Схема личного профессионального плана Главная цель – какую профессию выбираю
| Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело, каким буду, где буду, на кого буду равняться, кем я буду, чего достигну.
| Ближайшие задачи и более отдаленные цели
| Первая проба сил, работа, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста
| Пути и средства достижения ближайших целей
| Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведение (ПТУ, колледж, ВУЗ курсы)
| Внешние препятствия на пути достижения цели
| Трудности, возможные препятствия, возможные противодействия тех или иных людей
| Свои возможности для достижения цели
| Состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию
| Запасные варианты и пути их достижения
| Например: “не пройду по конкурсу в техникум – попробую поступить на ту же специальность в ПТУ “ и т.д.
| Практический блок. Первичное закрепление знаний.
В соответствии с этой моделью построения плана продумайте ответы на следующие вопросы.
Ответы на эти вопросы – и есть ваш “смутный” профессиональный план.
В соответствии с этим проектом попробуйте спланировать, что вам необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели. А после того как план готов, необходимо начать по нему действовать.
Процесс принятия человеком любого решения обычно разделяют на несколько этапов.
Сбор возможных вариантов решения: глобальных и частных, реальных и нереальных, имеющих под собой основу и не имеющих. Все идеи лучше записать и подвергнуть анализу.
Сбор информации по каждому варианту решения. Чем полнее информация, тем с большей уверенностью можно будет принять или отвергнуть путь решения проблемы.
Исследование шансов успешности в каждом варианте: “Могу ли я на деле осуществить данный вариант?”
Разработка конкретного плана действий: определение факторов, способствующих или препятствующих данному варианту решения проблемы.
Какова же общая последовательность действий человека при принятии решения своего профессионального выбора, каковы его главные шаги?
Во-первых, это определение и оценка своих “хочу” и “могу”, во-вторых, сбор и оценка всей полученной информации об учебных заведениях, рабочих местах и, наконец, принятия решения и планирование достижения цели.
Узнать, где можно получить необходимые знания о будущей профессии.
Узнать учебные заведения, где можно получить квалифицированную профессиональную подготовку.
Обязательно посетить учебное заведение в “День открытых дверей”, чтобы утвердиться в правильности своего выбора.
Узнать, какие профильные предметы надо сдавать на ЕНТ.
Хорошо подготовиться и сдать экзамены.
Окончить это учебное заведение.
Найти работу по выбранной профессии.
Для достижения профессионального успеха очень большое значение имеет мотивация к нему, то есть насколько сильно хочется достичь цели и почему.
Диагностический блок.
Сила мотивации [3].
Методика адаптированная.
Инструкция: Следующая методика поможет оценить силу мотивации, то есть насколько значим для вас успех, продумать ту или иную позицию по отношению к тем или иным ценностям. Если вы согласны со следующим утверждением, ставьте “+”, если не согласны, ставьте “-”.
Я раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.
Когда я работаю, это выглядит так, будто я всё ставлю на карту.
Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
В некоторые дни мои успехи ниже средних.
По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
Я более доброжелателен, чем другие.
В процессе работы я нуждаюсь в небольших перерывах для отдыха.
Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занимаюсь.
Порицание стимулирует меня больше, чем похвала.
Я знаю, что мои друзья считают меня дельным (толковым, полезным, умным) человеком.
Препятствия делают мои решения более твёрдыми.
На моём честолюбии легко сыграть.
Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
Иногда я откладываю то, что должен сделать сейчас.
Нужно полагаться только на самого себя.
В жизни мало вещей более важных, чем деньги.
Я менее честолюбив, чем другие.
В конце отпуска (каникул) я радуюсь, что скоро выйду на работу (учёбу).
Когда я расположен к работе, я делаю её лучше, чем другие.
Мне легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
Мои друзья считают меня ленивым.
Мои успехи в какой-то мере зависят от коллег (товарищей, друзей, соучеников).
Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
Когда я работаю вместе с другими, моя работа даёт большие результаты, чем работа других.
Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
Я завидую людям, которые загружены работой.
Подсчитайте количество баллов в соответствии с ключом.
Ключ:
а) положительные ответы на вопросы: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28. Сумма =
б) отрицательные ответы на вопросы: 5, 9, 14, 15, 18, 25, 27, 29, 30. Сумма =
Сложите полученные суммы ответов а и б. Результат =
Полученный результат характеризует уровень вашей мотивации к успеху, достижению цели.
От 1 до 10 баллов – низкая мотивация к успеху, вам надо развивать уверенность в своих силах, не бояться заявлять о себе и о своих желаниях (дядя Миша).
От 11 до 16 баллов – средний уровень мотивации, вы старательны и ответственны, к намеченной цели движетесь, как поезд по рельсам – чётко по расписанию, соблюдая остановки.
От 17 до 20 баллов – умеренно высокий уровень мотивации, вы точно знаете, чего хотите от жизни, ваше движение к цели похоже на разбег, подготовку к прыжку, затем прыжок; плавное приземление на ноги, без падения означает, что барьер взят, и вы продолжаете разбег, готовитесь к следующему прыжку.
Свыше 21 балла – слишком высокий уровень мотивации к успеху, вы движетесь к цели перескакивая через ступени, отталкивая стоящих на пути, вам надо уметь понимать и учитывать интересы другого, воспитывать, развивать чувство ответственности, умеренности, такта и доброжелательности. |