Скачать 187.2 Kb.
|
Методическая система «Формирование ценностно-нравственной ориентации личности ребенка на уроках музыки и искусства и во внеурочной деятельности через развитие его художественной культуры с помощью современных образовательных технологий и деятельностного подхода» Учитель музыки и искусства Белозёрова Мария Евгеньевна МБОУ СОШ №1 г.Геленджик 2013г. «Ты человеком родился, но ЧЕЛОВЕКОМ должен стать!» В.А.Сухомлинский Основная идея: заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивающей формирование целостного мировосприятия человека, его умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве. Проблема ведущей идеи: на современном этапе развития общества возникают противоречия между общечеловеческими духовными ценностями и нынешним уровнем «культуры потребления». Идея методической системы: создание условий для приобщения к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям, при которых формируется личность духовно компетентная, с коммуникативными навыками, готовая к постоянному самообразованию и решению проблем, выстраивающая социальные отношения с обществом, с миром в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов. Цель: развитие художественной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры; создание условий для формирования ценностно-нравственной ориентации личности ребенка с помощью современных образовательных технологий и через деятельностный подход в образовании, используемых как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. Основной задачей данной методической системы обучения является развитие компетентностностного подхода (компетентность как сочетание умений и навыков, знаний и способностей, необходимых для успешного выполнения конкретных рабочих ролей и задач) в формировании духовно-нравственных качеств личности ребенка, развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество. Существуют 3 группы целей (планируемых результатов) формирования художественной культуры (новые ФГОС) ребенка: Предметные: -освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа; -знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства; -устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры. Метапредметные: освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях: -сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры; -работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; -культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности. Личностные: -развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни; -реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов; -оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию. Для достижения поставленных целей и задачи на уроках и во внеурочной деятельности использую современные образовательные технологии: игровую, информационно-коммуникационную, здоровьесберегающую технологии, фольклорную арттехнологию, технологию творческих мастерских и проектов, элементы проблемного обучения и тьюторского сопровождения деятельности учащихся. Виды деятельности (деятельностный подход) на уроках разнообразны: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся проявляется в размышлениях об искусстве (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка произведений искусств), художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. Методы организации обучения включают в себя как методы общей педагогики (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский), так и художественной (метод художественного, нравственно-эстетического познания искусства, метод интонационно-стилевого постижения искусства, метод эмоциональной драматургии урока, метод концентричности изучения музыкального материала, метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении), метод создания композиций, метод художественного контекста (выхода за пределы области искусства)). Формы организации учебной деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, нестандартные уроки (урок-мастерская, урок-экскурсия, урок-путешествие и др.). Оснащение кабинета музыки и искусства средствами материально-технического обеспечения позволяют использовать разные формы деятельности школьников на уроках. Наряду с уроком в учебном процессе активно использую внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, культурные центры, на выставки, посещение театров и концертных залов г.Геленджика и г.Краснодара и др. Дополнительно разработаны и успешно апробированы курс для внеурочной деятельности первоклассников «Веселый этикет» и предпрофильный курс «Этика делового общения» для девятиклассников. Средства обучения: УМК, ЦОР, учебники, энциклопедии, специальная и художественная литература. Все виды искусства полифункциональны. Раскрытие этих функций: познавательно-эвристическая, коммуникативно-семиотическая, эстетическая, ценностно-ориентирующая, социально-организующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, гедонистическая и др. осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства, с учетом того что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами. При большом объёме информации учебного курса, осуществляемой в условиях минимума времени, организация исследовательской деятельности учащихся становится весьма актуальной. В современных условиях самообразование учащихся является ведущим принципом, согласно которому основой учебного процесса становится работа учащихся по расширению своего кругозора, развитию навыков исследовательской деятельности. Наиболее интересная форма исследовательской деятельности в образовательной области «Искусство» – проектная. В основе данной технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Тематика проектов определяется стремлением пополнить объём знаний по истории искусств, основам языка искусств, осознание себя как сотворца художественного произведения. В связи с этим особую роль приобретает проявление творческих способностей участников проекта. Защита проекта проходит в форме, соответствующей содержанию предмета: проведение экскурсий, презентация, организация выставки и др. Именно метод проектов позволяет организовать подлинно творческую, исследовательскую деятельность. Например, проект «Тайны художественных произведений». Творческая работа позволяет собрать материал о тайных знаках художественных произведений на материале творчества Мунка, Васильева, Дали, Малевича, Рублёва, приобщиться к общечеловеческим духовным ценностям и представить результат своей работы с использованием современных информационных технологий. В проекте «История России в культовых памятниках архитектуры» подробно рассматривается история появления православных соборов и прослеживается их связь с историей России. Итогом проектной деятельности стало создание мультимедийного пособия к уроку искусства. Проект «Наша новая школа», созданный учеником второго класса, был особенно отмечен на городском конкурсе социальных проектов. Проекты «Полна чудес могучая природа», «Образ Пушкина в изобразительном искусстве», «Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С.Пушкина», «Увековечение имени поэта в названиях городов, улиц, площадей, скверов» предусмотрены программой «Искусство» для 8-9 классов. Таким образом, формы организации исследовательско-проектной деятельности учащихся дают возможность каждому ученику осознать себя как личность, поверить в свои силы и сделать очередной шаг в формировании духовно-нравственных качеств, так как опыт эстетического переживания неотделим от нравственного. Целью проведения творческих мастерских «Я и другие …или «не такой как все», «Легко ли быть учителем?», «Я выбираю Жизнь!», «Улыбка», «Мир моих чувств» является создание условий в ходе работы мастерской для самореализации каждого участника (чувствовать, осмыслять и творить), проявление у участников личностного мотива к теме мастерской, содействие самоутверждению, самораскрытию, коррекции ценностных ориентаций через эмоционально-чувственное «проживание» образовательной ситуации. Тьюторская позиция Мастера и принципы творческой мастерской (ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера; право каждого на ошибку; безоценочная деятельность; неопределенность заданий, допускающая множество вариантов его выполнения; ограничение участия, практической деятельности Мастера-руководителя как авторитета; диалог; организация и перестройка реального пространства; рефлексия и др.) позволяют этой технологии стать «запуском» для создания ИОП ребенка, что является сегодня одной из основных задач индивидуализации образования. Это возможно при реализации следующих этапов: 1.Выявление запроса у учащихся для выбора темы мастерской. 2.Проведение творческой мастерской. 3.Выявление индивидуального запроса ребенка (через рефлексию в том числе). 4.Дальнейшая работа с учащимся по созданию ИОП. 5.Участие ребенка в образовательном событии с представлением собственного продукта. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися имеют информационно-коммуникационные технологии. Использование средств ИКТ способствует осуществлению межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. На уроках предметов искусства используется широкий спектр цифровых средств обучения: - презентации, созданные как учителем (по 34 на параллель с 1 по 9 классы к урокам музыки и искусства), так и учащимися (в том числе как продукт проектной или исследовательской деятельности: «Пейзаж в литературе, музыке, живописи», «Жанр портрета в культуре разных стран», «Образ дороги в творчестве русских и зарубежных художников», «Образы солнца, огня в литературе, живописи и музыке», «Что такое красота в моем понимании», «Идеальный человек» в разные эпохи», «Музыка лечит…Музыка губит…» и др.); - обучающие программы для самоподготовки учителя и учащихся; - видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты народных праздников и др.; - анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют обучающимся основные положения учебной темы; - синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей, тематические рисунки, репродукции произведений изобразительного искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика, иконопись и др.); - компьютерные тесты и кроссворды для проведения тематического и итогового контроля знаний учащихся. Технология проблемного обучения также помогает воспитывать гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях. На уроках используются различные методы и приемы, которые способствуют организации учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации: написание мини-сочинения («Музыкальная живопись», «Живописная музыка» (5 кл.)), размышления о музыке, эссе («Культура как часть духовного развития человека» (8 кл.), «Композиция картины Боттичелли «Весна» (9 кл.)); описание музыкального образа после слушания музыки (образы любви и вражды в балете С.Прокофьева «Ромео и Джульетта» (7 кл.)), придумывание названия произведения; сравнение двух вариантов звучания одного и того же произведения в разном исполнении («Вокализ» С.Рахманинова (5 кл.)), оркестровка инструментального произведения и др. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. На уроках предметов искусств игровая деятельность используется в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, и даже раздела учебного предмета; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). Например, словесные игры. Это очень богатая область применения игровых форм работы. Она может быть использована в любой момент урока: прохождение новой темы, повторение и закрепление материала, контрольные мероприятия. Проходит и письменно, и устно, и с домашней подготовкой, и непосредственно на уроке: "Не порви цепочку", "Я знаю, что…" (как знакомство с новым понятием через самостоятельную работу с источниками, так и закрепление материала) и др. Пальчиковые и музыкально-ритмические игры, такие как «Если весело живётся, делай так!», «У дедушки Трифона», «Мы писали», «Мы играли», «Путешествие по лесу», способствуют развитию мелкой моторики и используются в качестве физкультминутки. Игры - рифмовки «Как мы встретим новый год», «Кто мальчишка – хвастунишка?», «Воздушное письмо», «Огонь, вода, воздух, земля», у младших школьников развивают внимание. Очень важно формировать на уроках музыки ассоциативное мышление, воображение ребёнка через опыт собственной музыкальной деятельности. Дети с большим удовольствием становятся активными участниками такой формы игры как музыкальная пантомима: «Волшебная палочка», «Зеркало», «Море», «Оркестр», «Любимый инструмент». Не менее интересны для детей игры – имитации - «Изобрази звук», «Звучит - не звучит», «Нарисуй любимый звук», «Музыкальные инструмент». Именно в такой деятельности у детей формируются музыкально - образное и творческое мышление. Очень активизирует ребенка на участие в учебном процессе ролевая игра. В зависимости от предмета, формы урока и возраста ученик может играть роль экскурсовода, учителя, телеведущего, члена жюри, оператора турбюро, члена художественного совета, библиотекаря, археолога. Например, сюжетно-ролевые игры: «Играем в дирижёра», «Играем в композитора», «Инсценировка сюжета сказки», «Разыграй песню». В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление. Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Игровые технологии очень тесно переплетаются со здоровьесберегающими. На уроках искусства и музыки, в свободной и самостоятельной творческой деятельности школьников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии особенно в игровой форме. Привычные виды деятельности, развивающие творческие способности школьника, можно разнообразить с пользой для здоровья. Ведь хорошо известно, что искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает мощным оздоровительно-развивающим потенциалом. При рациональной организации, уроки музыки и искусства способствуют снятию нервно-психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально - энергетического тонуса учащихся. - Приветствие. Песенки - распевки. С них начинаются все уроки. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на уроке, подготавливают голос к пению. -Дыхательные упражнения. Способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служат охране голоса от заболеваний. -Пальчиковые игры. Развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием. -Пение. Пение используется не только как один из наиболее любимых видов деятельности детей, но и как средство оздоровления. Занятия вокалом укрепляют и оздоровляют организм детей. По мнению врачей, вокализация является лучшей формой оздоровления органов дыхания, развития артикуляционного аппарата, формирования правильной осанки. -Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. Это могут быть песни-игры, такие например, как всем известная и очень любимая детьми, «Если весело живётся», «У оленя дом большой» с двигательным показом, «Горошинки цветные», «Хендс-ап», «Шел поросенок по росе», для концентрации внимания произносим: «У-ух», делая соответственный жест руками и «собирая все свои силы и внимание для дальнейшей работы» и др. -Фольклорная арт-терапия. Фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для народных танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. -Восприятие музыки. Изучен оздоровительный эффект классической музыки. Так, мелодии некоторых произведений И.С. Баха позволяет получить расслабляющий эффект: установку на состояние покоя может создать Прелюдия №1, расслабление мимических мышц - Прелюдия №8. Произведения Ф. Шопена позволяют ощутить расслабление мышц туловища — Прелюдия №4, мышц ног — Прелюдия №13. Некоторые произведения Ф. Шопена способствуют нормализации регуляторных функций: регуляции ритма сердечных сокращений и дыхания — Прелюдия №15, общей активации — Прелюдия №17. Формированию состояния уверенности помогают произведения М. Таривердиева "Мгновение", Ж. Бизе — Р. Щедрина на тему "Тореадор"; для поднятия настроения - «Рондо в турецком стиле» В.А. Моцарта, для успокоения и умиротворения - «Аве Мария» Ф. Шуберта, «Колыбельная» И. Брамса. Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты: · музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови; · повышает и понижает мышечный тонус; · стимулирует появление эмоций; · улучшает вербальные и арифметические способности; · стимулирует процессы восприятия и памяти; · активизирует творческое мышление; и др. Таким образом, осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т. п. — становится неотъемлемой частью и обучающей, и воспитательной, и развивающей работы с учащимися. Приобщение к лучшим мировым образцам художественной культуры, собственная художественно-творческая деятельность в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности (например, посещение ветеранов на дому, участие в конкурсах «Качество», «Дети Кубани против наркотиков», в социальных акциях «Согреем сердцем!», «Военные страницы истории - «Блокада Ленинграда», «Сирень 45 года», «Брось курить!», «Ответы на трудные вопросы» (о борьбе с наркотиками), «Милосердие» (к Дню пожилых людей), мероприятия, посвященные Международному дню освобождения узников фашистских лагерей, в выставке «Патриоты Отечества», городской краеведческой конференции «Геленджик – моя малая Родина», в Митингах у мемориала морякам-торпедникам, в память погибшим в необъявленных войнах, жертвам Чернобыля и др.); в художественных проектах школы и города (например, в Летнем, Зимнем и Морском Детских Карнавалах, в конкурсах патриотической песни, любителей бардовской песни, песни «Серебряные голоса», рисунков «Моя любимая песня», в городском смотре-конкурсе школьных музеев, в книжной выставке, в библиотечных уроках разной нравственно-воспитательной тематики, в школьном празднике «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы», в городском фестивале бардовской песни «Радуга», и др.); культурных событиях региона (например, в книжной выставке и библиотечных уроках, посвященных Дню Краснодарского края, в конкурсе городов России «Город без жестокости к детям», в краевой акциях «Внимание – дети!» и «Ночь музеев», в соревнованиях «Кубань Олимпийская – против наркотиков!», и др.) и др. Конечно, утверждать, что результатом такой массовой и активной деятельности учащихся школы является только применение данной методической системы, нельзя. Но и отвергать факт ее влияния не стоит. О результативности и эффективности методической системы говорят и высокие достижения учащихся на олимпиадах по искусству и в творческих конкурсах различного уровня. Методическая система распространена среди учителей города Геленджик (МБОУ СОШ №4, №8, №10, №12), а в 2012 году инновационный педагогический опыт был принят в муниципальный банк системы образования муниципального образования город-курорт Геленджик. Кроме того, опыт работы был представлен в 2009 году на краевой научно-практической конференции «Инновационные технологии в преподавании предметов образовательной области «Искусство», а в 2010 году – в краевом педагогическом фестивале «Инновационный поиск» в г.Краснодаре и во Втором всероссийском открытом профессиональном конкурсе педагогов «Мультимедиа урок в современной школе», где образовательный материал «Танец» был опубликован в Интернете по адресу www.eu-reforma.ru. В 2011 году были проведены два мастер-класса по темам: «Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки» и «Использование логоритмической гимнастики на уроках в начальной школе как важного элемента здоровьесберегающих технологий» и защищены образовательные проекты «Тьюторская модель образования старшеклассников в городе-курорте Геленджик»» (2009г.), «Создание исторического центра г.Камышина в рамках образовательного события «История одной улицы»» (2012г.). Был разработан и внедрен инновационный образовательный проект «Влияние фонового звучания серьезной музыки на уроках в начальной школе на интеллектуальное развитие детей» (2009г.). В рамках краевой экспериментальной площадки «Тьюторинг инновационной деятельности» за активное участие в реализации инновационного проекта «Тьюториальная модель психологической и методической поддержки учителя» награждена грамотой управлением образования муниципального образования город-курорт Геленджик и грантом администрации города. В 2012 году приняла участие в региональном практическом семинаре по теме «Организация тьюторского действия в ходе творческой мастерской» в г.Камышине Волгоградской области, в межрегиональном семинаре-конференции «Черноморский университет тьюторства», где провела мастер-класс по теме «Тьюторская позиция в творческой мастерской», а в 2013 году – в региональном открытом практическом семинаре по теме «Использование тьюторских практик в туристско-краеведческой деятельности ОУ» в г.Камышине Волгоградской области. С 2012 года являюсь ассоциативным членом Межрегиональной Тьюторской Ассоциации, а также награждена грамотой ДОН за многолетний добросовестный труд в системе образования, высокие результаты в обучении и воспитании подрастающего поколения. Сухомлинский писал: «Ты человеком родился, но ЧЕЛОВЕКОМ должен стать!» В содержании предметов образовательной области «Искусство» (музыка, искусство, МХК) находят конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом, все науки» (Л. В. Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Все виды искусства являются совершенным «инструментом» погружения в духовность, так как опыт эстетического переживания неотделим от нравственного, учит ценить неповторимость окружающего мира, является частью духовной культуры человечества, средством приобщения к богатству мировой художественной культуры. Происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание. Таким образом, через художественное познание мира, ребенок сможет познать себя, а, следовательно «стать ЧЕЛОВЕКОМ»… со сформированной ценностно-нравственной ориентацией с помощью современных образовательных технологий и деятельностного подхода на уроках музыки и искусства и во внеурочной деятельности. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Использование краеведческого материала как способ воспитания любви к малой Родине на уроках музыки и внеурочной деятельности» (руководитель... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема опыта Использование различных видов художественной деятельности как условии развития творческих способностей обучающихся на... | ||
Мастер-класс "Нетрадиционные художественно-графические техники" Цель: распространение педагогического опыта в направлении эстетического воспитание детей средствами нетрадиционных изобразительных... | Уроках биологии Открытый урок по теме «Бесполое и половое размножение» Развитие познавательных способностей учащихся на уроках и во внеурочной деятельности | ||
План работы мо учителей технологии, музыки, изобразительного искусства,... Проблема: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках путем использования информационно-компьютерных технологий» | Урок музыки в 1 классе тема: «Музыка осени» Формирование музыкальных и творческих способностей детей с учётом возможностей каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности... | ||
Планирование работы шмо учителей гуманитарного цикла мбоу степная... Музыки, изобразительного искусства через совершенствование педагогического мастерства; ведение целенаправленной работы по повышению... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека, возрождение культурных традиций нашего народа.... | ||
«Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Применение... Использование на уроках икт способствует повышению интереса, внимания; формированию мыслей, их высказыванию, формированию впечатлений;... | Программа ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной... Основная часть. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся при использовании интерактивных форм обучения на уроках музыки и во... | Значение музыки как вида искусства Непостижимая власть музыки над человеком. Она принуждает радоваться и плакать, может помочь пережить горе, снять душевный стресс,... | ||
Рабочая программа По «мхк» ... | Рабочая программа по Мировой художественной культуре 9 класс ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Организация проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, как единый процесс самореализации и социализации... | Универсальные учебные действия на уроках изобразительного искусства ... |