Д. М. Черкаева Полоцкий колледж уо «вгу им. П. М. Машерова»





НазваниеД. М. Черкаева Полоцкий колледж уо «вгу им. П. М. Машерова»
Дата публикации06.09.2014
Размер94.5 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Д.М. Черкаева

Полоцкий колледж

УО «ВГУ им. П.М. Машерова»

(РБ, Полоцк)

Развитие творческого мышления на уроке сольфеджио

Проблема воспитания творческой личности одна из наиболее актуальных в современной музыкальной педагогике. Ведущей тенденцией в музыкальном образовании становится воспитание не только музыкально грамотного и технически развитого исполнителя, но и создание условий для самовыражения мыслящего, разносторонне интересного индивида. Эффективность работы в области музыкального творчества в огромной мере зависит от преподавателя, его музыкальных и педагогических качеств, стремления к постоянному самообразованию, поискам новых методов и средств для обновления и совершенствования в первую очередь собственных знаний. Замечательного советского актера И.Смоктуновского как-то спросили – что он считает главным в человеке и художнике. И.Смоктуновский ответил: «Стремление к самопознанию. Человек – это целый мир. И если он не продолжает познавать себя, а через себя и все бытие, значит он завершился, остановился в своем развитии, и, естественно, его стремление к совершенству уже исключено. Вся безграничность человека – в постоянном и непрерывном самопознании»[18, с.3].

Опыт больших мастеров – как музыкантов, так и людей искусства и науки, свидетельствует: надо постоянно изучать себя. Урок музыки – это всегда встреча с прекрасным, с обновлением и познанием неизведанного мира воображения, фантазии, чувств. Обучение и изучение музыки дает огромный потенциал для становления грамотной, интеллектуально-развитой творческой личности. Еще в Древней Греции всех детей обучали игре на музыкальных инструментах, что способствовало развитию речи, координации движений, воображению, мышлению, творческим способностям, логике и многим другим необходимым современному человеку качествам. Урок сольфеджио – составная часть музыкально-педагогического образования, способный создать условия не только для развития слуховых и вокально-интонационных навыков будущего музыканта, но и расширить диапазон творческой деятельности мышления, воображения и способностей. Творческие упражнения на уроке сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха (ладоинтонационного, гармонического), чувство метроритма, формы, музыкальную память, а также развивают вкус и наблюдательность.

Мышление в нашей жизни выполняет множество различных функций и главными в музыкальной педагогике являются две: понимание и творчество. Понимание обеспечивает нам точное постижение обстановки, накопление человечеством знаний, умений и навыков. Творчество способствует порождению нового – открытиям, как малым (для себя), так и большим (для общества). Эти две функции мышления взаимосвязаны: с одной стороны, чтобы хорошо творить, надо хорошо понять материал, а с другой – чтобы хорошо понять материал, надо отнестись к нему творчески.

Мышление – исключительно сложный психологический процесс, и многие его повороты и «задачи» остаются еще неразгаданными для науки. Мышление надо развивать, улучшать, совершенствовать с самого раннего возраста. Людей способных и даже очень способных – много, а одаренных– единицы. Существует мнение, что подлинная одаренность проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. Исследования показывают, что интенсивность обучения музыке сказываются не только на музыкальном, но и на общем уровне развития ребенка, в том числе и не обладающего яркими музыкальными способностями. Дети быстрее сосредотачиваются, становятся более внимательными, более выносливыми, лучше координированными, более свободно владеют речью. «Музыка, являясь с ранних лет органичной частью развивающей личностно значимой среды, не просто сопутствует развитию, но и оказывает прямое воздействие на его ход, как бы, «связывая» психический опыт ребенка в единое целое» [1, с.24].

Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. С феноменом воображения в практической деятельности людей, прежде всего, связан процесс художественного творчества. Одной из функций воображения является представление действительности в образах. Эта функция связана с творческим мышлением, причем у одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии, так называемый художественный тип мышления, у других – большая склонность к оперированию абстрактными символами и понятиями.

Творческость (креативность) мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей: оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне [1, с.15]. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, и в то же время творческое мышление подразумевает глубокий объем знаний, которые способствуют применению разнообразных подходов к решению творческих задач. Педагог, развивая творческое мышление должен умело сочетать творческую свободу и критический анализ, помогая осмыслению любой идеи самим учеником, создавая, таким образом, атмосферу сотрудничества и сотворчества. Особенно такой подход необходим в искусстве импровизации и сочинения. Помимо основных знаний композиции и формы учащиеся развивают креативность и воображение, достигая высшего уровня интеллектуальной активности мышления.

В детском возрасте музыкальная фантазия наиболее активна, когда происходит на эмоциональном уровне «одушевление окружающих предметов». Возникает, таким образом, две фазы творчества: импровизация и вдохновение [7, с.13].

Творческая личность в состоянии вдохновения утрачивает прошлое и будущее и живет только настоящим моментом, она полностью погружена в предмет своего воображения. Таким образом, возникает творческий процесс, который способствует созданию новых музыкальных образов, мелодий и тем. Процесс, который лежит в основе всех видов творчества один и тот же: комбинация элементов с целью получения нового качества. Различие заключается в исходном материале – идее. Если говорить о теории творческого процесса, то многие ученые, в том числе и на Западе, обращались к структуризации творческого процесса и пришли к следующему выводу: творческий процесс проходит четыре стадии, как утверждает Р.Уоллес: подготовку, созревание, озарение, проверку, центром которого является – озарение, то есть интуитивное схватывание искомого результата [17, с.4].

В программе дисциплины сольфеджио существуют определенные разделы, способствующие развитию креативности мышления и воображения. Это – сольфеджирование, интонационные упражнения, метроритм, слуховой анализ, диктант, импровизация. Из них наиболее творческими формами работы являются метроритм и импровизация. Каждый урок может быть построен таким образом, чтобы учащиеся получали не только готовые знания, но и могли свободно вести самостоятельный творческий поиск. Объем знаний, как известно, не гарантирует развитие творческих способностей, их следует развивать и стимулировать, как любой процесс человеческой деятельности. Прежде чем приступить к собственно творческим заданиям по сочинению музыки, нужно пройти два этапа:

  1. изучение сенсорных ритмических эталонов;

  2. ритмические композиции;

«В процессе работы над ритмами совершенствуется творческая сторона, то есть глубокое, активное постижение ритмов как бы «изнутри». Став «рабочим материалом», ритм рассматривается не как нечто раз и навсегда установленное, а как активный, самостоятельный по выразительности элемент. Учащиеся начинают понимать, что как выразительное средство ритм может выступать на первый план, играть конструктивную роль» [9, с.16]. На уроке сольфеджио ритм является составляющей частью всех форм работы. Развитие чувства метроритма вызывает желание музицировать. Следующий этап – мелодические упражнения. Следует выбрать текст интересного ритмически игрового стихотворения, проанализировать, выбрать размер и тип движения. На основании созданного ритма, сочиняем мелодию (каждый из учащихся предлагает несколько вариантов). Прослушиваем и исполняем. Выбираем наиболее интересный вариант и сочиняем к нему звуковысотное сопровождение, включая ритмический аккомпанемент.

Несложные и небольшие по размеру песни становятся первоначальной ступенью для более сложных импровизаций. Возможны следующие упражнения при работе над мелодией:

  1. один учащийся «задает» тему, другой ее продолжает;

  2. все сочиняют разные мелодии на один ритмический рисунок;

  3. транспонируем сочинение в новую тональность;

  4. сочиняем вступление и заключение, интермедии;

  5. сочиняем аккомпанемент для двух фортепиано.

Творческая работа должна быть связана только с положительными эмоциями, увлекая учащихся к более сложным и оригинальным упражнениям. Основная задача педагога – понять и направить учащегося, помочь записать то, что он сочинил, а также исправить то, что не совсем удачно. Следует поощрять умение рассказать и проанализировать значимость музыкального образа, не бояться оригинальных, порой острых интонаций. Задания могут включать импровизацию на заданную тему.

Импровизация наиболее творческая форма работы, необходимая на каждом уроке. Она может быть вокальной и инструментальной. В разделах программы указаны конкретные упражнения по вокальной импровизации. Первоначально это – досочинение данной мелодии в простой форме, либо на заданный текст в определенном диапазоне, затем - составление и исполнение ритмических и мелодических фраз в простых размерах, подбор ритмического сопровождения к произведениям школьного и дошкольного репертуара. После освоения данных форм работы возможно импровизация фраз в песенном, танцевальном, маршевом характере, импровизация мелодии на данный ритм, текст (однотональный и с отклонениями), импровизация ритмического аккомпанемента к выученным песням и другим музыкальным примерам (ритм с триолями, синкопами в простых и сложных размерах). Затем следует освоение более сложных форм и жанров, сочинение пьес с использованием отклонений, модуляций, современных приемов композиции. На уроке сольфеджио творческими заданиями могут быть: импровизация мелодии в различных жанрах на гармоническую последовательность, импровизация и сочинение мелодических построений с сопоставлением контрастных образов, подбор подголосков и аккомпанемента, запоминание и запись сочиненных мелодий, рисунки к ним.

На уроках сольфеджио творческая работа организуется в логическую систему упражнений и не только творчески воспитывает учащегося, но и закрепляет их теоретические знания, навыки умения читать с листа и писать диктанты. Иногда новый материал из элементарной теории музыки или гармонии лучше усваивается учащимися в тех случаях, когда они сами сочиняют и записывают мелодии с определенными требованиями. Необходимо дополнять творческими заданиями, особенно тех учащихся, которые выполнили задание раньше, лучше и правильно. После написания диктанта возможны следующие развивающие творческие линии упражнения: сыграть или спеть наизусть и досочинить второй голос, подобрать аккомпанемент в различных фактурах, подобрать аккомпанемент и изменить жанровую основу, сочинить вторую часть в данном стиле, размере, ритме и т.д., транспонировать на определенный интервал. Сочинения учащихся могут послужить материалом для диктантов, для транспонирования, а наилучшие – для разучивания.

Образное мышление и творческая фантазия многих учащихся дает возможность педагогу постепенно перейти от вокальной к инструментальной импровизации. Более увлеченные и способные должны заниматься этой формой работы индивидуально с педагогом на факультативных занятиях или в кружках, но основные правила и приемы могут стать опорой для развития этого навыка на уроке сольфеджио. С целью научиться импровизировать на собственную или другую (например, народную) тему определим порядок и всевозможные приемы развития:

  1. Изложение темы одноголосно.

  2. Гармонизация темы.

  3. Гармонизация с использованием септаккордов и нонаккордов разных ступеней.

  4. Исполнение темы в другой тональности и другом ритме.

  5. Перенос темы в другую октаву с изменением фактуры (жанра).

  6. Вариационное изложение темы с помощью всех видов неаккордовых звуков.

  7. Исполнение в параллельной тональности, включая интересные приемы игры (глиссандо, тремоло, кластер, трель и др.).

  8. Исполнение в основной тональности с современными ритмами.

Такой подход способствует созданию собственных сочинений и импровизаций будущих музыкантов. Организация концертов из произведений учащихся стала традиционным мероприятием, которое ежегодно собирает большую аудиторию слушателей. Л.Н.Толстой писал: «Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских, и иногда проявляет одни, иногда другие, и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь между тем одним и самим собою» [16, с.214].

Список литературы

  1. Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. - Мн., 1995.

  2. Дмитриева Л.Г. Детское музыкальное творчество как метод воспитания. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 11.- Москва, 1985.

  3. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - Москва, 1989.

  4. Ермолаева-Томина Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей // Вопросы психологии. 1977. №4.

  5. Ковалев А.К. Психология семейного воспитания.- Москва, 1980.

  6. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. - Москва, 1996.

  7. Маслоу А. О человеческом с любовью. // Адукацыя и выхаванне №4, 2008.

  8. Мелхорн Г., Мелхорн Х-Г «Гениями не рождаются».- Москва, 1989. (пер. с немецкого Яцковской Т.В.)

  9. Морих И.Б. Развитие творческих способностей на уроке сольфеджио.- Мн., 1984.

  10. Музыкальный словарь русско-белорусский // Ред. Кулешова Г.Г., Антонюк Л.А. «Белнавука». - Минск, 1999.

  11. Морозова С.Н. Далекое-близкое. // Музыкальное образование в школе. Вып.16 Москва, 1985.

  12. Немов Р.С. Психология. - Москва, 1995.

  13. Рибо Т. Творческое воображение (перевод с французского, СПб., 1901)

  14. Смоктуновский И. Человек – это целый мир. Сов.культ.1985.

  15. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- Москва, 1961.

  16. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Т. 13.

  17. Цыпин Г. Музыкант и его работа. // «Советский композитор».-Москва, 1988.

  18. Шелмов Б. Импровизация на уроках сольфеджио // «Музыкальный Ленинград», 1977.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Д. М. Черкаева Полоцкий колледж уо «вгу им. П. М. Машерова» iconРеализация системного подхода в организации инновационной деятельности...
Педагогическая инноватика – это отрасль педагогики, изучающая природу, закономерности возникновения и развития инноваций в отношении...
Д. М. Черкаева Полоцкий колледж уо «вгу им. П. М. Машерова» iconУчебно-методическое пособие по изучению курса «Социальная психология»
Утверждено Научно-методическим советом факультета журналистики вгу протокол № от 2008 года
Д. М. Черкаева Полоцкий колледж уо «вгу им. П. М. Машерова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Печатается по рекомендации кафедры русского языка для иностранных учащихся основных факультетов вгу от 04. 2011, протокол №8
Д. М. Черкаева Полоцкий колледж уо «вгу им. П. М. Машерова» iconДоклад директора огбоу спо «Плесский колледж бизнеса и туризма»
«Плесский аграрный колледж» переименован в Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального...
Д. М. Черкаева Полоцкий колледж уо «вгу им. П. М. Машерова» iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования...
Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии. Протокол № от 00. 00. 2013
Д. М. Черкаева Полоцкий колледж уо «вгу им. П. М. Машерова» iconОтчет по результатам самообследования в гаоу спо рб салаватский медицинский...
Гоу салаватское медицинское училище преобразовано в гоу спо мз рб салаватский медицинский колледж. На основании распоряжения Правительства...
Д. М. Черкаева Полоцкий колледж уо «вгу им. П. М. Машерова» icon«Ковровский медицинский колледж» утверждаю директор гбоу спо во
Настоящее Положение устанавливает порядок деятельности учебных кабинетов гбоу спо во «Ковровский медицинский колледж» (далее – Колледж)...
Д. М. Черкаева Полоцкий колледж уо «вгу им. П. М. Машерова» icon«Вот и закончен колледж»
Тамбовское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Уваровский химико-технологический...
Д. М. Черкаева Полоцкий колледж уо «вгу им. П. М. Машерова» iconСреднего профессионального образования московской области «московский...
Московской области «Московский областной колледж искусств» (далее – Колледж) с целью анализа качества подготовки студентов и выпускников...
Д. М. Черкаева Полоцкий колледж уо «вгу им. П. М. Машерова» iconУо «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова» методические...
Министерства образования Республики Беларусь от 27 июня 1997 г. №356, гост 32–2001 «Отчет о научно-исследовательской работе», гост...
Д. М. Черкаева Полоцкий колледж уо «вгу им. П. М. Машерова» iconДоклад о результатах деятельности Санкт-Петербургского государственного...
Публичный доклад о работе спб гб поу «Колледж электроники и приборостроения» (далее Колледж) в 2014-2015 учебном году содержит информацию...
Д. М. Черкаева Полоцкий колледж уо «вгу им. П. М. Машерова» iconОб учебной и производственной практике студентов гбоу спо ао «Амурский...
Гбоу спо ао «Амурский областной колледж искусств и культуры» (далее – колледж), осваивающих основные профессиональные образовательные...
Д. М. Черкаева Полоцкий колледж уо «вгу им. П. М. Машерова» iconГбоу спо «Тольяттинский медицинский колледж» бгоу спо «Гуманитарный колледж»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Д. М. Черкаева Полоцкий колледж уо «вгу им. П. М. Машерова» iconОтчет о результатах самообследования федерального государственного бюджетного
Пермский государственный хореографический колледж (далее в тексте — Колледж), является федеральным государственным бюджетным образовательным...
Д. М. Черкаева Полоцкий колледж уо «вгу им. П. М. Машерова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аэродинамические способы повышения эффективности систем и аппаратов пылеулавливания в производстве огнеупоров [Текст] / В. И. Энтин...
Д. М. Черкаева Полоцкий колледж уо «вгу им. П. М. Машерова» iconПравила приема на обучение автономной некоммерческой организации...
«Ставропольский колледж экономики и дизайна» (далее – колледж)для обучения по основным профессиональным образовательным программам...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск