Скачать 35.11 Kb.
|
План-конспект урока в 5-м классе "Древние образы в народном искусстве" Цели урока:
Оборудование: расписные полотенца (рушники), таблицы с видами национального орнамента, таблицы с изображением древних знаков-символов (электронная презентация), музыкальный фон; листы бумаги в клеточку, фломастеры, ножницы. Ход урока.
Смотрим слайды на экране с изображением фрагментов экскурсии в краеведческий музей. Учитель: Ребята, будучи в музее, вы имели возможность заглянуть в прошлое нашего народа, увидеть интерьер крестьянской избы, окунуться в мир материальной культуры того времени, осознать органическое единство пользы и красоты в крестьянском жилище. Учитель: Ребята, что являлось центром материальной культуры крестьянской избы? Учащиеся: Печь, потому что она давала тепло и пищу. Учитель: А что являлось центром духовной культуры? Учащиеся: Красный угол, так как здесь находилась икона, оберег избы от всяких невзгод и болезней. Учитель: Какие предметы материального мира вам запомнились больше всего? Учащиеся: Полотенца, платки, скатерти, одежда, мебель и т.п. Учитель: А чем они вам запомнились? Учащиеся: Своими разнообразными узорами, цветом. Учитель: Сегодня мы выясним, что легло в основу этих узоров, почему можно их увидеть не только на полотенцах, платках, одежде в конкретно взятой отдельной крестьянской избе, но и в целом по всей России.
С древних времен на Руси процветало крестьянское прикладное искусство, уникальное явление духовной жизни народа, разновидность народной культуры – изобразительный фольклор. Фольклор (англ.) – творчество. Это искусство своими корнями глубоко уходит в историю народных представлений. Его изобразительными элементами стали знаки-символы. Посмотрите на узоры, вышитые на полотенцах. На первый взгляд нам кажется, что мы видим геометрические и растительные узоры, но каждый изобразительный элемент является знаком-символом. Рассматриваем таблицу с обозначениями древних знаков-символов. В узорах можно увидеть всевозможные декоративные цветы, ягоды, стилизованные изображения зверей, птиц, домашних животных и людей. По цвету, орнаменту можно было даже определить, где вышивка была сделана и когда применялась. Растительные мотивы часто сочетались с изображением птиц или зверей. Это целый мир поэтических образов. Сказочные птицы-павы с роскошными хвостами, скромные маленькие уточки, величавые грациозные лебеди, горделивые кони, изящные олени с ветвистыми рогами изображались на фоне цветущих кустов и деревьев. Часто встречаются изображения величавых женских фигур с птицами или цветами в руках и всадников на сказочных игривых конях. Мотивы цветов, деревьев, птиц, зверей, мужских и женских фигур наделялись символикой. Лебедь – образ юной и красивой женщины или невесты – символ любви. Уточка – как образ трудолюбивой хозяйки дома – символ плодородия. Голубь – образ счастливой семьи – символ супружеской верности. Образ величавой женской фигуры стал символом плодородия, а с XIX века стал символом народных праздников. Вышивки – это поэтический рассказ о красоте родной природы. Мир поэтических образов, связанный с представлениями крестьян-земледельцев, со временем был переосмыслен и все эти образы стали связаны с благополучием новой семьи, символом любви и верности, залогом богатой жизни. Вот почему изображения птиц и животных часто встречаются на свадебных и праздничных полотенцах.
Ребята, а вы хотите почувствовать себя художником-прикладником и самостоятельно придумать украшение для полотенца? Используя известные вам древние знаки-символы и образы, постарайтесь выполнить свой проект – украшение для полотенца.
Перенести украшение на второй край полотенца. |
План-конспект урока знаки: (меньше), =(равно) План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
Конспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | План урока в 8 классе по теме: Озера, болота, подземные воды План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
План-конспект урока по теме «Choosing a profession» План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой... | Конспект урока по химии в 10 классе Тема. Витамины План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения... | ||
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | План-конспект урока 2 класс 2 часть урок 23 План-конспект открытого... На уроке отрабатывается понятие «умножение», вырабатывать умение осознанно пользоваться умножением, создаются условия для развития... | ||
Конспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений... План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | План урока Методы обучения План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» | ||
Конспект урока. Организационная информация План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему | Конспект урока математики 2, 3 классы План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | ||
Конспект урока математики в начальной школе План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект открытого урока по окружающему миру План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
План конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе... План – конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе б по разделу "Волейбол" | Конспект урока по английскому языку в 10 классе «Социальные сети» Английский язык, 10класс, (Абрамова В. С.) 15. 11. 2012 План-конспект открытого урока |