Урока: интеллектуальные профессии, молодёжь, молодёжная субкультура





Скачать 127.02 Kb.
НазваниеУрока: интеллектуальные профессии, молодёжь, молодёжная субкультура
Дата публикации01.08.2014
Размер127.02 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Открытый урок.

Социальное развитие и молодежь.

Цели урока:

- охарактеризовать молодёжь как социально-демографическую группу;

- выявить функции молодёжи в современном обществе;

- подвести к пониманию огромных возможностей современной молодёжи в достижении и реализации социального статуса;

- рассмотреть молодёжную субкультуру, её значение в современном мире;

- воспитание позитивного отношения к общекультурным ценностям и идеалам;

- воспитание толерантности в восприятии качеств окружающих;

- воспитание умения формировать собственную позицию, не позволять вовлекать себя в криминальные группировки, тоталитарные секты и т.д.

Основные понятия урока: интеллектуальные профессии, молодёжь, молодёжная субкультура.

План урока:

  1. Социальные процессы в современной России.

  2. Молодежь как социальная группа

  3. Развитие социальных ролей.

  4. Молодежная субкультура


Ход урока.

  1. Мозговой штурм

Кого считать молодым?

Предполагаемые ответы :

  1. молодые граждане в возрасте..., тинейджеры

  2. социологи относят возрастную группы от 14 до 25 лет.

Что такое гражданское совершеннолетие?

Молодежь с точки зрения правового статуса

Несовершеннолетние - граждане с 14 до 18 лет. Они обладают частичной дееспособностью.

Совершеннолетние - граждане, достигшие 18 лет. С этого возраста гражданин нашего государства может осуществлять свои права и обязанности в полном объеме.

1. Социальные процессы в современном обществе.

Одной из проблем нашего общества является все более очевидное расслоение на богатых и бедных. Происходит глубокая социальная дифференциация, основанная на имущественном расслоении и доходах. Тяжелое положение сохраняется у наименее защищенных слоев населения, так называемых «групп социального риска»: многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры. Особенность российской ситуации в том, что на грани бедности оказались вполне благополучные с социальном плане люди, среди которых много специалистов с высшим образованием, прежде всего представителей массовых интеллектуальных профессий: учитель, врач, учитель, инженер, воспитатель детского сада. Из-за снижения спроса на научные достижения со стороны экономики произошло снижение интеллектуального труда вообще.

Еще одной особенностью российской ситуации является усложнение социальной структуры общества. Появились новые группы и социальные слои: предприниматели и банкиры, мелкие торговцы, «новые русские» и «новые бедные».

Еще одна особенность — быстрое нарастание социальных различий по территориям. Социальные различия по-разному проявляются в столице, областном центре, на селе, в разных регионах (приведите примеры). Активные социальные перемещения усиливают маргинализацию общества. Маргинальные слои формируются из бывших работников умственного труда (инженеров, работников НИИ, учителей), беженцев из других республик СНГ, женщин старше 35 лет и молодежи.

Возникает вопрос, почему среди перечисленных категорий оказалась молодежь?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо определить, какое место занимает молодежь в социальной структуре общества?

  1. Молодежь — это наиболее перспективная возрастная категория в плане социальной и профессиональной карьеры. Но такие перспективы имеют не все молодые люди. Чаще всего это определяется социальной принадлежностью, имущественным положением семьи. Вот почему часть молодежи полна оптимизма и верит в возможность реализации своих способностей.

  2. Криминализация российской молодежи. Размытость системы ценностей, низкий уровень жизни, отсутствие веры в изменение положения «романитика» красивой жизни, стремление получить какие-то блага, не прикладывая своих услий — приводят к тому, что часть молодежи пытается найти свой путь в криминальных структурах.

  3. Некоторые молодые люди в поисках смысла жизни и повыну/ясь чувству социального протеста попадают в тоталитарные секты, экстремистские политические организации.

Итак, мы видим, что социальное расслоение затронуло и молодежь. Поэтому нельзя говорить о ней, как о единой группе населения. Поведение и ценности молодого бизнесмена и молодого безработного отличаются друг от друга. Но что позволяет объединить представителе молодого поколения в одну социальную группу?

  1. Молодежь как социальная группа.

Зап. в тетрадь:

Молодежь социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально психологических качеств.

Давайте попытаемся выделить основные признаки молодежи как социальной группы.

  1. возраст — 16-25 лет ( иногда до 30)

  2. период взросления

  3. изменение социальных ролей



  1. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте

роли подростка в основном связаны с семьей (сын, дочь, брат, внук), школой (ученик, капитан школьной футбольной команды), различными формами досуговой деятельности (участник спорт. Секции, кружка по интересам). В дальнейшем появляются новые: работник, студент, семьянин. Давайте кратко рассмотрим их.

Работник. Молодость — это время профессионального самоопределения. Сейчас государство создало условия для раннего самоопределения. Оно предоставляет возможность реализовать себе в сфере бизнеса и индивидуального предпринимательства. Изменились приоритеты государства в сфере трудовых отношений. Оно создало рынок труда. Это выразилось в новых критериях спроса на рабочую силу, в конкурсных и контрактных условиях найма рабочей силы.

Снижение возраста паспортизации с 16 до 14 лет — это ответ на стихийное развитие подросткового рынка труда. Законодательство предусматривает возможность трудоустройства с 15 лет. При этом для работников, не достигших 18 лет предусмотрен ряд льгот:

  • запрещается использовать труд несовершеннолетних на на работах с опасными и вредными условиями труда

  • запрещается их труд в тех видах деятельности, где могу причинить вред их нравственному развитию (игорный бизнес, производство и продажа спиртных напитков)

  • запрещено привлекать молодежь к ночным и сверъхурочным работам

  • у молодежи более продолжительный отпуск 31 день и в любое удобное для них время

  • для молодежи предусмотрен сокращенный рабочий день.

Государство закрепляет в законе норму, обязывающую работодателя принимать на работу выпускников школ и профучилищ в счет квоты, устанавливаемой местными органами власти.

Студент. Значительная часть молодежи — это учащиеся и студенты. Какие факторы влияют на выбор учебного заведения и профессии?

  • Престиж учебного заведения и профессии

  • интерес и способности к тому или иному виду деятельность

  • возможность хорошего заработка

Что привлекает молодежь к продолжению образования?

  • Привлекательность студенческой жизни

  • отсутствие ежедневного контроля знаний со стороны преподавателей

  • определенная степень свободы

  • отсутствие контроля со стороны родителей, большая степень свободы и самостоятельности

ситуация в обществе, постепенное превращение его в общество конкуренции, предъявляет требования, которые сегодня становятся главным фактором успеха:

  • более высокий уровень образования

  • готовность к смене характера деятельности в соответствие с требованиями рынка. Так в конце 1990-х только 51 % молодежи работала по полученной специальности. Из остальных — половина сменила ее после опыта работы, а другая половина вообще никогда не работала по полученной специальности, начав сразу осваивать другую.

  • Овладение знаниями, навыками и умениями, которые высоко ценятся на рынке труда: работа на компьютере, общение на иностранных языках, умение водить автомобиль.

Поэтому, в условиях когда система образования не всегда справляется с потребностями современного производства, не всегда оказывается способной подготовить специалистов, следует самим овладевать знаниями и умениями: посещать курсы, заниматься самообразованием.

Семьянин. В этом возрасте у молодых людей существуют приблизительно равные шансы: остаться жить в родительской семье или начать самостоятельную жизнь. Со временем молодые люди становятся менее зависимыми и от родителей в финансовом отношении, вступают в новые социальные отношения. Например, создают семью. В настоящее время усиливается тенденция к понижению брачного возраста. Хорошо это или плохо? Ответ аргументируйте.

(это не очень хорошо, потому что:

  • раннее вступление в брак тормозят образовательный профессиональный рост молодежи

  • увеличивает долю тех, кто нуждается в социальной поддержке

  • возникают сложности в жизни: молодым родителям приходится сочетать воспитание ребенка и получение образования, поиск работы и т. д.

  • Забота о семье требует ответственности, а молодая семья еще к этому не готова).

Гражданин. В этот период формируются политические нормы и ценности. Этот период связан с расширением самостоятельного политического опыта, его умением вырабатывать самостоятельные политические суждения. С приобретением всей полноты гражданских прав он получает возможность активной социальной деятельности6 участие в выборах, работе государственных органов и общественных организаций.

  1. Молодежная субкультура.

Социально-психологические особенности молодежи как социальной группы проявляются и в существовании специфической молодежной субкультуры.

Субкультура – это часть локальной культуры, ограниченная форма бытия отдельной социальной группы. Культура молодежи по отношению к национальной культуре будет являться субкультурой.

Молодежная субкультураэто культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых ценностей и стереотипов.

Молодежная субкультура - система ценностей, и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.

1 этап - исходный:

Разработка идей: молодежные субкультуры всегда вызывают интерес своей таинственностью, специфичностью, экстравагантной атрибутикой

Констатация изученности проблемы. О молодежной субкультуре много говорят, но она мало изучена. Очень мало информации по данной теме. В основном ее можно найти в СМИ, но она очень противоречива. Даже в учебнике о молодежных субкультурах говорится очень скупо, а именно эта тема вызывает интерес молодежи. Давайте создадим такой проект, который будет одновременно интересен и полезен.

Цель проекта:

  • создать электронный дидактический ресурс для изучения темы «Молодежная субкультура»

Задачи:

  • собрать дополнительный материал о молодежных субкультурах

  • выделить общие признаки молодежных субкультур

  • создать банк заданий в формате ЕГЭ по данной теме

Актуальность проблемы. Почему молодежь создает свою субкультуру?

Вступающему во взрослую жизнь человеку предстоит освоить то, что было создано предшествующими поколениями, узнать и принять сложившиеся нормы общественной жизни. Далеко не все ценности, которым привержено старшее поколение, воспринимается молодыми. Рост самодеятельных молодежных групп связан с особенностями психического развития личности в подростковом и юношеском возрасте, когда активное стремление молодых людей к признанию их роли в обществе проявляется при недостаточно сформировавшейся социальной позиции, что находит отражение в тяге к стихийно-групповому общению.

Отчасти это связано с присущей возрасту высокой критичностью, представлением, что «история начинается с нас». Молодежная субкультура, являясь одним из институтов, фактором социализации, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей.
Представители молодого поколения, проявляя нигилизм и бросая вызов культуре “общества потребления”, создали и молодежные контркультуры.

(задание на дом учащимся:


  • подготовить к следующему уроку презентацию об одной из субкультур,

  • провести соцопрос среди учащихся и работников школы по данной тематике).


Анкетирование

  1. Что такое Молодежная субкультура (возможно несколько вариантов ответа):

  • жанр литературы и искусства

  • культура молодежи со своими нравственными ценностями

  • культура досуга молодежи

  • направление в массовой культуре

  • жанр народной культуры

  1. Приведи примеры молодежных субкультур

  • ______________________

  • ______________________

  • ______________________



  1. К какой субкультуре ты хотел бы примкнуть

  • _____________________

  • ни к какой

  1. считаешь ли ты, что некоторые субкультуры надо запретить, если да, то какие

  • нет

  • да ___________________________________________________


Мы продолжаем реализацию проекта, а я сегодня выступаю в качестве вашего партнера и оставляю за собой право помогать и корректировать ваши работы.

2 этап - этап разработки проекта, распределение ролей. Мы с вами разрабатываем ресурсный материал, который должен оказать помощь учителю и учащимся при изучении данной темы. Мы разделились на группы, каждая из которых начнет создавать какие-то дидактические материалы для проекта.

  1. Дать определение термина молодежная субкультура. Придумать два предложения, содержащие информацию об этом понятии.

  2. Анализ соц. опроса— групповая работа (выявить уровень информированности и отношение нашей молодежи по данной тематике)

выводы:

1. Большинство респондентов (____ %) знают / не знают что такое молодежная субкультура

2. Респонденты привели несколько примеров субкультур / не смогли назвать ни одной субкультуры

3. У нас есть приверженцы следующих субкультур / нет пока приверженцев молодежных субкультур. _______________________

4. Некоторые респонденты считают, что надо запретить следующие молодежные субкультуры __________________________________________

представление результатов работы

Причины возникновения субкультур

Попробуем выделить причины возникновения субкультур (дискуссия)

  1. дух отрицания, несогласия с правилами, установленными в обществе

  2. желание выделиться

  3. желание обрести понимание, эмоциональную поддержку, чувство защищенности.

  4. Незанятость, невовлеченность в полезные для общества дела, желание заполнить свободное время

  5. внутреннее одиночество, недоверие ко взрослым.

Назовите известные вам субкультуры

готы, эмо, байкеры, скинхеды, рейверы, хиппи, панки, реперы и т. д (на доске появляется иллюстративный материал). Рассмотрим некоторые из них поподробней.

3 этап реализации проекта: индивидуальные мини-проекты о молодежных субкультурах (презентации).

Предварительные итоги.

Молодежь — это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков. Она создает свою субкультуру. Носителями субкультур являются неформальные молодежные группы. Неформальные группы характеризуются особыми признаками.

Какие признаки их объединяют? Предлагается группам выполнить задания в формате ЕГЭ

Задание группам: из предложенного перечня выделите общие признаки присущие неформальным группам:

  1. Возникают на базе стихийного общения.

  2. Самоорганизовываются и не зависят от официальных структур.

  3. Участвуют в политической борьбе

  4. Специфические модели поведения, ориентированные на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки.

  5. Неустойчивы, быстро распадаются

  6. Выражение ценностных ориентаций, мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом.

  7. Атрибутика, подчеркивающая принадлежность к группе.



        1. выделение общих черт молодежных субкультур

Основные черты молодежных субкультур.

  1. вызов ценностям общества

  2. отличаются особой агрессией

  3. эксперименты с собственным образом жизни

  4. своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке.

  5. Употребляют наркотики и галюциногены

  6. Это культура досуга.

Итак, мы определили причины возникновения субкультур, познакомились с некоторыми разновидностями субкультур. Их много, оставим право дополнить наш проект следующим поколениям учащихся. Чего нам еще не хватает? Для завершения проекта нам необходимо дополнить его материалом для подготовки к ЕГЭ.

Предлагаю 1 группе придумать задание части А.

Второй группе задание части В, а я предложу задание части С.

Подведение итога. Защита проекта.

  1. Какие стороны молодежных субкультур отражены в проекте?

(история возникновение, ценностные ориентиры молодежи, оценочная установка, что хорошего и что плохого несут субкультуры)

  1. В чем изюминка проекта?

  2. Какой продукт мы получили? В чем полезность проекта? (Мы получили дидактический материал для изучения темы Молодежная субкультура. Данный продукт может быть использован на уроках обществознания, МХК, ИЗО, при изучении элективных курсов, связанных с этикетом, современной культурой и при подготовке к ЕГЭ. Данный проект можно пополнять.).

Рефлексия.

Продолжите предложения:

  1. На уроке я узнал(а) __________________________________________

  2. На уроке я понял(а) __________________________________________

  3. После изучения материала я могу ___________________________________

Домашнее задание:

1 уровень: подготовить минипроект об одной из субкультур, о которой не шла здесь речь.

2 уровень: написать эссе «Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее».

( Гоголь Н.В.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: интеллектуальные профессии, молодёжь, молодёжная субкультура iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Молодежная субкультура...
«молодежная культура», «молодежная субкультура», «молодежная контркультура» и т д
Урока: интеллектуальные профессии, молодёжь, молодёжная субкультура iconТема Предмет и метод конфликтологии
«молодежная культура», «молодежная субкультура», «молодежная контркультура» и т д
Урока: интеллектуальные профессии, молодёжь, молодёжная субкультура iconПрограмма воспитательной системы класса
«молодежная культура», «молодежная субкультура», «молодежная контркультура» и т д
Урока: интеллектуальные профессии, молодёжь, молодёжная субкультура iconПрограмма вступительных испытаний
«молодежная культура», «молодежная субкультура», «молодежная контркультура» и т д
Урока: интеллектуальные профессии, молодёжь, молодёжная субкультура iconПротокол №4 «20» декабря 2011г
«молодежная культура», «молодежная субкультура», «молодежная контркультура» и т д
Урока: интеллектуальные профессии, молодёжь, молодёжная субкультура iconИнформационный бюллетень №2: статьи из периодических изданий, поступивших...
«молодежная культура», «молодежная субкультура», «молодежная контркультура» и т д
Урока: интеллектуальные профессии, молодёжь, молодёжная субкультура iconИзвещение о проведении открытого аукциона Способ закупки: открытый...
«молодежная культура», «молодежная субкультура», «молодежная контркультура» и т д
Урока: интеллектуальные профессии, молодёжь, молодёжная субкультура iconПонятие молодежной субкультуры
Молодежная субкультура достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. В последнее время понятие "молодежная субкультура"...
Урока: интеллектуальные профессии, молодёжь, молодёжная субкультура iconУрока в 10 классе Тема: Молодежная субкультура
Совершенствовать речевые знания и умения учащихся на основе проектных работ по теме
Урока: интеллектуальные профессии, молодёжь, молодёжная субкультура iconШкольная научно практическая конференция школьников Секция лингвистики
I. Что такое молодежная субкультура?
Урока: интеллектуальные профессии, молодёжь, молодёжная субкультура iconПоложение о проведении республиканской акции «Молодежь за здоровый...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Углянская основная общеобразовательная школа» Верхнехавского муниципального района...
Урока: интеллектуальные профессии, молодёжь, молодёжная субкультура icon«молодежная субкультура» сущность понятия
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат...
Урока: интеллектуальные профессии, молодёжь, молодёжная субкультура iconМолодежная субкультура как способ социализации молодежи в условиях...
Защита состоится «23» декабря 2009 г в 13. 00 на заседании диссертационного совета д 212. 208. 01 по философским и социологическим...
Урока: интеллектуальные профессии, молодёжь, молодёжная субкультура iconСущность понятия «молодежная субкультура» Под
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат...
Урока: интеллектуальные профессии, молодёжь, молодёжная субкультура iconОбоснование проекта (актуальность и значимость)
В широком смысле слова профориентация система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному...
Урока: интеллектуальные профессии, молодёжь, молодёжная субкультура iconОбщероссийское движение «трезвая россия» международная славянская...
Молодежная антинаркотическая федерация россии всероссийское движение «молодежь за трезвую россию»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск