Методическая разработка урока «Москва на подъёме» для 6 класса, это второй урок в разделе «Объединение русских земель вокруг Москвы»





Скачать 58.45 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока «Москва на подъёме» для 6 класса, это второй урок в разделе «Объединение русских земель вокруг Москвы»
Дата публикации26.09.2013
Размер58.45 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > История > Методическая разработка
Аннотация: Представлена методическая разработка урока «Москва на подъёме» для 6 класса, это второй урок в разделе «Объединение русских земель вокруг Москвы».

Объединение учащихся в «случайные» группы для решения различных заданий позволяют преодолеть отставание слабых, неуверенных в себе учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность. Сопровождение изучения новой темы показом слайдов и просмотром анимации создаёт высокий воспитательный настрой урока. Используются на уровне отдельных компонентов системы технологии проблемного обучения, групповые и компьютерные технологии.
Конспект урока по истории для учащихся 6 класса

по теме: «Москва на подъёме»

Дидактическая Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала, работая в группах, составленных из нескольких учащихся, сидящих за соседними партами средствами технологии решения проблемного вопроса.

Цели по содержанию:

Образовательный аспект: создание условий для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с ходом Куликовской битвы; выяснение причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране перед Куликовской битвой и после неё.

Развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа. Воспитательный аспект: воспитание чувства гордости за предков, отстаивавших свободу и независимость родной земли, за героизм воинов, шедших на смерть, ради спасения Отчизны.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная. Для работы на уроке формируются « случайные» группы по 5-6 человек, сидящих рядом. Расположение учащихся в классе должно быть комфортным, удобным для всех форм деятельности.

Оборудование: 1. Учебник: Е.В. Пчёлова. История России с древнейших времён до конца XVI века. 2. Настенная карта «Расширение русского государства в XIV- XVIв.»; 3. Компьютер; 4. Мультимедийный проектор; 5. Дискета со слайдами; 6. CD «Энциклопедия истории России 862-1917г.» 7. Генеалогическая таблица «Правление Рюриковичей»

Отечество – кончик нити, смотанный в клубок. Назовёшь себя по имени- отчеству- вспомнишь отца, назовёшь отца- вспомнишь деда, назовёшь по имени-отчеству деда – вспомнишь прадеда… Без отрыва должна тянуться нить. Ведь длина её – вечность.

Мы, продолжая разматывать клубок истории, остановимся кратко на основных вехах русской истории:

Фронтальный опрос:

На экране появляется дата - XII в.

Учитель: Ребята, скажите, какой след оставил XII в. в истории?

( раздробленность, стольное княжество, правители княжеств)
На экране появляется дата - XIII в.

( нашествия на Русь: 1237г., 1240г., 1242)

Учитель: Нашествие на Русь остановило процесс раздробленности?

На экране появляется дата - XIV в.

Учитель: Что изменилось во внутренней жизни Руси?

( Москва возвышается над другими городами Руси; характеристика князя Ивана I)
Известно, что события подобны угасающим звёздам – они возникают и вспыхивают только раз. Своим появлением они несут одним людям радость, другим – боль. Сегодня на уроке мы познакомимся с яркими событиями, вспыхнув, которые озарили немеркнущим светом всю русскую историю – это укрепление Москвы при её новом правителе и с героической страничкой в истории нашей Родины – Куликовской битвой.
Объяснение новой темы:
На экране всплывает проблемный вопрос, а учащиеся записывают его как тему урока:

« Победа в Куликовской битве: внезапный успех или закономерность?»
Внимание учащихся привлекается к доске, на которой находится генеалогическая таблица «Правление Рюриковичей»:

У Ивана Калиты –2 сына: Симеон Гордый и Иван II Красный. В их правление Москва встала во главе всех земель северо-восточной Руси. Эпидемия чумы унесла жизнь многих русских князей, в т.ч. и Симеона Гордого и Ивана Красного, у которого остался сын – 9-летний Дмитрий. В это время князь Н.Новгорода Дмитрий Константинович хитростью получил заветный ярлык в Орде. Но рядом с малолетним Дмитрием – верные соратники, среди них митрополит Алексий, который во время посещения Орды вылечил едва не ослепшую ханшу, склонив тем самым хана в свою сторону. Вскоре Дмитрий Иванович женился на дочери нижегородского князя, т.о., оба Дмитрия помирились.
Но враги у Москвы ещё были. Кремль, возведённый при Иване Калите сильно пострадал во время пожара в 1367 г. Из с. Мячково на санях везли белый известняк, чтобы возвести Белокаменный Кремль (слайд на экране «Белокаменный Кремль при Дмитрии Ивановиче») – 1-ая каменная крепость среди русских городов - свидетельство возвышения Москвы.
Задания группам (1-2 мин.) : Рассмотрев укрепление, найдите доказательства его эффективности

(среди ответов: - укрепления треугольной формы: с одной стороны полноводная река, с другой неглубокая, но заболоченная р. Неглинка, с приступной стороны – 5 трёхярусных башен)
Тверской князь «разбился о крепость каменных стен» и князь Дмитрий, собрав войско, направился в Тверь. Тверь признала великого князя.
Золотую Орду в это время также раздирала междоусобная борьба, за 20 лет сменилось 25 ханов. Среди них возвысился темник – Мамай, приведший в 1378 г. войско на русскую землю. Сражение, произошедшее на р. Воже, закончилось победой русской дружины.

Мамай стал готовить новый поход на Русь.
Работа в группах: Рассмотрев на стр. 160-161 изображение русского воина и ордынского всадника, познакомившись с необычностью политической ситуации, ответьте на вопрос: «У кого больше шансов победить?
-СD «Энциклопедия…»: анимация – «Благословение русских воинов С. Радонежским»
-слайд – репродукция с картины худ. Бубнова «Утро на Куликовом поле»
задания для групп 1-2 для работы с картиной:

1.Чем вооружены русские воины?

2. Кто из воинов Дмитрий Иванович?

3.Как вы думаете, куда обращены взоры русских войск?

4. Дайте характеристику местности предстоящего сражения.

задания для групп 3-4

1.Почему рядом с поднятыми копьями видны иконы ?

2. Что за стяг развивается над Дмитрием Ивановичем?

3. Можно ли по выражениям лиц определить настроение русских войск?

4. В чём важность предстоящего сражения?
-слайд «Репродукция с картины худ. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем»

-сообщение уч-ся о поединке.
-анимация «Ход Куликовской битвы»
В Коломенском на бер. Москвы-реки заложили 1-й памятник победы над монголо-татарами – церковь св. Георгия, дарующего воинам доблесть. Погибших было такое множество, что перечислять бы пришлось все известные имена, и. потому, созданную здесь Церковь назвали «Всех Святых» или Церковь всех святых на Кулишках.

(Слайд с видом Церкви.)
Учитель напоминает о проблемном задании, полученном в начале урока.

В группах начинается обсуждение, в ходе которого учащиеся приходят к выводу, что победа русских воинов в Куликовской битве является закономерностью (моральный подъём; единение всех русских земель; желание отстоять независимость Руси; полководческий талант Дмитрия (использование засадной тактики, экономия сил, знание тактики противника))
Это была первая крупная победа Руси над Ордой, но из любой победы можно извлечь уроки.

Подумайте, чему же научила русских эта победа? (обсуждение в группах), в результате которой все пришли к выводу, что только при объединении русских земель возможно свергнуть монгольское иго.

Дмитрий Иванович умер 19 мая 1389 г. И был похоронен в церкви св. архангела Михаила. В наше время на легендарном Куликовом поле открыт музей. В центре – отлита из бронзы скульптура Д. Донского (ск-р О.М. Комов), а рядом фигуры его воинов в доспехах (слайд) спустя 599 лет. В 1988 году на соборе Русской Православной Церкви Великий князь Владимирский и московский был канонизирован и причислен к лику святых.
Рефлексия проводится в ходе ответов на вопросы:

-Какими событиями, фактами, с которыми познакомились на уроке, вы гордитесь?

-какие события отрицательно повлияли на ход русской истории?

Домашнее задание: №23. учить, вопрос 4 на стр. 165 письменно

Желающие работают над проектом: «Победа русских на Куликовом

поле – закономерность!»

Литература для учащихся:

1.Малая энциклопедия персоналий: 2000 великих людей. Изд-во Торсинг, Москва 2001г.

2.Н. Шефов. Битвы России. Изд-во АСТ, Москва 2002г.


Иванова Т.П. МОУ « Дедуровская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района» Оренбургской области

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока «Москва на подъёме» для 6 класса, это второй урок в разделе «Объединение русских земель вокруг Москвы» iconУрок истории России в 6 классе по теме "Москва центр борьбы с ордынским...
Москвы в центр объединения северо – восточных русских земель, рассмотреть ход и значение Куликовской битвы
Методическая разработка урока «Москва на подъёме» для 6 класса, это второй урок в разделе «Объединение русских земель вокруг Москвы» iconУрок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала....
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Методическая разработка урока «Москва на подъёме» для 6 класса, это второй урок в разделе «Объединение русских земель вокруг Москвы» iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка урока «Москва на подъёме» для 6 класса, это второй урок в разделе «Объединение русских земель вокруг Москвы» iconТема: Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва
Руси второй половины XIV века: объединение земель и героическая борьба народа за независимость, за уничтожение монголо-татарского...
Методическая разработка урока «Москва на подъёме» для 6 класса, это второй урок в разделе «Объединение русских земель вокруг Москвы» iconУрок по учебному плану в разделе «Природные комплексы». Время реализации занятия 45 мин
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Методическая разработка урока «Москва на подъёме» для 6 класса, это второй урок в разделе «Объединение русских земель вокруг Москвы» iconТехническое творчество: Творческое объединение «Юный конструктор»
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Методическая разработка урока «Москва на подъёме» для 6 класса, это второй урок в разделе «Объединение русских земель вокруг Москвы» iconМетодическая разработка урока. Обществознание, 6-й класс. Тема: повторительно обобщающий урок
Второй мировой войны, Великой Отечественной войны, судьбах конкретных людей показать, какие ценности сохраняются в обществе и имеют...
Методическая разработка урока «Москва на подъёме» для 6 класса, это второй урок в разделе «Объединение русских земель вокруг Москвы» iconДва кризиса русской государственности: Опричнина и Смутное время
Объединение русских земель завершилось, при сыне Ивана III василии III, который княжил в Москве с 1505 по 1533 год. В восточной Европе...
Методическая разработка урока «Москва на подъёме» для 6 класса, это второй урок в разделе «Объединение русских земель вокруг Москвы» iconМетодическая разработка урока-конференции для 10-го класса
Данная структура урока имеет эвристический уровень познавательной деятельности, это способствует развитию критического мышления....
Методическая разработка урока «Москва на подъёме» для 6 класса, это второй урок в разделе «Объединение русских земель вокруг Москвы» iconМетодическая разработка изучения темы «История второй мировой и Великой Отечественной войны»
Методическая разработка изучения темы “Вторая Мировая и Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945
Методическая разработка урока «Москва на подъёме» для 6 класса, это второй урок в разделе «Объединение русских земель вокруг Москвы» iconУрока: 1 Тема урока. Я гражданин и ученик
...
Методическая разработка урока «Москва на подъёме» для 6 класса, это второй урок в разделе «Объединение русских земель вокруг Москвы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Это второй урок в новом разделе, который предшествует изучению раздела «Лексика»
Методическая разработка урока «Москва на подъёме» для 6 класса, это второй урок в разделе «Объединение русских земель вокруг Москвы» iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка урока «Москва на подъёме» для 6 класса, это второй урок в разделе «Объединение русских земель вокруг Москвы» iconУрок окружающего мира в 3 классе. Тема урока: Дуб и все вокруг него
Открытый урок по окружающему миру по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» для 3 классов
Методическая разработка урока «Москва на подъёме» для 6 класса, это второй урок в разделе «Объединение русских земель вокруг Москвы» iconМетодическая разработка урока математики
Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций...
Методическая разработка урока «Москва на подъёме» для 6 класса, это второй урок в разделе «Объединение русских земель вокруг Москвы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск