Реферат студентки заочного отделения, по курсу «Техника и технология сми»





Скачать 131.32 Kb.
НазваниеРеферат студентки заочного отделения, по курсу «Техника и технология сми»
Дата публикации15.12.2014
Размер131.32 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Журналистика > Реферат
Московский государственный университет
Им. Ломоносова
Факультет журналистики.

Реферат

студентки заочного отделения,


по курсу «Техника и технология СМИ»

на тему «Осветительное оборудование. Применение света при съёмках в павильоне и на натуре».


© 2007 «РЕФЕРАТЫ ДЛЯ ЖУРФАКОВЦЕВ»

HTTP://JOURNREF.NAROD.RU


Группа №101
Введение.
Из всех предложенных тем я выбрала эту потому, что, в отличие от других заинтересовавших меня тем (таких, как «Технические принципы стереофонического радиовещания», «Технические принципы организации спутникового ТВ и РВ» или «Телевидение высокой чёткости (HDTV)»), она практически не была освещена в учебнике «Техника и технология СМИ…» В.П. Ситникова (а мне было бы интереснее побольше поработать самостоятельно по данному курсу). Кроме того, с недавнего времени я заинтересовалась техникой фотографии, поэтому мне полезно больше узнать и о технике света, что крайне необходимо знать тем, кто увлекается этим искусством (но в моём реферате пойдёт речь и о съёмке телекамерой).

В учебнике Ситникова приведены лишь общие сведения о свете. Здесь говорится, что свет – это электромагнитное излучение с волновыми и корпускулярными свойствами. Свет состоит из потока электромагнитных волн (распространяется в пространстве волнами) в интервале частот, воспринимаемым человеческим глазом, и различные размеры этих волн вызывают разные цветовые ощущения (ведь цвет не существует отдельно от света).

Но это лишь общие физические сведения о природе света. А для того, чтобы сделать свою работу профессионально, фотожурналист и телеоператор должны знать, что зрительные впечатления, которые вызывает у нас один и тот же наблюдаемый объект, далеко не всегда одинаковы: они во многом зависят от характера освещения, при котором ведется наблюдение. Поэтому недостаточно знать, что объект освещен и хорошо виден. Они должны уметь оценить качественную сторону освещения, понять, как падает световой поток, какова форма образовавшейся светотени, каковы сложившиеся контрасты и пр.

Поэтому люди этой профессии должны хорошо разбираться в осветительном оборудовании и в том, каким бывает естественный свет (разница при съёмке в сумеречном освещении и утром огромная). Об этом и пойдёт речь в моём реферате.

Осветительное оборудование.
Тема моего реферата «начинается» с осветительного оборудования, поэтому сам реферат я тоже начну с этого раздела.

Современная телекамера оснащена системой дополнительного освещения, что очень важно для операторов, ведь им часто приходится работать при плохой освещённости или в экстремальных условиях, где невозможно занять удобную (и с точки зрения постановки света) для съёмки точку. То же можно сказать и про фотожурналиста (только здесь роль дополнительного освещения играет вспышка). Кадры и видео могут получиться некачественными, но профессия журналиста часто требует оперативных и редких кадров, поэтому нет времени или возможности «возиться» с большими осветительными лампами для лучшего по качеству снимка.

Было бы неправильно думать, что съемка при искусственном освещении (например, в павильоне) требует меньших знаний или мастерства. Наоборот, расширение творческих возможностей неизбежно влечет за собой усложнение процесса подготовки к съемке. Для того чтобы, пройдя через объектив фотоаппарата, лучи света от объекта съемки “написали” на пленке его изображение, необходимо, чтобы фотограф установил в определенных точках помещения осветительные приборы. От этого в значительной степени будет зависеть как техническое качество, так и художественная ценность снимка. А такое творческое владение светом возможно лишь при условии знаний законов освещения, особенностей осветительных приборов и правил их эксплуатации.

Итак, светотехника и электроника предоставили в распоряжение фотографа и оператора множество разнообразных по конструкции и световым параметрам источников света.

Я хочу рассмотреть наиболее распространенные осветительные приборы и характер создаваемого ими освещения.
1. Электрические лампы.

Электрические лампы, используемые для освещения помещений, различаются между собой по мощности, а значит, и по силе создаваемого ими светового потока и имеют прозрачный, матированный или молочный стеклянный баллон. Такая окраска стекла баллона позволяет получать более мягкое, рассеянное освещение.

2. Специальные фотолампы.

Промышленность выпускает также специальные фотолампы, яркость которых ощутимо больше яркости обычных электроламп, что достигается горением лампы в режиме перекала. Срок их службы колеблется в пределах 2 - 8 ч, в связи с чем их следует включать только на короткое время самой съемки.

3. Кварцевые галогенные лампы.

Чрезвычайно малыми размерами и высокой яркостью характеризуются кварцевые галогенные лампы. Внутренний объем баллона в них заполнен парами йода, значительно улучшающими светотехнические параметры ламп.

4. Бытовые осветительные приборы.

Естественно, что для освещения можно использовать и обычные бытовые осветительные приборы - настольные лампы, бра, люстры, торшеры и т. д., однако они менее удобны и в большинстве случаев не позволяют создать необходимое освещение объекта съемки.

5. Люминесцентные лампы.

Люминесцентные лампы широко используются для освещения общественных сооружений, так как имеют очень высокую светоотдачу.

6. Импульсные газоразрядные лампы.

Импульсные газоразрядные лампы излучают свет в виде очень короткого и мощного светового импульса. Внутренний объем баллона таких ламп заполнен инертным газом ксеноном, который под воздействием электрического тока превращается на тысячную долю секунды в плазму и излучает мощный световой импульс. Преимущества таких ламп - малые размеры, большая яркость, высокая экономичность и постоянство светового потока; недостаток - невозможность визуально контролировать светотеневой рисунок, создаваемый таким источником на объекте съемки.

7. Импульсные электронные приборы.

Есть также импульсные электронные приборы, именуемые лампами-вспышками, и они весьма разнообразны. Это и миниатюрные лампы небольшой мощности, предназначенные для фотолюбителей, и более мощные осветители, рассчитанные в основном на профессиональных фотографов.

(Импульсные газоразрядные лампы и лампы-вспышки могут подойти лишь фотожурналисту.)

8. Рефлекторы.

Осветительные лампы без специальных рефлекторов используют крайне редко, поскольку они освещают в равной степени не только объект съемки, но и все окружающие предметы. При этом образуется большое количество случайного рассеянного света, появляются паразитные блики и рефлексы, мешающие съемке. Поэтому для более полного использования света лампы и возможности направлять ее световой поток в нужную сторону применяют специальные рефлекторы, от формы и размеров которых в значительной степени зависит характер идущего от лампы светового потока. В большинстве случаев рефлекторы снабжены арматурой (зажимы, струбцины), позволяющей закреплять их в нужном положении и в определенном месте. Рефлектор с лампой можно крепить к спинкам стульев и к другой мебели или к специальным штативам.
Хочу сказать несколько слов и об освещении во время видеосъёмки (хотя почти всё, что

я написала выше, относится как к фотосъёмке, так и к работе телеоператора).

Итак, для видеосъемки можно применять как обычные осветительные лампы, так и специальные киноосветительные приборы. Это связано с тем, что современные видеокамеры имеют довольно высокую чувствительность и даже с автоматическим балансом белого обеспечивают точную цветопередачу в широком диапазоне цветовых температур источника света. Но все же предпочтение следует отдавать кварцевым галогенным лампам, которые на протяжении всего срока эксплуатации (минимум 100 часов, качественные лампы — до 1000 часов) обеспечивают стабильность светового потока и высокую светоотдачу и их цветовая температура мало зависит от колебаний напряжения питания.

Применение света при съёмках на натуре.
Глаз человека приспосабливается к световым условиям, хорошо видит и при очень ярком свете, и при низкой освещенности. Но впечатления от наблюдаемой картины природы при этом будут различными. Яркий солнечный свет радует человека, сумерки вызывают ощущение покоя, темнота настораживает и т. д. Восприятие это, разумеется, очень индивидуально. Но остается объективной истина, что свет, характер освещения преобразуют картину действительности и влияют на настроение, вызываемое этой картиной у человека.

Для зрительских оценок пейзажа, происходящего действия, жанровой сценки важен не только уровень освещенности. Впечатления во многом определяются еще и соотношением яркостей. Глаз оценивает яркости как неодинаковые, если они отличаются одна от другой хотя бы на 10 процентов. Понятно, что, если этих различий в яркостях нет, если все детали объекта будут одинаково белыми, серыми или черными, глаз перестанет их различать, детали сольются в общую массу и станет невозможно оценить объемную и контурную форму фигур и предметов.

Контрастные соотношения светов и теней складываются в отчетливый рисунок, порой даже напоминающий графические построения. Пластические светотональные переходы обрисовывают объемы и пространства. Полон своеобразия рисунок, возникающий при мягком бестеневом освещении.

Характер освещения объекта зависит от источника света (солнце, луна, свет, рассеянный атмосферой), от его положения по отношению к объекту, от состояния облачности. Яркости, возникающие на наблюдаемом объекте, определяются двумя величинами: отражательной способностью освещаемых поверхностей (их цветом и фактурой) и характеристиками падающего на поверхность света (его силой, спектральным составом, направлением падения лучей).

Я назвала много переменных величин: источники света, интенсивность светового излучения, спектральный состав, направление световых лучей, цвет, фактура освещаемого объекта и пр. Можно представить себе, какие разнообразные световые рисунки возникают при различных сочетаниях этих элементов. В темном помещении, куда проникает тонкий луч солнечного света, образуется эффектный световой рисунок, возникают высокие контрасты светотени, складывается общая низкая тональность. В погожий день под деревьями образуются кружевные тени. Дождливой осенью мягкий рассеянный свет пасмурного дня подчеркивает пастельные тона пейзажа. Ранней весной снег искрится, блестит вода, тени становятся прозрачными...

Таким образом, жизнь предлагает множество вариантов освещения. Но, к сожалению, начинающий фотограф или оператор еще не могут оценить всех возможностей световых рисунков и поначалу относятся к свету как к фактору, обеспечивающему нормальные технические условия съемки: объект освещен, уровень освещенности позволяет получить правильно экспонированный негатив, и, следовательно, можно снимать.

Поэтому очень важно разобраться подробно в назначении света в фотографической и операторской практике и уяснить, как же нужно относиться к выбору или созданию светового рисунка кадра.

Рассказывать об особенностях освещения в разное время суток, о направлении световых лучей и т.д. можно бесконечно, но я приведу основные сведения, основное их отличие друг от друга. Последнее, что хочу перед этим сказать – если при съёмках в павильоне важно правильно выбрать техническое оснащение, осветительное оборудование, то при съёмке на натуре лучше научиться выгодно использовать естественный свет. Но и тут есть много хитростей и уловок, и я хочу привести хотя бы некоторые из них.
Итак, освещение в разное время суток.

1. Рассвет.

Первый свет, даже летом, появляется после наиболее холодного периода ночи. На листве выпадает роса, на стекле и металле конденсируется влага. В холодную погоду все вокруг покрывается легким инеем или сильной изморозью. В условиях города в это время почти отсутствует смог, а в засушливых местностях воздух содержит наименьшее количество пыли и соответственно наиболее прозрачен.

Освещение на рассвете идеально для съемки открытых пейзажей, растений, водных поверхностей и церквей (поскольку они ориентированы на восток, к восходу солнца), а также сюжетов с автомобилями и любыми другими предметами с блестящей, глянцевитой поверхностью (например, металлической). Освещение от неба при этом оптимально выявляет блестящие поверхности и отражения.

В горах, качество света зависит от местоположения оператора. Если восход скрывается рельефом, освещение в большинстве случаев малоинтересно.

2. Утро.

В течение первых двух часов после восхода солнца свет быстро меняется. Солнце может рассеять дымку или туман (в теплые месяцы) или создать их (вследствие испарения инея в холодные месяцы).

Слабые испарения от влажных дорог, рек и водоемов могут быть очень эффектны. Если ночью шел дождь, то утром в лучах света заблестят влажные растения и улицы, которые обычно тусклы и непривлекательны. Воздушная перспектива обнаруживается дымкой. Детали могут быть еще достаточно ясно видны, но с увеличением расстояния пейзаж становится все светлее и размывается. Это одна из возможностей передачи третьего измерения.

3. Полдень.

Продолжительность подходящего освещения зависит от времени года и широты местности. Например, на крайнем севере, где солнце никогда не заходит, но и не поднимается высоко над горизонтом, а в умеренных широтах хорошее освещение сохраняется в течение нескольких часов, но при этом положение солнца меняется. Зимой солнце может находиться низко весь день и в течение четырех часов в середине дня давать наибольшую яркость. Летом тоже существуют четыре идеальных часа - два часа утром и два часа после полудня с мертвым периодом между ними.

В тропических и экваториальных районах полуденное солнце лишь создает неудобства своим почти бесполезным светом. Назойливый, невыразительный, ослепительный блеск палящего над головой солнца "убивает" окружающие виды. Репортажная съемка людей становится возможной только с применением заполняющего света с использованием отражателей или дополнительного прямого освещения. Единственно где можно эффективно использовать полуденное освещение - это заросшие растительностью ущелья и каньоны, куда в другое время суток солнце просто не попадает. Появление в этих местах прямых солнечных лучей позволяет получить более контрастные и яркие изображения.

4. После полудня и вечер.

Такое время суток в целом не очень удачно для съёмок.

Городской воздух во второй половине летних дней может быть буквально серым. Это сразу создаёт «душное» и тяжёлое впечатление. Кроме того, в послеполуденное время влага и пыль рассеивают лучи света. Когда солнце высоко, рассеиваются синие лучи и поглощаются красные, а цветовая температура становится выше нормальной. Проявляющаяся на материале холодная металлическая синева редко выглядит привлекательно.

5. Закат.

Закаты - специфический вид освещения при низком положении солнца, когда атмосфера преломляет и отражает коротковолновое излучение (синее) и пропускает длинноволновое излучение (красное). Дымка, которая днем поглощала часть красных лучей, но рассеивала и оставляла синие, теперь рассеивает очень малую часть синего излучения и пропускает сравнительно интенсивное красное излучение. Верхняя часть неба, освещаемая под другим углом, остается синей. В результате можно наблюдать и плавные переходы тонов, и эффектные сочетания цветов.

Закаты - одновременно и объект съемки, и источник света, но в данном случае нас интересует лишь качество испускаемого ими излучения. Во время заката солнце пробивается сквозь легкие облака или дымку и постепенно приобретает все более теплую окраску (меньшую цветовую температуру). Большинство операторов считают именно такое состояние атмосферы весьма благоприятным для передачи особенностей данного времени суток и интересной цветовой гаммы.

 6. Сумерки.

Сумеречный свет после захода солнца сначала по цвету подобен солнечному свету в полдень, но быстро превращается в полностью синий.

Именно в период сумерек оставшиеся красные облака, освещенные закатившимся солнцем, выделяются в наиболее резком цветовом контрасте. Уличные фонари, освещенные витрины магазинов, огни и фейерверки прекрасно гармонируют с сумеречным освещением и выглядят значительно лучше в это время, чем в полной темноте.

7. Лунный свет.

Чтобы добиться на материале эффекта лунного освещения, применяют голубые или синезеленые светофильтры. Это соответствует нашему зрительному восприятию лунного света, который мы считаем темным голубым или синезеленым. Лунный свет - это просто отраженный солнечный свет, а голубоватый оттенок - лишь продукт зрительного восприятия, а не объективное качество света.

8. Ночь.

Безлунная ночь при отсутствии искусственных источников света почти лишена освещения, поэтому снимать практически не имеет смысла.
Я рассказала о том, как можно применить естественный свет при съёмке на натуре.

Но этого, как я уже говорила выше, недостаточно знать для того, чтобы снимок или видео получились очень качественными.

Важно также знать особенности отражающих поверхностей (Отражающее окружение - светлый песок, снег, побеленные стены, море или светлые скалы, ослабляет контрасты и глубину теней). Если отражающие поверхности имеют окраску (например, строения бледно-розового цвета), появляется оттенок. Некоторые наиболее привлекательные условия освещения достигаются в тех случаях, когда прямой солнечный свет падает на стену светлого цвета, а объект съемки расположен в тени и освещается отраженным светом и т.д.

Наконец, хочу рассказать ещё об одной такой важной детали, как направление света. Хочу выделить этот пункт отдельно, так как он относится и к съёмке в павильоне, и к съёмке на натуре (ведь неважно, естественный ли это свет или осветительное оборудование).
Направление света.

Итак, восприятие объема и формы предметов зависит в некоторой мере и от того, в какую сторону падает тень (а это, в свою очередь, зависит от направления света). Фронтальное освещение (прямой свет со стороны камеры, например от низкого солнца) убирает тени, фактура предметов почти не просматривается. При таком свете трудно передать глубину сцены, пространство становится плоским (глубину сцене лучше всего может придать фоновый свет). Лица людей плохо узнаваемы. Фронтальное освещение подходит только для дальних планов, где не требуется прорисовка деталей.

Боковое освещение образует темные тени, подчеркивает объем предметов и фактуру поверхностей, контраст повышенный. Тени от объектов с криволинейной формой приобретают плавные переходы.

Встречно-боковой свет дает яркие блики на предметах, привносит легкость и воздушность. В глубоких тенях не видно деталей. Такой свет можно использовать для создания определенного настроения.

Фронтально-боковой верхний свет (из-за спины оператора сбоку и сверху) является наиболее универсальным и хорошо подходит для съёмки людей.

Встречное освещение желательно направлять снизу, чтобы в объектив не попадали прямые лучи. Оно дает очень глубокие тени. Объект изображается своим силуэтом. Полупрозрачные предметы светятся изнутри. Для съемки блестящих и сверкающих объектов встречный свет лучше направлять параллельно их поверхности. Так, водная рябь или гладь красиво смотрится при низком встречном солнце.

И, наконец, верхнее освещение. Оно дает короткие тени, вызывает ощущение жары. Самостоятельное применение такого света крайне ограниченно, требуется, по крайней мере, дополнительная фронтальная подсветка.
Для того чтобы качественно работать с осветительным оборудованием и успешно использовать натуральный свет, профессиональные операторы и фотографы знают множество хитростей и уловок, а это приходит не только с пополнением теоретических знаний, но и с опытом. Но это уже знания настоящего профессионала, посвятившего своей профессии не один год усердной работы, поэтому, на мой взгляд, более подробный рассказ об оборудовании и его применении, а также об особенностях света уже выходит за наш курс.

Список использованной литературы.
1. Книги:

Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радиовещание. Автор В.П. Ситников (2004 Москва).
2. Интернет-ресурсы:

http://www.photoline.ru (Статья - "Постановка света при фотосъёмке")

http://www.photoforum.ru (Статья - "Беседа девятая. Свет в природе и в фотографии")

http://www.photo-element.ru

http://www.videoton.ru (Статья - "Естественный свет и освещение - на заметку операторам")

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат студентки заочного отделения, по курсу «Техника и технология сми» iconРеферат студентки первого курса заочного отделения, по «Основам экономической теории (часть 1)»
Как и для чего появились деньги?
Реферат студентки заочного отделения, по курсу «Техника и технология сми» iconПрикладное программное обеспечение в предметной области реферат по...
Студентки 1 курса дневного отделения кафедры теоретической и институциональной экономики
Реферат студентки заочного отделения, по курсу «Техника и технология сми» iconКонтрольная работа По дисциплине Правоведение Тема: Право и личность
Студентки 1 курса заочного отделения, группы взб5эк-11 Фуникова Анастасия Ивановна
Реферат студентки заочного отделения, по курсу «Техника и технология сми» iconМетодические указания для студентов очного и заочного отделения к самостоятельным работам по
Зоотехния), “Сельскохозяйственная радиология” (специальность 110305 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции,...
Реферат студентки заочного отделения, по курсу «Техника и технология сми» iconРабочая программа по курсу «криминалистика» Специальность 02. 11. 00 юриспруденция
Учебная дисциплина «Криминалистика» изучается студентами 3 и 4 курса дневного отделения, 5 и 6 курса заочного отделения, третьего...
Реферат студентки заочного отделения, по курсу «Техника и технология сми» iconРеферат студентки III курса дневного отделения
Жанр (франц genre) – тип произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания
Реферат студентки заочного отделения, по курсу «Техника и технология сми» iconТемы письменной работы и рефератов для заочного отделения 2012/2013 уч год
Для всех общая тема письменной работы: "Использование социологической информации и социологических методов в практике сми" (на примере...
Реферат студентки заочного отделения, по курсу «Техника и технология сми» iconМетодические рекомендации к написанию реферата по физической культуре...
Методические рекомендации разработаны в помощь студентам очного и заочного отделения все специальностей для написания реферата по...
Реферат студентки заочного отделения, по курсу «Техника и технология сми» iconМетодические указания для подготовки к экзамену по математике для студентов заочного отделения
Методические указания и контрольные задания по курсу «Линейная алгебра» для студентов вечернего и заочного факультетов. – Спб.: Изд-во...
Реферат студентки заочного отделения, по курсу «Техника и технология сми» iconУчебно-методический комплекс по спецкурсу «Психология рекламы». Предназначен...
Целью такого исследования является повышение психологической эффективности рекламных сообщений и рекламных компаний, которая характеризуется...
Реферат студентки заочного отделения, по курсу «Техника и технология сми» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Политология» изадания...
Методические рекомендации предназначены для студентов заочного отделения всех специальностей
Реферат студентки заочного отделения, по курсу «Техника и технология сми» iconПамятка для студентов групп мапп-41-42 по изучению дисциплины «Холодильная техника и технология»
Дисциплина «Холодильная техника и технология» изучается в 8-ом семестре. В ней будут рассмотрены следующие темы
Реферат студентки заочного отделения, по курсу «Техника и технология сми» iconРабочая программа Дисциплина: «Корпоративное право» Специальность:...
Курс 3, семестр 6 (для студентов очного отделения и заочного отделения без высшего или среднего специального образования, для заочного...
Реферат студентки заочного отделения, по курсу «Техника и технология сми» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Техника и технология сми»
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика...
Реферат студентки заочного отделения, по курсу «Техника и технология сми» iconМетодические указания, программа курса и тематика контрольных работ...
Государственного образовательного стандарта и в соответствии с учебными планами кафедры истории и политологии. При этом количество...
Реферат студентки заочного отделения, по курсу «Техника и технология сми» iconМетодические рекомендации для студентов заочного отделения нижний...
Методические рекомендации предназначены для организации и совершенствования самостоятельной работы студентов заочного отделения,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск