Скачать 94.5 Kb.
|
Д.М. Черкаева Полоцкий колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова» (РБ, Полоцк) Развитие творческого мышления на уроке сольфеджио Проблема воспитания творческой личности одна из наиболее актуальных в современной музыкальной педагогике. Ведущей тенденцией в музыкальном образовании становится воспитание не только музыкально грамотного и технически развитого исполнителя, но и создание условий для самовыражения мыслящего, разносторонне интересного индивида. Эффективность работы в области музыкального творчества в огромной мере зависит от преподавателя, его музыкальных и педагогических качеств, стремления к постоянному самообразованию, поискам новых методов и средств для обновления и совершенствования в первую очередь собственных знаний. Замечательного советского актера И.Смоктуновского как-то спросили – что он считает главным в человеке и художнике. И.Смоктуновский ответил: «Стремление к самопознанию. Человек – это целый мир. И если он не продолжает познавать себя, а через себя и все бытие, значит он завершился, остановился в своем развитии, и, естественно, его стремление к совершенству уже исключено. Вся безграничность человека – в постоянном и непрерывном самопознании»[18, с.3]. Опыт больших мастеров – как музыкантов, так и людей искусства и науки, свидетельствует: надо постоянно изучать себя. Урок музыки – это всегда встреча с прекрасным, с обновлением и познанием неизведанного мира воображения, фантазии, чувств. Обучение и изучение музыки дает огромный потенциал для становления грамотной, интеллектуально-развитой творческой личности. Еще в Древней Греции всех детей обучали игре на музыкальных инструментах, что способствовало развитию речи, координации движений, воображению, мышлению, творческим способностям, логике и многим другим необходимым современному человеку качествам. Урок сольфеджио – составная часть музыкально-педагогического образования, способный создать условия не только для развития слуховых и вокально-интонационных навыков будущего музыканта, но и расширить диапазон творческой деятельности мышления, воображения и способностей. Творческие упражнения на уроке сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха (ладоинтонационного, гармонического), чувство метроритма, формы, музыкальную память, а также развивают вкус и наблюдательность. Мышление в нашей жизни выполняет множество различных функций и главными в музыкальной педагогике являются две: понимание и творчество. Понимание обеспечивает нам точное постижение обстановки, накопление человечеством знаний, умений и навыков. Творчество способствует порождению нового – открытиям, как малым (для себя), так и большим (для общества). Эти две функции мышления взаимосвязаны: с одной стороны, чтобы хорошо творить, надо хорошо понять материал, а с другой – чтобы хорошо понять материал, надо отнестись к нему творчески. Мышление – исключительно сложный психологический процесс, и многие его повороты и «задачи» остаются еще неразгаданными для науки. Мышление надо развивать, улучшать, совершенствовать с самого раннего возраста. Людей способных и даже очень способных – много, а одаренных– единицы. Существует мнение, что подлинная одаренность проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. Исследования показывают, что интенсивность обучения музыке сказываются не только на музыкальном, но и на общем уровне развития ребенка, в том числе и не обладающего яркими музыкальными способностями. Дети быстрее сосредотачиваются, становятся более внимательными, более выносливыми, лучше координированными, более свободно владеют речью. «Музыка, являясь с ранних лет органичной частью развивающей личностно значимой среды, не просто сопутствует развитию, но и оказывает прямое воздействие на его ход, как бы, «связывая» психический опыт ребенка в единое целое» [1, с.24]. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. С феноменом воображения в практической деятельности людей, прежде всего, связан процесс художественного творчества. Одной из функций воображения является представление действительности в образах. Эта функция связана с творческим мышлением, причем у одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии, так называемый художественный тип мышления, у других – большая склонность к оперированию абстрактными символами и понятиями. Творческость (креативность) мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей: оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне [1, с.15]. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, и в то же время творческое мышление подразумевает глубокий объем знаний, которые способствуют применению разнообразных подходов к решению творческих задач. Педагог, развивая творческое мышление должен умело сочетать творческую свободу и критический анализ, помогая осмыслению любой идеи самим учеником, создавая, таким образом, атмосферу сотрудничества и сотворчества. Особенно такой подход необходим в искусстве импровизации и сочинения. Помимо основных знаний композиции и формы учащиеся развивают креативность и воображение, достигая высшего уровня интеллектуальной активности мышления. В детском возрасте музыкальная фантазия наиболее активна, когда происходит на эмоциональном уровне «одушевление окружающих предметов». Возникает, таким образом, две фазы творчества: импровизация и вдохновение [7, с.13]. Творческая личность в состоянии вдохновения утрачивает прошлое и будущее и живет только настоящим моментом, она полностью погружена в предмет своего воображения. Таким образом, возникает творческий процесс, который способствует созданию новых музыкальных образов, мелодий и тем. Процесс, который лежит в основе всех видов творчества один и тот же: комбинация элементов с целью получения нового качества. Различие заключается в исходном материале – идее. Если говорить о теории творческого процесса, то многие ученые, в том числе и на Западе, обращались к структуризации творческого процесса и пришли к следующему выводу: творческий процесс проходит четыре стадии, как утверждает Р.Уоллес: подготовку, созревание, озарение, проверку, центром которого является – озарение, то есть интуитивное схватывание искомого результата [17, с.4]. В программе дисциплины сольфеджио существуют определенные разделы, способствующие развитию креативности мышления и воображения. Это – сольфеджирование, интонационные упражнения, метроритм, слуховой анализ, диктант, импровизация. Из них наиболее творческими формами работы являются метроритм и импровизация. Каждый урок может быть построен таким образом, чтобы учащиеся получали не только готовые знания, но и могли свободно вести самостоятельный творческий поиск. Объем знаний, как известно, не гарантирует развитие творческих способностей, их следует развивать и стимулировать, как любой процесс человеческой деятельности. Прежде чем приступить к собственно творческим заданиям по сочинению музыки, нужно пройти два этапа:
«В процессе работы над ритмами совершенствуется творческая сторона, то есть глубокое, активное постижение ритмов как бы «изнутри». Став «рабочим материалом», ритм рассматривается не как нечто раз и навсегда установленное, а как активный, самостоятельный по выразительности элемент. Учащиеся начинают понимать, что как выразительное средство ритм может выступать на первый план, играть конструктивную роль» [9, с.16]. На уроке сольфеджио ритм является составляющей частью всех форм работы. Развитие чувства метроритма вызывает желание музицировать. Следующий этап – мелодические упражнения. Следует выбрать текст интересного ритмически игрового стихотворения, проанализировать, выбрать размер и тип движения. На основании созданного ритма, сочиняем мелодию (каждый из учащихся предлагает несколько вариантов). Прослушиваем и исполняем. Выбираем наиболее интересный вариант и сочиняем к нему звуковысотное сопровождение, включая ритмический аккомпанемент. Несложные и небольшие по размеру песни становятся первоначальной ступенью для более сложных импровизаций. Возможны следующие упражнения при работе над мелодией:
Творческая работа должна быть связана только с положительными эмоциями, увлекая учащихся к более сложным и оригинальным упражнениям. Основная задача педагога – понять и направить учащегося, помочь записать то, что он сочинил, а также исправить то, что не совсем удачно. Следует поощрять умение рассказать и проанализировать значимость музыкального образа, не бояться оригинальных, порой острых интонаций. Задания могут включать импровизацию на заданную тему. Импровизация наиболее творческая форма работы, необходимая на каждом уроке. Она может быть вокальной и инструментальной. В разделах программы указаны конкретные упражнения по вокальной импровизации. Первоначально это – досочинение данной мелодии в простой форме, либо на заданный текст в определенном диапазоне, затем - составление и исполнение ритмических и мелодических фраз в простых размерах, подбор ритмического сопровождения к произведениям школьного и дошкольного репертуара. После освоения данных форм работы возможно импровизация фраз в песенном, танцевальном, маршевом характере, импровизация мелодии на данный ритм, текст (однотональный и с отклонениями), импровизация ритмического аккомпанемента к выученным песням и другим музыкальным примерам (ритм с триолями, синкопами в простых и сложных размерах). Затем следует освоение более сложных форм и жанров, сочинение пьес с использованием отклонений, модуляций, современных приемов композиции. На уроке сольфеджио творческими заданиями могут быть: импровизация мелодии в различных жанрах на гармоническую последовательность, импровизация и сочинение мелодических построений с сопоставлением контрастных образов, подбор подголосков и аккомпанемента, запоминание и запись сочиненных мелодий, рисунки к ним. На уроках сольфеджио творческая работа организуется в логическую систему упражнений и не только творчески воспитывает учащегося, но и закрепляет их теоретические знания, навыки умения читать с листа и писать диктанты. Иногда новый материал из элементарной теории музыки или гармонии лучше усваивается учащимися в тех случаях, когда они сами сочиняют и записывают мелодии с определенными требованиями. Необходимо дополнять творческими заданиями, особенно тех учащихся, которые выполнили задание раньше, лучше и правильно. После написания диктанта возможны следующие развивающие творческие линии упражнения: сыграть или спеть наизусть и досочинить второй голос, подобрать аккомпанемент в различных фактурах, подобрать аккомпанемент и изменить жанровую основу, сочинить вторую часть в данном стиле, размере, ритме и т.д., транспонировать на определенный интервал. Сочинения учащихся могут послужить материалом для диктантов, для транспонирования, а наилучшие – для разучивания. Образное мышление и творческая фантазия многих учащихся дает возможность педагогу постепенно перейти от вокальной к инструментальной импровизации. Более увлеченные и способные должны заниматься этой формой работы индивидуально с педагогом на факультативных занятиях или в кружках, но основные правила и приемы могут стать опорой для развития этого навыка на уроке сольфеджио. С целью научиться импровизировать на собственную или другую (например, народную) тему определим порядок и всевозможные приемы развития:
Такой подход способствует созданию собственных сочинений и импровизаций будущих музыкантов. Организация концертов из произведений учащихся стала традиционным мероприятием, которое ежегодно собирает большую аудиторию слушателей. Л.Н.Толстой писал: «Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских, и иногда проявляет одни, иногда другие, и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь между тем одним и самим собою» [16, с.214]. Список литературы
|
Реализация системного подхода в организации инновационной деятельности... Педагогическая инноватика – это отрасль педагогики, изучающая природу, закономерности возникновения и развития инноваций в отношении... | Учебно-методическое пособие по изучению курса «Социальная психология» Утверждено Научно-методическим советом факультета журналистики вгу протокол № от 2008 года | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Печатается по рекомендации кафедры русского языка для иностранных учащихся основных факультетов вгу от 04. 2011, протокол №8 | Доклад директора огбоу спо «Плесский колледж бизнеса и туризма» «Плесский аграрный колледж» переименован в Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального... | ||
Образовательное учреждение высшего профессионального образования... Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии. Протокол № от 00. 00. 2013 | Отчет по результатам самообследования в гаоу спо рб салаватский медицинский... Гоу салаватское медицинское училище преобразовано в гоу спо мз рб салаватский медицинский колледж. На основании распоряжения Правительства... | ||
«Ковровский медицинский колледж» утверждаю директор гбоу спо во Настоящее Положение устанавливает порядок деятельности учебных кабинетов гбоу спо во «Ковровский медицинский колледж» (далее – Колледж)... | «Вот и закончен колледж» Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Уваровский химико-технологический... | ||
Среднего профессионального образования московской области «московский... Московской области «Московский областной колледж искусств» (далее – Колледж) с целью анализа качества подготовки студентов и выпускников... | Уо «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова» методические... Министерства образования Республики Беларусь от 27 июня 1997 г. №356, гост 32–2001 «Отчет о научно-исследовательской работе», гост... | ||
Доклад о результатах деятельности Санкт-Петербургского государственного... Публичный доклад о работе спб гб поу «Колледж электроники и приборостроения» (далее Колледж) в 2014-2015 учебном году содержит информацию... | Об учебной и производственной практике студентов гбоу спо ао «Амурский... Гбоу спо ао «Амурский областной колледж искусств и культуры» (далее – колледж), осваивающих основные профессиональные образовательные... | ||
Гбоу спо «Тольяттинский медицинский колледж» бгоу спо «Гуманитарный колледж» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 | Отчет о результатах самообследования федерального государственного бюджетного Пермский государственный хореографический колледж (далее в тексте — Колледж), является федеральным государственным бюджетным образовательным... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Аэродинамические способы повышения эффективности систем и аппаратов пылеулавливания в производстве огнеупоров [Текст] / В. И. Энтин... | Правила приема на обучение автономной некоммерческой организации... «Ставропольский колледж экономики и дизайна» (далее – колледж)для обучения по основным профессиональным образовательным программам... |