План-конспект урока в 5-м классе





Скачать 35.11 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока в 5-м классе
Дата публикации04.07.2014
Размер35.11 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Культура > План-конспект
План-конспект урока в 5-м классе

"Древние образы в народном искусстве"
Цели урока:


  1. учить в процессе творческой работы обращать внимание на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, проявлять наблюдательность, фантазию при разработке проектов украшения предметов материальной культуры;

  2. развивать коммуникативные умения, способность рассуждать, обрабатывая полученную информацию для выполнения собственного проекта-импровизации в русле образного языка народного искусства;

  3. воспитывать бережное и уважительное отношение к культурному наследию своего народа.


Оборудование: расписные полотенца (рушники), таблицы с видами национального орнамента, таблицы с изображением древних знаков-символов (электронная презентация), музыкальный фон;

листы бумаги в клеточку, фломастеры, ножницы.
Ход урока.


  1. Мотивация


Смотрим слайды на экране с изображением фрагментов экскурсии в краеведческий музей.
Учитель: Ребята, будучи в музее, вы имели возможность заглянуть в прошлое нашего народа, увидеть интерьер крестьянской избы, окунуться в мир материальной культуры того времени, осознать органическое единство пользы и красоты в крестьянском жилище.
Учитель: Ребята, что являлось центром материальной культуры крестьянской избы?

Учащиеся: Печь, потому что она давала тепло и пищу.


Учитель: А что являлось центром духовной культуры?

Учащиеся: Красный угол, так как здесь находилась икона, оберег избы от всяких невзгод и болезней.
Учитель: Какие предметы материального мира вам запомнились больше всего?

Учащиеся: Полотенца, платки, скатерти, одежда, мебель и т.п.
Учитель: А чем они вам запомнились?

Учащиеся: Своими разнообразными узорами, цветом.
Учитель: Сегодня мы выясним, что легло в основу этих узоров, почему можно их увидеть не только на полотенцах, платках, одежде в конкретно взятой отдельной крестьянской избе, но и в целом по всей России.


  1. Сообщение учителя по теме урока


С древних времен на Руси процветало крестьянское прикладное искусство, уникальное явление духовной жизни народа, разновидность народной культуры – изобразительный фольклор. Фольклор (англ.) – творчество. Это искусство своими корнями глубоко уходит в историю народных представлений. Его изобразительными элементами стали знаки-символы. Посмотрите на узоры, вышитые на полотенцах. На первый взгляд нам кажется, что мы видим геометрические и растительные узоры, но каждый изобразительный элемент является знаком-символом.

Рассматриваем таблицу с обозначениями древних знаков-символов.

В узорах можно увидеть всевозможные декоративные цветы, ягоды, стилизованные изображения зверей, птиц, домашних животных и людей. По цвету, орнаменту можно было даже определить, где вышивка была сделана и когда применялась. Растительные мотивы часто сочетались с изображением птиц или зверей. Это целый мир поэтических образов. Сказочные птицы-павы с роскошными хвостами, скромные маленькие уточки, величавые грациозные лебеди, горделивые кони, изящные олени с ветвистыми рогами изображались на фоне цветущих кустов и деревьев. Часто встречаются изображения величавых женских фигур с птицами или цветами в руках и всадников на сказочных игривых конях.

Мотивы цветов, деревьев, птиц, зверей, мужских и женских фигур наделялись символикой. Лебедь – образ юной и красивой женщины или невесты – символ любви. Уточка – как образ трудолюбивой хозяйки дома – символ плодородия. Голубь – образ счастливой семьи – символ супружеской верности. Образ величавой женской фигуры стал символом плодородия, а с XIX века стал символом народных праздников.

Вышивки – это поэтический рассказ о красоте родной природы. Мир поэтических образов, связанный с представлениями крестьян-земледельцев, со временем был переосмыслен и все эти образы стали связаны с благополучием новой семьи, символом любви и верности, залогом богатой жизни. Вот почему изображения птиц и животных часто встречаются на свадебных и праздничных полотенцах.


  1. Практическая работа учащихся. Выполнение эскиза полотенца


Ребята, а вы хотите почувствовать себя художником-прикладником и самостоятельно придумать украшение для полотенца? Используя известные вам древние знаки-символы и образы, постарайтесь выполнить свой проект – украшение для полотенца.


  1. Анализ работ и подведение итогов




  1. Домашнее задание


Перенести украшение на второй край полотенца.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока в 5-м классе iconПлан-конспект урока знаки: (меньше), =(равно)
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока в 5-м классе iconКонспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока в 5-м классе iconКонспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
План-конспект урока в 5-м классе iconПлан урока в 8 классе по теме: Озера, болота, подземные воды
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока в 5-м классе iconПлан-конспект урока по теме «Choosing a profession»
План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой...
План-конспект урока в 5-м классе iconКонспект урока по химии в 10 классе Тема. Витамины
План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения...
План-конспект урока в 5-м классе iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока в 5-м классе iconПлан-конспект урока 2 класс 2 часть урок 23 План-конспект открытого...
На уроке отрабатывается понятие «умножение», вырабатывать умение осознанно пользоваться умножением, создаются условия для развития...
План-конспект урока в 5-м классе iconКонспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений...
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока в 5-м классе iconПлан урока Методы обучения
План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме»
План-конспект урока в 5-м классе iconКонспект урока. Организационная информация
План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему
План-конспект урока в 5-м классе iconКонспект урока математики 2, 3 классы
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
План-конспект урока в 5-м классе iconКонспект урока математики в начальной школе
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока в 5-м классе iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока в 5-м классе iconПлан конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе...
План – конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе б по разделу "Волейбол"
План-конспект урока в 5-м классе iconКонспект урока по английскому языку в 10 классе «Социальные сети»
Английский язык, 10класс, (Абрамова В. С.) 15. 11. 2012 План-конспект открытого урока


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск