Скачать 254.44 Kb.
|
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 ст. Преградная» Рабочая программа по окружающему миру учителя Жданова Н.В. на 2013-2014 учебный год Окружающий мир Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направлен ность, которая определена особой актуальностью экологичес кого образования в современных условиях. С началом треть его тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI ве ке их решение приобретает характер фактора выживания че ловечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, твор ческого, социально активного человека, уважительно и бе режно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружаю щего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит станов ление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность. К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирова ние опыта экологически и этически обоснованного поведе ния в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществле ние подготовки к изучению естественно-научных и общест воведческих дисциплин в основной школе. При этом средствами учебного предмета целенаправлен но создаются условия для развития у учащихся познаватель ных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих спо собностей, формирования учебной деятельности. Содержание курса охватывает весьма широкий круг воп росов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом чело век, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осу ществлялся на основе следующих ведущих идей:
Многообразие как форма существования мира ярко про являет себя и в природной, и в социальной сферах. На ос нове интеграции естественно-научных, географических, исто рических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и наро дов. В соответствии с экологической направленностью кур са особое внимание мы уделяем знакомству младших школь ников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого не возможно существование человека, удовлетворение его мате риальных и духовных потребностей. Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последо вательно реализуемой в курсе. Идея экологической целост ности мира реализуется через раскрытие разнообразных эко логических связей: между неживой природой и живой, внут ри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства приро ды и общества, целостности самого общества, теснейшей вза имозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые при сутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравствен ную сферу отношения не только к другим людям, но и к при роде, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базирует ся на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, соз вучна современным идеям воспитания культуры мира. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реа лизацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения яв лений природы и общественной жизни, выполняют практи ческие работы и опыты, в том числе исследовательского ха рактера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделиро вание объектов и явлений окружающего мира. Для успешно го решения задач курса важны экскурсии и учебные прогул ки, встречи с людьми различных профессий, организация по сильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия мо гут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми ок ружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно про должается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем это го процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, нача тая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на вне классных занятиях. Учителю следует также стремиться к то му, чтобы родители учащихся в повседневном общении со сво ими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные зада ния для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Требования к уровню подготовки обучающихся К концу 2 класса учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ Экскурсии: Что нас окружает? Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе. Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города. Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края. Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями. Отработка правил перехода улицы. Отработка основных правил этикета. Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты. Содержание тем учебного курса 2 класс (68 ч) Где мы живем (1 ч) Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы на зываем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, живот ные – все это окружающая нас природа. Разнообразные ве щи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука ми людей. Наше отношение к окружающему. Экскурсия: Что нас окружает? Природа (22 ч) Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как лю ди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, че ловека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные расте ния. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, ра зорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана рас тений и животных своего края. Правила поведения в при роде. Красная книга России: знакомство с отдельными расте ниями и животными и мерами их охраны. Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе. Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями. Жизнь города и села (11 ч) Город (село), где мы живем: основные особенности, дос тупные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. До машний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяй ство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные предс тавления об отдельных производственных процессах, напри мер от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотре нию учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажир ский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писа теля, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Эколо гические связи в зимнем лесу. Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города. Здоровье и безопасность (9 ч) Строение тела человека. Здоровье человека – его важней шее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наибо лее распространенные заболевания, их предупреждение и ле чение; поликлиника, больница и другие учреждения здраво охранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обраще нии с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Про тивопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило эколо гической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие на секомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: Отработка правил перехода улицы. Общение (6 ч) Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отно шения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в обществен ных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Практическая работа: Отработка основных правил этикета. Путешествия (18 ч) Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизон та, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, ов раги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явле ния. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие дос топримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучает ся по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края. Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты. Заключение (1ч) Что мы узнали и чему научились за год. Тематическое планирование уроков по окружающему миру во 2 классе. Автор учебника Плешаков А.А. 68 часов в год, 2 часа в неделю
|
И. В. Кузьмин «29» августа 2013 года Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования... | Рабочая программа по окружающему миру на 2013-2014 уч г Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида... | ||
Рабочая программа по окружающему миру на 2013-2014год Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Федерального государственного | Рабочая программа по окружающему миру Автор: А. А. Плешаков г. Магадан... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 им. Н. К. Крупской» | ||
Рабочая программа по окружающему миру и обж (интегративно) (указать предмет, курс, модуль) Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта, Примерной образовательной... | Рабочая программа по окружающему миру и обж (интегративно) (указать предмет, курс, модуль) Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта, Примерной образовательной... | ||
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе рекомендованной Министерством образования Российской Федерации... | Рабочая учебная программа по окружающему миру начального общего образования... Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей | ||
Рабочая программа по окружающему миру Класс: 2 Рабочая программа по Окружающему миру для 2 класса создана в соответствии с Федеральным Базисным учебным планом для достижения требований... | Рабочая программа по окружающему миру 1 4 класс Количество часов: 203 ч. Уровень: базовый Программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, Л. Г. Кудровой «Программы... | ||
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального... России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества | Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе стандарта начального общего... | ||
Рабочая программа по окружающему миру на 2013 2014 учебный год Разработана на основе примерной типовой программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе Примерных программ начального образования фгос (утверждён... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе примерной типовой программы по окружающему миру, на основе авторской... | Рабочая программа по окружающему миру 4 класс рабочая программа предмета «Окружающий мир» Ос ноо, примерной типовой программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта... |