Скачать 307.37 Kb.
|
ПРОГРАММА подготовки специалистов высшей квалификации по биоэтике для стран СНГ Общая продолжительность обучения – 8 недель (320 учебных часов); этот срок разбивается на два цикла по 4 недели. После прохождения первого цикла слушатели проходят контрольные испытания, по результатам которых производится отбор на второй цикл. Первый цикл
Курс рассчитан на 70 учебных часов (20 лекций и 15 практических занятий – семинары, дискуссии, обсуждение конкретных ситуаций из биомедицинской практики).
Курс рассчитан на 20 учебных часов (6 лекций и 4 практических занятия).
Курс рассчитан на 20 учебных часов.
Курс рассчитан на 50 учебных часов. Второй цикл
Курс рассчитан на 104 учебных часа (40 часов лекций и 64 часа практических занятий).
Курс рассчитан на 10 учебных часов.
Курс рассчитан на 40 учебных часов (6 часов - лекции и 34 часа практических занятий: тренинги, ролевые игры, упражнения, дискуссии, в т.ч. с использованием видеозаписи).
Курс рассчитан на 6 учебных часов. ПРОГРАММА
Курс рассчитан на 70 учебных часов (40 часов лекций и 30 часов практических занятий – семинары, дискуссии, обсуждение конкретных ситуаций из биомедицинской практики). Биоэтика как новая область междисциплинарных исследований. Биоэтика и традиционная медицинская этика. Клятва Гиппократа и последующие этические кодексы медицинской профессии. Возникновение и основные этапы развития биоэтики. Исходные понятия философии медицины. Естественнонаучные, социальные и аксиологические аспекты понятий "здоровье" и "болезнь". Отношения "врач-пациент" как специфический тип межличностных взаимоотношений. Социокультурные основания медицинской практики. От философии науки к этике науки; наука как социальный институт современного общества. Институциональные напряжения во взаимоотношениях науки и общества. Этические и правовые механизмы регулирования этих напряжений. Теоретические основы биоэтики. Моральные ценности медицины (милосердие, сострадание, сопереживание и др.). Этические и правовые механизмы регулирования медицинской практики. Моральный выбор и моральная ответственность. Средства и уровни этического анализа: теории, принципы, правила. Утилитаристские и деонтологические концепции в биоэтике. Этика добродетелей и медицинская практика. Принципы биоэтики. Принцип "не навреди" - старейшая моральная норма медицинской практики. Ответственность за бездействие и за неправильные действия. Прямой и косвенный вред. Вред, порождаемый действиями врача - обоснованный и необоснованный, намеренный и ненамеренный. Правило пропорциональности цели и средства. Принцип "делай благо". Категория и виды блага в контексте различных форм медицинской практики.> Определение блага в патерналистской и антипатерналистской моделях медицинской практики. Принцип уважения автономии пациента. Автономия личности и автономия действия. Понятие добровольного информированного согласия в современной биомедицине. Элементы информированного согласия: компетентность пациента и (или) испытуемого; информирование и понимание; добровольность автономного решения и действия. Принцип справедливости. Формальное понятие справедливости у Аристотеля. Справедливость воздаяния и справедливость распределения. Современные теории справедливости. Правила биоэтики. Моральный смысл правила правдивости и концепция "святой лжи". Конфиденциальность как основа доверительных взаимоотношений между профессионалом и его клиентом (пациентом). Уважение неприкосновенности частной жизни как защита человеческого достоинства. Технологизация процессов воспроизводства человека. Различные формы искусственного оплодотворения и порождаемые ими моральные проблемы. Несовпадение биологического и социального родительства и проблема идентификации личности ребенка. Право ребенка знать своих родителей. Пренатальная диагностика как ситуация морального выбора. Технологии клонирования и порождаемые ими моральные проблемы. Дискуссии относительно использования эмбриональных стволовых клеток. Смерть и умирание в контексте современных медицинских технологий. Медикализация смерти. Определение момента смерти: критерий смерти мозга. Жизнеподдерживающее лечение и возможность его прекращения в различных ситуациях. Эвтаназия - история проблемы. Активная и пассивная эвтаназия; прямая и косвенная эвтаназия. Трансплантация органов: моральные проблемы. Использование органов и тканей умершего. Проблема дефиниции смерти. Предварительное согласие человека на использование его органов. Использование фетальных органов и тканей - моральная оценка. Этические проблемы ксенотрансплантации. Генетика человека и порождаемые ее развитием моральные проблемы. Генетизация современной медицины. Доступность и конфиденциальность генетической информации. Этические проблемы генодиагностики неизлечимых заболеваний. Генная терапия и риск распространения генетически модифицированных организмов. Генетическая информация как собственность. Патентование генов человека. Старые и новые варианты евгеники.
Курс рассчитан на 20 учебных часов (12 часов лекций и 8 часов практических занятия). Мораль и право как различные способы регулирования взаимоотношений в сфере медицинской практики. Особенности юридических норм. Защита прав пациентов и испытуемых как проблема медицинского права. Юридические механизмы реализации принципов и правил биоэтики. Международное и национальное законодательство в области биомедицины. Основные международные нормативные документы ООН, ВОЗ, ЮНЕСКО, Совета Европы, ВМА. История становления и развития медицинского права на пространстве России и других стран СНГ. Влияние социальных и культурных факторов на восприятие, формулирование и решение биоэтических проблем в странах СНГ (особенности информирования пациентов и получения их согласия; влияние патерналистских традиций).
Курс рассчитан на 20 учебных часов. Практическая работа: тестирование слушателя, ознакомление его с сайтами по биоэтике, размещенными в Интернете. Проведение виртуальных консультаций сос специалистами в области биоэтики. Разработка компьютерных тестов для исследователей, проводящих клинические испытания, и членов этических комитетов. Контрольные испытания для слушателей: тестирование; разбор подготовленных ими программ.
Курс рассчитан на 50 учебных часов. Практическая работа: изучение терминологии, интерпретация международных юридических и этических документов по биоэтике, материалов конгрессов и конференций, перевод и обратный перевод анкет. Написание на английском языке тезисов выступлений на конференциях и научных статей по биоэтике. Участие в международных конференциях. Контрольные испытания для слушателей: тестирование.
Курс рассчитан на 104 учебных часа (40 часов лекций и 64 часа практических занятий). Современная биомедицина как симбиоз биологических и медицинских наук. Исследования с участием человека как характерная особенность и необходимое условие развития биомедицины. История биомедицинских исследований с участием человека и их этического осмысления. Институционализация этического контроля при проведении биомедицинских экспериментов. Проблема обмана испытуемых (плацебо). Терапевтические и нетерапевтические исследования. Правовые основы проведения биомедицинских исследований. Общие требования к доклиническим клиническим испытаниям. Фазы и виды клинических испытаний. Особенности клинических исследований в странах СНГ. Планирование исследований. Методология исследований, ее разновидности и связанные с этим вопросы этики. Протокол исследования: требования, структура. Составление протокола клинических исследований. Критерии включения и исключения пациентов в клинические испытания. Оценка соотношения риска и пользы при проведении этической экспертизы. Комитеты по этике. Организация, задачи, порядок функционирования. Рекомендации ЮНЕСКО и ВОЗ комитетам по этике, проводящим экспертизу биомедицинских исследований. Стандартные операционные процедуры. Информированное согласие, этические и юридические предпосылки. Порядок составления и процесс получения ИС для различных контингентов больных в различных областях медицины. Роль спонсора и контрактно - исследовательских организаций в организации и проведении клинических исследований. Права и обязанности исследователей. Этические аспекты исследований с использованием биологических моделей и лабораторных животных. Этические аспекты биомедицинских исследований в педиатрии. Этические аспекты биомедицинских исследований в психиатрии. Фармакокинетические исследования, понятие о биоэквивалентности. Защита прав добровольцев – участников клинических исследований. Этические аспекты биомедицинских исследований с участием женщин репродуктивного возраста. Этические аспекты биомедицинских исследований в онкологии. Этические аспекты биомедицинских исследований при участии пожилых пациентов. Этические аспекты биомедицинских исследований ВИЧ\СПИД. Этические аспекты генетических исследований. Этические аспекты исследований в трансплантологии. Этические аспекты клинических исследований в области вакцинопрофилактики. Этические аспекты эпидемиологических и социологических исследований. Этические аспекты биомедицинских исследований с участием людей, находящихся в критическом состоянии. Этические аспекты исследований с участием представителей уязвимых популяций (детей, престарелых, психиатрических больных, военнослужащих, заключенных). Вопросы этики при публикации результатов биомедицинских исследований Международные (многоцентровые) исследования: особенности их правового и этического регулирования. Контрольные испытания для слушателей: подготовка протокола клинических испытаний, индивидуальной регистрационной карты (ИРК), информированного согласия.
Курс рассчитан на 10 учебных часов. Теоретическая подготовка – лекции, семинары. Практическая работа: деловая игра «Защита прав пациентов в суде». Выступление перед региональным органом общественного здравоохранения. Контрольное испытание: оценка эффекта, произведенного выступлением.
Курс рассчитан на 40 учебных часов (6 часов - лекции и 34 часа практических занятий: тренинги, ролевые игры, упражнения, дискуссии, в т.ч. с использованием видеозаписи). Цели: развитие коммуникативной компетентности в трудной, напряженной или конфликтной ситуации. Формирование лидерских качеств на основе установок партнерского общения. Компетентность в общении как необходимое условие при продвижении биоэтических проектов и экспертизе конфликтных ситуаций. Виды общения, общение как сотрудничество. Биоэтические ситуации, асимметричные с точки зрения ответственности партнеров. Понятие атмосферы общения, психологический климат. Средства и нормы взаимодействия в трудной ситуации: организация пространства, установление контакта, диагностика особенностей, интересов и состояния партнера по коммуникации, «обратная связь», «активное слушание», вербальные и невербальные средства, интерпретация, соотношение культурной и индивидуальной норм в общении и т.п. Позиции в общении: воздействие, понятие партнерской позиции в ситуации несимметричной ответственности. Личностно-ориентированные способы коррекции позиции партнера, позитивные и негативные сообщения. Особенности коммуникации в системе врач-пациент, исследователь – испытуемый. Патерналистские модели общения и модели на основе уважения принципа автономии личности.
Курс рассчитан на 6 учебных часов.
|
Роль тренингов и школ-семинаров в стратегии подготовки специалистов высшей квалификации Обенности навыков, которыми владеют востребованные на рынке труда специалисты. Не отвергая и не критикуя академическую систему образования,... | Является прогнозирование основных параметров развития стран СНГ до... Тенденции экономического развития, факторы роста, экономическая модель, взаимодействие стран, эффективность экспортной корзины, денежная... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Экономика стран региона... ... | Деятельность органов государственной власти Российской империи по... Аспирантура – самостоятельный уровень высшего образования, нацеленный на подготовку специалистов высшей квалификации. К поступлению... | ||
Программа повышения квалификации специалистов, привлекаемых в качестве... При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Рабочая учебная программа по дисциплине «История стран региона специализации... История стран региона специализации (снг) [Текст]: рабочая учебная программа Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. 24 с | ||
Приказ от 25 августа 2014 г. N 1092 об утверждении федерального государственного... Высшего образования по специальности 31. 08. 49 Терапия (уровень подготовки кадров высшей квалификации) | Аннотация основной профессиональной образовательной программмы высшего... Специальности 31. 08. 51 «Фтизиатрия». Опоп составлена на основании Приказа Минобрнауки России от 25 августа 2014 n 1094 "Об утверждении... | ||
Международная конференция «Измерение и содействие прогрессу: новый... Международная конференция Измерение и содействие прогрессу: новый подход для стран СНГ | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философские образы... Аспирантура – самостоятельный уровень высшего образования, нацеленный на подготовку специалистов высшей квалификации. К поступлению... | ||
Основная образовательная программа высшего образования программа... Неврология разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования 31. 08. 42 Неврология... | Программа школы студенческого самоуправления СНГ «Лидер 21 века» Подготовка к выставке-презентации органов студенческого самоуправления учебных заведений стран СНГ | ||
Физиология высшей нервной деятельности Реформа высшей школы связана, прежде всего, с реорганизацией учебных программ, позволяющей решить некоторые задачи: создать необходимый... | Самостоятельная работа студентов как средство воспитания будущих... Основные закономерности педагогического и воспитательного процессов в высших учебных заведениях (Ярощук) | ||
Международного Координационного Совета банковских ассоциаций стран... Открытое заседание Международного Координационного Совета банковских ассоциаций стран снг, Центральной и Восточной Европы | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки... Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре |