Статистический сборник «Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России – 2003» Москва 2004





НазваниеСтатистический сборник «Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России – 2003» Москва 2004
Дата публикации08.07.2013
Размер78.5 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
СТАТИСТИЧЕСКИЙ СБОРНИК
«Научный потенциал ВУЗов и научных организаций

Минобразования России – 2003»
Москва 2004


8. Методические комментарии

(стр. 171-178)

В разделе "Методические комментарии" приводятся определения используемых терминов, классификаций, показателей и указываются особенности сбора соответствующей информации.

Статистические данные охватывают вузы и научные организации, подведомственные Министерству образования Российской Федерации.

Основным источником информации о потенциале вузовского сектора науки являются годовые отчеты, представляемые вузами и научными организациями в соответствии с "Порядком и формой представления отчетов о научно-исследовательской деятельности высших учебных заведений и организаций, подведомственных Министерству образования Российской Федерации", введенных инструктивным письмом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 02.12.93 N20-36-13 ин/20-02-11.

Вузовский сектор науки



В состав вузовского сектора науки Минобразования России входят научно-исследовательские подразделения (структурные подразделения) высших учебных заведений и научных организаций, подведомственных Минобразованию России.

Подготовка специалистов и проведение научных исследований осуществляется в следующих видах высших учебных заведений: университете, академии, институте.

Университет - высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественнонаучных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры. Университет является ведущим центром развития образования, науки и культуры, способствующим распространению научных знаний и осуществляющим культурно-просветительскую деятельность среди населения.

Академия - высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования преимущественно в одной из областей науки, техники и культуры. Академия является ведущим научным и методическим центром в сфере своей деятельности, в широких масштабах осуществляющим подготовку специалистов высшей квалификации и переподготовку руководящих специалистов определенной отрасли (области).

Институт - самостоятельное высшее учебное заведение или часть (структурное подразделение) университета, академии, реализующее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры и осуществляющее научные исследования.

К научно-исследовательским подразделениям (структурным подразделениям) вузов относятся:

  • научно-исследовательские части;

  • научно-исследовательские сектора;

  • проблемные, отраслевые или центральные научно-исследовательские лаборатории;

  • научно-технологические парки;

  • научные и научно-методические центры;

  • другие подразделения, ведущие научные исследования и разработки.

Показатели деятельности научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторских и опытно-конструкторских бюро, инженерных и научных центров и других организаций, имеющих статус юридического лица, утвержденных Минобразованием России (или его предшественниками) и получающих бюджетные средства по распоряжениям Минобразования России через вузы, на базе которых они функционируют, представлены в таблицах отдельной строкой: НИИ, КБ, ИЦ и др. юридические лица, представляющие отчетность в вузы, на базе которых они функционируют.

В составе научных организаций представлены организации, учрежденные Минобразованием России и осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников.

Кадровый состав вузовской науки



Кадровый состав вузовского сектора науки Минобразования России включает работников вузов и научных организаций, занятых выполнением научных исследований и разработок или непосредственным обслуживанием научно-исследовательской деятельности.

Кадровый состав вузов состоит из работников учебных и научных подразделений.

Работники учебных подразделений:

  • руководящий состав;

  • профессорско-преподавательский состав;

  • учебно-вспомогательный и прочий персонал.

Перечень должностей работников учебных подразделений определяется Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 08.07.2000 г. № 122-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. №785 и Приказом Комитета по высшей школе Миннауки России от 14 ноября 1992 г. № 108.

Работники научных подразделений (в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.96 г. № 127-ФЗ):

  • научные работники;

  • специалисты;

  • работники сферы научного обслуживания.

Перечень должностей работников научных подразделений определяется Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 и Приказом Комитета по высшей школе Миннауки России от 18 декабря 1992 г. № 756.

Руководящий состав. В руководящий состав входят: ректор, директор филиала, проректор, начальник планово-финансового управления, начальник учебного управления (учебно-методического, аспирантуры и докторантуры, кадров, международных связей), начальник отдела технических средств обучения, главный бухгалтер, главный инженер (юрист), главный энергетик (механик), помощник ректора, ученый секретарь и т.д.

Профессорско-преподавательский состав (ППС). К профессорско-преподавательским должностям относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя и ассистента. Профессорско-преподавательский состав входит в число научно-педагогических работников, выполняющих наряду с педагогической деятельностью научные исследования и разработки. В сборнике отражается участие профессорско-преподавательского состава в выполнении научно-исследовательских работ на платной основе в научно-исследовательских подразделениях либо на кафедрах вуза на основе контрактов по совместительству или по договорам гражданско-правового характера.

Учебно-вспомогательный и прочий персонал - персонал непосредственно занятый в учебном процессе не на должностях ППС и прочие работники вуза по административно-хозяйственному обслуживанию, выполняющие функции общего характера, связанные с деятельностью вуза в целом.

К научным работникам относятся работники, обладающие необходимой квалификацией и профессионально занимающиеся научной и (или) научно-технической деятельностью: научные сотрудники, занимающие должности младших, научных, старших, ведущих и главных научных сотрудников; руководители, осуществляющие непосредственное руководство исследовательским процессом (в т.ч. руководители научных организаций и подразделений, выполняющих НИР).

Специалисты - это работники, имеющие высшее или среднее профессиональное образование и способствующие получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации.

Работники сферы научного обслуживания - это работники обеспечивающие создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности: работники планово-экономических, финансовых подразделений, патентных служб, подразделений научно-технической информации, научно-технических библиотек, рабочие и т.п.
Финансирование научных исследований и разработок
В соответствии с инструкцией Госкомстата России, утвержденной Постановлением от 08.10.2002 № 197, объем финансирования научных исследований и разработок представляет собой стоимость научно-технических работ за вычетом научно-технических услуг и включает фундаментальные и прикладные научные исследования, а также экспериментальные разработки.

Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.96 г. № 127-ФЗ раскрывает понятия фундаментальные, прикладные исследования и экспериментальные разработки.

К фундаментальным исследованиям относится экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.

К прикладным научным исследованиям относятся исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

К экспериментальным разработкам относится деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

Объем финансирования НИР из средств федерального бюджета, выделенных Минобразованием России, состоит из средств, направленных на выполнение НИР в рамках тематических планов по заданиям Минобразования России и на выполнение отдельных НИР по заданиям Министерства, по федеральным целевым программам (ФЦП), по научно-техническим программам (НТП) и грантам.

Объем финансирования НИР из средств федерального бюджета, выделенных Минпромнауки России, состоит из средств, поступивших в отчетном году целевым назна-чением из Министерства и направленных на выполнение НИР по НТП и отдельным проектам.

Объем финансирования НИР из средств хозяйствующих субъектов состоит из средств российских хозяйствующих субъектов и средств иных организаций, выделенных исполнителям (контрагентам) по договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Хозяйствующие субъекты - российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.

Объем финансирования НИР из средств местного бюджета состоит из средств, поступивших из субъектов федерации, местных бюджетов.

Объем финансирования НИР из средств зарубежных источников состоит из средств, поступивших по зарубежным контрактам и грантам.

Результаты научных исследований и разработок



Российским законодательством и международным правом в области интеллектуальной собственности устанавливаются следующие понятия для объектов промышленной собственности.

Патент Российской Федерации - охранный документ (грамота), защищающий исключительное право использования изобретения, промышленного образца, полезной модели. В последнем случае охранный документ называется свидетельством. Представляются данные о полученных патентах на изобретения, промышленные образцы и свидетельства на полезные модели.

Зарубежные патенты - патенты на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, полученные за рубежом.

Патент защищает права его владельца только в пределах территории страны, в которой он выдан. Патенты разных стран на одно и то же изобретение (промышленный образец, полезную модель) независимы.

Поддерживаемые патенты - патенты на изобретения, поддерживаемые в отчетном году.

Лицензия - особый вид сделки, при которой владелец патента или обладатель авторского права (лицензиар) уступает другому лицу (лицензиату) право на использование в оговоренных объемах изобретения (других объектов интеллектуальной собственности) за определенное вознаграждение.

Приводятся лицензии на использование объектов интеллектуальной собственности, договоры на переуступку прав на объекты интеллектуальной собственности и договора на передачу "ноу-хау".

Заявки на объекты промышленной собственности - комплект документов, подаваемых заявителем в Патентное ведомство для испрашивания патента. Учитывается количество заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, поданные в Роспатент.

Зарегистрированные программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем определяются количеством программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, созданных в вузах и в организациях и официально зарегистрированных в отчетном году в Роспатенте.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статистический сборник «Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России – 2003» Москва 2004 iconМетодические рекомендации по реализации примерного базисного плана...
Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23. 12. 2003 г. №21/12, утвержден приказом Минобразования...
Статистический сборник «Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России – 2003» Москва 2004 iconРабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых...
Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23. 12. 2003 г. №21/12, утвержден приказом Минобразования...
Статистический сборник «Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России – 2003» Москва 2004 iconРабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых...
Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23. 12. 2003 г. №21/12, утвержден приказом Минобразования...
Статистический сборник «Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России – 2003» Москва 2004 iconПояснительная записка 7 класс Курс «Животные»
Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23. 12. 2003 г. №21/12, утвержден приказом Минобразования...
Статистический сборник «Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России – 2003» Москва 2004 iconРабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного...
Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23. 12. 2003 г. №21/12, утвержден приказом Минобразования...
Статистический сборник «Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России – 2003» Москва 2004 iconРабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного...
Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23. 12. 2003 г. №21/12, утвержден приказом Минобразования...
Статистический сборник «Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России – 2003» Москва 2004 iconРабочая программа по химии 11 класс Пояснительная записка
Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23. 12. 2003 г. №21/12, утвержден приказом Минобразования...
Статистический сборник «Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России – 2003» Москва 2004 iconРабочая программа по биологии 8 класс Пояснительная записка
Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23. 12. 2003 г. №21/12, утвержден приказом Минобразования...
Статистический сборник «Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России – 2003» Москва 2004 iconРабочая программа учебного курса химии 10 класса базовый уровень
Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23. 12. 2003 г. №21/12, утвержден приказом Минобразования...
Статистический сборник «Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России – 2003» Москва 2004 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23. 12. 2003 г. №21/12, утвержден приказом Минобразования...
Статистический сборник «Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России – 2003» Москва 2004 iconРабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным...
Минобразования России и Президиума рао от 23. 12. 2003 г. №21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004 г. №1089...
Статистический сборник «Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России – 2003» Москва 2004 iconРоссийская Академия Наук Дагестанский Научный Центр Сборник научных...
Сборник научных трудов по термодинамическим циклам Ибадуллаева // Под редакцией И. К. Камилова и М. М. Фатахова. – Махачкала: днц...
Статистический сборник «Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России – 2003» Москва 2004 iconА. В. Федоров О. А. Баранов: от киноклуба к университету*
Совета по грантам Президента Российской Федерации «Государственная поддержка ведущих научных школ России» (грант нш-657. 2003. 6,...
Статистический сборник «Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России – 2003» Москва 2004 iconРабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным...
Минобразования России и Президиума рао от 23. 12. 2003 г. №21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004 г. №1089...
Статистический сборник «Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России – 2003» Москва 2004 iconРабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным...
Минобразования России и Президиума рао от 23. 12. 2003 г. №21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004 г. №1089...
Статистический сборник «Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России – 2003» Москва 2004 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Совета по грантам Президента Российской Федерации «Государственная поддержка ведущих научных школ России» (грант нш-657. 2003. 6,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск