Скачать 332.66 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Волоконовская средняя общеобразовавтельная школа №1 Волоконовского района Белгородской области»
. Рабочая программа Пышной Елены Владимировны I квалификационная категория по учебному предмету «Православная культура» 11 «А», 11 «Б», класс Базовый уровень . 2013-2014 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской Программы учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. Авторы В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. И с учётом рекомендаций инструктивно-методического письма департамента образования Белгородской области «О преподавании предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году». Цели предмета «Православная культура» отражают требования российского законодательства к содержанию образования и ориентированы на -приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;
В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы, определяемыми Законом РФ «Об образовании» программой определяются следующие общие задачи обучения и воспитания: - помочь обучающимся осознать себя приемником русской культуры; - создать условия для формирования у учащихся чувства сопричастности к православным традициям русского народа, христианства как носителя высоких моральных ценностей, накопленных человечеством; - повышать общекультурный уровень обучающихся, через ознакомление с основными этапами истории философии; -содействовать приобщению к нравственному опыту предков; - способствовать гармоничному развитию образного и логического мышления. Таким образом, в 11 классе обучающиеся на доступном уровне изучают следующие содержательные линии учебного предмета Православная культура:
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: 1. В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 10-11 классы: Экспериментальное учебное пособие. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. 2. Т. В. Рыжова. Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 10-11 классах. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. 3. Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 10-11 классы». — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. Изменения, внесенные в авторскую учебную программу. Программа рассчитана на 32 часа учебного времени, в т.ч. количество часов на проведение контрольных работ - 4, компьютерного контроля знаний – 3, защита реферата - 2 . В соответствии с этим в рабочую программу для повышения уровня культуры, расширения кругозора, полноты усвоения духовно- нравственных ценностей, накопленных человечеством внесены изменения. Добавлен 1 час «Экскурсия в храм», 1 час « Экскурсия в музей». При разработке программы учитывались следующие методические принципы: научность, доступность, наглядность;
При реализации данной программы особое место в дидактической системе учителя православной культуры должны занимать: использование проблемного обучения, педагогики сотрудничества; организация проектной деятельности, самостоятельной работы обучающихся; опора на активные методы обучения, наглядность и ИКТ. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет «Православная культура» в школе изучается со 2 по 11 класс. На изучение предмета в 11 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа Требования к уровню подготовки учащихся Обучающиеся должны: Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Религиозная культура в Древности. Многобожие. Язычество. Язычество древних славян. Ханаанская религия и культура. “Мировые религии”. Государство Ватикан. Движения Реформации и Возрождения в Западной Европе. Экуменическое движение. Всемирный совет церквей. Представления о “конце света” в различных религиях и сектах. Предание об избрании Веры. История формирования и развития православной культуры в России, византийское и другие влияния. Православие в традиционной русской культуре - в быту, социальных отношениях, правовой и политической культуре, хозяйстве, художественной культуре. Собор Российских Святых. Православная культура Киевской Руси. Православная культура и Церковь в период ордынского нашествия и борьбы за национальную независимость. Образование Русской Поместной Церкви, Русское Патриаршество. Православный христианский уклад жизни общества в Московском Царстве. Русский Домострой. Симфония государственно-общественного строя Московской Руси. Русская Православная Церковь в Смутное время и в период восстановления Русского государства в XVII в. Православие на юго-западе Руси. Латинский прозелитизм на Руси, униатство. Раскол 1666 г., его причины и последствия. Единоверческие общины. Реформа отношений Церкви и государства при Петре I, её протестантский характер. Церковь и государство в имперский период. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в России и за рубежом. Церковно-приходское образование. Православная культура сословий русского общества, областей России в XVIII-XIX вв. Православная культура казачества. Православная культура России в начале XX в., процессы секуляризации в обществе. Русская религиозно-философская мысль, ее место в русской православной культуре. Церковь и православная культура во время революции 1917 г. и гражданской войны. Восстановление патриаршества в Русской Поместной Церкви в начале XX в. Новомученики и исповедники Российские, Царская семья. Церковь в атеистическом государстве, православная культура в советский период. Отделение государства и школы от Церкви. Изъятия церковного имущества, гонения на веру и массовые репрессии верующих. Проблема выработки отношений с новой властью, сохранения централизованного управления в Церкви и разделения, возникшие от различных взглядов на этот предмет. Русская Православная Церковь во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., восстановление централизованного управления. Церковное возрождение после Великой Отечественной войны и новые гонения на Церковь. Празднование 1000-летия Крещения Руси. Политическое разделение русского православного народа и канонической территории Московского Патриархата в 1991 г. Положение русского православного народа и состояние православной культуры в странах бывшего СССР, церковные расколы в Украине. Современная деятельность Русской Православной Церкви на канонической территории Московского Патриархата и за её пределами. Патриарх Московский и всея Руси, Священный Синод, Синодальные отделы. Епархии Русской Православной Церкви, экзархаты, автокефальные Церкви. Русская Православная Церковь в Российской Федерации с 1991 г. по настоящее время. Законодательство Российской Федерации о религии и Церкви. Отношения Русской Православной Церкви с традиционными религиозными конфессиями народов России. Возрождение православной культуры в современной России. Православное образование. Русская Православная Церковь и Армия. Традиции Православия в современной русской культуре. Церковное и гражданское празднование Рождества Христова, “Дней Славянской письменности и культуры”, Дня Победы. Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия). Мифология и адамическое предание. Особенности культуры буддизма в сравнении с христианской культурой. Особенности культуры иудаизма в сравнении с православной христианской культурой. Гностицизм и Православие. Оккультизм и Православие. Особенности культуры мусульманства в сравнении с православной христианской культурой. Особенности культуры римского католицизма в сравнении с православной христианской культурой. Особенности культуры протестантизма в сравнении с православной христианской культурой. Новые религиозные движения и культы и Православие. Деструктивные религиозные секты и Православие. Квазирелигиозные движения и культы и Православие. Отличия богослужебной культуры Православия от богослужения в других религиозных традициях. Отличия монашества в православной культуре от монашества в других религиозных традициях. Отличия поста в православной культуре от поста в других религиозных традициях. Церковь и Древнерусское государство, Русские Князья и Церковь. Русские Цари и Патриархи. Русские Императоры и Церковь. Церковь и светская школа. Церковь и земство. Славянофилы и западники. Новые религиозные движения и культы, деструктивные религиозные секты в России и Православие. Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Авраамический религиозный комплекс. Папоцезаризм. Клерикализм. Прозелитизм. Религиозный экстремизм. Экуменизм. Межрелигиозный диалог, его возможности и ограничения. Неоязычество в христианском мире. Особенности апокалипсических представлений деструктивных религиозных сект. Православие - традиционная религия русского народа, православные основы русской цивилизации. Святость как идеал народной жизни. Православие - культурообразующая религия в России. Православная культура в русской градостроительной традиции. Национальные особенности русской православной культуры. Государствообразующая роль Православия в истории России. Москва - Третий Рим: Россия как центр христианской цивилизации и культуры. Святая Русь. Обрядоверие. Влияние реформ Петра I на православную культуру в России. Обновленчество, “живоцерковники”. Сотрудничество Церкви и Российского государства в различных сферах жизни общества В процессе изучения предмета учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями: - знать основные этапы и ключевые события православной истории в контексте истории России и мира; - знать содержание и значение православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения; - уметь определять последовательность и длительность важнейших событий, отразивших этапы становления православной культуры России; - уметь использовать тексты исторических, в том числе православных, источников для решения учебных задач; - уметь выделять особенности русской православной культуры; - уметь объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории православия, определять их влияние на отечественную и мировую культуру. В ходе преподавания православной культуры в 11классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт: - самостоятельного поиска, систематизации, анализа информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу; - ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, используя разнообразные средства изобразительности; - исследовательской деятельности, развития проектной деятельности, создания презентаций; - выполнения творческих заданий Календарно- тематическое планирование на 2013-2014 учебный год Предмет. Православная культура Класс: 11 класс Учитель: Пышная Е.В..
|
Рабочая программа Пышной Елены Владимировны I квалификационная категория... Офонд, 2006. Авторы В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. И с учётом рекомендаций инструктивно-методического письма департамента... | Учебному предмету «православная культура» учителя русского языка... Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 9 класса разработана на основе Учебной программы «Православная... | ||
Учебному предмету "православная культура" учителя русского языка... «Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 4 класса составлена на основе авторской программы Шевченко Л.... | ||
Учебному предмету " Православная культура " учителя начальных классов... Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для учащихся 4 класса составлена на основе концепции и программы учебного... | Рабочая программа Пахомовой Ольги Егоровны по учебному курсу «Православная культура» «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» Министерства образования РФ. Программы учебного предмета... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» | Рабочая программа Юдаковой Ирины Николаевны Высшая квалификационная... «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» | ||
Рабочая программа Юдаковой Ирины Николаевны Высшая квалификационная... «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» | Рабочая программа Юдаковой Ирины Николаевны Высшая квалификационная... «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» | ||
Рабочая программа Юдаковой Ирины Николаевны Высшая квалификационная... «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» | Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 5 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | ||
Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 6 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | Учебному предмету "православная культура" учителя истории и обществознания... «Православная культура» для 7 классов (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы В. Д. Скоробогатова, Т.... | ||
Рабочая программа по предмету «Православная культура» Рабочая программа по предмету «Православная культура» для 10 класса разработана на основе программы (авторы В. Д. Скоробогатов, Т.... | Рабочая программа по православной культуре для 9 класса составлена... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... |