Программа к учебнику О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеева, О. Н. Яшиной





Скачать 480.55 Kb.
НазваниеПрограмма к учебнику О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеева, О. Н. Яшиной
страница1/3
Дата публикации08.07.2014
Размер480.55 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3


НАЧАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА

Рабочая ПРОГРАММА
к учебнику О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирея Виктора

Дорофеева, О.Н. Яшиной; под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой

Основы религиозных культур и светской этики

Основы православной культуры
4 класс

Москва

«Русское слово»

2013


Автор-составитель И.В. Метлик

Рабочая программа курса: к учебнику О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеева, О.Н. Яшиной; под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4 класс / авт.- сост. И.В. Метлик — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 32 с. — (Начальная инновационная школа).
Издание предназначено для учителей, преподающих Основы православной культуры по указанному учебнику. Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое поурочное планирование, требования к уровню подготовки учащихся согласно ФК ГОС (2004 г.) и ФГОС НОО (2009 г.), список дополнительной литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа подготовлена к учебнику издательства «Русское слово»: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина; под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. — М.: OOO «Русское слово — учебник», 2013. (ФГОС. Начальная инновационная школа). Кроме учебника, включенного в Федеральные перечни учебников для общеобразовательных учреждений и имеющего грифы Отдела религиозного образования и катехизации и Издательского совета Русской Православной Церкви, учебно-методический комплекс включает пособие для учителя, рабочую тетрадь для школьника и компакт-диск с вспомогательными, хрестоматийными, иллюстративными материалами для учителя и школьников.

Введение преподавания «Основ православной культуры» в рамках новой предметной области или комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызвано широким образовательным запросом на изучение православной культуры, православное христианское духовно-нравственное воспитания детей в системе общего образования. С 1990-х практика изучения православной культуры развивалась в российской школе в форме учебных предметов, курсов в дополнительном образовании, школьном и региональном компонентах учебного плана. В 2002 г. было представителями Русской Православной Церкви и Минобразования России было согласовано Примерное содержание по учебному предмету «Православная культура» (письмо Минобразования России (Приложение к письму Министерства образования РФ органам управления образованием субъектов РФ от 22.10.2002 №14-52-876 ин/16). Преподавание православной культуры в российской школе последовательно расширялось, в связи с чем в 2007 г. была одобрена Концепция введения преподавания «Православной культуры» в составе новой предметной (образовательной) области учебного плана духовно-нравственной направленности, а с 2009 г. были приняты решения о начале экспериментального преподавания религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника в группе регионов России. С 2012-2013 учебного года преподавание «Основ православной культуры» по выбору семьи школьника в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) введено в 4 классах всех общеобразовательных учреждений в Российской Федерации.
Основы религиозных культур и светской этики в ФК ГОС

В 2012 г. был принят приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089».

Согласно данному приказу в соответствии с принятыми государственными решениями и документами о введении с 2012-2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений ОРКСЭ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р, были утверждены изменения в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

ОРКСЭ включен в перечень обязательных учебных предметов в начальной школе (раздел «Начальное общее образование. Общие положения»). Закреплена модульная структура курса, предусматривающая изучение модулей по выбору: «В рамках учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики с IV класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики». Сформулированы цели изучение ОРКСЭ: «Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:

развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести».

Приказом установлен Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по ОРКСЭ, в частности по Основам православной культуры он включает следующую обязательную тематику, дидактические единицы: «Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности».

В настоящей программе по Основам православной культуры учитываются все указанные документы.
Основы религиозных культур и светской этики в ФГОС НОО

В 2009 г. Министерством образования был утвержден новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Он, среди прочего, направлен на обеспечение: духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся. В связи с необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного содержания начального образования в него была включена новая обязательная предметная область воспитательной духовно-нравственной направленности «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

С 2012 г. согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. N 1060 г. Москва «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» название данной предметной области: «Основы религиозных культур и светской этики».

Согласно этому же приказу и с учётом принятия нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому выбор учебных предметов, курсов, модулей и т.д. духовно-нравственной воспитательной направленности осуществляется родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, внесены уточнения в условия выбора модуля ОРКСЭ: «По выбору родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики».

Таким образом, выбор модуля осуществляют родители (законные представители) учащегося.

Данная предметная область (ОРКСЭ) в целом, среди прочего, должна отражать: знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
Особенности изучения Основ православной культуры в начальной школе.

В Инструктивно-нормативном письме «Об обучении основам религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях» для учителей и организаторов введения курса (Приложение к письму «О введении курса ОРКСЭ» Минобрнауки России руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования от 22 августа 2012 г. № 08-250) указано, что основными задачами введения преподавания религиозных культур и этики в начальной школе, в частности, являются: знакомство учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества; формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Основная цель изучения модуля Основы православной культуры в рамках курса или предметной области ОРКСЭ в начальной школе — духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника на основе исторических и культурных традиций православного христианства, Русской Православной Церкви. Эта цель реализуется во взаимодействии с семьёй школьника, которая выступает заказчиком данного образования для своего ребёнка. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в выступлении на ХХ Международных Рождественских образовательных чтениях в связи с этим отметил, что главной целью духовно-нравственного образования является «…приобщение ребенка к традиции, в которой живет его семья». Таким образом, школа в процессе преподавания Основ православной культуры оказывает поддержку семье в формировании духовно-нравственных ценностей, культуры и образа жизни ребёнка в соответствии с мировоззренческим выбором и культурными особенностями его семьи.

В рамках образовательных задач предметной области или курса ОРКСЭ в целом изучение Основ православной культуры направлено на формирование российской культурной и гражданской идентичности школьников на основе исторических и культурных традиций русского и других православных народов в России, православной и русской культуры.

Концепция модуля Основы православной культуры, представленного в данной программе и соответствующем учебнике, учебно-методическом комплексе, базируется на следующих принципах:

комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов православного христианства;

раскрытие нравственного идеала православного христианства как традиционной религии русского и ряда других народов России, культурообразующей религии, составляющей неотъемлемую часть исторического наследия народов России, имеющей особое значение в истории России, в становлении и развитии духовности и культуры российского общества (преамбула Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»);

светский характер образования при изучении православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, предполагающий организационно-правовую независимость указанных учреждений от организаций Русской Православной Церкви;

взаимодействие, сотрудничество государства и Русской Православной Церкви в процессе введения ОРКСЭ, разработки и экспертизы учебного и методического обеспечения по православной культуре;

культурологический характер преподавания Основ православной культуры, не предусматривающий «обучения религии», приобщения учащихся к религиозной практике, обязательного участия в богослужениях, отправлении религиозного культа.

В методическом плане при создании учебника и данной программы основополагающими были следующие положения:

ориентация учебного материала на положительные знания о православной христианской религии, культуре, традиции в форме, доступной для учащихся 4 класса начальной школы;

раскрытие исторических, культурологических, нравственных аспектов православной христианской традиции через конкретно-исторические и личностно значимые для обучающихся примеры (например, идеал христианской нравственности представлен на примере житий конкретных святых);

отказ от изложения и интерпретации сложных богословских и религиоведческих вопросов;

объяснение сложных понятий и терминов преимущественно в контексте описательно-повествовательного изложения в тексте учебника, а не путём введения отдельных определений;

исключение оценок любой другой религии, религиозной культуры, тем более обсуждения имевших в прошлом межрелигиозных противостояний и конфликтов (указано только о наличии традиционных религий в России в контексте межпредметных связей в рамках предметной области, о гражданском равноправии в Российской Федерации всех людей вне зависимости от отношения к религии и религиозной принадлежности, о веротерпимости как традиции межрелигиозных отношений в нашей стране);

Принимая во внимание перспективу расширения преподавания ОРКСЭ на начальной ступени общего образования, а также введения преподавания ОРКСЭ на ступенях основной школы (систематический курс) и средней (старшей) школы, изучение православной культуры в начальной школе носит первоначальный, пропедевтический характер (основы православной культуры). Содержание курса включает учебный материал, дающий самое общее, основное представление о вероучении, исторических и культурных традициях православного христианства, Русской Православной Церкви на уровне, доступном младшим школьникам по их возрастным особенностям и познавательным возможностям.

Изучение Основ православной культуры, как и других модулей ОРКСЭ, ориентировано на взаимодействие в образовательном процессе школы, учителя с родителями, семьями школьников, а также с представителями, специалистами, организациями Русской Православной Церкви.
Место курса в учебном плане

1 февраля 2012 г. приказом Министерства образования и науки РФ № 74 от «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующие программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312» внесены и изменения в Базисный учебный план, согласно которым на изучение ОРКСЭ и соответственно Основ православной культуры по выбору семьи школьника отводится 34 учебных часа (1 час в неделю) в 4 классе.
Внеурочная и внешкольная работа

Взаимосвязь учебной, внеурочной, внешкольной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности целостного учебно-воспитательного процесса в начальной школе, что создает дополнительные возможности для освоения учащимися знаний по курсу, православного христианского духовно-нравственного воспитания школьников. Внеурочные мероприятия возможны в форме дополнительных занятий, кружка, студии православной культуры и служат для более детального раскрытия отдельной темы и блока тем курса. Внешкольная деятельность при изучении Основ православной культуры в рамках ОРКСЭ может включать посещения близлежащих храмов, монастырей Русской Православной Церкви, экскурсии, просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов, тематические вечера. Важно привлечение к внешкольным мероприятиям родителей учащихся.
Организация учебной деятельности1

Организация учебной деятельности на уроках по Основам православной культуры основывается на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, репродуктивных, индуктивных и дедуктивных.

К рекомендуемым формам организации учебной деятельности относятся следующие:

беседа репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций;

взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т. д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.

взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т. д.;

Интервью. Например, интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы. Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатываются самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения;

драматизация (театрализация) при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе;

ведение поурочного словаря основных терминов и понятий, что способствует систематизации и усвоению учебного материала школьниками. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, устной и письменной речи, т. к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок;

составление галереи образов. Эта работа направлена на формирование образного восприятия изучаемого материала, установление связей содержания курса не только на теоретическом, но и на образно-визуальном уровне, а также на формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием такой галереи образов может стать разнообразный наглядный материал по курсу: репродукции картин, икон, храмов, фотографии и изображения персоналий, музейных экспозиций, ритуальные и бытовые предметы, характерные для православной культуры и др., целесообразно привлечение фотографий предметов, лиц, событий по тематике курса из семьи, семейного архива учащихся (по согласию родителей);

написание кратких эссе, сочинений, что способствует развитию навыков письма, работы с источниками информации.
Диагностика и оценка результатов образования

В течение учебного года рекомендуется провести три диагностических работы. Стартовая диагностика в начале учебного года в форме анкетирования с целью выявления исходных знаний учащихся по предмету и выявления исходного отношения к учебному предмету. Диагностика в конце первого полугодия в форме анкетирования с целью выявления уровня полученных знаний учащихся по изученной тематике; отношения к урокам по ОПК (психологическая комфортность работы на уроках, отношение к учебе, учебному предмету, проблемы); ориентации в интересах учащихся для планирования подготовки проектных работ. Итоговая диагностика в конце учебного года в форме анкетирования с целью выявления отношения к учебному предмету; защита и оценивание творческих работ учащихся.

В целом комплексная система оценивания результатов образования учащихся по Основам православной культуры с учетом специфики содержания предмета духовно-нравственной воспитательной направленности и новизны предметной области по религиозным культурам и светской этике, а также имеющегося педагогического опыта, может включать оценивание:

посещаемости учащимся уроков (в %);

активности учащегося на уроках;

качества ведения учебной тетради, папки с заданиями, рисунками, другими творческими работами (портфолио);

выполнения домашних заданий, текущих тестов, самостоятельных работ к отдельным урокам;

подготовки сообщений к урокам инициативно и по заданию учителя;

участия во внеурочных и внешкольных занятиях, мероприятиях;

участия в подготовке итоговых творческих проектов;

участия в школьных и др. конкурсах, викторинах, выставках, олимпиадах по Основам православной культуры, Общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры.

Использование отметочной системы (текущие отметки по пятибалльной шкале и итоговая отметка) могут использоваться по выбору учителя и образовательного учреждения, если это представляется целесообразным, но желательно в дополнение к указанной выше оценке результатов образования.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

К необходимым элементам учебно-методического обеспечения учебного процесса относится учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина; под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. — М.: OOO «Русское слово — учебник», 2013, рабочая программа учителя, методическое пособие для учителя, а также фонд дополнительной литературы и образовательных материалов (на выбор учителя).

Рекомендуемое материально-техническое обеспечение: включает:

оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для демонстрации иллюстративного материала, классную доску с набором вспомогательных приспособлений;

технические средства обучения: предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе, оборудование, предназначенное для демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр или устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.).

тематическое поурочное планирование

Всего: 34 ч (1 ч в неделю)




урока п/п



Тема урока

Тип

урока


Содержание урока

(уроков)

Основные понятия


Требования к уровню

подготовки учащихся

(ФК ГОС)

Дата

урока

(план/факт)

1

Введение в предмет

Вводный.

Урок первичного

изучения новых знаний

Введение в предмет (содержание, время изучения, особенности организации образовательного процесса). Особенности изучения религиозной культуры, традиции в школе. Участие родителей, семьи. Содержание курса, учебника. Условные обозначения в учебнике. Особенности оценивания знаний по курсу. Культура, православная культура. Крещение Руси. Православное христианство — традиционная религия русского и других народов России.

Культура. Крещение Руси.

Знать/понимать: место предмета в учебном плане, его общее содержание, способы учебной работы по курсу, оценивания знаний, участие родителей, семьи в учебном процессе, общее понятие культуры, православной культуры, о Крещении Руси, роль православного христианства как традиционной религии русского и ряда других народов в России.

Уметь: устанавливать взаимосвязь между православной культурой и национальной культурой русского народа, других народов России.




2

Россия — наша Родина

Урок первичного

изучения новых знаний

Православное христианство — традиционная религия русского и других народов России. Религия, религиозная культура. Православие как «восточное христианство». Равноправие граждан России по признаку отношения к религии и религиозной принадлежности. Веротерпимость в отношениях последователей разных религий в России. Россия — наша Родина.

Религия. Религиозная культура. Веротерпимость.

Знать/понимать: общее понятие о религии, религиозной культуре, о православии как «восточном христианстве», равноправие граждан разной религиозной принадлежности, гражданское историческое и культурное единство общества, народов России.

Уметь: строить отношения с представителями разных культурных традиций на основе принципов веротерпимости, уважения прав человека на мировоззренческие и культурные особенности с учетом общепринятых в России нравственных норм и ценностей.




3

Самая главная встреча

Урок первичного

изучения новых знаний

Вера в Бога. Совесть как «голос Бога» в душе человека. Любовь как сущность Бога. Проявления Божественной любви в мироздании, в жизни человека. Православная культура как встреча человека, людей с Богом.

Совесть. Бог есть Любовь.

Знать/понимать: понятия религиозной веры, любви как сущности Бога в православной христианской традиции, православную культуру как результат «встречи» человека с Богом, религиозные основы православной культуры.

Уметь: излагать свое мнение по поводу значимости нравственных начал в религии, соотносить понимание Бога в православной традиции с нравственными качествами любви, добра.




4

Введение в православную традицию

Урок первичного

изучения новых знаний

Божественное Откровение, способы его передачи. Священное Предание Церкви, что его составляет. Понятие традиции, православная христианская традиция. Православная христианская традиция как основа русской национальной культуры. Развитие православной традиции, культуры в истории и современности. Православные христиане как творцы православной традиции.

Божественное Откровение. Священное Предание Церкви. Традиция.

Знать/понимать: понятия Божественное Откровение и способы его передачи, Священное Предание, его составляющие, традиции, ее преемственности и воспроизводства в историческом времени.

Уметь: описывать православную традицию как духовную основу русской культуры, устанавливать взаимосвязь между явлениями православной культуры и ее создателями, излагать свое мнение по вопросу значения православной культуры в жизни людей, в истории России.




5

Есть только одна Книга

Урок первичного

изучения новых знаний и закрепления

Священное Писание христиан — Библия. Время создания Библии, её авторы. Отношение христиан к Священному Писанию. Состав Библии, Ветхий и Новый Заветы. Значение Библии в православной культуре.

Библия. Ветхий Завет. Новый Завет.

Знать/понимать: время создания и основные содержательные составляющие Библии как Священного Писания христиан, отношение христиан к Библии как святыни, значение Библии в православной культуре.

Уметь: описывать состав и содержание Библии.




6

Бог — Творец мира

Урок первичного

изучения новых знаний и закрепления

Бог — Творец Вселенной. Бог — Господь, управитель творения. Творение человека, прародители человечества Адам и Ева. Человек как образ и подобие Бога. Прародители в раю.

Бог — Творец. Господь. Прародители. Человек — образ и подобие Бога.

Знать/понимать: библейское предание о Творении Богом Вселенной и человека, сущность человека как образа и подобия Бога в соответствии с христианской традицией, имена прародителей Адама и Евы.

Уметь: описывать в общих чертах свойства Бога как Творца и управителя в Творении, человека как образа и подобия Бога.




7

История одного предательства

Урок первичного

изучения новых знаний

Библейское предание об искушении прародителей. Грех. Грехопадение прародителей, его сущность и последствия. Первородный грех. Обетование людям о Спасителе.

Грехопадение прародителей. Грех.

Первородный грех.

Знать/понимать: библейское предание о грехопадении первых людей, его сущность и последствия для человечества, понятие первородного греха и обетование людям о Спасителе.

Уметь: описывать библейское предание о грехопадении, выделять роли Адама и Евы в этом событии, готовить и представлять сообщения по выбранным темам.




8

В ожидании Спасителя

Урок первичного

изучения новых знаний и закрепления

Человечество в ожидании Спасителя. Ветхозаветные предания о жизни людей до Рождества Христова. Каин и Авель. Зависть и братоубийство. Значение покаяния. Предание о Всемирном потопе. Праведный Ной. Вавилонское столпотворение. Разрушение Богом Вавилонской башни. Вавилонское строительство как образ безбожного делания, предприятия.

Каин и Авель. Всемирный потоп. Вавилонское столпотворение.

Знать/понимать: причины ожидания Спасителя, содержание и духовное значение преданий об Авеле и Каине, Всемирном потопе, Вавилонского столпотворения, зависть как причину преступления, значение и возможность покаяния в любой ситуации, символическое значение Вавилонского столпотворения как безбожного дела.

Уметь: описывать библейские предания об Авеле и Каине, Всемирном потопе, Вавилонском столпотворении.




9

Возлюби Господа Бога твоего…

Урок первичного

изучения новых знаний

Десять заповедей. Пророк Моисей. Содержание первых четырёх заповедей об отношении людей к Богу. Первая заповедь о единобожии. Идолопоклонство. Вторая заповедь закона Моисея. Что может быть «кумиром» в жизни человека. Третья заповедь закона Моисея. Понятие благоговения. Четвертая заповедь о субботнем дне. Воскресный день в христианской традиции.

Десять заповедей. Пророк Моисей. Первые четыре заповеди закона Моисея об отношении к Богу. Благоговение.

Знать/понимать: историю появления Десяти заповедей, содержание первых четырёх заповедей, понятие благоговения.

Уметь: описывать первые четыре заповеди Десятисловия, устанавливать взаимосвязь между нравственными нормами Десятисловия и формами поведения людей в православной традиции.




10

Возлюби ближнего твоего…

Урок первичного

изучения новых знаний

Заповеди закона Божия об отношении к людям, ближним. Пятая заповедь о почитании родителей. Шестая заповедь о запрете убийства. Седьмая заповедь о сохранении верности. Восьмая заповедь о запрете кражи. Девятая заповедь о запрете ложного свидетельства. Десятая заповедь о запрете зависти. Единство всех Десяти заповедей. Иисус Христос о смысле всех Десяти заповедей.

Десять заповедей. Вторые шесть заповедей закона Моисея об отношении к людям.

Знать/понимать: содержание шести заповедей Десятисловия об отношениях к ближним, людям, единство всех заповедей Закона Божия, слова Иисуса Христа о Ветхозаветном законе.

Уметь: описывать шесть заповедей Десятисловия об отношениях к ближним, людям, устанавливать взаимосвязь между нравственными нормами Десятисловия и формами поведения людей в православной традиции.




11

Девочка, Которая стала Храмом

Урок первичного

изучения новых знаний и закрепления

Иоаким и Анна — родители Богородицы Марии. Детство Марии. Богородица Мария при Иерусалимском храме, в доме старца Иосифа. Благовещение Пресвятой Богородицы, архангел Гавриил. Праздники Рождества Пресвятой Богородицы, Благовещения Пресвятой Богородицы.

Иоаким и Анна. Рождество Пресвятой Богородицы. Благовещение Пресвятой Богородицы.

Знать/понимать: имена родителей Пресвятой Богородицы, историю жизни Богородицы Марии до Благовещения, обстоятельства Благовещения, традиции почитания этих событий в Церкви (праздники)

Уметь: описывать предание о детстве Богородицы Марии, о Благовещении Пресвятой Богородицы, готовить и представлять сообщения по выбранным темам.




12

«В яслях спал на свежем сене

тихий крошечный Христос…»

Урок первичного

изучения новых знаний и закрепления

Новый Завет Библии о Рождестве Иисуса Христа. Иосиф и Богородица в Вифлееме. Иисус — Спаситель. Христос — Мессия. Поклонение пастухов, волхвов, их дары. Праздник Рождества Христова в Церкви. Традиции празднования Рождества Христова на Руси. Святки.

Рождество Христово. Вифлеем. Спаситель. Мессия. Поклонение волхвов. Святки.

Знать/понимать: историю Рождества Христова, участие в ней праведного Иосифа, пастухов, волхвов, смысл Имени Господа Иисус и слова «Христос», традиции празднования Рождества на Руси.

Уметь: описывать предание о Рождестве Христовом, объяснять значение этого события в православной культуре, устанавливать взаимосвязь между традициями празднования Рождества Христова и поведением людей в этот период, готовить и представлять сообщения по выбранным темам.




13

Сын Человеческий

Урок первичного

изучения новых знаний и закрепления

Бог-Троица в православной христианской традиции. Тайна Бога-Троицы, о познаваемости Бога. Иоанн Креститель, Крещение Господне. Праздник Богоявления. Иисус Христос — Богочеловек. Евангельские рассказы. Спасение Петра на водах. Значение веры в жизни христианина, отношение к суевериям. Исцеление расслабленного, значение помощи ближних в спасении человека.

Бог-Троица. Иоанн Креститель. Богоявление. Богочеловек. Спасение Петра. Суеверия. Исцеление расслабленного.

Знать/понимать: о почитании Бога-Троицы в христианской традиции, Иисуса Христа как Богочеловека, Иоанна Крестителя, его роль в евангельской истории, праздник Крещения Господня (Богоявления), евангельские рассказы о спасении Петра и исцелении расслабленного, значение веры в Бога, отношение Церкви к суевериям.

Уметь: описывать события Крещения Господня, евангельские рассказы о спасении Петра и исцелении расслабленного, излагать свое мнение о значении веры в Бога в жизни человека.




14

Притчи Иисуса Христа

Урок первичного

изучения новых знаний и закрепления

Притчи как литературный жанр. Притча о блудном сыне. Значение покаяния и милосердия. Притча о потерянной овце. Значение любви Бога в жизни человека. Притча о милосердном самарянине. Значение милосердия к ближним.


Притча.

Евангельские притчи. Притча о блудном сыне. Притча о потерянной овце. Притча о милосердном самарянине.

Знать/понимать: евангельские притчи о блудном сыне, потерянной овце, милосердном самарянине, их духовный и нравственный смысл, значение для человека любви и помощи Бога и его ближних.

Уметь: выделять особенности притчи как жанра словесности, соотносить содержание изученных евангельских притч с их духовным нравственным смыслом, устанавливать взаимосвязь между притчами и нравственными нормами в православной традиции, культуре.




15

Как стать счастливым. Часть 1

Урок первичного

изучения новых знаний

Нагорная проповедь Иисуса Христа.

Девять заповедей блаженств. Блаженство как состояние внутренней радости человека в единстве с Богом. Заповеди блаженств в их отношении и связи с Десятью заповедями Ветхого Завета.

Первая заповедь блаженств о духовной нищете. Грех гордыни. Смирение как христианская добродетель.

Нагорная проповедь. Девять заповедей блаженств. Блаженство. Смирение.

Знать/понимать: значение Нагорной проповеди как основы христианского нравственного учения и его соотношение с ветхозаветными Десятью заповедями, смысл духовной нищеты, смысл смирения как христианской добродетели.

Уметь: описывать обстоятельства Нагорной проповеди, соотносить нравственное содержание Ветхого и Нового заветов, соотносить нравственный идеал заповедей блаженств с нормами православной нравственной культуры.



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа к учебнику О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеева, О. Н. Яшиной iconУроки музыки от Виктора Захарченко
Виктора Гавриловича. Мы проследим за концертной деятельностью Кубанского казачьего хора в десятидневном турне. А сегодня мы отправляемся...
Программа к учебнику О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеева, О. Н. Яшиной iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока математики по теме «Различные задачи на взаимное расположение окружностей на плоскости», проведенного в 6 классе по...
Программа к учебнику О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеева, О. Н. Яшиной iconУрок в 5 классе по теме «Степень числа»
Урок в 5 классе по теме «Степень числа» разработан по учебнику В. Г. Дорофеева «Математика 5»--м.: Просвещение: Дрофа,2003
Программа к учебнику О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеева, О. Н. Яшиной iconРабочая программа по алгебре в 8 классе составлена на основе авторской...
Рабочая программа по алгебре в 8 классе составлена на основе авторской программы Г. В. Дорофеева (Алгебра: программы общеобразовательных...
Программа к учебнику О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеева, О. Н. Яшиной iconРабочие программы основы православной культуры 2-6 класс 2013-2014г Оглавление
Учебно –методическое пособие для учителя «основы православной культуры» протоиерей виктор дорофеев, О. Л. Янушкявичене москва 2009...
Программа к учебнику О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеева, О. Н. Яшиной iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Алгебра – 7» Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др под редакцией Г. В. Дорофеева
Программа к учебнику О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеева, О. Н. Яшиной iconУправление мечтой
Марка Виктора Хансена и Роберта Г. Алена «Миллионер за минуту. Просветленный путь к богатству»
Программа к учебнику О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеева, О. Н. Яшиной icon«Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста»
Подготовила : ст воспитатель Дорофеева Л. П. Мбдоу пестречинский детский сад №3 «Солнышко»
Программа к учебнику О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеева, О. Н. Яшиной iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интерактивная математика. Электронное учебное пособие 5 – 9 кл /Под редакцией Дорофеева Г. В
Программа к учебнику О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеева, О. Н. Яшиной iconКонкурс для учителей «я- классный руководитель» Свидетельство 5 Дорофеева Лилия Ильинична
Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют»
Программа к учебнику О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеева, О. Н. Яшиной iconТема урока: Решение неравенств второй степени
Учитель моу школы №50 с углубленным изучением отдельных предметов г о. Самара: Дорофеева Жанна Васильевна
Программа к учебнику О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеева, О. Н. Яшиной iconПрограмма «Инновационного форума» Время
Приветствие участникам Форума губернатора Пермского края Басаргина Виктора Федоровича
Программа к учебнику О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеева, О. Н. Яшиной iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Базовый учебник Алгебра / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др. Под редакцией Г. В. Дорофеева. / М.: Просвещение,...
Программа к учебнику О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеева, О. Н. Яшиной iconУчебнику Л. Н. Боголюбова. Класс
Рабочая программа курсу Обществознания для 10 класса (базовый уровень) по учебнику Л. Н. Боголюбова
Программа к учебнику О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеева, О. Н. Яшиной iconРабочая программа к учебнику Л. С. Атанасян и др.«Геометрия», 10-11 класс Пояснительная записка
Программы по геометрии к учебнику для 10—11 классов общеобразовательных школ авторов Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова, С. Б. Кадомцева,...
Программа к учебнику О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеева, О. Н. Яшиной iconКонспект урока фио (полностью) Дорофеева Ольга Петровна Место работы
Формировать умение наблюдать физические явления, анализировать их, делать выводы, развивать экспериментальные навыки


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск