Районная научно-практическая конференция учителей иностранного языка





НазваниеРайонная научно-практическая конференция учителей иностранного языка
страница1/8
Дата публикации26.08.2014
Размер0.95 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8


Управление образования Лидского райисполкома

Учебно-методический кабинет

Современный урок

иностранного языка в свете основных положений Концепции иноязычного образования

Районная научно-практическая конференция

учителей иностранного языка

Лида

2011
ББК 74.268.1

С 54

Рекомендовано районным учебно-методическим советом управления образования Лидского райисполкома.
Составитель: Тункель М.З., методист учебно-методического кабинета управления образования Лидского райисполкома.

Рецензент: И.И.Рубцевич, заведующая учебно-методического кабинета управления образования Лидского райисполкома, Тункель М.З., методист учебно-методического кабинета управления образования Лидского райисполкома.
С 54 Современный урок иностранного языка в свете основных положений Концепции иноязычного образования: Тункель М.З., методист учебно-методического кабинета управления образования Лидского райисполкома, 2011. - 100 с.
Сборник содержит методические материалы по организации современного урока иностранного языка.

Адресован учителям иностранного языка, заместителям директоров по учебной работе учреждений образования.

Для служебного пользования.


ББК 74.268.1

С 54

© М.З.Тункель, составление, 2011

© УМК УО Лидского райисполкома, 2011

Содержание


1

Концептуальные подходы к организации урока иностранного языка в соответствии со стратегией иноязычного образования




4

2

Современный урок иностранного языка с позиции модернизации иноязычного образования




12

3

Приемы активизации устной речи на уроках иностранного языка




18

4

Коммуникативные возможности многомерной дидактической технологии




25

5

Применение игровых технологий в преподавании иностранного языка как средство развития коммуникативной и социокультурной компетенции




39

6

Нестандартные уроки иностранного языка: актуальность и значимость




56

7

Формирование познавательной активности учащихся через нетрадиционные формы уроков, внеклассную работу по предмету




64

8

Информационные технологии как средство повышения эффективности урока иностранного языка




70

9

Применение электронных средств обучения в условиях преподавания предмета «Иностранный язык»




75

10

Роль ШМО в осуществлении методической подготовленности учителя иностранного языка работать на уроке в коммуникативном режиме




85

11

Роль кабинета иностранного языка в организации преподавания предмета «Иностранный язык»




92

12

Литература




98


Концептуальные подходы

к организации урока иностранного языка

в соответствии со стратегией

иноязычного образования
Мария Здиславовна Тункель, методист учебно-методического кабинета управления образования Лидского райисполкома
Роль и место учебного предмета «Иностранный язык» в системе общего среднего образования предопределяется особенностями современного социального заказа, ориентирующего на такое изучение языков, которое бы сделало возможным их широкое использование в качестве средства обучения между людьми – носителями разных языков в контексте диалога их национальных культур.

К числу основных задач отнесены: формирование у подрастающего поколения готовности к взаимопониманию; развитие способностей к пониманию культуры, образа жизни и мыслей других народов; умение передавать в процессе коммуникации собственные мысли и чувства. Выдвижение обозначенных задач в число приоритетных предполагает овладение иностранным языком как средством межкультурной коммуникации.

Отсюда, процесс обучения иностранному языку должен быть направлен на подготовку к межъязыковому межкультурному общению. Следовательно, важным предусловием эффективности обучения выступает обеспечение у учащихся готовности к взаимопониманию посредством создания общего коммуникативного пространства с партнерами по коммуникации. Отсюда на уроках иностранного языка должны создаваться ситуации общения, моделирующие диалог культур, что позволит создать оптимальные возможности для речевого поведения учащихся в условиях искусственно создаваемой в учебных целях межъязыковой коммуникации.

В процессе обучения иностранному языку заложены потенциальные возможности развития личности учащихся. Следовательно, при конструировании учебного процесса важно учитывать, что иностранный язык выступает как инструмент развития и воспитания личности, как фактор обеспечения предпосылок для самовыражения человека в глобализирующем мире. Принимая во внимание тот факт, что генеральная стратегическая цель обучения иностранному языку направлена на формирование поликультурной личности учащихся, актуализация личностно-формирующей функции чрезвычайно велика и обязательно ведет к соблюдению важнейших принципов построения учебного предмета «Иностранный язык»:

-обеспечение осознания учащимися принадлежности к родной культуре в сочетании с пониманием культуры и образа жизни другого народа;

-ориентация процесса обучения на обеспечение диалога культур на основе всестороннего учета взаимосвязей языка – мышления – культуры;

-обеспечение социализации учащихся средствами иностранного языка;

-организация обучения иностранному языку на всех уровнях предъявления требований к владению им на основе личностно ориентированного коммуникативно-когнитивного подхода.

Конструирование процесса обучения иностранным языкам требует использования технологий обучения, которые обеспечивают развитие и формирование учащихся:

-способности к осуществлению языковых контактов;

-готовности осуществлять «диалог культур» в процессе общения с носителями других языков;

-понимания природы и закономерностей речевого поведения людей, говорящих на разных языках;

-владения иноязычной коммуникативной компетенцией на уровне, обеспечивающем единство речепорождения и речевосприятия.

Генеральная цель обучения иностранным языкам состоит в формировании поликультурной многоязычной личности учащихся посредством овладения ими иноязычной коммуникативной компетенцией.

Процесс овладения иностранным языком направлен на образование, развитие и воспитание школьников, что предполагает постановку целей обучения в единстве образовательного, развивающего и воспитательного компонентов.

Образовательные цели обучения иностранным языкам состоят в усвоении и актуализации знаний об этих языках в овладении основными видами речевой деятельности (восприятие и понимание иноязычной речи на слух, говорение, чтение, письмо), в формировании соответствующих навыков и умений.

Развивающие цели обучения иностранным языкам предполагают когнитивное, коммуникативное и эмоциональное развитие учащихся. В процессе овладения способами формирования и формулирования мысли на иностранном языке развивается лингвистический компонент гуманитарного мышления.

Воспитательные цели обучения иностранным языкам направлены на обогащение духовного мира учащихся, воспитания у них культуры мышления, чувств, поведения.

Содержание образования по учебному предмету «Иностранный язык» одинаково для всех типов общеобразовательных учебных заведений. Требования к уровню овладения иностранным языком в средней общеобразовательной школе, гимназии и лицее отличаются объемом продуктивного и рецептивного лексического материала, количеством продуктивно усваиваемого грамматического материала, степенью сложности решаемых коммуникативных задач.

Концепцией предмета «Иностранный язык» определены основные критерии построения содержания языкового образования:

●Критерии сформированности умений чтения и восприятия речи на слух:

-полнота понимания: правильность определения темы, установления фактов последовательности событий и причинно-следственных связей;

-точность понимания;

-глубина понимания.

●Критерии сформированности умений говорения:

-успешность реализации коммуникативной задачи в устном сообщении;

-развернутость, логичность и связность высказывания;

-самостоятельность и инициативность в высказываниях;

-уместность используемых речевых клише;

-правильность и разнообразие используемых лексических и грамматических средств;

-быстрота реакции;

-выражение личного отношения к теме/проблеме.

●Критерии сформированности умений письменной речи:

-успешность реализации коммуникативной задачи;

-выбор языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

-правильность используемых лексических и грамматических средств;

-объем письменного текста.

Обозначенные критерии определяют требования к уровням предъявления содержания образования в разрезе всех его основных компонентов:

-сферы и предметно-тематическое содержание речи;

-виды речевой деятельности и языковой материал;

-социокультурные знания;

-компенсаторные и учебно-познавательные умения и навыки самостоятельной работы с иноязычным материалом.

Конкретизация обозначенных компонентов содержания образования осуществляется в образовательном стандарте учебного предмета «Иностранный язык» на основе последовательного учета положений личностно ориентированного коммуникативно-когнитивного подхода и раскрывается в учебных программах специфики преподаваемых иностранных языков.

Анализ организации учебной деятельности по предмету «Иностранный язык» свидетельствует о соблюдении требований основных нормативных документов, регламентирующих иноязычное образование: Концепции учебного предмета «Иностранный язык», учебной программой для общеобразовательных учреждений, Постановлением № 97 от 1 сентября 2010 года «Об утверждении Инструкции о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь».

В ходе реализации учебной программы «Иностранный язык» учителя иностранного языка руководствуются примерным календарно-тематическим планированием, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. Анализ календарно-тематического планирования и классных журналов, произведенный в ходе комплексного изучения деятельности общеобразовательных учреждений, тематического изучения свидетельствует о соответствии календарно-тематического планирования учебной программе, определению и соблюдению порядка прохождения учебного материала. Однако следует планировать строго в соответствии с предметно-тематическим содержанием учебной программы раздел календарно-тематического планирования «Тема».

Образовательный процесс по предмету «Иностранный язык» направлен на формирование коммуникативной компетенции. Посещенные уроки свидетельствуют о том, что учителями английского языка уделяется внимание комплексной реализации образовательной, развивающей и воспитательной цели. Формируются, совершенствуются и развиваются 4 основных вида речевой деятельности, при этом приоритетными являются устно-речевые упражнения «задания», что способствует овладению иностранным языком как средством общения.

С целью создания эффективной образовательной среды на уроках иностранного языка учителями используются различные режимы работы, создаются реальные ситуации иноязычного общения.

Для определения соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательного стандарта и учебной программе учителями предмета проводится текущая, промежуточная и итоговая аттестация. С целью минимизации погрешностей в осуществлении регулирования и корректировки знаний учащихся учителя используют коммуникативные приемы оценки результатов учебной деятельности по всем видам речевой деятельности, устные формы проверки результатов учебной деятельности учащихся приоритетны.

С целью интенсификации образовательного процесса на уроках иностранного языка используются ТСО, положительным опытом являются уроки учителя английского языка СШ № 8 г.Лиды, победителя районного конкурса «Учитель года-2011», суперфиналиста областного конкурса Булай И.Б., уроки учителей Чайко О.В. (СШ № 4 г.Лиды), Богданович О.Э. (СШ № 12 г.Лиды), Тучковской В.К. (СШ № 1 г.Лиды), представленные на районный конкурс «Лучший видеоролик урока с использованием ЭСО», уроки с применением мультимедийных презентаций.

С целью непрерывного совершенствования уровня педагогического мастерства, профессиональной компетенции осуществляется методическая деятельность, координатором которой являются ШМО учителей иностранного языка.

Организована самообразовательная деятельность педагогов. Анализ тематики заседаний ШМО и тем по самообразованию педагогов подтверждают их соответствие актуальным проблемам преподавания предмета.

Однако в организации образовательной деятельности по иностранному языку осуществляют проблемы объективно и субъективно обусловленные.

Не в полной мере используются учителями возможности для формирования речевого поведения и речевого мышления учащихся: механическое чтение текстов без организации общения в рамках прочитанного, не создаются коммуникативные ситуации на этапе введения нового лексического и грамматического материала, не используются коммуникативные приемы предупреждения и исправления ошибок учащихся, требует совершенствования контрольно-оценочная деятельность: приоритет – устным формам проверки.

Анализ сложившейся образовательной ситуации позволяет констатировать, что эффективное обучение иностранному языку – одна из актуальных задач системы общего среднего образования. Поставленная конкретная задача – овладение выпускниками средней школы иностранным языком как средством общения ведет к утверждению новой образовательной парадигмы – парадигмы коммуникативно ориентированного обучения иностранному языку. В современной образовательной ситуации учитель иностранного языка должен быть готовым к работе в коммуникативном режиме. Поэтому, организация образовательного процесса по иностранному языку требует от учителя целенаправленной работы по освоению нового содержания обучения, внедрения технологий обучения, позволяющих формировать в сознании ученика механизмы порождения речи, близкой к аутентичной, создания и проведения урока-общения на изучаемом языке, усвоения в процессе этого общения языкового и речевого учебного материала; урока, на котором языковые знания являются средством формирования умения получать и передавать информацию; организации процесса обучения иностранному языку на основе моделирования ситуаций общения, обеспечивающих интегративность овладения учащимися ключевыми компетенциями.

С целью эффективной организации образовательного процесса по иностранным языкам, повышения уровня учебной, научно-методической и организационной работы в общеобразовательных учреждениях в соответствии со стратегией обновления иноязычного образования учителям иностранного языка необходимо:

-считать приоритетным в повышении уровня собственной научно-методической работы использование актуального содержания научно-методического журнала «Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь», касающегося развития отечественного языкового образования;

-использовать дополнительное учебное время преимущественно для развития и совершенствования навыков и умений устной речи;

-использовать при необходимости в качестве дополнительных учебных материалов все имеющиеся компоненты национальных УМК, пособия для факультативных занятий, дидактические материалы, разработанные учителем;

-использовать коммуникативные технологии в обучении всем видам речевой деятельности и всем аспектам иностранного языка;

-вводить и закреплять новый лексический и грамматический материал в коммуникативных ситуациях, обучать устной речи на основе коммуникативных и ролевых игр, дискуссий, проектов; увеличить на уроке время речевой активности каждого учащегося за счет организации работы в парах, группах; обучать чтению и аудированию с обязательным соблюдением предтекстового, текстового и послетекстового этапов работы;

-проводить весь урок на иностранном языке. К использованию родного языка прибегать при необходимости разъяснения грамматических правил, семантизации сложных понятий, обеспечения однозначного понимания отдельных языковых явлений;

-применять устные формы проверки результатов учебных достижений учащихся.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Районная научно-практическая конференция учителей иностранного языка iconПриложению Межпредметная научно-практическая конференция исследовательских...
Районная научно-практическая конференция «Путь к успеху» будет проводиться в два этапа
Районная научно-практическая конференция учителей иностранного языка iconАнализ работы мо учителей английского языка за 2012-2013 учебный год
Мо учителей иностранного языка работало над научно-методической темой: «Личностно-ориентированный подход в обучении иностранного...
Районная научно-практическая конференция учителей иностранного языка iconО районной научно- практической конференции школьников
Районная научно- практическая конференция школьников (далее рнпкш) направлена на выявление и развитие интеллектуальных, творческих,...
Районная научно-практическая конференция учителей иностранного языка iconIi районная научно-практическая конференция «Инновационная деятельность...
Руководитель мо заместитель директора по увр директор мбоу «Лицей №9» г. Белгорода
Районная научно-практическая конференция учителей иностранного языка iconСекция «Научно-практическая конференция». Номинация «Мы здоровью скажем «Да»
В 2012г. – традиционная научно-практическая конференция и конкурс видеороликов и мини-сочинений на тему «Если бы я был министром...
Районная научно-практическая конференция учителей иностранного языка iconРайонная научно-практическая конференция учащихся Саянского района Полное название темы работы
Моу дод «Саянский районный Центр детского творчества», объединение «Юный исследователь»
Районная научно-практическая конференция учителей иностранного языка iconXvi муниципальная научно практическая конференция «Научно-практическая конференция «поиск»
Музыка, прежде всего современная, является неотъемлемой частью жизни подростков и молодежи. Именно они — основные потребители музыкальной...
Районная научно-практическая конференция учителей иностранного языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Районная научно-практическая конференция «Сохраним и приумножим», посвященная открытию Года охраны окружающей среды
Районная научно-практическая конференция учителей иностранного языка iconРайонная научно-практическая конференция «Юность и наука» Секреты...
О муниципальной целевой программе «Профилактика терроризма и экстремизма на территории Кировского района рсо-алания»
Районная научно-практическая конференция учителей иностранного языка iconДебаты, круглый стол; судебное заседание; конференция. Методы, используемые...
Кондратьева С. И. Дискуссия на уроке иностранного языка. Учитель – учителю. Из опыта работы учителей иностранного языка Белгородской...
Районная научно-практическая конференция учителей иностранного языка iconОтчет о работе шмо учителей иностранного языка средней школы №8 с...
Повышать образовательный уровень и профессиональную компетенцию учителей иностранного языка
Районная научно-практическая конференция учителей иностранного языка iconРайонная научно-практическая конференция состоится: 14 февраля в...
Участниками конференции могут быть школьники 6-11 классов, победители и призёры школьных конференций, по каждому направлению, перечисленному...
Районная научно-практическая конференция учителей иностранного языка iconАнализ работы мо учителей иностранного языка мобу сош №1 с. Бураево за 2012-2013 учебный год
Тема деятельности методического объединения учителей иностранного языка на 2012-2013 учебный год: «Профессиональное развитие учителя...
Районная научно-практическая конференция учителей иностранного языка iconIv районная научно практическая конференция Младших школьников «Учение с увлечением»
Мыльные пузыри – эта забава известна с давних времён. Она привлекает как детей, так и взрослых. Но одновременно это и объект для...
Районная научно-практическая конференция учителей иностранного языка iconРайонная научно-практическая конференция учащихся «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки»
Цель работы: изучение образа жизни синиц и создание безопасных условий для обитания и увеличения числа птиц
Районная научно-практическая конференция учителей иностранного языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Научно-практическая конференция для председателей школьных методиче­ских объединений учителей русского языка и литературы «Русская...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск