Какие навыки и умения будут востребованы через несколько десятков лет?





Скачать 67.24 Kb.
НазваниеКакие навыки и умения будут востребованы через несколько десятков лет?
Дата публикации01.07.2014
Размер67.24 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Культура > Вопрос
Применение технологий проблемного обучения на уроках ОБЖ
Задача современной школы — подготовить ученика к будущей жизни. Какие навыки и умения будут востребованы через несколько десятков лет? Какими будут новые технологические и научные знания? Какими будут представления о мире? На эти вопросы мы сейчас ответить не можем, но можем помочь в формировании у учеников тех качеств, которые дадут им возможность эффективно, достойными культурными способами гармонично существовать в будущем.

Это, на наш взгляд, следующие качества — умение ставить цели и выстраивать стратегию собственного развития и образования, умение представлять возможные риски своей деятельности и предупреждать их, умение действовать совместно с другими людьми, не нанося вреда окружающему миру и людям, умение брать на себя ответственность за собственные действия. Основополагающим для всех этих умений является самостоятельность, субъектность будущего человека.

Нельзя говорить о том, что самостоятельность воспитывается только на уроках — это процесс длительный, многоплановый и не всегда очевидный. Но организация самостоятельной деятельности на протяжении большей части урока вполне посильная для учителя задача. В этом отношении у уроков ОБЖ хороший потенциал, поскольку они имеют непосредственное отношение к окружающей жизни и направлены на решение возникающих у человека проблем.

Другим направлением формирования человека для будущего является работа с мышлением, что тоже вполне оправданно на уроках ОБЖ, поскольку:

  • уроки метапредметны — внутрь содержания вплетены знания различных предметных областей (история, обществознание, физика, химия, биология, география, психология);

  • приходится осмысливать большое количество фактов и усваивать сложные полипредметные структуры и типы классификаций;

  • выявлять на основе бытовых представлений научные закономерности.

Для реализации всех представленных выше задач наиболее подходящим, на наш взгляд, является проблемное обучение. История теоретических разработок проблемного обучения уходит корнями в 19век, его основоположником считают Дж. Дьюи. Наиболее интенсивно в этом направлении советские педагоги работали в 70-80 годы 20века. Особая заслуга в этом принадлежит Махмутову М.И., позже работы в данном направлении были продолжены Матюшкиным А.М. и наиболее подробно и технологично разработаны Мельниковой Е.Л и описаны в ее книге «Проблемный урок или как открывать знания вместе с учениками»

Основной ее постулат — звенья научного творчества соотносятся с творчеством ученика при решении проблемы, поставленной учителем на уроке. Ниже представлены некоторые схемы из книги Мельниковой Е.Л., отражающие принципы построения проблемного урока, создания проблемной ситуации и разработки проблемного диалога.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ УРОКА:

Знания — понимаемая и воспроизводимая научная информация

Умения — применяемые на практике знания

Навыки — автоматизированные действия

ЭТАПЫ УРОКА

Цель «знания» достигается двумя этапами урока : введение и воспроизведение (проговаривание) нового материала

Умения формируются на этапе решения задач и выполнения упражнений

Навыки вырабатываются путем многократного повторения действий


Цели

Этапы урока

знания

введение материала

воспроизведение (проговаривание)

умения

задачи и упражнения

навыки

многократное повторение действия

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ УРОКА

Развивающие цели ориентированы на познавательную сферу школьника и включают развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, способностей.

Воспитательные цели связаны с формированием личности ученика: потребностей и мотивов, ценностей, нравственных установок, норм поведения, черт характера.

ЭТАПЫ ПРИСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ (ЦЕННОСТЕЙ, СМЫСЛОВ):

  • получение знания (информирование)

  • создание эмоционального отношения, эмоционального образа знания, ценности (освоение)

  • применение знания на практике через некое затруднение, преодоление (проживание)

  • включение знания (смысла) в интеллектуальную (нравственную) сферу личности (присвоение, формирование собственной позиции)


ЗВЕНЬЯ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА


Название

Содержание

Эмоции

Результат

1. Постановка проблемы

(постановка учебной проблемы)

- возникновение проблемной ситуации

- осознание противоречия

- формулирование проблемы

Удивление,

затруднение

Проблема — вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для ее разрешения

2. Поиск решения

поставленной проблемы

- выдвижение гипотез

- проверка гипотез

Погруженность в проблему, высокая мотивация, направленная на ее решение

Решение — понимание нового знания

(получение субъективного знания)

3. Выражение решения

(выражение решения в доступной ученикам форме)

выражение нового знания научным языком в принятой форме

Удовлетворенность полученным результатом, радость, «триумф»

Продукт — рукопись, книги, статьи, доклады

(тема урока, способы решения и т.п.)

4.Реализация продукта(запись решения, формулирование темы урока)

Представление продукта обществу через публикации, выступления

Осознание значения проделанной работы, позитивные эмоции, повышение самооценки

Реализованный продукт — книга, статья, доклад


СТРУКТУРА ПРОБЛЕМНОГО УРОКА


Цель урока

Этапы урока

Творческие звенья деятельности учащихся

З

н

а

н

и

е

введение

Постановка учебной проблемы

Формулирование вопроса или темы урока

Поиск решений

Открытие субъективно нового знания

воспроизведение

Выражение решения

Выражение нового знания в доступной форме

Реализация продукта

Представление продукта учителю и классу



СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМНОГО УРОКА

Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Ученик проходит четыре звена научного творчества:

  • постановку проблемы и поиск решения — на этапе введения знаний

  • выражение решения и реализацию продукта — на этапе воспроизведения (проговаривания знаний)

ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ


Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

С

у

д

в

л

е

н

и

е

м

Между двумя (или более) положениями

1. Одновременно предъявить противоречивые факты

2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием

Между житейскими представлениями и научными фактами

3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

Шаг 2.Предъявить научны факт сообщением, экспериментом или наглядностью

С

з

а

т

р

у

д

н


Между необходимостью и невозможностью выполнить задания учителя

4. Дать практическое задание, невыполнимое вообще

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено


Сценарий интегрированного урока биология-ОБЖ на тему «Инфекционные заболевания» построен на создании проблемной ситуации с предъявлением противоречия между бытовыми и научными представлениями о причинах возникновения и механизмах развития инфекционных заболеваний.

В начале урока ученики были поделены на 5 групп, основным видом деятельности была работа с текстами в группах. В результате побуждающего диалога была составлена классификационная таблица воздействия микроорганизмов на группы органов человека, а в качестве продуктивного задания ученикам было предложено составить памятку по профилактике инфекционных заболеваний. В конспекте урока мы постарались максимально полно изложить технологические особенности проблемного урока в соответствии с разработками Мельниковой Е.Л.

Доклад подготовлен педагогом-организатором ОБЖ

МОУ Савльевская СОШ

Лушпаем Леонидом Дмитриевичем

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Какие навыки и умения будут востребованы через несколько десятков лет? iconДиплом Настоящее и прошлое образования
В наши дни образование по прежнему играет огромную роль в жизни любого человека более того, первые несколько десятков лет своей жизни...
Какие навыки и умения будут востребованы через несколько десятков лет? iconДиплом Настоящее и прошлое образования
В наши дни образование по прежнему играет огромную роль в жизни любого человека более того, первые несколько десятков лет своей жизни...
Какие навыки и умения будут востребованы через несколько десятков лет? iconCредняя общеобразовательная школа №167
Задумывались ли вы над тем, как будет выглядеть школа будущего? Нет? А мы попробовали представить себе такую школу. Если через несколько...
Какие навыки и умения будут востребованы через несколько десятков лет? iconНовомосковск, 2011 Через несколько лет я заканчиваю школу. Мои родители...
Через несколько лет я заканчиваю школу. Мои родители и я начинаем усиленно думать : куда пойти учиться? Как не ошибиться в выборе...
Какие навыки и умения будут востребованы через несколько десятков лет? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Планируемые результаты: учащиеся научатся по фотографиям в учебнике определять профессии людей; рассказывать о различных профессиях;...
Какие навыки и умения будут востребованы через несколько десятков лет? iconСоветы родителям будущего первоклассника
Ваш ребёнок – будущий первоклассник. Его успехи в учёбе в первую очередь будут зависеть от него самого и только во вторую – от Вас...
Какие навыки и умения будут востребованы через несколько десятков лет? iconЭлективный курс для учащихся 11-го класса «Решение иррациональных уравнений и неравенств»
Широко будет практиковаться защита лучшего способа решения. В процессе работы приобретенные знания, умения и навыки по данному курсу...
Какие навыки и умения будут востребованы через несколько десятков лет? iconДоклад министра общего и профессионального образования Ростовской...
По традиции, которая насчитывает несколько десятков лет, мы ежегодно собираемся на августовскую конференцию педагогов – на свой большой...
Какие навыки и умения будут востребованы через несколько десятков лет? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Умения и навыки самостоятельной работы с учебной и художественной литературой. Умения и навыки поиска и отбора в учебной и художественной...
Какие навыки и умения будут востребованы через несколько десятков лет? iconГригорий Яковлевич Перельман и гипотеза Пуанкаре
Перельман очень интересный и загадочный математик. Я была очень заинтересована его открытиями. Больше всего на меня произвело впечатление...
Какие навыки и умения будут востребованы через несколько десятков лет? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Несколько десятков лет назад была объявлена премия за сочинение на тему «Как человек без мате­матики жил». Премия так и осталась...
Какие навыки и умения будут востребованы через несколько десятков лет? iconНа сегодняшний день эта тема представляется мне очень интересной...
По ней можно оценить или предположить какое качество у машины, какие материалы для этого были использованы. Лидером по производству...
Какие навыки и умения будут востребованы через несколько десятков лет? iconНесколько лет я работаю над проблемой «Развитие творческих способностей...
В ценностном отношении современное образование должно способствовать самоидентификации учащихся как граждан России и вместе с тем...
Какие навыки и умения будут востребованы через несколько десятков лет? icon«Важные направления развития Республики Мордовия в свете послания Главы рм»
«Какие профессии и специалисты востребованы на рынке труда в Республике Мордовия сегодня и в будущем»
Какие навыки и умения будут востребованы через несколько десятков лет? iconУрок (биология + физика) в 7 классе на тему: «Запас прочности человека»
Цель: расширить кругозор учащихся; выявить, совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся; продолжить развитие...
Какие навыки и умения будут востребованы через несколько десятков лет? iconРеферат по информатике и икт тема: «Интернет в России»
Число пользователей Internet в мире строго подсчитать невозможно, но по приблизительным оценкам оно составляет несколько десятков...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск