Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Будем здоровы!»





Скачать 358.46 Kb.
НазваниеПрограмма внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Будем здоровы!»
страница1/3
Дата публикации24.06.2014
Размер358.46 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 44»


Рассмотрено

на заседании МО учителей начальной школы

протокол №____

от «____» ________ 20___г.

Согласовано

зам. дир. по ВР

__________А.А. Булатова

УТВЕРЖДАЮ

Директор

__________ О.В. Конева

Программа внеурочной деятельности

по общекультурному направлению
«Будем здоровы!»

(уроки здоровья)

Автор-составитель:

Н.К. Шумилова,

учитель начальных классов

Рецензент:

Л.Г. Лушпа, доцент кафедры

педагогических и

здоровьесберегающих

технологий КРИПК и ПРО,

кандидат биологических наук

Полысаево 2010
Программа «Будем здоровы!» для учащихся начальной школы, общекультурное направление, автор-составитель Н.К. Шумилова

Программа «Будем здоровы!» реализует общекультурное направление внеурочной деятельности. Занятия направлены на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Учащиеся овладевают теоретическими и практическими навыками здорового образа жизни. Программа разработана с учётом возрастных особенностей учащихся начальной школы. Может быть использована учителями начальной школы для реализации во внеурочной деятельности.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………..4

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности……………………………………………………………………..10

Учебно-тематический план……………………………………………………..14

Содержание программы ………………………………………………………..18

Список литературы………………………………………………………………26

Пояснительная записка

Здоровье современных школьников – серьёзная национальная проблема. На состояние здоровья ребёнка влияют многие факторы. Это и малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни, неблагополучная экологическая ситуация, и организация учебного процесса.

Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что первый скачок в увеличении числа детей, страдающих хроническими заболеваниями, по наблюдениям учёных, происходит в возрасте 7-10 лет. В этом возрасте ученики чаще подвержены болезням органов дыхания, расстройства обмена веществ, нарушению осанки. Поэтому учитель должен строить процесс обучения и воспитания с учётом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психических процессов, использовать информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности.

В младшем школьном возрасте должны закладываться основные навыки по формированию здорового образа жизни. Если ребёнок физически здоров, то он может успешно учиться в школе и справляться со всеми делами дома. Если ребёнок душевно здоров, то он обычно нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворён своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать здоровые отношения с другими людьми, он уважает их права, умеет оказывать помощь людям и способен сам принять её, умеет выразить свои нужды и потребности так, чтобы они стали понятны окружающим. Только здоровый человек способен активно жить, успешно преодолевать трудности в учении. Большую помощь в этом окажут уроки здоровья.

Они направлены на формирование основ культуры здоровья детей, обеспечивают двигательную активность учащихся, знакомят их с рациональным питанием, помогают сплотить классный коллектив, приводят к улучшению психо-эмоционального состояния школьников, к изменению отношения к себе и собственному здоровью, воспитывают гигиеническую культуру, привычку к занятиям физкультурой и спортом.

Программа уроков здоровья по внеурочной деятельности составлена на основе программы уроков здоровья «Будем здоровы!» (автор-составитель Н.К.Шумилова, 2008г.)

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников на основе культурологического и личностно-ориентированного подходов.

Цель данной программы – формирование культуры здоровья обучающихся начальной школы.

Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

- познакомить обучающихся с основными составляющими здорового образа жизни;

- обучить способам сохранения здоровья;

-способствовать формированию привычки выполнения физических упражнений, укрепляющих здоровье;

- развивать культуру двигательной активности;

- воспитывать нравственную культуру учащихся.

Цель и задачи программы уроков здоровья «Будем здоровы!» по общекультурному направлению соответствуют требованиям ФГОС, а также целям и задачам основной образовательной программы школы № 44.

Целью реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Уроки здоровья проводятся по следующей структуре:

  1. Приветствие, разминка.

  2. Основная часть.

3. Заключительная часть.

4. Рефлексия.

Программа «Будем здоровы!» тесно связана с такими учебными дисциплинами как окружающий мир, литературное чтение, физическая культура, технология, изобразительное искусство. Уроки здоровья не являются обособленным (изолированным) звеном в системе формирования навыков здорового образа жизни, а дополняют и расширяют знания, приобретённые детьми на уроках окружающего мира, и развивают двигательные навыки, полученные на уроках физической культуры.

Таблица

Связь содержания программы с учебными предметами

Учебная деятельность

(базовые предметы)

Внеурочная деятельность

Окружающий мир (УМК «Начальная школа XXI века», автор Н.Ф. Виноградова).

Что такое здоровье. Твои помощники – органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила поведения. Здоровая пища. Почему нужно правильно питаться. Почему нужно быть осторожным. Можно ли изменить себя? Если хочешь быть здоров, закаляйся! Какое бывает настроение.

Мы в Чистюлькине. Умывание и купание. Наши органы. Как научиться соблюдать режим дня. Соблюдаешь режим – бережешь здоровье. Посеешь привычку – пожнешь характер. Зачем человек питается. В гостях у витаминов. Режим питания. Правила поведения за столом. Здоровое питание – отличное настроение. Как правильно вести себя с незнакомыми людьми. Почему мы говорим неправду. Полезные и вредные привычки. Опасность в нашем доме. Правила безопасного поведения на улице. В транспорте. Тренинг безопасного поведения.

Литературное чтение (УМК «Начальная школа XXI века», автор-составитель Л.А. Ефросинина).

Народная мудрость (малые фольклорные жанры). Сказки народные и авторские.



Разыгрывание сценок, подбор пословиц и поговорок, подбор и сочинение загадок, сказок.

Физическая культура (программа А.П. Матвеева)

Комплексы утренней гимнастики. Подвижные игры.

Здоровье в порядке – спасибо зарядке. Игры. Спортивные путешествия. Спортивные эстафеты. Весёлые старты. Со спортом дружить – здоровым быть. Мы – спортивные ребята.

Технология (УМК «Начальная школа XXI века», автор Е.А. Лутцева)

Что выращивают в доме и возле дома. Технология выращивания растений. Технологические операции.



Здоровье – овощи, ягоды, фрукты. Здоровая пища для всей семьи. Лепка овощей, фруктов.

Изобразительное искусство

Реальность и фантазия

Конкурсы рисунков.


Для проведения уроков здоровья необходимы: помещение (это может быть классная комната), спортивный зал, спортивная площадка, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям. На уроках используется наглядность, для ряда занятий разработана видеопрезентация. Время использования компьютера и проектора не превышает допустимые санитарные нормы.

Работая по программе внеурочной деятельности, педагог может внести изменения и реализовать свои творческие идеи. Для более эффективного проведения занятий учитель начальных классов может привлекать к этой работе школьного медицинского работника, педагога, психолога, родителей, имеющих медицинское образование.

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, которые соответствуют возрастным возможностям младшего школьника.

Форма организации работы обучающихся по программе в основном – коллективная, а также используются групповая и индивидуальная формы работы. Методы обучения, используемые при проведении теоретических занятий: беседа, демонстрация видеопрезентаций, игры, викторины. Методами проведения практических занятий являются: экскурсии, творческие конкурсы, спортивные соревнования, путешествия, тренинги, заочные путешествия, проектная деятельность и т.п. 80 % занятий проходят в активной форме.

Программа внеурочной деятельности «Будем здоровы!» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Данная программа рассчитана на 135ч (1 ч в неделю). Количество часов: 1 класс-33ч., 2 класс-34ч., 3 класс-34ч., 4 класс- 34ч.

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Будем здоровы!» состоит из 6-ти разделов:

  • «Уроки Мойдодыра». Обучающиеся знакомятся с правилами личной гигиены.

  • «Как живёт наш организм». Обучающиеся изучают особенности строения организма человека и его органов.

  • «Правильное питание – залог здоровья». Обучающиеся знакомятся с правилами здорового питания.

  • «Растём здоровыми». Обучающиеся изучают влияние здорового образа жизни на организм человека.

  • «Сам себе я помогу и здоровье сберегу». У обучающихся развиваются навыки безопасного поведения.

  • «Движение-это жизнь». У обучающихся развивается двигательная активность, формируется осознанная мотивация к занятиям физической культурой.

В содержании программы все разделы повторяются на протяжении 4-х лет обучения в школе, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, применению знаний о здоровом образе жизни на практике.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

В процессе обучения по программе «Будем здоровы!» у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа МОУ «Школа №44» предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные;

  • предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

У учащихся будут сформированы личностные УУД:

  • различать основные нравственно-этические понятия;

  • применять правила культурного поведения в обществе;

  • соотносить поступок с моральной нормой (в школе, дома, в социуме);

  • оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

  • применять навыки культурного поведения за столом;

  • применять навыки личной гигиены;

  • бережное и разумное отношение к своему здоровью;

  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом;

  • сопереживать чувствам других людей;

  • выражать положительное отношение к процессу познания о здоровом образе жизни;

  • проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику.

У обучающихся будут сформированы регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности;

  • контролировать своё поведение в школе, дома, в гостях;

  • планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций;

  • организовывать подвижные игры со сверстниками;

  • следить за чистотой и аккуратностью в одежде;

  • использовать способы повышения работоспособности;

  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок;

  • проводить комплексы утренней зарядки, физминуток;

  • определять последовательность действий при составлении режима дня;

  • проявлять заботу о своём здоровье, ухаживать за своим организмом;

  • правильно распределять время на работу и отдых;

  • снимать утомление;

  • оценивать результаты деятельности (чужой, своей).

У обучающихся будут сформированы познавательные УУД:

  • выявлять особенности (качества, признаки) различных объектов в процессе их рассматривания(наблюдения);

  • анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты;

  • определять значимость здорового образа жизни, двигательной активности;

  • иметь представление о том, как работают органы человека и зачем они нужны;

  • определять факторы окружающей среды, влияющих на здоровье;

  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения поставленной задачи;

  • знать негативное влияние вредных привычек на организм человека;

  • выполнять упражнения для развития физических навыков;

  • различать «полезные» и «вредные» продукты;

  • проверять информацию о здоровье, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

  • определять назначение физических упражнений;

  • отличать подвижные игры от спортивных;

  • презентовать подготовленную информацию о здоровье в наглядном и вербальном виде;

  • знать, как и для чего необходимо питаться;

  • определять признаки рационального питания;

  • применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

  • сравнивать различные объекты;

  • приводить доказательно примеры здорового образа жизни;

  • устанавливать причинно-следственные связи между объектами;

  • определять последовательность упражнений при составлении комплекса утренней зарядки;

  • выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать свой выбор.

У обучающихся будут сформированы коммуникативные УУД:

  • оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

  • слушать и понимать речь других;

  • стремиться к взаимопониманию между людьми;

  • применять навыки делового сотрудничества, работая в паре, группе;

  • работать в команде;

  • распределять роли в игре, в спектакле, инсценировке;

  • составлять устные небольшие монологические высказывания.

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Будем здоровы!» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый – информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй – поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Контроль и оценка результатов освоения программы зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.

Оценка планируемых результатов освоения программы проводится во время проведения тренингов, практических занятий, игр-соревнований, викторин; использования тестовых материалов: «Оцени себя сам», «Оцени уровень своего физического развития», «Твоё здоровье», «Умеешь ли ты готовить уроки?», «Правильно ли вы питаетесь?» и др. Информационные, творческие проекты о здоровье, достижения учащихся оформляются в Портфолио учащегося начальной школы.

Итоговые занятия по окончании каждого года обучения проводятся в форме праздников, представления выполненных обучающимися проектов, спортивных путешествий и эстафет.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Будем здоровы!» iconХочу знать! (Программа внеурочной деятельности по общекультурному...
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Будем здоровы!» iconРабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению...
Основной общеобразовательной программы мбоу «Байдеряковская оош», утвержденной приказом директора от 31 августа 2013 года №75
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Будем здоровы!» iconПояснительная записка содержание программы «Школа Этикета»
Школа этикета. Педагогический проект на тему «Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами...
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Будем здоровы!» iconРабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Будем здоровы!» iconПрограмма по спортивно-оздоровительному направлению. Отчетная документация...
«Анализ направлений деятельности учреждений дополнительного образования по внеурочной деятельности»
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Будем здоровы!» iconРабочая программа внеурочной деятельности по досугово развлекательному направлению
Дорогие ребята! Сегодня на классном часе мы с вами затронем очень больную тему, а именно мы будем говорить о нашей безопасности:...
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Будем здоровы!» icon«Будем здоровы» Цель и эффективность инновации
Оформить уголки для развития движений в группах и классах в соответствии с педагогическими требованиями
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Будем здоровы!» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Под внеурочной деятельностью...
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Будем здоровы!» iconПрограмма курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному...
Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Будем здоровы!» iconI. Теоретические аспекты организации внеурочной деятельности по истории...
Проблемы внеурочной деятельности в современной педагогической и методической литературе
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Будем здоровы!» iconМетодические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе»
План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Будем здоровы!» iconПрограмма дополнительного образования ( внеурочной деятельности )
Программа соответствует направлению проектной деятельности младших школьников из раздела «Внеурочная деятельность» Базисного учебного...
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Будем здоровы!» iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Юный лингвист»
Она определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры, нравственное, патриотическое,...
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Будем здоровы!» iconРабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Риторика»
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Риторика» по социальному направлению составлена на основе программы...
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Будем здоровы!» iconУроки нравственности
Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создаёт условия для применения полученных...
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Будем здоровы!» icon«Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности»....
Гос спо по специальности 080106. 51 «Финансы (по отраслям)», утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002 г., протокол...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск