Реализация системного подхода в организации инновационной деятельности высшей школы (на примере уо «вгу им. П. М. Машерова») А. П. Солодков, Н. А. Ракова Витебск, уо «вгу им. П. М. Машерова»





НазваниеРеализация системного подхода в организации инновационной деятельности высшей школы (на примере уо «вгу им. П. М. Машерова») А. П. Солодков, Н. А. Ракова Витебск, уо «вгу им. П. М. Машерова»
страница1/47
Дата публикации24.11.2014
Размер6.16 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ


РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ОРГАНИЗАЦИИ

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

(НА ПРИМЕРЕ УО «ВГУ ИМ. П.М. МАШЕРОВА»)

А. П. Солодков, Н. А. Ракова

Витебск, УО «ВГУ им. П. М. Машерова»

Связь времен, прошлого и будущего, реализуется человеком, его деятельностью, в том числе и образовательной. Эта связь не есть простая передача прошлого опыта будущим поколениям. Образовательный процесс всегда сопровождается внесением нового. Изменениями в образовании и занимается педагогическая инноватика. Педагогическая инноватика – это отрасль педагогики, изучающая природу, закономерности возникновения и развития инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.

Из данного определения вытекает главная цель педагогической инноватики - научно обосновать и обеспечить непрерывное изменение образования в интересах его приближения к реализуе­мой сущности образовывающегося человека.

Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе с конца 1950-х гг., а в нашей стране лишь в 1980-х гг. Развитие педагогической инноватики было затруднено ввиду монопольного господства одной идеологии и связанного с ней тоталитаризма в управлении всеми сферами жизни, науки, школы.

В последние 20 лет проблематика нововведений в области образования стала рассматриваться в работах отечественных педагогов и психологов: Н. В. Горбуновой, В. И. Загвязинского, М. В. Кларина, В. С. Лазарева, В. Я. Ляудис, М. М. Поташкина, С. Д. Полякова, В. А. Сластенина, В. И. Слободчикова, И. И. Цыркуна, Т. И. Шамовой, О. Г. Юсуфбековой и других.

В ходе развития педагогической инноватики меняются представления о целях образования, его содержании, образовательном процессе. Педагогика в лице ученых выступает генератором педагогических инноваций. Ученые же, в свою очередь, опираются на заказчиков изменений – учащихся, родителей, общество.

Педагогические инновации могут иметь свои истоки и в практике, как необходимость решения возникших противоречий, удовлетворения личных и общественных потребностей.

Изменения в содержании и организации деятельности образовательных учреждений, их инновационная направленность тесно связаны с изменениями в методологической и технологической подготовке педагогов и руководителей. Этот процесс и сегодня не имеет необходимой научно-организационной базы. Интенсивность происходящих изменений ведет к росту потребности в новом теоретическом осмыслении сущности управления инновационными процессами на уровне как государства, так и отдельных образовательных учреждений, в разработке педагогический условий, обеспечивающих эффективное инновационное движение.

Поскольку под инновацией понимаются нововведения, целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы и вызывающие его переход из одного состояния в другое, с позитивными изменениями относительно выбранных параметров, то, бесспорно, что инновационные процессы должны охватывать всю систему образования Республики Беларусь и все образовательные процессы, протекающие внутри учебных заведений.

В современном образовании принято различать два типа инновационных феноменов: «инновации в системе образования» и «инновационное обучение». Инновации в системе образования связаны с перестройкой, модификацией, усовершенствованием и изменением систем образования или ее отдельных сторон. Инновационное обучение определяется как особый тип обучения, продукт целенаправленной, научно обоснованной деятельности в учебно-образовательном процессе.

Оба эти феномена взаимосвязаны. Инновации в системе образования и инновационное обучение исследуются педагогической инноватикой в единстве.

В структуру инновационного процесса входят четыре компонента: создание, распространение, освоение новшеств, а также образовательная деятельность, представляющие собой комплекс мер и технологий по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования.

Инновационные процессы, осуществляемые в УО «ВГУ им. П. М. Машерова» представляют собой систему, включающую совокупность множества инноваций, внедренных одна в другую или объединенных между собой другими типами связей.

Инновационные изменения осуществляются по следующим направлениям:

  1. Изменение целеполагания, предполагающего повышение уровня профессионально-педагогической подготовки учителя, формирование его инновационной культуры как средства развития и формирования личности школьника.

  2. Формирование нового содержания образования (в соответствии с поставленной целью):

    1. разработка и реалиазция новых образовательных стандартов;

    2. разработка и внедрение новых учебных планов, программ, учебно-методических комплексов и т.д.;

    3. разработка и реализация компетентностного подхода.

  3. Организация инновационной деятельности, обеспечивающей усвоения данного содержания образования, переход к многоуровневой системе профессионально-педагогической подготовки:

    1. внедрение современных образовательных технологий;

    2. внедрение современных воспитательных технологий;

    3. создание и развитие творческих инновационных коллективов;

    4. создание и работа учебно-научно-консультационных центров;

    5. введение многоэтапного контроля уровня знаний, умений, навыков;

    6. установление международных контактов с вузами ближнего и дальнего зарубежья (Россия, Украина, Латвия, Польша, КНР, Канада).

Согласно «Концепции развития системы педагогического образования в Республики Беларусь» одной из основных комплексных задач устойчивого развития педагогического образования является обеспечение преемственности в подготовке научно-педагогических кадров: специалист-магистр, кандидат наук – доктор наук. Ввиду этого основополагающим инновационным процессом в университета как и в других высших учебных заведения республики являются переход к многоуровневой системе профессионально-педагогической подготовки. Данное нововведение является запланированным, носит глобальный характер и относится к инновациям в системе образования.

Основными ориентирами трансформационных процессов на первой ступени (вуз) являются: дифференциация сроков обучения в зависимости от сложности подготовки специалистов, снижение удельного веса вспомогательных дисциплин, организация изучения отдельных дисциплин социально-гуманитарного цикла в общеобразовательной школе, введение кредитно-модульной системы и т.д.

При внедрении многоуровневой системы высшего образования наиболее актуальными становятся вопросы, касающиеся определения направлений совершенствования содержания образования, выявления наиболее эффективных технологий, обеспечивающих достижение прогнозируемого результата, раскрытие механизма их внедрения в процессе изучения дисциплин.

Переход к многоуровневой системе профессионально-педагогической подготовки, в свою очередь, выдвинул более высокие требования к уровню теоретической и практической подготовки выпускника вуза. Это повлекло за собой необходимость поиска инновационных путей решения данной проблемы, одним из которых явилось создание учебно-научно-консультационных центров (УНКЦ).

Сегодня также центры созданы и работают на базе УО «Гимназия им А. С. Пушкина», УО «Государственная общеобразовательная средняя школа № 28», УО «Государственная общеобразовательная средняя школа № 45», УО «Государственная вспомогательная школа № 26», УО «Государственный специальный сад № 18 для детей с нарушением речи», УО «Государственный городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».

Изначально в центрах была проведена определенная организационная работа: оборудованы и оформлены кабинеты, избраны Советы УНКЦ, разработаны, согласованы и утверждены планы сотрудничества, разработаны паспорта учебно-научно-консультационных центров подготовлена и содержательно наполнена необходимая документация.

Совместная работа центров включает следующие направления деятельности:

  • повышение компетентности педагогов учреждения образования;

  • повышение уровня профессиональной компетентности студентов;

  • совместная научная работа;

  • воспитательная работа.

Переход к многоуровневой системе профессионально-педагогической подготовки, в свою очередь, также потребовал повышения качества изучения и усвоения материала, стимулирования и активизации мыслительной деятельности студентов. Это привело к необходимости реализации такой педагогической инновации как введение многоэтапного контроля.

Многоэтапный экзамен, вводимый в университете, включает в себя, как правило, три этапа – тестирование, проверка практических умений и навыков, проверка теоретических знаний.

Целью тестирования является определение уровня усвоения определенных аспектов содержания обучения, степень владения студентами понятийного аппарата курса и проводится в электронном виде.

Целью второго этапа является проверка сформированности практических умений и навыков по дисциплинам.

Целью третьего этапа является проверка теоретических знаний студентов за курс (семестр), направленная на углубление знаний, систематизацию изученного материала.

Данная инновация осуществляется на уровне процесса обучения, направлена на формирование знаний, умений и навыков, способов деятельности, компетентностей будущих педагогов.

Анализ инновационных процессов в УО «ВГУ им. П. М. Машерова» позволяет сделать вывод о том, что они действительно представляют собой систему, касаются как системы образования в целом, так и процесса обучения. Некоторые из них носят глобальных характер, действуют в рамках республики, другие – локальные, реализовываются в условиях конкретного учреждения образования, но все направлены на повышение профессионально-педагогического уровня подготовки студентов, учителей, преподавателей.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

И. И. Цыркун

УО «БГПУ им. М. Танка»

Повышение значимости научных знаний в развитии цивилизации обуславливает интенсификацию инноваций, в том числе и в системе высшего образования.

К понятию «инновация» обратились культурологи и лингвисты в начале ХХ века при описании культурной диффузии. В научный оборот термин «инновация» ввели экономисты Н. Шумпетер и Г. Мениг в 1930 году. Им обозначали воплощение научных достижений в новой технологии или продукте. Инновационные процессы в образовании стали предметом самостоятельного изучения в 50-е гг. прошлого века.

Идеальная педагогическая инновация представляет собой целостный проблемно-ориентированный процесс сопряженных прогрессивных изменений всего курса образования или его отдельных составляющих (педагогических предписаний) и среды нововведения (средств и условий образования), что приводит к повышению его эффективности и качества.

Содержанием управляемого инновационного процесса являются следующие сферы: педагогического поиска, создания педагогического новшества, его реализации и рефлексии педагогической инновации.

Спонтанный (уникальный) инновационный процесс развертывается по схеме классического жизненного цикла и (или) в логике развития культуры.

Обобщенное представление о развитии педагогических инноваций в высшей школе рассмотрим с помощью интеллектуальной карты, рисунок 1.

В центре интеллектуальной карты находятся ориентиры инновационной деятельности в высшей школе. Они являются центральным образом, вектором развития высшего образования. До перехода высшего образования к массовому ему были присущи следующие черты: доминирование интеллектуальной деятельности, отсутствие полного предписания деятельности, решение практических задач на научной основе, способность субъекта самостоятельно усваивать новые сведения профессиональной сферы и осуществлять ее творческое развитие, активная социальная позиция субъектов образования.

Началом маршрута педагогических инноваций выбраны ценности высшего образования. При организации высшего образования традиционно доминируют в качестве ценности научные знания, умения и навыки. Являясь важнейшими результатами, фиксирующими успешное усвоение студентами учебных дисциплин, они не гарантируют эффективность профессиональной деятельности, в частности потому, что быстро устаревают. Поэтому инновирование образования связывают с более высоким рангом ценностей – ценностью процесса.

Рис. 1. Интеллектуальная карта развития педагогических инноваций в высшей школе.

Ее сущностной характеристикой является умение самостоятельно приобретать знания, учиться в течение всей жизни. Развитие и саморазвитие личности, ее интеллектуальной и творческой составляющих является еще более высоким ориентиром инноваций в аспекте ценностей. Являясь длительное время приоритетной в системе высшего образования, эта ценность обуславливала изучение не основ наук, а самих науки. Основными методами обучения в этом контексте выступают методы научного познания и преобразования окружающей действительности. Выпускник высшей школы в соответствии с данной ценностной ориентацией должен обязательно иметь нижний интеллектуальный «порог» профессиональной деятельности, быть компетентным и креативным, обладать самостоятельным профессиональным мышлением. Инновации, ориентированные на эти ценности, предполагают, что педагогический процесс становиться средством развития и саморазвития личности, источником самореализации ее индивидуальности, достижения личностью своей вершины, «акме».

Лидером в аспекте выбора вектора развития ценностей высшего образования является воспитание личности, ее управляемая социализация. Исходная типология личности выступает основой профессиональной пригодности, базой формирования «Я» концепции. Нравственный императив является параметром порядка воспитания и самовоспитания студентов.

Выбор приоритетов ценностных ориентаций детерминирует инновации в моделировании и организации педагогического процесса: переход от профессиограмм к акмеограммам, преподавания к учению, от учебной аудитории к резонансной образовательной среде и др.

Вторым указателем маршрута педагогических инноваций являются культурадигмы высшего образования, его научные обоснования. К сожалению, в высшем образовании постсоветских стран преобладает школьная, педагогическая культурадигма. Ее основной характеристикой является доминирование в педагогическом процессе преподавателя и преподавания. Например, на лекции отводится до 70 % учебного времени, а организацию познавательной деятельности студентов – только 30 %. При этом, преобладает репродуктивная деятельность. Семинарские и практические занятия проводятся с большими по объему группами студентов. Методика их проведения напоминает комбинированный урок в школе.

Андрогогическая культурадигма ориентирована на познавательный запрос личности, развитие ее активности и самостоятельности, интеграцию научной, учебной, производственной и инновационной деятельности.

Субъектная направленность высшего образования характерна для акмеологической культурадигмы. Высшее образование рассматривается «инкубатором» личностного и профессионального развития, самореализации, раскрытия интеллектуального и творческого потенциалов субъекта. Имманентным этой культурадигме является образ профессионала-инноватора, способного и подготовленного к реализации следующих позиций: проблематизатора, аксиолога, методолога, проектировщика, конструктора, программиста, управленца, экспериментатора и писателя.

Содержание образования представлено на интеллектуальной карте как производное от ценностей и культурадигмы. Вектор инноваций здесь направлен от предметно-центрированного к контекстному (профессионально-ориентированному) и личностно-значимому образованию. Это предполагает усиление культурологической составляющей образования и его праксиологичности, использование новых структур его представления (спиральной, смешанной, фокусной, радиальной).

Организация педагогического процесса в аспекте его инновирования может быть рассмотрена следующим образом: курсовая система обучения (традиционная) – курсовая дифференцированная (с применением индивидуальных планов) – предметно-курсовая (с возможностью сдавать зачеты и экзамены по индивидуальному графику в течение учебного года) – предметная (учитывает разную скорость обучения субъекта и не ограничивает временными рамками получение высшего образования).

Модернизация педагогического процесса, повышение его эффективности и качества предполагают совершенствование или полную замену рецептивного педагогического предписания, отражающего характер взаимодействия преподавателя и студентов. Оно является началом отсчета инноваций. Достаточно хорошо в педагогике высшей школы разработан целый спектр инноваций, связанных с организацией педагогического процесса: дистанционное, исследовательское, модульное, контекстное, кооперативное, эвристическое, разностороннее проектное обучение. Обучение как игра, дискуссия, ориентированное на полное усвоение, с применением резонансной образовательной среды также обеспечивает продуктивный характер педагогического процесса.

Дифференциация студентов по учебным возможностям и выделение типологических групп: сильные, средне-сильные, средние, средне-слабые и слабые является основой проектирования и разработки адекватных педагогических стратегий: сотворчества, сотрудничества, руководства, стимулирования, поддержки и др.

Преподаватели высшей школы овладевают педагогической деятельностью преимущественно на эмпирической основе (копирование образцов, пробы и ошибки, находки). Развитие профессионализма преподавателей обусловлено переходом от эмпирического к научнообоснованному способу организации педагогического процесса, что предполагает необходимость осуществления специального педагогического образования.

Интеллектуальная карта содержит также поле актуальных проблем: воспитание студентов как управляемая социализация; формирование умений самостоятельно приобретать и «открывать» знания; развитие интеллектуальных и творческих способностей, профессионального мышления; формирование у студентов научных понятий, развитие научного мировоззрения; интенсификация и оптимизация педагогического процесса; развитие творческого потенциала и профессионализма преподавателя; моделирование и организация резонансной образовательной среды и др.

Интеллектуальная карта развития инновационных процессов в высшей школе может явится основой моделирования и организации инновационного образования.
Список литературы

1. Кухарчик, П.Д. Повышение качества исследований - одна из приоритетных задач педагогической науки / П. Д. Кухарчик, И. И. Цыркун, А. И. Андарало. – Мн.: Весці БДПУ, 2009, № – 3. – С. 3-5.

2. Цыркун, И. И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы / И. И. Цыркун. – Мн.: Тэхналогія, 2000. – 326 с.

3. Цыркун, И. И. Инновационное образование педагога: на пути к профессиональному творчеству: пособие / И. И. Цыркун Е. И. Карпович. – Минск: БГПУ, 2006. – 311 с.

4. Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: учеб.-метод. пособие / П. Д. Кухарчик [и др.]. – Минск: БГПУ, 2008. – 195 с.
Инновационная деятельность как условие обеспечения

стабильности функционирования и развития

системы образования Витебской области

И. А. Щурок

Витебск, Управление образования Витебского облисполкома

Приоритетной задачей социально-экономического развития Республики Беларусь признается переход на инновационный путь развития. Это предусматривает реализацию трансформационных процессов в социальной и экономической сферах, цель которых – обеспечение прироста общественного богатства и рост благосостояния людей за счет оптимизации использования всех видов ресурсов. Среди них по степени значимости на первое место выдвигается интеллектуальный ресурс, а важнейшим фактором конкурентоспособности экономики выступает инновационная деятельность.

Эффективность последней вне зависимости от сферы внедрения инноваций (промышленность, образование, культура, здравоохранение и т.д.) обуславливается степенью подготовленности специалистов к инновационной деятельности.

Названное обстоятельство актуализирует проблему перехода системы образования от поддерживающего к инновационному режиму функционирования. Первая модель предусматривает преобладание информационной деятельности учителя и репродуктивной работы ученика. Качество образования при этом определяется по степени соответствия ответов учащихся заданному эталону. Таким образом, поддерживающее образование способствует лишь поддержанию и воспроизводству существующей культуры.

Инновационное образование предусматривает помимо поддержания существующих традиций создание прогрессивных преобразований, стимулирует стремление обучаемых включаться в творческую деятельность с целью создания нового, конкурентоспособного продукта.

На сегодняшний день в практике учебных заведений Витебской области и Республики Беларусь в целом преобладает первая модель. Для перехода системы образования области в режим развития необходимо обеспечить организационно-управленческую и научно-методическую поддержку образовательных учреждений, ведущих инновационную деятельность. Именно эти учреждения образования рассматриваются нами как опорные площадки процесса модернизации и ресурс повышение качества образования.

При этом мы осознаем, что успех инновационного процесса обусловлен правильно выбранной управленческой стратегией, умелым сотрудничеством с партнерами, обеспечением прирастающего качества подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности через систему повышения квалификации.

Принятая управленческая стратегия предполагает осуществление единой образовательной региональной политики. Ее сущностной особенностью является обеспечение процесса генерации и внедрения инновационных педагогических идей в практику работы учреждений образования области.

На сегодняшний день в Витебской области уже сложился позитивный опыт выращивания новых образовательных практик. Инновационная работа, проводимая в нашей области, характеризуется различными направлениями и масштабами. В настоящее время в области функционируют инноваиоцнные площадки республиканского и областного уровней. Следует заметить, что инновационная работа осуществляется на всех ступенях образования, она охватывает и систему дошкольного и общего среднего и профессионально-технического образования.

Приоритетными направлениями инновационной работы являются:

  • создание социокультурной среды учреждения образования как условия становления личности,

  • обеспечение оптимальных условий перехода учреждений образования на новое содержание обучения,

  • формирование и развитие новых воспитательных систем с учетом региональных особенностей,

  • организация инновационных центров повышения квалификации педагогических кадров по проблемам освоенных инновационных технологий проектов,

  • комплексная компьютеризация управленческой деятельности и образовательного процесса;

В частности, в Витебской области функционируют долгосрочные (2001 – 2013) социально-педагогические инновационные проекты «Этношкола» и «Этносад». Его цель – создание действующей модели учреждения образования, обеспечивающего реальные возможности для формирования человека с высоким уровнем базовой и этнохудожественной культуры. Приоритетное значение при этом уделяется формированию знаний об особенностях родной культуры, духовных и художественных традициях белорусского народа, выходу на новый уровень межличностных отношений и творческой самореализации учащихся. Проект «Этношкола» объединил педагогов, учащихся и их родителей в один коллектив, девиз которого – «От сотрудничества – к партнерству». Модель этношколы внедряется в практику работы Полотовской ГОСШ Полоцкого района, Прозорокской ГОСШ Глубокского района, Выдрейской ГОСШ Лиозненского района, Барздовской ГОСШ Оршанского района, Иванской ГОСШ-сада Чашникского района и Новополоцкой ГОСШ № 5, ДУ № 72 Октябрьского района г. Витебска, ясли-сад №1 г. Чашники.

Решению задачи создания условий для формирования высокого уровня академической и социальной компетенций, индивидуального развития старшеклассников, реализации их личностного потенциала, профессионального и жизненного самоопределения способствует инновационный проект «Создание и внедрение модели социокультурной среды учреждения образования как условия индивидуального развития, творческой самореализации и самоопределения старшеклассников», осуществляемый на базе УО «Государственная гимназия № 8 г. Витебска».

Модель информатизации и компьютеризации системы образования Витебской области апробируется при реализации международных инновационных проектов («Информатика XXI века»), проектов республиканского («Внедрение модели дистанционного обучения для повышения качества образования учащихся и развития профессиональной культуры педагогов») и областного уровней («Использование современных VCT NITi-методик в учебно-воспитательном процессе», «Использование информационных технологий в работе с одаренными детьми», «Изучение информационных технологий с использованием Международной программы CISCO»).

Оптимальные пути модернизации сельской школы определяются в ходе реализации инновационных проектов «Модель формирования исследовательской компетенции сельских школьников в условиях функционирования региональной партнерской сети учреждений образования» и «Внедрение модели открытого образовательного пространства».

Пристальное внимание уделяется вопросам экологического и энергосберегающего образования школьников. В этом направлении осуществляется работа в рамках инновационного проекта «Школа экологической культуры». Он осуществляется на базе УО «Новкинская ГОСШ» Витебского района, «Чепуковская ГОСШ-сад» Миорского района, УО «ГОСШ №2» г.п. Богушевска, УО «Алексиничская ГОСШ» Сенненского района, УО «Межанская ГОСШ» и УО «Опсовская ГОСШ» Браславского района. Эти инновационные площадки призваны внедрить в практику работы школы систему формирования у учащихся экономного и бережного отношения к использованию природных ресурсов.

Организационно-управленческие и содержательно-процессуальные пути оптимизации воспитательной работы в учреждениях образования Витебской области выявляются и апробируются в ходе инновационных проектов «Менеджмент воспитательного процесса в образовательном учреждении», «Воспитание гражданина на культурных традициях белорусского народа», «Система воспитательной работы на основе православных традиций белорусского народа», «Система работы учреждений образования по воспитанию школьников и дошкольников как субъектов национальной культуры».

Большую практическую значимость имеет реализация инновационного проекта по разработке и внедрению центра повышения квалификации педагогов по овладению новыми образовательными технологиями. В реализацию этого проекта включены УО «Бабиничская ГОСШ» Оршанского района, УО «Государственная гимназия №1 г.Витебска», УО «Браславская государственная гимназия». Цель функционирования названных инновационных площадок заключается в обеспечении оптимальных условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов через организацию работы инновационных центров. Специалисты названных центров создают методические рекомендации для педагогов области по наиболее актуальным вопросам обучения и воспитания учащихся, оказывают консультационные услуги образовательным учреждениям, разрабатывают и апробируют новые методики и педагогические технологии, проводят стационарные и выездные мастер-классы и семинары-практикумы для учителей Витебской области.

Таким образом, областное управление образования совместно с ГУО «Витебский институт развития образования» осуществляет разностороннюю, комплексную инновационную работу по выращиванию и пропаганде передового педагогического опыта, научно-методическому, информационному, организационно-управленческому обеспечению инновационно-активных процессов в учреждениях образования, что способствует повышению конкурентоспособности оказываемых образовательных услуг и обеспечению качества образования на всех ступенях.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реализация системного подхода в организации инновационной деятельности высшей школы (на примере уо «вгу им. П. М. Машерова») А. П. Солодков, Н. А. Ракова Витебск, уо «вгу им. П. М. Машерова» iconД. М. Черкаева Полоцкий колледж уо «вгу им. П. М. Машерова»
Человек – это целый мир. И если он не продолжает познавать себя, а через себя и все бытие, значит он завершился, остановился в своем...
Реализация системного подхода в организации инновационной деятельности высшей школы (на примере уо «вгу им. П. М. Машерова») А. П. Солодков, Н. А. Ракова Витебск, уо «вгу им. П. М. Машерова» iconУчебно-методическое пособие по изучению курса «Социальная психология»
Утверждено Научно-методическим советом факультета журналистики вгу протокол № от 2008 года
Реализация системного подхода в организации инновационной деятельности высшей школы (на примере уо «вгу им. П. М. Машерова») А. П. Солодков, Н. А. Ракова Витебск, уо «вгу им. П. М. Машерова» iconРеферат Тема: Формирование системного подхода к аналитической деятельности учащихся с целью
Тема: «Формирование системного подхода к аналитической деятельности учащихся с целью подготовки к сдаче гиа»
Реализация системного подхода в организации инновационной деятельности высшей школы (на примере уо «вгу им. П. М. Машерова») А. П. Солодков, Н. А. Ракова Витебск, уо «вгу им. П. М. Машерова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Печатается по рекомендации кафедры русского языка для иностранных учащихся основных факультетов вгу от 04. 2011, протокол №8
Реализация системного подхода в организации инновационной деятельности высшей школы (на примере уо «вгу им. П. М. Машерова») А. П. Солодков, Н. А. Ракова Витебск, уо «вгу им. П. М. Машерова» iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования...
Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии. Протокол № от 00. 00. 2013
Реализация системного подхода в организации инновационной деятельности высшей школы (на примере уо «вгу им. П. М. Машерова») А. П. Солодков, Н. А. Ракова Витебск, уо «вгу им. П. М. Машерова» iconПояснительная записка с. 4-6 Глава Содержание программы «Тайны лингвистики»
Наше обращение к проблеме связано с попыткой поставить вопрос об ее актуальности с позиции системного подхода в организации внеурочной...
Реализация системного подхода в организации инновационной деятельности высшей школы (на примере уо «вгу им. П. М. Машерова») А. П. Солодков, Н. А. Ракова Витебск, уо «вгу им. П. М. Машерова» iconПлан работы методического объединения учителей словесников
Методическая тема школы: Формирование инновационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности школы
Реализация системного подхода в организации инновационной деятельности высшей школы (на примере уо «вгу им. П. М. Машерова») А. П. Солодков, Н. А. Ракова Витебск, уо «вгу им. П. М. Машерова» iconУо «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова» методические...
Министерства образования Республики Беларусь от 27 июня 1997 г. №356, гост 32–2001 «Отчет о научно-исследовательской работе», гост...
Реализация системного подхода в организации инновационной деятельности высшей школы (на примере уо «вгу им. П. М. Машерова») А. П. Солодков, Н. А. Ракова Витебск, уо «вгу им. П. М. Машерова» iconСистема менеджмента качества в современном университете: достижения, проблемы и перспективы
Солодков А. П., д б н., профессор Прищепа И. М., канд пед наук, доцент Турковский В. И., канд пед наук, доцент Ракова Н. А., канд...
Реализация системного подхода в организации инновационной деятельности высшей школы (на примере уо «вгу им. П. М. Машерова») А. П. Солодков, Н. А. Ракова Витебск, уо «вгу им. П. М. Машерова» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аэродинамические способы повышения эффективности систем и аппаратов пылеулавливания в производстве огнеупоров [Текст] / В. И. Энтин...
Реализация системного подхода в организации инновационной деятельности высшей школы (на примере уо «вгу им. П. М. Машерова») А. П. Солодков, Н. А. Ракова Витебск, уо «вгу им. П. М. Машерова» iconФгбоу впо «вгу») 394006 Воронеж, Университетская пл.,1, к. 237. Тел.: (473) 220-85-93, e-mail
«30 лет конференции Научного общества учащихся: творческий и научно-исследовательский потенциал обучающихся образовательных организаций...
Реализация системного подхода в организации инновационной деятельности высшей школы (на примере уо «вгу им. П. М. Машерова») А. П. Солодков, Н. А. Ракова Витебск, уо «вгу им. П. М. Машерова» iconКатаевой Ольги Юрьевны в рамках проекта «Школа Росатома» «Организация...
«Организация и реализация системно-деятельностного подхода на уроке. Структура и анализ урока» (24 часа)
Реализация системного подхода в организации инновационной деятельности высшей школы (на примере уо «вгу им. П. М. Машерова») А. П. Солодков, Н. А. Ракова Витебск, уо «вгу им. П. М. Машерова» iconПрограмма с присвоением дополнительной квалификации «преподаватель высшей школы»
Целью программы является подготовка будущего преподавателя высшей школы к учебной и научно-исследовательской деятельности
Реализация системного подхода в организации инновационной деятельности высшей школы (на примере уо «вгу им. П. М. Машерова») А. П. Солодков, Н. А. Ракова Витебск, уо «вгу им. П. М. Машерова» iconПубличный отчет гимназии им акад. Н. Г. Басова при вгу за 2012/2013 учебный год
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями департамента образования,...
Реализация системного подхода в организации инновационной деятельности высшей школы (на примере уо «вгу им. П. М. Машерова») А. П. Солодков, Н. А. Ракова Витебск, уо «вгу им. П. М. Машерова» iconВ. Н. Ракова канд физ мат наук, доцент А. А. Меленцов
Письменный Д. Т. Конспект лекций по высшей математике: полный курс. –М.: Айрис-пресс, 2006г
Реализация системного подхода в организации инновационной деятельности высшей школы (на примере уо «вгу им. П. М. Машерова») А. П. Солодков, Н. А. Ракова Витебск, уо «вгу им. П. М. Машерова» iconКонспект лекций по курсу «операционные системы» Москва 2007 Лекция...
Существует три основных подхода к разработке ос и системного по с точки зрения инструментальных средств


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск