Скачать 12.83 Mb.
|
Сканирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@online.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || зеркало: http://members.fortunecity.com/slavaaa/ya.html || http://yankos.chat.ru/ya.html | Icq# 75088656 update Ъ- cтарославянское Ять. Номер страницы предшествует тексту Ю.М.ЛОТМАН Семиосфера Культура и взрыв Внутри мыслящих миров Статьи Исследования Заметки Санкт-Петербург «Искусство-СПБ» О метаязыке типологических описаний культуры О семиотическом механизме культуры Миф — имя — культура Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума Феномен культуры Технический прогресс как культурологическая проблема Культура как субъект и сама-себе объект О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры Память в культурологическом освещении СодержаниеЮ. М. Лотман. Люди и знаки [Вместо предисловия]........................... 5 КУЛЬТУРА И ВЗРЫВ Постановка проблемы ...................................................... 12 Система с одним языком ................................................... 14 Постепенный прогресс...................................................... 17 Прерывное и непрерывное .............................................. 21 Семантическое пересечение как смысловой взрыв. Вдохновение........ 26 Мыслящий тростник........................................................ 31 Мир собственных имен ..................................................... 35 Дурак и сумасшедший ...................................................... 41 Текст в тексте (Вставная глава) ............................................. 62 Перевернутый образ........................................................ 73 Логика взрыва............................................................ 101 Момент непредсказуемости................................................. 108 Внутренние структуры и внешние влияния................................... 116 Две формы динамики...................................................... 120 Сон — семиотическое окно ................................................ 123 «Я» и «Я»................................................................ 126 Феномен искусства ........................................................ 129 «Конец! как звучно это слово!»............................................. 137 Перспективы.............................................................. 141 Вместо выводов........................................................... 146 ВНУТРИ МЫСЛЯЩИХ МИРОВ Введение ................................................................. 150 Вводные замечания.................................................. 150 После Сосюра ...................................................... 153 Часть первая. Текст как смыслопорождающее устройство Три функции текста................................................. 155 Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты (О двух моделях коммуникации в системе культуры).... 163 Риторика — механизм смыслопорождения............................. 177 Иконическая риторика............................................... 194 Текст в процессе движения: автор — аудитория, замысел — текст....... 203 Символ — «ген сюжета»......................................... .. 220 Символ в системе культуры........................................ 240 Часть вторая. Семиосфера Семиотическое пространство .................... 250 Понятие границы ........................................ 257 Механизмы диалога ................................................. 268 Семиосфера и проблема сюжета ...................................... 276 Символические пространства ......................................... 297 1. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах......... 297 2. Путешествие Улисса в «Божественной комедии» Данте............ 303 3. Дом в «Мастере и Маргарите».................................. 313 4. Символика Петербурга .......................................... 320 Некоторые итоги.................................................... 334 Часть третья. Память культуры. История и семиотика Проблема исторического факта....................................... 335 Исторические закономерности и структура текста ...................... 339 Альтернативный вариант: бесписьменная культура или культура до культуры?........ 363 О роли типологических символов в истории культуры.................. 371 Возможна ли историческая наука и в чем ее функция в системе культуры? .............. 385 Заключение ............................................................... 389 СТАТЬИ ПО ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ Введение.................................................................. 392 Культура и информация ................................................... 393 Культура и язык .................................................... 396 Проблема знака и знаковой системы и типология русской культуры XI—XIX веков ........... 400 I. Семантический («символический») тип............................... 402 II. Синтаксический тип .............................................. 407 III. Асемантический и асинтаксический тип ............................ 410 IV. Семантика-синтаксический тип.................................... 415 Проблема «обучения культуре» как типологическая характеристика ............ 417 О двух типах ориентированности культуры .................................. 425 О моделирующем значении понятий «конца» и «начала» в художественных текстах ............ 427 Семантика числа и тип культуры ........................................... 430 Текст и функция (совместно с А. М. Пятигорским)........................... 434 К проблеме типологии текстов ............................................. 442 О типологическом изучении культуры ....................................... 447 Некоторые выводы ........................................................ 457 СТАТЬИ И ИССЛЕДОВАНИЯ О метаязыке типологических описаний культуры ............................. 462 О семиотическом механизме культуры (совместно с Б. А. Успенским)........... 485 Тезисы к семиотическому изучению культур (в применении к славянским текстам) (совместно с Вяч. Вс. Ивановым, А. М. Пятигорским, В. Н. Топоровым, Б. А. Успенским) ............ 504 Миф — имя — культура (совместно с Б. А. Успенским)..................... 525 Динамическая модель семиотической системы................................ 543 Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума ..... 557 Феномен культуры ........................................................ 568 Мозг — текст — культура — искусственный интеллект....................... 580 Асимметрия и диалог...................................................... 590 К построению теории взаимодействия культур (семиотический аспект)......... 603 Память культуры................................................... 614 Технический прогресс как культурологическая проблема...................... 622 Культура как субъект и сама-себе объект.................................... 639 О динамике культуры ..................................................... 647 МЕЛКИЕ ЗАМЕТКИ, ТЕЗИСЫ О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры ................ 664 О двух моделях коммуникации и их соотношении в общей системе культуры .. 666 Индивидуальный творческий путь и типология культурных кодов ............. 668 О мифологическом коде сюжетных текстов .................................. 670 Память в культурологическом освещении.................................... 673 Архитектура в контексте культуры.......................................... 676 Из письма Ю. М. Лотмана Б. А. Успенскому (от 19 марта 1982 г.) ........... 683 От издательства........................................................... 685 Указатель имен ........................................................ 688 Лотман Ю. М. Л80 Семиосфера. — С.-Петербург: «Искусство—СПБ», 2000. — 704 с. ISBN 5-210-01488-6 Седьмая книга сочинений Ю. М. Лотмана представляет его как основателя московско-тартуской семиотической школы, автора универсальной семиотической теории и методологии. Работы в этой области, составившие настоящий том, принесли ученому мировую известность. Публикуемые в томе монографии («Культура и взрыв» и «Внутри мыслящих миров»), статьи разных лет, по существу, заново возвращаются в научный обиход, становятся доступными широким кругам гуманитариев. Книга окажется полезной для студентов и педагогов, историков культуры и словесников, для всех, кто изучает глубинные явления культуры. ББК 81 Научное издание Юрий Михайлович Лотман СЕМИОСФЕРА Культура и взрыв Внутри мыслящих миров Статьи. Исследования. Заметки (1968—1992) Редакторы Н. Г. Николаюк, Т. А. Шпак Компьютерная верстка С. Л. Пилипенко Компьютерный набор Г. П. Жуковой Корректоры Л. Н. Борисова, Т. А. Румянцева ЛР № 000024 от 09.Х.98. Подписано в печать 07.IX.2000. Формат 70 Х 100 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймc». Печать офсетная. Физ. печ. л. 44,0. Усл. печ. л. 57,2. Тираж 5000 экз. Заказ № 1790. Издательство «Искусство—СПБ». 191014 Санкт-Петербург, Саперный пер., 10, оф. 8. Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный Двор» Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 197110 Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. УДК 80/81 ББК 81 Л80 Федеральная программа книгоиздания России Составитель М. Ю. Лопшан Составитель указателя имен А. Ю. Балакин Художник С. Д. Плаксин Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. Книги можно приобрести в издательстве по адресу: 191014 С.-Петербург, Саперный пер., 10, офис 8. Тел. коммерческой службы: (812) 275-29-49; (812) 275-08-72; факс (812) 275-46-45 ISBN 5-210-01488-6 © М. Ю. Лотман, текст, состав, 2000 г. © С. Д. Плаксин, оформление, 2000 г. © «Искусство—СПБ», 2000 г. 4 |
Янко Слава Умберто Эko Отсутствующая структура У. эко. «Отсутствующая структура. Введение в семиологию». — Тоо тк «Петрополис», 1998. — 432 с | «не смолкнет слава, не померкнет подвиг» Методические рекомендации Н38 «Не смолкнет слава, не померкнет подвиг»: методические рекомендации к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне / Воронеж... | ||
Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (ргб) Крупнейшая бесплатная электронная библиотека российского Интернета. Здесь вы можете найти литературу по истории, политике, философии,... | Положение о проведении всероссийского дистанционного конкурса «Есть... И слава, которой не будет конца» (далее по тексту Конкурс) проводится профессиональным сообществом педагогов «Методисты ру» при участие... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок французского языка по теме “Plus haut, plus vite, plus fort”, подтема “Une leçon de gymnastique et la santé”(умк “Синяя птица”... | Рекомендательный библиографический указатель Волгограда ворота: рек библиогр указатель : / Волгогр. Мук «цсгб»; библиотека-филиал №24 им., библиотека филиал №33, библиотека-филиал... | ||
«Сканирование документа. Система распознавания текста и запись в текстовый документ» «Современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной подготовке специалистов» | Сканирование Loarn, Par Nada Данная книга предоставляется только для ознакомления. Не забывайте об авторских правах и все такое | ||
«Сканирование текста и графики. Вывод документа на печать» Научить студентов применять знания работы со сканером, и программой FineRiader в курсовом и дипломном проектировании | Печать, копирование, сканирование Возможна прямая печать с фотоаппарата, флешки, диска или любого другого устройства | ||
Урок по предмету «Истоки» в 9 классе. Тема: «Слава и успех» Цели:... Этот урок – добрым или горьким. Неважно и то – был ли он в истории первым, вторым или третьим. Важно, чтобы он был всегда единственным... | Сканирование: Кафедра русской классической литературы и теоретического... «система семейного досуга как средство гуманизации детско- родительских отношений» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Библиотека школы занимает отдельное изолированное помещение. Библиотека оборудована | Библиотека как развивающая среда нового поколения Библиотека как развивающая среда нового поколения: материалы IV межрегиональных библиотечных юниор чтений, Сыктывкар, 25-27 ноября... | ||
Т. Д. Жукова, кпн, президент Русской школьной библиотечной ассоциации,... Библиотека как когнитивный ресурс инновационных образовательных процессов в школе | Как пользоваться Университетской библиотекой онлайн «Университетская библиотека онлайн» — это электронная библиотека, обеспечивающая доступ к учебным и научным материалам для вузов |