Аннотация к программе ординатуры УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ОРДИНАТУРЕ
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОПОП ВО)
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 31.08.22 «ПСИХОТЕРАПИЯ» Основная профессиональная образовательная программа высшего образования подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре (далее программа ординатуры) является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по специальности 31.08.22 «Психотерапия» составлена на основании Приказа Минобрнауки России от «28» октября 2014 N 34492 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.22 «Психотерапия» (уровень подготовки кадров высшей квалификации)".
Актуальность программы ординатуры по специальности 31.08.22 «Психотерапия» вызвана ростом числа заболеваний, в патогенезе которых существенную роль играют негативные эмоции, с одной стороны, и, формирование негативных эмоций вследствие развития органического заболевания, с другой стороны.
Цель программы ординатуры по специальности «Психотерапия» является подготовка квалифицированного врача-специалиста, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности в условиях: первичной медико-санитарной помощи; неотложной; медицинской помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
Задачи программы ординатуры по специальности «Психотерапия»:
- Сформировать обширный и глубокий объем базовых, фундаментальных медицинских знаний, формирующих профессиональные компетенции врача, способного успешно решать свои профессиональные задачи.
- Сформировать и совершенствовать профессиональную подготовку врача-специалиста, обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии, имеющего углубленные знания смежных дисциплин.
- Сформировать умения в освоении новейших технологий и методик в сфере своих профессиональных интересов.
- Подготовить специалиста к самостоятельной профессиональной лечебно-диагностической деятельности, умеющего провести дифференциально-диагностический поиск, оказать в полном объеме медицинскую помощь, в том числе при ургентных состояниях, провести профилактические и реабилитационные мероприятия по сохранению жизни и здоровья во все возрастные периоды жизни пациентов, способного успешно решать свои профессиональные задачи.
- Подготовить врача-специалиста, владеющего навыками и врачебными манипуляциями по профильной специальности и обще врачебными манипуляциями по оказанию скорой и неотложной помощи.
- Сформировать и совершенствовать систему общих и специальных знаний, умений, позволяющих врачу свободно ориентироваться в вопросах организации и экономики здравоохранения, страховой медицины, медицинской психологии.
В ординатуру по специальности «Психотерапия» принимаются специалисты с высшим врачебным образованием по специальностям: «Лечебное дело», «Педиатрия» и послевузовскую подготовку по специальности психиатрия. Форма обучения в ординатуре – очная, продолжительность – 2 года (в соответствии с Приказом МЗ и СР РФ от 07.07.2009 г. N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»).
Структура программы ординатуры по специальности «Психотерапия» включает в себя учебный план (УП), рабочие программы дисциплин (модулей) (РПД), рабочую программу практики (РПП), программу государственной итоговой аттестации (ГИА).
Содержание программы ординатуры по специальности «Психотерапия» представлено как единое целое, с максимальной полнотой охватывающее вопросы теории и практики в области психотерапии.
В рабочих программах дисциплин (модулей) выделяют: дисциплины базовой и вариативной части, а так же факультативные дисциплины. Каждая дисциплина подразделяется на разделы, каждый раздел – на темы, тема − на элементы. Таким образом, содержание рабочих программ представлено как систематизированный перечень наименований тем, элементов и других структурных единиц модуля программы.
За время обучения в ординатуре обучающиеся овладевают не только теорией, но и учатся применять свои знания в профессиональной деятельности.
Практика. Основная цель практики– закрепление теоретических знаний по смежным дисциплинам, развитие практических умений и навыков, полученных в процессе обучения врача-ординатора и формирование универсальных и профессиональных компетенций, т.е. приобретение опыта в решении реальных профессиональных задач.
Практика в содержании ОПОП по специальности «Психотерапия» составляет не менее 60 % учебного времени.
В программе практики предусмотрены:
1) практика в поликлинике по избранной специальности;
2) практика в стационаре. Задачи первого года обучения:
1. Уметь проводить диагностику и дифференциальную диагностику нервно-психических, психосоматических и других расстройств, в возникновении и развитии которых существенную роль играют психологические и личностные факторы.
2. Уметь проводить клинико-психологическое обследование личности и психических процессов с использованием наиболее распространенных тестов.
3. Уметь вести психотерапевтическую беседу, используя ее диагностические,
терапевтические, информационные и коммуникационные функции.
4. Уметь использовать индивидуальную психотерапию.
5. Владеть методикой аутогенной тренировки.
6. Владеть методикой гипносуггестивной психотерапии и Эриксоновского гипноза.
7. Владеть методикой проведения когнитивной психотерапии.
8. Посещение лекций по психотерапии
9. Промежуточный контроль- экзамен
Задачи второго года обучения:
Уметь использовать индивидуальную, групповую и семейную психотерапию.
Владеть методикой трансактного анализа.
Владеть методикой эмоционально-стрессовой психотерапии.
Владеть методикой проведения поведенческой психотерапии
Владеть методикой проведения психотерапии экзистенциально-гуманистического направления: клиент-центрированная, гештальттерапия, психодрама, телесно-ориентированная, психосинтез, арт-терапия, терапия творческим самовыражением.
Владеть навыками и приемами проведения психотерапии психодинамического направления: личностно-ориентированной (реконструктивной), психоаналитически-ориентированной.
Владеть навыком постановки патогенетического диагноза.
8.Итоговая аттестация: теоретический и практический контроль
Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их
трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся. В случае необходимости, учитывая уровень базисных знаний, актуальность задач подготовки врача-ординатора психотерапевта, по усмотрению заведующего кафедрой могут быть внесены изменения в распределение учебного времени, предусмотренного учебными планами программы, в пределах 15% от общего количества учебных часов.
Для реализации ОПОП по специальности «Психотерапия» кафедра располагает наличием:
1) учебно-методической документации и материалов по всем разделам дисциплины (модуля);
2) учебно-методической литературы для внеаудиторной работы обучающихся;
3) материально-технической базы, обеспечивающей организацию всех видов дисциплинарной подготовки:
учебные аудитории и кабинеты, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;
клинические базы в лечебно-профилактических, научно-исследовательских и других учреждениях Минздрава России.
В процессе подготовки врача-специалиста психотерапевта обязательным является определение базисных знаний, умений и навыков обучающихся перед началом обучения (входной контроль). Текущий контроль знаний осуществляется в процессе изучения дисциплин. По окончании изучения каждого модуля проводится промежуточный контроль-зачет. При этом используются различные методы контроля - решение ситуационных задач, тестовые задания, защита квалификационных работ. Теоретическая подготовка (врачей-ординаторов) предусматривает обязательное участие в семинарских занятиях, больничных и научно-практических конференциях, а также самостоятельное изучение литературы по программе профессионального образования врачей-специалистов по специальности «Психотерапия» при написании рефератов, подготовке докладов, используя для этого специальную медицинскую литературу и архивный материал отделения.
Государственная (итоговая) аттестация (ГИА). По окончании обучения в ординатуре проводится ГИА, осуществляемая посредством проведения экзамена. Цель ГИА − выявление теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с содержанием ОПОП ВО – подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности «Психотерапия».
В конце программы ординатуры приводится общий список рекомендованной литературы и перечень законодательных, нормативно-инструктивных документов. После каждого учебного раздела рабочей программы даны ссылки на номера из общего списка литературы, относящиеся к тематике данного модуля.
При успешной аттестации обучающийся получает документ установленного образца
Требования к результатам освоения программы ординатуры по специальности «Психотерапия" 1. В результате освоения программы ординатуры у выпускника должны быть сформированы универсальные и профессиональные компетенции.
2. Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать следующими универсальными компетенциями:
- готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);
-готовностью к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2);
- готовностью к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3)
Диагностическая деятельность:
- готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);
- готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения (ПК-2);
готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3);
готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медикостатистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков (ПК-4).
Лечебная деятельность:
- готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в психотерапевтической медицинской помощи (ПК-6);
готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7);
Реабилитационная деятельность:
- готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации (ПК-8);
Психолого-педагогическая деятельность:
- готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-9);
Организационно-управленческая деятельность:
-готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-10);
-готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11);
-готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-12).
Профессиональные компетенции характеризуются:
в диагностической деятельности:
- диагностика заболеваний и патологических состояний пациентов на основе владения пропедевтическими, лабораторными, инструментальными и иными методами исследования;
- диагностика неотложных состояний; диагностика беременности; проведение медицинской экспертизы;
в лечебной деятельности
оказание специализированной медицинской помощи;
участие в оказании скорой медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства;
оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участие в медицинской эвакуации;
в реабилитационной деятельности:
- проведение медицинской реабилитации
в профилактической деятельности:
- предупреждение возникновения заболеваний среди населения путем проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий;
- проведение профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения;
- проведение сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения различных возрастно-половых групп, характеризующих состояние их здоровья;
в организационно-управленческой деятельности:
- применение основных принципов организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях и их структурных подразделениях;
-организация и управление деятельностью медицинских организаций и их структурных подразделений;
-организация проведения медицинской экспертизы;
-организация оценки качества оказания медицинской помощи пациентам; ведение учетно-отчетной документации в медицинской организации и ее структурных подразделениях;
-создание в медицинских организациях и их структурных подразделениях благоприятных условий для пребывания пациентов и трудовой деятельности медицинского персонала с учетом требований техники безопасности и охраны труда;
- соблюдение основных требований информационной безопасности.
Формирование профессиональных компетенций врача- психотерапевта предполагает овладение врачом системой профессиональных знаний, умений, навыков, владений.
Перечень знаний, умений и владений врача-специалиста по психотерапии (ординатора) Врач-специалист психотерапевт должен знать:
- Конституцию РФ;
- фундаментальные дисциплины: нормальную и патологическую анатомию, нормальную и патологическую физиологию, биохимию;
- принципы социальной гигиены и организации психотерапевтической службы, ее структуру, штаты и оснащение; действующие нормативно-правовые и инструктивно-методические документы по специальности;
- правовые психотерапевтической помощи детям, подросткам и взрослым;
-основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
-принципы организации здравоохранения и общественного здоровья;
-организацию и проведение диспансеризации населения;
-вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, организация МСЭ;
- принципы планирования и отчетности психотерапевтической службы; методы и порядок контроля её деятельности; нормы клинической нагрузки врача-специалиста психотерапевта;
- показатели эффективности службы оказания психотерапевтической помощи;
- правила оформления медицинской документации; порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизы;
- содержание и разделы психотерапии как самостоятельной клинической дисциплины; предмет, метод и задачи психотерапии; ее взаимосвязь с другими дисциплинами; история развития психотерапии;
- распространенность психических расстройств среди различных групп населения, значение этих показателей для оценки здоровья населения, группы риска по развитию социально значимых психических нарушений;
- организацию и структуру отделений (кабинетов), основные показатели их деятельности;
- принципы планирования и отчетности психотерапевтической службы; методы и порядок контроля её деятельности;
- современные методы диагностики (лабораторной, функциональной, клинической, инструментальной), дифференциальной диагностики, лечения, реабилитации и профилактики психических расстройств различного генеза у детей, подростков, взрослых, лиц пожилого и преклонного возраста;
- клинику, диагностику, дифференциальную диагностику, основные принципы терапии: психических, психосоматических и аддиктивных расстройств;
- современные методы терапии психических расстройств; основы клинической фармакологии, основные лекарственные методы терапии психических расстройств, основные лекарственные средства, применяемые в психотерапии их фармакодинамика, фармакокинетика, совместимость лекарственных препаратов; показания, противопоказания;
- основы психотерапии, методы и методики индивидуальной и групповой психотерапии, применяемые для лечения психических расстройств; показания, противопоказания;
- принципы санаторно-курортного лечения психических расстройств; показания, противопоказания; использование лечебной физкультуры, фитотерапии, разгрузочной диетотерапии в лечение психических расстройств; показания, противопоказания;
- клинику, лабораторную, инструментальную, функциональную диагностику, дифференциальную диагностику, основные принципы терапии и профилактики следующих смежных заболеваний:
психосоматических (бронхиальная астма, артериальная гипертензия, тиреотоксикоз, язвенная болезнь, неспецифический язвенный колит, нейродерматит и др.);
основных наркологических заболеваний (алкоголизма, наркоманий, токсикоманий, нехимических аддикций);
основных неврологических заболеваний (травм головного и спинного мозга, рассеянный склероз, рассеянный энцефаломиелит, миелопатии, сирингомиелия; опухоли нервной системы, каудиты, плекситы, фуникулиты, полиневриты и полинейропатии, неврологические проявления остеохондроза и пр.);
основных гинекологических заболеваний; психопрофилактическая подготовка беременных к родам;
основных сосудистых расстройств (в т.ч. диабетические ангиопатии, атеросклеротические изменения артерий таза и пр.);
- основы клиники, диагностики, дифференциальной диагностики, основные принципы терапии, показания к госпитализации при:
сопутствующих заболеваниях;
при неотложных состояниях;
инфекционных и паразитарных заболеваниях, в т.ч. карантинных инфекциях;
организацию и объем первой помощи в военно-полевых условиях, при массовых поражениях и катастрофах;
клинику, диагностику, дифференциальную диагностику, профилактику ВИЧ-инфекции;
основные лабораторные и функциональные показатели;
основы первичной реанимации;
основы радиационной безопасности (клиника, условия и риск развития радиационно-обусловленных заболеваний в результате радиационного воздействия и радиационных аварий);
основные закономерности и роли причин, условий и реактивность организма в возникновении заболеваний;
общие закономерности патогенеза и морфогенеза, а также основные аспекты учения о болезни;
причины, механизмы развития и проявления патологических процессов, лежащих в основе различных заболеваний;
показатели общественного здоровья и факторы на них влияющие;
роль здравоохранения в формировании общественного здоровья и его показателей;
основы страховой медицины и ее роль в реформе здравоохранения;
общие принципы использования компьютерной техники во врачебной практике;
конкретные возможности компьютеризации организационной, диагностической и лечебной деятельности врача;
принципы формирования банка данных и знание возможностей его использования.
Врач-специалист психотерапевт должен уметь:
- организовывать работу кабинета (отделения) по оказанию помощи больным в условиях страховой медицины;
- проводить диагностику и дифференциальную диагностику нервно-психических, психосоматических и других расстройств, в возникновении и развитии которых существенную роль играют психологические и личностные факторы;
- проводить клинико-психологическое обследование личности и психических процессов с использованием наиболее распространенных тестов;
- выявлять и диагностировать психические расстройства различного генеза;
-проводить необходимое первичное и повторное обследование при психических расстройствах различной этиологии;
- интерпретировать результаты обследования при психических расстройствах;
- проводить клиническое и параклиническое обследование нервно-психической сферы; при необходимости организовать обследование и лечение в специализированном медицинском учреждении;
- выявлять симптомы соматических нарушений; при необходимости организовать обследование и лечение в специализированном медицинском учреждении;
- формулировать диагноз в соответствии с принятой классификацией;
- проводить дифференциальный диагноз психических и психосоматических расстройств на основе данных клинического и параклинического обследования;
- проводить поэтапный структурный анализ психического расстройства;
- определять этапную лечебно-реабилитационную тактики в соответствии с установленным диагнозом, с учетом этиологии и патогенеза психического расстройства, динамики состояния, индивидуальных особенностей пациента;
- проводить выбор методов лечебного воздействия с учетом показаний и противопоказаний, фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных средств, в соответствии с этапом лечебной тактики врача-психотерапевта;
- проводить комплексное лечение (режим, диета, медикаментозное лечение, лечебная физкультура, физиотерапия, санаторно-курортное лечение, реабилитационные мероприятия и пр.) в соответствии с этапом лечебной тактики;
- разрабатывать и осуществлять мероприятия по предупреждению осложнений;
- проводить анализ заболеваемости на обслуживаемом участке, определять задачи по улучшению ситуации;
- на основе анализа статистических показателей определять перечень организационных, лечебных, профилактических мероприятий, разрабатывать и осуществлять мероприятия по сохранению и улучшению психического здоровья населения, снижения риска заболевания психическими расстройствами;
- вести психотерапевтическую беседу, используя её диагностические, терапевтические, информационные и коммуникативные функции;
- использовать следующие формы психотерапии: индивидуальную, групповую, семейную;
- выбирать медикаментозную терапию при базовой реанимации;
- устанавливать психологический и психотерапевтический контакт, необходимый для успешного общения с пациентом;
- предупреждать врачебные ошибки;
- располагать пациента для целей психотерапии.
Врач-специалист психотерапевт должен владеть:
- методикой проведения поведенческой психотерапии;
- методикой проведения гипносуггестивной психотерапии и Эриксоновского гипноза;
- методикой проведения эмоционально стрессовой психотерапии;
- методикой проведения когнитивной психотерапии;
- методикой проведения психотерапии экзистенциально-гуманистического направления: клиент-центрированная, гештальт-терапия, психодрама, телесно-ориентированная, психосинтез, арт-терапия, терапия творческим самовыражением;
- методиками проведения психотерапии психодинамического направления: личностно-ориентированной (реконструктивной), психоаналитически-ориентированной;
- методикой проведения признанных методов (модальностей) психотерапии;
- методикой постановки патогенетического диагноза
Перечень практических навыков врача-специалиста психотерапевта (ординатора) Врач -специалист психотерапевт должен владеть следующими практическими навыками:
- оценки психического состояния клиентов и пациентов;
- проведения психопатологического обследования;
- проведения неврологического обследования;
- поэтапного структурного анализа психического расстройства;
- формулировки и обоснования психотерапевтического диагноза;
- выбора адекватного психотерапевтического метода;
- проведения психотерапевтических методик, применяемых в системе оказания комплексной лечебно-реабилитационной помощи при психических расстройствах (рациональной психотерапии, аутогенной тренировки, гипноза, прогрессирующей мышечной релаксации, систематической десенсибилизации, психотерапевтического интервью и др.) с учетом показаний и противопоказаний;
- назначения и проведения комплексного (психотерапия в сочетании с медикаментозными и фитопрепаратами);
- своевременной оценки эффективности проводимых лечебных мероприятий;
- разработки и осуществления мероприятий по предупреждению осложнений;
- обеспечения свободной проходимости дыхательных путей;
- обеспечения искусственной вентиляции легких (ИВЛ);
- непрямого массажа сердца: выбор точки для компрессии грудной клетки;
- прекардиального удара;
- техники закрытого массажа сердца;
- сочетания ИВЛ и массажа сердца при базовой реанимации;
- введения препаратов внутривенно;
- согласованной работы в команде. Трудоемкость программы ординатуры по специальности «Психотерапия»
Структура программы ординатуры
| Объем ОПОП
| в з.е. (зачетные единицы)
| в учебных часах (всего)
| Блок 1
| Дисциплины (модули)
| 42
| 1512
| Базовая часть
| 33
| 1188
| Вариативная часть
| 9
| 180
| Блок 2
| Практики
| 75
| 2700
| Базовая часть
| 60
| 2160
| Вариативная часть
| 12
| 432
| Блок 3
| Государственная итоговая аттестация
| 3
| 108
| Базовая часть
| 3
| 108
| Объем ОПОП
| 120
| 4320
| Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы ординатуры, являются обязательными для освоения обучающимся.
Дисциплины (модули) или по общественному здоровью и здравоохранению, педагогике, медицине чрезвычайных ситуаций, патологии реализуются в рамках базовой части Блока 1.
Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы ординатуры, и практики обеспечивают освоение профессиональных компетенций с учетом конкретного вида (видов) деятельности в различных медицинских организациях. После выбора обучающимся дисциплин (модулей) и практик вариативной части они становятся обязательными для освоения.
Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" составляет не более 10 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.
В Блок 2 "Практики" входит производственная (клиническая) практика (стационарная и выездная).
В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена.
|