Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Великомихайловская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур»
4 класс
Базовый уровень
Учитель второй квалификационной категории
Вознюк О.Н. 2012-2013 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по основам мировых религиозных культур и светской этики (модуль «Основы мировых религиозных культур») в 4 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного в 2004 году;
- регионального образовательного стандарта Белгородской области;
- приказа департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области № 819 от 23.03.2010 г “Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) образовательного учреждения”;
- локального акта, принятого на заседании педагогического совета МБОУ “Великомихайловской СОШ” протокол от 30.08.2011 г №1 и утвержденного приказом директора МБОУ “Великомихайловская СОШ” от 01.09.2011 года №27;
- программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 классы «Основы религиозных культур и светской этики». – Издательство «Просвещение», 2010 год. Автор программы: А.Я.Данилюк. При составлении программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» в 2012 – 2013 учебном году.
Нормативно-правовыми основами разработки и введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) являются:
Конституция Российской Федерации; Закон «Об образовании» (ст.14 «содержание образования должно обеспечивать формирование духовно-нравственной личности»);
Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 года (Пр-2009 ВП-П44-4632);
Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года (ВП-П44-4632);
Письмо Министерства образования и науки РФ № МД-942/03 от 18 июля 2011 года;
Письмо ФГО учреждений дополнительного профессионального образования АПК и ППРО от 24 августа 2011 года № 424;
Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»);
Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1578-р, (протокол заседания от 19.09.2011 г № МД-30/03 пр. №7);
Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года №МД-1427/03;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы;
Постановление Правительства РФ от 5.10.2010;
Распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004г. № 1089;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312.
Областная программа «Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области на 2011-2013 г.г.», Постановление правительства Белгородской области от 23 октября 2010 г. N 345-пп.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:
развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов обучения детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.
Составляющие УМК:
Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 – 5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение» 2010. Авторы: Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А.; Данилюк А.Я. – автор уроков 2012.
Электронное приложение к учебному пособию А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой и др. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5.
Программа рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю). Основной формой организации учебного процесса является урок.
Критерии оценки знаний имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, нравственность характеристики цели и результата деятельности. Формы текущего контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.), понятийные диктанты и другое.
Приоритетными видами учебной работы являются:
чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (рецептивная деятельность);
осмысление произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных); ответы на вопросы репродуктивного характера) (репродуктивная деятельность);
выразительное чтение текстов, устное словесное рисование, творческие задания (продуктивная творческая деятельность);
самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы (поисковая деятельность).
Формы текущего контроля:
устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме, собеседование, чтение текста);
письменные виды контроля (письменное выполнение заданий, написание сочинения, выполнение самостоятельной работы, выполнение творческой работы).
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Формы организации образовательного процесса:
Групповая работа над проектом
Практика деловых игр
Анализ критических ситуаций
Тренинги практических навыков
Методы: Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля и самоконтроля ( индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода). Технологии обучения:
Личностно ориентированного образования
Игровые
Информационные
Системно-деятельностный подход
Развитие общеучебных умений Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Календарно-тематическое планирование модуля «Основы мировых религиозных культур» курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
№ п/п
| Дата
| Тема урока
| кол-во часов
| Цели урока
| Основные понятия
| Виды деятельности учащихся
| Методы и формы контроля, рефлексии
| Домашнее задание, Привлечение родителей
| примечание
| 1.
|
6.09
| Россия -наша Родина
| 1
| Формирование представлений о понятиях Родина, государство, государственные
символы, культурные традиции.
| Россия. Родина.
Патриот.
Отечество.
Президент.
Государственны
е символы. Духовный мир. Культурные традиции.
| Беседа,
комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с
иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи
| Творческая работа «Составление пословиц со словами семья, Отечество, Родина
| Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций,
принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?
|
| 2.
|
13.09
| Культура и религия. Традиции семьи
| 1
| Формирование у обучающихся уважения к мировым религиям, как к ценностям культуры человечества
| Культура. Религия. Ритуалы. Традиции моей семьи. Религии города
| Урок изучения нового материала, учащиеся изучают связь религии с культурой, работа с текстом и иллюстрациями
| Заполнение опорного конспекта, кроссворд
| Фотографии и изображения священных книг разных религий
|
|
3.
| 20.09
| Культура и
религия.
Праздники
| 1
|
| Культура. Религия
| Беседа,
комментированное чтение,
самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы, подготовка творческой беседы с членами семьи
| Работа с таблицей «Религии России»
| - заполнение таблицы;
- Вместе со взрослыми найди на карте, где проживают крупнейшие народы нашей страны. Узнай, какие религии они исповедуют.
|
|
4.
|
27.09
| Возникновение религий.
| 1
| Знакомство с представлениями и верованиями людей древнего мира
| Пантеон.
Многобожие.
Завет.
| Беседа,
комментированное чтение, устный рассказ на тему
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку
| Термины учить. Заполнить таблицу до конца. Узнать и рассказать о богах Греции, Рима, славянских богах,
Индийских богах (на выбор).
|
| 5.
| 4.10
| Религии мира и их основатели.
| 1
| Знакомство с основными мировыми религиями, их основателями.
| Мессия (Христос). Христианство. Ислам. Нирвана. Ступы. Буддизм.
| Беседа,
комментированное чтение, устный рассказ на тему,
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку
| Прочитать статью из
пособия, ответить на
вопросы, просмотр мультфильма
|
| 6.
| 11.10
| Священные книги религий мира: Тора, Библия
| 1
| Формирование понятия «священные книги» через ознакомление с культовыми книгами мировых религий.
| Канон. Тора. Библия.
| Урок актуализации знаний.
Беседа, работа с текстом
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку, тест
| Прочитать статью из пособия, ответить на вопросы
|
| 7.
| 18.10
| Священные книга мира: Коран, Трипитака
| 1
| Формирование понятия «священные книги» через ознакомление с культовыми книгами мировых религий.
| Коран. Пророки Веды, Авеста, Трипитака
| Урок актуализации знаний.
Беседа, устный рассказ на тему, работа с
иллюстративным материалом, игра, работа с текстом.
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку
| Подготовка к тесту
|
| 8.
| 25.10
| Хранители предания в религиях мира
| 1
| Знакомство с хранителями преданий в религиях мира
| Жрец. Раввин.
Апостол.
Епископ.
Священник.
Диакон.
Иерархия. Умма. Имам. Хафиз. Сангха. Ламы
| Установление взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей
| Тест,
предусмотренный в электронном сопровождении к уроку
| Рассказать членам семьи и друзьям о мировых религиях. Сообщение о Стоунхендже
|
| 9.
| 8.11
| Добро и зло.
Понятия
греха,
раскаяния,
воздаяния
| 1
| Знакомство с нравственными нормами бытия, развитие понятий о добре и зле.
| Добро, зло, грех, раскаяние, воздаяние, покаяние
| Беседа,
комментированное чтение, работа с источниками информации
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к
уроку
| Подготовь рассказ с примерами из истории представлений
человека о добре и зле.
Подготовка к проектам
|
| 10.
| 15.11
| Добро и зло.
| 1
| Формирование умений составления рассказа по теме, с использованием плана, ключевых слов, умение осуществлять информационный поиск для выполнения заданий.
| Добро, зло, грехопадение, раскаяние, воздаяние. Рай и ад, традиции
| Подготовка рассказа на тему
| пословицы о добре и зле.
| Планирование
проекта,
тематика
|
| 11
| 22.11
| Человек в религиозных традициях мира
| 1
|
| Молитва. Таинства. Намаз. Мантра. Православная культура.
| Комментированное
чтение, работа с
иллюстративным
материалом,
самостоятельная
работа с источником
информации
| Творческая работа
«Продолжить
предложение
«Молитва - это... А
Заполнение
таблицы
| Священные сооружения - что это такое?
|
| 12.
| 29.11
| Священные сооружения: синагога, ступа.
| 1
| Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий. Развитие навыка составления таблицы.
| Синагога. Ступа.
| Беседа,
комментированное
чтение, работа с
иллюстративным
материалом.
Самостоятельная
работа с источником
информации
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. Заполнение таблицы
| Написать в таблицу, какие священные сооружения ты встречал в своём городе или области
|
| 13.
| 6.12
| Священные сооружения: мечеть, храм (церковь)
| 1
|
| Церковь. Алтарь. Икона. Фреска. Мечеть. Минарет. Пагода
| Беседа,
комментированное
чтение, работа с
иллюстративным
материалом.
Самостоятельная
работа с источником
информации
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. Заполнение таблицы
| Написать, какие
священные
сооружения
ты встречал в
своём
городе или
области
|
| 14.
| 13.12
| Искусство в религиозной культуре
| 1
| Знакомство с историей иконописи составление устного рассказа на основе увиденного.
| Храмовое зодчество
| Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.
| Описание сооружения - на выбор, подготовка к тесту
|
| 15.
| 20.12
| Искусство в религиозной культуре
| 1
| Знакомство с искусством религий мира
| Синагога. ступа
| Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.
| Описание сооружения - на выбор, подготовка к тесту, презентация, сообщения
|
| 16.
| 27.12
| Защита творческих работ
| 1
| Умение осуществлять информационный
поиск информации, развитие творческих способностей.
|
| Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания
| Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы.
| Подготовка творческих работ по выбору уч-ся
|
| 17.
| 17.01
| Защита
творческих
работ
| 1
| Развитие способностей и умений в работе с мультимедийными средствами
|
| Защита творческих работ
| Презентации творческих работ
|
|
| 18.
| 25.01
| История религии в России.
| 1
| Формирование уважения к мировым религиям как к ценностям мировых религий
| Митрополия. Патриарх. Синод. Епархия. Протестанты
| Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.
| составить тест по теме «Религии России»;
сообщения. презентации
|
| 19.
| 7.02
| История религии в России.
| 1
| Формирование уважения к мировым религиям как к ценностям мировых религий
| ислам, буддизм
| Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом
| Викторина
| сообщения. презентации
|
| 20.
| 14.02
| Религиозные ритуалы.
| 1
| Формирование представлений о религиозных ритуалах
| Обряды. Ритуалы. Таинства
| Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.
| Подготовить сообщение о ритуалах.
|
| 21.
| 21.02
| Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
| 1
| Формирование представлений об обычаях и обрядах.
| Обряды. Ритуалы. Таинства
| Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.
| Подготовить сообщение об обрядах и обычаях.
|
| 22.
| 28.02
| Паломничества и святыни
| 1
| Формирование представлений о паломничестве, о главных святынях мировых религий.
| Паломничества: хадж, накхор
| Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом
|
| Вопросы с.61
|
| 23.
| 7.03
| Праздники и календари
| 1
| Систематизация и обобщение знаний о праздниках в религиях мира.
| Песах, Шавуот, Суккот, Рождество, Пасха
| Самостоятельная работа с источниками информации
| Самостоятельная работа
| сообщение о традиционных праздниках религий мира по группам.
|
| 24.
| 14.03
| Праздники и календари
| 1
|
| Курбан-байрам, Ураза-байрам, Мавлид, Дончод, Сагаалган
| Групповая
исследовательская
работа
| Исследование
| сообщение о календарях религий мира по группам.
|
| 25.
| 21.03
| Религия и мораль.
| 1
| Знакомство с нравственными заповедями мировых религий, формирование расширения понятий -
| Притча
| Комментированное чтение, работа с
иллюстративным
материалом
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку
| Эссе
|
| 26.
| 4.04
| Религия и мораль. Нравственн ые заповеди в религиях мира
| 1
| добро и зло.
| Бодхисаттва
| Групповая работа с
источниками
информации
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку
|
|
| 27.
| 11.04
| Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
| 1
| Формирование ценностного отношения к окружающему миру, понимания и осознания учащимися нравственной ценности «милосердие»
| Милосердие
| Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, работа с толковым словарём, работа в малых группах, выполнение коллективной творческой работы
|
| Вместе с родителями узнать о благотворительн ых фондах в России в настоящее время. Чем они занимаются, кому помогают и есть ли они в Белгородской области?
|
| 28.
| 18.04
| Семья
| 1
| Формирование у обучающихся понятия «семья» и «семейные ценности».
| Семья
| Беседа,
комментированное чтение
| Мини - сочинение
| Мини -сочинение «История моей семьи»
|
| 29.
| 25.04
| Долг, свобода, ответственн ость, труд
| 1
| Формирование у обучающихся понятия о долге, свободе,
ответственности и труде, особенности отношения к этим понятиям в разных религиях.
| Ответственность
| Беседа,
комментированное чтение
|
| Сочинение
|
| 30.
| 2.05
| Любовь и уважение к Отечеству.
| 1
|
| Отечество. Любовь Уважение.. Патриотизм. Великая сила нравственности. Народ
| Беседа об истории села Великомихайловка
| Самостоятельная работа «Составить предложения со словами Отечество любовь к Родине, уважение, Отечество,
патриотизм,
народ.
| Подготовить сочинение «Моя Родина»
|
| 31.
| 9.05
| Подготовка творческих проектов.
| 1
| Формирование умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий., адекватное использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных
технологий.
|
| Обсуждение, выбор и подготовка
| Самостоятельная работа учащихся по выбранной теме. Презентации творческих работ
| Подготовка творческих работ
|
| 32.
| 16.05
| Выступление учащихся с творческими работами
| 1
| Формирование умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий., адекватное использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных
технологий.
|
| Обсуждение. Защита творческих работ
|
|
|
| 33.
| 23.05
| Выступление учащихся с творческими работами
| 1
| Формирование умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий., адекватное использование речевых средств и средств
информационно-комм
уникационных
технологий.
|
| Обсуждение. Защита творческих работ
|
|
|
| 34.
| 25.05
| Повторение изученного материала за год.
| 1
|
|
| викторина. Урок-игра
| работа в группах.
|
|
| |