Скачать 1.65 Mb.
|
ОГАОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» «Создание спортивно-оздоровительного центра Здоровье» (авторская программа) Выполнила: Петрова Т.Б., учитель физической культуры МБОУ СОШ №40 г.Белгорода Белгород 2012г. Содержание
а) актуальность, научная новизна, практическая значимость, цели и задачи методики оздоровления учащихся;………………………..7 б) содержание практического раздела программы;…………………20 в) комплексы, входящие в состав экспериментальной программы;.33 г) содержание теоретического раздела программы………………....74
а) отчет спортивно - оздоровительной работы за 2009 год;………..95
1. Введение Среди наиболее актуальных вопросов современности Б.С. Гершунский относит к наиважнейшим вопросы образования и здоровья нации, «ибо образованный и здоровый народ всегда найдет верный путь в решении проблем, которые стоят перед ним и его страной». Несмотря на высокий вклад отдельных регионов РФ – Республики Саха с ее Доктриной ЗОЖ и Уральского учебного округа (Е.В. Ткаченко) для последовательного закрепления ЗОЖ и полноценного валеологического образования будущих россиян отечественная система образования должна формировать у своих подопечных потребность сохранять здоровье, занимать активно физическими упражнениями, методиками самооздоровления на протяжении всей жизни. Поэтому проблема охраны и укрепления здоровья детей стоит очень остро. Воспитанники интернатных учреждений на 1-2 года отстают от паспортного возраста. Их заболеваемость в 2 раза больше, чем у детей, воспитывающихся в семье. Общая заболеваемость детей до 14 лет за последние 5 лет возросла почти на 10%. Отмечена тенденция к росту числа заболеваний нервной системы и органов чувств у детей. Ведущее место в структуре заболеваемости занимают болезни органов дыхания (53,3%), нервной системы и органов чувств (10,8%), инфекционные и паразитарные болезни (8,2%), травмы и отравления (6,2%), болезни кожи и подкожной клетчатки (5,0%). При проведении медицинских осмотров детей всех возрастов отмечается увеличение диспансерного контингента детского населения. За период обучения в школе продолжает увеличиваться патология зрения. Происходящие в обществе негативные социально-экономические процессы особенно болезненно сказываются на детях. Постоянно увеличивается число детей, лишенных родительского попечения. Цель программы: - нормализация физического состояния и коррекция механизмов психической защиты; способность целенаправленным воздействием, раскрытию резервных возможностей организма; совершенствование координации движений; - привитие жизненно необходимых умений и навыков; - развитие двигательных качеств национальными видами спорта; - создание условий для раскрытия и развития физических и духовных способностей; - воспитание самостоятельности, сознательности в занятиях национальными видами спорта и нетрадиционными средствами физической культуры. Задачи программы: - укрепление здоровья, содействие гармоничному развитию учащихся; - овладение школой движения; - ознакомление с основами знаний о личной гигиене, распорядке дня, благоприятном воздействии физических упражнений на все системы организма; - ознакомление с традиционными и нетрадиционными средствами физической культуры; - ознакомление с основными национальными видами спорта, снарядами и инвентарем, достижениями, соблюдения правил техники безопасности во время занятий; - приобщение к самостоятельным занятиям нетрадиционными средствами физической культуры: калланетики, стретчинга, аквааэробики, хатха – йоги; - приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время; - воспитание личностных качеств; - развитие интереса к национальным видам спорта и нетрадиционным средствам физической культуры; - воспитание личностных качеств посредством подвижных игр во взаимодействий со своими сверстниками. Основное содержание, методы и формы реализации программы Данный курс рассчитан на 136 занятий в течении года (2 занятия в неделю). Занятия проводятся по 45 мин. Основное содержание работы включает в себя: теоретический и практический материал по физической культуре. Методы обучения:
- словесный; - практический; - наглядный.
- объяснительно – иллюстративный; - репродуктивный; - проблемное изложение изучаемого материала; - эвристический.
- устное изложение материала учителем; - закрепление изученного; - самостоятельная работа; - применение заданий на практике. Основные формы работы:
В зависимости от типа занятий:
Типы проведения занятий: занятия по физической культуре, лекции, беседы, подвижные игры, уроки, праздники. Средства обучения:
2. Организационно – программное обеспечение программы «Здоровье» Для создания спортивно – оздоровительного центра «Здоровье» необходимо иметь свою спортивно- материальную базу (приложение 1), спортивный инвентарь (приложение 2). На спортивно – оздоровительных занятиях и мероприятиях необходимо соблюдать технику безопасности (приложение 3). Для слаженной работы и эффективности внедрения программы «Здоровье» необходимо иметь следующую документацию и разработки: план спортивно – массовой работы Учреждения на год, где расписаны мероприятия, сроки выполнения и ответственные (приложение 4), примерные планы занятий по физической культуре (приложение 5,6), комплексы утренней гимнастики (приложение 7), комплексы динамической паузы (приложение 8), ежедневные тренинги для сохранения зрения учащихся (приложение 9), тренинги для сохранения осанки (приложение 10), методические рекомендации для занятий национальными физическими упражнениями и играми (приложение 11), лекции, беседы для учащихся (приложение 12), лекции и беседы для родителей (приложение 13), мероприятия по декаде «Здоровье» (приложение 14), сценарии спортивных праздников (приложение 15), тесты по Олимпиаде физической культуры (приложение 16),вопросы по олимпиаде и викторины по физической культуре (приложение 17,18), программы занятий спортивных секций (приложение 19). Так же необходима программа занятий по физической культуре и различные комплексы упражнений. 3.Экспериментальная программа: «Методика оздоровления учащихся в непрерывном годичном образовательном цикле с использованием традиционных и нетрадиционных средств физической культуры » Социальная среда и реальная картина свидетельствуют об ухудшении здоровья молодежи. У данной категории населения увеличивается вес, обостряются сердечно-сосудистые заболевания и другие хронические неинфекционные заболевания учащейся молодежи (В.А. Нестеров, 1997; А.А. Андриевский, 2005, В.С. Астафьев, 2003; М.Б. Доброрадных, 2003; А.В. Кулишова, 2005). Анализ состояния здоровья, параметров физического развития и физической подготовленности учащейся молодежи за последние десятилетия в нашей стране, указывает на тенденцию к значительному ухудшению состояния организма, обучающихся молодых людей (Н.Н Каркшиенко, В.С Журавлев, 1984; Н.А. Агаджанян, А.А. Васильев, 1987; К.Т. Ветчинкина, 1987; И.А. Герасимова, 2000; М.Б. Доброрадных, 2003). Отрицательно сказываются на состоянии здоровья учащихся наметившаяся интенсификация учебного процесса, недостаточная финансовая обеспеченность, приводящая к необходимости совмещения учебы с работой, ухудшение питания, распространенность табакокурения, употребление алкоголя (Н.В. Власова, 1974; В.А. Нестеров, 1997; Г.И. Мызан, А.С. Дорошенко, 1998; Г.И. Любимова, 1999). Увеличивается число учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинской группе (А.Х. Гусалов, 1987; Д.А. Николаева, 1997; А.А. Андриевский, 2005; Г.М. Перова, 2004; И.В. Никитина, 2005). Учащихся, проживающие в разных регионах Российской Федерации, отличаются по уровню физического состояния (Ю.И.Сбруев; В.В.Кудрявцев, 1984; С.В. Хрущев, 1990; Г.А. Булатова, 2000). Это связано с тем, что неблагоприятные климатогеографические условия играют большую роль в ухудшении качественных характеристик здоровья, снижают резервные возможности организма (В.А. Нестеров, 1987; М.С. Мартынов, 1998; Г.А. Булатова, 2000; С.Ю. Щетинина, 2000). Наиболее существенно влияют на физическое состояние человека сезонные метеорологические колебания (Н.А. Тузова, 1962; А.П. Голиков, П.П. Голиков, 1973; Н.К. Трапезникова, 1974). Реакция организма на изменения окружающей среды зависит от приспособления к погодно-климатическим условиям (В.П. Казначеев, 1977; Э.Ш. Матлина, 1978; Н.Н. Василевский, С.И. Сорокин, М.М. Богословский, 1978; Р.А. Багадасарян, 1980). Эффективность процесса физического воспитания повышается на 15-20% при разумном использовании природно-климатических факторов (Г.И. Мызан, 1994; Е.Г. Чулков, В.А. Нестеров, В.Е. Могилев, 1980). Весьма актуальной является проблема повышения эффективности занятий по физическому воспитанию путем изменения их содержания, использования с общепринятыми физическими упражнениями нетрадиционных оздоровительных средств, применяемых с учетом климатогеографических условий проживания и позволяющих улучшить физическое состояние организма (Л.В. Попадьина, 1993; В.П. Моченов, 1994; А.Г. Мастеров, 2002). Необходимо отметить, что в настоящее время увеличилось число заболеваний обусловленных стрессами. Стресс развивается под действием экстремальных факторов рабочей перегрузки, при дефиците времени, информационной перегрузке. Критический и сложный для учащихся экзаменационный период -один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени. В этот период интеллектуально-эмоциональной сфере учащихся предъявляются повышенные требования. К психофизиологическому дискомфорту может привести как учебная перегрузка, так и плохая организация учебного труда - неритмичность работы, отсутствие своевременного и качественного отдыха, питания, оздоровительных мероприятий. Совокупность объективных и субъективных факторов, негативно воздействующих на организм учащихся, при определенных условиях способствует появлению сердечно-сосудистых, нервных, психических заболеваний. Наиболее эффективная форма отдыха при умственном труде - активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями. В научно-методической литературе не обнаружено применение методики оздоровления учащихся в годичном образовательном цикле традиционными и нетрадиционными оздоровительными средствами на занятиях по физической культуре Отсутствует методика оздоровления учащихся, которая позволяла бы им приобретать специальные знания о здоровом образе жизни, способы познания (прежде всего себя), осваивать методики оздоровления своего организма, учиться создавать технологии собственного физического самосовершенствования, особенно в экзаменационный период. Поэтому наличие данной проблемы делает актуальным специальное исследование в этом направлении. Научная новизна работы заключается в том, что разработана методика оздоровления учащихся в непрерывном годичном образовательном цикле с использованием традиционных и нетрадиционных средств физической культуры. Методика оздоровления с использованием традиционных и нетрадиционных средств основана на учете показателей состояния здоровья учащихся, уровня их физического развития и физической подготовленности, а также особенностей психоэмоциональной и мотивационной сферы личности. Определено содержание организационно-методических условий реализации методики оздоровления учащихся с применением традиционных и нетрадиционных средств физической культуры в годичном образовательном цикле. Практическая значимость работы выражается в эффективном использовании методики оздоровления учащихся на занятиях по физическому воспитанию с применением традиционных и нетрадиционных оздоровительных средств физической культуры в годичном образовательном цикле. Результаты исследования могут быть реализованы в профессионально-педагогической деятельности преподавателей кафедр физической культуры гимназий, лицеев, колледжей, общеобразовательных учебных заведений, вузов, ссузов. - при планировании учебного процесса по физическому воспитанию; - при разработке учебно-методических комплексов; - в организации физкультурно-оздоровительной работы в учреждениях, при составлении учебных планов и проведении занятий по физической культуре. Распределение материала учебно-практического подраздела экспериментальной программы по часам и полугодиям, следующее: в первом - легкая атлетика – 20 час., хатха-йога, стретчинг – 4 час., волейбол, ОФП – 10 час., калланетика – 6 час., гимнастика с элементами акробатики – 12 час., художественная гимнастика – 8 час., дыхательная гимнастика на каждом занятии по 10-15 минут; во втором полугодии - аквааэробика – 10 час., лыжные гонки – 20 час., хатха-йога, стретчинг – 4 час., баскетбол, ОФП – 10 час., калланетика – 6 час., легкая атлетика – 10 час., дыхательная гимнастика на каждом занятии по 10-15 минут (рис. 1).
Рис.1 Распределение часов по полугодиям Исследование отношения учащихся к различным видам физкультурно-спортивной деятельности, состояния их здоровья, физического развития, функционального состояния, физической подготовленности, а также особенностей психоэмоциональной и мотивационной сферы личности учащихся, позволили разработать программу и средства физической культуры в оздоровлении учащихся в годичном образовательном цикле (таблица 1,2).
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Огаоу дпо «Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» | Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки... Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | ||
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования... «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» | Государственное образовательное учреждение дополнительного образования... «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» | ||
Примерное тематическое планирование уроков музыка в параллельных... Гоу дпо белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | Приложение №1 положение о проведении Регионального конкурса педагогического... Гоу дпо белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гоу дпо белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | О гаоу дпо (повышение квалификации) специалистов «Белгородский институт... Особенности использование информационных технологий на уроках математики 14 | ||
И. М. Резниченко кандидат педагогических наук, доцент Белгородский Региональный Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | Особенности образовательного процесса по иностранному языку в начальной школе Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | ||
Сборник статей посвящен актуальной проблеме реализации современных... Боу дпо (повышения квалификации) специалистов Удмуртской Республики "Республиканский центр повышения квалификации и профессиональной... | Методические рекомендации по проведению декады (недели) молодого потребителя Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | ||
Организационно методическая поддержка введения профильного обучения учащихся Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | Факультет повышения квалификации Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | Российская Федерация Белгородская область департамент образования,... «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» |