«Современный урок комплексного учебного курса орксэ» Юлькова М. В





Скачать 257.33 Kb.
Название«Современный урок комплексного учебного курса орксэ» Юлькова М. В
Дата публикации21.08.2014
Размер257.33 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Сборник №1 «В помощь учителю»

(по материалам семинара «Современный урок: от теории к практике»)

18 октября 2012 года
Содержание:


  1. «Современный урок комплексного учебного курса ОРКСЭ»

Юлькова М.В. ......…………………………………………….... 1


  1. «Требования к уровню подготовки учащихся обучающихся по данной программе как структурный элемент программы педагога»

Захарова О.В. ………..………………………………………….. 7


  1. «Формирование универсальных учебных действий на уроках ОРКСЭ». Труфякова О.А.. ..…………………….……………… 9



Юлькова Марина Вячеславовна,

учитель комплексного учебного курса ОРКСЭ

МОУ «СОШ №3 г.Вольска Саратовской области», руководитель РМО
«Современный урок комплексного учебного курса ОРКСЭ»
Мы воспитываем вовсе не примером,

а отношением, собеседничеством, сотрудничеством…

С.Соловейчик

За последние десятилетия в обществе произошли карди­нальные изменения в представлении о целях образования и пу­тях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пони­манию обучения как процесса подготовки обучающихся к ре­альной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка руда. Но какие бы не свершались реформы, урок остается главной формой обучения, в том числе и для комплексного курса ОРКЭС.Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. Любой урок –имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для учителя, урок любого из модулей ОРКЭС интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. По сути, происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых реше­ний; к изучению сложных жизнен­ных ситуаций; к сотрудничеству учителя и обучающихся в хо­де овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения. Этот переход обус­ловлен сменой ценностных ориентиров образования.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результа­там освоения основной образовательной программы, и отра­жают следующие целевые установки системы начального об­щего образования:

  • формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, на­род и историю, осознания ответственности человека за бла­госостояние общества;

- восприятия мира как единого и целостного при разно­образии культур, национальностей, религий; уважения исто­рии и культуры каждого народа;

  • формирование психологических условий развития об­щения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, го­товности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на ос­нове общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

— принятия и уважения ценностей семьи и образователь­ного учреждения, коллектива и общества и стремления сле­довать им;

- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

— формирования чувства прекрасного и эстетический чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

  • формирование самоуважения и эмоционально -положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

  • формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненному оптимизму;

  • формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здо­ровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирова­ния общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития.

Согласимся с мнением доктора исторических наук, культуролога А.В. Камкина о том, что если, по-прежнему, не говорить с детьми (уважительно и благодарно) о сберегаемых веками нашим народом и Церковью духовно-нравственных ценностях, то – «свято место пусто не бывает»! Немедленно хлынет волна сектанства, разрушительную силу которой трудно даже представить. Религиозный раскол станет еще одним средством разрушения российского единства. Речь идет о том, что религиозная образованность отныне должна стать необходимой частью национальной культуры. Именно религиозная образованность поможет предостеречь наших детей от духовных подмен и безликих суррогатов массовой культуры.

В то же время, мы помним, что наш предмет культорологический, целевой установкой программы которого является воспитание, духовное развитие ребёнка на основе социокультурного опыта. Он призван дать целостную картину мира, в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов, а не только логических законов.

Напомню: культурологический подход направлен на изучение и понимание смыслов, которыми наполнен для человека мир.

Объектом изучения являются:

картина мира (система представлений о сущности времени, пространства, природы, общества, человека);

стиль мышления (рациональные и эмоциональные установки, диктующие логику мышления);

кодекс поведения (система установок, определяющая единую направленность поведения человека, социальные нормы и правила).

Культурологический подход в общеобразовательной школе:

1) вопрос веры является тайной каждого учащегося, педагога и огласке не подлежит;

2) система категорий духовно-нравственного и социокультурного характера — главный предмет изучения курса ОРКСЭ;

3) объективный подход к изучаемым произведениям, искусствоведческая оценка произведений литературы, музыки, изобразительного искусства;

4) экскурсии в музеи и храмы;

5) объяснение материала от третьего лица;

6) учащиеся только читают молитвы и анализируют их как жанр со своими выразительными средствами, хоры-молитвы слушают; творческие работы по изобразительному искусству опосредованно связаны с духовно-религиозным содержанием;

7) исторический, искусствоведческий методы изучения материала; прослеживание связи с народным и светским профессиональным искусством;

8) возможно ознакомление с традициями, обычаями, произведениями искусства других мировых религий и направлений христианства.

Нам «надо говорить культурологически, влюбить в мир православной культуры, без призыва к этому» ( протодьякон Андрей Кураев).

В нашем предмете ярко представлено искусство, которое связано с нравственными критериями личности, со специфическими особенностями мировосприятия людей искусства.Способность поставить себя на место другого человека   вот что дает нам опыт искусств, опыт проживания многих жизней,опыт переживания, осмысленный передовыми людьми прошлого и настоящего. И это создает возможность сочувствия и понимания, создает способность чувствовать боль другого как свою. Тематика курса ОРКСЭ (все его модули) направлены на развитие таких качеств личности, как милосердие, сострадание, любовь и уважительное отношение к ближним. Поэтому используемые произведения искусства (рекомендованные в качестве иллюстрации или прочтения) на уроках этого предмета могут стать большими «помощниками», при условии грамотного методического изложения сути художественного произведения. Предмет ОРКСЭ с его культурологической направленностью развивает не только рационально-логическую, но и эмоционально-образную форму мышления. Акцент в методике преподавания должен быть поставлен на развитие у учащихся целостности и образности восприятия материала. Именно это способствует развитию творческих способностей ребенка, его одаренности. Важно не изучение реальности, а отношение педагога и учащихся к этой реальности, не изучение содержания, а переживание (проживание) его. Учителю крайне необходимо в преподавании данного предмета использовать педагогические технологии и методы художественно-образного преподавания, потому что воспитание в преподавании этого предмета занимает главное место (знания, умения и навыки – средство, духовное развитие – цель). Эта методика поможет глубоко воздействовать на эмоционально-нравственную сферу в развитии личности ребенка, духовно развивать его. Новый предмет ОРКСЭ, как компонент гуманитарного цикла, с использованием методики, направленной на развитие эмоций и чувств учащихся, поможет нашим детям ярче раскрыться, проявить свои дарования. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо наполнять учеников знаниями , умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Можно долго говорить о том , каким должен быть современный урок ОРКСЭ. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

(Н. Рыленков.)

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Педагогический анализ личностно-ориентированного урока.

Схема анализа личностно-ориентированного урока:

Мотивационно-ориентированный аспект.

1. Смог ли учитель обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке? Какие педагогические приёмы для этого были использованы? Насколько точно и доходчиво разъяснены целевые ориентиры учебного занятия? Стали ли они личностно значимыми для учеников? Нацелена ли деятельность педагога на развитие индивидуальности учащихся, на формирование их способности к самопознанию и самостроительству?

Содержательный аспект.

Является ли отобранный учебный материал адекватным требованиям образовательной программы, цели, задачам и ведущим идеям урока?

Смог ли учитель правильно определить групповые и индивидуальные познавательные возможности учащихся, установить взаимосвязь учебного материала с субъектным опытом ребёнка? Насколько изучаемое является интересным и значимым для школьников?

Пытался ли учитель сформировать системное представление учащихся об изучаемом явлении или процессе, выявить в нём наиболее важное и характерное, обнаружить и установить внутрипредметные и межпредметные связи?

Очевидна ли практическая направленность учебного материала. Какое значение он имеет для формирования эмоционально-волевой сферы, ценностных отношений и творческих способностей ребёнка?

Организационный аспект.

1. Какие педагогические приёмы использовались для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся?

Применялись ли диалоговые и полилоговые формы общения в ходе учебного занятия?

Стимулировал ли учитель учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора вида занятия, формы и способов его выполнения?

Создавалась ли на уроке ситуация успеха для каждого учащегося? Чувствовалось ли проявление педагогом толерантности и доверия в учебном взаимодействии?

Были ли созданы на уроке условия для проявления самостоятельности учащихся? Оптимальна ли мера помощи учителя? Учитывались ли индивидуальный темп и стиль ученической деятельности учащихся?

Присущ ли домашним заданиям дифференцируемый характер? Обладали ли ученики реальным правом выбора домашнего задания?

Насколько соответствовали технологические приёмы и методы содержанию изучаемого на уроке учебного материала?

Оценочно-результативный аспект.

Стали ли предметом оценочных суждений учителя не только правильность ответа, но и его оригинальность, а также рациональность путей и способов выполнения учебного задания?

Способствовала ли оценочно-аналитическая деятельность учителя формированию положительной Я-концепции личности учащихся, выработке у ребёнка индивидуального стиля познания?

Критерии эффективности современного урока

- Обучение через открытие

- Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

- Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

- Развитие личности

- Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

- Демократичность, открытость

- Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.

- Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

- Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию

- Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения.

- Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Захарова Ольга Викторовна,

учитель истории и комплексного учебного курса ОРКСЭ

МОУ «Лицей г.Вольска Саратовской области»

Требования к предметным результатам освоения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Начать свое выступление мне бы хотелось с завета российской школе академика Дмитрия Сергеевича Лихачева (1906–1999):

«Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к новым профессиям и быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество. Без нравственности невозможно и развитие любой науки, ибо крайне трудно проверить эксперименты, вычисления, ссылки на источники и пр. Воспитывают же людей: впрямую — религия, а более сложным путем — музыка (особенно, я бы сказал, хоровое пение), литература, искусство, изучение логики, психологии, изучение языков (даже если их в будущем не придется применять в жизни)». Поэтому один из основных путей нравственного воспитания детей и молодежи России — это систематическое преподавание в школе духовно-нравственной культуры, основанной на многовековых религиозных ценностях и проистекающих из них культурно-исторических традициях народа. Преподавание духовно-нравственной культуры заключается не в том, чтобы давать школьнику «теорию нравственности» или «теорию духовности», а в том, чтобы помочь школьнику правильно ориентироваться в обществе, в котором он живет. Причем сориентировать его необходимо не только в современности, но и обеспечить интеграцию в отечественную культурную традицию — вглубь времен. Говорить о результатах данного курса следует исходя из задач :

1. Ознакомление с базовыми понятиями духовности и нравственности (понятия о добре и зле, правде и лжи), с основными понятиями нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность), с нравственными заповедями, принципами, идеалами; раскрытие связей религии и нравственности.

2. Формирование представлений о духовно-нравственной ценности личности, семьи, общества; привитие почтительного отношения к государственным символам России; формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии.

3. Усвоение нравственных норм и правил поведения через изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций, через изучение памятников отечественной истории и русской словесности, через изучение православной культуры России, имеющей особое значение в истории России, в становлении ее духовности и культуры.

4. Формирование нравственного поведения школьника через привитие навыков благотворительности, милосердия и сострадания, через примеры жертвенного служения людям героев отечественных войн и примеры помощи страждущим сестер милосердия; через повышение статуса социальной работы.

5. Раскрытие понятия «нравственное достоинство человека», раскрытие связи прав человека и нравственного достоинства человека; раскрытие взаимосвязи нравственного, гражданского и патриотического воспитания; раскрытие нравственного понятия «защитник Отечества».

6. Выработка нравственных основ жизнеутверждающего мировоззрения и раскрытие опасности нравственного нигилизма, бездуховности, вседозволенности; понятие свободы как независимости от безнравственных поступков (в религиозном понимании — независимости от греха).

7. Содействие родителям, стремящимся воспитывать своих детей в соответствии с собственными религиозно-нравственными верованиями и убеждениями.

Исходя из этого, требования к результатам освоения основных образовательных программ можно представить в следующем виде. Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:

– развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

– знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов вели чайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

– умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);

– умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;

– умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;

– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

– приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

– формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Обобщая вышесказанное, хотелось бы отметить, что конечная цель изучения православной культуры — помочь российскому школьнику вырасти человеком добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным к учителям и воспитателям, любящим свою Родину, стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
Труфякова Ольга Александровна,

учитель начальных классов и комплексного учебного курса ОРКСЭ

МОУ «СОШ №11 г.Вольска Саратовской области»
«Формирование универсальных учебных действий

и их место на уроках ОРКСЭ».
Развитие средств массовой информации и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем теперь заключается роль школы? Интеграция, обобщение, осмысливание новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить себя) - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Решение данной задачи становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование УУД, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Понятие «Универсальные учебные действия».

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса или умение учится дальше.

Функции универсальных учебных действий:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечению успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.


Виды универсальных учебных действий.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого из видов универсального учебного действия определяется его отношением с другими видами универсальных учебных действий и общей логикой возрастного развития.

«ОРКСЭ». В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «ОРК и СЭ» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской идентичности, способствует пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

– осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

– знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные УУД:

– развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

– любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

– умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

– умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Предметные результаты изучения основ православной культуры обучающимися в школе:

– развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

– знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

– приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

– формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

  • Совместно с учителем составлять план решения задачи.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, сообщений, презентаций.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

  • Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Как оценить уровень сформированности у учащихся основных видов универсальных учебных действий?

Привычные средства педагогической оценки и даже тесты достижений не могут должным образом оценить результаты учебного процесса. Поэтому, выбор модельных универсальных учебных действий для разработки типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий основывается на следующих критериях:

- показательность конкретного вида универсальных учебных действий для общей характеристики уровня развития класса;

- учет системного характера видов универсальных учебных действий (системный характер универсальных учебных действий позволяет использовать одну задачу для оценки сформированности нескольких видов универсальных учебных действий);

- учет возрастной специфики видов универсальных учебных действий;

- возможности объективирования свойств универсальных учебных действий при решении типовой задачи, их качественной и количественной оценки.

Технологическая карта урока ОРКСЭ.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1.Организация урока. Объявление темы урока.

Цели урока:


Знакомство с содержанием курса ОРКСЭ.

Приветствие учителя.

Учитель подводит учащихся к осознанию темы урока.

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть страницы оглавления учебника, выделить, на их взгляд, основные вопросы курса.

Приветствие учащихся. Учащиеся формулируют название темы.
Учащиеся сами формулируют цели, определив границы знания и незнания.


Учащиеся обращают внимание на название глав. Считают, что основное выделено жирным шрифтом.

Универсальные учебные действия – познавательные, общеучебные, коммуникативные.
Универсальные учебные действия – регулятивные, коммуникативные.


Формирование основ российской гражданственности.



Знание, понимание, принятие личностью ценностей: Отечество, религия – основы традиций многонационального народа России.




Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

2. Изучение новой темы.

Работа над эпиграфом.
3.Работа с материалом выставки.

Беседа по вопросам.

4.Работа над понятиями.

О государственной символике.


5.Комментированное чтение текста учебника (с.5)

6.Самостоятельная творческая работа.


Задаёт вопросы:

- Каково отношение автора к Родине?

- В каких строках это выражено?

Вопросы:

- В каком государстве вы живёте?

- Где расположен Саратовский край?

- За что ты любишь своё село?
Учитель обращает внимание на символы государственной власти, используя ЭОР.

Задаёт вопрос:

- Что вы испытываете, слушая Гимн России?
Вопросы:

- Что такое духовный мир человека?

- Что влияет на состояние души человека?

Задание:

Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, Отечество, Президент.



Отвечают на вопросы.

Обмениваются мнениями.

Учащиеся работают с картой, показывают Россию, Саратовскую область, Калининский район, своё село.

Работа над понятиями:

Россия; Родина; Отечество; патриот; столица; Президент.

Учащиеся рассматривают герб, флаг. Слушают гимн России.

Учащиеся делятся мнениями и ощущениями. Приводят примеры из своих наблюдений. Учатся давать определения государственным символам.
Работа над понятиями:

Душа, духовность, традиции,

ценности.

Отмечают по учебнику: «внутренний мир человека религии мира определяют как душу человека».

Универсальные учебные действия: коммуникативные - речевое развитие.

Универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, практические.


Коммуникативные (общение и взаимодействие).

Познавательные учебные действия (смысловое чтение).

Практическая деятельность учащихся ( универсальные учебные действия – познавательные, регулятивные, коммуникативные).


Формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России.





7.Задание на дом.

Интервью с членами семьи: кто в семье много сделал для России? В чём их заслуги?

Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.

Выполняют задание.











Памятка.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Современный урок комплексного учебного курса орксэ» Юлькова М. В iconМетодические рекомендации по организации учебного процесса в оу по...
...
«Современный урок комплексного учебного курса орксэ» Юлькова М. В iconРабочая программа по предмету орксэ (4 класс) «Основы мировых религиозных культур»
Цель комплексного учебного курса орксэ – формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному...
«Современный урок комплексного учебного курса орксэ» Юлькова М. В iconЦель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Цель учебного курса орксэ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании...
«Современный урок комплексного учебного курса орксэ» Юлькова М. В iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Основы религиозных культур и светской этики» и с целью оказания методической поддержки составлены методические рекомендации по организации...
«Современный урок комплексного учебного курса орксэ» Юлькова М. В iconМуниципальное
В целях изучения личностных ожиданий педагогов, учащихся и их родителей при изучении комплексного учебного курса орксэ и в соответствии...
«Современный урок комплексного учебного курса орксэ» Юлькова М. В iconСистема оценки результатов усвоения комплексного учебного курса орксэ
Планирование составлено на основе программы средней школы по русскому языку для 5-11 классов татарских школ. Авторы-составители:...
«Современный урок комплексного учебного курса орксэ» Юлькова М. В iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В целях изучения личностных ожиданий педагогов, учащихся и их родителей при изучении комплексного учебного курса орксэ и в соответствии...
«Современный урок комплексного учебного курса орксэ» Юлькова М. В iconАнализ хода апробации комплексного учебного курса орксэ в моу сош №6
В. а тишкова, Т. Д. Шапошниковой и программа с тематическим планированием по учебному предмету. Кроме этого для проведения разъяснительной...
«Современный урок комплексного учебного курса орксэ» Юлькова М. В iconСовременный урок в контексте фгос нового поколения
Имущественные и неимущественные права» (экономический и правовой аспекты понятия «Собственность») учителями Говорищевой А. Ю., Сороколетовой...
«Современный урок комплексного учебного курса орксэ» Юлькова М. В iconС 1 сентября 2012 года в 4а и 4б классах мбоу «сош №38» введен комплексный...
Цель организации мониторинга изучение отношения обучающихся и их родителей к процессу преподавания нового учебного курса орксэ, выявление...
«Современный урок комплексного учебного курса орксэ» Юлькова М. В iconУчебный курс по всей стране. Нормативно-правовое обеспечение комплексного учебного курса орксэ
С 1 сентября 2012 года в школах Москвы началось преподавание нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики». В 21-ом...
«Современный урок комплексного учебного курса орксэ» Юлькова М. В iconНормативно-правовая база ведения учебного курса
Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений Основы религиозных культур и светской этики,...
«Современный урок комплексного учебного курса орксэ» Юлькова М. В iconКалендарно-тематическое планирование по модулю основы светской этики учебного курса орксэ № п/п
Календарно-тематическое планирование по модулю основы светской этики учебного курса орксэ
«Современный урок комплексного учебного курса орксэ» Юлькова М. В iconПроект декабрь 2012 г. Концепция комплексного учебного курса «Основы...
Пр-2009 вп-п44-4632) о введении преподавания новых учебных предметов по религиозным культурам и светской этике и Распоряжение Председателя...
«Современный урок комплексного учебного курса орксэ» Юлькова М. В iconЧисла и судьбы
Календарно-тематическое планирование по модулю основы светской этики учебного курса орксэ
«Современный урок комплексного учебного курса орксэ» Юлькова М. В iconСовременный учитель творец, создающий урок как произведение педагогического...
Современный учитель – творец, создающий урок как произведение педагогического мастерства. А современный руководитель? Что создает...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск