмету. Декан социологического факультета МГУ, доктор философских наук, профессор В.И.Добреньков ВВЕДЕНИЕ Предлагаемое читателю учебное пособие по курсу «История социологии» предназначено в первую очередь для студентов социологических и других гуманитарных специальностей вузов, но будет полезно также и всем штгересующимся историей социально-философской и социологической мысли. Содержание учебника структурировано в целом по хронологическому и географическому принципам, как этого обычно требует изложение истории науки. Воздерживаясь по возможности от критических и оценочных суждений, авторы стремились сделать текст преимущественно дескриптивным, так как ставили своей целью дать читателю как можно более объективную и полную картину генезиса и исторического развития социологии. Широтапоставленнойзадачи требовала от авторского коллектива привлечения разнообразных, в том числе и иностранных, источников, многие из которых вводятся в отечественный научный оборот впервые. В числе таких источников следует назвать работы Д. Брауна, И. Валлерштайна, Э. Гидценса, Д. Джери, Г. Микл-Хорке, Р. Морроу, А. Туренаи других. Концептуальную основу учебника составляет представление о социологии как о единой ветви гуманитарного знания, обладающей одной и той же парадигматической спецификой. Первая из девяти глав посвящена, в частности, рассмотрению базисньгхпреддосьшоквозникновениясоциологии как особого, качественно нового типа науки об обществе и вскрытию ее принципиального отличия от социальной философии. Социологическое знание, несмотря на то, что давно уже существует в качестве вполне сформировавшейся самостоятельной науки, сохраняет неразрывную связь с теми вдеями и представлениями, которые стояли у его истоков. А эти идеи неотделимы от исторического контекста возникновения со- Введение циологии. Поэтому авторы подробно останавливаются на исторических предпосылках возникновения этого феномена, а также все последующие ключевые моменты в развитии социологического знания рассматривают комплексно—на фоне не только соответствующей социально-исторической ситуации, но также широкого экономического, политического и культурного контекста. В настоящем учебном пособии развитие социологии по большей части представлено одновременно в трех аспектах: как история идеи, как история теории и как история метода. Эти три аспекта развития исторически далеко не всегда находились в единстве. Великие социально-политические движения XIX века, в частности, породили ряд не утративших своего значения идей, однако эти идеи не имели никакого отношения к научным методам социологии. В настоящее время между базисными идеями и идеологемами эпохи и методами эмпирических социологических исследований также сохраняется значительная дистанция. Тем не менее с необходимостью должна прослеживаться связь, реально существующая между интеллектуальными движениями в узкопрофессиональной среде обществоведов и социально-экономическим состоянием общества конкретных стран и конкретных периодов. Развитие науки не является автономным. Реальные обстоятельства, в контексте которых осуществляется научное исследование, накладывают весомый, порой определяющий отпечаток на его результаты. Социология представляет собой часть социального процесса в целом; ее понятия, теории и методы вплетены в единую для данного исторического периода сеть значений, которая в конечном счете и придает форму нашей интерпретации действительности. В настоящее время история социологии как отдельная наука переживает пик своего развития. Это означает, что накоплено достаточное количество материала, позволяющего Социология: история и современность увидеть и проследить общие закономерности становления и функционирования различных социологических школ и направлений, а также социологии в целом, позволяющего во всем этом многообразии рассмотреть единую логическую линию, которая обуславливает в конечном счете единство социологии как науки. Обращаясь к широко известному методологическому положению Г.В.Ф.Гегеля о совпадении исторического и логического в познании, необходимо признать некоторую правоту этого подхода в отношении истории науки, в частности, истории социологии. История формирования понятийного аппарата, вычленения самостоятельных уровней исследования, образования новых парадигм в изучении общества позволяет как в зеркале увидеть логику понимания человеком общества и самого себя и то, как эта логика менялась, эволюционируя к сложной, полиморфной и многомерной парадигме постмодерна, в которой есть место для классических и неклассических подходов, математической точности и игры, традиционалистской ностальгии и устремленности в будущее. История социологии—это в широком смысле история саморефлексии человека как социального существа. Поэтому ее изучение представляет не только чисто академический, но и общечеловеческий интерес. Студенческую аудиторию, на которую преимущественно рассчитан этот учебник, составляют люди, период активной деятельности которых придется на XXI век. Хотелось бы, чтобы это был век широкого взгляда на мир, век понимания глубинных социокультурных взаимосвязей, мирного сосуществования социальных групп, классов, наций, культур. Авторы надеются, что предлагаемая книга поможет читателю приобрести прочные и глубокие знания по истории социологии, лучше понять общество и перспективы его развития. РАЗДЕЛ I. ИДЕЯ СОЦИОЛОГИИ 1. Социально-исторические и научные предпосылки возникновения социологии Возникновение социологии как отдельной науки предполагало появление понятия «общество» и разработку теории общества благодаря познанию естественных основ социального порядка. Можно даже сказать, что социология как самостоятельная наука обязана своим возникновением изобретению понятия «общества», то есть его разработке в теоретическом плане и в общественном словоупотреблении. Социология возникла из духа Просвещения и как реакция на Французскую революцию. Ее основной задачей стало понимание того, каким образом социальный порядок может подчинить себе беспорядок, частные интересы и агрессивность. Таким образом, она является продуктом определенного времени и общества, однако впоследствии сама стала воздействовать на социальную действительность. Социология создавалась как идеология современности. Она была связана с духовными и политическими течениями времени, но социальное мышление не обязательно должно было выражаться в виде «социологии». Это подтверждает целый ряд мыслителей, ученых, реформаторов общества, которые интенсивно занимались социальными вопросами, но ни в коей мере не считали себя «социологами». Здесь следует упомянуть лишь двоих из них: Алексиса де Токвиля, современника и соотечественника Опоста Конта, произведения которого «О демократии в Америке» и «Старое государство и революция» представляют интерес и сегодня, в то время как работы Конта по сравнению с ними выглядят несколько архаично; Карла Маркса, который иронизировал над социологией Конта, если вообще принимал ее всерьез: его Социология: история и современность исторический материализм стал величайшим вызовом для социологии. «Дюркгейм называл себя рационалистом. Вебер поставил понятие рационально-легальной легитимации во главу своего анализа власти. А Маркс посвятил себя изучению того, что он называл научным (то есть рациональным) социализмом. Все основоположники социологической науки были детьми эпохи Просвещения».1 В XIX веке со словом «социология» связывали совершенно определенное интеллектуальное обоснование, которое, однако, не являлось безусловно единственным способом постановки вопроса о социальном порядке и его развитии. Сам вопрос: «Как возможен социальный порядок?» — стоял не в начале, а в конце развития размышлений о социальном. По мнению Алена Турена, общественная мысль формируется в точке пересечения понятий порядка и эволюции: «Именно так создавалась социология, и Опост Конт потому стал творцом социологии, что он отстаивает одновременно и прогресс, и порядок»2. Социология — это определенный ответ на вопрос о социальном порядке, который направил в одно русло последующий анализ, но он не был единственно возможным. После появления этой специфической новой науки существовали и другие подходы к социальным проблемам, которые не считали себя социологией. В настоящее время объем того, что охватывает социология, значительно вырос и включает многие до сих пор альтернативные подходы, которые обозначаются как направления или парадигмы. Возникновение социологии как самостоятельной науки шло на фоне длительного социально-экономического и научного развития, последствия которого оказывают влияние 1 Wallerstein I. Presidential Address, XlVth World Congress of Sociology, Montreal, July 26,1998. 2 Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М., 1998. С. 35. 10 |
Рефератов по дисциплине «Государственность России: история и современность» «Государственность России: история и современность» для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 040700. 62 «Организация работы... | Рефератов по дисциплине «Государственность России: история и современность» «Государственность России: история и современность» для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 100400. 62 «Туризм» | ||
Программа дисциплины «Социология, модуль I. Общая социология» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»... | Темы самостоятельных и контрольных работ по дисциплине «Государственность... «Государственность России: история и современность» для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 100400. 62 «Туризм» | ||
Программа дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 4 курса направления 031900.... | Программа дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030700. 62 «Международные... | ||
Программа дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900. 62 «Международные... | Программа дисциплины История и социология гуманитарного знания для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Керамика. История и современность | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» Степаненко Василий Иванович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Философия, социология и история» | ||
Условия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология» Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология... | Условия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология» Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология... | ||
Условия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология» Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология... | Список электронных изданий Государственная символика России : История и современность: наглядное пособие (диск) | ||
Условия и порядок приема слушателей на магистерские программы по направлению «Социология» Обучение в магистратуре эф нгу по направлению «Социология» ведется по образовательным программам «Экономическая социология» и «Социология... | Документ архив история современность Стандарт третьего поколения глазами истфака уральского государственного университета |