Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»
система менеджмента качества
в современном университете:
достижения, проблемы
и перспективы
Витебск, 2010 Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»
система менеджмента качества
в современном университете:
достижения, проблемы
и перспективы Материалы научно-практической конференции 2 июня 2010 г.
Витебск
УО «ВГУ им. П.М. Машерова»
2010
УДК 378.1(063)
ББК 74.584(2)6я431
С 40 Редакционная коллегия: д.м.н., проф. Солодков А.П., д.б.н., профессор Прищепа И.М., канд. пед. наук, доцент Турковский В.И., канд. пед. наук, доцент Ракова Н.А., канд. филолог. наук, доцент Данич О.В., преподаватель каф. педагогики Волощенко О.Г., методисты учебно-методического отдела: Семечкина Н.Н., Чепик Н.Н., Холобис Н.А.
Рецензенты: доктор биол. наук, профессор Чиркин А.А., доктор пед. наук, профессор Орлова А.П., доктор филол. наук, профессор Мезенко А.М., канд. философ. наук Бочков А.А., канд. философ. наук, доцент Янч В.В., канд. филол. наук, доцент Лапатинская О.В., канд. пед. наук Минаева В.М.
С40 Система менеджмента качества в современном университете: достижения, проблемы и перспективы. Материалы научно-практической конференции, 2–3 июня 2010 г. – Витебск:
В сборнике статей международной научно-практической конференции «Система менеджмента качества в современном университете: достижения, проблемы и перспективы» рассматриваются разноплановые аспекты создания, внедрения и сертификации системы менеджмента качества в учреждениях образования; анализируется передовой опыт внедрения и совершенствования системы менеджмента качества в учреждении образования в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001.
Материалы конференции могут быть использованы специалистами организаций, научными работниками, преподавателями, аспирантами и студентами высших учебных заведений. Содержание
Приветствие участникам конференции Опыт создания, совершенствования и сертификации систем менеджмента качества вузов в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001 Осмола И.И., Назаренко В.В. Системный подход и инновации к совершенствованию менеджмента учреждений образования Горовая А.А. Основоположники научного менеджмента Карташев С.А., Якубенко О.И. Совершенствование системы менеджмента качества образования в университете Кухаренко Т.С. Место социального опыта в системе менеджмента качества Михайлова Е.Л. Лидерство в системе менеджмента качества Михайлюк И.А., Шупляк В.И. Разработка системы менеджмента качества учреждения образования: общий подход
Моторов С.А., Венгер Ю.И. Анализ зарубежного опыта управления качеством образовательной деятельности Невдах С.И. Формирование ключевых компетенций менеджеров в сфере образования
Падстаўленка В.Ф. Фундаментальныя прынцыпы менеджменту якасці ў сістэме прынцыпаў агульнага менеджменту Dr. Margitta Rudolph Qualitätsmanagement in der weiterbildung Система менеджмента качества в общей структуре управления вузом Боброва Е.С. Реализация инновационных форм системы менеджмента качества в деятельности факультета повышения квалификации кадров Бобрович Г.А., Голозубова Т.Л. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов в обеспечении качества учебного процесса Бочков А.А., Сухарев А.А. Инновационные техyологии как важное условие повышения качества учебного процесса на юридическом факультете Дубоссарский Г.Я. Аудит системы менеджмента качества Кузьминова Т.Н., Сокольник И.А. Система менеджмента качества как фактор повышения конкурентоспособности будущих специалистов Луцышена Л.А., Швед В.В. Планирование как основная составная процесса управления деятельностью Машеро С.А. Система менеджмента качества структурного подразделения учреждения образования в общей структуре управления вузом Орлова А.П. Управление регионализацией формирования профессиональной компетентности специалистов социальной сферы Романович Е.Е. Функции менеджмента в дирижёрско-хоровой подготовке будущего учителя музыки Сахарова Д.Б. Управление новым качеством бизнес-образования
Свиржевський н.п. Подготовка современных специалистов по менеджменту: проблемы и пути их решения
Холобис Н.А. Документирование системы менеджмента качества Хухлындина Л.М., Молофеев В.М. Проблемы разработки и внедрения системы управления качеством подготовки специалистов Чепик Н.Н. Педагогическое содействие социализации иностранных студентов как важнейшая задача повышения конкурентоспособности университета Шавров А.Л. Система менеджмента качества УО “ВГУ им. П.М. Машерова” как актуальная действительность Шкирьянов Д.Э. Занятия на тропах здоровья в системе менеджмента качества кафедры лёгкой атлетики и лыжного спорта Глебова Г.Ф. Проектные технологии в менеджменте качества образования Стадник В.В., Йохна М.А. Развитие форм коммуникационного взаимодействия в повышении качества образовательных услуг Iwona Staniec. Źródło: Opracowanie własne. Особенности создания, функционирования и совершенствования систем менеджмента качества в средних специальных и высших учебных заведениях Артимёнок Т.Н. Новые требоования к образовательному процессу в колледже Борботько П.В. Использование блога в интернете и повышение качества образования Волкова Ж.В. Внедрение системы менеджмента качества на учебных занятиях по физической культуре Волнистая М.Г., Михалёв А.С. Компетентностная математическая модель специалиста Глазырина Л.Д., Родзевич-Грун И. Управление процессом физического воспитания детей с особенностями психофизического развития (современный менеджмент) Гузов Н.М. Взаимосвязь знаний, умений и двигательных навыков в процесе повышения качества профессионального обучения студентов факультетов физической культуры и спорта Денисова И.В. Особенности функционирования системы менеджмента качества на педагогическом факультете ВГУ им. П.М. Машерова Дорофеев А.М., Мусатова О.В., Вакар А.Н. Взаимодействие теоретической и практической подготовки студентов-биоэкологов в системе менеджмента качества Ионов А.В. Внутришкольная система качества в условиях интеграции общего и профессионального образования Китикова Т.В. Роль качества знаний в становлении и развитии человеческой индивидуальности Лешко А.А. Роль учебно-методических комплексов в повышении качества подготовки специалистов Мартынкевіч С.В. Фарміраванне прафесійнай кампетэнцыі студэнтаў у сістэме менеджмента якасці ВНУ Михайлова О.П. Инновационные технологии в воспитательном процессе студенческой группы Романович Е.Е. Развитие дирижёрских способностей будущего учителя музыки Сухарев А.А., Бочков А.А. Психологическая подготовка будущих юристов Модернизация структуры управления вузами на основе реализации принципов менеджмента качества Аршанский Е.Я., Белохвостов А.А. Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей химии на основе принципов системы менеджмента качества Астраханцев С.Е. Сбалансированная система показателей развития университета: проблема иерархии стратегических перспектив Бобрик М.Ю., Дорофеев С.А., Красовская И.А. Определение показателей результативности качества образования на уровне кафедры Кухтова Н.В. Проблема качества образования специалистов в системе высшего образования Лопатик Т.А. Особенности управления качеством образовательного процесса в вузе Радюль О.Ю. Модель совершенствования деятельности вуза в области менеджмента качества Рябцева Л.В. Роль мониторинга в управлении процессом обучения в Оршанском колледже УО “ВГУ им. П.М. Машерова” Талай В.А. Особенности управления спортивной организацией Определение и реализация целей и показателей в системе менеджмента качества вузов Белова Е.Д., Глазырин А.А. Управление формированием здорового образа жизни будущих сотрудников органов внутренних дел Василькова М.В. Менеджмент качества языкового образования Исаков Г.П. К вопросу о преподавании рисунка на отделении “Дизайн” художественно-графического факультета УО “ВГУ им. П.М. Машерова” Крестьянинова Т.Ю. Система дистанционного обучения “Moodle” как элемент повышения качества образования Молофеев В.М., Сечко О.И. Цели в области качества системы довузовского образования Солодков А.П., Прищепа И.М., Сушко Г.Г., Ракова Н.А. Реализация общепрактических принципов в процессе преподавания дисциплин анатомо-физиологического цикла Степанова Н.А., Толкачёва Т.А. Совершенствование качества химического образования в условиях многопрофильности регионального университета Федьков Г.С. Совершенствование качества в преподавании рисунка на хужожественно-графическом факультете Чикованова Е.А. Определение и реализация целей и показателей воспитательной работы в системе менеджмента качества колледжа Шарапова И.А., Александрова С.А. Практико-ориентированный подход к повышению качества образования студентов педагогического факультета Шульченко Д.А. Качество образовательного процесса на кафедре физического воспитания и спорта Янч В.В. Пути повышения качества образовательного процесса у студентов заочной формы обучения Мониторинг и измерения в системе менеджмента качества вуза Богомаз С.Л. Индивидуализация образования как путь совершенствования СМК учреждений образования Богомаз С.Л. Индивидуализация образования как показатель качества деятельности современных учреждений образования Будович Е.В. Квалиметрический подход при мониторинге процессов системы менеджмента качества вуза Денисович Т.Е. Оценочный инструментарий в становлении и развитии системы менеджмента качества вуза Карташев С.А., Гракова Е.М., Попкова М.В. Оценка результатов и качества образования Климкович Е.А. Анкетирование как описательный метод педагогических измерений: особенности его использования в рамках образовательного мониторинга Красильникова А.В., Бегняк В.И. Оценивание учебных достижений студентов в условиях использования европейской кредитно-трансферной системы Пузевич Ж.Е., Курашевич А.В., Коробанов С.И. Формы контроля знаний по дисциплине “Основной и музыкальный инструмент” как фактор реализации целей в системе менеджмента качества университета Швед М.В. Мониторинг удовлетворённости качеством образовательных услуг в вузе Алексеев С.В. Болонский процесс и постдипломное образование: точки пересечения… Olga Graumann, Sarah Brodhäcker. Diskursive qualitätskultur: der hildesheimer qualitätskreis Пути совершенствования системы менеджмента качества учреждений образования Ализарчик Л.Л. Использование средств информационных технологий для повышения качества преподавания учебных дисциплин Антонова Е.В., Кузьменко В.Я. К вопросу об оценке удовлетворённости потребителя: умения и навыки выпускников биологического факультета Бумаженко Н.И. Особенности проектирования системы менеджмента качества в вузе Голубева Т.А. Модульно-рейтинговая система оценки знаний как инструмент менеджмента качества образования Ершова Л.В. Маркетинг в системе управления качеством образования в учреждении, обеспечивающем получение среднего специального образования Иванова Н.В., Чиркина А.А. Повышение качества тестового контроля учебных достижений студентов Петров А.П., Бошукова Е.В. Пути совершенствования практического обучения на юридическом факультете в системе менеджмента качества Пороховская М.В. Компьютерные технологии в системе высшего образования Стадниченко С.Н. Контроль в системе менеджмента качества высших учебных заведений Судниченко Т.А. Проектирование содержания образования как фактор повышения качества профессиональной подготовки в условиях внедрения системы менеджмента качества Шерикова М.П., Герасимова Н.А. Пути совершенствования качественной подготовки студентов ХГФ по предмету “Практикум в учебных мастерских” Бобрик М.Ю., Дорофеев С.А., Красовская И.А. Внедрение инструментов повышения качества образования в вузе Терещенко Е.В. Современные образовательные технологии в преподавании иностранного языка
| 12
15
25 29
32
37
41
44
47
49
52 55
58
60
64
68
71
77
83
88
89
92
96
99
102
104
107
110
118
121
126
131
134
139
142
145
148
150
153
159
162
165
168
171
174
178
181
185
188
191
194
197
200
202
204
207
211
214
218
221
224
228
231
235
238 240
244
248
251
258
262
266
273
277
281
301
304
308
309
313
316
319
322
325
329
330
333
337
341
| Турковский В.И. Формирование социально-профессиональной ответственности
в системе многоуровневой подготовки учителей
| 344
| |