Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1. Требований Стандарта (п. 12.4);
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).
4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Модуль «Основы светской этики» является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Модуль согласуется педагогическими целями, задачами, требованиями к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного модуля, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Модуль «Основы светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
В учебном плане на изучения модульного курса «Основы светской этики» отводится 34 часа в 4 классе, по 1 часу в неделю.
Цель модульного курса «Основы светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи модульного курса «Основы светской этики» 1. Знакомство обучающихся с основами светской этики; 2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; 3. Обобщение знаний, понятий и представлений о культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; 4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Место модульного курса «Основы светской этики» в программе обучения.
Модуль, раскрывающий основы светской этики изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. Модульный курс создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Модуль создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры.
Освоение учебного содержания модуль должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
знание основных норм светской этики, понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах светской этики в России;
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, культура - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление веры в Россию;
Включение модуля «Основы светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Труд и творчество
Наука
Традиционные российские религии
Искусство и литература
Природа
Человечество
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы светской этики»
Обучение детей по программе модульного курса «Основы светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание модульного курса
«ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
4 класс (34 часа)
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и
общества (1 час)
Блок 2. Основы светской этики (28 часов)
Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 3 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс
Календарно - тематическое планирование
№ п/п
| Дата
| Кол-во часов
| Тема урока
| ЗУН
| Вид контроля
| Домашнее задание
|
I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
| 1
|
| 1
| Россия - наша Родина.
|
|
|
|
II. Основы светской этики
| 2
|
| 1
| Что такое светская этика?
| Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица.
Президент. Государственные символы.
| Творческая работа «Составление
предложений со словами Россия, Отечество,
патриот, президент, духовные ценности»
| Рассказать членам семьи об известных людях. Подготовить вопросы для интервью с известным человеком
| 3
|
| 1
| Мораль и культура
| Мораль, культура
| Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу)
| Статья из пособия: пересказать родителям содержание, ответить на вопросы
| 4
|
| 1
| Особенности морали
| Культура, материальная культура, духовная культура, мораль
| Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-нравственной культуры»
| Подготовить устный рассказ об особенностях морали
| 5
|
| 1
| Добро и зло
| Добро, зло
| Самостоятельно выписать 2-3 предложения, которые показались самыми важными
| Подготовить рассказ с примерами из истории и литературы, иллюстрирующими представления человека о добре и зле
| 6
|
| 1
| Добро и зло
| Добро, зло, гуманность
| Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу)
| Рассказать членам семьи, друзьям о содержании урока
| 7
|
| 1
| Добродетели и пороки
| Добро, зло, добродетель
| Самостоятельная работа: найти в тексте и подчеркнуть два определения добродетели
| Подготовить план рассказа «Добродетель и порок»
| 8
|
| 1
| Добродетели и пороки
| Добродетель, порок, чувство собственного достоинства
| Самостоятельная работа: найти в тексте 2-3 пары слов с противоположным значением, выписать
| Подобрать примеры добродетельных поступков
| 9
|
| 1
| Свобода и моральный выбор человека
| Свобода, моральный выбор, моральный конфликт, ситуация морального выбора
| Самостоятельная работа: выписать из текста пособия: что предполагает свободный выбор
| Подобрать примеры и подготовить рассказ «Свободный выбор человека»
| 10
|
| 1
| Свобода и ответственность
| Ответственное поведение, свободный выбор личности, отношения ответственности
| Выписать из текста: что значит отношения ответственности
| Подобрать примеры из литературы, в которых описывается ответственное поведение человека
| 11
|
| 1
| Моральный долг
| Моральный долг, моральная ответственность
| Самостоятельная работа: составить предложения со словом долг
| Подобрать пословицы, в которых говорится о долге человека
| 12
|
| 1
| Справедливость
| Справедливость, моральные правила справедливого человека
| Самостоятельная работа: составить план статьи из пособия
| Придумать рассказ о справедливом и несправедливом человеке
| 13
|
| 1
| Альтруизм и эгоизм
| Альтруизм, эгоизм, здоровый эгоизм
| Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма
| Рассказать родителям о содержании урока
| 14
|
| 1
| Дружба
| Добродетельные отношения, дружба
| Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу)
| Написать рассказ о своем друге
| 15
|
| 1
| Что значит быть моральным?
| Добро и зло, добродетель, свобода, моральный выбор, моральные нормы
| Самостоятельная работа: продолжить фразу «Быть моральным — значит....»
| Подготовить план сочинения на тему «Добро и зло»
| 16
|
| 1
| Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества
| Род, семья, фамилия, родословная
| Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу)
| Письменные задания и пособия
| 17
|
| 1
| Нравственный поступок
| Золотое правило нравственности
| Самостоятельная работа: выписать из пособия пять компонентов нравственного поступка
| Выбрать и проанализировать поступок любимого литературного героя
| 18
|
| 1
| Золотое правило нравственности
| Золотое правило нравственности
| Самостоятельная работа: выписать из пособия золотое правило нравственности в положительной или отрицательной формулировке, оформить
| Оценить поступок героя сказки с точки зрения золотого правила нравственности
| 19
|
| 1
| Стыд, вина и извинение
| Стыд, «ложный стыд», вина, раскаяние
| Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу)
| Подготовить вопросы к тексту в пособии
| 20
|
| 1
| Честь и достоинство
| Честь, достоинство, Кодекс чести
| Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу)
| Подобрать и выписать пословицы, в которых говорится о чести и достоинстве
| 21
|
| 1
| Совесть
| Совесть, стыд, размышления, чувства, воля
| Самостоятельная работа: составить план статьи
| Рассказать членам семьи о том, как поняли понятие «совесть»
| 22
|
| 1
| Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы
| Богатырь, рыцарь, правила честного поединка
| Самостоятельная работа: составить 5-6 предложений о подвигах русских богатырей или рыцарей
| Подготовить рассказ на тему «Нравственный образец богатыря»
| 23
|
| 1
| Джентльмен и леди
| Джентльмен, леди
| Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу)
| Подготовить рассказ на тему «Джентльмен и леди»
| 24
|
| 1
| Этикет
| Этикет, образец, правила этикета
| Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу)
| Ответить письменно на вопрос «Кого из современников можно назвать героями, защитниками Отечества?»
| 25
|
| 1
| Семейные праздники
| Праздник, подарок, праздничный ритуал
| Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу)
| Составить перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник
| 26
|
| 1
| Жизнь человека — высшая нравственная ценность
| Ценности, уникальность, неповторимость жизни
| Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу)
| Подготовить рассказ на тему «Высшая нравственная ценность жизни человека»
|
III. Духовные традиции многонационального народа России
| 27
|
| 1
| Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
| Государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ
| Коллективная рефлексия (электронное сопровождение к курсу)
| Рассказать членам семьи о морали гражданина
| 28
|
| 1
| Образцы нравственности в культуре Отечества
| Культура, Отечество, нравственность
| Анализ отрывков из литературных произведений
| План статьи
| 29
|
| 1
| Подготовка творческих проектов.
|
| Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы
|
| 30
|
| 1
| Подготовка творческих проектов.
|
|
|
| 31
|
| 1
| Подготовка творческих проектов.
|
|
|
| 32
|
| 1
| Выступление учащихся со своими творческими работами: «Что такое этика?»
|
|
|
| 33
|
| 1
| Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины» и т.д.
|
|
|
| 34
|
| 1
| Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).
|
|
|
|
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
Для изучения модульного курса «Основы светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
Учебное пособие «Основы светской этики»
Оборудование
оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
электронное пособие к модулю курса «Основы светской этики»;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
- энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
- религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.
|