Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 12 Дисциплина «Палеография» имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов-историков. 12





Скачать 264.43 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 12 Дисциплина «Палеография» имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов-историков. 12
Дата публикации01.08.2013
Размер264.43 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

Рубцовский институт (филиал)

f:\утверждаю для титульного листа(1).bmp

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПАЛЕОГРАФИЯ

Специальность - 030401.65 История

Форма обучения – очно-заочная (вечерняя)

Кафедра общественных дисциплин


Рубцовск –2011

При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены:
1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308 гум/сп.

2) Учебный план по специальности 030401.65 История, утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12.
УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г., протокол № 6.

лямина

СОДЕРЖАНИЕ


4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12

Дисциплина «Палеография» имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов-историков. 12

4.1 Самостоятельная работа студента 12

4.2 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 16

5. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ 17

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 19



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки дипломированного специалиста с высшим образованием.

Значение дисциплины «Палеография» определяется тем, что она направлена на изучение внешних признаков рукописных памятников в историческом развитии. Наблюдения за изменениями внешних признаков памятников письменности дают материал не только для правильного чтения рукописных текстов, но и для определения времени и места их возникновения, их авторов, их литературного состава и истории создания, установления их подлинности, выявления подделок.

После изучения дисциплины «Палеография» студент должен знать основные рукописные памятники русской культуры и давать им палеографическую характеристику; внешние признаки памятников письменности и историю их развития; уметь наблюдать за изменениями внешних признаков памятников письменности; правильно читать рукописные тексты; определять время и место их возникновения, их авторов, их литературного состава и истории создания, установление их подлинности, выявления подделок.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Очно-заочная (вечерняя) форма обучения

Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максимальная нагрузка студентов, час.

Количество аудиторных часов при очно-заочной (вечерней) форме обучения

Самостоятельная работа студентов, час.

Лекции

Практические занятия

Лабораторные работы

1

2

3

4

5

6

7

ДЕ 1

1. Задачи и метод палеографии как вспомогательной исторической дисциплины

6,5

0,5







6

2. Место палеографии среди других вспомогательных исторических дисциплин и в системе исторического источниковедения

6,5

0,5







6

3. Палеография и вопросы языкознания

7,5

0,5

1




6

4. История русской палеографии в связи с развитием исторической науки и источниковедения

7,5

0,5

1




6

Промежуточный контроль

Коллоквиум

ДЕ 2

5. Происхождение славянской письменности

6

1

1




4

6. Палеография памятников письменности Древней Руси (XI – начало XII в.)

10

1

1




8

7. Палеография памятников письменности периода феодальной раздробленности (начало XII– конец XV в.)

10

1

1




8

8. Палеография памятников письменности времени Русского централизованного государства (конец XV в. – конец XVII в.)

10

1

1




8

9. Палеография памятников русской письменности (конец XVII в. – конец XVIII в.)

10

1

1




8

10. Палеография памятников русской письменности (I пол. XIX в.)

10

1

1




8

Промежуточный контроль

Письменная контрольная работа

ДЕ 3

11. Приемы чтения палеографического описания, транскрипции рукописей, выявление подделок

16

2

2




12

Промежуточный контроль

Контрольная работа

Итоговый контроль

Зачет

Итого часов

100

10

10




80

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Содержание разделов учебной дисциплины
ДЕ 1

Тема 1. Задачи и метод палеографии как вспомогательной исторической дисциплины

Аудиторное изучение:

Палеография как вспомогательная историческая дисциплина. Метод индуктивных наблюдений. Технические приемы (методика) изучения рукописных памятников. «Собственный метод» палеографии. Метод «добывания палеографических примет».

Самостоятельное изучение:

Практическое значение палеографии. Задачи палеографии.
Тема 2. Место палеографии среди других вспомогательных исторических дисциплин и в системе исторического источниковедения

Аудиторное изучение:

Палеография и эпиграфика. Палеография и сфрагистика. Палеография и хронология. Палеография и метрология. Палеография и археография. Палеография и архивное дело. Палеография и история искусств и история литературы. Палеография и текстология.

Самостоятельное изучение:

Палеография и нумизматика. Палеография и дипломатика.
Тема 3. Палеография и вопросы языкознания

Аудиторное изучение:

Графика и развитие языка. Тип письма. Лингвистические наблюдения и палеография.

Самостоятельное изучение:

«Школы письма».
Тема 4. История русской палеографии в связи с развитием исторической науки и источниковедения

Аудиторное изучение:

«Практическая палеография». Разработка приемов палеографического анализа. Дворянская палеография. Представители историографии – В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Оленин, А.И. Ермолаев, Е. Болховитинов, Н.М. карамзин, Н.П. Румянцев, А.Н. Пыпин, К.Ф. Калайдович, М.П. Погодин, П.М. Строев, Ф.И. Буслаев. Славяно-русская палеография И.И. Срезневского. Изучение палеографии в начале XX века. Изучение палеографии в советский период.

Самостоятельное изучение:

Открытие Археологического института в Петербурге. Лекции Д.И. Прозоровского, Н.С. Тихонравова. Труды Е.Ф. Карского, И.А. Шляпкина, Р.Ф. Брандта.

ДЕ 2

Тема 5. Происхождение славянской письменности

Аудиторное изучение:

Древнейшие данные о письменности у древних славян. Славяне Балканского полуострова IX-X вв. Образование Моравского государства и его международное положение. Деятельность Константина и Мефодия.

Самостоятельное изучение:

Славянские азбуки (кириллица и глаголица) и вопрос об их взаимоотношении.
Тема 6. Палеография памятников письменности Древней Руси (XI-начало XII в.)

Аудиторное изучение:

Образование Древнерусского раннефеодального государства и его международное значение. Культура Древней Руси. Письменность XI-начала XII в. и характеристика наиболее значительных рукописных памятников Древней Руси. Материал и орудие письма. Внешний вид памятников письменности (листы, тетради, книги, особенности книжного переплета). Графика памятников письменности. Особенности устава XI-начала XII в.

Самостоятельное изучение:

Рукописный орнамент и миниатюра.
Тема 7. Палеография памятников письменности периода феодальной раздробленности (начало XII – конец XV в.)

Аудиторное изучение:

Развитие феодальных отношений на Руси и переход к феодальной раздробленности. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы и образование Русского централизованного государства. Письменность XII – XV в. и характеристика наиболее важных рукописных памятников периода феодальной раздробленности. Материал для письма (пергамент, бумага). Древнейшие водяные знаки. Орудия письма. Внешний вид памятников письменности (листы, тетради, книги, особенности книжного переплета). Графика памятников книжной и актовой письменности.

Самостоятельное изучение:

Вязь. Тайнопись. Рукописный орнамент и миниатюра.
Тема 8. Палеография памятников письменности времен Русского централизованного государства (конец XV в. – конец XVII в.)

Аудиторное изучение:

Социально-экономическое и политическое развитие России. Международное значение Русского централизованного государства. Русская культура. Письменность конца XV в. – конца XVII в. Характеристика наиболее важных памятников актовой и книжной письменности. Начало книгопечатания и его значение. Материал для письма. Бумажные водяные знаки. Орудия письма. Внешний вид памятников письменности. Форма столбцового делопроизводства. Графика памятников письменности. особенности русской скорописи. Знаки препинания и надстрочные знаки (ударения и придыхания). скоропись украинская и белорусская.

Самостоятельное изучение:

Вязь. Тайнопись. Русский орнамент и миниатюра.
Тема 9. Палеография памятников русской письменности (конец XVII в. – конец XVIII в.)

Аудиторное изучение:

Социально-экономическое и политическое развитие России. Международное значение Русского централизованного государства. Русская культура. Письменность конца XVII в. – конца XVIII в. Характеристика наиболее важных памятников актовой и книжной письменности. Замена столбцов в делопроизводстве тетрадями. Материал для письма. Бумажные водяные знаки. Орудия письма. Внешний вид памятников письменности. Графика памятников письменности. Введение гражданского шрифта и его значение для развития письменности.

Самостоятельное изучение:

Русский орнамент и миниатюра.
Тема 10. Палеография памятников русской письменности (I пол. XIX в.)

Аудиторное изучение:

Социально-экономическое и политическое развитие России. Русская культура и ее мировое значение. Письменность конца XVII в. – I пол. XIX в. Характеристика наиболее важных памятников письменности. Материал для письма. Орудия письма. Внешний вид памятников письменности. Графика памятников письменности.

Самостоятельное изучение:

Рисунки в рукописях. Орнамент.
ДЕ 3

Тема 11. Приемы чтения палеографического описания, транскрипции рукописей, выявление подделок

Аудиторное изучение:

Технические приемы чтения рукописей. Правила палеографического описания рукописей. Транскрипция рукописей. Приемы выявления поддельных рукописей.
3.3 Содержание практических занятий
Занятие 1. Палеография и вопросы языкознания. История русской палеографии в связи с развитием исторической науки и источниковедения

  1. Графика и развитие языка.

  2. Тип письма.

  3. Лингвистические наблюдения и палеография.

  4. «Школы письма».

  5. «Практическая палеография». Разработка приемов палеографического анализа.

  6. Дворянская палеография.

  7. Представители историографии – В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Оленин, А.И. Ермолаев, Е. Болховитинов, Н.М. карамзин, Н.П. Румянцев, А.Н. Пыпин, К.Ф. Калайдович, М.П. Погодин, П.М. Строев, Ф.И. Буслаев. Открытие Археологического института в Петербурге. Лекции Д.И. Прозоровского, Н.С. Тихонравова.

  8. Труды Е.Ф. Карского, И.А. Шляпкина, Р.Ф. Брандта.

  9. Изучение палеографии в начале XX в.

  10. Изучение палеографии в советский период.


Занятие 2. Происхождение славянской письменности. Палеография памятников письменности Древней Руси (XI-начало XII в.)

  1. Древнейшие данные о письменности у восточных славян.

  2. Славянские азбуки (кириллица и глаголица) и вопрос об их взаимоотношении.

  3. Письменность XI-начала XII в. и характеристика наиболее значительных рукописных памятников Древней Руси.

  4. Материал и орудие письма.

  5. Внешний вид памятников письменности (листы, тетради, книги, особенности книжного переплета).

  6. Графика памятников письменности.

  7. Особенности устава XI-начала XII в.

  8. Рукописный орнамент и миниатюра.


Занятие 3. Палеография памятников письменности периода феодальной раздробленности (начало XII – конец XV в.). Палеография памятников письменности времен Русского централизованного государства (конец XV в. – конец XVII в.)

1. Письменность XII – XV в. и ее особенности.

2. Письменность конца XV в. – конца XVII в. и ее особенности.
Занятие 4. Палеография памятников русской письменности (конец XVII в. – конец XVIII в.). Палеография памятников русской письменности (I пол. XIX в.)

  1. Письменность конца XVII в. – конца XVIII в. и ее особенности.

  2. Письменность конца XVII в. – I пол. XIX в. и ее особенности.


Занятие 5. Приемы чтения палеографического описания, транскрипции рукописей, выявление подделок

1. Технические приемы чтения рукописей.

2. Правила палеографического описания рукописей.

3. Транскрипция рукописей.

4. Приемы выявления поддельных рукописей.

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Дисциплина «Палеография» имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов-историков.


Содержание дисциплины представлено в 3 модулях, по итогам изучения которых предусмотрен промежуточный контроль (коллоквиум, контрольная работа). Каждый модуль представлен определенным количеством тем, изучение которых предполагает текущий контроль знаний студентов. Итоговая аттестация представляет собой недифференцированный зачет.

Для подготовки к зачету, семинарским и лекционным занятиям необходимо изучать предложенную литературу, а также выполнять задания для самостоятельной работы, что позволит лучше усвоить изучаемые вопросы.

Задача семинарских занятий состоит в том, чтобы выработать у студентов навыки самостоятельной работы с источниками разных типов, научить их использованию всего комплекса источников, имеющихся по данной теме, особенно в научных журналах.

4.1 Самостоятельная работа студента


Целью организации самостоятельной работы студентов является:

- обучение студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

- закрепление, расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных студентами на аудиторных занятиях под руководством преподавателя;

- изучение студентами дополнительных материалов по изучаемой дисциплине и умение выбирать необходимый материал из различных источников;

- воспитание у студентов самостоятельности, организованности, самодисциплины, творческой активности, потребности развития познавательных способностей и упорства в достижении поставленных целей.

Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных контрольных работ, тестовых заданий, сделанных докладов и других форм текущего контроля.

Самостоятельная работа студентов включает работу с лекционным материалом, предусматривающую составление и проработку конспекта лекций, изучение учебной литературы; самостоятельный поиск, подбор и обзор литературы и электронных источников информации по предложенным заданиям; подготовку к семинарским занятиям; коллоквиуму, тестированию, контрольной работе, публичному выступлению, зачету.

Виды и формы организации самостоятельной работы студентов

Виды С.Р.С

Руководство преподавателя

Конспектирование

Реферирование литературы

Аннотирование книг, статей

Выполнение заданий поискового исследовательского характера
Углубленный анализ научно – методической литературе

Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции. Дополнение конспекта рекомендованной литературой

Участие в работе семинара: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий

Выборочная проверка

Разработка тем и проверка

Образцы аннотаций и проверка

Разработка заданий, создание поисковых ситуаций; составление картотеки по теме

Собеседование по проработанной литературе, составление плана дальнейшей работы, разработка методики получения информации

Предложение готового плана или предложение составить свой план по ходу или в заключение лекции

Разработка плана семинара, рекомендация литературы, проверка заданий


Общепедагогическими критериями оценки результатов организованной самостоятельной работы студента являются:

– освоения студентом учебного материала;

– умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

– сформированность общеучебных умений;

– обоснованность и четкость изложения ответа;

– оформление отчетного материала в соответствии с требованиями;

– творческий подход к выполнению самостоятельной работы;

–уровень сформированности аналитических, прогностических, рефлексивных умений;

– уровень владения устным и письменным общением;

– уровень владения новыми технологиями, понимание их применения, их сила и слабости, способность критического отношения к информации;

– уровень ответственности за свое обучение и самоорганизацию самостоятельной познавательной деятельности.

Учебным планом предусмотрено выполнение контрольной работы по дисциплине. Контрольная работа – самостоятельный труд студента, который способствует углублённому изучению пройденного материала.

Цель выполняемой работы: получить специальные знания по выбранной теме.

Основные задачи выполняемой работы:

1) закрепить полученные ранее теоретические знания;

2) выработать навыки самостоятельной работы;

3) выяснить уровень подготовленности студента к будущей практической работе.

Весь процесс написания контрольной работы можно условно разделить на следующие этапы:

а) выбор темы и составление предварительного плана работы;

б) сбор научной информации, изучение специальной литературы;

в) анализ составных частей проблемы, изложение темы;

г) обработка материала в целом.

Тема контрольной работы выбирается студентом самостоятельно из предложенного списка.

Подготовку контрольной работы следует начинать с повторения соответствующего раздела учебника, учебных пособий по данной теме и конспектов лекций, прочитанных ранее. Приступать к выполнению работы без изучения основных положений и понятий науки не следует, так как в этом случае студент, как правило, плохо ориентируется в материале, не может разграничить смежные вопросы и сосредоточить внимание на основных, первостепенных проблемах рассматриваемой темы.

После выбора темы необходимо внимательно изучить методические рекомендации по подготовке контрольной работы, составить план работы, который должен включать основные вопросы, охватывающие в целом всю прорабатываемую тему.

В содержании контрольной работы необходимо показать знание рекомендованной литературы по данной теме, но при этом следует правильно пользоваться первоисточниками, избегать чрезмерного цитирования. При использовании цитат необходимо указывать точные ссылки на используемый источник: указание автора (авторов), название работы, место и год издания, номера страниц.

В процессе работы над первоисточниками целесообразно делать записи, выписывать цитаты, относящиеся к избранной теме. При изучении специальной литературы (монографий, статей, рецензий и т.д.) важно обратить внимание на различные точки зрения авторов по исследуемому вопросу, на приводимую аргументацию и выводы, которыми поддерживаются или опровергаются иные концепции.

Кроме рекомендованной специальной литературы можно использовать любую дополнительную литературу, которая необходима для раскрытия темы контрольной работы.

В конце контрольной работы приводится полный библиографический перечень использованных источников по алфавиту.

Оформление библиографических ссылок осуществляется в соответствии с принятыми нормами.

При использовании цитат, идей, проблем, заимствованных у отдельных авторов, статистических данных необходимо правильно и точно делать внутритекстовые ссылки на первоисточник.

Ссылки на используемые первоисточники можно делать в конце каждой страницы либо в конце всей работы, нумерация может начинаться на каждой странице.

Содержание излагается логически последовательно, грамотно и разборчиво. Работа обязательно должна иметь титульный лист. Он содержит название высшего учебного заведения, название темы, фамилию, инициалы, учёное звание и степень научного руководителя, фамилию, инициалы автора, номер группы.

На следующем листе приводится содержание контрольной работы. Оно включает в себя: введение, название вопросов, заключение, список литературы.

Введение должно быть кратким, не более 1 страницы. В нём необходимо отметить актуальность темы, степень ее научной разработанности, предмет исследования, цель и задачи, которые ставятся в работе. Изложение каждого вопроса необходимо начинать с написания заголовка, соответствующего оглавлению, который должен отражать содержание текста. Заголовки от текста следует отделять интервалами. Каждый заголовок обязательно должен предшествовать непосредственно своему тексту. В том случае, когда на очередной странице остаётся место только для заголовка и нет места ни для одной строчки текста, заголовок нужно писать на следующей странице.

Излагая вопрос, каждый новый смысловой абзац необходимо начать с красной строки. Закончить изложение вопроса следует выводом, итогом по содержанию данного раздела.

Изложение содержания всей контрольной работы должно быть завершено заключением, в котором необходимо дать выводы по написанию работы в целом.

Страницы контрольной работы должны иметь нумерацию (сквозную). Номер страницы ставится вверху в правом углу. На титульном листе номер страницы не ставится. Оптимальный объём контрольной работы 10-15 страниц машинописного текста (размер шрифта 12-14) через полуторный интервал на стандартных листах формата А-4, поля: верхнее –15 мм, нижнее –15мм, левое –25мм, правое –10мм.

В тексте контрольной работы не допускается произвольное сокращение слов (кроме общепринятых).

Содержание работы оценивается по следующим основным критериям: грамотность, логика в изложении, критический анализ предлагаемого материала, наличие выводов, соответствие языкового оформления текста научному стилю изложения, самостоятельность в подборе и использовании дополнительных источников.

По всем возникшим вопросам студенту следует обращаться за консультацией к преподавателю. Срок выполнения контрольной работы определяется преподавателем и она должна быть сдана не позднее, чем за неделю до экзамена. По результатам проверки контрольная работа оценивается на 2-5 баллов. В случае отрицательной оценки студент должен ознакомиться с замечаниями и, устранив недостатки, повторно сдать работу на проверку.

4.2 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины


Текущий и итоговый контроль знаний и умений студентов по дисциплине осуществляется в целях оценки качества их общеобразовательной подготовки. Текущий контроль осуществляется на лекциях, семинарских и индивидуальных занятиях, в процессе проверки индивидуальных заданий, тестовых работ.

Критерии оценки устного ответа на зачете:

-    оценка «зачтено» выставляется студенту, если вопросы раскрыты, изложены логично, без существенных ошибок, показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, продемонстрировано усвоение ранее изученных вопросов, сформированность компетенций, устойчивость используемых умений и навыков. Допускаются незначительные ошибки.

- оценка «не зачтено» выставляется, если не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы компетенции, умения и навыки.

5. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ


Темы контрольных работ

  1. «Книга степенная царского родословия» («Степенная книга»)

  2. Военные уставы Петра I.

  3. Двинские грамоты XV в.

  4. Договоры Великого Новгорода с великими князьями.

  5. Договоры Новгорода, Пскова, Смоленска и Полоцка с немецкими городами.

  6. Документальные материалы, касающиеся воссоединения Украины с Россией в составе Русского государства.

  7. Документы по истории крестьянской войны под предводительством С.Т. Разина.

  8. Древнерусские миниатюры как исторический источник.

  9. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв.

  10. Законодательные акты времени Петра I.

  11. История Архангельского евангелия 1092 г.

  12. История вкладной грамоты Варлаама Хутынского (около 1192 г.).

  13. История Задонщины.

  14. История Изборника 1073 и 1076 гг.

  15. История Мстиславова евангелия (около 1115 г.)

  16. История Остромирова евангелия.

  17. История рядной Тешаты.

  18. История Юрьевского евангелия XII в.

  19. Методика работ по систематизации и описанию столбцов.

  20. Палеографические наблюдения над рукописями А.С. Пушкина.

  21. Палеографические наблюдения над рукописями Н.В. Гоголя.

  22. Палеографические наблюдения над списками книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

  23. Палеографическое значение бумажных водяных знаков.

  24. Палеографическое изучение Слова о полку Игореве.

  25. Памятники российской словесности XII в.

  26. Письма и бумаги Петра I.

  27. Славянская письменность до Кирилла и Мефодия.

  28. Сочинения М.В. Ломоносова.

  29. Судебник 1497 г.

  30. Судебник 1550 г.

  31. Судебник 1589 г.

  32. Судебник 1649 г.

  33. Язык новгородских грамот XIII-XIV вв.



Вопросы к зачету

  1. Графика и развитие языка.

  2. Тип письма.

  3. Лингвистические наблюдения и палеография.

  4. «Школы письма».

  5. «Практическая палеография». Разработка приемов палеографического анализа.

  6. Дворянская палеография.

  7. Изучение палеографии в начале XX в.

  8. Изучение палеографии в советский период.

  9. Древнейшие данные о письменности у восточных славян.

  10. Славянские азбуки (кириллица и глаголица) и вопрос об их взаимоотношении.

  11. Письменность XI-начала XII в. и характеристика наиболее значительных рукописных памятников Древней Руси.

  12. Особенности устава XI-начала XII в.

  13. Рукописный орнамент и миниатюра.

  14. Письменность XII – XV в. и ее особенности.

  15. Письменность конца XV в. – конца XVII в. и ее особенности.

  16. Письменность конца XVII в. – конца XVIII в. и ее особенности.

  17. Письменность конца XVII в. – I пол. XIX в. и ее особенности.

  18. Технические приемы чтения рукописей.

  19. Правила палеографического описания рукописей.

  20. Транскрипция рукописей.

  21. Приемы выявления поддельных рукописей.


6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


В процессе изучения дисциплины используются ресурсы материально-технической базы Рубцовского института (филиала) АлтГУ, соответствующей санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных ГОС: компьютерные классы с доступом в Internet, учебные аудитории, мультимедийные проекторы, интерактивная доска и интерактивная панель; лицензионные компьютерные программы, в том числе системное программное обеспечение (Windows XP Professional Service Pack 3, Windows 7 EnterpriseServicePack 1, Windows 7 ProfessionalServicePack 1), пакеты прикладных программ и средства разработки приложений (Excel 2007, Excel 2010, PowerPoint 2003, PowerPoint 2007, PowerPoint 2010, Word 2003, Word 2007, Word 2010, Word 2013), специализированное ПО (Консультант+ 4000).

7. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ДРУГИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Основная литература


  1. Левочкин, И. В. Основы русской палеографии. – М.: Кругъ, 2003. – 176 с.

  2. Леонтьева, Г.А. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г.А. Леонтьева, П.А. Шорин, В.Б. Кобрин; Под ред. Г.А. Леонтьевой. – М., 2005. – 424 с.

  3. Скобелкин, О.В. Русская палеография: Учебное пособие / О.В. Скобелкин.–Воронеж:Изд-воВГУ,2005.-40с.


Дополнительная литература


  1. Айплатова, Г.Н. Русская палеография: Учеб. пособие для студ. вузов / Г.Н. Айплатова, А.Г. Иванов. – М.: Логос, 2003. – 344 с.

  2. Зализняк, А.А. Палеография берестяных грамот // А.А. Зализняк. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1990-1996 гг.). Палеография берестяных грамот и их внестратиграфическое датирование. Том X. - М.: Русские словари, 2000. - С. 134-274.

  3. История русской культуры IX – XX веков: Учеб. Пособие / Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева, М.Р. Зезина, В.С. Шульгин. – М.: КДУ, 2006. – 490 с.

  4. Истрин, В.М. Очерк истории древнерусской литературы домосковского периода (XI – XIII вв.): Учеб. Пособие / Под ред. О.В. Никитина / В.М. Истрин. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.

  5. Казанский, Б. Разговор с иероглифом / Б. Казанский. – М.: Академкнига, 2002. – 215 с.

  6. Рапацкая, Л.А. Русская художественная культура: Учеб. Пособие / Л.П. Рапацкая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 608 с.

  7. Сперанский, М.Н. История древней русской литературы / М.Н. Сперанский.–М.:Директ-Медиа,2004.–1530с.

  8. Тихомиров, М.Н. Русская палеография / М.Н. Тихомиров, А.В. Муравьев. – М.: Высшая школа, 1982. – 200 с.

  9. Труды кафедры древних языков (К 50-летию кафедры) / Отв. ред. И.С. Чичуров. – СПб: «Алетейя», 2000. – 330 с. – (Труды исторического ф-та МГУ: вып. 15; Сер. III. Instrumenta studiorum: 6).

  10. Черная, Л.А. История культуры Древней Руси / Л.А. Черная. – М.: Логос, 2007. – 288 с.


Базы данных, интернет-ресурсы,

информационно-справочные и поисковые системы


  1. Каталог электронной литературы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dlibrary.livejournal.com/3056.html

  2. Университетская библиотека ONLINE [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/catalog/312/

  3. Текстология: электронный журнал [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.textology.ru

  4. Словарь шрифтовых терминов  http://typo.mania.ru/glossary/

  5. Изображения и оцифрованные источники Электронной библиотеки исторического факультета МГУ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/DigImg/index.html

  6. Сайт «Древнерусская литература» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://old-russian.chat.ru/index1.htm


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 12 Дисциплина «Палеография» имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов-историков. 12 iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины социология управления...
Федерации. Здесь управление носит принципиально иной характер, так как население, народ не являются целевой организацией. Поэтому...
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 12 Дисциплина «Палеография» имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов-историков. 12 iconФакультет «Государственного и муниципального управления» «утверждаю»
Федерации. Здесь управление носит принципиально иной характер, так как население, народ не являются целевой организацией. Поэтому...
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 12 Дисциплина «Палеография» имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов-историков. 12 iconМетодические рекомендации преподавателю по дисциплине «Функциональные...
На первом занятии по данной учебной дисциплине необходимо ознакомить студентов с порядком ее изучения, раскрыть место и роль дисциплины...
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 12 Дисциплина «Палеография» имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов-историков. 12 iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины «конституционное...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 12 Дисциплина «Палеография» имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов-историков. 12 iconМетодические рекомендации по выполнению и защите курсовых работ
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины «Международное частное право»
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 12 Дисциплина «Палеография» имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов-историков. 12 iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины самостоятельная работа студента
Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 12 Дисциплина «Палеография» имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов-историков. 12 iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины самостоятельная работа студента
Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 12 Дисциплина «Палеография» имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов-историков. 12 iconМетодические рекомендации по изучению предлагаемых вопросов. Пособие...
«История стран Азии и Африки в новейшее время», конспекты лекций, задания для самостоятельной работы, списки литературы к каждой...
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 12 Дисциплина «Палеография» имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов-историков. 12 iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 18 условия...
При разработке учебно –методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 12 Дисциплина «Палеография» имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов-историков. 12 iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины «планирование...
Гос впо по специальности 080507. 65 Менеджмент организации, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №234 эк...
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 12 Дисциплина «Палеография» имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов-историков. 12 iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины «Физика»...
Специальность-230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 12 Дисциплина «Палеография» имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов-историков. 12 iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины «Астрономия»...
Специальность-230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 12 Дисциплина «Палеография» имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов-историков. 12 iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 35 3 2 Оценочные...
Гос впо по специальности 080801. 65 Прикладная информатика (по направлениям), утвержденный Министерством образования РФ «14» марта...
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 12 Дисциплина «Палеография» имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов-историков. 12 iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 17 1 Самостоятельная...
Гос впо по специальности 080111. 65 Маркетинг, утвержденный Министерством образования РФ «23» марта 2000 г., №202 эк /сп
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 12 Дисциплина «Палеография» имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов-историков. 12 iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 24 1 Самостоятельная...
Тема Дискретная случайная величина, способы ее задания. Числовые характеристики. Функция распределения и ее свойства. 22
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 12 Дисциплина «Палеография» имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов-историков. 12 iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины 11 1 Самостоятельная...
Гос впо по специальности 080111. 65 Маркетинг, утвержденный Министерством образования РФ «23» марта 2000 г., №202 эк /сп


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск