Скачать 103.68 Kb.
|
Першина Юлия Валерьевн кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарного образования Института развития образования Кировской области Основы религиозной культуры и светской этики / Основы духовно-нравственной культуры народов России. Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенко, А. В. Поляков. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Учебник для 4 класса общеобразоват. школы. М.: Вентана-Граф, 2013 Модуль: Основы светской этики Тема: «Стыд, вина и извинение» Цель урока: 1) духовно-нравственное воспитание личности и создание основ творческого потенциала уч-ся средствами предмета ОРКСЭ; 2) формирование способности эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности; 3) формирование представления о стыде, вине и извинении, показывая их сходство и различие, важность их осознания и пути избежания или выхода из ситуаций, связанных с этими понятиями. Тип урока: Комбинированный урок Учащихся в классе (аудитории): 25 человек Используемые учебники и учебные пособия: Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенко, А. В. Поляков. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Учебник для 4 класса общеобразоват. школы. М.:Вентана-Граф, 2013 Н.Ф.Виноградова. Основы светской этики. Учебник-тетрадь для 4 кл. общеобразоват. школы. М.: Вентана-Граф, 2013 Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация проекта, интерактивная доска. Краткое описание: Фактически разработка 2-х уроков курса ОРКСЭ "Основы светской этики" - урока №21 и №23. На уроках используется метод проекта. Задачи: 1) личностные: развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 2) метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; работа над способностью адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 3) предметные: формирование первоначальных представлений о светской этике, понимание значения норм светской морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе. Формы работы учащихся: беседа, работа с иллюстративным материалом, практическая работа (анализ ситуаций), работа с учебником, составление конспекта, творческая работа. Структура и ход урока:
Примечание: Поскольку через урок после этого следует тема Совесть» , то итоги проекта подводятся на нем, т.е. длительность проекта составляет 3 часа. На этом уроке «Копилка мудрости» вскрывается, дети разбирают «корреспонденцию», читают, кому что досталось, отвечают на вопрос: «В чем заключается ошибка автора признания и как надо было поступить или не поступить по совести?» Самостоятельные работы сдаются учителю, который задает следующий вопрос:« Мы не подписывали свои откровения, может ли кто-то из вас теперь по-настоящему признаться, очистить свою совесть, подписав их или вручив написанное тому, кого оно касается?» Затем проверяется индивидуальное задание- «Википедия признания» (презентация) и делается вывод, что к теме разговора (урока) можно применить самые разные значения этого слова:
Итоговые вопросы: Давайте посмотрим, достигнуты ли цели и задачи проекта? Каким называют человека, способного испытывать стыд и чувство вины? Что такое совесть? См. рабочую тетрадь Н.Ф.Виноградовой, стр.12- зад. «Отметь правильный ответ», записываем полученный вывод в свою рабочую тетрадь. У учителя до окончания проекта есть возможность познакомиться с содержанием написанного детьми- полученными наблюдениями он делится с родителями на итоговом родительском собрании по курсу или на рядовом классном родительском собрании, акцентируя внимание на поведенческой стороне проекта и, безусловно, не забывая о том, что дети в нем выступали инкогнито. Работа в группах Группа выбирает любой текст, читает его, отвечает на вопросы, кого из ребят можно назвать совестливым человеком? Почему? У каких героев «совесть молчала?». Почему плачет синичка? В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей – Миша и Оля. Около дома рос высокий ветвистый тополь. – Сделаем на тополе качели, – сказал Миша. – Ой, как хорошо будет качаться! – обрадовалась Оля. Полез Миша на тополь, привязал к веткам верёвку. Встали на качели Миша и Оля и давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поет, поет. Миша говорит: – Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся. Глянула Оля на ствол тополя и увидела дупло, а в дупле гнёздышко, а в гнёздышке птенчики маленькие. – Синичка не радуется, а плачет, – сказала Оля. – А почему же она плачет? – удивился Миша. – Подумай, почему, – ответила Оля. Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнёздышко и думает: почему же она плачет? В.А. Сухомлинский Стыдно перед соловушкой Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулек в сумку. - Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит. - Стыдно... перед соловушкой, - тихо ответила Лида. В.А. Сухомлинский Корова (Быль) Жила вдова Марья со своей матерью и с шестью детьми. Жили они бедно. Но купили на последние деньги бурую корову, чтоб было молоко для детей. Старшие дети кормили Буренушку в поле и давали ей помои дома. Один раз мать вышла со двора, а старший мальчик Миша полез за хлебом на полку, уронил стакан и разбил его. Миша испугался, что мать его будет бранить, подобрал большие стекла от стакана, вынес на двор и зарыл в навозе, а маленькие стеклышки все подобрал и бросил в лоханку. Мать хватилась стакана, стала спрашивать, но Миша не сказал; и так дело осталось. На другой день после обеда пошла мать давать Буренушке помои из лоханки, видит, Буренушка скучна и не ест корма. Стали лечить корову, позвали бабку. Бабка сказала: корова жива не будет, надо ее убить на мясо… Когда убили Буренушку, сняли шкуру и разрезали на части, у ней в горле нашли стекло. И узнали, что она издохла оттого, что ей попало стекло в помоях. Когда Миша узнал это, он стал горько плакать и признался матери о стакане. Мать ничего не сказала и сама заплакала… Л.Н. Толстой Приложение №3 Кто такой совестливый человек? Почему?
|
Санкт-петербурга О. Н. Журавлева, доцент кафедры социально-гуманитарного образования спбаппо, кандидат педагогических наук, доцент | Роль великобритании в отечественной войне 1812 года, или был ли у... Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... О. Н. Журавлева, доцент кафедры социально-гуманитарного образования спбаппо, кандидат педагогических наук, доцент | Методические рекомендации по написанию курсовых работ Семен Леонидович басов, кандидат юридических наук, доцент; Наталья Михайловна иванова, кандидат исторических наук, доцент; Галина... | ||
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... | Программа дисциплины Отечественная история для направления 080200... Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... | ||
Слободин В. П., к и. н. Белое движение в годы гражданской войны в... Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... | «Башкирские народные песни об Отечественной войне 1812 года» Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... | ||
Фгбоу впо «Государственный аграрный университет Северного Зауралья» Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... | Isbn 978-5-89118-479-4 А. А. Ветров, В. И. Пересыпкин Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... | ||
Увлечённые небом братья Кузьмины. Бекенева Олеся Александровна Россия,... Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... | Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... | ||
Моу «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Астрахани Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... | Проблемы функционирования рыбохозяйственного комплекса ханты-мансийского... Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология международных... Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «социология международных... Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... |