Скачать 248.12 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Петровская средняя общеобразовательная школа» Анализ воспитательной работы педагогического коллектива МОБУ «Петровская средняя общеобразовательная школа» за 2012-2013 учебный год. «Воспитание есть воздействие на сердца тех, кого мы воспитываем». Известные слова Л. Н.Толстого подтверждают то, что воспитание является не только делом науки, но и искусства. Согласно Федеральной Программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», воспитательной проблеме района, проблеме школы были определены следующие приоритетные направления воспитательной работы школы на 2012-2013 учебный год: - формирование духовно – нравственных качеств личности, создание условий для усвоения обучающимися общечеловеческих ценностей, - сохранение исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию, воспитанию патриотов России, - разностороннее развитие детей и молодежи; формирование их творческих способностей, - формирование основ культуры здоровья, укрепление здоровья ребенка средствами физической культуры, воспитание экологической культуры; - повышение роли семьи в воспитании детей, создание условий для участия семьи в воспитательном процессе и активного включения семьи в решение проблем воспитания В 2012-2013 учебном году перед педагогическим коллективом школы стояло несколько первоочередных задач:
Воспитательная работа строилась по программах «Возрождение Отечества», «Единство», «Программа патриотичекого и гражданского воспитания», «Программа по профилактике правонарушений», «Программа работы по месту жительства». В основу программ воспитания школы положены идеи О. С. Газмана, Н. Е, Щурковой и В. И. Караковского. Реализация программ позволила создать условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения школьника в различных сферах: «учение», «общение», «здоровье», «досуг», «образ жизни». В ходе работы по программе дети осваивают различные виды деятельности: коммуникативную, творческую, поисково-исследовательскую, физическую, умственную. Цель воспитательной работы нашей школы - помочь взрослеющему человеку быть субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, на разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей. Встает задача создать ребенку условия для свободного выбора форм, способов самореализации на основе присвоения общечеловеческих ценностей. Отсюда необходимость постоянного поиска новых форм нравственного воспитания, приобщение учащихся к истинной культуре. Для этого необходимо, чтобы воспитывающая среда была как можно более разнообразной, вариативной. Обсуждая проблемы внеурочной работы на традиционных педагогических советах, коллектив стремился к совершенствованию воспитательного процесса в школе. Каковы же наши достижения и просчеты в этой части деятельности? Все наши успехи, безусловно, достигнуты благодаря работе с увлеченными, одаренными детьми. Высокий уровень достижений учащихся выражается в большом числе победителей различных конкурсов, фестивалей, соревнований как районного, областного и международного масштаба. Развитие ребенка неполноценно, если оно ограничивается рамками уроков. Наука и практика доказывают, что наиболее полно ребята раскрываются во внеурочной деятельности. Поэтому в школе проводятся концерты, праздники, фестивали, конкурсы, спектакли, дискотеки, организуются турпоходы при активном участии и организации всех деяний самими учащимися, что делает их уверенными в себе, учит общению, обогащает жизненный опыт. Среди множества задач, решаемых в школе, сегодня огромное значение имеет развитие нравственных качеств личности учащихся и воспитание патриотизма. В решении важных образовательно-воспитательных задач существенную помощь учителям нашей школы оказывает краеведческий музей. Ребята ведут большую поисковую работу, встречаются со старожилами села, записывают воспоминания. Используя материал музея, классные руководители проводят интересные классные часы. Ребята с удовольствием знакомятся с жизнью и творчеством своих знаменитых земляков: писателем Н. А. Крашенинниковым, поэтом Ф. В. Кадыковым, художником С. А. Варламовым, знакомятся с легендами своего края. Важно, что новые знания о прошлом ребята приобретают в активном действии, так как к любому мероприятию они заранее готовятся. Среди учащихся избраны и подготовлены прекрасные экскурсоводы. Для них составлен и подобран богатый материал об истории школы, села, ремеслах. Экскурсии по музею и селу проводятся для посетителей разного возраста. Все виды воспитательной работы, проводимые на базе школьного музея, способствуют формированию личности школьника, воспитывают идейную убежденность, патриотизм, любовь к родному краю, общественную активность, трудолюбие, гордость за своё село, его богатую историю, замечательное прошлое. 2013год – год 100-летия поселка Саракташ и многие мероприятия были посвящены этой дате: театрализованное представление «Колокол памяти», обрядовый праздник «Весенние голоса», литературную композицию «Рукописи не горят…»… 17.09. 2012г. в школе были проведены Варламовские чтения, посвященные наивному искусству. 25 марта на районном этнографическом фестивале «Истоки» школьники получили Диплом I степени за представление «Дожиночного обряда» и ярмарочное выступление. В конкурсе исследовательских работ ученик 7 класса Краснов Александр занял 2 место за работу «Портное дело». На весенних каникулах школьники занимались сбором материалов для книги о наших земляках, принимавших участие в войнах и локальных конфликтах. Школьники принимают активное участие в изучении истории исчезнувших сёл, в ремонте памятных знаков на месте исчезнувших сёл. В основе воспитательной работы нашей школы лежит процесс самовыражения и самоопределения личности ребенка, процесс вхождения ребенка в современное общество, развитие его способностей жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях. Становится ясно, что главным результатом воспитания будет личность, способная строить жизнь, достойную человека. Все лучшее в человеке дается воспитанием и все плохое тоже дается воспитанием. Невоспитания вообще нет. Учитель постоянно воспитывает ученика своим общением, своим преподаванием, своей личностью. Обращаясь к анализу воспитывающей деятельности педагогического коллектива в истекшем учебном году, мы имеем в виду процесс воспитания как целенаправленное управление развитием личности ребенка, его сознанием, чувствами, поведением, как специально организованное педагогическое воздействие на личность с целью формирования значимых социальных свойств и качеств этой личности, осуществляемые в неучебной деятельности педагогическим коллективом в первую очередь классными руководителями. Работа с детьми, само педагогическое мастерство для учителя есть нравственно ответственное дело, которое требует от каждого овладения педагогическим проектированием и педагогической техникой. Педагогическое проектирование - это определение целей воспитания и средств его осуществления в соответствии с теми задачами, которые ставит перед собой педагог, с тем идеалом человека, которого он стремиться воспитать. В прошедшем учебном году наша школа решала следующие воспитательные задачи:
Воспитательная работа - это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. Процесс воспитания есть саморазвивающаяся система, единица которой - развивающаяся воспитательная ситуация (воспитательное дело). Развиваются не только воспитанники, но и воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействия с воспитанниками. Следует отметить (что воспитательный процесс имеет ряд особенностей) сущность воспитания можно обнаружить там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами. Вот почему от классного руководителя требуется план воспитательной работы с классным коллективом, составленный на основе знаний конкретных личностей учеников, их мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентаций. В школе сложилась определенная система планирования, составляется общешкольный план воспитательной работы, составляется план работы с подростками, склонными к правонарушениям, составляется план совместной воспитательной работы школы и общественных организаций села, были составлены программы межведомственной работы по организации досуга детей по месту жительства, программа комплексных мероприятий по предупреждению правонарушений, алкоголизма, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних, план оздоровительной работы в школе и, опираясь на эти программы и планы, составляются планы классных руководителей. Работа над планом начинается с определения основных задач воспитательного процесса. Он составляется на основе анализа работы за прошедший учебный год с учетом возраста учащихся, уровня развития коллектива, условия воспитания, особенностей класса и воспитанников, с учетом рекомендаций данных на семинаре классных руководителей в начале учебного года. По плану классный руководитель проводит каждый месяц один большой классный час, два рабочих ЧКО и одно классное собрание. Классные руководители работали по пяти направлениям программы: «учение», «общение», «здоровье», «досуг», «образ жизни». Планы работы были составлены в соответствии с этими направлениями программы. Дружно, интересно и содержательно работали классы начальной школы. Свидетельство тому – отлично проведенные традиционные праздники «Осенний бал», «Новогодняя сказка», многочисленные экскурсии, походы, праздники, посвященные окончанию учебного года. В начальных классах классными руководителями были: Барсукова Л. А., Заикина Л. В., Исмаилова Н. Б. Источники воспитания находятся в окружающей действительности, в культуре общества и отдельных людей, в самом человеке. В 1 классе классным руководителем Заикиной Л. В. были подготовлены и проведены праздники «Прощание с букварем», «Дело мастера боится», «Чудеса от деда Мороза». С первого знакомства с классом между учителем и детьми установились добрые, доверительные отношения. Встречают гостей здесь гостеприимно и доброжелательно. Очень трудно научить усидчивости, внимательности самых маленьких школьников, но дети сдружились между собой, научились не только хорошо вести себя, но и выступать перед зрителями и родителями. Классный руководитель 2 класса - Исмаилова Н. Б. Ею подготовлены и проведены праздники «Итоги 1 четверти», викторины, беседы, посвященные культуре поведения, культуре общения. Класс трудный, дети нарушают дисциплину на уроках и переменах. В 3-м классе классным руководителем была Барсукова Л. А., учитель опытный, требовательный. Проведен праздник «Золотая осень», беседы «Красота вокруг нас», «Мой дом», «Мое древо жизни». Все свои усилия Любовь Александровна направляла на сплочение классного коллектива, воспитание дисциплинированности, ответственности и трудолюбия, воспитание культуры поведения. В классе сложилось коллективное мнение по самым разным вопросам: учебе, поручениям, поведению в школе и дома. В 4 классе классным руководителем была Киякина Л. А. Класс дружный. Дети искренне и заботливо относятся друг к другу, проявляют заботу и чувства ответственности за порученные дела. Задача классных руководителей среднего звена состоит в том, чтобы в 5-х классах не погасить творческий дух и развивать дальше творческий потенциал учеников, вышедших из начальной школы, приложить немало усилий к тому, чтобы безболезненно прошел переход в среднюю школу. Классный руководитель 5 класса – Сейткулова Т. Ю. Большое внимание уделялось воспитательным делам, соответствующим нескольким направлениям. Например: были организованы красивые праздники «Новогодняя сказка», «8 Марта», проведены тренинги: «Познай себя», «Научились ли мы общаться?», «Я и мои ближние» В состав органов классного самоуправления входят все учащиеся класса. На классных собраниях ребята учатся самостоятельно обдумывать, коллективно планировать и анализировать работу коллектива, учатся искренне, заботливо относиться друг к другу, давать оценку событиям, отношениям в классе, жить заботами класса. В 6 классе классным руководителем была Дарментаева Т. С. Ее часы классного общения отличаются большой познавательной ценностью, эмоциональным настроем. Проведены ЧКО «Семейные традиции», «Здоровье – главное богатство», «Счастье – это просто», «Добрые поступки». Учащиеся 6 класса активно участвовали в жизни класса и школы. Воспитательные задачи решались через походы и общение с природой, что во многом обогащало жизнь классного коллектива. В 7 классе классный руководитель – Кривобок Г. А. Учащиеся 7а класса добросовестно и ответственно относятся к классным и общешкольным мероприятиям. Классные часы для них - существенная часть их школьной жизни, столь же важная, как и уроки, проводились они еженедельно и качественно. Это игры, тренинги «Какие мы подростки?», «Познаю себя», беседы «Наши братья меньшие», «Высшие моральные ценности», «О самом важном». В 8 классе классный руководитель – Беляева Л. В. В 8 классе проводились беседы «Как сделать мир добрее», «Чернобыль - наша боль», «Мы в ответе за свои поступки», «Взаимоотношения в семье», классные собрания, на которых уделялось большое внимание воспитанию ответственного отношения к учебе. Классный руководитель 9 класса – Чучучина А. Б. Интересными по содержанию и проведению были праздники: «За чаем не скучаем», «Этикет и мы», «Берегите здоровье» «Охранять природу - значит охранять Родину», направлены на приобретение знаний учащимися, обогащение духовного мира и развития интеллекта. Классный руководитель 9б класса – Исаналеева В. А. Проведены беседы: «История нашего села», классные часы «О правилах хорошего тона», «Прекрасно каждое мгновенье». Большая работа проводилась по воспитанию ответственного отношения к учебе, любви к родному краю, нравственной культуре личности. Классный руководитель 10 класса – Братчикова И. Л. Часы классного общения наполнены большим нравственным потенциалом: «Быть воспитанным – что это значит?», «Что в имени тебе моем?», « Тема войны в истории моей семьи»… Ирина Леонидовна постоянно поддерживает связь с ветеранами труда, учит детей быть внимательными к пожилым людям, делать добро. Классный руководитель выпускного класса – Краснова О. А. Ольга Анатольевна вела большую профориентационную работу с детьми, воспитывала ответственное отношение к учебе. В коррекционном классе классным руководителем была Турмамбетова А. А. Ею проведены игры и интересные познавательные беседы, посвященные формированию ЗОЖ, а также формированию качеств воспитанного человека: уважительного и внимательного отношения к людям, чувства ответственности за свои слова и поступки, честности и доброты: «Праздник добрых пожеланий», «Человек среди людей», «Мир наших увлечений»...
В прошедшем учебном году в школе работало одно методическое объединение классных руководителей, которое возглавлял председатель МО классных руководителе Беляева Л. В.Основные виды деятельности методических объединений классных руководителей:
Задачами М/О классных руководителей было обобщение и распространение передового опыта классных руководителей по методической теме школы, повышение профессионального мастерства классных руководителей. Работа МО была спланирована с учетом диагностирования классных руководителей. Велись протоколы заседаний МО. Классные руководители готовили сообщения о новинках педагогической литературы, доклады, открытые классные часы. Все классные руководители были привлечены к работе над методической темой, но не все проявили подлинного интереса к проблеме. В течение данного периода работа классных руководителей среднего звена отличалась глубиной и научно-практической обоснованностью. Таковы выступления и рефераты следующих классных руководителей:
Интересные открытые мероприятия прошли в следующих классах:
Методический фонд школы пополнился сценариями праздников, тематических классных часов, рефератами. Существенным недостатком в работе М/О классных руководителей явилось и то, что слабо обобщался опыт. М\О классных руководителей вместе с администрацией школы следует изыскать в новом учебном году возможность для повышения своего профессионального мастерства, продумать наиболее удобные и приемлемые формы передачи опыта работы. Таковы итоги внутриклассной внеучебной работы и воспитательной деятельности классных руководителей. Одним из приоритетных направлений воспитательной работы нашей школы является охрана здоровья учащихся и воспитание здорового образа жизни. Для организации этой работы в школе созданы неплохие условия: имеется спортивный зал, спортивная площадка, проводятся занятия спортивных секций: легкой атлетики, волейбольной, футбольной, гиревым спортом. Проводятся осенние и весенние кроссы, соревнования по легкой атлетике, по волейболу, по гиревому спорту, по мини футболу. С целью занятости в школе работают кружки по интересам. Учащиеся начальных классов занимаются в кружках: «Легкая атлетика», «Закулисье», «Чудеса аппликации», «Вязание». Ученики среднего и старшего звена посещают «Этнографический», «Туристический», «Компьютерный мир», «ЮИД», спортивные секции. Результаты работы объединений дополнительного образования можно увидеть на следующей таблице.
Учащиеся школы объединены в организацию «Наша школьная страна», которая состоит из трех объединений: объединение младших школьников «Веселый улей», объединение учащихся среднего звена «Республика мальчишек и девчонок», объединение учащихся старших классов «Ассоциация старшеклассников». Младшие классы имеют вожатых из учащихся среднего звена. Вожатые помогают классным руководителям в подготовке различных мероприятий, утренников, праздников. Учащиеся 9-11 классов входят в первичную организацию РСМ. Достаточно хорошо отлажена в нашей школе система самоуправления школьников. Детское самоуправление школы возглавляет Совет министров из числа самых активных ребят. В сентябре проведены выборы органов самоуправления школы: выборы Президента, премьер-министра, Кабинета министров, формирование министерств. Работали министерства: министерство образования, министерство культуры, отдыха и развлечений, министерство чистоты и уюта, министерство труда, министерство правопорядка и дисциплины, министерство спорта. Министерства работали согласно плану, который был составлен в начале учебного года. За каждым министерством был закреплен педагог-консультант. Проводились рейды по проверке внешнего вида учащихся, санитарного состояния школы, учебников, контролировалось дежурство по школе. |
Кого, как и для чего мы воспитываем? Этот вопрос живет в них постоянно. Вопрос: Существует как будто много ответов на этот вопрос. Есть ответы из философии, из разных... | Арабская пословица гласит: "У кого есть здоровье, есть надежда, а... Арабская пословица гласит: "У кого есть здоровье, есть надежда, а у кого есть надежда есть всё". Я считаю, что этим и ещё одним принципом... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Шатобриан, герцог Энгиенский, Ришелье и другие, у кого была память сердца и души, сумели унести Францию. И я унес Россию. Так же,... | «Письма Другу по Счастью» №4 Здравствуй, мой Друг, во Времени и вне его! Планеты Земля… и не только… То есть, они уже всё решили за нас: сколько нас должно быть, кому мы достанемся, кого освятить, а кого... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен... | Воздействие пива на организм человека До тех пор, пока он дается легко, ни у кого не возникает повода о нем задумываться. Но миллионам людей хороший ночной сон дается... | ||
Кузнец педагогических кадров Но не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Этот справочник рассчитан только на тех, у кого есть хороший музыкальный слух потому что большая часть обучения производится самостоятельным... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Но не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен... | ||
Урок по литературе в 7 классе по теме «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» Урок по литературе в 7 классе по теме «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» ( по рассказу Леонида Андреева «Кусака») | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подвести их к мысли, что жестокость равно разрушительна и для тех, на кого она направлена, и для тех, кто ее совершает | ||
Средняя общеобразовательная школа №22 реферат по информатике Сегодня очень многие пользуются электронной почтой, не вдаваясь в подробности её создания и в особенности применения. С другой стороны,... | «Согласовано» Начальник управления образования администрации Пушкинского... Это – создание и осознание чётких перспектив, стройной системы формирования человеческой личности, гражданина завтрашней России.... | ||
Конкурс ученических рефератов «Кругозор» «Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или... | Урока. Слайд 1 Как донести учебный материал до учащихся? Как вызвать их активную познавательную деятельность? Как обучить всех: и тех, кто учится... |