1. Народная вышивка орайпек как объект современного декоративно-прикладного творчества история возникновения и развития виды вышивки, применяемой при создании





Скачать 119.71 Kb.
Название1. Народная вышивка орайпек как объект современного декоративно-прикладного творчества история возникновения и развития виды вышивки, применяемой при создании
Дата публикации22.08.2014
Размер119.71 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
Содержание

Введение (идея возникновения темы, обоснование выбора, цели и задачи проекта)
1. Народная вышивка орайпек как объект современного декоративно-прикладного творчества.

    1. история возникновения и развития.

    2. виды вышивки, применяемой при создании изделий декоративно-прикладного творчества.

    3. виды орнамента.

    4. сбор информации (посещение краеведческого музея, библиотеки)

    5. встреча с преподавателем ДПТ Сахариевой Л.М.


2. Теоретическая часть работы.

2.1 разработка технических эскизов представляемых изделий:

2.1.1 разработка эскизов корпе

2.1.2 разработка эскиза кухонного набора

2.1.3 разработка эскиза панно «Джайляу»

2.2 разработка художественных эскизов изделий (цветовое решение)

2.3 описание внешнего вида изделий
3. технологическая часть работы.

3.1 конструктивная часть работы

3.1.1 заготовка рабочих эскизов для лекал

3.1.2 заготовка лекал из бумаги

3.2 технология изготовления изделий

3.2.1 подбор ткани и ниток

3.2.2 инструменты, приспособления и оборудование

3.2.3 техника безопасности труда

3.2.4 перевод рисунка на ткань

3.2.5 последовательность выполнения изделий с вышивкой в технике аппликации швом орайпек

3.2.6 оформление изнаночной стороны изделия

3.2.7 отделка готовых изделий, ВТО.
4. Экономическая часть работы
5. Творческая и практическая ценность результатов работы
6. Анализ проделанной работы.
7. Приложение
8. Список используемой литературы.

Введение.
В прошлом году я представляла проект «Герб города Актобе», который является частью большого проекта «Мой город на белом холме». Работая над проектом, я узнала много нового и интересного, познакомилась с интересными людьми.

В этом году я решила продолжить начатую работу и из возможных тем проектов, связанных с изучением культуры города Актобе, а именно:

  • Герб города Актобе

  • Традиции и обычаи степного края

  • Национальная кухня

  • Умные руки мастеров Актобе

  • Современное декоративно-прокладное творчество, основанное на народных традициях

я выбрала последнюю тему, так как считаю её актуальной. В наше время созданы предпосылки и реальные пути возрождения народных традиций и промыслов в Казахстане. Данное направление в развитии культуры РК отражено в «Концепции развития ремесленничества в РК», утверждённой Указам Президента РК от 11 июнь 2000 года №1051.


В нашем городе в галерее «Соло» проходят выставки работ народных умельцев, что способствует возрождению народных промыслов, национальной самобытности и культурных традиций. Финансирует проект выставки-продажи партия «Отан». Организованы мастер-классы для народных умельцев. Мне показалась интересной идея в будущем тоже принять участие в подобных выставках.

Я начала работать на выбранной темой, определив для себя цели и задачи:

Освоить примы научно-исследовательской работы.

Углубить и закрепить знания, полученные на уроке технологии.

Довести идею проекта до реального результата.

Дать самоанализ проделанной работе.
1. Народная вышивка орайпек как объект современного декоративно-прикладного творчества.
Человек, сколько он помнит себя, всегда старался сделать своё жилище уютным и красивым. Много тысяч лет назад первобытный охотник изображал на стенах пещеры людей и животных. Первым инструментом был каменный скребок, а полотном служили гранит и базальт. Потом в ход пошли самые разнообразные материалы: дерево, металл, глина, кость, шерсть, ткань. В исторических музеях сохранились удивительные образцы народного искусства: чеканные, гравированные, кованые изделия, керамическая посуда, ковры, циновки, расписные ткани, вышивка.

Прикладное творчество всегда было составляющей культуры народа, носителем и хранителем прошлого, отражая мудрость народа, его характер и образ жизни, мысли и чувства.

Истоки казахского творчества уходят в глубокое прошлое. Наше общество приняло вызов истории. На наших глазах возрождаются народные традиции, и без прошлого нет настоящего, и тем более, будущего. Благородная задача современности требует осознания сложности исторического пути, пройденного народом, его культурного наследия, основанного на принципах гуманизма.

В этой связи декоративно-прикладное творчество в повседневной жизни приобретает особую актуальность и значимость.

Выбор темы творческого проекта обусловлен тем что, соприкасаясь с декоративным искусством можно получить духовный капитал. Народные мастера на современном этапе наполняют прикладное творчество новым содержанием, поднимают этот вид искусства на новую высоту. Искусство не умирает, не стареет, оно – как дерево, постоянно обрастая новыми листьями, цветёт и плодоносит.

Общение с декоративным творчеством открывает его чудесный мир, совершенствует мастерство и духовное богатство его создателя.
Изучив литературу по ДПТ, я узнала много интересного о его истории возникновения и развития. Наряду со скотоводством, охотой и земледелием, в хозяйстве казахов прошлого большое значение придавалось народным промыслам, в том числе промыслам с обработкой шерсти, ткачеству, вышивке.

Вышивные изделия домашнего обихода создавались наиболее опытными мастерицами в течение длительного времени и бережно передавались из поколения в поколение как семейные реликвии.

Вышивание – дело трудоёмкое и сложное, требующее от работающего терпения, аккуратности, мастерства. С детских лет девочек обучали этому искусству, и со временем ученицы обретали необходимый опыт.

Существует много видов вышивок и художественных приёмов, которые используются в работе:

  • Биз кесте – тамбурный шов.

  • Баспа – гладьевый шов.

  • Кебеке – аналогичный шов русской вышивке канва.

  • Албыр кесте – двурядовые вышивки.

Тамбурным швом оформляют различные бытовые предметы как по контуру рисунка, так и заполнением всей его плоскости.

Гладьевым швом баспа украшаются изделия из тонкой ткани, которые отличаются особым изяществом.

Албыр кесте представляет собой идущие рядом две строчки, соединённые между собой нитями, сходящимися под углом. Албыр кесте выполняется по контуру рисунка. Цвет нитей может совпадать с основой или контрастировать с ней. Может быть использовано несколько цветов, что придаёт дополнительный колорит композиции.

Разновидностью албыр кесте является двурядовая вышивка орайпек.

Шов орайпек служит для выполнения контура рисунка или прикрепления аппликации к основе.

Технология выполнения вышивки орайпек представлена на рисунках 1 – 7.
Сбор информации. С целью сбора информации был посещён краеведческий музей, где представлены многочисленные образцы ДПТ. В областной библиотеке имени Байганина была получена информация о видах вышивки, истории её возникновения и развития.

Собрав данную информацию, я решила встретиться с преподавателем казахского ДПТ Сахариевой Л. М.. Встреча была организована при помощи учителя технологии Тихомировой И. В.

Народный мастер Сахариева Л. М. рассказала об истоках вышивки орайпек. Нашему вниманию были представлены образцы работ, выполненные в технике вышивки орайпек, которые отличались красотой и самобытностью.

Эта встреча произвела на меня большое впечатление. Я узнала много нового и интересного. Полученные знания мне пригодились при создании проекта.
2. Теоретическая часть работы

Теоретическая часть включает в себя выполнение технического эскиза (в карандаше) и художественного эскиза (в цвете).

Эскизы разрабатывают для принятия окончательного решения, определяющего внешний вид, новизну и техническую эстетику изделия с учетом особенностей обработки материалов, в данном случае вышивки орайпек в технике аппликации.

Я разработала рабочие эскизы выбранных изделий:

  • Эскизы корпе

  • Эскизы кухонного набора

  • Эскизы панно «Джайляу»

Каждый эскиз был выполнен в двух экземплярах: один – контрольный, второй – для лекал деталей изделий.

При художественном оформлении эскиз разрабатывают в цвете. Основное внимание акцентируется на художественной выразительности изделия, цветовой гармонии ткани и отделки.
В проекте представлены следующие работы:

  • Корпе 42*42 см (2 шт.)

  • Корпе «Бой верблюдов» 54*54 см (2 шт.)

  • Кухонный набор

  • Панно «джайляу»




Рис. 1 Корпе


Рис. 2 Корпе «Бой верблюдов»


Рис. 3 Кухонный набор


Рис.4 Панно «Джайляу»
Работы выполнены в технике аппликации с применением машинной строчки зигзаг и ручной вышивки орайпек. Целью создания данных изделий является возможность показать применение народной вышивки орайпек, ее эстетичность и утилитарность при простоте технологического исполнения.

В цветовом решении изделий используются цвета как контрастные с основой, так и совпадающие с ней по цвету, что позволяет увидеть шов орайпек в разных аспектах.
3. Технологическая часть работы
При разработке технологической части выполняется работа, необходимая для предъявляемых к изделию требований и позволяющая получить полное представление о конструкции изделия, о последовательности технологических операций и оценить степень сложности изготовления изделия.

Одним из условий получения высококачественного изделия является правильный подбор материалов с учетом технологии выполнения работы (в данном случае – с учетом технологической аппликации ).

Конструктивная часть работы.

Эскиз делают в двух экземплярах. Один экземпляр разрезается и служит выкройками (лекалами), другой сохраняется и служит для контроля (правильного расположения вырезанных фигур). Вырезанные части накладывают на основу, закрепляют булавками или наклеивают, предварительно продублировав флизелином.

К некоторым выкройкам надо делать прибавки в тех местах, где одна деталь находит на другую. Кроить детали, особенно крупные, необходимо соблюдая направление долевой нити.

Закрепляется аппликация двумя способами – машинной строчкой зигзаг и казахской вышивкой орайпек, технология выполнения которой представлена в первой части работы.
Технология изготовления изделий.

В проекте представлены 4 корпе, представляющие собой изделия, выполненные в традиционном народном стиле. Рогообразные орнаменты выполнены в технике аппликации швом орайпек нитками контрастных цветов. Край изделий оформлен отделкой в виде уголков.

Технология изготовления корпе состоит из следующих этапов:

  • Подбор ткани для основы и аппликации (для основы использован плюш зеленого цвета, для аппликации – плюш красного и желтого цветов).

  • Подбор ниток (использованы шерстяные нитки красного, желтого, и синего цветов).

  • Дублирование флизелином ткани для аппликации.

  • Перевод орнамента на ткань. Вырезание орнамента.

  • Закрепление орнамента на основе при помощи булавок, а затем на швейной машине швом зигзаг.

  • Закрепление орнамента на основе при помощи вышивки орайпек.

  • Оформление края корпе уголками из плюша.

  • Выполнение изнаночной стороны изделий и ВТО.


В кухонный набор вошли несколько изделий:

  • Фартук

  • Прихватки

  • Грелка для чайника

  • Варежки

  • Подставка для блюда.


Технология изготовления изделий следующее:

  • Подбор ткани для основы и аппликации (для основы использована х\б ткань в мелкий рисунок, для аппликации – креп атлас разового цвета).

  • Подбор ниток (использованы швейные нитки соответствующих цветов. Для аппликации использованы акриловые нитки).

  • Дублирование флизелином ткани для аппликации.

  • Раскладка лекал на ткани. Заготовка деталей изделий и элементов аппликации.

  • Выполнение вышивки в технике аппликации швом орайпек.

  • Изготовление изделий согласно технологии. В качестве прокладки использован тонкий ватин.

  • Отделка изделий и ВТО.


Панно «джайляу» представляет собой изделие 48*52 см. На панно изображены степь, цветущие маки, вдали несколько юрт и пасущиеся кони. Композицию довершает орнамент «толкын» - волна – символ вечности и обновления.
Технология изготовления панно следующее:

  • Заготовка ткани для основы (использован тонкий драп).

  • Заготовка ткани для аппликации (ткань х/б голубого, зеленого, желтого, оранжевого и фиолетового цветов. Плюш красного цвета для маков, и белый креп атлас для орнамента).

  • Перевод рисунка изделия на ткань. Заготовка деталей из ткани.

  • Выполнение фона панно х/б тканями и орнамента соответственно рисунку при помощи машинной строчки зигзаг.

  • Выполнение маков швом орайпек.

  • Оформление изнаночной стороны изделия.

  • Отделка изделия и ВТО.


4. Творческая и практическая ценность результатов работы заключается в том, что данные изделия можно представлять на выставках, использовать в качестве наглядности на уроках труда, истории, ИЗО и др. Это способствует пробуждению интереса к изучению культуры родного края, воспитывает чувство уважения к народным традициям, к мастерам, возрождающим эти традиции. Возникает желание сделать такие же изделия своими руками и попробовать себя в творчестве.
5. Анализ проделанной работы.

При выполнении творческого проекта была проведена большая работа. Был собран определенный материал по данной теме, использованы различные источники. В ходе сбора информации я познакомилась с интересными людьми, узнала много нового и интересного.

В результате практической работы были изготовлены полезные и красивые вещи. Изготовляя изделия, я пополнила свои знания в области технологии декоративно-прикладного творчества.

Защита проекта



Здравствуйте уважаемые члены жюри и присутствующие в аудитории участники конкурса. Я хочу представить вашему вниманию мой проект «Народные традиции в современном декаративно-прикладном творчестве», который является частью большой проектной работы под названием «Мой город на белом холме», где планируется разработать проекты, связанные с историей, искусством и культурой моего родного города.

После определения темы работы я поставила перед собой следующие цели:

Освоить приемы научно-исследовательской работы по сбору необходимой информации.

Закрепить знания, умения и навыки, полученные на уроках технологии.

Довести идею проекта до реального воплощения в изделии, используя приемы декоративно-прикладного творчества.

Актуальность темы я вижу в том, что моя работа будет способствовать знанию культуры и возрождению народных традиций в декоративно-прикладном творчестве.

При выполнении работы были использованы проблемно-поисковые методы:

Интервью с народным мастером, преподавателем казахского ДПТ Сахариевой Л.М., консультации учителей и сотрудников музея.
Творческая и практическая ценность результатов работы заключается в том, что данные изделия можно представлять на выставках, использовать в качестве наглядности на уроках труда, истории, ИЗО и др. Это способствует пробуждению интереса к изучению культуры родного края, воспитывает чувство уважения к народным традициям, к мастерам, возрождающим эти традиции. Возникает желание сделать такие же изделия своими руками и попробовать себя в творчестве.
Анализ проделанной работы.

При выполнении творческого проекта была проведена большая работа. Был собран определенный материал по данной теме, использованы различные источники. В ходе сбора информации я познакомилась с интересными людьми, узнала много нового и интересного.

Выбрав объектом исследования казахскую вышивку орайпек, я просмотрела определенную литературу по разным разделам работы.

При выполнении технологической части была детально продуманна последовательность выполнения изделия, учитывая технику аппликации и сочетание вышивки орайпек с машинным швом зигзаг.

Проведя экономические исследования можно прийти к выводу, что данные изделия являются довольно дорогими, при сравнительно небольшой себестоимости, что делает их изготовление выгодным для продажи. Это говорит об экономической целесообразности обучения основам прикладного творчества как основе ремесленничества, что позволяет реализовать творческий потенциал личности, сохранить богатые традиции своего народа.

В результате практической работы были изготовлены полезные и красивые вещи. Изготовляя изделия, я пополнила свои знания в области технологии декоративно-прикладного творчества.

В будущем планируется выполнение и других проектов связанных с культурой города Актобе.

Приложения.

Приложение 1.


Технические эскизы изделий.
Приложение 2.

Художественные эскизы изделий.
Приложение 3.

Набор плакатов, отображающих технологическую последовательность выполнения шва орайпек.
Приложение 4.

Цветные фотографии, отражающие моменты работы над созданием проекта.


Используемая литература



1 «Концепция развития ремесленничества в Республике Казахстан», постановление Правительства РК от 11 июля 2000 г. № 1051.
2 У. Джанибеков., Алматы., «Онер», 1991г. «По следам легенды о золотой домбре».
3 С. Муканов., Алматы, «Кайнар», 1981г. «Казахская юрта».
4 С. Толенбаев., Алматы, «Каганат», 1993г., «Способы создания казахского орнамента.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Народная вышивка орайпек как объект современного декоративно-прикладного творчества история возникновения и развития виды вышивки, применяемой при создании iconО проведении 64 городской выставки технического и декоративно-прикладного...
В целях развития технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи, привлечения внимания общественности...
1. Народная вышивка орайпек как объект современного декоративно-прикладного творчества история возникновения и развития виды вышивки, применяемой при создании iconО проведении 62 городской выставки технического и декоративно-прикладного...
В целях развития технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи, привлечения внимания общественности...
1. Народная вышивка орайпек как объект современного декоративно-прикладного творчества история возникновения и развития виды вышивки, применяемой при создании iconИстория и теория декоративно-прикладного творчества учебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «история и теория декоративно-прикладного творчества»
1. Народная вышивка орайпек как объект современного декоративно-прикладного творчества история возникновения и развития виды вышивки, применяемой при создании iconОбластной конкурс декоративно-прикладного искусства «Живая старина»
Участие в областном конкурсе декоративно-прикладного искусства «Живая старина» предполагает выявление уровня подготовки конкурсантов...
1. Народная вышивка орайпек как объект современного декоративно-прикладного творчества история возникновения и развития виды вышивки, применяемой при создании iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Вышивка и поделки из атласных лент, возрождающийся вид декоративно-прикладного творчества
1. Народная вышивка орайпек как объект современного декоративно-прикладного творчества история возникновения и развития виды вышивки, применяемой при создании iconМетодика преподавания декоративно-прикладного творчества учебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «методика преподавания декоративно-прикладного творчества»
1. Народная вышивка орайпек как объект современного декоративно-прикладного творчества история возникновения и развития виды вышивки, применяемой при создании iconОбразовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки»
Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего....
1. Народная вышивка орайпек как объект современного декоративно-прикладного творчества история возникновения и развития виды вышивки, применяемой при создании iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знакомство учащихся с вышивкой шёлковыми лентами как видом декоративно-художественного оформления изделий познакомить учащихся с...
1. Народная вышивка орайпек как объект современного декоративно-прикладного творчества история возникновения и развития виды вышивки, применяемой при создании iconКурсовая работа по предмету: «Методика преподавания народно-прикладного творчества»
«Методические приемы развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно...
1. Народная вышивка орайпек как объект современного декоративно-прикладного творчества история возникновения и развития виды вышивки, применяемой при создании iconПоложение о Всероссийском конкурсе декоративно-прикладного творчества...
Духовно-нравственное воспитание средствами устного народного творчества на материале русских народных сказок при организации внеурочной...
1. Народная вышивка орайпек как объект современного декоративно-прикладного творчества история возникновения и развития виды вышивки, применяемой при создании icon«Разработка схемы для вышивки картинки в технике крест»
Ознакомить учащихся с историей Сибирской вышивки, с основными этапами выполнения творческого проекта, с разработкой схемы для вышивки...
1. Народная вышивка орайпек как объект современного декоративно-прикладного творчества история возникновения и развития виды вышивки, применяемой при создании iconПрактикум по декоративно-прикладному творчеству Направление подготовки
Народные традиции изготовления изделий в техниках декоративно-прикладного творчества
1. Народная вышивка орайпек как объект современного декоративно-прикладного творчества история возникновения и развития виды вышивки, применяемой при создании iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «история и теория декоративно-прикладного творчества»
1. Народная вышивка орайпек как объект современного декоративно-прикладного творчества история возникновения и развития виды вышивки, применяемой при создании iconАнализ работы школьного музея «История культуры земли московской» за 2013-2014 учебный год
«История культуры земли Московской» является знакомство учащихся с историей быта древней Москвы, с Москвой как культурным, научным,...
1. Народная вышивка орайпек как объект современного декоративно-прикладного творчества история возникновения и развития виды вышивки, применяемой при создании iconПояснительная записка в настоящее время актуальной стала проблема...
М ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной...
1. Народная вышивка орайпек как объект современного декоративно-прикладного творчества история возникновения и развития виды вышивки, применяемой при создании iconКонкурса детского и юношеского творчества на тему: «Огонь-друг, огонь- враг»
Работы жюри смотра-конкурса художественно-изобразительного, декоративно-прикладного и технических видов творчества среди обучающихся...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск