Программа подготовки специалистов высшей квалификации по биоэтике для стран СНГ





Скачать 307.37 Kb.
НазваниеПрограмма подготовки специалистов высшей квалификации по биоэтике для стран СНГ
страница1/2
Дата публикации28.01.2015
Размер307.37 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Философия > Программа
  1   2
ПРОГРАММА

подготовки специалистов высшей квалификации по биоэтике

для стран СНГ
Общая продолжительность обучения – 8 недель (320 учебных часов); этот срок разбивается на два цикла по 4 недели. После прохождения первого цикла слушатели проходят контрольные испытания, по результатам которых производится отбор на второй цикл.
Первый цикл


  1. Философские основания биоэтики.

Курс рассчитан на 70 учебных часов (20 лекций и 15 практических занятий – семинары, дискуссии, обсуждение конкретных ситуаций из биомедицинской практики).


  1. Правовые и социокультурные вопросы биоэтики.


Курс рассчитан на 20 учебных часов (6 лекций и 4 практических занятия).


  1. Информатика и компьютерная грамотность.

Курс рассчитан на 20 учебных часов.

  1. Английский язык (адаптированный к теме «биоэтика»).

Курс рассчитан на 50 учебных часов.

Второй цикл


  1. Принципы этики биомедицинских исследований и механизмы их практической реализации.


Курс рассчитан на 104 учебных часа (40 часов лекций и 64 часа практических занятий).


  1. Риторика.

Курс рассчитан на 10 учебных часов.


  1. Коммуникативная компетентность.

Курс рассчитан на 40 учебных часов (6 часов - лекции и 34 часа практических занятий: тренинги, ролевые игры, упражнения, дискуссии, в т.ч. с использованием видеозаписи).

  1. Фандрайзинг и управление проектами.

Курс рассчитан на 6 учебных часов.
ПРОГРАММА


  1. Философские основания биоэтики.

Курс рассчитан на 70 учебных часов (40 часов лекций и 30 часов практических занятий – семинары, дискуссии, обсуждение конкретных ситуаций из биомедицинской практики).

Биоэтика как новая область междисциплинарных исследований. Биоэтика и традиционная медицинская этика. Клятва Гиппократа и последующие этические кодексы медицинской профессии. Возникновение и основные этапы развития биоэтики.

Исходные понятия философии медицины. Естественнонаучные, социальные и аксиологические аспекты понятий "здоровье" и "болезнь". Отношения "врач-пациент" как специфический тип межличностных взаимоотношений. Социокультурные основания медицинской практики.

От философии науки к этике науки; наука как социальный институт современного общества. Институциональные напряжения во взаимоотношениях науки и общества. Этические и правовые механизмы регулирования этих напряжений.

Теоретические основы биоэтики. Моральные ценности медицины (милосердие, сострадание, сопереживание и др.). Этические и правовые механизмы регулирования медицинской практики. Моральный выбор и моральная ответственность. Средства и уровни этического анализа: теории, принципы, правила. Утилитаристские и деонтологические концепции в биоэтике. Этика добродетелей и медицинская практика.

Принципы биоэтики. Принцип "не навреди" - старейшая моральная норма медицинской практики. Ответственность за бездействие и за неправильные действия. Прямой и косвенный вред. Вред, порождаемый действиями врача - обоснованный и необоснованный, намеренный и ненамеренный. Правило пропорциональности цели и средства.

Принцип "делай благо". Категория и виды блага в контексте различных форм медицинской практики.> Определение блага в патерналистской и антипатерналистской моделях медицинской практики.

Принцип уважения автономии пациента. Автономия личности и автономия действия. Понятие добровольного информированного согласия в современной биомедицине. Элементы информированного согласия: компетентность пациента и (или) испытуемого; информирование и понимание; добровольность автономного решения и действия.

Принцип справедливости. Формальное понятие справедливости у Аристотеля. Справедливость воздаяния и справедливость распределения. Современные теории справедливости.

Правила биоэтики. Моральный смысл правила правдивости и концепция "святой лжи". Конфиденциальность как основа доверительных взаимоотношений между профессионалом и его клиентом (пациентом). Уважение неприкосновенности частной жизни как защита человеческого достоинства.

Технологизация процессов воспроизводства человека. Различные формы искусственного оплодотворения и порождаемые ими моральные проблемы. Несовпадение биологического и социального родительства и проблема идентификации личности ребенка. Право ребенка знать своих родителей. Пренатальная диагностика как ситуация морального выбора. Технологии клонирования и порождаемые ими моральные проблемы. Дискуссии относительно использования эмбриональных стволовых клеток.

Смерть и умирание в контексте современных медицинских технологий. Медикализация смерти. Определение момента смерти: критерий смерти мозга. Жизнеподдерживающее лечение и возможность его прекращения в различных ситуациях. Эвтаназия - история проблемы. Активная и пассивная эвтаназия; прямая и косвенная эвтаназия.

Трансплантация органов: моральные проблемы. Использование органов и тканей умершего. Проблема дефиниции смерти. Предварительное согласие человека на использование его органов. Использование фетальных органов и тканей - моральная оценка. Этические проблемы ксенотрансплантации.

Генетика человека и порождаемые ее развитием моральные проблемы. Генетизация современной медицины. Доступность и конфиденциальность генетической информации. Этические проблемы генодиагностики неизлечимых заболеваний. Генная терапия и риск распространения генетически модифицированных организмов. Генетическая информация как собственность. Патентование генов человека. Старые и новые варианты евгеники.



  1. Правовые и социокультурные вопросы биоэтики.


Курс рассчитан на 20 учебных часов (12 часов лекций и 8 часов практических занятия).
Мораль и право как различные способы регулирования взаимоотношений в сфере медицинской практики. Особенности юридических норм. Защита прав пациентов и испытуемых как проблема медицинского права. Юридические механизмы реализации принципов и правил биоэтики.

Международное и национальное законодательство в области биомедицины. Основные международные нормативные документы ООН, ВОЗ, ЮНЕСКО, Совета Европы, ВМА.

История становления и развития медицинского права на пространстве России и других стран СНГ.

Влияние социальных и культурных факторов на восприятие, формулирование и решение биоэтических проблем в странах СНГ (особенности информирования пациентов и получения их согласия; влияние патерналистских традиций).

  1. Информатика и компьютерная грамотность.

Курс рассчитан на 20 учебных часов.

Практическая работа: тестирование слушателя, ознакомление его с сайтами по биоэтике, размещенными в Интернете. Проведение виртуальных консультаций сос специалистами в области биоэтики. Разработка компьютерных тестов для исследователей, проводящих клинические испытания, и членов этических комитетов.

Контрольные испытания для слушателей: тестирование; разбор подготовленных ими программ.


  1. Английский язык.

Курс рассчитан на 50 учебных часов.

Практическая работа: изучение терминологии, интерпретация международных юридических и этических документов по биоэтике, материалов конгрессов и конференций, перевод и обратный перевод анкет. Написание на английском языке тезисов выступлений на конференциях и научных статей по биоэтике. Участие в международных конференциях.

Контрольные испытания для слушателей: тестирование.


  1. Принципы этики биомедицинских исследований и механизмы их практической реализации.

Курс рассчитан на 104 учебных часа (40 часов лекций и 64 часа практических занятий).
Современная биомедицина как симбиоз биологических и медицинских наук. Исследования с участием человека как характерная особенность и необходимое условие развития биомедицины. История биомедицинских исследований с участием человека и их этического осмысления. Институционализация этического контроля при проведении биомедицинских экспериментов. Проблема обмана испытуемых (плацебо). Терапевтические и нетерапевтические исследования.

Правовые основы проведения биомедицинских исследований.

Общие требования к доклиническим клиническим испытаниям. Фазы и виды клинических испытаний. Особенности клинических исследований в странах СНГ. Планирование исследований. Методология исследований, ее разновидности и связанные с этим вопросы этики. Протокол исследования: требования, структура. Составление протокола клинических исследований. Критерии включения и исключения пациентов в клинические испытания.

Оценка соотношения риска и пользы при проведении этической экспертизы.

Комитеты по этике. Организация, задачи, порядок функционирования. Рекомендации ЮНЕСКО и ВОЗ комитетам по этике, проводящим экспертизу биомедицинских исследований. Стандартные операционные процедуры.

Информированное согласие, этические и юридические предпосылки. Порядок составления и процесс получения ИС для различных контингентов больных в различных областях медицины.

Роль спонсора и контрактно - исследовательских организаций в организации и проведении клинических исследований. Права и обязанности исследователей.

Этические аспекты исследований с использованием биологических моделей и лабораторных животных.

Этические аспекты биомедицинских исследований в педиатрии. Этические аспекты биомедицинских исследований в психиатрии. Фармакокинетические исследования, понятие о биоэквивалентности. Защита прав добровольцев – участников клинических исследований. Этические аспекты биомедицинских исследований с участием женщин репродуктивного возраста. Этические аспекты биомедицинских исследований в онкологии. Этические аспекты биомедицинских исследований при участии пожилых пациентов. Этические аспекты биомедицинских исследований ВИЧ\СПИД. Этические аспекты генетических исследований. Этические аспекты исследований в трансплантологии. Этические аспекты клинических исследований в области вакцинопрофилактики. Этические аспекты эпидемиологических и социологических исследований. Этические аспекты биомедицинских исследований с участием людей, находящихся в критическом состоянии. Этические аспекты исследований с участием представителей уязвимых популяций (детей, престарелых, психиатрических больных, военнослужащих, заключенных).

Вопросы этики при публикации результатов биомедицинских исследований

Международные (многоцентровые) исследования: особенности их правового и этического регулирования.
Контрольные испытания для слушателей: подготовка протокола клинических испытаний, индивидуальной регистрационной карты (ИРК), информированного согласия.


  1. Риторика.

Курс рассчитан на 10 учебных часов.

Теоретическая подготовка – лекции, семинары.

Практическая работа: деловая игра «Защита прав пациентов в суде». Выступление перед региональным органом общественного здравоохранения.
Контрольное испытание: оценка эффекта, произведенного выступлением.


  1. Коммуникативная компетентность.

Курс рассчитан на 40 учебных часов (6 часов - лекции и 34 часа практических занятий: тренинги, ролевые игры, упражнения, дискуссии, в т.ч. с использованием видеозаписи).
Цели: развитие коммуникативной компетентности в трудной, напряженной или конфликтной ситуации. Формирование лидерских качеств на основе установок партнерского общения.
Компетентность в общении как необходимое условие при продвижении биоэтических проектов и экспертизе конфликтных ситуаций. Виды общения, общение как сотрудничество. Биоэтические ситуации, асимметричные с точки зрения ответственности партнеров. Понятие атмосферы общения, психологический климат. Средства и нормы взаимодействия в трудной ситуации: организация пространства, установление контакта, диагностика особенностей, интересов и состояния партнера по коммуникации, «обратная связь», «активное слушание», вербальные и невербальные средства, интерпретация, соотношение культурной и индивидуальной норм в общении и т.п. Позиции в общении: воздействие, понятие партнерской позиции в ситуации несимметричной ответственности. Личностно-ориентированные способы коррекции позиции партнера, позитивные и негативные сообщения.

Особенности коммуникации в системе врач-пациент, исследователь – испытуемый. Патерналистские модели общения и модели на основе уважения принципа автономии личности.


  1. Фандрайзинг и управление проектами.

Курс рассчитан на 6 учебных часов.

Общая информация о предлагаемой программе


название курса: биоэтика для преподавателей биоэтики

Данные о курсе


язык курса: русский

место в образовательной программе: повышение квалификации

уровень подготовки студентов: преподаватели вузов (гуманитарные дисциплины)

Цели курса



Обозначить релевантное для предлагаемого курса

( + ) знание нормативных документов

( + ) формирование чувства моральной ответственности

( + ) обучение навыкам коммуникации

( + ) приобретение навыков этического анализа ситуаций

( + ) освоение навыков объяснения своей точки зрения и понимания других

Программа курса





Наименование темы

Число учебных часов







Лекции

Практические занятия

Семинары

Всего




Введение.


2




1

3

  1. 1.

Общее представление о биоэтике. Современные биомедицинские технологии и новые ситуации морального выбора. Проблема человека и биомедицинские технологии. Медицина и права человека. Этика и врачебный этикет. Мультидисциплинарный подход в биоэтике.
.
















Тема1 Модели взаимоотношений врачей и пациентов

2




1

3

  1. 3.

Здоровье и образ жизни. Границы моральной ответственности личности за свое здоровье. Человек и болезнь. Патерналистская модель взаимоотношений врача и пациента. Антипатерналистские модели (коллегиальная, контрактная и диалогическая). Государственная и рыночная модель. Роль пациента. Активный и пассивный (традиционный) пациент. Правозащитное движение и проблема прав пациента.
















Тема 2. Основы этического знания


2




1

3

  1. 7.

Уровни морального нормирования. Традиции и нравы как стихийно складывающиеся основания морали, этики и нравственности. Природа морального авторитета (на примере гиппократовского сборника и Библии). Этика как теория морального сознания. Уровни этического анализа: теории, принципы, правила, конкретные моральные суждения. Всеобщность этической нормы и уникальность нравственного выбора.
















Основные типы этических теорий в биоэтике: теория добродетелей Аристотеля и ее современные варианты; утилитаристские концепции блага как совокупности желательных последствий человеческого действия (Бентам, Миль), современный американский утилитаризм и прагматизм; деонтология как учение о моральном долге (Кант); учение о добре в русской философской традиции (В.Соловьев); этика и повествование (М.М. Бахтин, П. Рикер). Специфическая роль литературы в формировании отечественного морального сознания (Л.Н. Толстой, Ф.И. Достоевский, А.П. Чехов, В.В. Вересаев, М.А. Булгаков, А.И. Солженицын).


















Тема 3. Принципы биоэтики


2




1

3

  1. 11.

Принцип уважения человеческого достоинства. Неотчуждаемая моральная ценность человеческой личности. Конституция РФ о защите достоинства человека в биомедицине.
















Принцип уважения автономии личности (автономия личности и автономия действия; идеальная и реальная автономия; автономный и неавтономный пациент).














  1. 12.

Принцип "не навреди" - старейший принцип медицинской этики. Ответственность за бездействие и за неправильные действия. Намеренные и ненамеренные последствия действия; правило двойного эффекта













  1. 13.

Принцип благотворительности («Твори добро!») и милосердия. Понимание блага с точки зрения врача, пациента и общества. Милосердие и человеческое достоинство.















  1. 14.

Принцип справедливости. Микро- и макро-уровень применения принципа справедливости в здравоохранении. Критерии справедливости. Рынок или государственное распределение ресурсов здравоохранения. Связь идеи прав человека (право на здоровье) и справедливости.














  1. 15.

Принцип предусмотрительности. Прогресс биомедицинских технологий и изменение характера риска. Возложение бремени ответственности за доказательство безопасности нового лекарственного средства или метода лечения на исследователя и врача.

















Тема 4. Правила биоэтики.


2




1

3

  1. 17.

Правило добровольного информированного согласия.

Право пациента на информацию и обязанность врача и ученого информировать. Элементы информированного согласия.

"Суррогатное согласие" для некомпетентного пациента. Информированное согласие ограниченно компетентных пациентов (дети, определенные группы душевнобольных).














  1. 19.

Правило конфиденциальности. Клятва Гиппократа о врачебной тайне. Проблемы конфиденциальности в советской медицине. Этические и юридические аспекты проблемы конфиденциальности в современной медицине. Анонимность медицинской информации в научных демонстрациях и публикациях.















  1. 20.

Правило правдивости.

Право, долг, возможность и целесообразность всегда быть правдивым в отношениях врачей с пациентами. Правдивость и инкурабельные больные. «Святая ложь». Плацебо. Право пациента на получение правдивой информации.














  1. 21.

Правило неприкосновенности частной жизни.

Признание неприкосновенности частной жизни как основа уважения человеческого достоинства пациентов и испытуемых медико-биологических экспериментов. Конфликты общественных и личных интересов и ценностей в связи с проблемой неприкосновенности частной жизни на примере проблем СПИДа.

















Тема 5 Моральные проблемы аборта, контрацепции, стерилизации и новых репродуктивных технологий



2




1

3



Аборт как этическая проблема. История отношения к аборту. Биологические и философские проблемы определения момента начала существования человека как субъекта права и члена морального сообщества. Моральная заповедь "Не убий!" и ее ограничения.
Моральный статус эмбриона и плода (в том числе и абортированных). Консервативная, умеренная и либеральная позиции в вопросе о моральности аборта.

Моральная ответственность (женщины, мужчины, врача) за нежелательную беременность. Право женщины на контрацепцию. Применение контрацептивов и принцип "Не повреди!" (риск ятрогений). Контрацепция и/или аборт.

















Проблемы стерилизации. Добровольная и принудительная стерилизация: краткая история проблемы. Стерилизация как нарушение принципа "Не повреди!". Стерилизация или аборт - выбор "меньшего зла".















Медико-социальные и моральные аспекты новых репродуктивных технологий: искусственное осеменение, оплодотворение in vitro, в том числе - с последующим вынашиванием "суррогатной" матерью и т.д. Опасность в отношении базисных моделей самоидентификации - "матери", "отца", "дедушки", "бабушки", "сына", "дочери" и т.д. Производство "ребенка по заказу". Клонирование человека.
















Моральные проблемы биомедицинских экспериментов и исследований на человеческих эмбрионах и беременных женщинах. Этические принципы. Правовой контроль
















Тема 6. Этические проблемы медицинской генетики.

Этические проблемы применения методов, используемых медицинской генетикой для диагностики и коррекции генетических нарушений (генетический скрининг и тестирование, генеалогический метод, пренатальная диагностика и др.). Моральные аспекты медико-генетического консультирования. Генетическая информация как собственность. Социально-философские аспекты реализации международного проекта "Геном человека". Старые и новые варианты евгеники. Этические принципы генетической терапии и инженерии.


2




1

3




Тема 7. Смерть и умирание. Эвтаназия.

2




1

3



Различные критерии смерти. Понятие смерти мозга и его варианты. Дискуссии вокруг дефиниции смерти.















Эвтаназия: история проблемы. «Право на смерть" - современные дискуссии. Активная и пассивная, добровольная и недобровольная эвтаназия. Право на отказ от жизнеподдерживающего лечения. Проблема самоубийства. Ассистированное самоубийство и эвтаназия.
















Моральные основы лечения и ухода за инкурабельными пациентами. Ординарные и экстраординарные средства продления жизни. Хосписы как альтернатива активной эвтаназии. Принципы деятельности хосписов.
















Тема 8. Этика и трансплантология

2




1

3



Основные моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов от живых доноров и трупов. Эксперимент в трансплантологии. Запрет на торговлю органами для пересадок. Особенные моральные проблемы некомпетентных доноров (детей, психически больных лиц) или доноров с резким ограничением свободы выбора (заключенные, приговоренные к смерти).

Трансплантология и проблема дефиниции смерти.

Моральные проблемы разработки искусственных органов на примере искусственного сердца. Ксенотрансплантология.

















Тема 9. Психиатрия и права человека.



2




1

3



Этические коллизии психиатрической помощи.

Краткая история отношения общества к душевнобольным. Пинель и идеология научной психиатрии. Антипсихиатрическое движение 60-х гг. 20го в. в свете биоэтики. Современное отечественное законодательство, регулирующее оказание психиатрической помощи. Моральные принципы проведения медико-биологических исследований на психиатрических больных. Психиатрический больной и общество (от дискриминации к социализации).

















Тема 10. Этика клинических испытаний и медико-биологических экспериментов на человеке и животных


2




1

3



Проблемы применения основных принципов и правил биоэтики при проведении биомедицинских экспериментов. Особое значение принципа предусмотрительности и правила добровольного информированного согласия. Терапевтические и нетерапевтические эксперименты. Оценка риска для испытуемых при проведении эксперимента. Права испытуемых и ответственность специалистов, проводящих эксперименты.

Минимизация страданий лабораторных животных. Гуманное содержание. Замещение животных молекулярно-биологическими, компьютерными или иными моделями, использование культур клеток. Эвтаназия лабораторных животных.

















Тема 11. Этика профессионального взаимодействия в медицине и научной деятельности


2.




1

3



Моральные проблемы взаимоотношения врачей и ученых между собой в процессе врачевания и научного исследования. Проблемы партнерства, "командного духа" и личной ответственности. Понятие корпоративной этики. Автономия врача и ученого и административная дисциплина. Моральное сообщество врачей и ученых. Бизнес этика в медицине.


















Тема 12. Методические особенности преподавания биоэтики


2

2

1

3

26

Особенностью преподавания биоэтики является ориентация на обсуждение конкретных ситуаций (казусов), в процессе которых обучаемые должны освоить основные навыки биоэтического анализа и публичного обсуждения возникающих моральных трудностей. Формирование толерантности.

Тренинги (чтение лекций, проведение обсуждения казусов). Международные и национальные образовательные ресурсы биоэтики. Логика и риторика.

















Тема 13. Философские проблемы биоэтики


2




1

3

27

Единство биоэтики перед вызовом множественности культурных, религиозных, философских, эстетических, научных и обыденных установок. Специфика антропологических и этических дискурсов в биоэтике (принципализм, казуистика, нарративная философия и др.). Роль публичного обсуждения. Мультидисциплинарность.















Всего:

28

2

14

44




Самостоятельная работа: подготовка реферата и выступление на семинаре




  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа подготовки специалистов высшей квалификации по биоэтике для стран СНГ iconРоль тренингов и школ-семинаров в стратегии подготовки специалистов высшей квалификации
Обенности навыков, которыми владеют востребованные на рынке труда специалисты. Не отвергая и не критикуя академическую систему образования,...
Программа подготовки специалистов высшей квалификации по биоэтике для стран СНГ iconЯвляется прогнозирование основных параметров развития стран СНГ до...
Тенденции экономического развития, факторы роста, экономическая модель, взаимодействие стран, эффективность экспортной корзины, денежная...
Программа подготовки специалистов высшей квалификации по биоэтике для стран СНГ iconРабочая учебная программа по дисциплине «Экономика стран региона...
...
Программа подготовки специалистов высшей квалификации по биоэтике для стран СНГ iconДеятельность органов государственной власти Российской империи по...
Аспирантура – самостоятельный уровень высшего образования, нацеленный на подготовку специалистов высшей квалификации. К поступлению...
Программа подготовки специалистов высшей квалификации по биоэтике для стран СНГ iconПрограмма повышения квалификации специалистов, привлекаемых в качестве...
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Программа подготовки специалистов высшей квалификации по биоэтике для стран СНГ iconРабочая учебная программа по дисциплине «История стран региона специализации...
История стран региона специализации (снг) [Текст]: рабочая учебная программа Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. 24 с
Программа подготовки специалистов высшей квалификации по биоэтике для стран СНГ iconПриказ от 25 августа 2014 г. N 1092 об утверждении федерального государственного...
Высшего образования по специальности 31. 08. 49 Терапия (уровень подготовки кадров высшей квалификации)
Программа подготовки специалистов высшей квалификации по биоэтике для стран СНГ iconАннотация основной профессиональной образовательной программмы высшего...
Специальности 31. 08. 51 «Фтизиатрия». Опоп составлена на основании Приказа Минобрнауки России от 25 августа 2014 n 1094 "Об утверждении...
Программа подготовки специалистов высшей квалификации по биоэтике для стран СНГ iconМеждународная конференция «Измерение и содействие прогрессу: новый...
Международная конференция Измерение и содействие прогрессу: новый подход для стран СНГ
Программа подготовки специалистов высшей квалификации по биоэтике для стран СНГ iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философские образы...
Аспирантура – самостоятельный уровень высшего образования, нацеленный на подготовку специалистов высшей квалификации. К поступлению...
Программа подготовки специалистов высшей квалификации по биоэтике для стран СНГ iconОсновная образовательная программа высшего образования программа...
Неврология разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования 31. 08. 42 Неврология...
Программа подготовки специалистов высшей квалификации по биоэтике для стран СНГ iconПрограмма школы студенческого самоуправления СНГ «Лидер 21 века»
Подготовка к выставке-презентации органов студенческого самоуправления учебных заведений стран СНГ
Программа подготовки специалистов высшей квалификации по биоэтике для стран СНГ iconФизиология высшей нервной деятельности
Реформа высшей школы связана, прежде всего, с реорганизацией учебных программ, позволяющей решить некоторые задачи: создать необходимый...
Программа подготовки специалистов высшей квалификации по биоэтике для стран СНГ iconСамостоятельная работа студентов как средство воспитания будущих...
Основные закономерности педагогического и воспитательного процессов в высших учебных заведениях (Ярощук)
Программа подготовки специалистов высшей квалификации по биоэтике для стран СНГ iconМеждународного Координационного Совета банковских ассоциаций стран...
Открытое заседание Международного Координационного Совета банковских ассоциаций стран снг, Центральной и Восточной Европы
Программа подготовки специалистов высшей квалификации по биоэтике для стран СНГ iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки...
Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск