Скачать 67.24 Kb.
|
Применение технологий проблемного обучения на уроках ОБЖ Задача современной школы — подготовить ученика к будущей жизни. Какие навыки и умения будут востребованы через несколько десятков лет? Какими будут новые технологические и научные знания? Какими будут представления о мире? На эти вопросы мы сейчас ответить не можем, но можем помочь в формировании у учеников тех качеств, которые дадут им возможность эффективно, достойными культурными способами гармонично существовать в будущем. Это, на наш взгляд, следующие качества — умение ставить цели и выстраивать стратегию собственного развития и образования, умение представлять возможные риски своей деятельности и предупреждать их, умение действовать совместно с другими людьми, не нанося вреда окружающему миру и людям, умение брать на себя ответственность за собственные действия. Основополагающим для всех этих умений является самостоятельность, субъектность будущего человека. Нельзя говорить о том, что самостоятельность воспитывается только на уроках — это процесс длительный, многоплановый и не всегда очевидный. Но организация самостоятельной деятельности на протяжении большей части урока вполне посильная для учителя задача. В этом отношении у уроков ОБЖ хороший потенциал, поскольку они имеют непосредственное отношение к окружающей жизни и направлены на решение возникающих у человека проблем. Другим направлением формирования человека для будущего является работа с мышлением, что тоже вполне оправданно на уроках ОБЖ, поскольку:
Для реализации всех представленных выше задач наиболее подходящим, на наш взгляд, является проблемное обучение. История теоретических разработок проблемного обучения уходит корнями в 19век, его основоположником считают Дж. Дьюи. Наиболее интенсивно в этом направлении советские педагоги работали в 70-80 годы 20века. Особая заслуга в этом принадлежит Махмутову М.И., позже работы в данном направлении были продолжены Матюшкиным А.М. и наиболее подробно и технологично разработаны Мельниковой Е.Л и описаны в ее книге «Проблемный урок или как открывать знания вместе с учениками» Основной ее постулат — звенья научного творчества соотносятся с творчеством ученика при решении проблемы, поставленной учителем на уроке. Ниже представлены некоторые схемы из книги Мельниковой Е.Л., отражающие принципы построения проблемного урока, создания проблемной ситуации и разработки проблемного диалога. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ УРОКА: Знания — понимаемая и воспроизводимая научная информация Умения — применяемые на практике знания Навыки — автоматизированные действия ЭТАПЫ УРОКА Цель «знания» достигается двумя этапами урока : введение и воспроизведение (проговаривание) нового материала Умения формируются на этапе решения задач и выполнения упражнений Навыки вырабатываются путем многократного повторения действий
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ УРОКА Развивающие цели ориентированы на познавательную сферу школьника и включают развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, способностей. Воспитательные цели связаны с формированием личности ученика: потребностей и мотивов, ценностей, нравственных установок, норм поведения, черт характера. ЭТАПЫ ПРИСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ (ЦЕННОСТЕЙ, СМЫСЛОВ):
ЗВЕНЬЯ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА
СТРУКТУРА ПРОБЛЕМНОГО УРОКА
СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМНОГО УРОКА Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Ученик проходит четыре звена научного творчества:
ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Сценарий интегрированного урока биология-ОБЖ на тему «Инфекционные заболевания» построен на создании проблемной ситуации с предъявлением противоречия между бытовыми и научными представлениями о причинах возникновения и механизмах развития инфекционных заболеваний. В начале урока ученики были поделены на 5 групп, основным видом деятельности была работа с текстами в группах. В результате побуждающего диалога была составлена классификационная таблица воздействия микроорганизмов на группы органов человека, а в качестве продуктивного задания ученикам было предложено составить памятку по профилактике инфекционных заболеваний. В конспекте урока мы постарались максимально полно изложить технологические особенности проблемного урока в соответствии с разработками Мельниковой Е.Л. Доклад подготовлен педагогом-организатором ОБЖ МОУ Савльевская СОШ Лушпаем Леонидом Дмитриевичем |
Диплом Настоящее и прошлое образования В наши дни образование по прежнему играет огромную роль в жизни любого человека более того, первые несколько десятков лет своей жизни... | Диплом Настоящее и прошлое образования В наши дни образование по прежнему играет огромную роль в жизни любого человека более того, первые несколько десятков лет своей жизни... | ||
Cредняя общеобразовательная школа №167 Задумывались ли вы над тем, как будет выглядеть школа будущего? Нет? А мы попробовали представить себе такую школу. Если через несколько... | Новомосковск, 2011 Через несколько лет я заканчиваю школу. Мои родители... Через несколько лет я заканчиваю школу. Мои родители и я начинаем усиленно думать : куда пойти учиться? Как не ошибиться в выборе... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Планируемые результаты: учащиеся научатся по фотографиям в учебнике определять профессии людей; рассказывать о различных профессиях;... | Советы родителям будущего первоклассника Ваш ребёнок – будущий первоклассник. Его успехи в учёбе в первую очередь будут зависеть от него самого и только во вторую – от Вас... | ||
Элективный курс для учащихся 11-го класса «Решение иррациональных уравнений и неравенств» Широко будет практиковаться защита лучшего способа решения. В процессе работы приобретенные знания, умения и навыки по данному курсу... | Доклад министра общего и профессионального образования Ростовской... По традиции, которая насчитывает несколько десятков лет, мы ежегодно собираемся на августовскую конференцию педагогов – на свой большой... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Умения и навыки самостоятельной работы с учебной и художественной литературой. Умения и навыки поиска и отбора в учебной и художественной... | Григорий Яковлевич Перельман и гипотеза Пуанкаре Перельман очень интересный и загадочный математик. Я была очень заинтересована его открытиями. Больше всего на меня произвело впечатление... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Несколько десятков лет назад была объявлена премия за сочинение на тему «Как человек без математики жил». Премия так и осталась... | На сегодняшний день эта тема представляется мне очень интересной... По ней можно оценить или предположить какое качество у машины, какие материалы для этого были использованы. Лидером по производству... | ||
Несколько лет я работаю над проблемой «Развитие творческих способностей... В ценностном отношении современное образование должно способствовать самоидентификации учащихся как граждан России и вместе с тем... | «Важные направления развития Республики Мордовия в свете послания Главы рм» «Какие профессии и специалисты востребованы на рынке труда в Республике Мордовия сегодня и в будущем» | ||
Урок (биология + физика) в 7 классе на тему: «Запас прочности человека» Цель: расширить кругозор учащихся; выявить, совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся; продолжить развитие... | Реферат по информатике и икт тема: «Интернет в России» Число пользователей Internet в мире строго подсчитать невозможно, но по приблизительным оценкам оно составляет несколько десятков... |