Кого, как и для чего мы воспитываем?





Скачать 124.49 Kb.
НазваниеКого, как и для чего мы воспитываем?
Дата публикации07.07.2014
Размер124.49 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > География > Вопрос
Михаэль Лайтман - Кого, как и для чего мы воспитываем?

Беседа с о воспитании


Михаэль Лайтман (философия PhD, биокибернетика MSc) – всемирно известный ученый-исследователь в области классической каббалы, доктор философии, профессор онтологии и теории познания, основатель и руководитель Международной академии каббалы и Института исследования каббалы им. Й. Ашлага (ARI – Ashlag Rеsеarch Institutе) – независимых, некоммерческих ассоциаций, занимающихся научной и просветительской деятельностью в области науки каббала.

Воспитание нового поколения требует качественно иного подхода. Это неоднократно подчеркивал Йегуда Ашлаг (1884–1954), основоположник современной науки каббала, известный как Бааль Сулам. Давайте посмотрим, что он пишет в статье «Последнее поколение».

Хорошие свойства с намерением не ради награды, основанные на чувстве ответственности по отношению к человеческому обществу, достигаются воспитанием. Причем воспитание требуется для общественного мнения, которое будет поддерживать и обеспечивать человека по выходе из системы образования. А общественное мнение обуславливается только пользой общества.

Все мы зависим от мнения общества, хочет сказать Бааль Сулам. Невозможно создать правильную систему воспитания поколения, не заручившись поддержкой общества. Мы видим, что родители хотят, чтобы их дети выросли благополучными, чтобы между ними были правильные и хорошие взаимоотношения в школе и в обществе. Кто же портит наших детей?

Я ставлю себя на место отца, у которого есть дети – самое дорогое в его жизни. Я вижу, как они исчезают из поля моего зрения, перенимают плохие свойства, причиняют себе вред и день ото дня становятся все хуже и хуже.

Дело не в том, что это я думаю, что они становятся хуже, – конфликт отцов и детей существовал всегда. Дело в том, что они сознательно вредят своему здоровью, разрушают свою будущую жизнь. Мы видим это совершенно ясно. Речь идет не о том, что ребенок не хочет учиться и, вместо того чтобы стать профессором, станет простым рабочим, и не о том, что он ленив и, вместо того чтобы стать предпринимателем, пристроится клерком в какое-нибудь государственное учреждение. Это нормально. Но мы видим, как наши дети оказываются во власти порока, изощренного, запланированного и словно исходящего из некоего «источника зла». Почему мы, родители, не можем обнаружить этот источник и уничтожить его?!

Если я увижу, как кто-то хочет навредить моему любимому маленькому ребенку, разве я смолчу? Разве я не встану на его защиту? Почему мы, человеческое общество, оказались такими слабыми и ведем себя так, как будто нас это не касается? Что нам дороже, чем наши подрастающие дети?

Человек как будто не понимает и не осознает всю серьезность ситуации. Он держит ребенка на руках, играет с ним, ходит с ним гулять – ребенок наполняет его жизнь. И вместе с тем кто-то со стороны – непонятно только, кто именно – калечит и портит ребенку всю его жизнь, разрушает его здоровье, а отец как будто мирится и соглашается с этим.

Дело в том, что мы не можем найти источник проблемы, в этом вопросе мы совершенно беспомощны. Почему? Потому что причина – в нас. Наше эгоистическое желание насладиться, это та причина, по которой мы портим наших детей. Поэтому мы не можем и не сможем ничего сделать с молодым поколением, пока не приведем в порядок самих себя. Точно так же, как мы говорим о себе: «Ничего не поделаешь», мы говорим: «Ничего не поделаешь» и о подрастающем поколении. У нас нет способа, чтобы определить источник порока и понять, как можно его излечить и исправить. Это ужасно! Человечество просто не понимает, в каком бедственном положении оно оказалось. Как будто кто-то целенаправленно и последовательно портит моих детей, а я живу, соглашаясь с этим.

Что говорит Бааль Сулам?

Хорошие свойства с намерением не ради награды…

Хорошие свойства – это свойства с намерением ради отдачи, только такие свойства называются хорошими. Почему? Потому что только свойство отдачи помогает нам на самом деле получать постоянное, полное и неограниченное наполнение. Все, что ниже этого уровня, так или иначе, в той или форме вредит нам.

Хорошие свойства с намерением не ради награды, основанные на чувстве ответственности по отношению к человеческому обществу, достигаются воспитанием.

Каждый воспитывается и действует, чувствуя ответственность за все человеческое общество.

Только общество поможет мне увидеть в отдаче вечное, совершенное, возвышенное свойство. Только общество воспитает во мне соответствующее отношение к нему. Если общество не окажет на меня такое влияние, я не смогу правильно оценить это свойство и, конечно, не захочу идти против своей природы. Если же общество будет достаточно сильным и преданным, оно повлияет на меня – и у меня не будет выхода, я захочу идти по правильному пути, даже если это выше моей природы.

Бааль Сулам говорит, что это чисто психологический процесс, по мере которого мы изменяемся внутренне и переходим от наслаждения получением к наслаждению отдачей. Общество способно это сделать, ему нужно только захотеть этого.

Прежде всего, мы должны понять, что, не воспитав родителей, мы никогда не сможем воспитать детей. Таким образом, кризис воспитания и образования, который обостряется сейчас, начался пятьдесят лет назад, когда воспитывались родители. Нельзя сказать, что до этого – столетие или два назад – родители были в порядке, но их зло еще не проявлялось так явно в детях, оно находилось в зачаточном состоянии.

Все постигается только через общество. Воспитание – это прямой результат воздействия социума. До тех пор пока общество неспособно понять, что именно оно является причиной проблемы, пока оно не усвоит и не осознает этого хотя бы в общих чертах – ему ничто не поможет. Поэтому все системы образования, сколько бы денег и сил мы в них ни вкладывали, ничего не достигнут, кроме прибавки жалования учителям. А дети будут по-прежнему подавлены самой системой. Сегодняшний молодой человек стремится к более качественному воспитанию, которое общество не может ему обеспечить. Казалось бы, что может хотеть и понимать маленький ребенок? Но мы должны видеть душу человека. У души нет возраста, а есть только раскрывающееся решимо – «духовный ген», «запись» духовной (не облаченной ни в какую внешнюю оболочку) информации об определенном состоянии.

Даже внешне, по гиперактивности, по угнетенности, по вопросам, которые задают дети, мы можем определить, что они живут в другое время. Психологи и учителя тоже говорят, что современные дети принципиально отличаются от тех, которые были раньше. Они спрашивают: «Для чего мне это надо?» Они сразу задают вопрос о цели – удивительно, но это подтверждено исследованиями. Что спрашивает человек, начинающий изучать науку каббала? «В чем смысл моей жизни? Для чего я живу? Какова цель жизни? Что я получу от этой жизни в конце?»

Тот же вопрос, только, естественно, в несколько иной форме, задают и дети. Когда их хотят чему-то научить, они не спрашивают, что это такое и как это устроено, – они спрашивают: «Для чего? Зачем мне это изучать?» А мы, общество, взрослые, не понимаем, что их наполнение отличается от нашего, оно должно соответствовать их вопросам. Учителя не готовы дать им это наполнение, но кто воспитывал самих учителей?

Раньше мы, послушные дети, приходили в школу, чтобы учить математику, физику, грамматику и другие предметы. Сегодняшние дети спрашивают: «А зачем?» Выходит, что вся система ничего не стоит. Ты на протяжении 10-12 лет готов снабжать их различными знаниями, а они говорят тебе на 12 лет вперед: «Мне это не нужно. Сначала объясни, для чего мне это?». В итоге, с первого дня в школе, неосознанно, изнутри, они воспринимают эти знания как ненужные. Детям нужно объяснить, для чего им это надо, что они получат в итоге, а иначе они не начинают учиться. «Конец действия кроется в начальном замысле» – гласит одно из основных правил каббалы, и это то, что сегодня раскрывается. Так работает решимо.

Пока система образования, общество, родители не поймут, что происходит, мы не сможем воспитывать молодое поколение по принципу, заложенному в Писаниях: «Воспитывай отрока согласно пути его» (Мишлэй, 22:6). А если воспитание не будет соответствовать «его пути», он с ним не согласится. Он выберет какую-то простую специальность, чтобы кое-как существовать в этом мире, но «высокие материи» и вообще, вся твоя система – для него невыносимы. Однако мы хотим втиснуть его в рамки, перебороть его гиперактивность, вернее то, что считаем гиперактивностью. В действительности такая активность просто сопровождает возникновение нового внутреннего вопроса.

Причем воспитание требуется для общественного мнения, которое будет поддерживать, и обеспечивать человека по выходе из системы образования.

Даже когда человек выходит из школы, т.е. и во дворе, и дома, не только в школьные годы, но и после, человек должен быть окружен обществом, которое понимает его и развивается вместе с ним. Проблема в том, что мы ясно видим: новое поколение не соответствует нам. Их называют детьми индиго, людьми с другой планеты, новым поколением душ… Мы не понимаем точно, что происходит, и только наблюдаем это странное явление. В итоге дети растут в среде, которая совершенно противоположна им, и их испорченность усиливается.

Вопрос: Вы сказали, что эгоизм родителей – это то, что вредит детям в школе…

Дело не совсем в эгоизме родителей. Родители не понимают, что происходит, они в отчаянии. Как можно обратиться к родителям, которые находятся на предыдущей ступени развития, и объяснить им, что происходит с детьми? Им останется только поверить нам и принять наше объяснение за постулат. Такая возможность существует, поскольку родители ощущают беспомощность во всем, что касается детей, они любят своих детей и понимают, что система образования бессильна. У самих родителей, как бы они этого ни желали, нет возможности создать детям правильное окружение, чтобы из ребенка выросло что-то хорошее. И они это понимают. Но еще не существует информационной системы, которая могла бы объяснить, в чем причина кризиса и где выход из него. Причем эта информационная система должна быть достаточно компетентной и авторитетной, чтобы к ней прислушивались, ведь у каждого свои методы воспитания, и пойди докажи, что прав ты, а не все остальные. Поэтому мы продвигаемся путем бед и неудач. Так будет продолжаться до тех пор, пока от безысходности и страданий люди не будут готовы принять новую методику.

Вопрос: Вы говорите, что современная система воспитания находится в ужасном состоянии. Но как можно представлять людям что-то плохое, не предложив взамен ничего хорошего?

Хорошее состоит в том, чтобы объяснить человеку, какова цель его жизни, для чего он живет, показать ему «конец действия, кроющийся в начальном замысле», и путь его достижения. Зачем ты родился? Где ты был в прошлых перевоплощениях? От ребенка ничего не надо скрывать. Только вопрос о смене намерения, о переходе на альтруизм и отдачу надо раскрывать постепенно. «Это для твоей пользы, ты вырастешь, достигнешь успеха, будешь сильным, все поймешь, ощутишь, наполнишь себя» – все это можно осторожно говорить ребенку, если его привлекает то, что он слышит.

Вопрос: Кто это должен ему говорить?

Учителя, которых надо к этому подготовить. Они должны сказать ребенку: «Ты получишь хорошее вознаграждение – все, что захочешь, если будешь правильно развиваться». То есть мы говорим об альтруистическом развитии, за которое он должен получить эгоистическую компенсацию. Так учат маленьких детей, пока они не станут мудрее, пока не захотят просто быть в свойстве отдачи и в духовном мире без всяких условий. К этому их подведет сама природа, если только выработать в них правильное желание. Человек начинает чувствовать, что в нем что-то изменилось, он не знает, каким образом, но изменились его желания. Ты сам поражаешься, что в тебе произошел этот внутренний переворот. Ты оставляешь свои прежние ценности и переходишь к другим.

Вопрос: Все это происходит в том же формате, на базе существующих школ?

Это может быть в школах, одновременно с остальными предметами, но к ним необходимо добавить – и добавить существенно – уроки по формированию Человека. Из пяти–шести часов в школе дети должны уделять этому два часа, с перерывами, играми, фильмами...

Надо создать из ребенка Человека. Мы должны включить в это обучение историю, развитие, технику, но необходимо объяснять природу человека, цель его существования, что это за система, почему в ней происходит то или другое явление и куда она нас ведет. Дети спрашивают: «Откуда я? Почему я существую? Что собой представляет мир?» Этот вопрос живет в них постоянно.

Вопрос: Существует как будто много ответов на этот вопрос. Есть ответы из философии, из разных источников. Надо ли дать им возможность выяснить это?

Детям не надо ничего выяснять. Я думаю, что и родители уже должны прекратить выяснения. К чему привели все это поиски на сегодняшний день? Философия на протяжении всех поколений вела нас к провалу, хотя мы думали, что движемся к добру. Использование техники привело нас к порогу самоуничтожения, потому что мы не умеем ею правильно пользоваться. Модернизация общества довела нас до состояния, в котором сегодня находится весь мир. Образование для женщин привело к развалу семьи, которая является базисной ячейкой человеческого рода и существует даже на животном уровне – она дана нам естественно, на уровне инстинкта. И даже это разрушено!

Смотрите, до чего мы дошли: эгоистический уровень человека становится выше, чем его физическая, животная природа. Впервые в истории мы дошли до состояния, в котором наше эго превысило животный уровень и сегодня мы – эгоисты на уровне человеческом.

Факт, что на животном уровне человек должен быть с семьей, с детьми, с родителями. Где всё это сегодня? Человек не ощущает, что он принадлежит кому-то, что он кому-то близок. Кризис, то есть отдаление друг от друга, начавшись в период строительства Вавилонской башни, прошел через все ступени и достиг даже животной, материальной, естественной и инстинктивной ячейки – семьи, в которой мы больше не способны существовать вместе. Это уже последний этап. Да и внутри человек тоже настолько подавлен, настолько неприемлем для самого себя, что готов отказаться от себя и уйти в наркотики. Мы пришли к состоянию, когда наш эгоизм поднялся выше уровня всей нашей природы, и если бы мы смогли это объяснить,… Но без общественного мнения невозможно создать систему воспитания – это то, что говорит Бааль Сулам.

Вопрос: Как воспитание может подействовать на детей, в которых еще не раскрылась «точка в сердце» – стремление к следующей ступени развития?

Наше воспитание не ставит своей целью выбрать из всей массы детей тех, у кого есть «точка в сердце», и дать им каббалистическое воспитание. Мы даем им воспитание, соответствующее природе. Как говорит Бааль Сулам и другие каббалисты, мы живем в системе природы. Глобализация раскрывает нам, что мы взаимосвязаны между собой. С одной стороны, зависимость друг от друга сегодня известна и понятна всем, а с другой стороны, эта зависимость вызывает еще большую ненависть. Мы должны учить детей, как правильно соединиться в мире, чтобы прийти к комфортной и безопасной жизни. Все, ничего больше. Мы не говорим о духовном постижении, о строении будущего общества… Мы предлагаем очень простую схему: смотрите, что происходит в природе. Если мы изучим природу и, будем соблюдать ее законы, то достигнем успеха. Если же мы не знаем законов природы или не хотим их выполнять, мы оказываемся в проигрыше. Что касается человеческого общества, общий закон природы говорит о том, что люди должны быть связаны между собой определенным образом. Давайте попробуем сформировать человека, который захочет выполнить этот закон и создать правильные взаимоотношения между собой и обществом.

Таким образом, мы естественно приводим человека в хорошее состояние. Если я сбалансирован с природой и выполняю закон гомеостазиса (от греч. homoios – подобный и stasis – неподвижность), то есть нахожусь в устойчивом, уравновешенном состоянии – я всегда буду чувствовать себя хорошо. Это касается любого состояния: душевного, психологического, физического, давления, температуры… Равновесие – это всегда наиболее комфортное состояние, никто не больше и не меньше другого, система работает исправно. Этому мы и учим человека.

Бааль Сулам пишет в статье «Мир», что когда мы говорим о законах природы или о заповедях Творца, мы говорим об одном и том же. В природе есть закон притяжения, законы физики, химии, биологии… Сейчас, исследуя генетику, мы начинаем понимать, что есть такие законы, которые определяют мой характер, мое восприятие мира, меня как человека. И это существует в природе.

Обратите внимание, что раскрывает сегодня наука. Это принципиально новое явление. Я сегодня начинаю раскрывать, что не только мое тело, но и «Я» – человек, уже создан со всеми своими генами, гормонами и внутренними носителями информации. Я раскрываю, что существуют законы, определяющие мою сущность, сознание, постижение, восприятие, свойства, я только не знаю, к какому «доктору» пойти, чтобы он исправил меня. Где же мое подлинное «Я», если все дано мне природой?

Я украл, а мне говорят: «Это не ты, а твои гены, но мы вынуждены посадить тебя в тюрьму, потому что ты нам мешаешь». В сущности, к ворам скоро будут относиться так, как сегодня относятся к людям с сексуальными отклонениями – это от природы, это генетическое. Мир изменяется, только ученые еще сами не понимают результатов своих исследований. На самом деле они говорят, что человека нет, что это природа, такая же, как у животных, где один поедает другого. Мы обучим наших детей тому, кто мы и какова наша природа. Мы раскроем им, что все исходит от природы, что вся природа – это эгоистическое желание насладиться, и так мы существуем. С этим уже все соглашаются. Следующий вопрос, как сильно мы от этого страдаем? Если мы страдаем умеренно, то говорим: «Ничего не поделаешь, выхода нет». А если наши страдания усилятся, мы обнаружим, что выход есть.

Так же, как мы объясняем детям общие законы природы, мы хотим объяснить им закон, относящийся к человеку. Этот закон формирует человека, причем сегодня формирует в отрицательной для него форме. Ты должен объяснить, почему природа сознательно создала плохого человека. Мы видим, что человек, самый умный и самый сильный, приносит себе вред. Почему? Пусть он принесет себе пользу! И тогда ты должен объяснить, что в природе Человеком называется тот, кто понимает, ощущает, решает и действует самостоятельно. То есть человеку даны плохие свойства и возможность делать добро, а он находится между этими двумя противоположностями и каждый раз должен делать выбор. Если он не выберет, то получит удар, который научит его делать выбор. Все это ты объясняешь человеку. Ты объясняешь ему законы – законы природы. Ты не выходишь за рамки этой лексики. Кто не согласится с этим? Ты объясняешь им, как приподняться немного над своей природой, которая несет нам зло. Человек не способен на это, он постоянно думает, как совершить те или иные эгоистические действия, к которым его вынуждают его гены. Только мы не видим механизма этого вынуждения, потому что законы природы, касающиеся нашего человеческого уровня, скрыты от нас. По законам физики, химии, биологии я знаю, что не могу сунуть руку в огонь, потому что сгорю. У меня есть приборы, например микроскоп, в котором я раскрываю микробов и остерегаюсь их, хоть и не вижу. Но есть такие законы, которые я не распознаю и потому ошибаюсь. Что же делать? Где тот прибор, в котором видно, что когда я говорю или думаю о ком-то плохо – я получаю ответный удар? Я не понимаю этого, у меня нет такого прибора. И тут мне говорят: «Есть такой прибор – это общество, окружение». Ты должен выстроить в процессе воспитания эту концепцию и объяснить, что «прибор», позволяющий увидеть вредителя на человеческом уровне, там, где наука не может мне помочь, «микроскоп» для опознания этого «микроба» или «вируса», имя которому эгоизм, злое начало, – это общество. А иначе ты его не определишь. Постепенно, в процессе игры ты приводишь детей к пониманию того, что такое правильная группа, как ее построить, что мы от этого выигрываем и т.д. Таков процесс формирования человека. С одной стороны, ты преодолеваешь его природу, с другой стороны, ты мобилизуешь скрытую природу, существующую в группе. Ты, словно из пластилина, лепишь из ребенка новую личность.

По материалам интернет-газеты «Каббала миру»

http://www.kabmir.com/

www.e-puzzle.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кого, как и для чего мы воспитываем? iconEs stand ein Sternlein am Himmel, Ein Sternlein guter Art; Das tät...
«ей»; sich jemandem entziehen — уклониться от кого-либо, избежать кого-либо; jemandem etwas entziehen — лишать кого-либо чего-либо,...
Кого, как и для чего мы воспитываем? icon«Воспитание есть воздействие на сердца тех, кого мы воспитываем»
Анализ воспитательной работы педагогического коллектива мобу «Петровская средняя общеобразовательная школа» за 2012-2013 учебный...
Кого, как и для чего мы воспитываем? icon«Согласовано» Начальник управления образования администрации Пушкинского...
Это – создание и осознание чётких перспектив, стройной системы формирования человеческой личности, гражданина завтрашней России....
Кого, как и для чего мы воспитываем? iconТема: Бессмертные звуки "Лунной сонаты"
«Лунную сонату». Кого-то трагические размеренные звуки расслабляют, кого-то заставляют плакать, кого-то вгоняют в транс, но не оставляют...
Кого, как и для чего мы воспитываем? iconЗапиши, для чего и от чего свободен настоящий человек?
...
Кого, как и для чего мы воспитываем? iconРеферат. Мольер «Мещанин во дворянстве» Сатира на дворянство и буржуа
«из грязи в князи». Ведь есть же люди, которые день и ночь работают на своей земле, чтобы только была возможность жить, а такие,...
Кого, как и для чего мы воспитываем? iconРеферат. Мольер «Мещанин во дворянстве» Сатира на дворянство и буржуа
«из грязи в князи». Ведь есть же люди, которые день и ночь работают на своей земле, чтобы только была возможность жить, а такие,...
Кого, как и для чего мы воспитываем? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Начинается новый учебный год. Для кого-то он решающий, а для кого-то школьная жизнь только начинается
Кого, как и для чего мы воспитываем? iconОбраз великого Пушкина в творчестве поэтов Х1х-хх веков
Онегине", для кого-то – тема долга и чести, как в "Выстреле", ревности, как в "Цыганах", исторической правды, как в "Борисе Годунове",...
Кого, как и для чего мы воспитываем? iconМы уже студенты!
У кого-то появились новые друзья и знакомые, кто-то уже активно участвует в общественной жизни университета, а у кого-то нашлось...
Кого, как и для чего мы воспитываем? iconКонфликт интересов
Ответ, вероятно, находится в сознании каждого из нас. Для кого-то интуитивные знания побуждают к расширению кругозора и образованию,...
Кого, как и для чего мы воспитываем? iconПривлечь Фонд Бортника и программу У. М. Н. И. К. для участия в конкурс
Ответ, вероятно, находится в сознании каждого из нас. Для кого-то интуитивные знания побуждают к расширению кругозора и образованию,...
Кого, как и для чего мы воспитываем? iconКонкурс научных разработок
Ответ, вероятно, находится в сознании каждого из нас. Для кого-то интуитивные знания побуждают к расширению кругозора и образованию,...
Кого, как и для чего мы воспитываем? iconРебята 5 класса не приняли участие в выставке. Нехорошо! Туристический слёт
И всё повторяется: уроки и перемены, будни и праздники. 1 сентября дата, которая никого не оставит равнодушным. Кто-то вспоминает...
Кого, как и для чего мы воспитываем? iconУрок для учащихся 2-го класса «знакомство с библиотекой. Строение...
«знакомство с библиотекой. Строение книги. Как рождается книга. Из чего сделана книга»
Кого, как и для чего мы воспитываем? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск