Скачать 0.98 Mb.
|
ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИЯ развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года Содержание
Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее – Концепция) разработана на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», от 15 апреля 1993 года № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», федеральных законов от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Областных законов от 22 июля 1997 года № 43-ОЗ «О культурной деятельности на территории Свердловской области», от 27 декабря 2004 года № 232-ОЗ «О музейном деле в Свердловской области», а также в соответствии с целями и задачами развития сферы культуры и музейного дела, определенными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, Концепцией федеральной целевой программы «Культура России (2012 – 2018 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 209-р, проектом Концепции развития музейной деятельности в Российской Федерации до 2020 года, Государственной программой Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 2567-р, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 № 1757-р, Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года № 36-ОЗ «О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011 – 2015 годы», Указом Губернатора Свердловской области от 27 июля 2012 года № 584-УГ «О реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», от 7 мая 2012 года № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», государственной программой «Развитие культуры в Свердловской области до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 № 1268-ПП. Концепция направлена на установление основополагающих принципов, идей и подходов к формированию культурной политики Свердловской области в сфере музейной деятельности и соотносится с миссией и стратегическими целями культурной политики в Свердловской области, отраженными в Концепции развития культуры Свердловской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 06.11.2012 № 1238-ПП. В Концепции представлен анализ состояния музейной сферы в Свердловской области, определены цели и задачи, основные направления развития музейной сферы как одного из направлений культурной деятельности в регионе, а также механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции. Раздел 1. Общие положения В соответствии с Федеральным законом от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» основными целями создания музеев являются «осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности; хранение музейных предметов и музейных коллекций; выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций; публикация музейных предметов и музейных коллекций», для музеев-заповедников – наряду с указанными целями – также «обеспечение сохранности переданных музею-заповеднику объектов культурного наследия и доступа к ним граждан, осуществление сохранения, изучения и популяризации указанных объектов» и, кроме того, «обеспечение режима содержания достопримечательного места, отнесенного к историко-культурному заповеднику, или ансамбля, сохранение в границах территории музея-заповедника исторически сложившихся видов деятельности (в том числе поддержание традиционного образа жизни и природопользования), осуществляемых сложившимися, характерными для данной территории способами, народных художественных промыслов и ремесел, осуществление экскурсионного обслуживания, предоставление информационных услуг, а также создание условий для туристской деятельности». Музеи являются частью государственной системы сохранения национального культурного достояния и обеспечения его передачи будущим поколениям. Будучи институтами по передаче знаний о культуре, центрами формального и неформального образования, музеи способствуют духовно-нравственному развитию граждан, воспитанию их в духе патриотизма. Работая с элементами материального и нематериального культурного наследия, музеи представляют собой уникальный инструмент продвижения и сохранения культурного разнообразия. Особенность музея состоит в том, что он одновременно является хранителем национального достояния и субъектом рынка услуг. Музеи являются некоммерческими организациями и могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Это влечет за собой необходимость финансовой поддержки со стороны государства, но, в то же время, не освобождает музеи от обязанности учитывать реалии рыночной экономики, осваивать хозяйственное мышление, внедрять новые инструменты управления и организации деятельности. Сохраняя наследие, предлагая яркие, нестандартные решения в области культурных практик, музеи способны стать фактором, влияющим на рост доходности территорий, на инвестиционную привлекательность регионов. Цель настоящей Концепции – реализовать ресурсный потенциал музейного комплекса Свердловской области и создать условия для эффективного функционирования музеев в соответствии с запросами личности, общества и государства. Задачи Концепции сформулированы в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации социальной политики». Концепция направлена на усиление роли музеев Свердловской области как значимого ресурса развития общества, культуры и экономики, на становление музейного дела как современной высокотехнологичной отрасли. Концепция учитывает существующие в Свердловской области факторы социально-экономического развития, происходящие процессы реформирования бюджетной сферы, условия материально-технической базы музейного комплекса Свердловской области, сохраняющийся дефицит бюжетного финансирования музейной сферы, ведущую роль органов местного самоуправления в организации культурного досуга населения, необходимость модернизации управления музейной деятельностью, повышения профессиональной компетенции музейных работников, улучшения системы их профессиональной подготовки и переподготовки. Концепция исходит из того, что музеи, сохраняя, интерпретируя и транслируя историко-культурное наследие Свердловской области и уральского региона в целом, участвуют в решении насущных задач общества, таких как повышение качества человеческого капитала, предоставление возможностей для развития человека через индивидуальное непрерывное образование; улучшение качества социальной среды, обеспечение доступа к культурным ценностям и культурным услугам; актуализация историко-культурного наследия и сохранение социальной памяти, отраженной в памятниках истории и культуры; развитие культурного туризма, создание на основе ресурсов культурного наследия дополнительных источников для обеспечения устойчивого развития муниципальных образований; разработка и продвижение имиджевых культурных брендов региона. Концепция не содержит конкретных мероприятий, она носит установочный характер и может быть использована при разработке локальных программ, планов, проектов органами управления и музейными учреждениями любых форм собственности. Раздел 2 . Основные понятия и термины В настоящей Концепции используются следующие базовые понятия и термины: 1) аудитория музейная – общность людей, на которых направлено воздействие музея. Характеризуется в соответствии с присущими ей социально-демографическими параметрами (пол, возраст, образование, место жительства). А.м. делится на реальную и потенциальную, постоянную и нестабильную, традиционную и новую (люди с ограниченными возможностями, мигранты, безработные, молодежь, индифферентная к музею). Детальная сегментация а.м., учет особенностей различных категорий посетителей, ориентация на ее расширение являются источниками качественных показателей культурно-образовательной деятельности музея. А.м. является объектом изучения социологии музейной и психологии музейной. 2) ведомственные музеи – группа музеев, которые находятся в ведении различных министерств и ведомств в качестве структурных подразделений. Отвечают задачам представления и развития какого-либо отраслевого ведомства – образования, путей сообщения, здравоохранения и т.д., силовых министерств (обороны, внутренних дел и т.д.), а также научных (напр., Академии наук) и общественных организаций (профсоюзов, партий, обществ). Значительная часть в.м. – музеи образовательных учреждений. В.м. являются одной из представительных групп музеев РФ. 3) виртуальный музей – 1) созданная с помощью компьютерных технологий модель придуманного музея, существующего исключительно в виртуальном пространстве. Воспроизводит некоторые составляющие реального музея: каталоги «коллекций», «экспозицию» и т.п. Как правило, отличается возможностью обратной связи с посетителями сайта, широко представленными воспроизведениями «музейных предметов», наличием трехмерных «виртуальных экспозиций», дающих возможность виртуального путешествия по «экспозиции» и даже ее самостоятельного моделирования; 2) Электронные публикации объединенных по тематическому, региональному, проблемному или иному принципу подборок артефактов, в действительности находящихся в разных местах и не составляющих коллекций. На бытовом уровне «в.м.» нередко называют сайт реально существующего музея. 4) Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации – учетный документ, содержащий основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включённых в состав Музейного фонда РФ. Ведение Г.к. М.ф. РФ осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры. 5) Детский музей – учреждение музейного типа, для которого характерны ориентация на целевую аудиторию музейную (дети); приоритет образовательно-воспитательной функции, дополненной осуществлением социальной адаптации ребенка к окружающей действительности; интерактивная экспозиция музейная, стимулирующая творческую и игровую деятельность детей. Д.м. представляет собой синтетическую форму, являясь одновременно музеем, школой, игровой площадкой, творческой мастерской, клубом. Может существовать как самостоятельная структура, входить в состав традиционного музея на правах отдела или филиала («музей в музее»), быть частью иных учреждений культуры и образования для детей. Институция Д.м. одновременно с термином формируется с конца XIX века. 6) единица хранения – предмет или группа предметов, входящих в состав фондов музея, принятый (принятая) в качестве единицы учёта в музейном деле. 7) Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации – государственная информационная система, содержащая банк данных об объектах культурного наследия (памятниках) и являющаяся основным источником информации об этих объектах, их территориях и зонах охраны. Согласно Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», Положение о реестре утверждается Правительством РФ. 8) Завод-музей – музей, созданный на основе музеефикации промышленного предприятия – комплексного памятника истории индустрии, науки и техники. Относится к профильной группе промышленных музеев. З.-м. стремится по возможности сохранить и сделать объектом экспонирования также сами производственные процессы. В российском музейном деле идея комплексной музеефикации целых заводов впервые возникла в 1920-е гг., но стойкий интерес к промышленным предприятиям как музейным объектам сформировался в 1980-е гг. Первым в России получил официальное название «З.-м.» Нижнетагильский завод-музей истории уральской металлургии (1987). 9) информационные технологии в музейном деле – совокупность научно-технических методов, средств и ресурсов, обеспечивающих сбор, хранение, обработку информации в музее и её распространение внутри и вне музейных стен. И.т. направлены на снижение трудоемкости ручной работы, на повышение доступности информации и эффективности её поиска (компьютеризация фондов, создание баз данных и музейных сайтов), усиление информативности и коммуникативности музейной экспозиции. 10) комплектование музейных фондов – одно из основных направлений музейной деятельности, процесс выявления и сбора предметов музейного значения, приобретающих в музее статус музейных предметов. К.м.ф. осуществляется целенаправленно в соответствии с миссией музея и научной концепцией комплектования музея. Реализует основную социальную функцию музея – документирования процессов и явлений, происходящих в природе и обществе. 11) коммуникация музейная – процесс передачи и осмысления информации, происходящий между музеем и обществом. Базовой формой к.м. является экспозиция музейная, основывающаяся на подлиннике и интерпретирующая культурное и природное наследие. Понятие «к.м.» введено в научный оборот в 1968 году канадским музеологом Д.Ф. Камероном и отражает потребность переосмысления музея как института социальной памяти, участвующего в постоянном диалоге с обществом. Образовательные аспекты к.м. изучает педагогика музейная, поведенческие – психология музейная. 12) культурное наследие Российской Федерации – материальные и нематериальные объекты культуры, созданные в прошлом и представляющие ценность с эстетической, социально-культурной, исторической, археологической, архитектурной и иных точек зрения, значимые для сохранения и развития культурной самобытности Российской Федерации, этнических и иных культурных сообществ, их вклада в мировую цивилизацию; 13) культурное пространство – сфера распространения определенных устойчивых ценностей, традиций и верований, обеспечивающих существование и развитие культуры и обладающих преемственностью; 14) культурное разнообразие – неповторимость и многообразие форм культуры, проявляющиеся в особенностях, присущих различным социально-демографическим группам, этническим, территориальным и иным культурным сообществам, в особенности коренным народам и национальным меньшинствам, являющиеся общим достоянием и источником развития человечества; 15) культурное сообщество – форма культурного самоопределения, представляющая собой свободное объединение граждан, относящих себя к определенной культуре (носителей культуры), разделяющих общие ценности, традиции, верования, на основе их добровольной самоорганизации в любых формах в целях совместного участия в культурной жизни в соответствии с законодательством Российской Федерации; 16) культурное сотрудничество – способы человеческих отношений, обеспечивающие объединение людей и организаций вокруг общих целей во имя развития социальной и культурной сфер; 17) культурные блага – условия и услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения культурных потребностей граждан, культурных сообществ и общества в целом; 18) культурные ценности – 1) нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты; 2) предметы религиозного или светского характера, имеющие значение для истории и культуры и относящиеся к категориям, определенным в ст. 7 Федерального закона от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей». 19) миссия музея – 1) предназначение (сверхзадача) музея, определяемая как генерирование культуры настоящего и будущего на основе сохранения и актуализации наиболее ценной части всех видов наследия; 2) элемент стратегического планирования деятельности конкретного музея, программное заявление, в котором сформулированы главная цель музея, его роль и общественная сущность, принципы его функционирования. Не являясь юридическим документом, программное заявление служит (наряду с Уставом музея) основополагающим компонентом разработки средне- и долгосрочной музейной политики и планирования. Уточняется и пересматривается с определенной периодичностью. 20) музейное дело – область культурной деятельности, нацеленной на обеспечение функционирования музея как учреждения и выполнения им социальных функций музея. Становление м.д. неразрывно связано с формированием направлений музейной деятельности и музейных профессий. В XX в. м.д. становится объектом культурной политики государства. В разных странах имеет свою специфику. 21) Музей-заповедник – разновидность музея, в состав которого помимо экспозиций входят архитектурные, исторические и природные памятники, важные для сохранения историко-культурного и природного наследия региона. С целью защиты этих памятников государство дополнительно наделяет такие музеи правовым статусом заповедника, что предусматривает особый режим сохранения и использования включенных в него территорий и объектов. С конца XX века большую роль начинает играть сохранение или воссоздание взаимосвязей между объектами М.-з., включение в состав последних объектов нематериального культурного наследия, а также ревитализация среды. Отдельные М.-з. приобретают качества, сближающие их с экомузеями и живыми музеями. 22) музейный предмет – культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление. 23) музейная коллекция – совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам. 24) музейная сеть – целенаправленно формируемая совокупность музеев, либо совокупность конкретных групп музеев (определенного профиля, типа), действующих на определенной территории. Организационные формы м.с. складывались на протяжении XX века в целях равномерного размещения музеев по стране, рационального использования культурных ресурсов. Политика формирования и формы организации м.с. являются одними из направлений культурной политики государства в деле сохранения и представления национального культурного и природного наследия. 25) Музейный фонд – совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных федеральным законодательством. 26) музей – некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций. 27) научная концепция экспозиции – теоретическое обоснование экспозиции музейной, документ, содержащий изложение основ экспозиционного замысла и научную трактовку темы экспозиции. 28) национальное культурное достояние – особо ценные объекты культуры (произведения искусства, фонды и коллекции, объекты культурного наследия), а также организации культуры, творческие коллективы, деятели культуры, имеющие общероссийское значение; 29) нематериальное культурное наследие (нематериальные объекты культуры) – обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия; 30) объект культурного наследия – относящийся к культурному наследию объект культуры, представляющий собой единый комплекс, сочетающий материальные (здания, сооружения, памятники и другие объекты) и нематериальные (наименование, традиции, знания и навыки, историю, культурное пространство и другие нематериальные объекты культуры) компоненты, а также связанное с ними культурное сообщество; 31) общества друзей музея – общественные организации, создаваемые при конкретных музеях с целью их общественной поддержки (финансовой и организационной). 32) педагогика музейная – интеграционная научная дисциплина, которая исследует образовательные аспекты коммуникации музейной и методически обеспечивает культурно-образовательную деятельность музея. П.м. начала формироваться на рубеже XIX-XX вв., когда выделение работы с посетителями в особое направление сопровождалось ее теоретическим осмыслением. Современные исследования посвящаются специфике музейного образования, интеграции музея в систему образовательных институтов, аудитории музейной, модернизации культурно-образовательной деятельности в условиях распространения информационно-коммуникационных технологий, использованию новых образовательных технологий и форм, основанных на отношении к посетителю как активному участнику коммуникации музейной. 33) реставрация – комплекс научно-обоснованных проектных разработок и практических мероприятий, обеспечивающих сохранение историко-культурного или природного объекта и выявление его общественной ценности. 34) собрание музейное – совокупность музейных предметов и их коллекций, научно-вспомогательных материалов (фонды) и средств научно-информационного обеспечения музея (библиотека и архив). С.м. организовано в соответствии с государственными и внутримузейными нормативными документами (инструкции по учёту и хранению), оптимизирующими его хранение, научное изучение и презентацию. 35) социально-культурная деятельность – деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в художественной, исторической и духовно-нравственной сферах; 36) социокультурная система – культурное наследие, а также общественные институты, посредством которых это наследие в процессе социализации и профессионализации получает нормативную силу; 37) SWOT анализ – рассмотрение в комплексе: Strengths – сильных внутренних факторов развития, Weaknesses – слабых внутренних сторон, тормозящих развитие, Opportunities – внешних возможностей, положительных в отношении процессов развития, Threats – угроз, внешних отрицательных факторов, препятствующих развитию музейного дела; 38) субъекты культурной деятельности – органы власти, общественные группы, социальные институты, участвующие в создании и (или) продвижении культурного продукта, сохранении культурных ценностей; 39) уникальные историко-культурные и природные территории –сложившаяся в РФ и распространенная в 1990-е гг. форма сохранения и актуализации наследия на основе выделения территорий со значительным количеством памятников, представляющих важный фактор развития и самоидентификации местного социума и рассматриваемых как значимый экономический ресурс. К у.и.к.п.т. были отнесены исторические поселения городского и сельского типа, исторические центры крупных городов, монастырские и усадебные комплексы, этноэкологические районы проживания малочисленных народов, территории мертвых городов, археологические территории. У.и.к.п.т. могут получать юридический статус достопримечательного места, комплексных историко-культурных и природных музеев-заповедников, национальных парков. 40) фондохранилище – помещение в музее или отдельное здание, оборудованное для хранения фондов музея. Предметы в ф. размещаются в соответствии с принятой системой хранения и согласно действующей инструкции по учёту и хранению музейных ценностей, обеспечивающим режим хранения и безопасность фондов музея. 41) хранение – один из основных видов деятельности музея, предполагающий создание материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции. 42) Экомузей – тип музея, ориентированный в первую очередь на решение насущных социальных, экономических, культурных проблем местного сообщества на основе его активного включения в работу по сохранению и использованию всех видов своего наследия. Характеризуются связью с хозяйственной и культурной деятельностью местного населения, наличием четко зафиксированной социальной миссии, широким пониманием культурного и природного наследия, в качестве которого выступает вся территория проживания данного социума. 43) экспозиция музейная – основная форма презентации музеем историко-культурного наследия в виде искусственно созданной предметно-пространственной структуры. Включает архитектуру, музейные предметы и их коллекции, воспроизведения музейных предметов (объектов), научно-вспомогательные материалы, специально созданные произведения экспозиционного искусства, тексты, информационные технологии и т.д. Современная э.м. является особым синтетическим научно-художественным произведением, которое создается в соответствии с единым идейным замыслом, определяющим принцип отбора, группировку и интерпретацию экспонатов на основе научного, сценарного и художественно-дизайнерского проектирования экспозиции. |
Концепция формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний... Концепция формирования здорового образа жизни у населения Свердловской области на период до 2020 года (далее Концепция) разработана... | Инвестиционная стратегия свердловской области на период до 2020 года 2 Общие положения и область применения инвестиционной стратегии Свердловской области 2 | ||
Доклад А. Б. Володина, заместителя начальника Управления инвестиций... Орской Доктриной Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации до 2030... | Концепция долгосрочного развития театрального дела в Ярославской области на период до 2020 года Федерального компонента государственного стандарта и авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина из... | ||
Доклад об итогах работы министерства промышленности, транспорта и... Стратегией социально-экономического развития Астраханской области на период до 2020 года | Отчет о научно-исследовательской работе Доработка Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 г., включая инновационный раздел Стратегии,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Отчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития... ... | ||
Доклад директора департамента культуры ярославской области л. Ю.... Деятельность в сфере культуры Ярославской области осуществлялась в соответствии со Стратегией развития сферы культуры области до... | Стратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года (далее Стратегия) разработана в соответствии с поручением... | ||
Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до... Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301... | Инновационная россия 2020 Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – кдр) в соответствии с поручением Председателя... | ||
Инновационная россия 2020 Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – кдр) в соответствии с поручением Председателя... | Концепция стратегии развития Вагайского муниципального района до 2020 года Положение о проведении регионального этапа Всероссийского конкурса «Юннат» (приложение №1) | ||
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области люди на обочине Специальный доклад подготовлен в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Областного закона от 14 июня 1996 года №22-оз «Об Уполномоченном... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Региональная целевая программа комплексного развития профессионального образования в Тюменской области на 2011 2015 годы и на период... |