Скачать 224.38 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет истории Программа дисциплины «Социология, модуль I. Общая социология» для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра Автор программы: Гофман А.Б., д.с.н., проф. agofman@hse.ru Одобрена на заседании кафедры общей социологии « » ноября 2013 г. Зав. кафедрой профессор Н.Е.Покровский Рекомендована секцией УМС «Социология» «___»____________ 2013 г. Председатель профессор В.Г. Ледяев Утверждена УС факультета социологии «___»_____________2013 г. Ученый секретарь доц.Е.В. Надеждина Москва, 2013 1. Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Социология». Программа разработана в соответствии с:
Главная цель освоения субдисциплины «Общая социология» состоит в знакомстве студентов с основными принципами и понятиями социологии, в овладении ими навыками социологического мышления при анализе исторических явлений и событий. Кроме того, данная дисциплина должна подготовить студентов к последующему изучению других субдисциплин курса «Социология» - «Методы социологического исследования» и «Экономическая социология», - а также других социальных наук.
В результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1). Для изучения дисциплины студент должен обладать знаниями в области социологии, истории и других социальных наук в объеме средней школы. 4. Содержание модуля дисциплины4.1. В соответствии с принятым в ГУ – ВШЭ учебным планом программа 1-ого раздела (модуля) курса "Социология" охватывает 3-4 модули первого года обучения. Настоящий раздел «Общая социология» предполагает самостоятельную, лекционную и семинарскую формы занятий: общее число часов – 144, из них 58 часов – аудиторные (34 ч. – лекционные, 24 ч. – семинарские занятия). В самостоятельную работу студента входит изучение теоретического материала по рекомендованной литературе. В процессе освоения дисциплины студенты пишут один реферат и одну контрольную работу. Раздел (модуль) «Общая социология» завершается зачетной письменной контрольной работой в конце 4-го модуля учебного года. 4.2. Тематический план
4.3. Содержание программы 1Тема 1. Социология как наука.Что изучает социология? Каковы основные признаки, критерии социологического знания? Что объединяет социологию с другими науками, в том числе с естественными? Особенности социологии как гуманитарного знания, отличающие ее от естественных наук. Отличие социологии от вненаучных форм знания об обществе. Парадигмы и их роль в развитии социологии. Внутринаучные и вненаучные факторы развития социологического знания. Четыре функции социологии как науки: описание, объяснение, предсказание социальных процессов, социальная технология. Структура социологического знания. Макросоциология и микросоциология; теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология; общая социология и частные социологии. О профессиональной этике социолога. Зачем нужна социология в современном обществе. Литература: Основная: Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 2008. Или любое предыдущее издание этой книги. Лекция 1. Гидденс Э. Социология. М., 1999. Или любое другое издание этой книги. Глава 1. Дополнительная: Дюркгейм Э. Метод социологии. Предисловия ко второму и первому изданиям, Введение, Глава 1 // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. 3-е изд. – М., 2008. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избр. произведения. М., 1990. С.602-643. Сорокин П. Социология как наука // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С.156-175, 189-190. Тема 2. Из каких идей родилась социология: интеллектуальные предпосылки возникновения социологии как науки Формирование идеи общества. Становление и развитие различных традиций в понимании социальной реальности. Общество как естественное образование и общество как искусственное образование. Социальный номинализм и социальный реализм. Представление о естественном и гражданском состояниях человека. Теории общественного договора. Соотношение понятий общества и государства. Эволюция представлений об обществе в европейской и общественной мысли до XIX в. Формирование идеи социального закона как естественного закона в применении к обществу. Законы онтологические (законы сущего) и законы деонтологические (законы должного); их соотношение и связь в истории европейской мысли. Влияние идеи естественного закона на понимание структуры и развития общества. Формирование идеи прогресса. Четыре теории, оценивающие направленность и содержание общественного развития: теории прогресса, регресса, циклического развития (круговорота) и маятникового развития. Становление и развитие рационалистической теории прогресса. Ее значение для возникновения социологии и последующая критика. Формирование идеи метода и ее значение для возникновения социологии. Влияние механического естествознания на становление социологической методологии. "Политическая арифметика". Социология как "социальная физика" и "социальная физиология". Когда и где начинается социология? Литература: Основная: Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 2008. Или любое предыдущее издание этой книги. Лекция 2. Дополнительная: Сорокин П. Развитие социологии // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С.176-190. Антология русской классической социологии. М. 1995. Тема 3. Культура и общество. Человеческая природа и культура. Биологическая наследственность и культурная, генетическая программа поведения и культурная. Общества животных и общества людей. Культура и социальная система. Элементы культуры. Символические и знаковые элементы. Язык и знаки. Культурные образцы. Культура и социальная регуляция поведения. Нормы и ценности. Понятие аномии. Традиция и обычай. Обычное право. Религиозные, нравственные и юридические нормы. Культура и субкультура. Субкультуры различных социальных групп. Традиционная, элитарная и массовая культура. Литература: Основная: Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000. С.123-221. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М., 2005. Главы 10, 11. Культурология. Энциклопедия. В 2-х томах. Гл. ред. С.Я.Левит. М., 2007. Дополнительная Современные трансформации российской культуры. Отв. ред. И.В.Кондаков. М., 2005. Традиционное и нетрадиционное в культуре России. Отв. ред. И.В.Кондаков. М., 2008. Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики. Под ред. А.Б.Гофмана. М., 2008. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. Изд. 5-ое. М., 2013. Или любое предыдущее издание этой книги. Тема 4. Социальные институты Понятие социальных институтов. Институты и социальные функции. Явные и латентные функции институтов. Социальные действия и институты. Процессы институционализации. Институты и отклоняющееся поведение. Виды социальных институтов. Семья как социальный институт. Брак. Супружество, родительство, детство. Эволюция семьи. Типы семьи. Социальные функции семьи. Брак и развод. Семья в современных обществах. Религия как социальный институт. Структура и социальные функции религии. Религиозные общины, группы и организации. Религия в современных обществах. Экономика как социальный институт. Связь с другими институтами. Явные и латентные функции экономических явлений. Социальные аспекты производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Экономика и социальная дифференциация. Капитализм и социализм как экономические системы. Социальное значение труда и удовлетворенность трудом. Профессия и престиж профессии. Профессиональные группы. Политика как социальный институт. Политика и типы власти. Теория элит. Формы правления. Структура и функции политики. Политическая власть, политические движения, политические партии. Право как социальный институт. Правовые нормы и санкции. Социальные функции права. Мораль и право. Право и преступность. Средства массовой коммуникации и их роль в современном обществе. Литература: Основная: Гидденс Э. Социология. М., 1999. Или любое другое издание этой книги. Часть III. Мертон Р. Явные и латентные функции // Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006. Часть I. Гл.III. Дополнительная: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. Парсонс Т. Пролегомены к теории социальных институтов // Глобализация и социальные институты. Под ред. И.Ф.Девятко и В.Н.Фоминой. М.: Наука, 2010. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997. Тема 5. Социализация индивида. Содержание процесса социализации индивида. Этапы социализации. Становление Я и интериоризация социальных норм. Личность и социальные роли. Агенты социализации. Референтные группы. Социализация и формирование идентичности. Значение социализации для общества и индивида. Литература: Основная: Гидденс Э. Социология. М., 1999. Или любое другое издание этой книги. Глава 3. Кон И.С. Детство и общество. М., 2003. Дополнительная: Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2005. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. Тема 6. Социальные группы и организации Природа групп. Типы групп. Социальное значение половых, возрастных, расовых и этнических различий. Понятие меньшинства. Этноцентризм. Групповые стереотипы и предрассудки. Сущность социальной организации. Формальная организация и ее структура. Иерархия, лидерство, коммуникация в организациях. Бюрократия и ее роль в социальной системе. Понятие общины и типы общин. Территориальные общины. Урбанизация и рурализация. Литература: Основная: Гидденс Э. Социология. М., 1999. Или любое другое издание этой книги. Главы 8, 9. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М., 2005. Главы 8, 9. Дополнительная: Паркинсон С. Законы Паркинсона. М., 2007. Питер Л., Халл Р. Принцип Питера, или Почему дела идут вкривь и вкось. М., 2012. Тема 7. Социальное равенство и социальное неравенство Равенство как идеал и как реальность. Природа социального неравенства и его виды. Понятие социальной дифференциации и стратификации. Касты, сословия, слои, классы. Критерии классового деления. Классовый конфликт и классовое сотрудничество. Неклассовые формы неравенства и социального конфликта. Социальная мобильность. Горизонтальная и вертикальная мобильность. Возможно ли равенство и неизбежно ли неравенство. Литература: Основная: Гидденс Э. Социология. М., 1999. Или любое другое издание этой книги. Главы 7, 8. Гофман А.Б. Мартовские тезисы о социологии равенства и неравенства // Социс, 2004, №7. Дополнительная: Вебер М. Основные понятия стратификации // Социс, 1994, №5. Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С.295-424. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1995. Тема 8. Социальные процессы, изменения и движения Социальные процессы. Обмен, сотрудничество, конкуренция. Конфликт и пути разрешения конфликтов. Сущность и типы социальных изменений. Источники и агенты изменений. Традиции и инновации в обществе. Традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества. Природа социальных движений. Институты и социальные движения. Типы социальных движений. Литература: Основная: Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М., 2005. Главы 7, 19, 20, 24. Здравомыслова Е.А. Социология общественных движений – становление нового исследовательского направления // Социология в России. Под ред. В.А.Ядова. М., 1998. Гофман А.Б. Пятнадцать тезисов в защиту идеи модернизации // Россия реформирующаяся. Ежегодник. Вып.11. Отв. ред. М.К.Горшков. М.: Новый Хронограф, 2012. С.27-35. Дополнительная: Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. Гидденс Э. Социология. М., 1999. Или любое другое издание этой книги. Главы 19, 20. Костюшев В.В. Социология общественных движений. СПб., 2009. Яницкий О.Н. Социальные движения. Теория. Практика. Перспектива.М., 2013. Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики. Под ред. А.Б.Гофмана. М., 2008. Тема 9. Массовое поведение и массовые сообщества Природа массового поведения и его формы. Слухи. Массовая истерия, паранойя и шизофрения. Психическая патология и социальная патология. Массовые увлечения и бумы. Мода как постоянное явление. Массовые сообщества. Толпа и ее разновидности. Публика и ее типы. Общественное мнение и его роль в современных сообществах. Пропаганда, ее формы, значение, эффективность. Литература: Основная: Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М., 2005. Глава 7. Московичи С. Век толп. М., 2011. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. Дополнительная: Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль. Под ред. В.И.Добренькова. М., 1996. Лебон Г. Психология народов и масс. М., 2008. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. Изд. 5-е. М., 2013. Или любое предыдущее издание этой книги. Тема 10. Социология и современное российское общество Можно ли описать и объяснить историю России в XX столетии средствами социологии? Способны ли социологические понятия, теории, модели, методы внести вклад в постижение уникальной российской действительности? Может ли социология способствовать преобразованию российского общества для блага его членов? Теории индустриализма, постиндустриализма и информационного общества. Теории модернизации и постмодернизации. Россия, глобализация, "мировая система". Традиционалистские теории социального устройства. Понятие переходного общества. Проблемы социальной дезорганизации. Понятие аномии и его роль. Особенности современной преступности. Исследования в области социальных движений, безработицы, конфликтов, отклоняющегося поведения, вынужденной миграции, социальных проблем инвалидов, общественного мнения, политического лидерства, электорального поведения, маркетинга, рекламы. Формирование программ социального переустройства. Роль социологической теории. Реальная и мнимая эффективность исследований. Значение профессиональной и гражданской ответственности социологов. Социология как мировоззрение. Литература: Основная: Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М., 2005. Главы 25, 26. Изменяющаяся Россия в зеркале социологии. Под ред. М.К.Горшкова, Н.Е.Тихоновой. М., 2004. Россия реформирующаяся: Ежегодник-2012. Вып.11. Отв. ред. М.К.Горшков. М.; СПб, 2011. Дополнительная: Вишневский А. Серп и рубль. М., 1998. 2-е изд. – М., 2010. Россия реформирующаяся. Ежегодники. Вып. 1-11. М., 2001-2012. Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики. Под ред. А.Б.Гофмана. М., 2008. Общественное мнение – 2012. Ежегодник. М.: Левада-центр, 2012. http://www.levada.ru/books/obshchestvennoe-mnenie-2012 О чем мечтают россияне: идеал и реальность. Под ред. М.К.Горшкова, Р.Крумма, Н.Е.Тихоновой. М., 2013. Электронная версия - на сайте Института социологии РАН.
5.1. Итоговая оценка по дисциплине «Социология» выставляется после прослушивания студентом третьей части курса — «Экономическая социология». Текущий контроль осуществляется в форме написания одной контрольной работы и одного реферата, а также контроля работы на семинарских занятиях. В конце раздела «Общая социология» (конец 4-го модуля) проводится зачетная контрольная работа. 5.2. Порядок формирования оценок по дисциплине Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских: отмечается посещаемость – Опосещаемость и общая активность студентов. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов – реферат – согласно указанным в п. “5.4.2” критериям. Таким образом, оценка за самостоятельную работу также определяется перед итоговым контролем – Ореферат). Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Отекущий = 0,1·* Опосещаемость + 0,3 * Оаудиторная + 0,3 * Ореферат+ 0,3 * Ок/р Способ округления накопленной оценки текущего контроля: по арифметическим правилам. Результирующая оценка за итоговый контроль в форме дифференцированного зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу (по 10-ти балльной шкале) непосредственно на зачете: Оитоговый = 0,3·* Озачет + 0,7 *·Отекущий Способ округления накопленной оценки итогового контроля: по арифметическим правилам. В случае если студент на зачете (Озачет) получает оценку от «0» до «3» по 10-ти балльной шкале, оценка итоговая (Оитоговый) не может быть выше 3-х баллов по 10-ти балльной шкале, т.е. блокирует текущую оценку (Отекущий). 5.3. Критерии оценки знаний, навыков Работа на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям:
5.4. Тематика заданий текущего контроля5.4.1. Примерные темы рефератов:
5.4.3. Общее положение о проведении текущей контрольной работы Текущая контрольная работа предполагает её проведение непосредственно на семинарском занятии. Контрольная работа сдаётся в письменном виде. Основу заданий для контрольной работы составляют ранее пройденные темы (см. п. “4.2”) к моменту проведения контрольной работы. 5.5. Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныПримерный перечень вопросов к зачету по данному разделу (модулю) курса 1. Что и как изучает социология? 2. Структура социологического знания. 3. Формирование идеи общества. Ее значение для становления социологии. 4. Формирование идеи социального закона. Его значение для становления социологии. 5. Формирование идеи социального прогресса. Ее значение для становления социологии. 6. Формирование идеи метода. Ее значение для становления социологии. 7. Социальные и познавательные предпосылки возникновения социологии. 8. Когда и где возникает социология. 9. Культура и общество. 10. Культура и субкультуры. 11. Социальные нормы и ценности. Понятие аномии. 12. Социальные институты. Типы, структура и функции институтов. 13. Семья как социальный институт. 14. Религия как социальный институт. 15. Экономика как социальный институт. 16. Что такое капитализм и социализм как системы институтов? 17. Социализация индивида. Ее формы, этапы, агенты. 18. Природа и типы социальных групп. 19. Формальная организация, ее структура, функции и дисфункции. Понятие бюрократии. 20. Социальная дифференциация и социальная стратификация. 21. Типы стратификационных систем. Касты, сословия, слои, классы. 22. Критерии классового деления. Классовые конфликты и классовое сотрудничество. 23. Социальная мобильность и ее разновидности. 24. Сущность социокультурных изменений. Модернизации, традиции и инновации. 25. Социальные движения. 26. Массовые сообщества и массовые процессы. 27. Глобализация и информатизация. 28. Социология и история, их взаимосвязь и взаимодействие. 29. История России в свете социологии. 30. Социология и социальные процессы в современной России.
6.1. Базовые учебники Гидденс Э. Социология. М., 1999. Или любое другое издание этой книги. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М., 2005. Общая социология. Под ред. А.Г. Эфендиева. М., 2000.
Аберкромби Н. и др. Социологический словарь / Под ред. С.А. Ерофеева. М.: Экономика, 1999. (URL: [http://ecsocman.hse.ru/text/19154673/]) Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. Современная западная социология. Словарь. Под ред. Ю.Н.Давыдова. М.: Политиздат, 1990. Кравченко С.А. Словарь новейшей социологической лексики: Теории, понятия, персоналии (с английскими эквивалентами). М., 2011. Культурология. Энциклопедия. В 2-х томах. М.: РОССПЭН, 2007. Большая Российская Энциклопедия. Тт. 1-22. Продолжающееся издание.
http://ecsocman.hse.ru/ (Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент) |
Программа дисциплины История и социология гуманитарного знания для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Программа дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200.... | ||
Программа дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200.... | Программа дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано... Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»... | ||
Рабочая программа дисциплины «социология коммуникаций» «Социология». Теоретической базой для основания дисциплины являются знания студентов, полученные в результате изучения дисциплин:... | Примерной программы наименование дисциплины: Современные социологические... «Историческая социология», «Социология культуры», «Этносоциология», «Организация, подготовка и презентация социологического исследования»,... | ||
Программа дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Программа дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200.... | ||
Программа дисциплины Социология эмоций для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для препода-вателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Программа дисциплины Социология культуры для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для препода-вателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ||
Недели семестра ... | Программа дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ||
Программа дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Программа дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040200. 68 «Социология»... | ||
Программа дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040200. 68 «Социология»... | Программа дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 040200. 68 «Социология» подготовки... |