Скачать 228.03 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет философии и культурологии Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ На заседании кафедры философии Декан факультета и методологии науки д.ф.н., проф. Г.В. Драч Протокол №11 ___________________ от «14» июня 2011 г. «14» июня 2011 г. Зав. кафедрой д.ф.н. Бакулов В.Д. _________________________ Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философские образы науки» по направлению подготовки 030100 Философия (степень «магистр») Форма обучения (дневная) Составитель: к.ф.н., доц. Водяникова И.Ф. Ростов-на-Дону 2011 Содержание 1. Пояснительная записка……………………………………………………….3 2.Учебно-тематический план курса……………………………………………4 3.Программа курса……………………………………………………………….5 4. Модуль 1. Становление науки……………………………………………….5 5. Рейтинг 1. Контрольные вопросы……………………………………………9 6. Модуль 2. Неклассическая философия и наука…………………………….10 7. Рейтинг 2. Контрольные вопросы…………………………………………...12 8. Вопросы для зачета…………………………………………………………..13 9.Литература…………………………………………………………………… 14 Пояснительная записка Цель курса – познакомить студентов 4 курса, специализирующихся на кафедре философии и методологии науки с традицией исследования научных парадигм сквозь призму доминирующих в разные исторические эпохи философские идеологии. Курс раскрывает основные социокультурные и идеологические контексты формирования научной методологии в европейской традиции. Задачи: - выявление проблемного характера процесса зарождение научных знаний и методов; - знакомство студентов с полемическими концепциями происхождения экспериментального математического европейского естествознания; - раскрытие структуры и уровней научного анализа в современной рационалистической парадигме; - изучение комплекса методологических проблем в неклассической научной парадигме. Основное внимание уделено рассмотрению специфики гносеологического и социокультурного контекста формирования научных описательных моделей. Занятия проводятся в форме лекций. Формы контроля – текущий контроль, промежуточная аттестация, контроль работы, собеседования. Учебно-тематический план спецкурса
Программа спецкурса Модуль 1. Становление науки Тема 1. Зарождение элементов научных знаний и методов в античной философии (преднаука) (2 часа) Общая характеристика античной философии в целом. Диалектика подлинная и мнимая. Понятие Логоса у Гераклита. Продуктивное содержание апорий Зенона. Позитивные моменты учения софистов и их ограниченность. Атомизм Левкиппа-Демокрита. Диалектический метод Сократа и Платона. Особенности сократовской диалектики. Математика в учении Платона. Механизм возникновения знания: докса и эпистеме. Анамнезис и роль диалектики в этом процессе. Кто является диалектиком? Критика софистики. Роль диалога в познании. Принципы объективности, целостности, развития (историзма). Противоречие как необходимое условие к размышлению. Диалектика – метод всех наук. Физика, космология, теория познания, наука и ее основные черты в учении Аристотеля. Образ науки у Аристотеля – это образ всего имеющегося тогда знания (философия =наука). Классификация наук. Разработка «законов» естественных и социальных наук. Реабилитация чувственного познания. Учение о категориях. Категория движения. Принципы объективности, целостности, причинности. Противоречия бытия и познания. Диалектика Аристотеля. Его натурфилософские идеи. Наука в средние века. Алхимия. Резюме об образе античной науки. Тема 2. Представления о науке и ее методах в философии Нового времени (6 часов) Условия возникновения и особенности новоевропейской философии. Ф.Бэкон о науке как таковой и ее целях. Три пути познания и препятствия на этом пути: идолы, недомогания, извращения и т.п. Причины многовековых заблуждений в науке. Что дает наука человеку? В чем ее власть? Единство традиций и новаций в науке. От кого и от чего следует защищать науку. Возражения против науки со стороны политических деятелей. Классификация наук. Два вида опытов. Общие рассуждения Бэкона о методах и о силлогистической логике. Предмет и метод, объективность метода. Миф о «едином методе»: «Искусство открытия развивается вместе с открытием». Необходимость создания новых методов. Недопустимость недооценки метода или его абсолютизации. Двойная функция метода: очистительная и созидательная. Общая характеристика индуктивного метода Бэкона. Структура бэконовской индукции и механизм ее реализации. Мечта об «индуктивной машине». Элементы диалектики в философии Бэкона. Значение метода Бэкона. Концепция науки и рационалистический метод Декарта. «Арсенал» разума и его основные средства. Философия и наука. Цели науки (неистинные и истинные) и ее характеристики. Математика – главная наука. История науки не есть сама наука как таковая. Сомнение и его роль в науке. Необходимость индемичного научного метода. Задача, цель и функции метода, чему он учит? Декарт и логика. Метод Декарта – «плоть от плоти математики». Всеобщая и общепринятая математика. Метод и математика. Четыре правила метода. Правила для руководства ума. Элементы диалектики в философии Декарта. Связь правил метода с правилами морали. Идея синтеза знания и универсальный метод Лейбница. Дефиниция науки и ее цель. Основные научные достижения самого Лейбница. Преемственность в науке. Недопустимость натурализма и гуманитаристики. Уплотнение знаний и принцип соответствия. Кто и что мешает развитию науки. Пессимисты и оптимисты в науке. Синтез знаний и его следствия. Недопустимость милитаризации науки. Структура метода Лейбница. Шесть «личных правил». Философия и ее роль в развитии науки. Отношение к логике Аристотеля и ориентация на исчисление. Осознание его силы и ограниченности. Стремление расширить сферу методологии за счет диалектики. Истины факта и истины разума. Принцип развития (историзма). Принципы всеобщей связи, целостности и противоречия. Принцип причинности – это и есть закон достаточного основания. Принципы «всеобщей науки» («искусства открытия»). Принцип всеобщих различий ↔ Принцип тождественности неразличимых вещей. Принцип (закон) непрерывности ↔ Принцип дискретности. Принцип единства противоположных категориальных пар. Принцип максимума и минимума. Принцип стремления мира к полноте и всеобщему совершенству. Тема 3. Диалектическая философия ХIХ века и наука (6 часов) Как возможно научное знание? (Кант). Научные достижения «докритического» Канта. Чистая математика и естествознание – образцы научного знания. Возможность априорных синтетических суждений в математике, естествознании, метафизике. Уровни мышления – рассудок и разум. Особенности того и другого. Характеристика общей (формальной) логики как логики рассудка. Особенности логики разума, «трансцендентальной» логики. Диалектика как естественное фактическое и очевидное состояние мышления. Рациональное содержание учения Канта о категориях. Проблема антиномий. Как они «устраняются». Идеи Канта о методе как таковом. Многообразие методов. Недопустимость отождествления математических и философских методов. Понятие принципа. Конститутивные и регулятивные принципы, их характеристики. Наукоучение и антитетический метод Фихте. Основные принципы наукоучения: целостность (системность), активность субъекта, развитие, противоречие. Три основоположения фихтевского наукоучения и их диалектическое содержание. Наукоучение и логика. Натурфилософская диалектика Шеллинга. Чем был вызван интерес Шеллинга к натурфилософии. Основные методологические идеи шеллинговской натурфилософии: «закон полярности», идея развития, всеобщая связь – «природа – всевеликий организм», стремление понять природу из нее самой. Подрыв оснований субъективного идеализма. Шеллинг и логика. Гегель о двух формах объективного процесса. Три стороны логического и их взаимосвязь. Проблема диалектики в «Науке логики» и их современное звучание. Основные рациональные идеи в «Философии природы». Собственно методологические идеи Гегеля (о методе как таковом). Против методологического негативизма. Метод – не внешняя форма, а душа и понятие содержания. Предмет и метод. Метод и понятие. Три группы методов. Основные характеристики диалектического метода. Границы методов, чем они обусловлены. Недопустимость методологического негативизма или абсолютизации роли метода. Недопустимость смешения философского метода с частнонаучными или недооценка как тех, так и других. Любой метод есть процесс движения в материале «от содержания к содержанию». Маркс – наука как социальный феномен, «всеобщий духовный продукт общественного развития». Гносеологическая сущность науки и ее социальная сущность. Цель и функции науки. Наука как сфера всеобщего труда. Объективность науки. Когда возникает потребность в науке. Наука как производительная сила. Два фактора науки. «Мощь науки» ≡ «мощь общества». Что дает применение науки? Применение науки на разных этапах развития общества. Будущее науки. Основные пути превращения науки в непосредственную производительную силу. Наука и нравственность. Классики и вульгарные экономисты – их «низость», апологетика, отсутствие честности, «наемные писаки» и т.д. Методология научного исследования. Роль философии в развитии науки. Идеалистическое и материалистическое понимание истории. Диалектика и метафизика. Современные дискуссии по этим вопросам. Рейтинг 1. Контрольные вопросы
10. Факторы, сформировавшие новоевропейский тип культуры и теоретическое мышление 11. Н.Кузанский. Геометрия как средство познания природы. 12. Декарт – один из основоположников новоевропейской философии и науки. Метод – инструмент познания мира. 13. Место математики в познании мира у Декарта. 14. Космогоническая гипотеза Декарта. 15. Метод Ф.Бэкона. Наука – орудие господства над природой. 16. «Новая Атлантида»: техника – идеал для науки. 17. Процессы, сопутствующие формированию научного естествознания в Новое время. Модуль 2. Неклассическая философия и наука Тема 4. «Наука – сама себе философия». Проблема сциентизма в позитивизме и неопозитивизме (О. Конт) (6 часов) Исходный пункт – концепция Конта. Характеристика им характерных черт (свойств) позитивной философии. Условия тождества положительной школы. Закон интеллектуальной эволюции человечества (закон 3-х стадий), особенности каждой из них. «Метод является более существенным, чем сама доктрина». Особое значение положительной (реальной) стадии: «закон подчинения воображения наблюдениям». Основная ее черта – познание законов и объяснение на их основе явлений. Цель науки – человек, а любые концепции – «человеческие феномены». Вред специализации и как ее преодолеть. Роль науки в жизни общества. Классификация наук и принципы их деления. Выделение социологии в самостоятельную науку. Единство науки и практической жизни. Ограниченность концепции Конта. Тема 5. Русская философия: проблемы науки и ее методов (6 часов) Наука – «родовое мышление человека» (Герцен). Два роста науки. «Законы мышления – сознанные законы бытия». Критика эмпиризма. Наука – не столько результат, сколько процесс развития мысли. Предмет науки, ее объективность, недопустимость произвола. Единство науки («планетный мир»). Союз опыта и разума. Необходимость союза науки и философии. Негативные следствия отсутствия этого союза. Роль метода в науке. Как найти верный метод? Обратившись к предмету познания и истории мышления. О диалектике софистов и Аристотеля. Роль диалектики в развитии науки. «Философия Гегеля – алгебра революции». Достоинства и ограниченность диалектического метода Гегеля. Стремление Герцена разработать принципы диалектики на материалистической основе. Дилетантизм в науке. Наука и метод (Чернышевский). Метод и истина. Две задачи науки и факторы ее изменения. Надо знать общие законы, ибо на них неизбежно натыкаешься. Роль философии в развитии науки и общества. Философские принципы «должны выражать новое в идеях и жизни». Принцип объективности и причина субъективизма. Формы субъективизма. Принципы всесторонности и конкретности («благо или зло дождь?»). Принцип историзма. Три вида соотношения истории предмета и его теории. Необходимость связи науки и философии с жизнью: «Философия не только родительница истины, но и духовное орудие преобразования общества». Наука как элемент цельного знания (Вл. Соловьев). Место науки в основных формах общественного организма. Задача науки и ее центр. Предмет науки и ее цель. Различия предметов естественных и гуманитарных наук. О необходимости соединения науки Востока и Запада. Связь философии и частных наук. Критика позитивизма. Отделение науки от философии и выделение эмпиризма и рационализма. Критика эмпиризма. Единство опыта (эмпирии) и умозрения (мышления) в науке. Критика догматизма как «злейшего врага науки». Критика механицизма и редукционизма. Наука и логика. Органическая логика как элемент философии. Мышление – предмет органической логики. Характерные свойства (признаки) логического (философского) мышления. Механическое и органическое мышление. Диалектика – метод органической логики. Основные принципы (нормы) органической логики. Наука и метод с позиций философии творчества (Н.А. Бердяев). Гносеологическое кредо русского философа. Чем не устраивает Бердяева рационалистическая гносеология? Какими идеями и принципами он руководствовался? Методологический плюрализм. Совместимы ли нормативные методологические принципы с творчеством? Отношение к логике и естествознанию. Философия и наука. Человек – предпосылка всякого философского познания. Как победить «деспотизм рационалистической гносеологии?» Как избавиться от «паразитов-гносеологов?». Тема 6. Философские образы науки в западной философии ХХ века (6 часов) «Наука как призвание и профессия» (М. Вебер). Наука – это не только «холодный расчет», но и дума, страсть, труд, риск, вдохновение, внезапная догадка, фантазия и т.п. плюс наличие определенных идей. Личность – главный элемент науки. Наука – важный элемент (сфера) культуры, часть процесса интеллектуализации. Два вектора науки, ее ценность и смысл. Разработка методов – важнейшее условие научного прогресса. Преемственность в науке и возрастание ее социальной роли. Связь рациональности и свободы. Роль эксперимента и идеальных типов в науке. Вебер против умаления «чистой теории» и эклектики. Науки естественные и гуманитарные, критерий их разделения. Границы науки. Наука, вера и «иные силы». Недопустимость абсолютизации иррационального. Вебер о методологическом значении «Капитала» Маркса. Честность и добросовестность в науке. Проблемы науки и метода в неорационализме (Г. Башляр). В чем новизна нового рационализма? Наука как сфера культуры. Наука и метод. Философия и наука. Принцип противоречия. Философское отрицание. Детерминизм и индетерминизм. Неаристотелевская логика. Наука в свободном обществе (П. Фейерабенд). Наука и общество. Всесилен ли разум? Проблемы метода и методологии. Теоретико-методологический плюрализм («все дозволено»). Недопустимость методологического принуждения. Рейтинг 2. Контрольные вопросы 1. Кант: как возможно научное знание? 2. Гегель: проблема диалектики в «Науке логики» 3 Наука в учении К.Маркса. 4 Классическая картина мира и ее особенности. 5.Особенности неклассической науки и неклассической картины мира. 6. Глобальный эволюционизм – как основа современной картины мира 7. А.Герцен «Письма об изучении природы» 8. «История и философия науки» в России как история западной науки. 9. Идеологические и социологические предпосылки науки в России. 10. Классический образ науки. Альтернативные образы науки. 11. П.Фейерабенд «Наука в свободном обществе» Темы рефератов по спецкурсу «Философские образы науки»
Контрольные вопросы по дисциплине « Философские образы науки» 1.Содержание науки. Критерии научного знания. 2.Основные аспекты науки: от мифа к логосу; от логоса к преднауке. 3.Обыденное и научное знание: две модели порождения знаний.
Специфика средневекового мышления. Его основные элементы. 10. Факторы, сформировавшие новоевропейский тип культуры и теоретическое мышление 11. Н.Кузанский. Геометрия как средство познания природы. 12. Декарт – один из основоположников новоевропейской философии и науки. Метод – инструмент познания мира. 13. Место математики в познании мира у Декарта. 14. Космогоническая гипотеза Декарта. 15. Метод Ф.Бэкона. Наука – орудие господства над природой. 16. «Новая Атлантида»: техника – идеал для науки. 17. Процессы, сопутствующие формированию научного естествознания в Новое время. 18. Кант: как возможно научное знание? 19. Гегель: проблема диалектики в «Науке логики» 20. Наука в учении К.Маркса. 20. Классическая картина мира и ее особенности. 21. Особенности неклассической науки и неклассической картины мира. 22. Глобальный эволюционизм – как основа современной картины мира 23. А.Герцен «Письма об изучении природы» 24. «История и философия науки» в России как история западной науки. 25. Идеологические и социологические предпосылки науки в России. 26. Классический образ науки. Альтернативные образы науки. 27. П.Фейерабенд «Наука в свободном Литература к дисциплине «Философские образы науки»
Глоссарий Эмприризм. Модель процесса научного познания, согласно которой познание начинается с фиксации эмпирических данных и на их основе выдвижение эмпирических гипотез – обобщений, отбор наиболее доказанной из них. Такая модель научного познания как индуктивное обобщение в философии науки получило название индуктивистской. Теоретизм - противоположная эмпиризму моделью научного познания считающая исходным пунктом научной деятельности общую идею, сформированную научным мышлением ( детерминизм, индетерминизм, дискретность, непрерывность, порядок, хаос, инвариантность, изменчивость и т.д.) . Научная деятельность представляется как конструктивное развертывание того содержания, которое, имплицитно заключено в той или иной общей идее. Проблематизм - третий вариант модели научной деятельности – является концепция проблематизма, наиболее четко представленная К.Поппером. Согласно этой модели, наука – это способ решения когнитивных (познавательных) проблем. Именно решение проблемы– выход за пределы известного знания к новым проблемам. По Попперу, познавательная деятельность заключается не в движении от опыта к описывающей его теории, а от менее общей проблемы к более общей и глубокой. Универсализм – особенность средневекового мировоззрения, под которым понимается тяготение мышления к всеобъемлющему познанию, стремление охватить мир в целом, понять его как некоторое законченное всеединство. Обоснованием этой модели выступало представление о единстве космоса и человека – следствие принципа креационизма. Символизм - компонент средневекового миросозерцания был также всеобъемлющим. Согласно средневековому мировоззрению, слово – орудие творения, а переданное человеку оно выступало орудием постижения творения, постижения божественных творческих актов. В соответствии с этим процесс познания вещи заключался в обращении к исследованию понятия, ее выражающего, что определяло книжный характер познавательной деятельности. Инструментом познания представлялась экзегетика – искусство истолкования священного писания. Иерархизм. Особенность средневекового мировоззрения, согласно которому все вещи видимые являются символами невидимых. Согласно иерархизму мир мыслился как иерархия символов. Символы подразделялись на «высшие» и «низшие», принадлежность к которым определялась приближенностью или удаленностью от бога на основе оппозиции небесного (непреходящего, возвышенного) – мирского (бренного, тленного). Телеологизм заключался в истолковании явлений действительности как существующих по промыслу божию во имя предуготовленных целей. Натурализм – в мировоззрении Нового времени заключался в укреплении идеи, согласно которой природа самодостаточна, управляется естественными законами. Гелиоцентрическое учение - утверждавшее бесконечное количество миров, что в свою очередь привело к критике телеологического антропоцентризма («небесные тела не могли быть созданы для того, чтобы светить людям»). Учение о бесконечной Вселенной утверждало одни и те же законы природы, опровергало антинтомию небесного и земного. Субъект познания в новоевропейской философии и науке представляет собой внесоциальное, внеисторическое существо, созерцающее, пассивно регистрирующее извечные, неизменные состояния. Наивный реализм – знание рассматривается как результат зеркального отображения действительности. Динамизм – установка на жестко детерминистическое, однозначное толкование событий, исключение случайности, неопределенности, вариабельности, многозначности – как показателей неполноты знания. Механицизм – доминирование механики как способа миропонимания, мир как машина, человек-машина. Кумулятивизм – трактовка знания как линейного количественного накопления, постоянное приращение и умножение. Психологизм. Познавательные процессы не могут обойтись без учета того, что понимается как интуитивизм, конструктивизм, операционализм. Феноменология созвучна неклассике подчеркиванием возможности конструирования и конституирования действительности из субъективной спонтанности (абстрактное моделирование, интенсивная теоретизация). Персонализм. Важен пониманием субъекта (не как пассивного), а как самотворящего, самодеятельного существа. Разрушалась модель зеркального копирования действительности. Модернизм. Направленность на ревизию вечных истин, релятивизацию стандартов, норм, подрыв абсолютов, канонов. Полифундаментальность – Развал монистических представлений как одной субстанции, лежащей в основе мира. Пришел конец онтологии механицизма, которая представляла мир как стабильный неизменный, линейный, равновесный, устойчивый, отличающийся простотой. Мир предстал как неустойчивый, неравновесный, сложный, нелинейный, когерентный, необратимый и т.п. |
Учебно-методический комплекс дисциплины «Философские проблемы науки... Учебно-методический комплекс дисциплины «Философские проблемы науки и техники: введение в общественное здоровье/здравоохранение» | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины «стратегический менеджмент» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Рабочей программы дисциплины философские проблемы науки и техники... Цель теоретического курса «Философские проблемы науки и техники» изучить проблему возникновения науки и техники и основные стадии... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Технология формирования турпродукта» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины для бакалавров по... Учебно- методический комплекс разработан доктором философских наук, заведующим кафедрой социальной философии Б. И. Буйло в рамках... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Деятельность международных компаний в глобальной среде» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Системный анализ эффективности... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информационное обеспечение... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов |