МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ)
Методические рекомендации по изучению дисциплины
«Социология журналистики»
для студентов специальности 030601.65 - Журналистика со специальностью «реклама»
Автор: Шарова Е.Н., ассистент кафедры «Социальных наук».
Ковтун Ю.Е., ассистент кафедры «Социальных наук».
Цель освоения дисциплины Социология журналистики - достижение синтеза теоретических знаний о журналистике и журналистской деятельности как социальном явлении с базовыми представлениями студентов об обществе, о социальных процессах и личности, полученными из дисциплин социально-гуманитарного цикла.
Основные задачи курса "Социология журналистики":
Определить место и роль журналистики и журналистов в социальной действительности, их значение во взаимодействии социальных групп, институтов, организаций общества и индивидов.
Обосновать восприятие журналистской продукции как важнейшего источника познания общественной жизни.
Сформировать представление о социологической культуре журналиста.
Обогатить методический инструментарий журналиста адаптированными к практике СМИ социологическими методами исследования социальной действительности для изучения природы и функционирования СМИ, а также для применения в профессиональной деятельности.
Курс «Социология журналистики» связан, с одной стороны, с дисциплинами социально-гуманитарного профиля, в которых он находит методологическое и теоретическое обоснование, при этом самая тесная связь обнаруживается с курсом социологии, а с другой – с прикладными профессиональными дисциплинами.
В результате изучения курса студенты должны:
знать основные научные концепции, раскрывающие социальный смысл функционирования СМИ, журналистики, места и роли прессы в социальной, политической и духовной жизни общества;
уметь анализировать явления журналистской практики, владеть навыками работы с источниками знания в аспекте своей специальности;
иметь представление о социальных закономерностях труда журналиста, его взаимодействии с другими субъектами информационных отношений в обществе;
уметь использовать различные социологические методы в контексте своей профессиональной деятельности.
В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся с теоретическими положениями, изложенными в лекциях, и занимаются самостоятельным анализом материала и решением практических задач в ходе практических занятий. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется при помощи контрольных вопросов и практических заданий на практических занятиях и по успешности выполнения самостоятельных работ. Итоговая аттестация по курсу завершается экзаменом.
При составлении учебной программы курса были использованы следующие учебно-методические пособия:
Социология журналистики: Учеб. пособие. – Под ред. С.Г.Корконосенко. – М.: Аспект Пресс, 2004.
Свитич Л.Г. Социология журналистики: Учеб. пособие / Л.Г.Свитич. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005.
Фомичева И.Д. Социология СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов / И.Д. Фомичева. – М.: Аспект Пресс, 2007.
Черных А. Социология массовых коммуникаций: Учеб.пособие / А. Черных. – Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008
Разделы дисциплины и примерное распределение
учебного времени
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| Всего ауд.
| ЛК
| ПР\СМ
| ЛБ
| Сам.раб.
| Раздел 1. Теоретико-методологические основы социологии журналистики
|
| Тема 1. Социология журналистики как научная и учебная дисциплина
| 4
| 2
| 2
| -
| 4
|
| Тема 2. Социология журналистики в мировой и отечественной науке
| 2
| 2
| -
| -
| 4
| Раздел 2. Социальное функционирование журналистики
|
| Тема 3. Журналистика в социальной системе общества
| 2
| 2
| -
| -
| 6
|
| Тема 4. Журналистика и социальный контроль
| 2
| 2
| -
| -
| 4
|
| Тема 5. Журналистика как профессиональная деятельность
| 4
| 2
| 2
| -
| 6
| Раздел 3. Социологическое изучение журналистского процесса
|
| Тема 6. Социологические исследования СМИ
| 4
| 4
| -
| -
| 4
|
| Тема 7. Аудитория средств массовой информации как объект социологического анализа
| 4
| 2
| 2
| -
| 4
|
| Тема 8. Задачи и методы изучения текстов массовой информации
| 4
| 2
| 2
| -
| 2
|
| Тема 9. Эмпирические исследования общественного мнения
| 4
| 2
| 2
| -
| 4
|
| Всего:
| 30
| 20
| 10
| -
| 38
|
Содержание практических занятий
Занятие 1.
Тема: Общественное мнение и его значение для журналистской практики
План:
Общественное сознание и общественное мнение: содержание, структура, функции.
Журналистика и общественное мнение.
Общественное мнение и мнение аудитории газеты (телевидения, радио).
Методы изучения общественного мнения в журналистике.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Разграничение понятий «общественное сознание» и «общественное мнение».
Журналистика и общественное мнение: особенности взаимодействия.
Задания для самостоятельной работы:
1. Анализ примера использования социологических методов при изучении общественного мнения в журналистике.
Литература:
Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. М., 1999.
Журналистика в мире политики: Учебное пособие/ Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2004.
Журналистика и социология/ Под ред. И.Д. Фомичевой. М., 1995.
Социология журналистики: Очерки методологии и практики/ Под ред. С.Г. Корконосенко. М, 1998.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
Занятие 2.
Тема: Журналистика как субъект, объект и средство социального контроля
План:
Социальный контроль в системе управления.
СМИ как подсистема социального управления.
Журналистика как институт и средство социального контроля: цели и методы реализации контролирующей функции.
Журналистика в качестве объекта социального контроля.
Социальный контроль со стороны внешней среды и автономность журналистики.
Вопросы для коллективного обсуждения:
Понятие социального контроля.
Роль СМИ в системе социального управления.
Проблема автономии журналистики.
Задания для самостоятельной работы:
Изучение управленческой функции СМИ с опорой на «живую» реальность (примеры)
Литература:
Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. М., 1999.
Журналистика в мире политики: Учебное пособие/ Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2004.
Журналистика и социология/ Под ред. И.Д. Фомичевой. М., 1995.
Социология журналистики: Очерки методологии и практики/ Под ред. С.Г. Корконосенко. М, 1998.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
Занятие 3.
Тема: Социологическая культура труда журналиста
План:
Социожурналистика как предпосылка и метод высокопрофессиональной деятельности творческого работника СМИ.
Социологический инструментарий и возможности его применения журналистом.
Социологическая информация в журналистском произведении.
Источники социологической информации в труде журналиста и оценка их достоверности и точности.
Вопросы для коллективного обсуждения:
В чем сущность социологической культуры журналиста?
Возможности и ограничения применения социологического инструментария журналистов в своей профессиональной деятельности
Задания для самостоятельной работы:
Социологические публикации в прессе: анализ
Литература:
Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. М., 1999.
Журналистика в мире политики: Учебное пособие/ Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2004.
Журналистика и социология/ Под ред. И.Д. Фомичевой. М., 1995.
Социология журналистики: Очерки методологии и практики/ Под ред. С.Г. Корконосенко. М, 1998.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
Занятие 4.
Тема: Применение контент-анализа в журналистской практике и исследованиях СМИ
План:
Основная цель занятия – выработка студентом практических навыков изучения больших объемов текстовых документов для получения искомой информации. На занятии составляется программа исследования, проводится формализованный анализ документа, подводятся итоги. Вопросы для коллективного обсуждения:
Составление программы исследования
Формализованный анализ текста
Задания для самостоятельной работы:
Формализованный анализ текста
Подведение итогов
Литература:
Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. М., 1999.
Журналистика в мире политики: Учебное пособие/ Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2004.
Журналистика и социология/ Под ред. И.Д. Фомичевой. М., 1995.
Социология журналистики: Очерки методологии и практики/ Под ред. С.Г. Корконосенко. М, 1998.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
Занятие 5.
Тема: Социологический этюд
План:
Студент самостоятельно разрабатывает выбранную им тему, воплощая свой замысел, свои логические и образные представления по проблеме, которая его интересует, в жанре социологического этюда. Подразумевается, что студент может выполнить учебное задание по теме, которой давно занимается и которая его волнует более всего. Выполненные работы зачитываются и обсуждаются на занятиях. Вопросы для коллективного обсуждения:
1. Обсуждение тематики, выбранной студентов для этюда, возможных способов её разработки Задания для самостоятельной работы:
1. Выполнение этюда
Литература:
Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. М., 1999.
Журналистика в мире политики: Учебное пособие/ Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2004.
Журналистика и социология/ Под ред. И.Д. Фомичевой. М., 1995.
Социология журналистики: Очерки методологии и практики/ Под ред. С.Г. Корконосенко. М, 1998.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Рекомендуемая литература.
Основная
Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. М., 1999.
Журналистика в мире политики: Учебное пособие/ Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2004.
Журналистика и социология/ Под ред. И.Д. Фомичевой. М., 1995.
Социология журналистики: Очерки методологии и практики/ Под ред. С.Г. Корконосенко. М, 1998.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
Дополнительная
Адорно Т. Может ли публика хотеть?: Пер. с нем. // 40 мнений о телевидении (Зарубежные деятели культуры о телевидении). М., 1978.
Багдикян Б. Монополия средств информации: Пер. с англ. М., 1987.
Болл Т. Власть: Пер. с англ. // Полит. исслед. 1993. № 5.
Бурдье П. О телевидении и журналистике: Пер. с фр. М., 2002.
Быстрицкий А.Г., Красильников М.И. Журналисты contra аудитория // Социол. исслед. 1993. № 4.
Воронова О.А. Журналистское произведение – итог и процесс нравственного выбора // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1992. № 6.
Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб., 1995.
Горохов В.М. СМИ в системе политических коммуникаций // Концепции современной политологии (Введение). М., 1993.
Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. М., 2001.
Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М., 2000.
Гудков Л., Дубин Б. Конец харизматической эпохи: Печать и изменения в системах ценностей общества // Свободная мысль. 1993. № 5.
Демидов А.М. Общественное мнение на пути институализации // Социол. исслед. 1992. № 2.
Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М., 1996.
Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999.
Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». М., 1992.
Засурский И.И. Массмедиа второй республики. М., 1999.
Иванян Э.А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша: Белый дом и пресса. М., 1991.
Игнатов Н.Г., Мотков С.И. Роль СМИ в процессе формирования общественного мнения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1997. № 1.
История печати: Антология. Т. 1, 2. М., 2001.
Козлова Н.Н. «Слабое место» социальной реальности // Социол. исслед. 1993. № 2.
Корконосенко С.Г. Журналистика как институт социального контроля // Журналистика и социология. Россия, 90-е годы: Сб. статей/ Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 2001.
Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2001.
Кучерова Г.Э. Очерки теории зарубежной журналистики (XIX – первая половина XX в.). Ростов н/Д, 2000.
Монастырская А.А. Роль социологической службы в работе редакции // Журналистика и социология. Россия, 90-е годы.
Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем. М., 1996.
Паренти М. Демократия для немногих: Пер. с англ. М., 1990.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.
Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2001.
Свитич Л.Г. Журналистика 20-х годов (Из истории социологических исследований) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1973. № 6.
Сидоров В.А. Журналист: аналитик, диагност, контролер? // Журналистика и социология’99. Журналистика и социальный контроль/ Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.
Сидоров В.А. Прогноз в журналистике: Учебное пособие. СПб., 2001.
Система средств массовой информации России: Учебное пособие/ Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2001.
Станько А.И. Становление теоретических знаний о периодической печати в России (XVIII в. – 60-е годы XIX в.): Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Л., 1986.
Таловое В.П. У истоков социолого-журналистских исследований в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1993. № 5.
Токвиль А. де. Демократия в Америке: Пер. с фр. М., 1992.
Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М., 2001.
Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра: Пер. с фр. М., 1997.
Шиллер Г. Манипуляторы сознанием: Пер. с англ. М., 1980.
Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Перечень используемых технических средств:
- notebook
Перечень используемых пособий:
Социология журналистики: Учеб. пособие. – Под ред. С.Г.Корконосенко. – М.: Аспект Пресс, 2004.
Свитич Л.Г. Социология журналистики: Учеб. пособие / Л.Г.Свитич. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005.
Фомичева И.Д. Социология СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов / И.Д. Фомичева. – М.: Аспект Пресс, 2007.
Черных А. Социология массовых коммуникаций: Учеб.пособие / А. Черных. – Издательский дом ГУ ВШЭ, 2008
Примерные зачетные тестовые задания.
Не предусмотрено
Примерный перечень вопросов к экзамену.
Журналистика и социология: область взаимодействия.
Предмет, цель, задачи, функции социологии журналистики.
Мыслители XVII–XVIII вв. о свободе печати и роли прессы в обществе.
Пресса в качестве «третьего элемента» во взаимодействии власти и общества (К. Маркс). Пресса в условиях становления демократии (А. де Токвиль).
Печать как средство классовой борьбы (К. Маркс, В.И. Ленин).
М. Вебер о журналистах и журналистике, социологическом изучении прессы.
Журналистика как социально-психологический фактор формирования сознания и поведения аудитории (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, У. Липпманн, Э. Фромм, Г. Малецке).
Роль и значение СМИ в теории социокультурного воздействия массовой коммуникации на жизнь общества (М. Маклюэн).
Анализ телевизионной продукции в социально-философской критике массовой коммуникации и «массовой культуры» Т. Адорно.
Понятие и особенности «массовой культуры»: роль СМИ в ее тиражировании.
Опросы общественного мнения как политическая технология в информационном пространстве телевидения, радио, газет (Я. Бурдье, П. Шампань).
Социальные функции массовой коммуникации и ее исследования в представлениях Г. Лассуэлла.
Теория коммуникативных действий и «восстановление свободной от принуждения массовой коммуникации» в социологии Ю. Хабермаса.
Теория «двухступенчатого потока информации» во взаимодействии прессы и аудитории. «Лидеры мнений» в восприятии журналистской продукции (Я. Лазарсфельд).
Традиции и опыт социологии журналистики в России.
Социальная система и журналист. Коммуникатор, информатор, медиатор, реципиент как субъекты информационных отношений.
Свобода СМИ и ответственность журналиста.
Журналист в массовой коммуникации: социальная роль и ее творческая реализация.
Социальная система и политическая коммуникация: роль журналистики.
Коммуникативный аспект функционирования власти и природа ее взаимодействия с журналистским корпусом.
Профессиональная деятельность журналистов в органах исполнительной и представительной власти: формы, методы, проблемы.
Информационная политика государства. Понятие информационной безопасности.
Система СМИ России: структура, специфика информационных каналов и их взаимодействие.
Социальный и профессиональный статусы журналиста. Самоидентификация творческого работника СМИ.
Проблема партийности журналиста и ее актуализация в прессе современной России.
Социальные аспекты личности журналиста. Нравственно-этические начала журналистской деятельности.
Журналистика как институт социального контроля: особенности реализации социального контроля в журналистике.
Культура социологического мышления журналиста как показатель его профессиональной зрелости.
Социологическое и интуитивное познание действительности в труде журналиста. Репрезентативность в журналистике.
Назначение, понятие и структура социожурналистики.
Социальное противоречие и социальная проблема в журналистском анализе. Понятие социального факта в журналистике и социологическом исследовании.
Публикация в прессе результатов социологического исследования: основные требования, принципы и методы подачи.
Аудитория СМИ: цель и методы изучения. Сущность и значение обратной связи.
Общественное мнение и мнение аудитории. Манипуляция общественным мнением в СМИ.
Эффективность журналистской деятельности и ее зависимость от внешних и внутренних факторов функционирования СМИ.
Повышение эффективности журналистской деятельности: методы социологического обеспечения.
Интервью и наблюдение в труде журналиста: методы обеспечения точности и достоверности.
Прессовый (телефонный) опрос в редакционной практике: анкета, обработка результатов, оценка достоверности.
Экспертный опрос в журналистском творчестве: процедура и обработка результатов экспертизы.
Социологический эксперимент в творчестве журналиста.
Публицистический прогноз.
Методика контент-анализа в труде журналиста.
Комплект экзаменационных билетов.
Хранится на кафедре Примерная тематика рефератов.
Журналистика и социология: область взаимодействия.
Журналистика как социально-психологический фактор формирования сознания и поведения аудитории (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, У. Липпманн, Э. Фромм, Г. Малецке).
Роль и значение СМИ в теории социокультурного воздействия массовой коммуникации на жизнь общества (М. Маклюэн).
Понятие и особенности «массовой культуры»: роль СМИ в ее тиражировании.
Опросы общественного мнения как политическая технология в информационном пространстве телевидения, радио, газет (Я. Бурдье, П. Шампань).
Традиции и опыт социологии журналистики в России.
Свобода СМИ и ответственность журналиста.
Социальные аспекты личности журналиста. Нравственно-этические начала журналистской деятельности.
Культура социологического мышления журналиста как показатель его профессиональной зрелости.
Журналист в массовой коммуникации: социальная роль и ее творческая реализация.
Методика контент-анализа в труде журналиста.
Аудитория СМИ: цель и методы изучения. Сущность и значение обратной связи.
Общественное мнение и мнение аудитории. Манипуляция общественным мнением в СМИ.
Интервью и наблюдение в труде журналиста: методы обеспечения точности и достоверности.
Экспертный опрос в журналистском творчестве: процедура и обработка результатов экспертизы.
Обзор материалов одного из номеров журнала «Социологические исследования». Что здесь важно и полезно для журналистов?
Социальные функции СМИ: предназначение и реальное исполнение (на материалах российской и зарубежной журналистики).
Различия в социологическом интервьюировании и журналистском интервью.
Социальный состав героев (собеседников) в газетно-журнальных публикациях (контент-анализ изданий).
Использование социологических данных при проектировании новых каналов СМИ.
Примерная тематика курсовых работ.
Не предусмотрено Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.
Не предусмотрено
Методики исследования не предусмотрено
Балльно-рейтинговая система не используется |