Скачать 0.56 Mb.
|
ПРОГРАММА С ПРИСВОЕНИЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» Назначением образовательно-профессиональной программы является комплексная психолого-педагогическая, социально-экономическая и информационно-технологическая подготовка к педагогической деятельности в высшем учебном заведении на основе основной программы высшего профессионального образования. Программа рассчитана для подготовки к педагогической деятельности в высшем учебном заведении магистрантов, аспирантов (адъюнктов), а также специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и стаж научно-педагогической работы не менее двух лет. Квалификация «Преподаватель высшей школы» удостоверяется дипломом «О дополнительном (к высшему) образовании». Целью программы является подготовка будущего преподавателя высшей школы к учебной и научно-исследовательской деятельности. Программа реализуется на основании государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», утвержденной Министерством образования Российской Федерации 08 мая 2001 г.
Учебная программа ДИСЦИПЛИНЫ «ТРЕНИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫХ РИТОРИКИ, ДИСКУССИЙ, И ОБЩЕНИЯ» Дополнительная квалификация «Преподаватель высшей школы» Составитель: доктор педагогических наук, профессор В.И. Изотов Орёл – 2007 Обязательный минимум содержания дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» по дисциплине СП.06 «Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссий и общения» Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссий и общения: основные проблемы постановки голоса, техника и артикуляция речи, развитие способности воздействия на людей своей речью, анализ и управление специфическими языковыми барьерами (на профессионально-ориентированном материале); основы создания понятного текста (восприятие основных параметров текста, взаимодействие текста и иллюстраций). СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ТРЕНИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННЫХ РИТОРИКИ, ДИСКУССИЙ И ОБЩЕНИЯ» 1. История риторики Риторика как наука и искусство. Риторика Древней Греции. Риторика в гомеровском эпосе. Законы Солона. Деятельность софистов. Создание первых риторических школ. Сократ. «Риторика» Аристотеля. Демосфен как вершина древнегреческого ораторского искусства. Канон десяти аттических ораторов. Риторика Древнего Рима. Эллинизм. Деятельность Цицерона. Квинтилиан и его «Риторические наставления». Риторика Средних веков. Расцвет гомилетики. Риторика Нового времени. Риторическая деятельность лидеров буржуазных революций 17-18 веков. Риторика XX века. Риторика фашизма. Знаменитые речи XX века («Беседы у камина» Ф.Рузвельта, Обращение 3 июля 1941 г. И.В.Сталина, Фултонская речь У.Черчилля). Неориторика. Русская риторика. Древнерусская риторика. Деятельность М.В.Ломоносова. Академическое и судебное красноречие в 19 веке. Парламентское красноречие. Агитационно-пропагандистская риторика. Риторика в СССР. Риторика в современной России. 2. Риторический канон Риторический канон - путь от мысли к слову. Инвенция как изобретение содержания речи. Фазы инвенции. Смысловые модели (топосы) как основа изобретения речи. Диспозиция как расположение изобретённого по порядку. Композиция. Правила построения Вступления, Основной части и Заключения. Элокуция как превращение замысла в текст. Тропы и фигуры. Прямые и косвенные тактики речевого воздействия. Аргументация. Логические законы. Методы логического мышления. Пара-логика (типология логических ошибок). Мемория. Правила запоминания текста. Акция - произнесение текста. 3. Техника речи Устройство речевого аппарата. Дыхание, голос, интонация, ритм, темп как основные понятия техники речи. Упражнения по отработке практических навыков. Речевая партитура произведения. 4. Основы нейролингвистического программирования Основные техники НЛП: рефрейминг, паттерн, модель Милтона и др. Практические приёмы НЛП. 5. Практические приёмы убеждения14 приёмов убеждения. Правила применения «правил убеждения». 6. Эристика Понятие о споре. История спора. Протагор - отец спора. Сократ и сократическая ирония. Спор, полемика, дискуссия, диспут, прения. Виды спора. Уловки в споре. Манипулятивные технологии в споре. Противодействие манипулятивным технологиям. 7. Технология беседы Понятие о беседе. Виды беседы. Технология деловой беседы. Светская беседа. Дружеская беседа. Беседа как выход из конфликта. 8. Технология переговоров Необходимость переговоров. Переговоры как выход из кризисной ситуа-и. Ситуации переговоров. 9. Речевая агрессия Понятие о конфликте. Понятие о речевой агрессии. Виды речевой агрессии. Сфера бытования речевой агрессии. Национально-культурная специфичность речевой агрессии. Механизмы противодействия речевой агрессии. 10. Взаимодействие оратора и аудитории Ораторская речь - монолог особого типа. Внутренняя диалогичность ораторской речи. Антижесты. Языковые средства создания «совместности». ЛИТЕРАТУРА 1. Александров Д.Н. Риторика. - М, 1999. 2. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. - М., 2002. 3. Антология русской риторики. - М., 1997. 4. Ваганова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - М., 1999; 2007. 5. Волков А.А. Основы русской риторики. — М., 1996. 6. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. - М., 2003. 7. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. -М.,1998. 8. Каверин Б.И., Демидов И.В. Ораторское искусство. - М., 2004. 9. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. - М., 2002. 10.Клюев Е.В. Риторика. - М., 1999. 11 .Купина Н.А. Риторика в играх и упражнениях. - М., 2002. 12.Леммерман X. Уроки риторики и дебатов. - М., 2002. 13.Логика и риторика. Хрестоматия. - Минск, 1997. 14.Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и еловою - М.,1996 (и последующие издания). 15. Михальская А.К. Русский Сократ. - М., 1996. 16.Русская риторика. Хрестоматия. -М., 1996. 17.Сопер П.Л. Основы искусства речи. - Р/Д., 2002. 18.Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. - М., 2007. 19. Ханин М. Риторика для детей и взрослых. Как научиться красиво и правильно говорить. — СПб, 1997. 20.Шейнов В.П. Риторика. - М., 2000.
Учебная программа ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА» Дополнительная квалификация «Преподаватель высшей школы» Составитель: к.п.н., доцент кафедры общей педагогики М.А.Федорова Орёл – 2007 Обязательный минимум содержания дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» по дисциплине СП.02 «Педагогика»: предмет педагогики; цели образования и воспитания; педагогический идеал и его конкретное историческое воплощение; средства и методы педагогического воздействия на личность; общие принципы дидактики и их реализация в конкретных предметных методиках обучения; нравственно-психологические и идейные взаимоотношения поколений; семейное воспитание и семейная педагогика; межличностные отношения в коллективе; нравственно-психологический образ педагога; формирование педагогического мастерства. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проблема гуманизации воспитания личности, которая сегодня в связи с изменением социально-экономической обстановки в обществе выявилась особенно четко, приводит к новому пониманию целостного педагогического процесса и предъявляет особые требования к преподавателю с позиции его компетентности. Это вызывает необходимость преобразования системы профессиональной подготовки специалистов. Программа курса «Педагогика» предназначена для подготовки специалистов «Преподаватель высшей школы» в рамках дополнительного образования. Курс учитывает предшествующую вузовскую подготовку обучающихся и обеспечивает базу для последующего углубления и совершенствования педагогических знаний и умений в рамках изучения интегрированного курса «Педагогика и психология высшей школы». Изучение курса базируется на научных положениях современной общей педагогики, педагогический психологии, требованиях государственного стандарта к минимуму содержания и к уровню подготовки специалистов для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». В результате освоения курса слушатели должны овладеть следующим комплексом знаний и умений:
Содержание курса Тема 1: Педагогика как наука (2 часа) Понятие «наука». Классификация наук. Педагогика как наука. Основные этапы развития педагогики. Объект и предмет педагогической науки, её функции. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, целостный педагогический процесс, педагогическая технология, педагогическая задача. Система педагогических наук. Связь педагогической науки с другими науками о человеке. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Тема 2: Целеполагание в педагогике (4 часа) Понятие цели в педагогике. Сущность и значение цели. Классификация целей. Целеполагание в педагогике. Система целей и задач. Методика целеполагания. Ценностный характер цели образования и воспитания. Иерархия целей. Таксономия целей обучения и ее характеристика. Факторы, обуславливающие выбор цели. Новая концепция целей урока. Педагогический идеал личности. Трансформация государственных целей образования в личные и профессиональные. Цели деятельности педагога. Тема 3: Нравственно-психологический образ педагога (2часа) Своеобразие педагогической деятельности. Основные требования к личности педагога. Понятие педагогического мастерства. Слагаемые педагогического мастерства и их характеристика. Процесс формирования педагогического мастерства. Мастерство педагогического общения. Сущность педагогического общения и его функции. Стили педагогического общения. Тема 4: Педагогическое взаимодействие как основа профессиональной деятельности педагога (2 часа) Понятие педагогического взаимодействия и воздействия. Виды педагогического воздействия. Методы и средства педагогического воздействия: убеждение, упражнение и приучение, обучение, стимулирование, контроль и оценка. Убеждение как основной способ воздействия на личность. Внушение в педагогическом процессе. Упражнение как основной метод организации деятельности обучающихся. Педагогическое требование. Метод перспективы. Методы обучения. Наказание, поощрение и соревнование как основные методы педагогического стимулирования. Тема 5: Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры (4 часа) Различные подходы к пониманию образования в современной педагогике. Трактовка образования в современной отечественной литературе. Антропологические основания и социокультурная природа образования. Образование в системе объекта и предмета педагогики. Модели образования. Демократические основы образования, его гуманистическая направленность. Образование как целостный целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Система образования. Тема 6: Обучение в целостном педагогическом процессе (2 часа ) Общее понятие о дидактике. Закономерности и принципы дидактики. Реализация дидактических принципов в предметных методиках. Понятие и сущность обучения. Характеристика процесса обучения как системы, его место в структуре целостного педагогического процесса. Структура дидактического процесса. Движущие силы и логика процесса обучения. Функции процесса обучения, их единство. Соотношение обучения и развития личности. Тема 7: Коллектив как объект и субъект воспитания (2 часа) Понятие коллектива, его характеристика. Влияние коллектива на формирование личности. Педагогические функции и механизмы становления воспитательного коллектива. Законы и традиции коллектива. Межличностные отношения в коллективе. Тема 8: Семейное воспитание и семейная педагогика (2часа) Понятие и функции семьи. Типология семей. Специфика семейного воспитания. Проблема взаимоотношения поколений. Отношение родителей и детей как психологическая проблема. Типичные варианты отношений. Причины конфликтов и их профилактика. Рациональные условия отношений родителей и детей. Культура семейных отношений. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ПЕДАГОГИКЕ
КРИТЕРИИ оценки знаний по дисциплине «Педагогика» На экзамене проверяется:
Оценка «5» ставится за полное, правильное, точное и доказательное изложение вопроса в объёме программы; за умение раскрыть в ответе основные педагогические понятия и закономерности и сделать логические выводы. Оценка «4» ставится за правильное, аргументированное, но недостаточно полное рассмотрение сути вопроса, а также в том случае, если при полном изложении материала были допущены 1-2 несущественные ошибки или неточности; если студент затрудняется привести примеры; если при решении или оформлении задачи были допущены неточности. Оценка «3» ставится за фрагментарное и непоследовательное изложение рассматриваемого вопроса; в том случае, когда студент излагает материал односторонне; не приводит примеры или приводит их неверно; испытывает затруднения в формулировке педагогических законов и не раскрывает их суть; допускает существенные ошибки в педагогической терминологии. Оценка «2» ставится в том случае, если студент излагает материал в объёме, не превышающем половины предусмотренного в программе; не может раскрыть суть предложенного вопроса; допускает при изложении неоднократные грубые ошибки; не может подтвердить теоретические положения примерами; затрудняется сделать выводы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебная программа ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ» Дополнительная квалификация «Преподаватель высшей школы» Составитель: старший преподаватель кафедры международного и международного частного права Чунаева О.К. Орел - 2007 Обязательный минимум содержания дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» по дисциплине СП.02 «Организационные основы системы образования»: (содержание устанавливается образовательным учреждением) Пояснительная записка Государство, претендующее на статус правового, должно обеспечить своим гражданам реализацию прав и свобод во всех сферах деятельности. Конституция Российской Федерации 1993 года провозглашает право каждого гражданина РФ на образование. Цель курса организационные основы системы образования - изучение и понимание сущности образовательного процесса, правовое регулирование образования, так как это необходимо сегодня широкому кругу лиц, поскольку образование оказывает воздействие практически на все сферы современной жизни. Соблюдение и применение норм образовательного права - важная сторона деятельности всех тех, кто, так или иначе, связан с образованием. В ходе изучения курса «Организационные основы системы образования» преподаватели высшей школы должны ознакомиться с особенностями, основными понятиями, категориями, институтами образовательного права. Они также должны получить навыки работы с законодательными актами и уметь их толковать применительно к конкретным ситуациям. Все это влечет необходимость самостоятельного изучения специальной литературы по образовательному праву, его нормативных источников. Программа содержит учебно-тематический план изучения курса, темы лекционных и семинарских занятий, список литературы, вопросы для контроля. Форма контроля - зачет. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА |
Учебно-методический комплекс дисциплины од. 01 Введение в языкознание... Кобцева С. А., к п н., зам декана факультета филологии и журналистики Мурманского гуманитарного института | Государственные требования к минимуму содержания и уровню требований... Общая характеристика дополнительной профессиональной образовательной программы «Менеджмент в образовании» для получения дополнительной... | ||
Психология человека Курс предназначен для создания у слушателей структурообразующих оснований восприятия и понимания последующих психологических и педагогических... | Рабочая программа по дисциплине «Основы композиции. Цветоведение»... Государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Специалист... | ||
Учебный план программы повышения квалификации специалистов-филологов... Етодами и принципам преподавания рки, ознакомление их с основными достижениями в области методики, психологии, лингвистики, педагогики,... | Учебно-методический комплекс дисциплины од. 02. Основы теории изучаемого... Автор: Учебная программа по предмету «Теоретическая грамматика» составлена кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английского... | ||
Методические указания по оформлению и защите выпускной квалификационной... Программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника... | Тестирование как метод педагогического контроля дисциплины «Оперативная... Секционный курс” для студентов высших медицинских учебных заведений с учетом требований Государственного образовательного стандарта... | ||
Программа учебной дисциплины теория перевода для студентов профессиональной... Приказом №1435 Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 июля 1997 года «О присвоении дополнительной... | Российской федерации Г. И. Пещеров, преподаватель высшей школы, доктор военных наук, профессор, профессор авн РФ | ||
Российской федерации Г. И. Пещеров, преподаватель высшей школы, доктор военных наук, профессор, профессор авн РФ | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы: Ошивалов Б. М. преподаватель по классу кларнета преподаватель высшей квалификационной категории | ||
Роль тренингов и школ-семинаров в стратегии подготовки специалистов высшей квалификации Обенности навыков, которыми владеют востребованные на рынке труда специалисты. Не отвергая и не критикуя академическую систему образования,... | Методические рекомендации для организации самостоятельной работы... Кафедра педагогики и психологии дополнительного профессионального образования кбгу | ||
Программа учебной дисциплины наименование дисциплины «Новейшие отложения Севера» География уровня высшего профессионального образования бакалавриата с присвоением квалификации (степени) «бакалавр» | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Основы нейрофизиологии... Рецензенты: Лях К. Ф., преподаватель высшей категории Мурманского медицинского колледжа |