Скачать 142.43 Kb.
|
Муниципальное АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ Учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 Раздел «Профориентация» программы воспитания и социализации обучающихся МАОУ СОШ №3 Разработчик: Саулова С.Н. г. Тюмень 2013г Нормативно-правовое обеспечение реализации раздела «Профориентация» Программы воспитания и социализации обучающихся МАОУ СОШ №3:
В Региональной программе комплексного развития профессионального образования Тюменской области на 2011-2015 годы перед общеобразовательной школой поставлена задача подготовки обучающихся к профессиональному выбору. То есть, школа должна научить ребенка определяться в собственных интересах и возможностях, в ситуации на рынке труда, ориентироваться в мире профессий. Профессиональная подготовка молодежи начинается еще в школьные годы. Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая. Поэтому главная задача общеобразовательного учреждения на сегодняшний день – подготовить ученика (а затем и выпускника школы) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению. Для этого необходимо сформировать у школьников социально значимые внутренние (психологические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создавать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении. Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности. Цели:
Задачи: – Координация действий руководителей, педагогов, психолога по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся и их родителей с учетом потребностей предприятий и перспективы размещения производительных сил на территории района. – Создание системы взаимодействия школы и предприятий города на основе признания важности проблемы управления трудовыми ресурсами и профориентационной работы среди школьников. – Скоординировать работу классных руководителей по преемственности профориентационной работы между ступенями образования, по организации индивидуальной работы с учащимися, их родителями для формирования обоснованных профессиональных потребностей и их педагогической коррекции через работу методобъединения классных руководителей. Профориентационная деятельность школы осуществляется через систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки детей с 1по 11 класс, работу школы с семьей и социумом. Кадровое обеспечение:
• Взаимодействие с предприятиями города (экскурсии, встречи с руководителями). Цель: активизация работы по профориентации с вовлечением в эту проблему всего педагогического сообщества. Мероприятия 1.Организация экскурсий на предприятия города: –аптека; –почтовые отделения; –администрация города; –пожарная часть; -милиция; -МСЧ №2; -библиотека; - музейный комплекс. 2.Встречи школьников с представителями разных профессий 3.Экскурсии в ЦЗН г.Тюмень старшеклассников. 4.Семинар-практикум для педагогов, направленный на разъяснение необходимости проведения работы по профориентации. Обучение основным методам и формам различных направлений профориентационной работы (профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация). • Система работы с образовательными учреждениями города Цель: Целенаправленная работа по мотивации выпускников на освоение рабочих профессий. Мероприятия: 1.Экскурсии в ВУЗы, СУЗы г. Тюмень. 2. Участие в днях открытых дверей. • Система работы педагогов с выпускниками и школьниками Цель: Создать условия для реализации раздела «Профориентации», мотивировать учащихся к осознанному самоопределению. Мероприятия: 1.В планы воспитательной работы классных руководителей включить мероприятия по профориентационной деятельности. 2.В план работы школьного музея включить работу по профориентации. 3.Проведение классных часов по теме: «Профессии Тюмени». 4.Проведение экскурсий на предприятиях города 5.Профориентационные игры «Биржа труда», «Модель идеального города» и др. 6.Активизирующие опросники: «Престижная профессия», «Труд в современном обществе» 7.Игра-дискуссия «Кто нужен нашему городу?» 8.Шефская работа детской школьной организации «Галактика» над воспитанниками дошкольным отделением. 9. Летняя социально-значимая деятельность по бригадам: столяры-плотники, озеленители, библиотекари, тимуровцы, вожатые. 10.Отряды мэра в течение года. • Система работы психолога Цель: Профориентационная помощь. Мероприятия: 1.Диагностика Сентябрь-октябрь 2.Индивидуальные консультации по выбору профессии 3.Изучить возможности введения в 10-11 классах курса «Я выбираю профессию» или практического курса «Профессиональный успех» • Информационное обеспечение профориентационной деятельности Мероприятия: 1.Рубрика о рабочих профессиях и династиях в школьной газете», на сайте школы. 2.Информационные бюллетени о профессиях. 3.Оформление информационного стенда со сменной информацией: «Куда пойти учиться». 4.Создание презентации и проектов о рабочих профессиях. Проведение конкурса среди учащихся. • Оценка эффективности профориентационной работы Цель: Дать оценку деятельности педагогов по профориентационной работе Мероприятия: 1.Экспертиза планов воспитательной работы. 2.Экспертиза плана работы библиотеки. 3.Экспертиза плана работы психолога. 4.Анализ поступления выпускников в учебные заведения, трудоустройство. 5.Диагностика удовлетворенности профориентационной деятельностью детей и родителей, формирующих социальный заказ школе. Диагностическая и развивающая линии проходят через все уровни профориентационной деятельности школы. Таких уровней четыре. У школьников младших классов(1-4кл.) с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, группы по интересам, факультативы и др.) необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности. 1 уровень. «Профессии моей семьи». 1-4 классы.
У подростков(5-8кл.) важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. 2 уровень. «Я и профессии вокруг меня». 5-8 классы.
3 уровень. «Мир профессий». 9 классы.
С учащимися 10-11 классов важно осуществлять профориентационную деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у них проявляется устойчивый интерес и способности.. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней. 4 уровень. «Я в мире профессий». 10-11 классы.
Профориентационные курсы. 1 уровень «Профессий много есть на свете…».Цель: формирование учебно-познавательных мотивов; возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации; расширение представлений о мире профессий.
2 уровень - учащиеся 5-8 классов. «»Я и профессии вокруг меня» |
№ | Мероприятия | Кол-во |
1. | Экскурсии на предприятия города | 1 раз в четверть |
2. | Встречи с представителями разных профессий | 1 раз в четверть |
3. | Цикл занятий:
| 9 часов |
№ | Мероприятие | Кол-во |
1. | Экскурсии на предприятия и организации. | 2 раза в четверть |
2. | Встречи с представителями разных профессий – работниками предприятий и организаций, со специалистами отдела труда и занятости населения. | 1 раз в год |
3. | Содержание курса:
| 10 часов |
№ | Мероприятия | Кол-во |
1. | Экскурсии на предприятия и организации. | 2 раза в четверть |
2. | Встречи с представителями разных профессий – работниками предприятий и организаций, специалистами и отдела труда и занятости населения. | 1 раз в год |
3. | Цикл занятий:
| 9-10часов |