Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года





НазваниеКонцепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года
страница1/6
Дата публикации26.08.2014
Размер0.98 Mb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Культура > Анализ
  1   2   3   4   5   6


ПРОЕКТ

КОНЦЕПЦИЯ

развития музейной сферы в Свердловской области

на период до 2020 года


Содержание


Введение




3

Раздел 1.

Общие положения. Цели задачи концепции развития музейной сферы Свердловской области

4

Раздел 2.

Основные понятия и термины

6

Раздел 3.

Современное состояние музейной сферы Свердловской области

13

3.1.

Историко-культурное пространство, ресурсы развития музейной сферы

13

3.2.

Институциональный портрет музеев Свердловской области. Основные направления деятельности и актуальные проблемы развития

15

3.2.1.

Характеристика музейных фондов

18

3.2.2.

Материально-техническая база музеев. Объекты недвижимости

20

3.2.3.

Качественные показатели эффективности деятельности музеев – пополнение музейных фондов, применение систем учета и хранения музейных фондов, применение систем сохранения и безопасности фондов

22

3.2.4.

Экспозиционно-выставочная и культурно-просветительская деятельность музеев

25

3.2.5.

Количественные показатели эффективности деятельности музеев – посещаемость музеев Свердловской области, количество выставок, количество виртуальных проектов

28

3.2.6.

Кадровое обеспечение музейной сферы

31

Раздел 4.

Анализ внутренних и внешних факторов развития музейной сферы в Свердловской области (SWOT – анализ)

33

Раздел 5.

Приоритетные направления развития музейной сферы в Свердловской области

36

5.1.

Развитие музейной сети Свердловской области. Перспективы развития государственных учреждений

36

5.2.

Сохранение и пополнение Музейного Фонда Российской Федерации, хранящегося в музеях Свердловской области

45

5.3.

Применение новых технологий музейной деятельности, в том числе IT-технологии, проектирование и PR-технологии

47

5.4.

Музей как фактор повышения качества жизни населения

49

5.5.

Усиление роли музеев в системе образования и патриотического воспитания граждан

51

5.6.

Интеграция музеев в индустрию туризма. Музей как бренд территории и фактор ее развития

53

5.7.

Модернизация управления в музейной сфере Свердловской области. Укрепление материально-технической базы. Привлечение альтернативных источников финансирования

55

Раздел 6.

Механизм реализации Концепции

57

Раздел 7.

Результаты, достигаемые при реализации Концепции

59

Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее – Концепция) разработана на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», от 15 апреля 1993 года № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», федеральных законов от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Областных законов от 22 июля 1997 года № 43-ОЗ «О культурной деятельности на территории Свердловской области», от 27 декабря 2004 года № 232-ОЗ «О музейном деле в Свердловской области», а также в соответствии с целями и задачами развития сферы культуры и музейного дела, определенными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, Концепцией федеральной целевой программы «Культура России (2012 – 2018 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 209-р, проектом Концепции развития музейной деятельности в Российской Федерации до 2020 года, Государственной программой Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 2567-р, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 № 1757-р, Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года № 36-ОЗ «О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011 – 2015 годы», Указом Губернатора Свердловской области от 27 июля 2012 года № 584-УГ «О реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», от 7 мая 2012 года № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», государственной программой «Развитие культуры в Свердловской области до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 № 1268-ПП.

Концепция направлена на установление основополагающих принципов, идей и подходов к формированию культурной политики Свердловской области в сфере музейной деятельности и соотносится с миссией и стратегическими целями культурной политики в Свердловской области, отраженными в Концепции развития культуры Свердловской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 06.11.2012 № 1238-ПП.

В Концепции представлен анализ состояния музейной сферы в Свердловской области, определены цели и задачи, основные направления развития музейной сферы как одного из направлений культурной деятельности в регионе, а также механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции.
Раздел 1. Общие положения
В соответствии с Федеральным законом от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» основными целями создания музеев являются «осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности; хранение музейных предметов и музейных коллекций; выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций; публикация музейных предметов и музейных коллекций», для музеев-заповедников – наряду с указанными целями – также «обеспечение сохранности переданных музею-заповеднику объектов культурного наследия и доступа к ним граждан, осуществление сохранения, изучения и популяризации указанных объектов» и, кроме того, «обеспечение режима содержания достопримечательного места, отнесенного к историко-культурному заповеднику, или ансамбля, сохранение в границах территории музея-заповедника исторически сложившихся видов деятельности (в том числе поддержание традиционного образа жизни и природопользования), осуществляемых сложившимися, характерными для данной территории способами, народных художественных промыслов и ремесел, осуществление экскурсионного обслуживания, предоставление информационных услуг, а также создание условий для туристской деятельности».

Музеи являются частью государственной системы сохранения национального культурного достояния и обеспечения его передачи будущим поколениям. Будучи институтами по передаче знаний о культуре, центрами формального и неформального образования, музеи способствуют духовно-нравственному развитию граждан, воспитанию их в духе патриотизма. Работая с элементами материального и нематериального культурного наследия, музеи представляют собой уникальный инструмент продвижения и сохранения культурного разнообразия.

Особенность музея состоит в том, что он одновременно является хранителем национального достояния и субъектом рынка услуг. Музеи являются некоммерческими организациями и могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Это влечет за собой необходимость финансовой поддержки со стороны государства, но, в то же время, не освобождает музеи от обязанности учитывать реалии рыночной экономики, осваивать хозяйственное мышление, внедрять новые инструменты управления и организации деятельности.

Сохраняя наследие, предлагая яркие, нестандартные решения в области культурных практик, музеи способны стать фактором, влияющим на рост доходности территорий, на инвестиционную привлекательность регионов.

Цель настоящей Концепции – реализовать ресурсный потенциал музейного комплекса Свердловской области и создать условия для эффективного функционирования музеев в соответствии с запросами личности, общества и государства.

Задачи Концепции сформулированы в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации социальной политики».

Концепция направлена на усиление роли музеев Свердловской области как значимого ресурса развития общества, культуры и экономики, на становление музейного дела как современной высокотехнологичной отрасли.

Концепция учитывает существующие в Свердловской области факторы социально-экономического развития, происходящие процессы реформирования бюджетной сферы, условия материально-технической базы музейного комплекса Свердловской области, сохраняющийся дефицит бюжетного финансирования музейной сферы, ведущую роль органов местного самоуправления в организации культурного досуга населения, необходимость модернизации управления музейной деятельностью, повышения профессиональной компетенции музейных работников, улучшения системы их профессиональной подготовки и переподготовки.

Концепция исходит из того, что музеи, сохраняя, интерпретируя и транслируя историко-культурное наследие Свердловской области и уральского региона в целом, участвуют в решении насущных задач общества, таких как повышение качества человеческого капитала, предоставление возможностей для развития человека через индивидуальное непрерывное образование; улучшение качества социальной среды, обеспечение доступа к культурным ценностям и культурным услугам; актуализация историко-культурного наследия и сохранение социальной памяти, отраженной в памятниках истории и культуры; развитие культурного туризма, создание на основе ресурсов культурного наследия дополнительных источников для обеспечения устойчивого развития муниципальных образований; разработка и продвижение имиджевых культурных брендов региона.

Концепция не содержит конкретных мероприятий, она носит установочный характер и может быть использована при разработке локальных программ, планов, проектов органами управления и музейными учреждениями любых форм собственности.
Раздел 2 . Основные понятия и термины
В настоящей Концепции используются следующие базовые понятия и термины:

1) аудитория музейная – общность людей, на которых направлено воздействие музея. Характеризуется в соответствии с присущими ей социально-демографическими параметрами (пол, возраст, образование, место жительства). А.м. делится на реальную и потенциальную, постоянную и нестабильную, традиционную и новую (люди с ограниченными возможностями, мигранты, безработные, молодежь, индифферентная к музею). Детальная сегментация а.м., учет особенностей различных категорий посетителей, ориентация на ее расширение являются источниками качественных показателей культурно-образовательной деятельности музея. А.м. является объектом изучения социологии музейной и психологии музейной.

2) ведомственные музеи – группа музеев, которые находятся в ведении различных министерств и ведомств в качестве структурных подразделений. Отвечают задачам представления и развития какого-либо отраслевого ведомства – образования, путей сообщения, здравоохранения и т.д., силовых министерств (обороны, внутренних дел и т.д.), а также научных (напр., Академии наук) и общественных организаций (профсоюзов, партий, обществ). Значительная часть в.м. – музеи образовательных учреждений. В.м. являются одной из представительных групп музеев РФ.

3) виртуальный музей – 1) созданная с помощью компьютерных технологий модель придуманного музея, существующего исключительно в виртуальном пространстве. Воспроизводит некоторые составляющие реального музея: каталоги «коллекций», «экспозицию» и т.п. Как правило, отличается возможностью обратной связи с посетителями сайта, широко представленными воспроизведениями «музейных предметов», наличием трехмерных «виртуальных экспозиций», дающих возможность виртуального путешествия по «экспозиции» и даже ее самостоятельного моделирования; 2) Электронные публикации объединенных по тематическому, региональному, проблемному или иному принципу подборок артефактов, в действительности находящихся в разных местах и не составляющих коллекций. На бытовом уровне «в.м.» нередко называют сайт реально существующего музея.

4) Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации – учетный документ, содержащий основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включённых в состав Музейного фонда РФ. Ведение Г.к. М.ф. РФ осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры.

5) Детский музей – учреждение музейного типа, для которого характерны ориентация на целевую аудиторию музейную (дети); приоритет образовательно-воспитательной функции, дополненной осуществлением социальной адаптации ребенка к окружающей действительности; интерактивная экспозиция музейная, стимулирующая творческую и игровую деятельность детей. Д.м. представляет собой синтетическую форму, являясь одновременно музеем, школой, игровой площадкой, творческой мастерской, клубом. Может существовать как самостоятельная структура, входить в состав традиционного музея на правах отдела или филиала («музей в музее»), быть частью иных учреждений культуры и образования для детей. Институция Д.м. одновременно с термином формируется с конца XIX века.

6) единица хранения – предмет или группа предметов, входящих в состав фондов музея, принятый (принятая) в качестве единицы учёта в музейном деле.

7) Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации – государственная информационная система, содержащая банк данных об объектах культурного наследия (памятниках) и являющаяся основным источником информации об этих объектах, их территориях и зонах охраны. Согласно Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», Положение о реестре утверждается Правительством РФ.

8) Завод-музей – музей, созданный на основе музеефикации промышленного предприятия – комплексного памятника истории индустрии, науки и техники. Относится к профильной группе промышленных музеев. З.-м. стремится по возможности сохранить и сделать объектом экспонирования также сами производственные процессы. В российском музейном деле идея комплексной музеефикации целых заводов впервые возникла в 1920-е гг., но стойкий интерес к промышленным предприятиям как музейным объектам сформировался в 1980-е гг. Первым в России получил официальное название «З.-м.» Нижнетагильский завод-музей истории уральской металлургии (1987).

9) информационные технологии в музейном деле – совокупность научно-технических методов, средств и ресурсов, обеспечивающих сбор, хранение, обработку информации в музее и её распространение внутри и вне музейных стен. И.т. направлены на снижение трудоемкости ручной работы, на повышение доступности информации и эффективности её поиска (компьютеризация фондов, создание баз данных и музейных сайтов), усиление информативности и коммуникативности музейной экспозиции.

10) комплектование музейных фондов – одно из основных направлений музейной деятельности, процесс выявления и сбора предметов музейного значения, приобретающих в музее статус музейных предметов. К.м.ф. осуществляется целенаправленно в соответствии с миссией музея и научной концепцией комплектования музея. Реализует основную социальную функцию музея – документирования процессов и явлений, происходящих в природе и обществе.

11) коммуникация музейная – процесс передачи и осмысления информации, происходящий между музеем и обществом. Базовой формой к.м. является экспозиция музейная, основывающаяся на подлиннике и интерпретирующая культурное и природное наследие. Понятие «к.м.» введено в научный оборот в 1968 году канадским музеологом Д.Ф. Камероном и отражает потребность переосмысления музея как института социальной памяти, участвующего в постоянном диалоге с обществом. Образовательные аспекты к.м. изучает педагогика музейная, поведенческие – психология музейная.

12) культурное наследие Российской Федерации – материальные и нематериальные объекты культуры, созданные в прошлом и представляющие ценность с эстетической, социально-культурной, исторической, археологической, архитектурной и иных точек зрения, значимые для сохранения и развития культурной самобытности Российской Федерации, этнических и иных культурных сообществ, их вклада в мировую цивилизацию;

13) культурное пространство – сфера распространения определенных устойчивых ценностей, традиций и верований, обеспечивающих существование и развитие культуры и обладающих преемственностью;

14) культурное разнообразие – неповторимость и многообразие форм культуры, проявляющиеся в особенностях, присущих различным социально-демографическим группам, этническим, территориальным и иным культурным сообществам, в особенности коренным народам и национальным меньшинствам, являющиеся общим достоянием и источником развития человечества;

15) культурное сообщество – форма культурного самоопределения, представляющая собой свободное объединение граждан, относящих себя к определенной культуре (носителей культуры), разделяющих общие ценности, традиции, верования, на основе их добровольной самоорганизации в любых формах в целях совместного участия в культурной жизни в соответствии с законодательством Российской Федерации;

16) культурное сотрудничество – способы человеческих отношений, обеспечивающие объединение людей и организаций вокруг общих целей во имя развития социальной и культурной сфер;

17) культурные блага – условия и услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения культурных потребностей граждан, культурных сообществ и общества в целом;

18) культурные ценности – 1) нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты; 2) предметы религиозного или светского характера, имеющие значение для истории и культуры и относящиеся к категориям, определенным в ст. 7 Федерального закона от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

19) миссия музея – 1) предназначение (сверхзадача) музея, определяемая как генерирование культуры настоящего и будущего на основе сохранения и актуализации наиболее ценной части всех видов наследия; 2) элемент стратегического планирования деятельности конкретного музея, программное заявление, в котором сформулированы главная цель музея, его роль и общественная сущность, принципы его функционирования. Не являясь юридическим документом, программное заявление служит (наряду с Уставом музея) основополагающим компонентом разработки средне- и долгосрочной музейной политики и планирования. Уточняется и пересматривается с определенной периодичностью.

20) музейное дело – область культурной деятельности, нацеленной на обеспечение функционирования музея как учреждения и выполнения им социальных функций музея. Становление м.д. неразрывно связано с формированием направлений музейной деятельности и музейных профессий. В XX в. м.д. становится объектом культурной политики государства. В разных странах имеет свою специфику.

21) Музей-заповедник – разновидность музея, в состав которого помимо экспозиций входят архитектурные, исторические и природные памятники, важные для сохранения историко-культурного и природного наследия региона. С целью защиты этих памятников государство дополнительно наделяет такие музеи правовым статусом заповедника, что предусматривает особый режим сохранения и использования включенных в него территорий и объектов. С конца XX века большую роль начинает играть сохранение или воссоздание взаимосвязей между объектами М.-з., включение в состав последних объектов нематериального культурного наследия, а также ревитализация среды. Отдельные М.-з. приобретают качества, сближающие их с экомузеями и живыми музеями.
22) музейный предмет – культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление.

23) музейная коллекция – совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам.

24) музейная сеть – целенаправленно формируемая совокупность музеев, либо совокупность конкретных групп музеев (определенного профиля, типа), действующих на определенной территории. Организационные формы м.с. складывались на протяжении XX века в целях равномерного размещения музеев по стране, рационального использования культурных ресурсов. Политика формирования и формы организации м.с. являются одними из направлений культурной политики государства в деле сохранения и представления национального культурного и природного наследия.

25) Музейный фонд – совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных федеральным законодательством.

26) музей – некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций.

27) научная концепция экспозиции – теоретическое обоснование экспозиции музейной, документ, содержащий изложение основ экспозиционного замысла и научную трактовку темы экспозиции.

28) национальное культурное достояние – особо ценные объекты культуры (произведения искусства, фонды и коллекции, объекты культурного наследия), а также организации культуры, творческие коллективы, деятели культуры, имеющие общероссийское значение;

29) нематериальное культурное наследие (нематериальные объекты культуры) – обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия;

30) объект культурного наследия – относящийся к культурному наследию объект культуры, представляющий собой единый комплекс, сочетающий материальные (здания, сооружения, памятники и другие объекты) и нематериальные (наименование, традиции, знания и навыки, историю, культурное пространство и другие нематериальные объекты культуры) компоненты, а также связанное с ними культурное сообщество;

31) общества друзей музея – общественные организации, создаваемые при конкретных музеях с целью их общественной поддержки (финансовой и организационной).

32) педагогика музейная – интеграционная научная дисциплина, которая исследует образовательные аспекты коммуникации музейной и методически обеспечивает культурно-образовательную деятельность музея. П.м. начала формироваться на рубеже XIX-XX вв., когда выделение работы с посетителями в особое направление сопровождалось ее теоретическим осмыслением. Современные исследования посвящаются специфике музейного образования, интеграции музея в систему образовательных институтов, аудитории музейной, модернизации культурно-образовательной деятельности в условиях распространения информационно-коммуникационных технологий, использованию новых образовательных технологий и форм, основанных на отношении к посетителю как активному участнику коммуникации музейной.

33) реставрация – комплекс научно-обоснованных проектных разработок и практических мероприятий, обеспечивающих сохранение историко-культурного или природного объекта и выявление его общественной ценности.

34) собрание музейное  – совокупность музейных предметов и их коллекций, научно-вспомогательных материалов (фонды) и средств научно-информационного обеспечения музея (библиотека и архив). С.м. организовано в соответствии с государственными и внутримузейными нормативными документами (инструкции по учёту и хранению), оптимизирующими его хранение, научное изучение и презентацию.

35) социально-культурная деятельность – деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в художественной, исторической и духовно-нравственной сферах;

36) социокультурная система – культурное наследие, а также общественные институты, посредством которых это наследие в процессе социализации и профессионализации получает нормативную силу;

37) SWOT анализ – рассмотрение в комплексе: Strengths – сильных внутренних факторов развития, Weaknesses – слабых внутренних сторон, тормозящих развитие, Opportunities – внешних возможностей, положительных в отношении процессов развития, Threats – угроз, внешних отрицательных факторов, препятствующих развитию музейного дела;

38) субъекты культурной деятельности – органы власти, общественные группы, социальные институты, участвующие в создании и (или) продвижении культурного продукта, сохранении культурных ценностей;

39) уникальные историко-культурные и природные территории –сложившаяся в РФ и распространенная в 1990-е гг. форма сохранения и актуализации наследия на основе выделения территорий со значительным количеством памятников, представляющих важный фактор развития и самоидентификации местного социума и рассматриваемых как значимый экономический ресурс. К у.и.к.п.т. были отнесены исторические поселения городского и сельского типа, исторические центры крупных городов, монастырские и усадебные комплексы, этноэкологические районы проживания малочисленных народов, территории мертвых городов, археологические территории. У.и.к.п.т. могут получать юридический статус достопримечательного места, комплексных историко-культурных и природных музеев-заповедников, национальных парков.

40) фондохранилище – помещение в музее или отдельное здание, оборудованное для хранения фондов музея. Предметы в ф. размещаются в соответствии с принятой системой хранения и согласно действующей инструкции по учёту и хранению музейных ценностей, обеспечивающим режим хранения и безопасность фондов музея.

41) хранение – один из основных видов деятельности музея, предполагающий создание материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции.

42) Экомузей – тип музея, ориентированный в первую очередь на решение насущных социальных, экономических, культурных проблем местного сообщества на основе его активного включения в работу по сохранению и использованию всех видов своего наследия. Характеризуются связью с хозяйственной и культурной деятельностью местного населения, наличием четко зафиксированной социальной миссии, широким пониманием культурного и природного наследия, в качестве которого выступает вся территория проживания данного социума.

43) экспозиция музейная – основная форма презентации музеем историко-культурного наследия в виде искусственно созданной предметно-пространственной структуры. Включает архитектуру, музейные предметы и их коллекции, воспроизведения музейных предметов (объектов), научно-вспомогательные материалы, специально созданные произведения экспозиционного искусства, тексты, информационные технологии и т.д. Современная э.м. является особым синтетическим научно-художественным произведением, которое создается в соответствии с единым идейным замыслом, определяющим принцип отбора, группировку и интерпретацию экспонатов на основе научного, сценарного и художественно-дизайнерского проектирования экспозиции.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года iconКонцепция формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний...
Концепция формирования здорового образа жизни у населения Свердловской области на период до 2020 года (далее Концепция) разработана...
Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года iconИнвестиционная стратегия свердловской области на период до 2020 года 2
Общие положения и область применения инвестиционной стратегии Свердловской области 2
Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года iconДоклад А. Б. Володина, заместителя начальника Управления инвестиций...
Орской Доктриной Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации до 2030...
Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года iconКонцепция долгосрочного развития театрального дела в Ярославской области на период до 2020 года
Федерального компонента государственного стандарта и авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина из...
Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года iconДоклад об итогах работы министерства промышленности, транспорта и...
Стратегией социально-экономического развития Астраханской области на период до 2020 года
Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года iconОтчет о научно-исследовательской работе
Доработка Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 г., включая инновационный раздел Стратегии,...
Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года iconОтчет о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития...
...
Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года iconДоклад директора департамента культуры ярославской области л. Ю....
Деятельность в сфере культуры Ярославской области осуществлялась в соответствии со Стратегией развития сферы культуры области до...
Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года iconСтратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года
Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года (далее Стратегия) разработана в соответствии с поручением...
Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года iconСтратегия социально-экономического развития Мурманской области до...
Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301...
Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года iconИнновационная россия 2020
Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – кдр) в соответствии с поручением Председателя...
Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года iconИнновационная россия 2020
Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – кдр) в соответствии с поручением Председателя...
Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года iconКонцепция стратегии развития Вагайского муниципального района до 2020 года
Положение о проведении регионального этапа Всероссийского конкурса «Юннат» (приложение №1)
Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года iconДоклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области люди на обочине
Специальный доклад подготовлен в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Областного закона от 14 июня 1996 года №22-оз «Об Уполномоченном...
Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Региональная целевая программа комплексного развития профессионального образования в Тюменской области на 2011 2015 годы и на период...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск