Скачать 148.51 Kb.
|
Мастер-класс «Развитие творческих способностей через здоровьесберегающие технологии» Федченко Жасмина Станиславовна МКОУ «Шайковская СОШ №1» Кировского района Калужской области Мастер – класс «Развитие творческих способностей через здоровьесберегающие технологии» Цель мастер-класса состоит в том, чтобы показать учителю, активно использующему в учебном процессе задания творческого характера, взаимосвязь, целесообразность и эффективность выполнения упражнений по здоровьесбережению учащихся. Задачи: - представить методику проведения фрагмента урока с использованием здоровьесберегающих технологий; - разработать фрагмента урока с применением данной методики. Целевая аудитория мастер-класса: учителя, руководители методических объединений и педагоги дополнительного образования Организационные параметры мастер-класса. Мастер-класс представляет собой одну встречу, которая проводится в любое время в течение года. Рекомендуемое время встречи: 45 минут. Количество участников: от 8 до 25. Требование к помещению: большое пространство (должна быть возможность свободного передвижения участников). Требования к материальному обеспечению: 1. Для всех участников: пустые бумажные карточки размера А4, краски, кисти, баночки с водой, нитки, влажные салфетки. 2. Достаточное количество приложений из расчета «число всех участников». ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
3.1«Цветовая терапия» - влияние цвета на здоровье человека 6 минут
Ход мастер- класса: 1.Организационный момент: Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы поговорим с вами о том, как связаны между собой такие два понятии как творчество и здоровье. А точнее, как через здоровьесбережение мы можем развивать творчество наших детей. И как через творчество мы сохраняем здоровье учащихся. «Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному состоянию, названы плохая наследственность, вредное влияние окружающей среды и условий жизни как в семье, так и в образовательных учреждениях: недостаточное освещение рабочих мест, перегруженность основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов» (из материалов коллегии Министерства образования). Все вышеперечисленные факторы и многие другие приводят к тому, что на сегодняшний день только одного из десяти школьников можно признать здоровым. Следовательно, нам педагогам на своих уроках необходимо использовать здоровьесберегающие технологии и методики, направленные на воспитание элементарной культуры здоровья, формирование потребности и умения его беречь. Как часто случается так, что из-за ряда причин учителям не хватает времени на уроках для проведения физкультминуток, которые так необходимы для сохранения здоровья учащихся. А ведь выход есть и достаточно простой: учитель должен максимально приблизить физкультминутки к теме урока. Вот об этом я вам сегодня и расскажу. Но для начала давайте представим себе то, о чем я буду говорить. В природе есть солнце. Оно всем светит и всех греет, всех любит. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направлю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет. Нежность, ласку. Теперь звездочка стала большой. Как солнце. Оно несет тепло всем-всем. И мы с вами будем нести это тепло на наши уроки. 2.Актуализация знаний. Ребенок, находящийся на уроке должен грамотно и технологично строить свои взаимоотношения с предметами, окружающими его, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья. А мы учителя должны так разработать свой урок, чтобы все его составляющие были подчинены цели сохранения здоровья ребенка. Поэтому физкультминутки на уроках должны быть максимально приближены к образовательному пространству урока и быть его неотъемлемой частью. Ребенок на уроке очень много работает рукой. Пишет, рисует, штрихует. Все эти виды деятельности однотипны и ведут к застою крови в капиллярах Кисть руки есть «тонкий орган осязания, - писал Иван Михайлович Сеченов, - и сидит этот орган на руке, как на стержне, способном не только укорачиваться, удлиняться и перемещаться во всевозможных направлениях, но и чувствовать определенным образом каждое такое перемещение». На кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний. При нажатии и давлении раздражительные сигналы поступают в головной мозг, стимулируя и повышая работоспособность. В. Сухомлинский отмечал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Кроме того, движущаяся рука снимает напряжение многих мышц. Поэтому на многих уроках можно применять нестандартные физкультминутки, основой которых являются различные виды рисования пальцем, ладонью, ниткой. Кроме того, чтобы выполнить такую работу ребенок может встать, приподняться со своего места, наклониться и даже перейти в другую часть класса. Движение во всех видах – неотъемлемая часть здоровьесбережения. Я предлагаю вашему внимаю печатный материал, в котором рассказывается о разнообразных способах рисования рукой. Кроме того, эти виды деятельности способствую развитию творческих способностей учащихся, так как все они требуют дополнительной обработки. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Кляксография ниточкой (цветные ниточки) Материалы и инструменты: бумага, краски, нитки Способ получения изображения: опускаем нитку в краску и кисточкой закрашиваем ее, постепенно закручивая в краску или в посуду с краской, оставляя неокрашенным небольшой конец нити. Затем поднимает на высоту и выкладываем на листе нужный рисунок в виде спиралей, кругов, треугольников и других геометрических фигур. Сверху прикладываем небольшой лист бумаги, оставив неокрашенный конец свободным, прижимает бумагу и тянем за нитку (лучше быстрым и четким движением). Снимаем верхний лист и ждем высыхания работы. Недостаточные детали дорабатываем при помощи красок и кистей. Эффект изображения: возможность получения разнонаправленных связанных разноцветных линий, подлежащих доработки до узнаваемых объектов изображения. Здоровьесберегающие моменты: дети меняют вид деятельности; рука движется активно, совершая круговые движения, работают обе руки; дети должны привстать, встать, надавить ладонью на бумагу. Варианты использования техники (развитие творческих способностей):
Тампонирование Материалы: вата или поролон, краски, бумага. Способ получения изображения: прижимает вату или поролон к краске и наносим оттиск на бумагу. Эффект изображения: достигается имитация фактуры пушистой или колючей поверхности. Варианты использования техники (развитие творческих способностей):
Здоровьесберегающие моменты: дети меняют вид деятельности; рука движется активно, совершая нажимательные движения, работают обе руки; дети должны привстать, встать, надавить ладонью на бумагу. Рисование ладонью Материалы: кисточка, краски, бумага, влажные салфетки. Способ получения изображения: красим ладонь руки с помощью кисточки и делаем отпечаток на бумаге. Даем высохнуть. Дорабатываем отпечаток кистью до получения полного изображения. Эффект изображения: отпечаток руки дает очертание формы, обработка которой по воображению позволяет получить изображение ( рисование птиц, зверей, деревьев, цветов, составление композиций). Варианты использования техники (развитие творческих способностей):
Здоровьесберегающие моменты: активный массаж ладони. 3. Фрагмент урока «Кляксография ниточкой» Перед вами лежат листы бумаги А4, нитки, краски, кисти. Приступаем к работе. Отрываем кусок нитки равный длине от кисти до локтя. Так как наша работа будет представлять собой букет цветов, то каждый из вас должен выбрать определенную цветовую гамму. 3.1. «Цветовая терапия»- влияние цвета на здоровье человека. Рассказ + раздаточный материал. Издавна люди заметили, что определенный цвет по-своему влияет на человека. Цветотерапию стали использовать при лечении различных болезней, управлять настроением окружающих. Мы не задумываемся, но от того, какой цвет нас окружает, зависят наши успехи и неудачи, как в делах, так и в личных отношениях. Рассмотрим, какая взаимосвязь существует между цветом и настроем человека. Определенные цвета влияют на всех людей одинаково. Но каждый человек индивидуален, поэтому есть любимые и нелюбимые цвета. То, что аура у нас разноцветная, и что в нас и вокруг нас происходит переплетение энергии, уже давно доказано учеными. Если есть проблемы с определенной энергетической зоной, - это значит, что для оздоровления человеку надо работать именно с тем цветом, который поврежден. Красный Орган, с которым ассоциируется: кровь, половые органы. Психология и цвет: Наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне, помогает проще справиться с неприятностями. Положительно влияет на негативные психические состояния: апатия, депрессия, страх, неуверенность в себе. Физиология и цвет: стимулирует нервную систему, высвобождает адреналин, улучшает кровообращение, повышает количество красных телец в крови. Лечит заболевания: пониженное артериальное давление, анемия, плохое кровообращение, простуда. Не рекомендуется: при повышенном кровяном давлении, кровотечениях. Не применять вспыльчивым и склонным к агрессии людям. Оранжевый Орган, с которым ассоциируется: селезенка (связана с органами пищеварения и выделения). Психология и цвет: очищает от неприятных ощущений, помогает принять негативные события в жизни (например, разрыв отношений или потеря близкого человека), помогает простить другого человека, отпустить неразрешимую ситуацию. Если вы находитесь в тупике и боитесь перемен, которые откроют новые горизонты в жизни, обратитесь к оранжевому цвету. Помогает при негативных психических состояниях: апатия, скука, тоска. Физиология и цвет: Находится между красным и желтым цветами спектра, поэтому обладает свойствами этих двух цветов. Наделяет энергией как красный и способствует мыслительному процессу, как желтый цвет. Так же как стакан апельсинового сока, тонизирует и заряжает энергией на весь день. Способствует пищеварению и усвоению полезных веществ в пище (например, усвоение витамина С). Лечит заболевания: потеря аппетита, расстройство желудка, спазмы, астма, желчные камни. Не рекомендуется: Если вы наслаждаетесь жизнью, не используйте оранжевый цвет. Переизбыток оранжевого цвета может привести к самодовольству и лени. Желтый Орган, с которым ассоциируется: солнечное сплетение (связывает кишечник, печень и желчный пузырь) Психология и цвет: приводит чувства в движение, освобождает от негатива, который подрывает уверенность в своих силах. Помогает легче воспринимать новые идеи и принимать различные точки зрения. Он способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли. Для детей: повышает познавательный интерес. Можно использовать для детских комнат, но в ограниченном количестве, иначе дети не смогут спокойно заснуть. Помогает при негативных психических состояниях: творческий блок, депрессия, заниженная самооценка, пессимизм Физиология и цвет: Хорошо лечит пищеварительную систему, обеспечивает ее работу. В основном воздействует на течение желчи, которая играет роль в поглощении и переваривании жиров. Лечит заболевания: запор, диабет, кожные заболевания, истощение нервной системы. Не рекомендуется: при тяжелых заболеваниях желудка, бессоннице. Зеленый Психология и цвет: является промежуточным между черным и белым цветами, поэтому считается нейтральным цветом. Орган, с которым ассоциируется: сердце. Психология и цвет: Когда мы думаем о зеленом цвете, мы представляем лес, деревья, траву. В силу того, что зеленый объединяет нас с природой, он помогает нам быть ближе друг к другу. Когда вам недостает зеленого цвета, вы лишаетесь гармонии. Помогает при негативных психических состояниях: неуравновешенность, злоба, грубость, скованность в эмоциях и чувствах. Физиология и цвет: чаще всего сердечные приступы возникают из-за скопившихся эмоциональных проблем. Причиной большинства сердечных заболеваний у мужчин среднего возраста является невозможность изменить что-либо в своей жизни, из-за недовольства своей профессией. Лечит заболевания: болезни сердца, бронхит и болезни легких, грипп, клаустрофобия. Не рекомендуется: в том случае, если вам надо быстро принимать решения, так как зеленый расслабляет. Голубой Орган, с которым ассоциируется: горло, щитовидная железа. Психология и цвет: Этот цвет связан с интеллектом и умением умиротворять с помощью слов. Честность и искренность также связаны с голубым цветом. С помощью голубого можно отрешиться от внешнего мира и , оставшись наедине со своими мыслями, созерцать и спокойно размышлять. При занятиях медитативными практиками полезно зажигать голубую свечу или голубую лампу. Способствует креативности. Помогает при негативных психических состояниях: застенчивость, страх говорить, плохие отношения. Физиология и цвет: при бессоннице поможет заснуть, так как действует расслабляюще. Имеет вяжущее и противовоспалительное действие. Голубой сужает и охлаждает. Лечит заболевания: повышенное артериальное давление, лихорадка, ларингит, порезы, укусы насекомых, ожоги, мигрени, вызванные стрессами, детские болезни - болезненное прорезывание зубов, корь, свинка. Фиолетовый Орган, с которым ассоциируется: правое полушарие мозга, шишковидная железа. Психология и цвет: Величественный цвет, всегда присутствовавший в одежде королей и духовенства. Это цвет вдохновения, который свойственен целителям и творческим личностям. Он поможет научиться принимать все происходящее с вами со спокойным сердцем, успокоить душу и напитать ее энергией вдохновения. Фиолетовый объединяет тело и мышление, материальные потребности с потребностями души. Из людей с преобладанием фиолетового цвета в ауре получаются умелые целители, а если они занимаются творчеством, то их произведения отличаются естественностью и языком, который понятен каждому. Фиолетовый уравновешивает два конца спектра, и также уравновешивает мужскую и женскую энергии в человеческом организме. Помогает при негативных психических состояниях: невроз, потеря веры, отчаяние, потеря самоуважения. Лечит физиологические заболевания: сотрясение мозга, эпилепсия, невралгия, рассеянный склероз. Не рекомендуется: людям с тяжелыми психическими заболеваниями и страдающим алкоголизмом. Белый Это положительный цвет, содержащий в себе все цвета спектра. Белый цвет соотносится с духовностью. Психологи и целители часто прибегают к помощи белого цвета в работе с пациентами. Белый заряжает энергией и очищает. Когда вы неуверены, какой цвет вам подходит для лечения или применения в повседневной жизни, обратитесь к белому цвету. Белый, так же как и черный цвет, рекомендуется использовать в сочетаниях с другими цветами. Переизбыток белого цвета может привести к чувству превосходства или к ощущению собственной неполноценности. Серый Психология и цвет: является промежуточным между черным и белым цветами, поэтому считается нейтральным цветом. Серый цвет не депрессивен, но и радости с ним мы тоже не испытываем. Серый - это цвет "серого вещества", то есть мозга. Это цвет интеллекта. Физиология и цвет: расслабляет, помогает чувствовать себя спокойно. Способствует сну. Не рекомендуется: нерешительным людям. Коричневый Психология и цвет: применим, когда нужно на чем-то сосредоточиться и ощутить почву под ногами. Это цвет надежности, прочности , практичности и здравого смысла.Помогает не тратить время и силы зря в процессе достижения поставленной цели.Если вы зависите от чужого мнения и вам это мешает, воспользуйтесь коричневым цветом. Ассоциируется с ностальгией и меланхолией. Но в жизни не бывает вечной весны. Поэтому эти чувства уравновешивают радость и веселье, делая последние более желанными. 4. Индивидуальная работа участников. Итак, мы с вами узнали много интересного про цветовую гамму и ее влияние на наше здоровье. Вы уже, наверное, определились в выборе цвета для ваших работ. 2. Круговыми движениями опускаем нитку в выбранную краску, помогая кисточкой. Теперь нам нужно хорошо покрасить нашу нитку. 3. Выкладываем на бумаге рисунок покрашенной ниткой. Это могут быть различные геометрические фигуры. Конец нити опускаем вниз работы. 4. На выложенную нитку прикладываем небольшой листок бумаги, чтобы он полностью закрывал нить с краской. Левой рукой плотно прижимаем листы, а правой рукой быстрым резким движением вытягиваем свободный конец нити. Получается вот такая клякса.
У каждого из вас получился один цветок. Если вам понравился мастер-класс, вы узнали много нового и интересного, будете применять данные виды работы в своей практике, прикрепите ваш цветок на мою заготовку и станьте членом нашего маленького сообщества борцов за здоровый образ жизни. |
Отчет по теме «Развитие творческих и аналитических способностей на... В современных условиях это – прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления учеников. Это – умение учиться.... | Анализ работы М. О. учителей технологии за 2012-13 уч год Коллектив педагогов М. О. в течение года продолжал работу над проблемой «Формирование у учащихся универсальных способов деятельности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка» | Тема: «Технология творческих мастерских как средство развития творческих способностей учащихся» Развитие методического навыка конструирования урока, построение уроков с учётом технологии творческих мастерских | ||
План работы методического объединения учителей области «Искусство» на 2013-2014 учебный год Основная тема работы мо – «Развитие творческих способностей учащихся через уроки музыки, изо, технологии» | План работы методического объединения учителей области «Искусство» на 2014-2015 учебный год Основная тема работы мо – «Развитие творческих способностей учащихся через уроки музыки, изо, технологии» | ||
«Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников... Межмуниципальный семинар «Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников через интеграцию познавательной,... | Отчет о проведении сетевой мастер-класс 25-27 ноября 2009 на портале «Сеть творческих учителей» «Сеть творческих учителей» прошел мастер-класс по теме: «Применение сапр компас 3d lt в среднем образовании» | ||
Конкурсный материал «Формирование общечеловеческих и национальных ценностей через развитие творческих способностей учащихся» | Моу атамановская сош формирование творческих способностей на уроках технологии Формирование творческих способностей и эстетической культуры на уроках технологии | ||
Статья отнесена к разделу: Преподавание информатики Один из путей – творческий стиль обучения. Основная концепция моей программы “Компьютерная графика” – усвоение учебного материала... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие творческих способностей обучающихся через моделирование занятий по математике | ||
Системное использование икт и развитие познавательных, творческих... В работе раскрываются возможности повышения качества обучения с использованием интерактивной доски, рассматривается влияние икт на... | Доклад на рмо учителей математики на тему «Привитие устойчивого интереса к математике через развитие и применение творческих способностей учащихся к активизации и управлению... | ||
Доклад на рмо учителей математики на тему «Привитие устойчивого интереса к математике через развитие и применение творческих способностей учащихся к активизации и управлению... | Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности Дошкольный возраст — лучшее время для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой... |