Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философские образы науки» по направлению подготовки





Скачать 228.03 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философские образы науки» по направлению подготовки
Дата публикации24.06.2013
Размер228.03 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Философия > Учебно-методический комплекс


МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет философии и культурологии
Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

На заседании кафедры философии Декан факультета

и методологии науки д.ф.н., проф. Г.В. Драч

Протокол №11 ___________________

от «14» июня 2011 г. «14» июня 2011 г.

Зав. кафедрой д.ф.н. Бакулов В.Д.

_________________________
Учебно-методический комплекс

учебной дисциплины «Философские образы науки»

по направлению подготовки

030100 Философия

(степень «магистр»)

Форма обучения

(дневная)


Составитель: к.ф.н., доц. Водяникова И.Ф.

Ростов-на-Дону

2011

Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………….3
2.Учебно-тематический план курса……………………………………………4
3.Программа курса……………………………………………………………….5
4. Модуль 1. Становление науки……………………………………………….5
5. Рейтинг 1. Контрольные вопросы……………………………………………9
6. Модуль 2. Неклассическая философия и наука…………………………….10
7. Рейтинг 2. Контрольные вопросы…………………………………………...12
8. Вопросы для зачета…………………………………………………………..13
9.Литература…………………………………………………………………… 14

Пояснительная записка

Цель курса – познакомить студентов 4 курса, специализирующихся на кафедре философии и методологии науки с традицией исследования научных парадигм сквозь призму доминирующих в разные исторические эпохи философские идеологии. Курс раскрывает основные социокультурные и идеологические контексты формирования научной методологии в европейской традиции.

Задачи:

- выявление проблемного характера процесса зарождение научных знаний и методов;

- знакомство студентов с полемическими концепциями происхождения экспериментального математического европейского естествознания;

- раскрытие структуры и уровней научного анализа в современной рационалистической парадигме;

- изучение комплекса методологических проблем в неклассической научной парадигме.

Основное внимание уделено рассмотрению специфики гносеологического и социокультурного контекста формирования научных описательных моделей. Занятия проводятся в форме лекций. Формы контроля – текущий контроль, промежуточная аттестация, контроль работы, собеседования.

Учебно-тематический план спецкурса






п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)




л

с\з

срс











Модуль 1. Становление

науки

5



















1

Зарождение элементов научных знаний и методов в античной философии (преднаука)

5

1-2

2

2

4

Тест, эссе, глоссарий, учебная рецензия




2

Становление науки в средневековье. Алхимия как экспериментальная база научного знания.

5

3-4

2

2

4

Эссе, глоссарий, учебная рецензия




3

Представления о науке и ее методах в философии Нового времени

5

5-6

2

2

4

Тест, эссе, глоссарий, учебная рецензия




4

Диалектическая философия ХIХ века и наука

5

7-9

2

2

4

Глоссарий, тест.







Промежуточная аттестация. Рейтинг 1.

























Модуль 2 Неклассическая философия и наука 19-20 вв.






















5

«Наука – сама себе философия». Проблема сциентизма в позитивизме и неопозитивизме (О. Конт)

5

10-11

2

2

4

Эссе, глоссарий, учебная рецензия




6

Русская философия: проблемы науки и ее методов

5

11-12

2

2

4

Глоссарий




7

Философские образы науки в западной философии ХХ века

5

13-14

4

4

6

Тест, эссе, глоссарий




8

Философия и наука.

5

15-17

2

2

6

Тест, эссе, глоссарий




9

Итоговый тест




18










Зачетный тест







Итого







18

18

36








Программа спецкурса

Модуль 1. Становление науки

Тема 1. Зарождение элементов научных знаний и методов в античной философии (преднаука) (2 часа)

Общая характеристика античной философии в целом. Диалектика подлинная и мнимая. Понятие Логоса у Гераклита. Продуктивное содержание апорий Зенона. Позитивные моменты учения софистов и их ограниченность. Атомизм Левкиппа-Демокрита.

Диалектический метод Сократа и Платона. Особенности сократовской диалектики. Математика в учении Платона.

Механизм возникновения знания: докса и эпистеме. Анамнезис и роль диалектики в этом процессе. Кто является диалектиком? Критика софистики. Роль диалога в познании. Принципы объективности, целостности, развития (историзма). Противоречие как необходимое условие к размышлению. Диалектика – метод всех наук.

Физика, космология, теория познания, наука и ее основные черты в учении Аристотеля. Образ науки у Аристотеля – это образ всего имеющегося тогда знания (философия =наука). Классификация наук. Разработка «законов» естественных и социальных наук. Реабилитация чувственного познания. Учение о категориях. Категория движения. Принципы объективности, целостности, причинности. Противоречия бытия и познания. Диалектика Аристотеля. Его натурфилософские идеи.

Наука в средние века. Алхимия.

Резюме об образе античной науки.

Тема 2. Представления о науке и ее методах в философии Нового времени (6 часов)
Условия возникновения и особенности новоевропейской философии. Ф.Бэкон о науке как таковой и ее целях. Три пути познания и препятствия на этом пути: идолы, недомогания, извращения и т.п. Причины многовековых заблуждений в науке. Что дает наука человеку? В чем ее власть? Единство традиций и новаций в науке. От кого и от чего следует защищать науку. Возражения против науки со стороны политических деятелей. Классификация наук. Два вида опытов.

Общие рассуждения Бэкона о методах и о силлогистической логике. Предмет и метод, объективность метода. Миф о «едином методе»: «Искусство открытия развивается вместе с открытием». Необходимость создания новых методов. Недопустимость недооценки метода или его абсолютизации. Двойная функция метода: очистительная и созидательная.

Общая характеристика индуктивного метода Бэкона. Структура бэконовской индукции и механизм ее реализации. Мечта об «индуктивной машине». Элементы диалектики в философии Бэкона. Значение метода Бэкона.

Концепция науки и рационалистический метод Декарта. «Арсенал» разума и его основные средства. Философия и наука. Цели науки (неистинные и истинные) и ее характеристики. Математика – главная наука. История науки не есть сама наука как таковая. Сомнение и его роль в науке.

Необходимость индемичного научного метода. Задача, цель и функции метода, чему он учит? Декарт и логика. Метод Декарта – «плоть от плоти математики». Всеобщая и общепринятая математика. Метод и математика. Четыре правила метода. Правила для руководства ума. Элементы диалектики в философии Декарта. Связь правил метода с правилами морали.

Идея синтеза знания и универсальный метод Лейбница. Дефиниция науки и ее цель. Основные научные достижения самого Лейбница. Преемственность в науке. Недопустимость натурализма и гуманитаристики. Уплотнение знаний и принцип соответствия. Кто и что мешает развитию науки. Пессимисты и оптимисты в науке. Синтез знаний и его следствия. Недопустимость милитаризации науки.

Структура метода Лейбница. Шесть «личных правил». Философия и ее роль в развитии науки. Отношение к логике Аристотеля и ориентация на исчисление. Осознание его силы и ограниченности. Стремление расширить сферу методологии за счет диалектики.

Истины факта и истины разума. Принцип развития (историзма). Принципы всеобщей связи, целостности и противоречия. Принцип причинности – это и есть закон достаточного основания.

Принципы «всеобщей науки» («искусства открытия»). Принцип всеобщих различий ↔ Принцип тождественности неразличимых вещей. Принцип (закон) непрерывности ↔ Принцип дискретности. Принцип единства противоположных категориальных пар. Принцип максимума и минимума. Принцип стремления мира к полноте и всеобщему совершенству.

Тема 3. Диалектическая философия ХIХ века и наука (6 часов)

Как возможно научное знание? (Кант). Научные достижения «докритического» Канта. Чистая математика и естествознание – образцы научного знания. Возможность априорных синтетических суждений в математике, естествознании, метафизике. Уровни мышления – рассудок и разум. Особенности того и другого.

Характеристика общей (формальной) логики как логики рассудка. Особенности логики разума, «трансцендентальной» логики. Диалектика как естественное фактическое и очевидное состояние мышления.

Рациональное содержание учения Канта о категориях. Проблема антиномий. Как они «устраняются». Идеи Канта о методе как таковом. Многообразие методов. Недопустимость отождествления математических и философских методов. Понятие принципа. Конститутивные и регулятивные принципы, их характеристики.

Наукоучение и антитетический метод Фихте. Основные принципы наукоучения: целостность (системность), активность субъекта, развитие, противоречие. Три основоположения фихтевского наукоучения и их диалектическое содержание. Наукоучение и логика.

Натурфилософская диалектика Шеллинга. Чем был вызван интерес Шеллинга к натурфилософии. Основные методологические идеи шеллинговской натурфилософии: «закон полярности», идея развития, всеобщая связь – «природа – всевеликий организм», стремление понять природу из нее самой. Подрыв оснований субъективного идеализма. Шеллинг и логика.

Гегель о двух формах объективного процесса. Три стороны логического и их взаимосвязь. Проблема диалектики в «Науке логики» и их современное звучание. Основные рациональные идеи в «Философии природы». Собственно методологические идеи Гегеля (о методе как таковом). Против методологического негативизма. Метод – не внешняя форма, а душа и понятие содержания.

Предмет и метод. Метод и понятие. Три группы методов. Основные характеристики диалектического метода. Границы методов, чем они обусловлены. Недопустимость методологического негативизма или абсолютизации роли метода. Недопустимость смешения философского метода с частнонаучными или недооценка как тех, так и других. Любой метод есть процесс движения в материале «от содержания к содержанию».

Маркс – наука как социальный феномен, «всеобщий духовный продукт общественного развития». Гносеологическая сущность науки и ее социальная сущность. Цель и функции науки. Наука как сфера всеобщего труда. Объективность науки. Когда возникает потребность в науке. Наука как производительная сила. Два фактора науки. «Мощь науки» ≡ «мощь общества». Что дает применение науки? Применение науки на разных этапах развития общества. Будущее науки. Основные пути превращения науки в непосредственную производительную силу.

Наука и нравственность. Классики и вульгарные экономисты – их «низость», апологетика, отсутствие честности, «наемные писаки» и т.д.

Методология научного исследования. Роль философии в развитии науки. Идеалистическое и материалистическое понимание истории. Диалектика и метафизика. Современные дискуссии по этим вопросам.

Рейтинг 1. Контрольные вопросы

    1. Содержание науки. Критерии научного знания.

    2. Основные аспекты науки: от мифа к логосу; от логоса к преднауке.

    3. Обыденное и научное знание: две модели порождения знаний.

    4. Социальные предпосылки становления теоретической науки в античности.

    5. Платон: математика – средство познания мира.

    6. Вопросы естествознания в учении Аристотеля. Критерии научного знания.

    7. Судьба античных научных программ в средние века. Комментаторский и систематизаторский характер средневековой науки.

    8. Специфика средневековой рациональности. Алхимия.

    9. Специфика средневекового мышления. Его основные элементы.

10. Факторы, сформировавшие новоевропейский тип культуры и теоретическое мышление

11. Н.Кузанский. Геометрия как средство познания природы.

12. Декарт – один из основоположников новоевропейской философии и науки. Метод – инструмент познания мира.

13. Место математики в познании мира у Декарта.

14. Космогоническая гипотеза Декарта.

15. Метод Ф.Бэкона. Наука – орудие господства над природой.

16. «Новая Атлантида»: техника – идеал для науки.

17. Процессы, сопутствующие формированию научного естествознания в Новое время.
Модуль 2. Неклассическая философия и наука

Тема 4. «Наука – сама себе философия». Проблема сциентизма в позитивизме и неопозитивизме (О. Конт) (6 часов)

Исходный пункт – концепция Конта. Характеристика им характерных черт (свойств) позитивной философии. Условия тождества положительной школы. Закон интеллектуальной эволюции человечества (закон 3-х стадий), особенности каждой из них. «Метод является более существенным, чем сама доктрина». Особое значение положительной (реальной) стадии: «закон подчинения воображения наблюдениям». Основная ее черта – познание законов и объяснение на их основе явлений. Цель науки – человек, а любые концепции – «человеческие феномены». Вред специализации и как ее преодолеть. Роль науки в жизни общества.

Классификация наук и принципы их деления. Выделение социологии в самостоятельную науку. Единство науки и практической жизни. Ограниченность концепции Конта.
Тема 5. Русская философия: проблемы науки и ее методов (6 часов)

Наука – «родовое мышление человека» (Герцен). Два роста науки. «Законы мышления – сознанные законы бытия». Критика эмпиризма. Наука – не столько результат, сколько процесс развития мысли. Предмет науки, ее объективность, недопустимость произвола. Единство науки («планетный мир»). Союз опыта и разума.

Необходимость союза науки и философии. Негативные следствия отсутствия этого союза. Роль метода в науке. Как найти верный метод? Обратившись к предмету познания и истории мышления. О диалектике софистов и Аристотеля.

Роль диалектики в развитии науки. «Философия Гегеля – алгебра революции». Достоинства и ограниченность диалектического метода Гегеля. Стремление Герцена разработать принципы диалектики на материалистической основе. Дилетантизм в науке.

Наука и метод (Чернышевский). Метод и истина. Две задачи науки и факторы ее изменения. Надо знать общие законы, ибо на них неизбежно натыкаешься. Роль философии в развитии науки и общества. Философские принципы «должны выражать новое в идеях и жизни».

Принцип объективности и причина субъективизма. Формы субъективизма. Принципы всесторонности и конкретности («благо или зло дождь?»). Принцип историзма. Три вида соотношения истории предмета и его теории. Необходимость связи науки и философии с жизнью: «Философия не только родительница истины, но и духовное орудие преобразования общества».

Наука как элемент цельного знания (Вл. Соловьев). Место науки в основных формах общественного организма. Задача науки и ее центр. Предмет науки и ее цель. Различия предметов естественных и гуманитарных наук. О необходимости соединения науки Востока и Запада. Связь философии и частных наук. Критика позитивизма.

Отделение науки от философии и выделение эмпиризма и рационализма. Критика эмпиризма. Единство опыта (эмпирии) и умозрения (мышления) в науке. Критика догматизма как «злейшего врага науки». Критика механицизма и редукционизма.

Наука и логика. Органическая логика как элемент философии. Мышление – предмет органической логики. Характерные свойства (признаки) логического (философского) мышления. Механическое и органическое мышление. Диалектика – метод органической логики. Основные принципы (нормы) органической логики.

Наука и метод с позиций философии творчества (Н.А. Бердяев). Гносеологическое кредо русского философа. Чем не устраивает Бердяева рационалистическая гносеология? Какими идеями и принципами он руководствовался? Методологический плюрализм. Совместимы ли нормативные методологические принципы с творчеством? Отношение к логике и естествознанию. Философия и наука. Человек – предпосылка всякого философского познания. Как победить «деспотизм рационалистической гносеологии?» Как избавиться от «паразитов-гносеологов?».
Тема 6. Философские образы науки в западной философии ХХ века (6 часов)

«Наука как призвание и профессия» (М. Вебер). Наука – это не только «холодный расчет», но и дума, страсть, труд, риск, вдохновение, внезапная догадка, фантазия и т.п. плюс наличие определенных идей. Личность – главный элемент науки. Наука – важный элемент (сфера) культуры, часть процесса интеллектуализации. Два вектора науки, ее ценность и смысл. Разработка методов – важнейшее условие научного прогресса. Преемственность в науке и возрастание ее социальной роли. Связь рациональности и свободы. Роль эксперимента и идеальных типов в науке.

Вебер против умаления «чистой теории» и эклектики. Науки естественные и гуманитарные, критерий их разделения. Границы науки. Наука, вера и «иные силы». Недопустимость абсолютизации иррационального. Вебер о методологическом значении «Капитала» Маркса. Честность и добросовестность в науке.

Проблемы науки и метода в неорационализме (Г. Башляр). В чем новизна нового рационализма? Наука как сфера культуры. Наука и метод. Философия и наука. Принцип противоречия. Философское отрицание. Детерминизм и индетерминизм. Неаристотелевская логика.

Наука в свободном обществе (П. Фейерабенд). Наука и общество. Всесилен ли разум? Проблемы метода и методологии. Теоретико-методологический плюрализм («все дозволено»). Недопустимость методологического принуждения.
Рейтинг 2. Контрольные вопросы

1. Кант: как возможно научное знание?

2. Гегель: проблема диалектики в «Науке логики»

3 Наука в учении К.Маркса.

4 Классическая картина мира и ее особенности.

5.Особенности неклассической науки и неклассической картины мира.

6. Глобальный эволюционизм – как основа современной картины мира

7. А.Герцен «Письма об изучении природы»

8. «История и философия науки» в России как история западной науки.

9. Идеологические и социологические предпосылки науки в России.

10. Классический образ науки. Альтернативные образы науки.

11. П.Фейерабенд «Наука в свободном обществе»
Темы рефератов по спецкурсу «Философские образы науки»

  1. Наука и философия.

  2. Наука в античности.

  3. Математика в учении Платона.

  4. Физика, космология, теория познания, наука и ее основные черты в учении Аристотеля.

  5. Наука в средние века. Алхимия.

  6. Ф. Бэкон о роли науки и помехах в ее развитии. Классификация наук и проблема метода.

  7. Концепция науки и рационалистический метод Декарта.

  8. Идея синтеза знаний и универсальный метод Лейбница.

  9. Как возможно научное знание? Общая и трансцендентальная логика (Кант).

  10. Наукоучение и антитетический метод Фихте.

  11. Натурфилософская диалектика Шеллинга.

  12. Философия, наука, метод, диалектика (Гегель).

  13. Наука как «всеобщий духовный продукт общественного развития» (К.Маркс).

  14. Наука – «сама себе философия». Классификация наук (О. Конт).

  15. Метод как «воплощенная наука», а «наука – родовое мышление человека» (А.Н. Герцен).

  16. Наука и принципы диалектики (Н.Г. Чернышевский).

  17. Наука как элемент цельного знания. Наука и принципы органической логики (Вл. Соловьев).

  18. Наука и метод с позиций философии творчества (Н.А. Бердяев).

  19. Наука как признание и профессия (М. Вебер).

  20. Проблемы науки и метода в неорационализме (Г. Башляр).

  21. Наука в открытом обществе (П. Фейерабенд).

Контрольные вопросы по дисциплине

« Философские образы науки»

1.Содержание науки. Критерии научного знания.

2.Основные аспекты науки: от мифа к логосу; от логоса к преднауке.

3.Обыденное и научное знание: две модели порождения знаний.

  1. Социальные предпосылки становления теоретической науки в античности.

  2. Платон: математика – средство познания мира.

  3. Вопросы естествознания в учении Аристотеля. Критерии научного знания.

  4. Судьба античных научных программ в средние века.

  5. Комментаторский и систематизаторский характер средневековой науки.

  6. Специфика средневековой рациональности. Алхимия.

Специфика средневекового мышления. Его основные элементы.

10. Факторы, сформировавшие новоевропейский тип культуры и теоретическое мышление

11. Н.Кузанский. Геометрия как средство познания природы.

12. Декарт – один из основоположников новоевропейской философии и науки. Метод – инструмент познания мира.

13. Место математики в познании мира у Декарта.

14. Космогоническая гипотеза Декарта.

15. Метод Ф.Бэкона. Наука – орудие господства над природой.

16. «Новая Атлантида»: техника – идеал для науки.

17. Процессы, сопутствующие формированию научного естествознания в Новое время.

18. Кант: как возможно научное знание?

19. Гегель: проблема диалектики в «Науке логики»

20. Наука в учении К.Маркса.

20. Классическая картина мира и ее особенности.

21. Особенности неклассической науки и неклассической картины мира.

22. Глобальный эволюционизм – как основа современной картины мира

23. А.Герцен «Письма об изучении природы»

24. «История и философия науки» в России как история западной науки.

25. Идеологические и социологические предпосылки науки в России.

26. Классический образ науки. Альтернативные образы науки.

27. П.Фейерабенд «Наука в свободном

Литература к дисциплине «Философские образы науки»

    1. Общая (источники)

  1. Платон «Парменид»

  2. Аристотель «Метафизика»

  3. Бэкон Ф. «Новый органон»

  4. Декарт Р. «Рассуждения о методе»

  5. Лейбниц Г. «Новые опыты о человеческом разумении»

  6. Кант И. «Критика чистого разума»

  7. Гегель Г. «Наука логики» в 3-х томах

  8. Фихте И.Г. «Наукоучение»

  9. Шеллинг Ф.В. «О мировой душе»

  10. Маркс К. «Капитал», том 1

  11. Энгельс Ф. «Письма об историческом материализме»

  12. Конт О. «Дух позитивной философии»

  13. Герцен А.И. «Письма об изучении природы» (письма: 1,2)

  14. Соловьев Вл. «Философские начала цельного знания»

  15. Бердяев Н.А. «Смысл творчества»

  16. Вебер М. «Избранные произведения»

  17. Башляр Г. «Новый рационализм»

  18. Фейерабенд П. «Избранные труды по методологии науки».

    1. Дополнительная

  1. Любые учебники и учебные пособия по курсу «История философии», особенно такие авторы, как Асмус В.Ф., Гайденко П.П., Кузнецов В.Н., Соколов В.В., Мотрошилова Н.В., и другие. А также:

  2. История философии. Изд. 2-е, перераб. и дополн. Ростов-на-Дону, 2004

  3. Новая философская энциклопедия в 4-х т. М., 2001

  4. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.

  5. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление первых научных программ. М., 1980.

  6. Гейзенберг В. Физика и философия. М.. М., 1989.

  7. Делокаров К.Х. Философия и наука в потоке истории.

  8. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000

  9. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепция на развитие научных теорий. М., 1985.

  10. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Ростов-на-Дону, 2004

  11. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001

  12. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов-на-Дону, 1999.

  13. Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки Нового времени. М., 1989.

  14. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1992.


Глоссарий

Эмприризм. Модель процесса научного познания, согласно которой познание начинается с фиксации эмпирических данных и на их основе выдвижение эмпирических гипотез – обобщений, отбор наиболее доказанной из них. Такая модель научного познания как индуктивное обобщение в философии науки получило название индуктивистской.

Теоретизм - противоположная эмпиризму моделью научного познания считающая исходным пунктом научной деятельности общую идею, сформированную научным мышлением ( детерминизм, индетерминизм, дискретность, непрерывность, порядок, хаос, инвариантность, изменчивость и т.д.) . Научная деятельность представляется как конструктивное развертывание того содержания, которое, имплицитно заключено в той или иной общей идее.

Проблематизм - третий вариант модели научной деятельности – является концепция проблематизма, наиболее четко представленная К.Поппером. Согласно этой модели, наука – это способ решения когнитивных (познавательных) проблем. Именно решение проблемы– выход за пределы известного знания к новым проблемам. По Попперу, познавательная деятельность заключается не в движении от опыта к описывающей его теории, а от менее общей проблемы к более общей и глубокой.

Универсализм – особенность средневекового мировоззрения, под которым понимается тяготение мышления к всеобъемлющему познанию, стремление охватить мир в целом, понять его как некоторое законченное всеединство. Обоснованием этой модели выступало представление о единстве космоса и человека – следствие принципа креационизма.

Символизм - компонент средневекового миросозерцания был также всеобъемлющим. Согласно средневековому мировоззрению, слово – орудие творения, а переданное человеку оно выступало орудием постижения творения, постижения божественных творческих актов. В соответствии с этим процесс познания вещи заключался в обращении к исследованию понятия, ее выражающего, что определяло книжный характер познавательной деятельности. Инструментом познания представлялась экзегетика – искусство истолкования священного писания.

Иерархизм. Особенность средневекового мировоззрения, согласно которому все вещи видимые являются символами невидимых. Согласно иерархизму мир мыслился как иерархия символов. Символы подразделялись на «высшие» и «низшие», принадлежность к которым определялась приближенностью или удаленностью от бога на основе оппозиции небесного (непреходящего, возвышенного) – мирского (бренного, тленного). Телеологизм заключался в истолковании явлений действительности как существующих по промыслу божию во имя предуготовленных целей. Натурализм – в мировоззрении Нового времени заключался в укреплении идеи, согласно которой природа самодостаточна, управляется естественными законами.

Гелиоцентрическое учение - утверждавшее бесконечное количество миров, что в свою очередь привело к критике телеологического антропоцентризма («небесные тела не могли быть созданы для того, чтобы светить людям»). Учение о бесконечной Вселенной утверждало одни и те же законы природы, опровергало антинтомию небесного и земного.

Субъект познания в новоевропейской философии и науке представляет собой внесоциальное, внеисторическое существо, созерцающее, пассивно регистрирующее извечные, неизменные состояния.

Наивный реализм – знание рассматривается как результат зеркального отображения действительности.

Динамизм – установка на жестко детерминистическое, однозначное толкование событий, исключение случайности, неопределенности, вариабельности, многозначности – как показателей неполноты знания.

Механицизм – доминирование механики как способа миропонимания, мир как машина, человек-машина.

Кумулятивизм – трактовка знания как линейного количественного накопления, постоянное приращение и умножение.

Психологизм. Познавательные процессы не могут обойтись без учета того, что понимается как интуитивизм, конструктивизм, операционализм.

Феноменология созвучна неклассике подчеркиванием возможности конструирования и конституирования действительности из субъективной спонтанности (абстрактное моделирование, интенсивная теоретизация).

Персонализм. Важен пониманием субъекта (не как пассивного), а как самотворящего, самодеятельного существа. Разрушалась модель зеркального копирования действительности.

Модернизм. Направленность на ревизию вечных истин, релятивизацию стандартов, норм, подрыв абсолютов, канонов.

Полифундаментальность – Развал монистических представлений как одной субстанции, лежащей в основе мира. Пришел конец онтологии механицизма, которая представляла мир как стабильный неизменный, линейный, равновесный, устойчивый, отличающийся простотой.

Мир предстал как неустойчивый, неравновесный, сложный, нелинейный, когерентный, необратимый и т.п.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философские образы науки» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Философские проблемы науки...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Философские проблемы науки и техники: введение в общественное здоровье/здравоохранение»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философские образы науки» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философские образы науки» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философские образы науки» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философские образы науки» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философские образы науки» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философские образы науки» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философские образы науки» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины «стратегический менеджмент»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философские образы науки» по направлению подготовки iconРабочей программы дисциплины философские проблемы науки и техники...
Цель теоретического курса «Философские проблемы науки и техники» изучить проблему возникновения науки и техники и основные стадии...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философские образы науки» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Технология формирования турпродукта»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философские образы науки» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины для бакалавров по...
Учебно- методический комплекс разработан доктором философских наук, заведующим кафедрой социальной философии Б. И. Буйло в рамках...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философские образы науки» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Деятельность международных компаний в глобальной среде»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философские образы науки» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Системный анализ эффективности...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философские образы науки» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информационное обеспечение...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философские образы науки» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философские образы науки» по направлению подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск