К истории создания крупнейшего регионального объединения – европейского союза





Скачать 284.14 Kb.
НазваниеК истории создания крупнейшего регионального объединения – европейского союза
страница1/2
Дата публикации30.06.2013
Размер284.14 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2
А.К. Киселёв

кандидат исторических наук, доцент,

заведующий кафедрой истории и государственного права

Северо-Кавказского социального института

(г.Ставрополь)
К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ КРУПНЕЙШЕГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ – ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Кратко описывается история создания Евросоюза. Показаны важнейшие вехи этой истории от 17 века до начала 21 века. Проанализированы современные проблемы интеграционных процессов в Европе, такие как террористические угрозы, проблемы нелегальной миграции, вопросы мультилингвистического консенсуса и другие.
A.Kiselev

History and State Law Department Professor

North- Caucasian Social Institute

(Stavropol)
TO THE HISTORY OF CREATION OF THE LARGEST REGIONAL GROUPING - THE EUROPEAN UNION.
The article briefly describes the history of the European Union. It shows the major milestones of the history from the 17th century to the beginning of the 21st century. The current problems of integration processes in Europe, such as terrorist threats, the problems of illegal migration, and issues of multilingvistic consensus and others are analyzed as well.
Одной из важнейших тенденций развития общества в конце ХХ - начале ХХI в. является углубление интеграции, как на глобальном, так и на региональном уровне. Расширение взаимодействия государств, интернационализация производства – всё это предполагает создание единых правил для регламентации общественных отношений, оказывает своё влияние на сложившиеся принципы международных отношений и международного права. По мере того как в Европе развивается гражданское общество, современное государство оставляет командные высоты, которых оно достигло между 1945 и 1975 гг.

Причины укрепления объединительных тенденций в экономике и политике стран Европы нельзя понять, не вспомнив хотя бы кратко историю этих государств.

Европейская цивилизация складывалась на протяжении тысячелетий, пройдя ряд этапов, каждый из которых оставил неизгладимый след. Ее истоками считаются греческая философия и искусство, римское государство и право, христианская религия. Это общее для всех европейцев наследие отнюдь не перечеркивает существенные различия между народами.

Европа – колыбель современной мировой цивилизации. Здесь началось развитие производительных сил, выявившее гигантские возможности труда человека, рациональной организации производства. Становление института собственности, рынка, а также такой организации производства, как капиталистическое предприятие, реализовало огромный потенциал общественного труда. Именно в европейских странах впервые в мире возникла система обязательного образования – сначала начального, а потом и неполного среднего1. Благодаря постоянному росту общеобразовательной и профессиональной подготовки работников, в Западной Европе сосредоточился основной контингент квалифицированной рабочей силы2.

Важнейшее значение имело накопление в странах Западной Европы капиталов, что было следствием развития как внутренней, так и международной экономики. В течение многих столетий европейские государства занимали доминирующее положение в мировом экономическом развитии.

В таких странах, как Великобритания, Франция, Нидерланды, Бельгия, Испания и Португалия, накопление капиталов было связано с колониальной эксплуатацией природных ресурсов и народов других стран. На первом этапе формирования колониальной системы грабеж захваченных территорий носил открытый характер. Создание в начале XVII в. английских и голландских Ост-Индских и Вест-Индских торговых компаний заложило основы западноевропейского капитализма. Колониальная экспансия европейских стран, в том числе «образцовой капиталистической страны XVII в.» – Нидерландов, осуществлялась в течение всего XVII в. и в последующее время. Она имела огромное значение для первоначального накопления капитала в этих странах.

В ходе исторического развития в Западной Европе были накоплены огромные материальные богатства. Но не меньшее значение имело развитие духовной культуры. Общность исторических судеб европейских стран нашла яркое отражение в их культурном развитии. Европа стала центром передовых начинаний, развития идей демократии и гуманизма. Достижения культуры в период Средних веков и в эпоху Возрождения, развитие естественных наук, появление университетов – несомненные тому доказательства. Общность культурного достояния – важная черта единства народов западноевропейского региона.

Мировая интеллектуальная элита перенимала ценностные установки европейской культуры. Неоценим и вклад представителей Европы в развитие мировой науки. Великие европейские ученые сделали гениальные открытия в ключевых областях знания: в ядерной физике, квантовой механике, реактивной технике и т.д. Из Европы на другие континенты распространялось христианство – католицизм, протестантизм, православие. При этом его адепты часто использовали военно-административные структуры европейских метрополий и активную миссионерскую деятельность3.

Объединенная Европа уже сейчас является (и можно надеяться, что будет являться еще в большей степени в будущем) одной из основ нового мирового порядка4. Но путь к ее созданию был длинным и трудным. В течение веков европейские государства были не столько спаяны каким-либо единством устремлений и целей, сколько враждовали и воевали друг с другом. Политическая история Европы – это история дипломатических интриг, создания и распада политических и военных коалиций, подготовки войн, военных конфликтов, а с начала XX в. – и мировых войн, которые велись именно на европейском континенте. За тысячелетия человеческой истории совершилось около 15 тыс. войн (в среднем по 3 войны в год). В XX в. примерно в 500 войнах и военных конфликтах погибло почти 100 млн. человек5.

Идея создания объединенной Европы неоднократно выдвигалась в прошлом, особенно в связи с кровопролитными конфликтами в истории европейского континента. Первые проекты объединения Европы относятся к XIII-XV вв. и принадлежат французскому королевскому прокурору П.дю Бую и чешскому королю Йиржи Подебраду (XV в.)6. Подобные же проекты предлагали англичане У.Пенн и Дж.Беллер, французы Ш.де Сен-Пьер и В.Гюго, великий немецкий философ И.Кант и многие другие7. В ХХ в. в межвоенный период европеизм ассоциируется, прежде всего, с именем австрийского графа Р.Куденхове-Калерги, автора книги «Пан-Европа»8, и министра иностранных дел Франции А.Бриана. Но попытки объединения Европы в то время не принесли успеха. В ходе исторического развития политическая карта Европы, состоящей из десятков государств, стала напоминать лоскутное одеяло, что приводило к множеству негативных последствий. Об этом свидетельствуют, в частности, гигантские человеческие потери стран Европы в ходе двух мировых войн.

Реальное объединение Европы началось в целях предотвращения войны и сотрудничества европейских народов после второй мировой войны. Документы, подписанные в Ялте и Потсдаме создавали, казалось бы, определенные предпосылки для сотрудничества; но противостояние двух систем после войны привело к тому, что это сотрудничество было сведено на нет. На смену антигитлеровской коалиции пришла Европа, разбитая на два лагеря; началась очередная в истории Европы тридцатилетняя «холодная война».

Важная политическая причина интеграции состояла в стремлении стран Западной Европы преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность военного противостояния на континенте в будущем.

Ведущие политики и интеллектуалы Франции и Германии не раз напоминали, что их народы вышли из единой цивилизации, уважающей порожденные историей различия. Герой романа Р.Роллана «Жан Кристоф» немец Кристоф говорит: «Мы связаны общей участью»9. Ему вторит француз Оливье: «Две нации созданы для того, чтобы объединиться». Похоже, что в современных условиях начинают сбываться подобные мечты.

Немецкий философ Юрген Хабермас, придавая большое значение идейно-ценностному обеспечению европейского единства, попытался сформулировать ряд т.н. «общеевропейских ценностей». В их число им были включены секуляризация; приоритет государства по отношению к рынку; ориентация на сохранение мира, отказ от «права более сильного» и ряд других10.

Примирить навсегда Францию и Германию, избавить Европу от страха войны, связать все европейские страны прочными узами дружбы – такова была главная цель основателей Евросоюза: французов Ш. де Голля, Ж. Монэ и Р. Шумана, немца К. Аденауэра, итальянца Э. Де Гаспери. И эта цель достигнута. Как говорил бывший президент Франции Ж. Ширак, «Европа примирилась сама с собой, со своей историей и географией»11.

Развитие интеграции вглубь можно проследить на примере изменения хозяйственного взаимодействия стран – участниц Евросоюза:

  • первый этап (1951–1952) является своего рода вступлением;

  • центральное событие второго этапа (конец 50-х – начало 70-х годов XX в. – т.н. «славное тридцатилетие») – создание зоны свободной торговли. Затем был создан таможенный союз. Крупным завоеванием стало решение проводить единую сельскохозяйственную политику, что позволило установить единство рынка и систему защиты сельского хозяйства стран-союзниц от конкурентов из других стран;

  • на третьем этапе (первая половина 70-х годов) сферой регулирования стали валютные отношения;

  • четвертый этап (с середины 70-х до начала 90-х годов) характеризуется созданием однородного экономического пространства на основе принципов «четырех свобод» (свободное обращение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы);

  • на пятом этапе (с начала 90-х годов XX в. до настоящего времени) началось формирование экономического, валютного и политического союза (введение единого гражданства ЕС наряду с национальным, единой валюты и банковской системы и др.)12.

Генерал Шарль де Голль сравнивал строительство Объединенной Европы с возведением соборов: «Мы, европейцы, – строители соборов. Мы посвятили этому много времени. Но и вложили в это много сил. И мы преуспели. Мы начинаем строительство союза Западной Европы. Какой собор! Нам опять понадобится много времени. Нам потребуется много сил. Будем надеяться, что на его возведение нам не понадобится целое столетие. Во всяком случае, фундамент уже построен – это перемирие Германии и Франции. Возведем опоры в виде экономического сообщества… Крышей из перекрытий и кровли станет политическое сотрудничество»13.

В этой обстановке интеграционные процессы в Западной Европе привели к созданию различных объединений западноевропейских государств. Идея создания военно-политического союза не была конечной целью интеграции; уже к началу 50-ых годов возникла потребность в решении ряда новых проблем. С одной стороны - необходимость противостоять угрозе со стороны СССР, с другой - американское противостояние. Все это сказалось на особенностях интеграции на европейском континенте, но движение за объединение продолжало активно развиваться. В литературе часто вспоминают У.Черчилля с его идеей создания Соединенных Штатов Европы. Более конкретные предложения по интеграции поступали от французских деятелей: Жана Мане, Роберта Шумана и др14.

В условиях таких различных подходов была созвана первая международная конференция, которая должна была разработать первый акт. В результате противоречий на конференции осталось всего 6 участников: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург, которые и подписали 8 апреля 1951 году в Париже договор о Европейском Объединении Угля и Стали (ЕОУС), который вступил в силу в 1952 году15. Формально его цель была скромной: создание узкофункционального сообщества, обеспечивающего создание общего рынка угля и стали шести государств. Соответственно, ЕОУС наделялось для этого необходимыми полномочиями. С созданием ЕОУС также решались некоторые конкретные вопросы, связанные с подъемом производства в тяжелой промышленности этих шести государств. Однако значение этого договора выходит далеко за эти рамки. Главное то, что на основе ЕОУС отрабатывались те начала и принципы, которые следовало положить в основу европейской интеграции. В 1956 году состоялась встреча руководителей государств в Венеции; на конференции был одобрен доклад Спаака; затем начались переговоры о создании Европейского экономического сообщества. Уже в 1957 году 2 акта, призванных сыграть важнейшую роль в развитии процессов интеграции, были готовы к подписанию. В 1957 году в Риме состоялась торжественная процедура подписания Договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС, или договора об общем рынке); Договора о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Оба договора вступили в силу с 1 января 1958 года16. Подписанные акты имели важное значение для развития процессов интеграции в Западной Европе. Евратом напоминал по своему функциональному назначению ЕОУС, т.е. регулировал сравнительно узкую, но очень важную (энергетическую) область международного сотрудничества. В отличие от Евратома, создание Европейского экономического сообщества имело чрезвычайно важное не только энергетическое, но и политическое значение. Речь шла о создании интеграционного объединения универсального характера. В состав Сообщества вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом предопределило значительные темпы его экономического роста на протяжении последующих 15 лет. Договор предусматривал поэтапное строительство общего рынка. В ходе построения общего рынка должна была быть обеспечена экономическая интеграция государств, создана основа для будущего экономического и валютного сообщества, создан сам механизм для управления интеграционными процессами17.

Современная модель «европейской общности» возникала постепенно на основе синтеза национальных интересов отдельных европейских государств на добровольной основе. Во-первых, ЕС представляет собой политическую структуру, которая находится ещё в процессе формирования, далёком от завершающей стадии. Строительство этой системы, равно как и поиск оптимальной процедуры принятия решений, осуществляется на разных уровнях – национальном, региональном и локальном. В него вовлечены не только государственные акторы, но и неправительственные организации, политические и бизнес-сообщества, общественные движения, транснациональные корпорации. Во-вторых, ЕС постепенно и поэтапно формирует единое правовое, экономическое и культурно-образовательное пространство, в рамках которых действуют многочисленные механизмы, позволяющие не только регулировать, но и находить консенсус между отдельными государствами-участниками и внутри каждого из них. В-третьих, развивающийся режим ЕС имеет дуалистический характер. С одной стороны, это наднациональная организация с особыми общими органами управления, с другой стороны, трансгосударственная, внутриправительственная кооперация стран-участниц18.

В декабре 2002 г. на саммите Евросоюза (ЕС) в Копенгагене было принято решение о приеме в ЕС в 2004 г. 10 новых членов. А завершение процесса объединения европейских стран в 2010 г. означало решительный шаг вперед к созданию «супергосударства». Валовой внутренний продукт (ВВП) 27 государств – членов ЕС превысил 10 трлн. долл.19. А численность населения в ЕС возросла приблизительно до 550 млн. человек20. Существенно увеличился весь ресурсный потенциал стран ЕС.

Но главное – Объединенная Европа становится инструментом политической централизации. Логика расширения Евросоюза – это политическая логика, т.е. для ЕС важны политические последствия расширения. Многие лидеры европейских стран сегодня признают, что Европу необходимо превратить в сверхдержаву, которая была бы способна отстаивать свои интересы на мировой арене.

Объективной основой для объединения европейских государств выступает процесс глобализации – экономической и политической интернационализации мира. «Расширение Европы – это необходимость в глобализирующемся мире, – говорил один из руководителей Евросоюза Роман Проди, – и, конечно, оно дает нам огромные политические преимущества. Единственный способ противостоять США и бурно развивающемуся Китаю, а также усилить свое мировое влияние – это образовать сильную объединенную Европу»21.

В настоящее время Евросоюз уже вплотную подошел к преобразованию в глубоко интегрированное объединение государств с общей наднациональной системой управления, политикой, обороной, валютой и единым экономическим и социальным пространством22.

Чтобы понять причины создания такого объединения, необходимо рассмотреть объективные его основы, изменения, происходящие в мировой политике, особенности исторического прошлого и современных международных отношений стран Европы

Создание Евросоюза было обусловлено рядом причин, прежде всего тем, что именно в Западной Европе после окончания Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между глобальным характером современной экономики и узкими национально-государственными границами ее функционирования, что выражалось в интенсивной регионализации и транснационализации именно этой части Европы.

Кроме того, вплоть до начала 90-х годов XX в. стремление западноевропейских стран к объединению объяснялось острой конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем.

К тому же страны Западной Европы в большей мере и раньше, чем страны других регионов, были подготовлены к тесному экономическому сотрудничеству друг с другом. Высокая зависимость западноевропейских стран от внешних рынков, сходство их экономических структур, территориальная и социокультурная близость – все это способствовало развитию интеграционных тенденций. Одновременно страны Западной Европы усилением торговых связей и иных форм взаимозависимости пытались компенсировать потерю богатых колониальных владений.

Сближение экономик европейских стран на базе связей между их компаниями и рынками преследовало также цель использовать эффект от интеграции для усиления позиций Европы в конкурентной борьбе с другими центрами мировой экономики. При этом самым важным было стремление западноевропейских стран укрепить свои позиции на мировом рынке перед лицом самого мощного конкурента – Соединенных Штатов Америки.

Однако надо иметь в виду, что в последние годы экономическое развитие Евросоюза шло весьма противоречиво. Очевидно, с этим и связаны попытки руководства ЕС усилить роль европейских стран в мировой экономике, противопоставить доллару и долларизации единую европейскую валюту и эффективно действующий экономический и валютный союз.

Главное направление деятельности Евросоюза – научно-техническое развитие. В 1981–1995 гг. в странах Западной Европы имел место значительный рост расходов на научные исследования и разработки. Так, в ФРГ, Франции, Великобритании и Италии эти расходы увеличились в среднем в 1,4 раза23. В 2002 г. Евросоюз принял новые планы научно-технического развития. Предполагается, что к 2020 г. Европа должна создать лучшую экономику в мире, основанную на научном знании, и тем самым по уровню развития не только догнать, но и перегнать США и Японию. По замыслу Европейской комиссии, «научная экономика» ЕС в скором будущем станет наиболее динамичной и конкурентоспособной в мире.

Структура социального строительства в Европе покоится на общем фундаменте, заложенном после Второй мировой войны во время «славного тридцатилетия» (1945-1975 гг.): стремление к полной занятости, гарантия социальных прав и благосостояния граждан24.

Наиболее интересный социальный опыт за полвека интеграционного развития накопил Европейский Союз. С самого начала процесса европейской интеграции его основатели стремились к воплощению в жизнь социально ориентированной модели общества, способной обеспечить его устойчивое экономическое и политическое развитие. Они всячески подчеркивали социальную сущность общества, которое намеревались построить, ещё подписывая Парижский и Римский договоры, заложившие фундамент Европейского Союза. При этом никогда не подчёркивалась, но всегда имелась в виду такая цель, как построение безопасного для граждан общества. И если о внешней безопасности говорилось в самих текстах названных договоров, то статьи о внутренней безопасности, связанной с непосредственной деятельностью полиции и иных правоохранительных органов, стали появляться только с подписанием Амстердамского Соглашения25.

Составной частью общих планов развития Евросоюза являлась 6-я рамочная программа (РП-б) – план финансирования проектов научно-технического развития, рассчитанный на период 2002–2006 гг. Бюджет программы огромный – 17,5 млрд.евро. Программа РП-б преследовала несколько основных целей: обеспечить концентрацию и интеграцию науки в странах Европы, создать структуры европейского научного пространства и т. д.

К исследовательским приоритетам Евросоюза были отнесены в числе прочих ряд специальных и организационных тем (например, политика и международное сотрудничество в области технологий и научная кооперация).

К 2006 г. европейское «научное пространство» как структура, связывающая научные центры по всей Европе, сложилось только в основных чертах. На его основе с 2010 г. Евросоюз начал создавать «научную экономику». К этому времени отчисления на науку должны были достичь 3 процентов общего ВВП Евросоюза26. Важнейшим фактором «новой экономики» является повышение образовательного и научно-технического потенциала стран. В эпоху научно-технической революции в европейских странах произошли большие изменения в организации образования, выросли расходы на образование и НИОКР. В 1961 г. первой реакцией Президента США Дж.Кеннеди на полет в космос Ю.Гагарина была фраза: «Победило советское образование»27. Спустя 50 лет «образовательными победами» гордится Европа: согласно исследованиям Детского фонда ООН, по таким показателям, как соответствие образования минимальным установленным требованиям, процент неуспевающих детей, баланс между государственными и частными учебными заведениями и др., лидируют 17 европейских стран28.

В 32 странах мира Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) реализует международную программу оценки знаний и умений учащихся. Среди 20 лучших показателей 14 принадлежат европейским странам29. Во Франции во второй половине XX в. количество учащихся различных видов средней школы – примерно в 10 раз, а студентов – более чем в 20 раз. В итоге сложилась своеобразная и весьма эффективная система подготовки кадров, которая охватывает более 14 млн. учащихся и студентов и свыше 1 млн. работников учреждений образования30. В Германии и Великобритании только за два последних десятилетия XX в. число студентов выросло вдвое31. Но при этом в Великобритании реальные расходы на одного студента сократились почти на 40 процентов. Сегодня год учебы для британского студента стоит примерно 1800 долл. – это самая высокая плата за высшее образование в Западной Европе. Возникли целые «комбинаты образования» – в университете Ла Саппенца в Риме учится 190 тыс. студентов, в Мюнхенском университете – 65 тыс., а в 13 университетах парижской Сорбонны – 350 тыс. студентов32.

По данным ОЭСР, во всех развитых странах возрастают расходы на образование. В конце XX в. они достигли 1 трлн.долл. в год. Функционируют 320 тыс. общеобразовательных учреждений, в том числе 5000 университетов и высших школ. В вузах работают 4 млн. преподавателей и обучаются 80 млн. студентов. В настоящее время объемы и темпы роста инвестиций в сферу образования во всех развитых странах примерно одинаковы. В 1990-е годы произошли реформы большинства систем высшего образования европейских стран. В их результате, с одной стороны, наметилась тенденция к повышению образовательного уровня общества, а с другой, обозначились проблемы, связанные с корректировкой требований к уровню образовательных программ. Создание общего образовательного пространства в Евросоюзе осуществляется на основе политических подходов, политической стратегии наднациональных институтов Сообщества, базирующихся на требовании усиления европейского измерения в образовании как фактора еще более глубокой интеграции в экономике, социальной сфере, и как инструмента укрепления европейской идентичности.

Демографическая ситуация в Европе также весьма непроста. В истории европейских стран периоды роста численности населения нередко сменялись катастрофическими падениями рождаемости. Например, население Франции в 1200–1340 гг. выросло почти вдвое (с 12 млн. до 21 млн. человек), а в 1346–1348 гг. и в последующие годы в результате эпидемий черной оспы, голода и войн погибло, по разным оценкам, 15–19 млн. человек, в том числе до 66 процентов жителей городов33. В религиозных войнах XVI–XVII вв. погибли миллионы людей. В XVIII и первой половине XIX в. был отмечен рост населения. Но уже с конца XIX в. началось отставание Европы по численности населения от других районов земного шара, которое продолжается и сегодня. За период 1913–2000 гг. население Западной Европы увеличилось только в 1,7 раза, всех развитых стран – в 2,4 раза, а население всего мира за это время увеличилось в 4 раза. Среднегодовые темпы прироста населения в странах Западной Европы в 1991–2000 гг. составляли 0,4 процента (в том числе в Австрии – 0,0 процентов)34.

По расчетам ООН, к середине XXI в. доля европейцев в мире снизится с 12 процентов (или даже 20 процентов во второй половине XIX в.) до 7 процентов. Население стран Евросоюза сократится на 18 процентов, в частности Германии – с 80 млн. до 67 млн. человек, Италии – с 60 млн. до 45 млн. человек35. Ухудшение демографической ситуации в Европе обычно связывают с отказом от традиционного уклада жизни населения. Рост духовного и интеллектуального потенциала различных слоев населения, широкое участие женщин в общественном производстве и социально-экономических процессах приводят к сознательному ограничению рождаемости.

Объединение стран Европы можно рассматривать в качестве одной из возможностей выйти из трудного положения. Без учета такого важнейшего фактора, как международная миграция населения, нельзя понять особенности развития многих стран и регионов в современных условиях.36.

Международная миграция населения играет важную роль в формировании Объединенной Европы. Большое количество иммигрантов получают права гражданства «по семейным обстоятельствам». Например, во Франции ежегодно натурализуется около 100 тыс. человек: благодаря наличию одного родителя – француза, рождению во Франции или смешанному браку. С учетом сыновей и внуков иммигрантов во Франции живет примерно 14 млн. выходцев из других стран37.

Увеличение количества мигрантов вызывает немало проблем в социально-экономической и политической жизни стран Европы, поэтому задачи противодействия нелегальной иммиграции, охраны границ и визовые вопросы занимали и продолжают занимать центральное место в Евросоюзе38.

Целью Европейского Союза с момента его создания являлось стремление примирить экономические достижения с социальным развитием39. И это спокойное и безопасное для граждан развитие обеспечивалось и продолжает обеспечиваться в основном внутренними полицейскими структурами каждой из стран Евросоюза. С середины девяностых годов институты Европейского Союза активно приступили к формированию основ новой социальной модели, стараясь учесть все трансформации глобализующегося мира и новую ступень европейской интеграции. При этом всем априори понятно, что без ощущения спокойствия и безопасности личности сформировать никакую социальную модель не удастся. Поэтому все последние крупные соглашения внутри ЕС уделяют вопросам внутренней безопасности, которую обеспечивает в основном полиция, особо пристальное внимание40.

Кроме того, следует говорить о той большой опасности, которую представляет международный терроризм41. Сегодня во всем мире известно о существовании около 500 террористических организаций42. Международный терроризм превратился в глобальную проблему современности, для решения которой требуются объединенные усилия европейского и мирового сообщества43.

Актуальными остаются проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Граждане ЕС по-прежнему обеспокоены коррупцией, которая выросла в Италии, Греции, Франции, Венгрии, Чехии. Такие данные содержатся в ежегодном докладе Трансперенси Интернэшнл (ТИ), опубликованном 26 октября 2010 г., - международной общественной организации, возглавляющей борьбу против коррупции.44

Начало организации сотрудничества между отдельными полицейскими организациями на международном уровне положил Международный конгресс судебной полиции 1914 года45. Потом было тридцатилетие двух мировых войн и межвоенного периода.

Несмотря на последующую полувековую историю европейской интеграции, страны ЕС не сразу приступили к осуществлению общей политики в сфере правопорядка. Впервые к разработке этой проблемы страны ЕС подошли в начале 90-х гг. XX века. Так в Договоре о Европейском Союзе появился раздел «Положения о сотрудничестве полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере», который предусматривал три направления межправительственного сотрудничества государств-членов46. О практическом воплощении этой идеи можно говорить после создания Европейского полицейского ведомства (Европол). Конвенция об учреждении Европола была подписана в июле 1995 г., а вступила в действие только в июле 1999 г.

Таким образом, можно считать, что история полиции ЕС начинает свой отсчет с 90-х гг. XX века.

Но только в ноябре 2010 года Еврокомиссия выступила с сообщением «Стратегия ЕС по внутренней безопасности в действии», в котором предлагаются «пять шагов к укреплению безопасности в Европе» и перечень действий в ответ на современные угрозы безопасности47. В тексте заявлены следующие стратегические цели на 2011-2014 гг.:

1. Ликвидация криминальных сетей.

2. Превентивные действия против терроризма.

3.Повышение уровня безопасности граждан и бизнеса в интернет-пространстве.

4. Повышение эффективности пограничной безопасности.

5. Укрепление устойчивости Европы к кризисам и бедствиям.

Имеющиеся сегодня различия в нормах национальных правовых систем подчас весьма серьёзно осложняют международную правоохранительную деятельность. Устранение указанных препятствий превращается в настоящее время в одну из самых актуальных задач. Координация в сфере правоприменительной и правоохранительной политики осуществляется как на национальном, так и на международном уровне48. Эта координация – функция в основном национальных полицейских структур.

Рост преступности в последние десятилетия и особенно таких её опасных форм как терроризм, наркотраффик, насилие в семье («domestic violens»), детская порнография и проч. с объективной необходимостью требует интернационализации противодействия ей. Такая интернационализация проходит, в частности, и в направлении универсализации полицейской деятельности, в том числе в унификации подготовки кадров полиции. Поэтому одним из наиболее важных векторов единой общеевропейской политики выступает сотрудничество по вопросам подготовки и обучения офицеров полиции, по овладению ими навыков преодоления новых вызовов, связанных с современной международной и национальной преступностью. В актах Европейского Союза данная сфера взаимодействия получила наименование «сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере». Документы Сообщества утверждают особое место сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере в интеграционной системе ЕС, образуя так называемую «третью опору» Союза49.

По ряду важных вопросов страны Евросоюза уже достигли весьма высокого качества согласования интересов. А также, что наиболее важно, добились реализации этих интересов силами не только правительств каждой из стран ЕС по отдельности, а через работу общего исполнительного органа – Европейской комиссии. Более того, объемы совместно произведенных политических решений, получаемых в результате множества согласовательных процедур стран-членов, приобрели уже весьма серьезные масштабы. Настолько серьезные, что позволяют ставить вопрос о появлении общеевропейской составляющей политики. Эта составляющая может оказывать на поведение стран–членов ЕС большее или меньшее влияние, но она существует, хотя в каждом конкретном случае является предметом постоянных споров и перетягивания каната.

В реальности, как подтверждает анализ современной европейской политики, страны Европейского союза сохраняют суверенные права по всем без исключения важнейшим вопросам политической и экономической жизни. Юстиция и внутренние дела, миграционная политика, вопросы образования – все эти сферы остаются и теперь, спустя более полувека после подписания Римского договора, в исключительной компетенции национальных властей50.

Тем не менее, в последнее десятилетие страны ЕС создают новую культуру доверия и взаимной ответственности не только в сфере торговли, внешней политики, экологии, но и в сфере безопасности. В соответствии с этой линией, формируется т.н. «европейская полицейская культура». Её фактическое существование признаётся уже целым рядом исследователей, которые отмечают появление сходных законов, одинаковое их повседневное применения вне зависимости от того, к какому государству принадлежит тот или иной закон, тот или иной полицейский51, более или менее похожие системы полицейского обучения и образования. Инерция Шенгена – хороший тому пример52.

Принципы организации общества и государства на европейском континенте, остававшиеся практически неизменными на протяжении полувека после окончания Второй мировой войны, претерпевают сущностные изменения. Основная причина – масштабы, которые приобрела европейская интеграция в рамках ЕС. В настоящее время из 750 млн. европейцев на территории общего пространства ЕС проживает более 500 млн.; из 49 государств Европы 27 являются членами ЕС; три страны (Македония, Турция, Хорватия) имеют статус официальных кандидатов на вступление, две страны (Исландия и Сербия) ведут переговоры о получении статуса официальных кандидатов для вступления, исторически нейтральная Швейцария стала членом шенгенского союза. Посредством различного рода инициатив и наднациональных организаций (Восточное партнерство, Европейское экономическое пространство, Европейская ассоциация свободной торговли) ЕС оказывает реальное воздействие на социально-политическое и финансово-экономическое развитие других европейских стран, не являющихся членами ЕС. Поэтому государства, объединенные границами и обязательствами в ЕС, вынуждены трансформировать принципы организации государства и общества с учетом союзных принципов и целей. Общественная безопасность на общем пространстве ЕС понимается как состояние защищенности граждан, общества и государства от различного рода угроз социального и противоправного содержания. Обеспечение общественной безопасности и порядка трактуется как системная и комплексная проблема, требующая консолидации сил и средств всех звеньев государственной власти. При этом за организацию и обеспечение данного процесса отвечают органы внутренних дел53.

Несмотря на все перечисленные плюсы и выгоды интеграции европейских государств, Европа сталкивается с серьёзными проблемами на этом пути. Свидетельством этому стал ряд провальных попыток конституционного оформления Европейского Союза; трения между странами «старой» и «новой» Европы по ряду политических вопросов; отсутствие консенсуса относительно общеевропейских ценностей, и ряд других фактов54.

«Европейское единство невозможно облечь в форму государства, пусть даже федеративного – утверждает германский исследователь европейской интеграции Й.Изензее. – Уже одно лишь языковое многообразие Европы образует препятствие для прямой демократии. Существует множество аргументов против государственного единства Европы: изобилие коллективной индивидуальности, плотная населённость в тесных пространствах, исторические пропасти и культурные противоречия…. Быть может, когда-нибудь Германия и Италия будут относиться друг к другу как Канзас и Техас, и американская мечта о новом мультикультурном и унинациональном государстве взойдёт над старым континентом»55.

Есть качественно другое и при этом весьма существенное препятствие на пути единения Европы. Речь идёт о самоидентификации европейцев. В Европе ещё не сложился новый социальный тип – человек, который бы чувствовал себя прежде всего европейцем, а уже потом – французом, англичанином или немцем. Всё наоборот: он прежде – голландец, француз и т.п., а потом только – европеец. Но не как гражданин (поданный) страны, входящей в Евросоюз, а как человек, живущий в Европе. Что же касается так сказать «евросоюзного» сознания, то оно может развиваться как массовый феномен – да и то при наличии благоприятных условий – лишь у последующих поколений.

Ещё один момент, препятствующий внутреннему единению Старого Света. Страны Восточной Европы не встречают желаемого взаимопонимания со стороны значительной части западноевропейцев. «Восточные европейцы не восприняты в Западной Европе как «свои», и здесь проходит главный водораздел между двумя регионами Европы, который так или иначе будет проявляться в отношениях между государствами-членами ЕС, расположенными по обе стороны от этой линии»56.

1 Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. М., 2003. С.34-54.

2 Европа вчера, сегодня, завтра / Под ред. Н.П. Шмелева М., 2002. С.76.

3 Кревельд Мартин ван. Расцвет и упадок государства. М., 2006. С.189-199.

4 Кривчикова Э.С. Новый миропорядок и международное право// Московский журнал международного права. 1995. №1.

5 European Security and Defense Policy External relations.// Official Journal of the European Union (EN) № L 212/19. 27.4.2009.

6 Ильин Ю.Д. Лекции по истории и праву Европейского Союза. М, 1998. С.54-60.

7 Там же.

8 Кораблёва А.Е. Панъевропейский проект Р.Куденхове-Калерги и международные отношения в Европе в 20-30-е гг. XX века. Дис. на соиск. уч. степ. к.и.н. Арзамас, 2009. С.51-52; Кембаев Ж.М. Концепция «Пан-Европы» Р. Куденхове-Калерги как одна из важнейших стадий в становлении идеи европейского единства //История государства и права. 2010. № 22. С.38-42.

9 Роллан Р. Жан-Кристоф (т. 2, кн.5). Пер. А.Франковский. М., 1982. С.87.

10 Habermas U. Theorie der Gesellschaft oder Sozialtechnologie — was leistet die Systernforschung?, Fr./M., 1971 совместно с N. Luhmann); Мотрошилова Н.В. Юрген Хабермас: что происходит с Европой?//Современная Европа. 2008. № 4. С.23-24.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

К истории создания крупнейшего регионального объединения – европейского союза iconПраво европейского союза
Цель: Закрепить и углубить знания, полученные на лекции по вопросам компетенции Европейского Союза и права Европейского Союза
К истории создания крупнейшего регионального объединения – европейского союза iconРезультаты и перспективы регионального сотрудничества европейского...

К истории создания крупнейшего регионального объединения – европейского союза iconВ. В. Зундэ Экономика Европейского Союза
Экономика Европейского Союза: Учебно-методический комплекс. Ростов-на-Дону: Изд-во скагс, 2010
К истории создания крупнейшего регионального объединения – европейского союза icon1 «Ключевые проблемы истории Европейского Севера России»
Фгос впо и ооп вуза посредством развития кругозора будущего магистра в сфере регионального компонента исторического образования,...
К истории создания крупнейшего регионального объединения – европейского союза icon«Право Европейского Союза» European Union Law
РФ, изучение учредительных договоров Европейского Союза и Европейских Сообществ, международных договоров, заключенных этими организациями...
К истории создания крупнейшего регионального объединения – европейского союза iconСпецкурс «Региональная политика Европейского союза». Содержание
I. Учебно-методические рекомендации по курсу «Региональная политика Европейского союза»
К истории создания крупнейшего регионального объединения – европейского союза iconКамила Магзиева Национальный координатор Седьмой Рамочной Программы...
Двадцать лет участия Казахстана в Рамочных программах Европейского Союза в области науки, технологий и инноваций
К истории создания крупнейшего регионального объединения – европейского союза iconСердечно приветствую участников Общего собрания Северо-Западного...
Мне представляется очень важной задача объединения и координации деятельности Союза, это будет способствовать дальнейшему развитию...
К истории создания крупнейшего регионального объединения – европейского союза iconЗеленов, Р. Ю. Законодательные процедуры Европейского Союза : Эволюция...
Законодательные процедуры европейского союза. Эволюция полномочий европейского парламента
К истории создания крупнейшего регионального объединения – европейского союза iconПрограмма вступительных испытаний на магистерскую программу «Политика,...
«Политика, право и общество Европейского союза и евразийского пространства» по направлению подготовки 030200 Политология
К истории создания крупнейшего регионального объединения – европейского союза iconСодержательный план дисциплины: Тематический план курса Наименование разделов и тем
Создание Европейских сообществ и Европейского союза и становление европейского права
К истории создания крупнейшего регионального объединения – европейского союза iconРабочая программа учебной дисциплины национальный вопрос и проблема...
Нового времени, о попытках осуществления европейского единства, о становлении и развитии процесса европейской интеграции после Второй...
К истории создания крупнейшего регионального объединения – европейского союза iconТема Образование Европейских сообществ и становление Европейского Союза. 3
Формирование Европейских сообществ и европейского права – это единовременный и тесно взаимосвязанный процесс. Создание Европейских...
К истории создания крупнейшего регионального объединения – европейского союза iconКонституционный проект Европейского Союза и проблема национального суверенитета
Тема: Конституционный проект Европейского Союза и проблема национального суверенитета
К истории создания крупнейшего регионального объединения – европейского союза iconРешение участвовать в добровольном процессе создания Европейского...
Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского...
К истории создания крупнейшего регионального объединения – европейского союза iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Прошло 10 лет с момента создания Армянского культурного центра крунк, регионального отделения Союза Армян России представлявшего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск