Скачать 0.95 Mb.
|
Управление образования Лидского райисполкома Учебно-методический кабинет Современный урок иностранного языка в свете основных положений Концепции иноязычного образования Районная научно-практическая конференция учителей иностранного языка Лида 2011 ББК 74.268.1 С 54 Рекомендовано районным учебно-методическим советом управления образования Лидского райисполкома. Составитель: Тункель М.З., методист учебно-методического кабинета управления образования Лидского райисполкома. Рецензент: И.И.Рубцевич, заведующая учебно-методического кабинета управления образования Лидского райисполкома, Тункель М.З., методист учебно-методического кабинета управления образования Лидского райисполкома. С 54 Современный урок иностранного языка в свете основных положений Концепции иноязычного образования: Тункель М.З., методист учебно-методического кабинета управления образования Лидского райисполкома, 2011. - 100 с. Сборник содержит методические материалы по организации современного урока иностранного языка. Адресован учителям иностранного языка, заместителям директоров по учебной работе учреждений образования. Для служебного пользования. ББК 74.268.1 С 54 © М.З.Тункель, составление, 2011 © УМК УО Лидского райисполкома, 2011 Содержание
Концептуальные подходы к организации урока иностранного языка в соответствии со стратегией иноязычного образования Мария Здиславовна Тункель, методист учебно-методического кабинета управления образования Лидского райисполкома Роль и место учебного предмета «Иностранный язык» в системе общего среднего образования предопределяется особенностями современного социального заказа, ориентирующего на такое изучение языков, которое бы сделало возможным их широкое использование в качестве средства обучения между людьми – носителями разных языков в контексте диалога их национальных культур. К числу основных задач отнесены: формирование у подрастающего поколения готовности к взаимопониманию; развитие способностей к пониманию культуры, образа жизни и мыслей других народов; умение передавать в процессе коммуникации собственные мысли и чувства. Выдвижение обозначенных задач в число приоритетных предполагает овладение иностранным языком как средством межкультурной коммуникации. Отсюда, процесс обучения иностранному языку должен быть направлен на подготовку к межъязыковому межкультурному общению. Следовательно, важным предусловием эффективности обучения выступает обеспечение у учащихся готовности к взаимопониманию посредством создания общего коммуникативного пространства с партнерами по коммуникации. Отсюда на уроках иностранного языка должны создаваться ситуации общения, моделирующие диалог культур, что позволит создать оптимальные возможности для речевого поведения учащихся в условиях искусственно создаваемой в учебных целях межъязыковой коммуникации. В процессе обучения иностранному языку заложены потенциальные возможности развития личности учащихся. Следовательно, при конструировании учебного процесса важно учитывать, что иностранный язык выступает как инструмент развития и воспитания личности, как фактор обеспечения предпосылок для самовыражения человека в глобализирующем мире. Принимая во внимание тот факт, что генеральная стратегическая цель обучения иностранному языку направлена на формирование поликультурной личности учащихся, актуализация личностно-формирующей функции чрезвычайно велика и обязательно ведет к соблюдению важнейших принципов построения учебного предмета «Иностранный язык»: -обеспечение осознания учащимися принадлежности к родной культуре в сочетании с пониманием культуры и образа жизни другого народа; -ориентация процесса обучения на обеспечение диалога культур на основе всестороннего учета взаимосвязей языка – мышления – культуры; -обеспечение социализации учащихся средствами иностранного языка; -организация обучения иностранному языку на всех уровнях предъявления требований к владению им на основе личностно ориентированного коммуникативно-когнитивного подхода. Конструирование процесса обучения иностранным языкам требует использования технологий обучения, которые обеспечивают развитие и формирование учащихся: -способности к осуществлению языковых контактов; -готовности осуществлять «диалог культур» в процессе общения с носителями других языков; -понимания природы и закономерностей речевого поведения людей, говорящих на разных языках; -владения иноязычной коммуникативной компетенцией на уровне, обеспечивающем единство речепорождения и речевосприятия. Генеральная цель обучения иностранным языкам состоит в формировании поликультурной многоязычной личности учащихся посредством овладения ими иноязычной коммуникативной компетенцией. Процесс овладения иностранным языком направлен на образование, развитие и воспитание школьников, что предполагает постановку целей обучения в единстве образовательного, развивающего и воспитательного компонентов. Образовательные цели обучения иностранным языкам состоят в усвоении и актуализации знаний об этих языках в овладении основными видами речевой деятельности (восприятие и понимание иноязычной речи на слух, говорение, чтение, письмо), в формировании соответствующих навыков и умений. Развивающие цели обучения иностранным языкам предполагают когнитивное, коммуникативное и эмоциональное развитие учащихся. В процессе овладения способами формирования и формулирования мысли на иностранном языке развивается лингвистический компонент гуманитарного мышления. Воспитательные цели обучения иностранным языкам направлены на обогащение духовного мира учащихся, воспитания у них культуры мышления, чувств, поведения. Содержание образования по учебному предмету «Иностранный язык» одинаково для всех типов общеобразовательных учебных заведений. Требования к уровню овладения иностранным языком в средней общеобразовательной школе, гимназии и лицее отличаются объемом продуктивного и рецептивного лексического материала, количеством продуктивно усваиваемого грамматического материала, степенью сложности решаемых коммуникативных задач. Концепцией предмета «Иностранный язык» определены основные критерии построения содержания языкового образования: ●Критерии сформированности умений чтения и восприятия речи на слух: -полнота понимания: правильность определения темы, установления фактов последовательности событий и причинно-следственных связей; -точность понимания; -глубина понимания. ●Критерии сформированности умений говорения: -успешность реализации коммуникативной задачи в устном сообщении; -развернутость, логичность и связность высказывания; -самостоятельность и инициативность в высказываниях; -уместность используемых речевых клише; -правильность и разнообразие используемых лексических и грамматических средств; -быстрота реакции; -выражение личного отношения к теме/проблеме. ●Критерии сформированности умений письменной речи: -успешность реализации коммуникативной задачи; -выбор языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей; -правильность используемых лексических и грамматических средств; -объем письменного текста. Обозначенные критерии определяют требования к уровням предъявления содержания образования в разрезе всех его основных компонентов: -сферы и предметно-тематическое содержание речи; -виды речевой деятельности и языковой материал; -социокультурные знания; -компенсаторные и учебно-познавательные умения и навыки самостоятельной работы с иноязычным материалом. Конкретизация обозначенных компонентов содержания образования осуществляется в образовательном стандарте учебного предмета «Иностранный язык» на основе последовательного учета положений личностно ориентированного коммуникативно-когнитивного подхода и раскрывается в учебных программах специфики преподаваемых иностранных языков. Анализ организации учебной деятельности по предмету «Иностранный язык» свидетельствует о соблюдении требований основных нормативных документов, регламентирующих иноязычное образование: Концепции учебного предмета «Иностранный язык», учебной программой для общеобразовательных учреждений, Постановлением № 97 от 1 сентября 2010 года «Об утверждении Инструкции о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь». В ходе реализации учебной программы «Иностранный язык» учителя иностранного языка руководствуются примерным календарно-тематическим планированием, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. Анализ календарно-тематического планирования и классных журналов, произведенный в ходе комплексного изучения деятельности общеобразовательных учреждений, тематического изучения свидетельствует о соответствии календарно-тематического планирования учебной программе, определению и соблюдению порядка прохождения учебного материала. Однако следует планировать строго в соответствии с предметно-тематическим содержанием учебной программы раздел календарно-тематического планирования «Тема». Образовательный процесс по предмету «Иностранный язык» направлен на формирование коммуникативной компетенции. Посещенные уроки свидетельствуют о том, что учителями английского языка уделяется внимание комплексной реализации образовательной, развивающей и воспитательной цели. Формируются, совершенствуются и развиваются 4 основных вида речевой деятельности, при этом приоритетными являются устно-речевые упражнения «задания», что способствует овладению иностранным языком как средством общения. С целью создания эффективной образовательной среды на уроках иностранного языка учителями используются различные режимы работы, создаются реальные ситуации иноязычного общения. Для определения соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательного стандарта и учебной программе учителями предмета проводится текущая, промежуточная и итоговая аттестация. С целью минимизации погрешностей в осуществлении регулирования и корректировки знаний учащихся учителя используют коммуникативные приемы оценки результатов учебной деятельности по всем видам речевой деятельности, устные формы проверки результатов учебной деятельности учащихся приоритетны. С целью интенсификации образовательного процесса на уроках иностранного языка используются ТСО, положительным опытом являются уроки учителя английского языка СШ № 8 г.Лиды, победителя районного конкурса «Учитель года-2011», суперфиналиста областного конкурса Булай И.Б., уроки учителей Чайко О.В. (СШ № 4 г.Лиды), Богданович О.Э. (СШ № 12 г.Лиды), Тучковской В.К. (СШ № 1 г.Лиды), представленные на районный конкурс «Лучший видеоролик урока с использованием ЭСО», уроки с применением мультимедийных презентаций. С целью непрерывного совершенствования уровня педагогического мастерства, профессиональной компетенции осуществляется методическая деятельность, координатором которой являются ШМО учителей иностранного языка. Организована самообразовательная деятельность педагогов. Анализ тематики заседаний ШМО и тем по самообразованию педагогов подтверждают их соответствие актуальным проблемам преподавания предмета. Однако в организации образовательной деятельности по иностранному языку осуществляют проблемы объективно и субъективно обусловленные. Не в полной мере используются учителями возможности для формирования речевого поведения и речевого мышления учащихся: механическое чтение текстов без организации общения в рамках прочитанного, не создаются коммуникативные ситуации на этапе введения нового лексического и грамматического материала, не используются коммуникативные приемы предупреждения и исправления ошибок учащихся, требует совершенствования контрольно-оценочная деятельность: приоритет – устным формам проверки. Анализ сложившейся образовательной ситуации позволяет констатировать, что эффективное обучение иностранному языку – одна из актуальных задач системы общего среднего образования. Поставленная конкретная задача – овладение выпускниками средней школы иностранным языком как средством общения ведет к утверждению новой образовательной парадигмы – парадигмы коммуникативно ориентированного обучения иностранному языку. В современной образовательной ситуации учитель иностранного языка должен быть готовым к работе в коммуникативном режиме. Поэтому, организация образовательного процесса по иностранному языку требует от учителя целенаправленной работы по освоению нового содержания обучения, внедрения технологий обучения, позволяющих формировать в сознании ученика механизмы порождения речи, близкой к аутентичной, создания и проведения урока-общения на изучаемом языке, усвоения в процессе этого общения языкового и речевого учебного материала; урока, на котором языковые знания являются средством формирования умения получать и передавать информацию; организации процесса обучения иностранному языку на основе моделирования ситуаций общения, обеспечивающих интегративность овладения учащимися ключевыми компетенциями. С целью эффективной организации образовательного процесса по иностранным языкам, повышения уровня учебной, научно-методической и организационной работы в общеобразовательных учреждениях в соответствии со стратегией обновления иноязычного образования учителям иностранного языка необходимо: -считать приоритетным в повышении уровня собственной научно-методической работы использование актуального содержания научно-методического журнала «Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь», касающегося развития отечественного языкового образования; -использовать дополнительное учебное время преимущественно для развития и совершенствования навыков и умений устной речи; -использовать при необходимости в качестве дополнительных учебных материалов все имеющиеся компоненты национальных УМК, пособия для факультативных занятий, дидактические материалы, разработанные учителем; -использовать коммуникативные технологии в обучении всем видам речевой деятельности и всем аспектам иностранного языка; -вводить и закреплять новый лексический и грамматический материал в коммуникативных ситуациях, обучать устной речи на основе коммуникативных и ролевых игр, дискуссий, проектов; увеличить на уроке время речевой активности каждого учащегося за счет организации работы в парах, группах; обучать чтению и аудированию с обязательным соблюдением предтекстового, текстового и послетекстового этапов работы; -проводить весь урок на иностранном языке. К использованию родного языка прибегать при необходимости разъяснения грамматических правил, семантизации сложных понятий, обеспечения однозначного понимания отдельных языковых явлений; -применять устные формы проверки результатов учебных достижений учащихся. |
Приложению Межпредметная научно-практическая конференция исследовательских... Районная научно-практическая конференция «Путь к успеху» будет проводиться в два этапа | Анализ работы мо учителей английского языка за 2012-2013 учебный год Мо учителей иностранного языка работало над научно-методической темой: «Личностно-ориентированный подход в обучении иностранного... | ||
О районной научно- практической конференции школьников Районная научно- практическая конференция школьников (далее рнпкш) направлена на выявление и развитие интеллектуальных, творческих,... | Ii районная научно-практическая конференция «Инновационная деятельность... Руководитель мо заместитель директора по увр директор мбоу «Лицей №9» г. Белгорода | ||
Секция «Научно-практическая конференция». Номинация «Мы здоровью скажем «Да» В 2012г. – традиционная научно-практическая конференция и конкурс видеороликов и мини-сочинений на тему «Если бы я был министром... | Районная научно-практическая конференция учащихся Саянского района Полное название темы работы Моу дод «Саянский районный Центр детского творчества», объединение «Юный исследователь» | ||
Xvi муниципальная научно практическая конференция «Научно-практическая конференция «поиск» Музыка, прежде всего современная, является неотъемлемой частью жизни подростков и молодежи. Именно они — основные потребители музыкальной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Районная научно-практическая конференция «Сохраним и приумножим», посвященная открытию Года охраны окружающей среды | ||
Районная научно-практическая конференция «Юность и наука» Секреты... О муниципальной целевой программе «Профилактика терроризма и экстремизма на территории Кировского района рсо-алания» | Дебаты, круглый стол; судебное заседание; конференция. Методы, используемые... Кондратьева С. И. Дискуссия на уроке иностранного языка. Учитель – учителю. Из опыта работы учителей иностранного языка Белгородской... | ||
Отчет о работе шмо учителей иностранного языка средней школы №8 с... Повышать образовательный уровень и профессиональную компетенцию учителей иностранного языка | Районная научно-практическая конференция состоится: 14 февраля в... Участниками конференции могут быть школьники 6-11 классов, победители и призёры школьных конференций, по каждому направлению, перечисленному... | ||
Анализ работы мо учителей иностранного языка мобу сош №1 с. Бураево за 2012-2013 учебный год Тема деятельности методического объединения учителей иностранного языка на 2012-2013 учебный год: «Профессиональное развитие учителя... | Iv районная научно практическая конференция Младших школьников «Учение с увлечением» Мыльные пузыри – эта забава известна с давних времён. Она привлекает как детей, так и взрослых. Но одновременно это и объект для... | ||
Районная научно-практическая конференция учащихся «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки» Цель работы: изучение образа жизни синиц и создание безопасных условий для обитания и увеличения числа птиц | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Научно-практическая конференция для председателей школьных методических объединений учителей русского языка и литературы «Русская... |