Лекция 1: «Понятие о педагогике как науке» (2 ч.) 1 вопрос





Скачать 40.71 Kb.
НазваниеЛекция 1: «Понятие о педагогике как науке» (2 ч.) 1 вопрос
Дата публикации22.07.2013
Размер40.71 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Физика > Лекция
Лекция 1: «Понятие о педагогике как науке» (2 ч.)

1 вопрос: Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики.

2 вопрос: Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

3 вопрос: Образование как общечеловеческая ценность.

4 вопрос: Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.

5 вопрос: Образовательная система России.
1 вопрос:

Что такое педагогика?

Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Греческое слово «пейдагогос» («пейда» - ребенок, «гогес» - вести) можно перевести как «детоводитель», «детовожатый». Таким образом, «педагогика» в буквальном переводе с гречес­кого — детовождение. Основными категориями педагогики являют­ся: развитие, воспитание, образование, обучение. В настоящее время педагогика – это наука, изучающая закономерность развития, воспитания, образования и обучения.

Развитие человека это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляе­мых социальных и природных факторов.

В качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она осуществляет в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

- описательном, или объяснительном, - изучение передового и новаторского педагогического опыта;

- диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

- прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

- проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный, или регулятивный" (В.В.Краевский), план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

- преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

- рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Педагогическая наука, как и другие науки, имеет следующие функции (задачи): объяснительную, преобразовательную, прогностическую. Объяснительная функция состоит в том, что наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему так или иначе протекают процессы воспитания. Иначе говоря, основная задача педагогики - открывать новое, до этого неизвестное знание. Результатом исследования являются законы и принципы педагогики, теории, концепции - все это дают фундаментальные педагогические исследования.
      Вторая функция науки преобразовательная, прикладная, практическая: на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика. Ученые считают, что результатом исследований должны быть педагогические системы, технологии, то есть пооперационные описания процессов воспитания/обучения, рассчитанных на получение заданного результата. Как в физике открытие закона ведет к изобретению машины, так в педагогике объяснение явления, теория ведет к созданию педагогических систем, методик, технологий обучения, учебных средств, учебников. Выполняя эти задачи, педагогика носит нормативный, регулятивный характер.
      Прогностическая функция педагогики заключается в обоснованном предвидении развития педагогической реальности. Открытие программированного обучения, создание ЭВМ и сложных средств коммуникации привело ученых к мысли, что школа будущего будет иной или вообще отомрет: учащиеся будут учиться с помощью телекоммуникационных средств дома или в специальных центрах. Возникла даже отрасль науки о предвидении развития ПС - педагогическая футурология.
      Результатами педагогического исследования являются теории, педагогические системы и технологии, педагогические прогнозы. Они бывают представлены в разных формах: докладах, статьях, книгах, учебных пособиях, обучающих программах. и пр.

2 вопрос:

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция 1: «Понятие о педагогике как науке» (2 ч.) 1 вопрос iconЛекция №3. Дидактика как теория обучения 1 вопрос
Блок дисциплин дв1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Дисциплины по выбору
Лекция 1: «Понятие о педагогике как науке» (2 ч.) 1 вопрос iconВопросы к экзамену по дисциплине «Общая психология (введение)» Понятие о науке и ее критериях
Ощущение как простейший психический процесс, его физиологическая основа и свойства
Лекция 1: «Понятие о педагогике как науке» (2 ч.) 1 вопрос iconКого, как и для чего мы воспитываем?
Этот вопрос живет в них постоянно. Вопрос: Существует как будто много ответов на этот вопрос. Есть ответы из философии, из разных...
Лекция 1: «Понятие о педагогике как науке» (2 ч.) 1 вопрос iconКонспект по литургике для 3-го класса оглавление стр. Понятие о литургике, как науке
Двунадесятые неподвижные Господские и Богородичные праздники. Их общие отличия и особенности
Лекция 1: «Понятие о педагогике как науке» (2 ч.) 1 вопрос iconКурс лекций по психологии и педагогике Часть III учебное пособие
Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72
Лекция 1: «Понятие о педагогике как науке» (2 ч.) 1 вопрос iconЛекция №7 тема: понятие об адаптации и аклиматизации человека
В литературе адаптацией называют как процессы и явления приспособления в жизни индивидуума, так и изменения в организмах целых популяций...
Лекция 1: «Понятие о педагогике как науке» (2 ч.) 1 вопрос iconУрок русского языка в 3а по теме "Понятие об одушевленных и неодушевленных...
Дать понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных; развивать умение распознавать слова, отвечающие на вопрос кто?...
Лекция 1: «Понятие о педагогике как науке» (2 ч.) 1 вопрос iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...
Лекция 1: «Понятие о педагогике как науке» (2 ч.) 1 вопрос iconЛекция Компьютерные слайды как
Лекция Компьютерные слайды как средство виртуальной наглядности. Технология создания дидактического компьютерного материала в программе...
Лекция 1: «Понятие о педагогике как науке» (2 ч.) 1 вопрос iconЛекция №1
Понятие о строительных материалах, изделиях, конструкциях. Классификация сырьевых материалов и технологий производства строительных...
Лекция 1: «Понятие о педагогике как науке» (2 ч.) 1 вопрос iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общее понятие о психологии как науке. Предмет психологии. Материалистические, идеалистические и иные философские понимания психики....
Лекция 1: «Понятие о педагогике как науке» (2 ч.) 1 вопрос iconУчебник для 3 кл нач шк. В 2 ч. Ч. М. Просвещение, 2001. Т. Ю. Целоусова,...
Дать понятие об экологии – как науке о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека...
Лекция 1: «Понятие о педагогике как науке» (2 ч.) 1 вопрос iconЗадачи: Образовательные. Формирование понятие о здоровом образе жизни
...
Лекция 1: «Понятие о педагогике как науке» (2 ч.) 1 вопрос iconЛекция Понятие экономики и ее основные проблемы Понятие «экономики»
В соответствии с Федеральным законом от 06. 10. 2003г. №131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской...
Лекция 1: «Понятие о педагогике как науке» (2 ч.) 1 вопрос iconЛекция №2. Педагогическая антропология. 1 вопрос
Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Лекция 1: «Понятие о педагогике как науке» (2 ч.) 1 вопрос iconУчебныйплан 6 Введение 11 История науки как смена мировоззрений....
Автор программы: С. А. Виноградова, кандидат филологических наук, доцент, зав кафедрой английского языка и английской филологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск