Роль тренингов и школ-семинаров в стратегии подготовки специалистов высшей квалификации





Скачать 54.38 Kb.
НазваниеРоль тренингов и школ-семинаров в стратегии подготовки специалистов высшей квалификации
Дата публикации22.02.2015
Размер54.38 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

УДК 378(06) Проблемы университетского образования


Б.А. ГОРЕЛОВ, А.Н. КАРМАЗИНСКИЙ

Московский инженерно-физический институт (государственный университет)
РОЛЬ ТРЕНИНГОВ И ШКОЛ-СЕМИНАРОВ В СТРАТЕГИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Обсуждены специфические особенности навыков, которыми владеют востребованные на рынке труда специалисты. Не отвергая и не критикуя академическую систему образования, авторы, тем не менее, отмечают необходимость совершенствования подготовки специалистов высшей квалификации за счет расширения числа авторских курсов и тренингов.
Изменение социально-экономической системы в России по времени совпало с переходом человечества из индустриального в постиндустриальный (информационный) век. Отличительные особенности информационного века перечислены в [1-4]. Главными из них можно считать следующие: возникновение новых отраслей промышленности; новых сфер услуг; доминирующее влияние на образ мышления и образ действия специалистов информационных технологий; изменение структуры экономики; дивергенция знаний; ускорение превращения научно-технологических достижений в конечные продукты; рост ассортимента продукции и быстрая смена их поколений и др. Динамика изменения рынка товаров и рынка трудовых ресурсов требует непрерывного совершенствования, как содержания, так и форм проведения учебного процесса. Все это требует мобильности, как самих специалистов, так и знаний и навыков, получаемых и применяемых ими. Заметным явлением на рынке востребованных образовательных услуг является корпоративное обучение, система тренингов и авторских школ–семинаров, обеспечивающих повышение квалификации, а также второе высшее или среднее специальное образование, платные аспирантура и докторантура. Именно эти формы образования обладают, как правило, существенной новизной и востребованностью. Недостатком традиционного академического образования является то, что оно не готовит выпускников к дальнейшей жизни в условиях жесткой конкуренции.

Востребованными на рынке труда являются не знания и не академические успехи выпускников вузов, а навыки выполнения конкретных видов работы. Именно на формирование востребованных навыков и направлены перечисленные выше формы повышения квалификации. Роль дополнительно приобретаемых навыков возрастает с ростом квалификации наемных работников и их продвижения в иерархии управления.

Навыки представляют собой, как справедливо указывается в [5], совокупность знаний, умений и желаний. Авторы данной работы развивают эту формулу и считают, что навыки представляют собой обобщенный концентрированный научно - практический опыт эффективных действий, осмысленный авторами тренингов и школ – семинаров. Новая формула имеет следующий вид:


Навыки = Знания + Умения + Желания + Воля + Действия


Таким образом, можно говорить о том, что тренинги и школы – семинары формируют навыки и показывают, как все это (то, чему они посвящены) реально делается. Опробованные навыки позволяют учащимся приобрести уверенность в своих силах, сократить время на приобретение опыта действий, на практике перенять опыт старшего поколения. К сожалению, опыт, навыки и знания не передаются генетически и каждое новое поколение должно пройти свой путь и приобрести свой опыт. Проведение тренингов и школ – семинаров позволяет упростить и смягчить путь приобретения такого опыта, ускоряет процесс изменения картины мира учащимися.

Самостоятельно повысить квалификацию по тематикам тренингов в состоянии от 10 до 15% учащихся. Остальным требуется целенаправленное «репетиторство». Конечно, многие специфические сведения можно получить из книг, статей и отчетов. Однако рост информационного потока в постиндустриальную эпоху, несмотря на наличие великолепных Internet поисковых систем, не позволяет получить интегральные концентрированные сведения, которые можно сразу же применить на практике.

В частности, для повышения эффективности аспирантуры в университете предлагается школа–семинар, программа которого приведена ниже в виде следующего комплекса.

  1. Что Вам даст защита диссертации?

  2. Формальные требования.

  3. Вы сами. Ваши цели и задачи? Какие усилия готовы приложить? Ваши ресурсы?

  4. Талант. Особенности Вашего таланта.

  5. Что нельзя упускать из виду?

  6. Руководитель. Самый лучший руководитель. Сменить руководителя. Ваш долг руководителю. Ваш друг руководитель.

  7. Диссертация. Кирпич, кусок хлеба, откровение души.

  8. Идеи. Трансферт идей. Ваши идеи должны стать Вашей интеллектуальной собственностью.

  9. Свое и чужое. Будьте щепетильны. Руководитель всегда имеет право. Кто распоряжается интеллектуальной собственностью.

  10. Новизна. Когда новизна очевидна?

  11. Проблемы, концептуальное мышление и оригинальность.

  12. Экзамены. Кандидатский минимум – это Ваш максимум?

  13. Эрудиция. В профессиональных вопросах нельзя быть «дремучим». Уделяйте внимание деталям и тонкостям. Интеллект - это ваше умение найти более тонкие отличия в очевидном.

  14. Не заблуждайтесь. Есть более умные, находчивые, удачливые, настойчивые, целеустремленные.

  15. Публикации. Ваша публикация - больше, чем фотография.

  16. Если Вашу статью «отфутболили».

  17. Учеба и стажировка за границей.

  18. Ваши ученики. Аспирантура - начало формирования своей команды.

  19. С кем Вы дружите? Чему можно научиться у друзей?

  20. Признание коллег. «Нет пророка в своем отечестве». Ваше признание вне пределов Вашей организации. Круг профессионального общения.

  21. Препоны и рогатки. Замечают, когда начинаете вылезать.

  22. Внедрение. Проверка Ваших коммуникационных способностей. Научись работать в коллективе. Самолюбие, тщеславие и самооценка.

  23. Оппоненты. Друзья Вашего руководителя - Ваши друзья.

  24. Отзывы. «Ничего слишком!»

  25. Реферат. С реферата начинается работа над диссертацией.

  26. Как относиться к критике. Кто они недоброжелатели? Защита. Апробация. Режиссура спектакля. Действующие лица и исполнители. Автор - главный режиссер.

  27. Здоровье. «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Может ли здоровье приносить выгоду? Кратковременный стресс – источник адреналина. Постоянный стресс – причина болезней.

  28. Любовь и аспирантура. Что можно сделать и чего не следует делать для любимой (любимого)?

  29. Деньги и аспирантура. Диссертацию надо писать по теме, приносящей доход.

  30. Самопрограммирование. Ваши формулы «Победы».

  31. Сетевой график выполнения аспирантской работы. Используйте современные информационные технологии.

  32. Бизнес - план диссертации. Аспирант - инвестор. Аспирант владелец бизнес-процесса.

  33. Банкет - средство неформального общения с великими. Знай свою роль.

  34. Затраты на защиту диссертации. Контролируй свои доходы и расходы.

  35. Эссе. Если вторгаешься в чужую область интересов. Ваш уровень компетентности. Что читает шеф? Как работают маститые? Проверяйте советы, фильтруйте людей и свои контакты. Смежные области.


Список литературы


  1. Горелов Б.А., Кармазинский А.Н., Клыгина И.Ю. Информационный век и фундаментальные дисциплины. Труды ХХ1Х международной конференции и дискуссионного клуба «Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации, бизнесе» (осенняя сессия). Украина. Ялта – Гурзуф. 2002. С. 24 - 27.

  2. Горелов Б.А., Кармазинский А.Н., Клыгина И.Ю. Стратегический менеджмент и строительство карьеры - фундаментальная дисциплина в подготовке специалистов // Науч. сессия МИФИ-2002. Сб. науч. тр. В 14 т. М.: МИФИ 2002. Т. 6. С. 106 - 108.

  3. Горелов Б.А., Кармазинский А.Н., Клыгина И.Ю. Ключевые компетенции и добавленная стоимость личности в элитарном образовании. Труды ХХХ1 международной конференции и дискуссионного клуба "Информационные технологии в социологии, экономике, образовании и бизнесе (весенняя сессия). Украина Ялта - Гурзуф 2004 г.

  1. Горелов Б.А., Кармазинский А.Н., Клыгина И.Ю. Тенденции развития высшего образования как бизнес-процесса. Труды ХХХ международной конференции и дискуссионного клуба "Информационные технологии в социологии, экономике, образовании и бизнесе (осенняя сессия). Украина Ялта - Гурзуф 2003 г. с. 33 - 36.

  2. Зорин В.И. Введение в евразийскую философию. (Гл. 6). http://piramyd.express.ru/disput/zorin/veaf.htm




ISBN 5-7262-0555-3. НАУЧНАЯ СЕССИЯ МИФИ-2005. Том 6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Роль тренингов и школ-семинаров в стратегии подготовки специалистов высшей квалификации iconПриказ от 25 августа 2014 г. N 1092 об утверждении федерального государственного...
Высшего образования по специальности 31. 08. 49 Терапия (уровень подготовки кадров высшей квалификации)
Роль тренингов и школ-семинаров в стратегии подготовки специалистов высшей квалификации iconАннотация основной профессиональной образовательной программмы высшего...
Специальности 31. 08. 51 «Фтизиатрия». Опоп составлена на основании Приказа Минобрнауки России от 25 августа 2014 n 1094 "Об утверждении...
Роль тренингов и школ-семинаров в стратегии подготовки специалистов высшей квалификации iconОгаоу дпо (повышения квалификации) специалистов «Белгородский институт...
Охватывает период с ivв по XV вв., от переноса столицы Римской империи в Константинополь до начала эпохи Великих географических открытий....
Роль тренингов и школ-семинаров в стратегии подготовки специалистов высшей квалификации iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философские образы...
Аспирантура – самостоятельный уровень высшего образования, нацеленный на подготовку специалистов высшей квалификации. К поступлению...
Роль тренингов и школ-семинаров в стратегии подготовки специалистов высшей квалификации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вебинар – это форма проведения он-лайн семинаров, тренингов, удобный способ обучения с помощью Интернета
Роль тренингов и школ-семинаров в стратегии подготовки специалистов высшей квалификации iconОсновная образовательная программа высшего образования программа...
Неврология разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования 31. 08. 42 Неврология...
Роль тренингов и школ-семинаров в стратегии подготовки специалистов высшей квалификации iconКурс практических семинаров для руководителей и педагогов воскресных...
Место церковнославянского языка в системе современного образования и его роль в православном воспитании
Роль тренингов и школ-семинаров в стратегии подготовки специалистов высшей квалификации iconПрограмма подготовки специалистов высшей квалификации по биоэтике для стран СНГ
Общая продолжительность обучения – 8 недель (320 учебных часов); этот срок разбивается на два цикла по 4 недели. После прохождения...
Роль тренингов и школ-семинаров в стратегии подготовки специалистов высшей квалификации iconЗанятия в группе "Как не позволять собой манипулировать" (полный...
Учебно-методический комплекс разработан доктором психологических наук, профессором кафедры социальной психологии Рюмшиной Любовью...
Роль тренингов и школ-семинаров в стратегии подготовки специалистов высшей квалификации iconПрограмма повышения квалификации специалистов, привлекаемых в качестве...
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Роль тренингов и школ-семинаров в стратегии подготовки специалистов высшей квалификации iconСамостоятельная работа студентов как средство воспитания будущих...
Основные закономерности педагогического и воспитательного процессов в высших учебных заведениях (Ярощук)
Роль тренингов и школ-семинаров в стратегии подготовки специалистов высшей квалификации iconФизиология высшей нервной деятельности
Реформа высшей школы связана, прежде всего, с реорганизацией учебных программ, позволяющей решить некоторые задачи: создать необходимый...
Роль тренингов и школ-семинаров в стратегии подготовки специалистов высшей квалификации iconОбразование, Исслед
Аспирантура – самостоятельный уровень высшего образования, нацеленный на подготовку специалистов высшей квалификации. К поступлению...
Роль тренингов и школ-семинаров в стратегии подготовки специалистов высшей квалификации iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки...
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Роль тренингов и школ-семинаров в стратегии подготовки специалистов высшей квалификации iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки...
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Роль тренингов и школ-семинаров в стратегии подготовки специалистов высшей квалификации iconИконникова Н. К. Общая социология
Аспирантура – самостоятельный уровень высшего образования, нацеленный на подготовку специалистов высшей квалификации. К поступлению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск