Примерная ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Подготовительно-сварочные работы
2011 г
Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее – НПО) 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Организации-разработчики:
ГОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А.В. Яковлева»
ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 111 г. Златоуста»
Разработчики:
Панафидина Галина Васильевна, мастер производственного обучения ГОУ СПО «ЧГПГТ им. А.В. Яковлева»
Дегтеренко Людмила Николаевна, заместитель директора по учебной работе ГОУ СПО «ЧГПГТ им. А.В. Яковлева»
Кочкарин Александр Павлович – преподаватель спец.дисциплин ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 111 г. Златоуста»
Говоркова Светлана Сергеевна – руководитель методической секцией ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 111 г. Златоуста» Рекомендована Советом Министерства образования и науки Челябинской области по примерным основным профессиональным образовательным программам начального и среднего профессионального образования Заключение Совета Министерства образования и науки Челябинской области по примерным основным профессиональным образовательным программам начального и среднего профессионального образования № 1 от «26» апреля 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ примерной ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
| стр.
4
| 2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
| 6
| 3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
| 8
| 4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
| 14
| 5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
| 16
|
1. ПАСПОРТ примерноЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Подготовительно-сварочные работы 1.1. Область применения примерной программы Примерная программа профессионального модуля (далее - программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) 4.3.1. Подготовительно-сварочные работы
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке.
ПК 1.2. Подготавливать газовые баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру для сварки и резки.
ПК 1.3. Выполнять сборку изделий под сварку.
ПК 1.4. Проверять точность сборки. Примерная программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки), в профессиональной подготовке работников в области производства металлоконструкций при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
выполнения типовых слесарных операций, применяемых при подготовке металла к сварке;
подготовки баллонов, регулирующей и коммуникационной аппаратуры для сварки и резки;
выполнения сборки изделий под сварку;
проверки точности сборки;
уметь:
выполнять правку и гибку, разметку, рубку, резку механическую, опиливание металла;
подготавливать газовые баллоны к работе;
выполнять сборку изделий под сварку в сборочно-сварочных приспособлениях и прихватками; проверять точность сборки;
знать:
правила подготовки изделий под сварку;
назначение, сущность и технику выполнения типовых слесарных операций, выполняемых при подготовке металла к сварке;
средства и приёмы измерений линейных размеров, углов, отклонений формы поверхности;
виды и назначение сборочно-сварочных приспособлений;
виды сварных швов и соединений, их обозначения на чертежах;
типы разделки кромок под сварку;
правила наложения прихваток;
типы газовых баллонов и правила подготовки их к работе
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:
всего – 98 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 26 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 18 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 8 часов;
учебной и производственной практики – 72 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности - подготовительно-сварочные работы, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
| Наименование результата обучения
| ПК 1.1.
| Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке.
| ПК 1.2
| Подготавливать газовые баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру для сварки и резки.
| ПК 1.3.
| Выполнять сборку изделий под сварку.
| ПК 1.4.
| Проверять точность сборки.
| ОК 1.
| Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| ОК 2.
| Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
| ОК 3.
| Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
| ОК 4.
| Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
| ОК 5.
| Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
| ОК 6.
| Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
| ОК 7.
| Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
|
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля 3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
| Наименования разделов профессионального модуля
| Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
| Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
| Практика
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
| Самостоятельная работа обучающегося,
часов
| Учебная,
часов
| Производственная,
часов
| Всего,
часов
| в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
| Раздел 1. Подготовительно-сварочные работы
| 98
| 18
| 10
| 8
| 36
| 36
| ПК 1.1.
ПК 1.2.
| МДК 1. Подготовка металла к сварке
| 54
| 12
| 6
| 6
| 18
| 18
| ПК 1.3.
ПК 1.4.
| МДК 2. Технологические приёмы сборки изделий под сварку
| 44
| 6
| 4
| 2
| 18
| 18
|
| Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)
| –
|
| –
|
| Всего:
| 98
| 18
| 10
| 8
| 36
| 36
|
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел ПМ 1. Подготовительно-сварочные работы
|
| 98
|
| МДК 1 Подготовка металла к сварке
|
| 18
| Тема 1.1 Подготовка изделий под сварку
| Содержание
|
| 1.
| Назначение подготовки изделий под сварку. Сущность очистки. Применяемый инструмент и приспособления. Техника выполнения очистки. Требования безопасности труда при выполнении очистки.
| 5
| 2
| 2.
| Правка. Назначение правки. Сущность правки. Техника выполнения правки. Применяемый инструмент и приспособления для правки. Разметка. Назначение разметки. Сущность разметки. Техника выполнения разметки. Применяемый инструмент и приспособления для разметки. Требования безопасности труда при правке и разметке
| 2
| 3.
| Резка металла. Назначение резки металла. Сущность резки металла. Техника выполнения резки металла. Применяемый инструмент и приспособления для резки металла. Требования безопасности труда при резке металла.
| 2
| 4.
| Опиливание. Назначение опиливания металла. Сущность опиливания металла. Техника выполнения опиливания металла. Применяемый инструмент и приспособления для опиливания металла. Требования безопасности труда при опиливании металла.
| 2
| 5.
| Рубка металла. Назначение рубки. Сущность рубки. Техника выполнения рубки. Применяемый инструмент и приспособления для рубки металла. Требования безопасности труда при рубке металла.
| 2
| 6.
| Гибка металла. Назначение гибки металла. Сущность гибки металла.
Требования безопасности труда при гибке металла. Техника выполнения гибки металла. Применяемый инструмент и приспособления для гибки металла.
| 2
| 7.
| Сварные соединения: определение, их достоинства недостатки, применение, места разрушений. Сварные швы: классификация (по виду сварного соединения, геометрическому очертанию шва, по положению в пространстве, по протяженности, по условиям работы) , характеристики. обозначения сварных швов на чертежах в соответствии с ГОСТами.
| 2
| Лабораторные работы
| –
|
| Практические занятия
| 5
| 1. Очистка листового и профильного проката.
2. Разметка плоскостная с наложением угла скоса кромок. Размеры притуплений
3. Разделка кромок под сварку
4. Правка металла плоского и круглого сечения
5. Гибка металла различного профиля
| Тема 1.2 Средства и приемы измерений
| 1.
| Линейные размеры.
| 1
| 2
| 2.
| Углы.
| 2
| 3.
| Отклонения формы поверхности.
| 2
| Лабораторные работы
| –
|
| Практические занятия
Проверка угла заточки зубила, крейцмейселя и канавочника
| 1
| Самостоятельная работа при изучении МДК 01. 01.
Составление конспектов, опорных схем содержания учебной и специальной технической литературы, оформление отчетов практических работ, заполнение таблиц, составление технологических схем.
| 6
| Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
1. Приспособления для плоскостной разметки
2. Машины для правки
3. Механизация рубки
4. Механизация гибочных работ
5. Гибка труб
6. Гибка деталей из листового и полосового металла
7. Резка труб ножовкой и труборезом
8. Механизированная резка
9. Условные обозначения сварных соединений.
10. Выбор оптимальной разделки кромок под сварку
11. Типы сварочных соединений и виды швов
Обозначение сварных швов на чертежах в соответствии с ГОСТами
13. Составление технических условий по оформлению рабочих чертежей
| Учебная практика
Виды работ
Выполнение типовых слесарных операций, применяемых при подготовке металла к сварке
Зачистка металла от грязи, ржавчины металлической щеткой, с помощью шлифовальной машинки.
Отбортовка кромок на пластинах толщиной до 4 мм, с использованием губок тисков и специальных приспособлениях
Правка поверхностей под последующую сборку заготовок для последующей сборки и сварки с отбортовкой кромок
Разметка при помощи линейки, угольника, циркуля пластин для разделки кромок под угол в 30 градусов
Резка пластин и труб ножовкой по разметке, опиливание ребер и торцов труб под угол в 30 градусов
| 18
| Производственная практика
Виды работ
Разметка заготовок для изготовления контейнера с использованием шаблонов.
Резка листового металла на гильотинных ножницах по упору.
Рубка листового металла на гильотинных ножницах по разметке.
Гибка кромок на листогибочном станке.
Разметка и резка угольника 45х45 длинной 300 мм на отрезном станке с помощью абразивного круга.
Сборка контейнера на прихватках.
| 18
| МДК 2 Технологические приёмы сборки изделий под сварку
|
| 8
| Тема 2.1. Сборочно-сварочные приспособления
| Содержание
| 1
|
| 1.
| Назначение сборочных приспособлений. Виды сборочных приспособлений. Назначение сборочно-сварочных приспособлений. Виды сборочно-сварочных приспособлений.
| 2
| 2.
| Баллоны для сжатых и сжиженных газов. Типы баллонов. Давление баллонов для сжатых и сжиженных газов. Емкости баллонов. Окраска баллонов для сжатых и сжиженных газов. Надписи на баллонах для сжатых и сжиженных газов. Правила безопасности при подготовке баллонов для сжатых и сжиженных газов. Обслуживание и эксплуатация баллонов для сжатых и сжиженных газов.
| 2
| 3.
| Редукторы. Назначение редукторов. Классификация редукторов. Устройство редукторов. Работа редукторов. Окраска редукторов.
| 2
| 4.
| Присоединительные элементы. Рукава (шланги). Типы рукавов. Окраска рукавов. Применение рукавов.
| 2
| Лабораторные работы
| –
|
| Практические занятия
1. Устройство горелок и резаков.
2. Устройство ацетиленовых генераторов.
3. Устройство редукторов, баллонов.
| 2
| Тема 2.2. Сборка изделий под сварку
| Содержание
|
|
| 1.
| Типы разделки кромок в зависимости от толщины металла
| 1
| 2
| 2.
| Правила наложения прихваток.
| 2
| 3.
| Проверка точности сборки.
| 2
| 4.
| Правила разделки кромок под сварку всех видов сварных соединений.
| 2
| 5.
| Инструменты контроля. Назначение, виды и применение шаблонов и щупов.
| 2
| Лабораторные работы
| –
|
| Практические занятия
1.Чтение сборочных чертежей
2. Выполнение сборки изделий под сварку в сборочно-сварочных приспособлениях с прихватками.
3. Проверка точности сборки по заданным размерам балочной и решетчатой конструкций.
| 2
| Самостоятельная работа при изучении МДК 01.02.
Составление конспектов, опорных схем содержания учебной и специальной технической литературы, оформление отчетов практических работ, заполнение таблиц, составление технологических схем.
| 2
| Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
1.Обозначение на чертеже сварных швов и соединений и вспомогательных знаков.
2.Правила наложения прихваток на швы большой протяжённости.
3.Виды разделки кромок, в зависимости от толщины металла.
4. Определение количества кислорода в баллоне.
5.Определение количества ацетилена в баллоне.
6. Испытание, хранение баллонов.
7.Основные неисправности редукторов
8.Требования, предъявляемые к рукавам 2 класса
9.Газораспределительные рампы.
10. Характеристика баллонов для сжатых, растворенных и сжиженных газов.
11. Устройство и принцип работы ацетиленового генератора АСП-1,25-7.
12. Устройство и принцип работы керосинореза.
| Учебная практика
Виды работ
1. Выполнение сборки изделий под сварку, проверки точности сборки
2. Разделка кромок под сварку под углами 30, 45 градусов.
3. Подготовка баллонов, регулирующей и коммуникационной аппаратуры для сварки и резки.
| 18
| Производственная практика
Виды работ
Сборка тонколистового металла с отбортовкой кромок прихватками в нижнем положении
Сборка листового металла толщиной до 6 мм встык, в тавр, в угол
Сборка трубных соединений с установкой зазоров между деталями
Сборка заготовок из стержней круглого сечения встык, в нахлестку, под углом 90 градусов
Сборка листовых конструкций из металла толщиной более 6 мм различными видами соединений (встык, в угол, в тавр, в нахлестку)
Выявление дефектов наружным осмотром, устранение дефектов
Вырубка, разделка зубилом участка недоброкачественного шва под последующую заварку
Подготовка баллонов, регулирующей и коммуникационной аппаратуры для сварки и резки
Подготовка кромок на фрезерном и токарном станках
| 18
| ВСЕГО
| 98
|
|
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация профессионального модуля предполагает наличие слесарной и сварочной мастерских.
Оборудование рабочих мест слесарной и сварочной мастерских:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий;
комплект деталей, инструментов, приспособлений;
комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения: Оборудование мастерской и рабочих мест слесарной и сварочной мастерских:
сварочные посты по количеству обучающихся;
оборудование и инструмент для слесарных работ;
оборудование и оснастка для выполнения сварочных работ;
шлифовальные машины;
контрольно-измерительный инструмент и приспособления;
средства защиты;
вытяжная и приточная вентиляция.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
Вереина Л.И. Альбом: Токарное дело (3-е изд., стер.) альбом плакатов: учеб. пособие НПО. – М.: Академия, 2010. 36 с.
Вереина Л.И. Альбом: Фрезерные и шлифовальные работы (2-е изд., стер.) альбом плакатов: учеб. пособие НПО. – М.: Академия, 2010. 31 с.
Казаков Ю.В. Сварка и резка материалов / Под ред. Казакова Ю.В. (8-е изд., стер.) учеб. пособие НПО. – М.: Академия, 2010. 400 с.
Катаев А. Слесарное дело (обл.). 2-е изд. – М.: Академия, 2010. 176 с.
Овчинников В.В. Газосварщик (1-е изд.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2010. 64 с.
Покровский Б.С. Альбом: Слесарное дело (4-е изд., стер.) иллюстрированное учеб. пособие НПО. – М.: Академия, 2010. 30 с.
Покровский Б.С. Альбом: Слесарно-сборочные работы (1-е изд.) альбом плакатов: учеб. пособие НПО. – М.: Академия, 2010. 24 с.
Полякова Р. Г. Газосварщик. – М.: Академия, 2010. 354 с.
Чернышов Г.Г. Справочник электрогазосварщика и газорезчика / Под ред. Чернышова Г.Г. (3-е изд., стер.) учеб. пособие НПО. – М.: Академия, 2010. 400 с.
Юхин Н.А. Альбом: Газосварщик (1-е изд.) иллюстрированное учеб. пособие НПО. – М.: Академия, 2010. 160 с.
Дополнительные источники:
http://www.osvarke.com/ - О сварке. Информационный сайт;
http://weldingsite.com.ua/ - Все о сварке, сварочных технологиях и оборудовании;
http://www.welder.kiev.ua/ - журнал СВАРЩИК
http://www.cbapka.ru/ - Сварка и сварочное оборудование
http://svarka-info.com - Виртуальный справочник сварщика
http://www.svarkainfo.ru – Все для надежной сварки
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Дисциплины, изучение которых должно предшествовать освоению данного модуля:
Основы инженерной графики;
Основы электротехники;
Основы автоматизации производства;
Основы материаловедения;
Обязательным условием допуска к производственной практике является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков и содержания разделов профессионального модуля.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие среднего или высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: мастера производственного обучения 4-5 квалификационного разряда, наставники на рабочих местах на предприятии.
Инженерно-педагогический состав: Инженерно-педагогический состав - дипломированные специалисты, преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин.
Мастера: наличие 4 – 5 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
| Основные показатели оценки результата
| Формы и методы контроля и оценки
| Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке.
| Выполнение типовых слесарных операций, применяемых при подготовке металла к сварке в соответствии с ГОСТ, ТУ, технологическими картами и требованиями охраны труда
| - наблюдение и оценка достижений обучающихся при выполнении задания на практическом занятии и учебной и производственной практике
| Подготавливать газовые баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру для сварки и резки.
| Подготовка газовых баллонов, регулирующей и коммуникационной аппаратуры для сварки и резки в соответствии с ГОСТ, ТУ, технологическими картами и требованиями охраны труда
| - наблюдение и оценка достижений обучающихся при выполнении задания на практическом занятии и учебной и производственной практике
| Выполнять сборку изделий под сварку.
| Выполнение сборки изделий под сварку в сборочно-сварочных приспособлениях и прихватками в соответствии с ГОСТ, ТУ, технологическими картами и требованиями охраны труда
| - наблюдение и оценка достижений обучающихся при выполнении задания на практическом занятии и учебной и производственной практике
| Проверять точность сборки.
| Соответствие сборки проектным параметрам задания в соответствии с ГОСТ, ТУ, технологическими картами и требованиями охраны труда
| - наблюдение и оценка достижений обучающихся при выполнении задания на практическом занятии и учебной и производственной практике
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
| Основные показатели оценки результата
| Формы и методы контроля и оценки
| Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| Демонстрация интереса к будущей профессии
| - наблюдение и оценка достижений обучающихся при выполнении задания на практическом занятии и учебной и производственной практике
| Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
| - выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области подготовительно-сварочных работ;
- оценка эффективности и качества выполнения работ.
| - наблюдение и оценка достижений обучающихся при выполнении задания на практическом занятии и учебной и производственной практике
| Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
| - решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области подготовительно-сварочных работ;
| - наблюдение и оценка достижений обучающихся при выполнении задания на практическом занятии и учебной и производственной практике
| Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
| - умение работать с информацией, используя возможности новых информационных технологий
| - наблюдение и оценка достижений обучающихся при выполнении задания на практическом занятии и учебной и производственной практике, в процессе выполнения заданий внеаудиторной самостоятельной работы
| Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
| - работа с диагностическими и измерительными компьютеризированными приборами и устройствами;
- применение программного обеспечения при подготовительно-сварочных работах.
| - наблюдение и оценка достижений обучающихся при выполнении задания на практическом занятии и учебной и производственной практике, в процессе выполнения заданий внеаудиторной самостоятельной работы
| Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
| Овладение способами взаимодействия с окружающей средой и людьми, навыками общения, сотрудничества в различных областях, умениями отстаивать собственное мнение, быть терпимым к мнению других, контактность в различных социальных группах
| - наблюдение и оценка достижений обучающихся при выполнении задания на практическом занятии и учебной и производственной практике
| Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
| - демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности.
| - наблюдение и оценка достижений обучающихся при выполнении задания на практическом занятии и учебной и производственной практике
|
|