Скачать 213.8 Kb.
|
Московская Духовная Семинария ДОЦЕНТ АРХИМАНДРИТ ИОАНН/МАСЛОВ/ КОНСПЕКТ ПО ЛИТУРГИКЕ ДЛЯ 3-го КЛАССА О Г Л А В Л Е Н И Е Стр. Понятие о литургике, как науке………………….………………………. 2 Понятие о двунадесятых праздниках………….…………………………. 4 Двунадесятые неподвижные Господские и Богородичные праздники. Их общие отличия и особенности……………………………………………. 7 Праздники в честь Пресвятой Богородицы……………………………… 8 РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ История праздника…………………….…………………………………… 9 Особенности всенощного бдения праздника …………………………… 10 ЛИТУРГИИ………………………………………………………………... 12 Служба праздника в воскресенье………………………………………… 13 Особенности попразднства в воскресенье………………………………. 14 Отдание праздника в седмичный день…………………………………... 17 Отдание праздника в воскресный день………………………………….. 17 ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ История праздника………………………………………………………... 18 Особенности богослужения праздника………………………………….. 19 Служба праздника в воскресенье………………………………………… 21 Служба праздника в седмичный день……………………………………. 22 Отдание праздника в воскресный день…….…………………………….. 23 Отдание праздника со службой святому, имеющему бдение, или храмовому …………………………………………………………………. 24 БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ История праздника………………………………………………………… 26 Богослужебные особенности праздника…………………………………. 27 Предпразднство и попразднство праздника……………………………… 27 Всенощное бдение…………………………………………………………. 27 Служба праздника по Типикону………………………………………….. 31 СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ История праздника………………………………………………………… 34 Богослужебные особенности……………………………………………… 34 УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ История установления праздника………………………………………… 38 Особенности богослужения праздника…………………………………... 39 Чин погребения Богоматери в древнем церковном богослужении…….. 41 Погребение Божией Матери в современной церковной практике……… 43 Воскресное всенощное бдение в соединении с чином погребения Божией Матери в храме Московской духовной академии……………… 44 ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО История праздника и его древность……………………………………… 45 стр. Подготовительный период к празднику………………………………… 48 Предпразднство РОЖДЕНИЯ ХРИСТОВА…………………………….. 50 Навечерие праздника (сочельник) и его богослужебные особенности.. 52 Схема построения Великих (Царских) часов…………………………… 53 Практический порядок их отправления…………………………………. 55 Уставная особенность Рождественской вечерни, совершаемой в навечерие Праздника ………………………………………………………………… 56 Порядок отправления праздника в сочельник с литургией св. Василия Великого ………………………………………………………………….. 57 Порядок отправления праздника в сочельник с литургией св.Иоанна Златоуста …………………………………………………………………. 59 Чин славления Христа в навечерие праздника ………………………… 61 Всенощное бдение ……………………………………………………….. 61 Литургия на Рождество Христово ……………………………………… 65 Вечерня в день праздника ……………………………………………….. 65 Попразднство в отдание праздника……………………………………… 67 Суббота и неделя по Рождестве Христовом…………………………….. 67 Отдание праздника в воскресенье (в неделю св. Богоотец)…………… 69 « С В Я Т К И «……………………………………………………………. 70 КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ История праздника………………………………………………………... 72 Предпразднство Крещения ………………………………………………. 73 Навечерие праздника Богоявления ……………………………………… 74 Особенности богослужения в навечерие праздника …………………… 75 Великие Часы ……………………………………………………………... 75 Сочельник. Вечерня и ее особенность …………………………………... 77 Великое освящение воды ………………………………………………… 78 Великая агиасма …………………………………………………………... 82 Чин славления праздника ………………………………………………… 84 Всенощное бдение праздника ……………………………………………. 84 Л И Т У Р Г И Я …………………………………………………………… 86 Праздничная вечерня ……………………………………………………... 87 Попразднство и отдание праздника ……………………………………… 87 Суббота и неделя по Просвещении ……………………………………… 88 ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ История праздника ……………………………………………………….. 91 Предпразднство и попразднство ………………………………………… 91 Особенности всенощного бдения ……………………………………….. 91 Чин освящения плодов …………………………………………………… 93 ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ стр. История праздника ……………………………………………………… 95 Предпразднство и попразднство ………………………………………. 97 Особенности богослужения праздника ……………………………….. 97 Вынос Креста …………………………………………………………… 100 Чин Воздвижения Креста ……………………………………………… 100 Праздник Воздвижения, как грань летнего и зимнего периодов Устава …………………………………………………………………… 104 Порядок рядового чтения кафизм и летний и зимний периоды ……. 105 Об «отступке» ………………………………………………………….. 106 БОГОСЛУЖЕНИЕ ВЕЛИКОПОСТНОЕ Древность поста и его значение ………………………………………. 107 Понятие о Триоди Постной …………………………………………… 110 Подготовительные недели Великого поста ………………………….. 111 Общее понятие о подготовительных неделях ……………………….. 112 Неделя о мытаре и фарисее …………………………………………… 113 Уставные особенности служб Недели о мытаре и фарисее ………… 113 Седмица и Неделя о блудном сыне …………………………………... 115 Особенность богослужения в эту Неделю …………………………… 116 Седмица и Неделя мясопустные ……………………………………… 117 Особенности службы мясопустной субботы ………………………… 118 Основные особенности богослужения мясопустной седмицы и Недели ………………………………………………………………….. 121 Седмица и Неделя сыропустные ……………………………………… 121 Уставные особенности Сырной седмицы ……………………………. 122 Общее понятие о великопостном богослужении ……………………. 128 Вечерня сыропустной Недели ………………………………………… 128 Чин прощения ………………………………………………………….. 130 Общий порядок церковных служб и их особенности ……………….. 131 Последование великого повечерия …………………………………… 133 Великопостная утреня …………………………………………………. 136 Особенности утрени в субботу 2-й седмицы ………………………… 142 Общие особенности великопостных часов …………………………... 147 Порядок чтения великопостных часов ……………………………….. 149 Изобразительны ………………………………………………………... 151 Вечерня …………………………………………………………………. 153 Литургия Преждеосвященных Даров ………………………………… 156 Происхождение литургии Преждеосвященных Даров ……………… 156 Освящение Святых Даров для литургии Преждеосвященных Даров 159 Чин литургии Преждеосвященных Даров …………………………… 160 Первая седмица и Неделя Великого поста …………………………… 160 Вторая седмица и Неделя Великого поста …………………………… 171 стр. Третья Неделя Великого поста ……………………………………………. 172 Четвертая Неделя Великого поста ………………………………………… 173 Пятая седмица и Неделя Великого поста …………………………………. 173 Богослужебные особенности чтения великого канона …………………... 174 Седмица Ваий ………………………………………………………………. 176 Уставные особенности богослужения в субботу Ваий ………………….. 177 ВХОД ГОСПОДЕНЬ ВО ИЕРУСАЛИМ Уставные особенности богослужения ……………………………………. 179 СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА Первые три дня …………………………………………………………….. 181 Уставные особенности богослужения первых трех дней ……………….. 182 Великий Четверг …………………………………………………………… 187 Особенности богослужения ……………………………………………….. 187 Задостойник Великого Четверга ………………………………………….. 189 Богослужения Великой Пятницы …………………………………………. 190 Великая Суббота ……………………………………………………………. 197 ТРИОДЬ ЦВЕТНАЯ Ее содержание и происхождение ………………………………………….. 205 ПАСХА. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРКСЕНИЕ ……………………... 206 Древность праздника ……………………………………………………….. 207 Особенности пасхального богослужения …………………………………. 207 Пасхальная утреня. Начало пения Цветной Триоди ……………………… 209 Пасхальные часы ……………………………………………………………. 214 ЛИТУРГИЯ ………………………………………………………………….. 215 Чин освящения артоса ………………………………………………………. 218 Великая вечерня в первый день Пасхи …………………………………….. 220 Уставные особенности богослужения на Пасхальной седмице ………….. 221 Неделя Антипасхи /Фомина/ ………………………………………………… 223 Уставные особенности в Неделю Антипасхи ……………………………… 224 Особенности служб от Фоминой Недели до отдания Пасхи …………….. 227 Уставной порядок пения и чтения тропаря «Христос воскресе» ………... 228 Богослужебные особенности каждой Недели от праздника Святой Пасхи до отдания его ……………………………………………………….. 231 ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ Древность праздника ………………………………………………………. 233 стр. Богослужение праздника …………………………………………………. 233 Неделя седьмая по Пасхе, св. Отец 1-го Вселенского Собора ………… 237 Троицкая родительская суббота …………………………………………. 238 ПЯТИДЕСЯТНИЦА Древность праздника …………………………………………………….. 239 Уставные особенности богослужения ………………………………….. 240 ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА / Духов день / ………………………………… 242 Неделя 1-я по Пятидесятнице, всех святых …………………………….. 243 Неделя 2-я по Пятидесятнице, всех святых, в земле Российской просиявших……………………………………………………………….. 244 ПЕТРОВ ПОСТ ………………………………………………………….. 244 ПОНЯТИЕ О ЛИТУРГИКЕ, КАК НАУКЕ ЛИТУРГИКОЙ называется наука о богослужении в христианской Православной Церкви. Свое название эта наука получила от слова ЛИТУРГИЯ, что в переводе с греческого языка означает общественное дело, общественная служба. В древние времена слово ЛИТУРГИЯ употреблялось для обозначения совокупности богослужебных действий, обрядов и форм, т.е. всего богослужения или отдельных его видов Собственно литургией называется церковная служба, во время которой совершается таинство Евхаристии, а святая Евхаристия есть сердцевина всего христианского богослужения. Отсюда Литургика есть наука о богослужении, как деле общественном, церковном и его формах. Предметом изучения православной Литургики являются содержание и формы богослужения в том виде и смысле, как их понимает и совершает Православная Церковь. ЗАДАЧА ЛИТУРГИКИ состоит в том, чтобы: 1/ показать историю христианского богослужения в целом и в отдельных частях, его эволюцию и существующие формы, в которых твердо сохранены дух и цели древней Православной Церкви, 2/ раскрыть значение, содержание и цель праздников, богослужебных обрядов и чинопоследований, сущность и истинный смысл существующих богослужебных форм, 3/ и, наконец, объяснить этимологию и назначение священных мест, в частности храма, а также предметов и принадлежностей христианского богослужения, каковыми являются: церковные вещи, утварь, богослужебные книги и прочее. Литургика по своему предмету принадлежит к области практического богословия и находится в тесной связи с такими науками, как гомилетика, пастырское богословие, каноническое право. Литургика находится в теснейшей связи и с областью теоретического богословия, раскрывающего веро- и нравоучение /догматическое и нравственное богословие/, поскольку христианское веро- и нравоучение составляет корень и содержание всего православного богослужения. По содержанию Литургика разделяется на общую и частную. В общей части рассматриваются основные понятия о христианском богослужении, его происхождении, о составных частях богослужения и священных действиях при его совершении, о лицах, его совершающих, и принадлежностях, необходимых для его совершения /о храме и его устройстве, облачениях, священных сосудах и т.д./ В частной Литургике рассматриваются различные виды общественного и частного богослужения /круг суточного богослужения, седмичные и годовые службы, частные требы и молитвословия и др./ По действующей программе часть курса Литургики под названием «Церковный устав» изучается в двух первых классах семинарии, она включает в себя всю общую часть, а из частной Литургики – круг суточного и седмичного богослужения. В настоящем курсе Литургики для 3-го и 4-го классов семинарии подлежит изучению: 1) богослужение годовое /двунадесятые праздники, службы Постной и Цветной Триоди / и 2) службы особенные, совершаемые церковью по особому случаю или по потребности христиан /таинства, молебен, освящение храма и воды, погребение и поминовение усопших и др. ПОНЯТИЕ О ДВУНАДЕСЯТЫХ ПРАЗДНИКАХ Церковные службы в определенные дни года, т.е., совершаемые однажды в год и посвященные особым воспоминаниям, носят общее название годовых. Они подразделяются на праздничные и великопостные. В праздники святая Церковь воспоминает выдающиеся события из земной жизни Спасителя , события домостроительства Божия о нашем спасении. Церковные праздники по важности соединенных с ними воспоминаний и по торжественности богослужения разделяются на великие, средние и малые. /О церковном разделении праздников на великие, средние и малые и о различии их служб см. Типикон гл. 47/ Великие праздники в богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в красном круге – « име бдение и вся служба праздника совершается по Уставу». Двенадцать из великих праздников установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и в честь Пресвятой Богородицы, поэтому одни из них называются Господскими или Господними, а другие Богородичными двунадесятыми праздниками. Они еще подразделяются на переходящие и непереходящие /или подвижные и неподвижные/. Непереходящие праздники празднуются в строго определенный день года, а переходящие находятся в зависимости от дня Пасхи. Богородичные двунадесятые праздники относятся к непереходящим. ДВУНАДЕСЯТЫЕ НЕПОДВИЖНЫЕ ПРАЗДНИКИ /в хронологической последовательности событий/ следующие: __________________________________________________________________Праздники Число Всего Число Число и месяц дней предпр. дней по- праздника праздн. Отдание с отда- нием 1 2 3 4 5 6 Рождество Пресвя- 8 сент. 6 1 4 12 сент. той Богородицы 1 2 3 4 5 6 Введение во храм Пресвятой Богоро- 21 ноября 6 1 4 25 ноября дицы Благовещение Пре- святой Богородицы 25 марта 3 1 1 26 марта (1) Сретение Господне 2 февраля от 2 до 9 1 от 0 до 7 3 февраля
Успение Пресвятой 15 августа 10 1 8 23 августа Богородицы Рождество Христово 25 декабря 12 5 6 31 декабря Богоявление 6 января 13 4 8 14 января Преображение Господне 6 августа 9 1 7 13 августа Воздвижение Креста 14 сентября 9 1 7 21 сентяб. Господня ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ: Вход Господень в Иерусалим -- 1 -- -- -- Вознесение Господне -- 10 1 8 в пятницу 7-й седмиц. Пятидесятница (3) -- 7 -- 6 в субботу, /День Святой Троицы/ следующ. За праздн.
Службы всех неподвижных и двунадесятых праздников помещены в месячных Минеях, а службы подвижных двунадесятых праздников – в Триоди Цветной. ПРАЗДНИК ПАСХИ, как «праздников праздник», имеет особую службу, отличающуюся от служб двунадесятых праздников, и поэтому он не входит в число двунадесятых. Кроме перечисленных двунадесятых праздников, имеются еще следующие великие /недвунадесятые/ праздники:
ПРАЗДНИКИ, ЧТИМЫЕ СВ. ЦЕРКОВЬЮ
ДВУНАДЕСЯТЫЕ НЕПОДВИЖНЫЕ ГОСПОДСКИЕ И БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ, ИХ ОБЩИЕ ОТЛИЧИЯ И ОСОБЕННОСТИ Богослужение в самые дни великих двунадесятых праздников посвящается исключительно празднуемому событию, что и выражается в изменяемых частях богослужения /чтениях, молитвословиях, песнопениях/. Внешняя сторона богослужения в эти дни, сообразно со светлостью и величием воспоминаемых событий, достигает полной торжественности. Церковь «обликается в одежды светлые», в «весь светлейший сан» как говорит Устав о Пасхальном облачении, и совершает богослужение при полном освящении храма. Сами священнослужители облачаются в соответствующие содержанию праздника облачения: в Господские праздники – облачения цвета золота /символ торжества/, в Богородичные – голубого и белого цвета /символ невинности и девственной чистоты/. ПРИМЕЧАНИЕ: В Господские праздники считается общепринятым облачение цвета золота, но на Богоявление, Преображение и Вознесение употребляются облачения белого цвета, на Воздвижение – фиолетового или красного, на праздник Входа Господня во Иерусалим – цвета золота /в практике же часто встречаются и допускаются облачения зеленого цвета/, в Пятидесятницу – цвета золота, а на вечерне в тот же праздник – зеленого в цветах. На Пасху цвет облачения – белый и красный. В другие праздники облачение бывает: - в праздники ангельские – белое, - апостольские – желтое, - в святительские – цвета золота, - в преподобнические – зеленое /символ надежды и мирного подвига среди зеленых пустынных лесов/, - мучеников – красное /символ страданий святых/. В Великие праздники в богослужении преобладает пение над чтением, что служит выражением радостного состояния. В некоторые двунадесятые праздники Церковь с глубокой древности определила не преклонять колен, ибо торжествующим приличнее стоять прямо, чтобы самим положением тела выражать торжество. Поэтому в Уставе прямо сказано: « При богослужении в неделю, т.е. воскресный день, и в Владычный праздник и в Пятидесятницу колена не приклонять» /Типикон, гл. 2/. Наконец, Церковь вносит духовную радость, торжество и в дома христиан, ослабляя или совсем опуская пост в эти дни и совершая славословия в самих домах. ПРАЗДНИКИ В ЧЕСТЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Святая Церковь с древних времен прославляет Божию Матерь, величает Ее высшею без сравнения всех ангелов и святых и воздает Ей особенную честь. Слава Ее была предвозвещена пророками /Ис. 7, 14, Пс. 11, 4 ; 11, 16/ и началась еще с младенчества. После благовещения Архангела о рождении от Нее Сына Божия праведная Елисавета, исполнившись Духа Святого, первая нарекла Ее Матерью Господа. При этой встрече Сама Богоневеста, движимая Духом Святым, прорекла о Себе: « Се бо отныне ублажат Мя вси роди» / Лк. 1, 41- 48 /. Величие Богоматери, явленное при Ее жизни и по Успении, распространились в мире с расширением пределов Церкви Христовой. На Ш – м Вселенском Соборе отцы Церкви, осудив лжеучение Нестория, торжественно исповедали Пресвятую Деву Богородицею. Христиане с первых времен обращались с молитвой к Пресвятой Богородице, посвящали Ей храмы и устанавливали в честь Ее праздники. Земная жизнь Богородицы прославляется в следующих двунадесятых праздниках:
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА / 8 сентября / Событие, воспоминаемое в этот праздник, сохранилось только в древнем церковном предании /например, в творениях блаж. Иеронима, Епифания Кипрского и др. /. Св. Андрей Критский в слове на день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь / в лице Девы Марии / уготовляется в новое жилище Творцу». По словам св. Иоанна Дамаскина, «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновится и печаль праматери Евы переменилась в радость (1). «Рождается убо /Дева/, и мир с Нею обновляется (2). Праздник и воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью с глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Св. Равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь и память Рождения Божией Матери. Другие сведения можно найти в писаниях св. Иоанна Златоуста, св. Прокла, св. Епифания и блаж. Августина. В честь праздника составлены многие песнопения святыми песнотворцами: в V в. – Анатолием, архиеп. Константинопольским, в VI в.- Стефаном Святоградским, в VII в.- св. Андреем Критским, в VIII в.- св. Иоанном Дамаскиным и Германом, патриархом Константинопольским, в IX в. – Иосифом Студитом, их песнопения и теперь поются за богослужением в этот праздник. Так, с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии Богоневесты».
ОСОБЕННОСТИ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ ПРАЗДНИКА Возглас: «Слава Святей …», предначинательный псалом, «Блажен муж..». На «Господи воззвах…» 8 стихир, гл. 6-й. «Слава и ныне» - стихира праздника вместо догматика. Вход. Прокимен дня. На великой вечерни после входа читаются три паремии, которые часто /но не всегда/ читаются в Богородичные праздники. Первая паремия из кн. Бытия /28, 10-17/ - о лестнице, виденной патриархом Иаковом, и прообразовавшей Пресвятую Деву, через Которую снисшел на землю и воплотился Сын Божий. Вторая паремия /Иезек. 44, 2-4/ - о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но через них пройдет Господь Бог Израилев, и они будут затворены. Эти затворенные врата есть прообраз Приснодевства Богородицы. Третья паремия /Притч. 9, 1-11/ - о Премудрости, создавшей себе дом и ясно указывающей на Пресвятую Деву Марию, от Которой воплотился и родился Спаситель мира. На литии пять стихир праздника, гл.6-й. На благословении хлебов и на «Бог Господь…» /трижды/ и в конце утрени /единожды/ тропарь праздника, гл.4-й. «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш и, разрушив клятву, даде благословение и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный». На утрени, на полиелее поется величание: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое». После величания, малой ектении и седальна праздника – поется 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, гл. 4-й: «Помяну имя Твое…» Стих: «Отрыгну сердце мое слово благо…», Евангелие от Луки. Зач. 4-е. После Евангелия: «Слава: Молитвами Богородицы…», «И ныне» - то же, затем «Помилуй мя, Боже», стихира праздника, гл.6-й: «Сей день Господень…» и молитва «Спаси Боже, люди твоя…» ПРИМЕЧАНИЕ: 1-й антифон 4-го гласа : «От юности моея», как правило, поется по полиелее во все двунадесятые Господские и Богородичные праздники в седмичные дни. Если Богородичный двунадесятый праздник случится в воскресенье, то поются степенны антифоны текущего гласа. В воскресенье же 1-й антифон 4-го гласа поется только в случившиеся великие Господские праздники: Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Преображение, неделю Ваий и Пятидесятницу /этот же антифон поется еще в Неделю св. апостола Фомы, имеющую во многом богослужебные особенности двунадесятого праздника/. КАНОНОВ два: первый – св. Иоанна Дамаскина /VIII в./, второй – св. Андрея Критского /VII в./ . Второй канон по содержанию посвящен не только Рождеству, но и Введению во храм Пресвятой Богородицы, как близким между собой событиям, ибо праздник Введения относится к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, как Сретение Господне к Рождеству Христову. По 3-й песни – седален праздника, гл.4-й «Слава и ныне» - той же. По 6-й песне – кондак: «Иоаким и Анна поношение безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя освободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и люди Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея». Катавасия – ирмосы ближайшего великого Господского праздника Воздвижения: «Крест начертав Моисей» /по такому принципу катавасия бывает и в некоторые другие великие Богородичные и Господские праздники: Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Преображение Господне, Вознесение и др. /Ирмосы обоих канонов положено по Уставу петь по дважды. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Обычно вместо «Честнейшую» поется первый припев: «Величай душе моя, преславное Рождество Божией Матери» и ирмос 2-го канона. «Чуждо матерем девство и странно девам деторождение: на Тебе Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем». Затем указанный припев поется к тропарям 1-го канона; к тропарям же второго канона другой припев: «Величай, душе моя, от неплодове родшуюся Деву Марию». После 9-й песни – светилен «От неплодные днесь Анны…», Слава и ныне – «Адам обновися…». На хвалитех стихиры на четыре, гл. 1-й. Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника однажды и ектения: сугубая, прсительная и отпуст. НА ЛИТУРГИИ В богородичные праздники по малом входе следует петь «Придите, поклонимся…», а в Господские – при совершении службы священником /но не архиереем/ - «Придите, поклонимся…» не поется, но сразу после входного стиха хор поет тропарь и кондак праздника. (1). Вместо «Достойно» - Задостойник «Чужде матереем девство…» с припевом. /Так на всех литургиях в попразднство, включая и отдание праздника. Обычно Задостойник праздника поется на литургии до отдания /включительно/ и во все другие великие Господские и Богородичные праздники. Задостойником в эти праздники служит обычно ирмос 3-й песни канона с припевом или без него/. Прокимен, гл.3-й песнь Богородицы «Величит душа моя…», стих: «Яко призре на смирение…»; Апостол, Флп., Зач. 240; Евангелие то Луки, Зач.54. Причастен: «Чашу спасения прииму, и имя Господне призову». Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства /7 сентября/ и четыре дня попраздства. Отдание его бывает 12 сентября. Следующий день после праздника /9 сентября/ посвящен участникам празднуемого события- праведным Иоакиму и Анне. (1) – К. Никольский. Устав богослужения Православной Церкви, СПб., 1900, с. 396. СЛУЖБА РОЖДЕСТВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ВОСКРЕСЕНЬЕ Малая вечерня. На «Господи, воззвах» стихиры на 4. «Слава, и ныне» - праздника. На стиховне стихира воскресная и одна праздника стиховна великой вечерни с припевами праздника, т.е. «Слыши, Дщи…» «Слава, и ныне» - праздника. Тропарь воскресный, «Слава, и ныне» - праздника. Ектенья малая и отпуст. Великая вечерня. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: три воскресных, Анатолиева одна, и праздника 6. «Слава, и ныне» - стихира праздника /вместо догматика/. Вход. Прокимен дня. Паремии праздника. На литии все стихиры праздника. На стиховне стихиры воскресные. «Слава, и ныне» - праздника. На благословении хлебов тропарь праздника /трижды/. На утрени. На «Бог Господь» - тропарь воскресный /дважды/, «Слава, и ныне» - праздника. По кафизме - седальны воскресные с Богородичными. Полиелей и тропари: «Ангельский собор…» Прокимен и Евангелие праздника. «Воскресение Христово…», пс. 50-й, «Слава: Молитвами Богородицы…», И ныне: - то же, «Помилуй мя, Боже…», стихира праздника. Каноны: воскресный с ирмосами на 4 и Богородицы из Октоиха на2; праздника оба канона на 8. Катавасия: «Крест начертав…». По 3-й песни – кондак и икос воскресный, и седален праздника /дважды/. По 6-й песни – кондак и икос праздника. По 9-й песни припевы не поем, но «Честнейшую». Светилен воскресный, «Слава, и ныне» - праздника. Далее – «Свят Господь Бог наш». (1) Н хвалитех – стихиры воскресные – 4 и праздника 4 с праздничными припевами. «Слава» - праздника, «И ныне: Преблагословенна еси…». Славословие великое. Тропарь только воскресный. После отпуста – «Слава, и ныне» с евангельской стихирой. На 1-м часе – тропарь воскресный, «Слава» - праздника, «И ныне» - Богородичен часа. Кондак – воскресный, на следующих часах – попеременно. (2) __________________________________________________________________ (1) – Но если в воскресные дни поется светилен праздника, как-то бывает в Господские праздники, то «Свят Господь»…» не поется. /С.В. Булгаков. Настольная книга. Харьков, 1900, с. 786. (2) – В конце 1-го часа, т.е. после молитвы «Христе свете истинный…» положено петь «Взбранной Воеводе…», но не кондак праздника. И только на Рождество Христово, как исключение, поется кондак «Дева днесь…» /Там же с. 789/. НА ЛИТУРГИИ. «Блаженны» воскресные на 6 и праздника песнь 3-я на 4. При входе поется «Придите, поклонимся…». «Воскресый из мертвых…», тропарь воскресный и праздника. «Слава» - кондак воскресный, «И ныне» - праздника. Прокимен. Апостол, «Аллилуия», Евангелие читаем прежде недели пред Воздвижением, затем – рядовой под одно зачало и Богородицы. Прокимен гласа оставляется. ПРИЧАСТЕН: «Хвалите Господа с небес…» и праздника. «Чашу спасения приму…». ЕСЛИ СЛУЧИТСЯ ПОПРАЗДНСТВО РОЖДЕСТВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ВОСКРЕСЕНЬЕ, то на великой вечерни: на «Господи, воззвах» стихиры воскресные – три, Анатолиева – одна, праздника – три и святого Минеи – три. Но если случится память святого, имеющего службу шестиричную или полиелейную, то стихиры поются так: воскресные – три, праздника – три и святого Минеи – четыре. «Слава» - святого, если есть, если же нет, то «Слава» - праздника, «И ныне» - Богородичен /т.е. догматик/ текущего гласа (1). НА ЛИТИИ . Стихиры – праздника, «Слава» - святому, «И ныне» - праздника. Если нет стихиры святому на «Слава», то «Слава, и ныне» - праздника. НА СТИХОВНЕ. Стихиры воскресные, «Слава» - святому, «И ныне» - праздника. На благословении хлебов тропари: «Богородице Дево, радуйся» /дважды/ и праздника /единожды/. НА УТРЕНИ. На «Бог Господь» - тропарь воскресный /дважды/, «Слава» - святого, «И ныне» - праздника. Если тропаря нет святому, то «Слава», «И ныне» - праздника. По чтении кафизм – седальны только воскресные с Богородичными. |
Руководство по Литургике или наука о Православном богослужении. Тверь,... Божий с его внешним и внутренним устройством, священными предметами, одеждами, богослужеб-ными книгами, уставным порядком отправления... | Конспект по параграфу 2 №703, 705 Параграф читать. Стр. 117 118 отвечать... Стр. 71, упр. 45. Учить стихотворение наизусть Повторить слова, стр. 98, упр. 4, стр. 104 105. Упр. 3(1,2) перевод | ||
Доклад Совету при Президенте Российской Федерации по науке и образованию... «Наука, образование и инновации в России: взгляд молодых ученых на проблемы и перспективы» | Доклад Совету при Президенте Российской Федерации по науке и образованию... «Наука, образование и инновации в России: взгляд молодых ученых на проблемы и перспективы» | ||
Конспект внеклассного занятия для учащихся 2 класса ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Виды преобразования текста» сокращение текста, план (стр. 170-171), тезисы (стр. 173), упр. 324, выписки (стр. 175), конспект (стр.... | ||
Вопросы к экзамену по дисциплине «Общая психология (введение)» Понятие о науке и ее критериях Ощущение как простейший психический процесс, его физиологическая основа и свойства | Лекция 1: «Понятие о педагогике как науке» (2 ч.) 1 вопрос О проведении краевых соревнований по мини-футболу среди обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального... | ||
Учебник для 3 кл нач шк. В 2 ч. Ч. М. Просвещение, 2001. Т. Ю. Целоусова,... Дать понятие об экологии – как науке о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека... | Ещё раз о хозрасчёте стр. 202 Последний штрих стр 204 Что происходит на хлебном фронте стр. 164 О неиспользованных резервах стр. 168 О модернизации стр. 171 Нэп по Ленину в исполнении... | ||
Конспект занятия по методике экологического образования Стр. 71, упр. 45. Учить стихотворение наизусть Повторить слова, стр. 98, упр. 4, стр. 104 105. Упр. 3(1,2) перевод | Конспект занятия по ручному труду: «Игольница «Бабочка» Стр. 71, упр. 45. Учить стихотворение наизусть Повторить слова, стр. 98, упр. 4, стр. 104 105. Упр. 3(1,2) перевод | ||
Конспект ноод по фэмп во 2 младшей группе «В гости к зайке» Стр. 71, упр. 45. Учить стихотворение наизусть Повторить слова, стр. 98, упр. 4, стр. 104 105. Упр. 3(1,2) перевод | Конспект занятия по ручному труду на тему: «Волшебное превращение» Стр. 71, упр. 45. Учить стихотворение наизусть Повторить слова, стр. 98, упр. 4, стр. 104 105. Упр. 3(1,2) перевод | ||
Оглавление стр. Предисловие 2 Что же следует понимать под профилактическим, естественным, исцеляющим, правильным дыханием? 25 | 2 «А» Математика Пособие: стр. 139 №1,2,3; стр. 143 №1,2,3; стр. 145 №1,2,3; стр. 149 №2,3; стр. 158 №3,4,6 |