Скачать 54.38 Kb.
|
УДК 378(06) Проблемы университетского образования Б.А. ГОРЕЛОВ, А.Н. КАРМАЗИНСКИЙ Московский инженерно-физический институт (государственный университет) РОЛЬ ТРЕНИНГОВ И ШКОЛ-СЕМИНАРОВ В СТРАТЕГИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ Обсуждены специфические особенности навыков, которыми владеют востребованные на рынке труда специалисты. Не отвергая и не критикуя академическую систему образования, авторы, тем не менее, отмечают необходимость совершенствования подготовки специалистов высшей квалификации за счет расширения числа авторских курсов и тренингов. Изменение социально-экономической системы в России по времени совпало с переходом человечества из индустриального в постиндустриальный (информационный) век. Отличительные особенности информационного века перечислены в [1-4]. Главными из них можно считать следующие: возникновение новых отраслей промышленности; новых сфер услуг; доминирующее влияние на образ мышления и образ действия специалистов информационных технологий; изменение структуры экономики; дивергенция знаний; ускорение превращения научно-технологических достижений в конечные продукты; рост ассортимента продукции и быстрая смена их поколений и др. Динамика изменения рынка товаров и рынка трудовых ресурсов требует непрерывного совершенствования, как содержания, так и форм проведения учебного процесса. Все это требует мобильности, как самих специалистов, так и знаний и навыков, получаемых и применяемых ими. Заметным явлением на рынке востребованных образовательных услуг является корпоративное обучение, система тренингов и авторских школ–семинаров, обеспечивающих повышение квалификации, а также второе высшее или среднее специальное образование, платные аспирантура и докторантура. Именно эти формы образования обладают, как правило, существенной новизной и востребованностью. Недостатком традиционного академического образования является то, что оно не готовит выпускников к дальнейшей жизни в условиях жесткой конкуренции. Востребованными на рынке труда являются не знания и не академические успехи выпускников вузов, а навыки выполнения конкретных видов работы. Именно на формирование востребованных навыков и направлены перечисленные выше формы повышения квалификации. Роль дополнительно приобретаемых навыков возрастает с ростом квалификации наемных работников и их продвижения в иерархии управления. Навыки представляют собой, как справедливо указывается в [5], совокупность знаний, умений и желаний. Авторы данной работы развивают эту формулу и считают, что навыки представляют собой обобщенный концентрированный научно - практический опыт эффективных действий, осмысленный авторами тренингов и школ – семинаров. Новая формула имеет следующий вид: Навыки = Знания + Умения + Желания + Воля + Действия Таким образом, можно говорить о том, что тренинги и школы – семинары формируют навыки и показывают, как все это (то, чему они посвящены) реально делается. Опробованные навыки позволяют учащимся приобрести уверенность в своих силах, сократить время на приобретение опыта действий, на практике перенять опыт старшего поколения. К сожалению, опыт, навыки и знания не передаются генетически и каждое новое поколение должно пройти свой путь и приобрести свой опыт. Проведение тренингов и школ – семинаров позволяет упростить и смягчить путь приобретения такого опыта, ускоряет процесс изменения картины мира учащимися. Самостоятельно повысить квалификацию по тематикам тренингов в состоянии от 10 до 15% учащихся. Остальным требуется целенаправленное «репетиторство». Конечно, многие специфические сведения можно получить из книг, статей и отчетов. Однако рост информационного потока в постиндустриальную эпоху, несмотря на наличие великолепных Internet поисковых систем, не позволяет получить интегральные концентрированные сведения, которые можно сразу же применить на практике. В частности, для повышения эффективности аспирантуры в университете предлагается школа–семинар, программа которого приведена ниже в виде следующего комплекса.
Список литературы
ISBN 5-7262-0555-3. НАУЧНАЯ СЕССИЯ МИФИ-2005. Том 6 |
Приказ от 25 августа 2014 г. N 1092 об утверждении федерального государственного... Высшего образования по специальности 31. 08. 49 Терапия (уровень подготовки кадров высшей квалификации) | Аннотация основной профессиональной образовательной программмы высшего... Специальности 31. 08. 51 «Фтизиатрия». Опоп составлена на основании Приказа Минобрнауки России от 25 августа 2014 n 1094 "Об утверждении... | ||
Огаоу дпо (повышения квалификации) специалистов «Белгородский институт... Охватывает период с ivв по XV вв., от переноса столицы Римской империи в Константинополь до начала эпохи Великих географических открытий.... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философские образы... Аспирантура – самостоятельный уровень высшего образования, нацеленный на подготовку специалистов высшей квалификации. К поступлению... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вебинар – это форма проведения он-лайн семинаров, тренингов, удобный способ обучения с помощью Интернета | Основная образовательная программа высшего образования программа... Неврология разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования 31. 08. 42 Неврология... | ||
Курс практических семинаров для руководителей и педагогов воскресных... Место церковнославянского языка в системе современного образования и его роль в православном воспитании | Программа подготовки специалистов высшей квалификации по биоэтике для стран СНГ Общая продолжительность обучения – 8 недель (320 учебных часов); этот срок разбивается на два цикла по 4 недели. После прохождения... | ||
Занятия в группе "Как не позволять собой манипулировать" (полный... Учебно-методический комплекс разработан доктором психологических наук, профессором кафедры социальной психологии Рюмшиной Любовью... | Программа повышения квалификации специалистов, привлекаемых в качестве... При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Самостоятельная работа студентов как средство воспитания будущих... Основные закономерности педагогического и воспитательного процессов в высших учебных заведениях (Ярощук) | Физиология высшей нервной деятельности Реформа высшей школы связана, прежде всего, с реорганизацией учебных программ, позволяющей решить некоторые задачи: создать необходимый... | ||
Образование, Исслед Аспирантура – самостоятельный уровень высшего образования, нацеленный на подготовку специалистов высшей квалификации. К поступлению... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки... Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки... Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре | Иконникова Н. К. Общая социология Аспирантура – самостоятельный уровень высшего образования, нацеленный на подготовку специалистов высшей квалификации. К поступлению... |