Протокол №4 «20» декабря 2011г





Скачать 151.99 Kb.
НазваниеПротокол №4 «20» декабря 2011г
Дата публикации19.07.2013
Размер151.99 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины


ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Кафедра Технологии внешнеторговых сделок
Одобрено Ученым советом

Протокол №___4____

«20» _декабря_2011г.

Программа дисциплины

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

для аспирантов 2-го года обучения (очная форма)

специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством

(по отраслям и сферам деятельности)»

Обсуждена и рекомендована

к утверждению на заседании кафедры

Протокол от 25 ноября 2011г.

СОГЛАСОВАНО:

Проректор по научной работе

П.А. Кадочников
Проректор по учебной работе

А.А. Вологдин


Москва, 2011

Разработчик программы:

доцент кафедры «Технологии внешнеторговых сделок»,

кандидат психологических наук САВЁЛОВ В.П.

Рецензент:

доцент кафедры «Международное частное право»

кандидат психологических наук, кандидат юридических наук,

доцент ЗАБЕЛОВА Л.Б.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Организационно-методический раздел 4

  2. Распределение учебных часов по дисциплине 4

  3. Содержание дисциплины 5

  4. Контрольные вопросы 8

  5. Список литературы 8

  6. Материально-техническое обеспечение дисциплины 10


1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Учебная дисциплина «Конфликтология» включена в учебный план основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантуры) по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» (раздел «Обязательные дисциплины», индекс ОД.А.06). Она содержательно взаимосвязана с учебными дисциплинами «Экономика и управление народным хозяйством», «Управление международной компанией», «Управление малыми и средними предприятиями», «Педагогика высшей школы».

Конфликтология является сравнительно молодой отраслью научного знания, имеет ярко выраженный комплексный и междисциплинарный характер. В качестве объекта научного исследования для неё выступают конфликты в различных сферах жизнедеятельности общества как целостное явление, а в качестве предмета – закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов, принципы, способы и приемы регулирования конфликтов.

«Конфликтология» как учебная дисциплина имеет целью углубленное изучение аспирантами организационных и социально-психологических закономерностей предупреждения, выявления и регулирования внутриличностных и социальных конфликтов.

В результате освоение учебной дисциплины «Конфликтология» обучаемые должны:

знать природу конфликта, его виды, структуру и динамику, причинные факторы, специфику конфликтов в различных сферах, возможные способы регулирования конфликтов, условия их конструктивного разрешения;

иметь навыки применения методологии междисциплинарного анализа конфликтологических феноменов, использования категориального аппарата гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта;

уметь анализировать ситуацию конфликта, диагностировать конфликт, выбирать способ работы с ним, планировать и разрабатывать стратегию и тактику вмешательства в социальный конфликт, реализовывать ее, используя конфликтологические процедуры коррекции неконструктивных способов взаимодействия и поведения.
2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


№ п/п

Наименование тем

всего часов

Количество часов

лекции

семинары

самост. работа

1.

Объект, предмет, задачи, теоретические и методологические основы конфликтологии

8

2




6

2.

Сущность, виды, структура, причины и динамика социальных конфликтов

20

2

2

18

3.

Особенности возникновения и протекания межличностных конфликтов в профессиональной среде

20

2

2

16

4.

Межгрупповые и внутригрупповые конфликты.

20

4

2

14

5.

Внутриличностный конфликт: сущность, виды, причины и последствия

20

2

2

16

6.

Прогнозирование, профилактика и регулирование конфликтов в организации

20

2

2

16

Всего часов:

108

14

10

84

Общая трудоемкость:

3 зачетных единицы


Итоговый контроль – зачет.
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Объект, предмет, задачи, теоретические и методологические основы конфликтологии

Конфликтология как отрасль науки и сфера человеческой практики. Объект и предмет конфликтологии, ее задачи и связь с другими науками (философией, историей, социологией, психологией, педагогикой, правоведением и т.д.).

Формирование основ конфликтологии. Накопление знаний о конфликтах в философии, социологии, психологии, правоведении: древнейшие времена – Конфуций, Геракликт, Платон, Демокрит и др.; средние века – А. Августин, Ф. Аквинский, Э.Роттердамский; эпоха Возрождения – Н. Макиавелли, Н. Коперник, Дж. Бруно и др., новое время и эпоха Просвещения – Ф. Бекон, Т. Гоббс, Ж. Руссо и др.; первая половина XIXв. – И.Кант, Г. Гегель и др.; вторая половина XIXв. – первая половина XXв. – К. Маркс, П.Сорокин, М. Вебер, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм, И. Ильин, и др.; новейшее время – Т. Парсонс, Р. Дарендорф, В.В. Дружинин, В.Н. Кудрявцев и др.

Становление зарубежной конфликтологии и конфликтологической практики (З.Фрейд, У. Мак-Дугал, К. Левин, А. Бандура; Р. Фишер, У. Юри; М. Дойч, Т. Парсонс, Ж.Сорель; В. Линкольн, Л. Томпсон, Р. Рубин; Ч. Освуд, Дж.Скотт, Г. Боуэр и др.).

Исторические этапы становления отечественной конфликтологии и конфликтологической практики: первый период (до 1924 г.), второй (1924-1990 гг.), третий (1990 г. – по настоящее время).

Методологические уровни исследования конфликтов: социально-философский, социологический, социально-психологический, индивидуально-психологический.

Методологические принципы изучения конфликтов: принцип развития, принцип всеобщей связи, принцип системного подхода, принцип единства теории и практики, принцип объективности.

Применение методов психологии в конфликтологии. Наблюдение, опросы, эксперимент, тестирование, социометрия, ретроспективный анализ, изучение документов как методы изучения конфликтов. Сущность и особенность модульной методики диагностики межличностных конфликтов. Модульный социотест А.Я. Анцупова.
Тема 2. Сущность, виды, структура, причины и динамика социальных конфликтов

Понятие конфликта и классификация конфликтов (по источнику, значимости, направленности, структуре взаимоотношений, форме выражения, типу разрешения). Механизмы возникновения и закономерности развития конфликтов (по В.П. Шейнину, А.Я.Анцупову, А.И. Шипилову и др.). Причины возникновения конфликтов (объективные, организационно-управленческие, социально-психологические и личностные).

Структура конфликта: стороны (субъекты) конфликта, предмет и объект конфликта, окружающая среда. Участники конфликта и их характеристика: противоборствующие стороны (конфликтанты), косвенные участники (подстрекатель, организатор, пособник), заинтересованные в успешном разрешении конфликта (медиатор, судья).

Динамика протекания конфликта: основные периоды (предконфликтный, собственно конфликтный, постконфликтный) и этапы конфликтного взаимодействия. Конструктивные и деструктивные функции конфликта.

Специфика конфликтов в различных сферах жизнедеятельности человека.

Семейные конфликты, их виды, причины возникновения, особенности протекания и разрешения.

Трудовые конфликты, их виды, причины возникновения, особенности протекания и разрешения.

Педагогические конфликты их виды, причины возникновения, особенности протекания и разрешения.

Политические конфликты их виды, причины возникновения, особенности протекания и разрешения.

Кросс-культурные конфликты, их виды, причины возникновения, особенности протекания и разрешения.

Межэтнические конфликты, их виды, причины возникновения, особенности протекания и разрешения.
Тема 3. Особенности возникновения и протекания межличностных конфликтов в профессиональной среде

Совместная деятельность как функциональная основа межличностных конфликтов в профессиональном коллективе.

Понятие межличностного конфликта, его специфика: непосредственность взаимодействия субъектов конфликта, повышенная эмоциональность, охват практически всех сторон отношений между конфликтующими, тенденция к расширению. Структура межличностного конфликта: познавательный, интеллектуальный, эмоциональный, волевой, мотивационный компоненты.

Причинные факторы возникновения межличностных конфликтов в профессиональной среде: информационные (неполнота, ограниченность или опоздание информации, слухи и др.), ценностные (противоположность целей и реализация противоречивых принципов, противоположность религиозных, культурных, нравственных ценностей и т.д.), психологические (индивидуально-психологические различия, половозрастные особенности, психологическая несовместимость), профессиональные (слабая подготовленность сотрудников к своим функциональным обязанностям, неудовлетворенность процессом и результатом совместной деятельности), коммуникативные (грубость, бестактность, неудовлетворенность общением и др.)

Конфликтные типы личностей (демонстративный, регидный, неуправляемый, сверхточный, безконфликтный) как причина межличностных конфликтов. Механизмы психологической защиты при общении с конфликтными людьми.

Стратегии поведения в конфликте как основные линии действий оппонентов по выходу из конфликта: избегание, приспособление, компромисс, соперничество, сотрудничество (по К.У. Томасу и Р. X. Килменну). Тактики, используемые в конфликтах противоборствующими сторонами: дружелюбия, сделок, фиксация своей позиции, санкционирования, коалиций, демонстративных сделок, давления, психологического насилия и др. Факторы, влияющие на выбор стратегии и тактик поведения в конфликте.

Разрешение межличностного конфликта как совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению.

Административные (организационно-управленческие) методы урегулирования межличностных конфликтов в профессиональной среде: устранение или замена объекта конфликта, апелляция к руководителю, привлечение сотрудников коллектива в качестве третейских судей, санкционирование, методы административного стимулирования, изменение условий взаимодействия сотрудников и т.д.

Психологические и педагогические методы урегулирования межличностных конфликтов: уважительное обращение и отношение, доброжелательность, самоконтроль, убеждение, пример, методы стимулирования, укрепление социально-психологического климата в коллективе и др.

Выявление конфликтных диад в профессиональной группе. Оценка условия конфликтности членов коллектива с помощью индивидуального и персонифицированного индексов конфликтности.
Тема 4. Межгрупповые и внутригрупповые конфликты

Межгрупповой конфликт как столкновение противоположно направленных групповых целей, интересов, ценностей. Взаимосвязь конфликтов, возникающих в группе: внутриличностного, межличностного, межгруппового и группового конфликтов.

Причины межгрупповых конфликтов в профессиональных коллективах: несовершенство организационной структуры; стремление к доминированию; распределение ресурсов; структурная перестройка, взаимная зависимость по выполняемым задачам, нарушения правовых норм различия во взглядах на трудовую дисциплину; формы и методы стимулирования; и т.д. Проблема интриг и моббинга в профессиональной деятельности.

Социально-психологическая характеристика межгрупповых конфликтов (деиндивидуализация восприятия и мышления, неадекватное социальное, групповое сравнение, групповая атрибуция, корпоративная солидарность, внутригрупповой фаворитизм).

Внутригрупповые конфликты и их последствия: конструктивные (снятие социального напряжения, решение проблемы, изменение в ценностно-нормативной системе, организационные изменения в группе); негативные (распад группы, образование подгрупп, выбор «виновных» и др.).

Внутригрупповые конфликты в процессе групповой динамики. К. Левин: «пространство свободного движения». Конфликтность группы и уровень ее развития (Р.Л.Кричевский, Е.М. Дубовская).

Способы урегулирования межгрупповых и групповых конфликтов в профессиональной среде: «легитимизация и «институциация» конфликта; признание статуса каждой личности в группе с учетом доминирования лидеров; сплочение группы, отстаивающей справедливые интересы; раскол группы, отстаивающей незаконные интересы и др.
Тема 5. Внутриличностный конфликт: сущность, виды, причины и последствия

Понятие внутриличностного конфликта, его специфика: особенность структуры, специфичность форм протекания, латентность. Проявления внутриличностного конфликта в когнитивной, эмоциональной сфере, поведенческой сферах (по А.Я. Анцупову и А.И. Шипилову). Виды внутриличностных конфликтов: мотивационный, нереализованного желания, нравственный, статусно-ролевой, неадекватной самооценки.

Причины возникновения внутриличностных конфликтов - подходы: анатомо-антропологический (А. Крюков, Ч. Ломброзо и др.), социологический (Э. Дюркгейм), психопатологический подход (Д. Эскироль), социально-психологический (Э. Фромм, А. Адлер, Э. Эриксон).

Причины возникновения внутриличностных конфликтов у молодых людей. Внутриличностный конфликт как форма приспособления, адаптации к профессиональной деятельности.

Факторы и способы разрешения внутриличностных конфликтов: эмоционально-волевая регуляция в условиях борьбы мотивов, готовность к сотрудничеству и риску, гибкость и самостоятельность в принятии решений: характер притязаний на успех или поражение, саморефлексия, адекватность оценки ситуации в процессе профессиональной деятельности, аутотренинг.

Внутриличностный конфликт и суицидальное поведение: причины, факторы, условия, профилактика.

Механизмы и приемы психологической защиты (сублимация, регрессия, проекция, вытеснение и замещение, рационализация и компенсация и др.). Последствия внутриличностных конфликтов.

Тема 6. Прогнозирование, профилактика и регулирование конфликтов в организации

Конфликты в организации (конфликты между руководителем и подчиненными, межгрупповые и инновационные конфликты).

Концепции управляемости конфликтом. Проблема управления конфликтом в исследованиях Р. Дарендорфа, К. Левина, Дж. Морено, М. Дойча. Формы управления конфликтами (переговоры, посредничество, медиация, арбитраж, суд).

Управление процессом протекания конфликта как целенаправленное воздействие на ход его разрешения. Виды деятельности при управлении конфликтом в соответствии со стадиями развития конфликта: предконфликтная стадия – диагностика, прогнозирование, профилактика, предупреждение; конфликтная стадия – изменение оценки событий и форм поведения, регулирование, организация управления конфликтом, разрешение; послеконфликтная – оценка последствий конфликта, подведение итогов.

Особенности прогнозирования и профилактика конфликтов. Объективные и организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов. Мероприятия в организации по профилактике конфликтов.

Технология предупреждения конфликтов. Изменение своего отношения к ситуации и поведения в ней. Способы и приемы воздействия менеджера на поведение подчиненных. Антиконфликтное стимулирование сотрудников.

Оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов. Компетентная оценка результатов деятельности и ее влияние на предупреждение конфликтов.

Конструктивное разрешение конфликтов. Формы, исходы и критерии завершения конфликтов. Логика, стратегия и способы разрешения конфликтов. Правила поведения менеджера в конфликтной ситуации.

Разрешение конфликтов с участием третьей стороны. Этапы деятельности менеджера по урегулированию конфликта между подчиненными.

Способы урегулирования межгрупповых и групповых конфликтов в организации: «легитимизация» и «институциация» конфликта; признание статуса каждой личности в группе с учетом доминирования лидеров; сплочение группы, отстаивающей справедливые интересы; раскол группы, отстаивающей незаконные интересы и др.

Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов. Метод принципиальных переговоров (Р. Фишер, У. Юри): рекомендуемые правила и техники. Модели «взаимных выгод» и «уступок – сближения» (по Дж. Рубину). Влияние ситуационных факторов на переговоры (М. Дойч). Психологические механизмы переговорного процесса. Психологические условия успеха на переговорах.
4. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. Сущность, виды, структура, причины и динамика социальных конфликтов.

2. Особенности возникновения и протекания межличностных конфликтов в профессиональной среде.

3. Межгрупповые и внутригрупповые конфликты.

4. Внутриличностный конфликт: сущность, виды, причины и последствия.

5. Прогнозирование, профилактика и регулирование конфликтов в организации.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 6-е изд. - М.: ИНФРА, 2011.
  2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. 3-е изд. – СПБ.: Питер, 2010.


Дополнительная:

  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. 4-е изд. – М.: Владос, 2010.

  2. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

  3. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2008.

  4. Долгова И.В., Зуев Ю.П., Малышев А.А. Введение в психологию внешней торговли. Ч. II, глава 3; ч. III, глава 4. - М.: ВАВТ, 2009.

  5. Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. - СПб.: «Авалон», «Азбука - классика», 2008.

  6. Конфликтология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления и гуманитарно-социальным специальностям / Под ред. проф. В.П. Ратникова – 4-е изд., перер. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

  7. Козер Л. А. Функции социального конфликта. Пер. с англ. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуал. книги, 2000.

  8. Козлов В.В., Козлова А.А. Управление конфликтом. – М.: Экзамен, 2004.

  9. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. Пер. с англ. - М.: Стрингер, 1992.

  10. Ланг Л., Зигерт В. Руководить без конфликтов. / Пер. с нем. – М.: Экономика, 1990.

  11. Левин С. Разрешение конфликтов. От конфликта к сотрудничеству. / Пер. с англ. - М.: Олимп-Бизнес, 2008.

  12. Уолцер М. О терпимости. / Пер. с англ. - М.: Идея-Пресс, 2000.

  13. Шеллинг Т. Стратегия конфликта. / Пер. с нем. - М.: ИРИСЭН, 2007.

  14. Шевчук Д.А. Управляем конфликтами: все о конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни. – М.: ГроссМедиа: РОССБУХ, 2010.

  15. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. / Пер. с англ. - М., 1992.

  16. Lefebvre V. Das System im System. «Ideen des axakten Wissens», Stuttgart, 1990, № 10.

  17. Rappoport A., Chammah A.The Prisoner's Dilemma. Ann Arbor. MichiganUniversity Press, 2005.

  18. Sсbelling Т. The Strategy of Conflict, Cambridge (Mass.) 1999.

Электронные фонды учебно-методической литературы:

  1. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/16834903.html - Федеральный образовательный портал «ЭСМ» (экономика, социология, менеджмент), раздел «Проблемы конфликтологии».

  2. http://www.i-u.ru – сайт библиотеки Русского гуманитарного Интернет-университета.

  3. http://www.koob.ru - бесплатная электронная библиотека научной, научно-популярной и художественной литературы (Раздел «Социальная психология», «Конфликтология»).

  4. http://www.voppsy.ru/- сайт журнала «Вопросы психологии».

  5. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн»


6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



Мультимедийный компьютер

Интерактивный экран




Технические требования к мультимедийному компьютеру: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

Средства телекоммуникации включают: электронную почту, локальную сеть, выход в Интернет.


Операционные системы MS Windows, офисные программы из пакета MS Office и Интернет-навигаторы MS Internet Explorer и/или Google Chrome.

Тираж ______ экз. Заказ № _________

Отпечатано в ФГБОУ ВПО «Всероссийская академия внешней торговли

Минэкономразвития России». 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, 4а.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Протокол №4 «20» декабря 2011г iconПротокол №4 «20» декабря 2011г
Современные международные отношения: Учебно-методический комплекс./ Л. В. Володина. – Спб.: Ивэсэп, 2006
Протокол №4 «20» декабря 2011г iconПротокол №4 «20» декабря 2011г. Программа дисциплины
...
Протокол №4 «20» декабря 2011г iconПротокол от 31. 08. 2011г. №1 согласована протокол заседания управляющего...
До революции село Вязовое являлось крупным волостным центром Грайворонского уезда Курской губернии. Здесь до 1917 года действовали...
Протокол №4 «20» декабря 2011г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрено на заседании кафедры инструментов эстрадного оркестра 08 декабря 2011г протокол №12. Соответствует требованиям к содержанию,...
Протокол №4 «20» декабря 2011г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрено на заседании кафедры инструментов эстрадного оркестра 08 декабря 2011г протокол №12. Соответствует требованиям к содержанию,...
Протокол №4 «20» декабря 2011г iconРабочая программа по дисциплине «Введение в специальность» принята...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 Прикладная...
Протокол №4 «20» декабря 2011г iconПротокол заседания от «30» августа 2011г. №01
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. №
Протокол №4 «20» декабря 2011г iconМетодические указания по контрольной работе для студентов всех направлений...
Одобрены на заседании кафедры «Экономики природопользова-ния и сервиса экосистем», протокол №8 от 14 октября 2011г
Протокол №4 «20» декабря 2011г iconПротокол №1 «29»августа 2011г от «29» августа 2011г
Повторить технику выполнения одновременного одношажного конькового хода, подъема в гору «Елочкой», спуск с горы в высокой стойке...
Протокол №4 «20» декабря 2011г iconПротокол №11) 25. 05. 2011г. (протокол №12)
Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как...
Протокол №4 «20» декабря 2011г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Растим патриотов», которая была рассмотрена на педагогическом совете 31 августа 2011г протокол №1 и утверждена приказом директора...
Протокол №4 «20» декабря 2011г iconИсх.№1756/28 от «08» декабря 2011г
Некоммерческого партнерства специализированных организаций нефтехимической и нефтегазовой промышленности
Протокол №4 «20» декабря 2011г iconПротокол публичных слушаний место проведения: 09 ноября 2011г
Публичные слушания назначены в соответствии с постановлением главы города Долгопрудный от 25. 10. 2011г. №94-пг «О назначении публичных...
Протокол №4 «20» декабря 2011г iconПротокол публичных слушаний место проведения: 09 ноября 2011г
Публичные слушания назначены в соответствии с постановлением главы города Долгопрудный от 25. 10. 2011г. №92-пг «О назначении публичных...
Протокол №4 «20» декабря 2011г iconПротокол публичных слушаний место проведения: 09 ноября 2011г
Публичные слушания назначены в соответствии с постановлением главы города Долгопрудный от 25. 10. 2011г. №91-пг «О назначении публичных...
Протокол №4 «20» декабря 2011г iconОбзор республиканской прессы с 92. 02. 2011г по 16. 02. 2011г. (№5)
Александр Чепик может покинуть пост вице-премьера правительства Бурятии, Информ Полис, 09 февраля 2011г., №6


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск