АННОТАЦИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАМММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ОРДИНАТУРЕ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 31.08.51 «ФТИЗИАТРИЯ» Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по специальности 31.08.51 «Фтизиатрия». ОПОП составлена на основании Приказа Минобрнауки России от 25 августа 2014 N 1094 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.51. «Фтизиатрия» (уровень подготовки кадров высшей квалификации)".
Актуальность ОПОП - подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности «Фтизиатрия».
Цель ОПОП - подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 31.08.51. «Фтизиатрия» является подготовка квалифицированного врача-специалиста фтизиатра.
Задачи ОПОП - подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности «Фтизиатрия»:
Улучшение практической подготовки выпускника медицинских ВУЗов по специальности «Фтизиатрия»
Повышение профессионального уровня и степени готовности к самостоятельной врачебной деятельности
Формирование навыков клинического мышления квалифицированного врача, ориентированного в сложной легочной патологии и смежных специальностях
Подготовка к оказанию больным туберкулезом неотложной медицинской помощи и др.).
В ординатуру по специальности «Фтизиатрия» принимаются специалисты с высшим врачебным образованием по специальностям "Общая врачебная практика (семейная медицина)", "Педиатрия", "Терапия", "Пульмонология» в соответствии с Приказом МЗ и СР РФ от 07.07.2009 г. N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения».
Структура ОПОП по специальности «Фтизиатрия» включает в себя учебный план (УП), рабочие программы дисциплин (модулей) (РПД), рабочую программу практики (РПП), программу государственной итоговой аттестации (ГИА).
Содержание ОПОП по специальности «Фтизиатрия» представлено как единое целое, с максимальной полнотой охватывающее вопросы теории и практики в области пульмонологии.
В рабочих программах дисциплин (модулей) выделяют: а) обязательные дисциплины: специальные дисциплины, смежные дисциплины, фундаментальные дисциплины и дисциплины по выбору ординатора; б) факультативные дисциплины. Каждая дисциплина подразделяется на разделы, каждый раздел – на темы, тема − на элементы. Таким образом, содержание рабочих программ представлено как систематизированный перечень наименований тем, элементов и других структурных единиц модуля программы.
За время обучения в ординатуре обучающиеся овладевают не только теорией, но и учатся применять свои знания в профессиональной деятельности.
Практика. Основная цель практики – закрепление теоретических знаний и умений по основной и смежным дисциплинам, приобретаемые ординаторами в результате освоения теоретических курсов, вырабатывание практических навыков и формирование универсальных и профессиональных компетенций, т.е. приобретение опыта в решении реальных профессиональных задач (компетентности).
Практика в содержании ОПОП по специальности «Фтизиатрия» составляет не менее 60 % учебного времени.
В программе практики предусмотрены:
1) практика в стационаре для взрослых, детей и подростков, работа в отделениях рентгенологии, микробиологической лаборатории, в отделениях сочетанной патологии.
2) практика в противотуберкулезном диспансере по избранной специальности.
Задачи первого года обучения:
Получить глубокую теоретическую подготовку по вопросам патологии туберкулеза лёгких
Научиться проводить обследование пациентов и оценивать данные клинического исследования.
Составлять план дополнительного обследования и лечения пациентов
Посещать лекции, практические занятия (семинары), клинические разборы, проводимые ведущими специалистами кафедры
Сдать промежуточную аттестацию в виде тестового контроля и решения ситуационных задач.
Задачи второго года обучения:
Научиться организовать профилактику туберкулеза легких;
Осуществлять раннюю диагностику, дифференциальную диагностику, оценивать тяжесть состояния больного, определять показания к лечению;
Определять объём и последовательность специальных диагностических мероприятий;
Составлять и обосновать план лечебных мероприятий, формулировать показания и противопоказания к избранному методу лечения, в том числе с использованием высоких технологий.
Оценивать необходимость участия врачей смежных специальностей (пульмонология и др.) в комплексном лечении больных.
Сдать итоговую аттестацию: практические навыки по специальности, тестовый контроль, собеседование по билету и решение ситуационной задачи
Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их
трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся. В случае необходимости, учитывая уровень базисных знаний, актуальность задач подготовки врача-ординатора фтизиатра по усмотрению заведующего кафедрой могут быть внесены изменения в распределение учебного времени, предусмотренного учебными планами программы, в пределах 15% от общего количества учебных часов.
Для реализации ОПОП по специальности «Фтизиатрия» база кафедры фтизиатрии лечебного факультета (зав. профессор В.А. Стаханов) в частности, располагает наличием:
1) штата опытных преподавателей (в т.ч. главных специалистов-фтизиатров г. Москвы)
2) необходимой учебно-методической документации и материалов по всем разделам дисциплины (модуля);
2) учебно-методической литературой для внеаудиторной работы обучающихся;
3) материально-технической базы, обеспечивающей организацию всех видов дисциплинарной подготовки:
учебные аудитории и кабинеты, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;
клинические базы в лечебно-профилактических и научно-исследовательских учреждениях г. Москвы (Филиал МНПЦ БТ по ЮЗАО, клиника №2 МНПЦ БТ, МНПЦ БТ филиал Детское отделение, ЦНИИТ РАМН);
В процессе подготовки врача-специалиста фтизиатра обязательным является определение базисных знаний, умений и навыков обучающихся перед началом обучения (входной контроль). Текущий контроль знаний осуществляется в процессе изучения дисциплин. По окончании изучения каждого модуля проводится промежуточный контроль (зачет). При этом используются различные методы контроля: (тестовые задания, решение ситуационных задач). Теоретическая подготовка врачей-ординаторов предусматривает обязательное участие в семинарских занятиях, больничных и научно-практических конференциях фтизиатров, Национальных конгрессах по «Болезням органов дыхания», Национальном Конгрессе «Человек и лекарство». Предусмотрено самостоятельное изучение литературы по программе профессионального образования врачей-специалистов по специальности «Фтизиатрия» при написании рефератов, подготовке докладов, используя для этого как специальную медицинскую литературу соответствующие периодические изданиях по фтизиатрии и пульмонологии, а также Интернет-ресурсы.
Государственная (итоговая) аттестация (ГИА). По окончании обучения в ординатуре проводится ГИА, осуществляемая посредством проведения экзамена.
Цель ГИА − выявление теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с содержанием ОПОП ВО – подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности «Фтизиатрия».
В конце ОПОП приводится общий список рекомендованной литературы и перечень нормативно-инструктивных документов.
При успешной аттестации обучающийся получает документ установленного образца.
Требования к результатам освоения программы ординатуры по специальности «Фтизиатрия» 1. В результате освоения программы ординатуры у выпускника должны быть сформированы универсальные и профессиональные компетенции.
2. Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать следующими универсальными компетенциями:
готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);
готовностью к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2);
готовностью к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования (УК-3);
Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать профессиональными компетенциями:
профилактическая деятельность:
готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредных влияний на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);
готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-2);
готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-2);
готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков (ПК-4);
диагностическая деятельность:
готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем связанных со здоровьем (ПК-5);
лечебная деятельность:
готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся во фтизиатрической помощи (ПК-6);
готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7);
реабилитационная деятельность:
готовность к применению природных лечебных факторв, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8);
психолого-педагогическая деятельность:
готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленных на сохранение и укрепление своего здоровья и окружающих (ПК-9);
организационно-управляемая деятельность:
готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-10);
готовность к участию в оценке качества медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11);
готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-12).
Формирование профессиональных компетенций врача-фтизиатра предполагает овладение врачом системой профессиональных знаний, умений, навыков, владений.
Перечень знаний, умений и владений врача-ординатора фтизиатра
Врач-специалист фтизиатр должен знать:
Историю учения о туберкулезе, клиническую психологию, этику и деонтологию во фтизиатрии.
Значение и методы определения основных эпидемиологических показателей, характеризующих распространенность туберкулеза среди населения: заболеваемость, болезненность, смертность, инфицированность, ежегодный риск инфицирования.
Морфологию возбудителя туберкулеза, виды его изменчивости, молекулярную генетику. Патогенность различных видов микобактерий и их эпидемиологическое значение для человека. Взаимосвязь туберкулеза у человека и сельскохозяйственных животных. Возможность и значение трансформации микобактерий туберкулеза.
Атипичные микобактерий и их значение в эпидемиологии и клинике туберкулеза.
Методы получения материала для исследования на наличие микобактерий туберкулеза. Лабораторные методы определения возбудителя туберкулеза и их разрешающую возможность
Механизм развития и критерии лекарственной устойчивости микобактерий туберкулеза.
Роль неспецифической патогенной флоры в течение туберкулезного процесса.
Механизм противотуберкулезного иммунитета, естественного и приобретенного. Взаимосвязь аллергии и иммунитета при туберкулезе.
Защитные феномены при туберкулезной инфекции (фагоцитоз, антителообразование, ПЧЗТ).
Морфологическую характеристику туберкулезной гранулемы.
Состав и свойства вакцины БЦЖ. Технику вакцинации БЦЖ. Показания и противопоказания к вакцинации и ревакцинации БЦЖ. Сроки вакцинации и ревакцинации БЦЖ. Осложнения, возникающие на введение вакцины БЦЖ.
Критерии дифференциальной диагностики инфекционной и поствакцинальной аллергии.
Характеристику препаратов туберкулина. Механизм и сроки развития туберкулиновой аллергии.
Технику постановки туберкулиновых проб (пробы Манту, кожной градуированной пробы, пробы Коха).
Показания и противопоказания к постановке туберкулиновых проб.
Цели массовой и индивидуальной туберкулинодиагностики.
Метод определения первичного инфицирования и его клиническое значение.
Проба с рекомбинантным аллергеном – препаратом «Диаскинтест». Определение. Показания к проведению. Техника постановки. Критерии оценки.
Перечень обязательных и дополнительных методов обследования больных для выявления туберкулеза легких.
Принцип построения клинической классификации туберкулеза.
Рентгеноанатомию органов грудной клетки. Методику чтения нормальной рентгенограммы органов грудной клетки (обзорной и боковой). Проекцию долей и сегментов легких на прямой обзорной и боковой рентгенограммах.
Показания для томографического исследования органов грудной клетки, компъютерной томографии.
Характеристику патологических рентгенологических синдромов в легочных полях и корнях легких.
Особенности изменения показателей гемограммы у больных туберкулезом (при различных формах и фазах туберкулезного процесса). Изменения биохимического состава крови у больных туберкулезом. Показатели функционального состояния печени и почек.
Методы определения функционального состояния системы органов дыхания и кровообращения.
Показания и противопоказания к проведению диагностической трахеобронхоскопии, прескаленной биопсии, медиастиноскопии, игловой и открытой биопсии легкого.
Патогенез первичного и вторичного туберкулеза легких.
Особенности клинического и рентгенологического синдрома форм первичного туберкулеза в различных возрастных группах больных (туберкулеза внутригрудных лимфоузлов и первичного туберкулезного комплекса). Патогенез и особенности клинических проявлений хронически текущего первичного туберкулеза. Осложнения первичного туберкулеза.
Перечень заболеваний, дающих синдром внутригрудной лимфоаденопатии.
Дифференциально-диагностические признаки (клинические, рентгенологические, морфологические), характеризующие первичный туберкулез.
Патогенез диссеминированного туберкулеза. Рентгенологические и клинико-морфологические особенности милиарного туберкулеза, особенности своевременной диагностики и дифференциальной диагностики.
Клинико-рентгенологическую характеристику подострого и хронического течения диссеминированного туберкулеза.
Перечень наиболее часто встречающихся заболеваний, дающих в легких синдром диссеминации.
Дифференциально-диагностические признаки (клинические, рентгенологические и морфологические) диссеминированного туберкулеза легких.
Патогенез и этапы развития туберкулезного менингита. Основные клинические проявления туберкулезного менингита, состав спинномозговой жидкости. Основные методы дифференциальной диагностики туберкулезного менингита.
Патогенез и особенности клинико-рентгенологических проявлений очагового туберкулеза легких. Основные дифференциально-диагностические признаки очагового туберкулеза и нетуберкулезных заболеваний легких.
Патогенез и рентгеноморфологические типы туберкулезных инфильтратов. Особенности клинического течения инфильтративного туберкулеза в зависимости от рентгеноморфологического типа.
Патогенез, особенности морфологической и клинико-рентгенологичской картины казеозной пневмонии, дифференциальная диагностика.
Перечень заболеваний, дающих в легких синдром ограниченного затемнения.
Основные дифференциально-диагностические признаки, отличающие инфильтративный туберкулез от неспецифических пневмоний и опухолей.
Патогенез туберкулёмы. Клинико-морфологические и рентгенологические типы туберкулём. Клинические, лабораторные и рентгенологические признаки активности туберкулм. Основные дифференциально-диагностические признаки (клинические, рентгенологические и морфологические) туберкулемы и нетуберкулезных заболеваний.
Перечень основных заболеваний при наличии в легких рентгенологического синдрома округлого фокуса.
Патогенез и морфологию кавернозного туберкулеза. Особенности клинико-рентгенологического синдрома при кавернозном туберкулезе. Исход и осложнения при кавернозном туберкулезе легких.
Причины формирования и патогенез фиброзно-кавернозного туберкулеза легких. Клинико-рентгенологические признаки фиброзно-кавернозного туберкулеза Исход и осложнения фиброзно-кавернозного туберкулеза легких.
Перечень заболеваний, дающих в легких синдром полости.
Основные дифференциально-диагностические признаки, отличающие деструктивные формы туберкулеза от других заболеваний при наличии в легких полостных образований.
Патогенез и морфология цирротического туберкулеза. Особенности клинико-ренгенологических проявлений цирротического туберкулеза. Осложнения и исходы цирротического туберкулеза. Дифференциально-диагностические признаки, отличающие цирротический туберкулез от нетуберкулезных заболеваний.
Патогенез плевритов туберкулезной этиологии. Клинико-рентгенологические синдромы экссудативного плеврита. Дифференциальную диагностику плевритов различной этиологии.
Патогенез, клинику и диагностику туберкулеза верхних дыхательных путей.
Патогенез, клинику, диагностику и дифференциальную диагностику внелегочного туберкулеза.
Особенности патогенеза, клиники, диагностики и течения туберкулеза у лиц пожилого возраста.
Особенности клинических проявлений и течения туберкулеза, его выявление, профилактика и лечение у детей и подростков;
Патогенез, клинику, диагностику и лечение неотложных состояний при деструктивном туберкулезе легких: легочное кровотечение, спонтанный пневмоторакс, ателектаз.
Патогенез, клинику, диагностику и лечение осложнений хронических форм туберкулеза легких: амилоидоза, хронического легочного сердца.
Особенности патогенеза, клиники и течения туберкулеза у больных с сопутствующими заболеваниями (сахарным диабетом, ХОБЛ, алкоголизмом, наркоманиями, психическими заболеваниями)
Патогенез, клинику, диагностику и лечение стероидного туберкулеза.
Патогенез, клинику, диагностику и лечение туберкулеза у ВИЧ-больных.
Классификацию противотуберкулезных препаратов, их фармакологическую характеристику, дозы и методы введения. Современные принципы и режимы противотуберкулезной химиотерапии.
Патогенез осложнений химиотерапии, их диагностика, профилактиака и устранение.
Механизм лечебного действия искусственного пневмоторакса и пневмоперитонеума, показания для применения, технику наложения, осложнения и противопоказания.
Методы и средства патогенетической терапии, механизм действия. Показания и противопоказания к различным методам патогенетической терапии.
Показания и противопоказания к различным видам хирургического лечения при туберкулезе легких
Структуру и функции противотуберкулезного диспансера. Задачи противотуберкулезного диспансера, диспансерную группировку контингентов.
Группы риска по заболеванию туберкулезом.
Методы совместной работы участкового фтизиатра, врачей районной поликлиники и ТО ТУ Роспотребнадзора по раннему выявлению туберкулеза среди населения.
Основные положения приказов, регламентирующих регулярность флюорографического обследования различных групп населения.
Методику обследования на туберкулез лиц, входящих в группы повышенного риска заболевания туберкулезом. Роль врача поликлиники в раннем и своевременном выявлении туберкулеза.
Обязанности участкового фтизиатра и объем его работы. Статистические отчетные формы.
Правила санитарно-эпидемиологического режима;
Основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности
Врач-специалист фтизиатр должен уметь:
Сформулировать развернутый клинический диагноз туберкулеза.
Установить форму и фазу первичного и вторичного туберкулеза легких.
Определить наличие и характер осложнений.
Проводить внутрикожную вакцинацию вакциной БЦЖ.
Оценить характер местной прививочной реакции после вакцинации БЦЖ.
Определить наличие поствакцинальных осложнений и при необходимости назначить лечение.
Поставить и оценить реакцию на туберкулин при пробе Манту с 2 ТЕ ППД-Л, градуированной кожной пробе и подкожной пробе Коха.
Дифференцировать поствакцинальную и инфекционную аллергию.
Определить мероприятия, необходимые после проведения массовой туберкулинодиагностики (выделение групп риска, отбор лиц для ревакцинации вакциной БЦЖ).
Оценить данные рентгенологического обследования (обзорной и боковой рентгенограммы, томограмм).
Определить на рентгенограммах ведущий патологический синдром.
Составить план обследования, необходимый для диагностики туберкулеза и проведения внутрисиндромной дифференциальной диагностики с другими заболеваниями легких.
Интерпретировать результаты гемограммы и биохимического исследования крови и функциональных исследований больных с легочной патологией.
Интерпретировать данные иммунологического статуса.
Интерпретировать результаты исследования флюорографии
Оценивать показатели компьютерных методов исследования (КТ, МРТ и др.)
Оценивать данные радиоизотопного исследования легких
Интерпретировать показатели диффузионной способности легких.
Интерпретировать показатели бронхоспирографии и пневмотахометрии.
Интерпретировать результаты бронхоскопического исследования
Составить план лечения больных туберкулезом, включая химиотерапию и патогенетические средства.
Определить прогноз болезни, с учетом всех реабилитационных мероприятий.
Оформить документацию больного на МСЭ.
Определить показания к хирургическому лечению, к применению методов коллапсотерапии (ИП и ПП).
Определить показания к диагностической и лечебной бронхоскопии.
Оценить характер выпотов различной локализации и ликвора.
Диагностировать и оказать неотложную помощь при осложнениях туберкулеза легких (легочном кровотечении и спонтанном пневмотораксе).
Оказать неотложную помощь при расстройствах кровообращения больным с легочно-сердечной недостаточностью.
Организовать и провести работу в очаге туберкулезной инфекции.
Составить комплексный план противотуберкулезных мероприятий в районе обслуживания.
Организовать учет и диспансерное наблюдение за контингентами больных туберкулезом, а также лицами, находящимися в контакте с больными, выделяющими МБТ.
Организовать раннее выявление и профилактику туберкулеза в детских коллективах, лечебных заведениях и на производстве.
Организовать проведение санитарно-просветительской работы среди населения.
Организовать совместную работу врачей районной поликлиники по раннему выявлению туберкулеза среди населения.
Организовать внутридиспансерную и внедиспансерную работу участкового фтизиатра.
Составлять годовой отчет.
Врач-специалист фтизиатр должен владеть:
алгоритмом постановки диагноза при наличии:
«виража» туберкулиновой реакции
длительного кашля (более 3-х недель)
затяжных пневмоний
симптомокомплекса подозрительного на туберкулез
кровохарканья
лихорадки неясного генеза
выпота в плевральную полость
очаговой тени в легком;
легочных инфильтратов
круглой тени в легком;
диссеминации в легких
полостного образования в легких
увеличенных внутригрудных лимфатических узлов
увеличенных периферических лимфатических
навыками социальной деятельности:
методами статистического эпидемиологического анализа по туберкулезу
Направлять на экспертизу временной и стойкой нетрудоспособности
Проводить мероприятия по социальной реабилитации больных
Осуществлять наблюдение контактных лиц, организовывать и участвовать в проведении противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулеза.
Перечень практических навыков врача-специалиста фтизиатра (ординатора)
Манипуляциями по специальности фтизиатрия
Исследование системы органов дыхания (анамнез, осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация)
Проведение диагностической и лечебной пункции плевральной полости,
Проведение эндотрахеальной санации
Взятие промывных вод бронхов для бактериологического и цитологического исследований
Постановка туберкулиновых проб
Проведение провокационных проб с высокими дозами туберкулина
Проведение искусственного пневмоторакса
Проведение искусственного пневмоперитонеума
Проведение постурального и позиционного дренажа бронхов
Исследование мокроты, содержимого бронхов для выявления МБТ
Исследование плеврального выпота.
Трудоемкость ОПОП (общий объем подготовки)
Структура программы ординатуры
| Объем ОПОП
| в з.е. (зачетные единицы)
| в учебных часах (всего)
| Блок 1
| Дисциплины (модули)
| 45
| 1620
| Базовая часть
| 40
| 1440
| Вариативная часть
| 5
| 180
| Блок 2
| Практики
| 72
| 2592
| Базовая часть
| 60
| 2160
| Вариативная часть
| 12
| 432
| Блок 3
| Государственная итоговая аттестация
| 3
| 108
| Базовая часть
| 3
| 108
| Объем ОПОП
| 120
| 4320
| Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы ординатуры, являются обязательными для освоения обучающимся.
Дисциплины (модули) по общественному здоровью и здравоохранению, педагогике, медицине чрезвычайных ситуаций, патологии реализуются в рамках базовой части Блока 1.
Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы ординатуры, и практики обеспечивают освоение профессиональных компетенций с учетом конкретного вида (видов) деятельности в различных медицинских организациях. После выбора обучающимся дисциплин (модулей) и практик вариативной части они становятся обязательными для освоения.
Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" составляет не более 10 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.
В Блок 2 "Практики" входит производственная (клиническая) практика (стационарная, поликлиническая).
В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена.
|