Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 153.79 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации02.05.2014
Размер153.79 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

КОЛЛЕДЖ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ИМ.А.С.ЗНАМЕНСКОГО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По дисциплине «ДИРИЖИРОВАНИЕ»


Для специальности:
070102 Инструментальное исполнительство

Специализация «Оркестровые духовые и ударные инструменты»


Сургут

2013


ОДОБРЕНА Составлена в соответствии с

предметной Государственными требованиями к минимуму содержания и

(цикловой) уровню подготовки

комиссией выпускников

Протокол № по специальности:

От ___________2013г. 073101 Инструментальное исполнительство

(духовые и ударные инструменты)

Председатель___________________ Заместитель директора

по учебной работе____________________

Авторы: Ошивалов Б.М. преподаватель по классу кларнета преподаватель высшей квалификационной категории

Самарин С.А. зав. ПЦК духовых и ударных инструментов преподаватель первой квалификационной категории


Рецензенты: Ивукин В.П. профессор Уральской Государственной консерватории им.М.П.Мусоргского, заслуженный деятель искусств РФ

Никитина И.П., методист Колледжа русской культуры

Объем курса – 90 часов


Индивидуальны занятия – 63 часа

Самостоятельная учебная нагрузка – 27 часов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




Предмет «Дирижирование» по специальности 070102 Инструментальное исполнительство», специализация «Оркестровые духовые и ударные инструменты» принадлежит к блоку дисциплин специализации и является составной частью профессиональной подготовки студентов.

Данная программа разработана на основе «Типовой программы для музыкальных училищ (училищ искусств) дисциплины «Дирижирование» Москва1988г.

Программа соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 073101 «Оркестровые духовые и ударные инструменты».

Основными целями курса дирижирования является: изучение элементарных основ дирижерской техники, подготовка студентов к самостоятельной работе в качестве артиста оркестра, ансамбля.

Наряду с изучением элементарных основ дирижерской тех­ники, а также подготовкой учащихся к самостоя­тельной работе в оркестре, в задачи курса дирижирования входит:

  • фор­мирование у учащихся широкого музыкального кругозора,

  • знакомство с образцами русской, советской и зарубежной му­зыки, произведениями современных композиторов, народным музыкальным творчеством.

  • изучение основ техники дирижирования;

  • дирижирование в классе по клавиру;

  • дирижирование в классе по партитуре для духового ор­кестра;

  • дирижирование в классе по партитуре для симфонического оркестра;

  • освоение минимума оркестровых произведений, необходимого для прак­тической деятельности.


КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Преподаватель, ведущий курс дирижирования, должен иметь в виду, что в программе по любой исполнительской спе­циальности и, в частности, по дирижированию, разделение на темы, их последовательность и регламентирование количе­ства часов на их изучение являются условными.

Индивидуальные занятия с учащимися рекомендуется на­чать с постановки дирижерского аппарата и анализа дирижер­ского жеста. При работе над постановкой дирижерского ап­парата следует обращать внимание на такие, чаще всего воз­никающие недостатки, как наклон головы, приподнятость лок­тей и плечевого пояса, напряженность и скованность кистей рук.

Изучение схем дирижирования следует проводить на конк­ретном материале.

Большое значение в процессе работы имеет личный пример преподавателя. Однако в работе не следует настаивать на точном копировании жеста преподавателя, которое может привести к утрате индивидуальных черт учащегося. Каждый дирижерский прием должен применяться осмысленно, в соот­ветствии с музыкальным содержанием произведения. Задача преподавателя — подсказать учащемуся путь к самостоятель­ным поискам.

Закрепление полученных навыков путем дирижирования небольших, но самостоятельных и законченных произведений, несомненно, принесет пользу. Кроме того, это в значительной степени повысит интерес к занятиям и послужит толчком к са­мостоятельной работе над произведением.

Такие вопросы, как сведения об авторе, жанр произведе­ния, отдельные особенности дирижирования, следует усвоить до практического дирижирования.

При изучении произведения и подготовке к дирижирова­нию учащийся должен составить исполнительский план, выявить музыкальные образы произведения, определить темп, динамику, найти выразительные технические приемы, способ­ствующие раскрытию содержания произведения.

При дирижировании по клавиру учащийся должен стре­миться представить себе произведение в оркестровом звуча­нии. Необходимо всемерно развивать оркестровое мышление учащегося и умение управлять воображаемым оркестром.

Мелодическую линию, гармоническое сопровождение, кон­трапункт и другие элементы фактуры следует представлять себе в реальном звучании инструментов соответствующего ре­гистра и тембра. Только при этом условии возможен ясный показ вступления голосов или группы инструментов. По мере развития этих навыков можно применять их в соответствии с установленной посадкой оркестра. Такой метод дирижирова­ния по клавиру подготавливает учащегося к работе над пар­титурой, где роль каждого голоса или инструмента определе­на совершенно конкретно.

Учащийся должен: чувствовать себя свободно и уверенно в основных дирижерских схемах; усвоить целый ряд техниче­ских приемов дирижирования; добиться максимальной выра­зительности дирижерских жестов; уверенно внутренне ощу­щать и внешне передавать темп, характер и динамику произ­ведения. Все произведения, изучаемые по клавиру, дирижи-руются на память, так как дирижирование по нотам сковыва­ет исполнителя, снижает самоконтроль за дирижерским ап­паратом и не дает ему возможности полностью проявить ди-рижерско-исполнительские качества, волю и темперамент. Кроме того, дирижирование на память способствует ее разви­тию.

При изучении произведений в классе следует уделить вни­мание привитию навыков аккомпанемента солисту-певцу или инструменталисту. С этой целью в индивидуальный план уча­щегося включаются арии из опер, романсы для голоса и пьесы для различных духовых инструментов. Желательно привлече­ние к совместной работе в дирижерском классе не только кон­цертмейстера, но и соответствующего солиста.

Составляя индивидуальный план учащегося, препода­ватель должен подобрать такие произведения, на мате­риале которых можно наиболее полно раскрыть индивидуальные исполнительские качества, а также закрепить все приемы, составляющие основы дирижерской техники.

Работа над партитурой ставит перед учащимися ряд новых задач. Решению их в большей мере будут способствовать зна­ния и навыки, полученные в результате изучения курсов чте­ния партитур и инструментовки. Однако целый ряд вопросов, связанный с партитурой, будет решаться в классе дирижирования. Учащийся должен получить навыки зрительного изу­чения партитуры, овладеть музыкальным материалом нас­только, чтобы запомнить вступление голосов, расположение голосов в аккорде, общее движение мелодических и гармонических голосов, последовательность гармонических сочетаний, изменение темпов, смену размеров и т. д.

Изучение партитуры следует начинать с небольших нес­ложных произведений. В дальнейшем учащийся приступает к одновременному зрительному и слуховому изучению более сложных незнакомых произведений.

При дирижировании произведения по партитуре, наряду с более общими задачами — ощущением и выражением харак­тера музыки, проявлением темперамента, воли, ясным испол­нительным замыслом и доведением содержания произведения до слушателя — дирижер решает и более частные задачи: вы­явление главных элементов фактуры, тембровых красок зву­чания.

Для этого необходимо выбрать наиболее выразительные технические приемы дирижирования, способствующие раскры­тию всех особенностей оркестрового звучания, облегчающие оркестру понимание замысла дирижера. Следует добиваться, чтобы учащийся в процессе исполнения мог показать все ме­лодические линии голосов, гармоническое сопровождение, вступление полифонического голоса.

Учащийся должен освоить достаточно широкий круг про­изведений, необходимый для практической деятельности.

При работе над партитурой и в процессе дирижирования в классе особое внимание следует уделять ударным инструментам, партии которых тщательно изучаются, каждое вступление обязательно показывается дирижером.

Контроль и учет успеваемости.



Данная дисциплина изучается на протяжении 20-22 семестров (10-11 классы).

С целью определения полноты и прочности знаний учащих­ся, умения применять полученные знания на практике прово­дятся экзамены и контрольные уроки.

Сроки проведения экзаменов и количество контрольных уроков определены учебным планом колледжа.

Данный предмет выносится на Государственный экзамен (22 семестр).

По окончании каждого семестра по предмету «Дирижирование» преподавателем выставляется оценка успеваемости на основании оценок текущего учета знаний, независимо от того, выносится предмет на экзамен или нет.

Итоговый экзамен по дирижированию (специализация «Оркестровые духовые и ударные инструменты») проводится в форме исполнения программы из двух оркестровых сочинений в переложении для фортепиано в экзаменационной аудитории.

Требования: на Государственный экзамен выносятся два разнохарак­терных произведения с учетом всего комплекса знаний прак­тических навыков, полученных учащимися в процессе обуче­ния. По окончании исполнения программы проводится коллок­виум, где студент должен ответить на теоретические вопросы (об авторе произведения, его творчестве, о стиле, жанре и форме произведения, о музыкальных образах произведения).

В критерии оценки уровня подготовки обучающихся по дирижированию входят:

  • знание и владение основными приемами дирижерской техники;

  • раскрытие через жесты художественного замысла и характера произведения;

  • знание строения симфонического и духового оркестров.

Степень трудности исполняемого произведения определя­ется индивидуальными качествами учащегося. На Государственном экзамене возможно исполнение произведения в собственной инструментовке учащегося.
Примерные программы Государственного экзамена.

Вариант 1:

1.Ж.Бизе. Вступление к опере «Кармен».

2. П.Чайковский. «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро».

Вариант 2:

1.П.Чайковский. Интродукция к опере «Пиковая дама»

2. Дворжак А. Славянский танец №8.
Вариант 3:
1. Россини Д. Увертюры к операм «Севильский цирюльник».

2.Григ Э. Утро из оперы «Пер Гюнт».

Формы самостоятельной работы студентов:
Самостоятельная работа студента состоит из следующих видов:

изучение методической литературы по данной дисциплине, ежедневные систематические занятия по закреплению навыков дирижерской техники, изучение клавиров, партитур всех видов духового и симфонических оркестров, посещение концертов различных видов оркестра, просмотр и прослушивание аудио-видео записей по данному предмету выдающихся отечественных и зарубежных дирижеров.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



ВВЕДЕНИЕ
Дирижер — руководитель музыкального коллектива, орга­низатор, педагог и воспитатель. Краткая история развития дирижерского искусства. Выдающиеся русские, советские и зарубежные дирижеры. Сущность процесса дирижирования и исполнительский труд дирижера. Общекультурный и музы­кальный кругозор дирижера. Выразительные средства. Подго­товительная работа над партитурой произведения. Проведе­ние репетиции с оркестром.

Задача дирижера — раскрытие идейно-эмоционального со­держания произведения в процессе исполнения.

Концертное исполнение произведения оркестром как итог творческой работы дирижера и коллектива.
Раздел 1. Элементарные основы дирижерской техники

Постановка дирижерского аппарата. Анализ строения ди­рижерского жеста. Дирижерский жест и характер музыки. Ди­рижерский жест и динамика. Дирижерский жест и ритмиче­ский рисунок.

Основные схемы дирижирования:

четырехдольная,

трехдольная,

двухдольная,

шестидольная,

однодольная (на раз).

Дробление долей такта. Дирижирование затактов. Показ вступлений голосов (исполнителей). Приемы показа фермат. Снятие звучания. Паузы. Роль самостоятельных движений рук при дирижировании. Дирижирование неравномерно-сложных размеров.
Раздел 2. Дирижирование в классе по клавиру.

Изучение музыкального содержания произведения. Крат­кие сведения об авторе. Стиль и жанр произведения. Дирижи­рование произведениями по клавиру в соответствии с индиви­дуальным планом учащегося. Совершенствование техники ди­рижирования. Развитие оркестрового мышления учащегося и умения управлять воображаемым оркестром.

Раздел 3. Дирижирование в классе по партитуре

для духового оркестра.

Изучение музыкального содержания произведения по партитуре. Выявление главных элементов фактуры. Мелодия, гармоническое сопровождение, полифонические голоса, педаль и т.д. Дирижирование произведениями различных жанров по партитуре для духового оркестра в соответствии с индивидуальным планом студента. Совершенствование техники дирижирования.

Раздел 4. Дирижирование в классе по партитуре

для симфонического оркестра.

Изучение музыкального содержания произведения по партитуре. Выявление главных элементов фактуры. Мелодия, гармоническое сопровождение, полифонические голоса, педаль и т.д. Дирижирование произведениями различных жанров по партитуре для симфонического оркестра в соответствии с индивидуальным планом студента. Совершенствование техники дирижирования.

ПРИМЕРНЫЕ РЕПЕРТУАТНЫЕ СПИСКИ
К разделу 1.
Четырехдольная схема дирижирования.

Моцарт А. Марш из оперы «Волшебная флейта».

Рубинштейн А. Романс «Ночь».


Фрид Г. «Осень» из сюиты «Календарь природы» соч.17 №4.

Хачатурян А. «Андантино».

Чайковский П. «Времена года» «Сентябрь» («Охота»).

Шопен Ф. Прелюдия до минор, соч.28, №20.

Шостакович Д. Романс из музыки к кинофильму «Овод».
Трёхдольная схема дирижирования.

Григ Э. «Жалоба Ингрид» из сюиты «Пер Гюнт».

Лядов А. Фуга.

Пёрселл Г. Ариия.

Римский-Корсаков Н. «Песня индийского гостя» из оперы «Садко».

Чайковский П. «Детский альбом», соч. 39: «Утренняя молитва», «Мама», «Мазурка», «Сладкая грёза», «Шарманщик поёт».

Шопен Ф. Полонез Ля мажор.
Двухдольная схема дирижирования.

Брамс И. Венгерский танец №5.

Глинка М. «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила».

Чайковский П. «Детский альбом»: «Зимнее утро», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Русская песня», «Камаринская», «Полька», «Неаполитанская песенка», «Нянина сказка», «В церкви».

Шпор Л. Andantino соч. 103.
Шестидольная схема дирижирования.

Бетховен Л. Соната №7, Ре мажор, (соч. 10, №3). Вторая часть.

Глинка М. Трио из IV действия оперы «Иван Сусанин».

Мусоргский М. Песня Марфы из оперы «Хованщина».

Римский-Корсаков Н. Сб.«100 русских народных песен»:№24.
Однодольная схема дирижирования (на раз).

Гречанинов А. «На велосипеде».

Чайковский П. «Детский альбом»: «Игра в лошадки», «Новая кукла», «Итальянская песенка», «Вальс»; «Вальс» из балета «Спящая красавица».

Шопен Ф. Вальс ля минор, соч. 34, №2.

Двухдольная схема дирижирования с дроблением

долей на две и три части.

Глинка М. Увертюра к опере «Иван Сусанин».

Глиэр Р. «Гимн великому городу» из балета «Медный всадник» (заключительные такты).

Римский-Корсаков Н. Интермеццо из оперы «Царская невеста».

Чайковский П. Дуэт из Интермедии оперы «пиковая дама».
Трёхдольная схема дирижирования с дроблением долей на

две и три части.

Бетховен Л. Увертюра «Эгмонт» (вступление). Соната №2. Ля мажор, соч. 2.

Вторая часть.

Даргомыжский А. Трио из оперы «Русалка».

Моцарт А. Симфония До мажор, № 41, «Юпитер» – К 551. Вторая часть.

Чайковский П. Ария Онегина из 3-й картины оперы «Евгений Онегин».

Четырёхдольная схема дирижирования с дроблением

долей на две и три части.

Россини Д. Увертюра к опере «Севильский цирюльник».

Шопен Ф. Ноктюрн Ми-бемоль мажор, соч. 9, №2.

Чайковский П. Сарабанда из оперы «Пиковая дама»
Затакты и ферматы.

Альбенис И. Кордова.

Бетховен Л. Соната №1, фа минор, соч. 2, Менуэт (Третья часть). Соната №12, Ля-бемоль мажор, соч. 26 (первая и вторая части). Симфония №1, до минор,4-я часть. Трио из менуэта VIII симфонии.

Глинка М. Романс «Я помню чудное мгновение». «Камаринская» (начало).Песня «Северная звезда».

Григ Э. Листок из альбома Ля мажор, соч. 28, №3. Норвежский танец Ля мажор, соч.35, №2. «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт», соч. 55.

Дворжак А. Славянский танец №2, соч. 46.

Мендельсон Ф. Музыка к драме В. Шекспира «Сон в летнюю ночь», Ноктюрн.

Монюшко С. Ария из 2-го действия оперы «Галька».

Моцарт В. Увертюра к опере «Похищение из Сераля» (средняя часть). Третья часть из сонаты Ля мажор – Турецкий марш, К 331

Планкетт Р. Увертюра к оперетте «Корневильские колокола».

Рахманинов С. Итальянская полька. Юмореска.

Чайковский П. «Детский альбом»: «Похороны куклы», «Новая кукла», «Мужик на гармонике играет», «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», “Немецкая песенка”, “Баба-Яга”,

Интродукция из оперы “Пиковая дама”. “Нежные упрёки” соч.72,№3.

Шопен Ф. Мазурка ля минор, соч. 67, №4.

Шуман Р. Маленький романс, соч.68, №14.
Неравномерно - сложные.

Калинников В. Грустная песенка.

Серов А. Хор из оперы “Рогнеда” (Охотничья песня).

Глинка М. Хор девушек из оперы “Иван Сусанин”. Хор из оперы Руслан и Людмила” (1-я картина). Свадебная песня из оперы “Иван Сусанин”.

Арутюнян А. 3-я часть из кантаты “Родина”.

Рахманинов С. Вокализ соч.34
К разделу 2

Альбенис И. Кордова.

Аренский А. Колыбельная песня.

Бах И.С. Гавот.

Бетховен Л.Сонаты (отдельные части).

Бизе Ж. Фрагменты из оперы «Кармен».

Брамс И. Венгерские танцы №5-7.

Гендель Г.Ф. Сарабанда.

Глазунов А. Фрагменты из балета «Раймонда».

Глинка М. Романс Антониды из третьего действия оперы «Иван Сусанин».

Глиэр Р. Фрагменты из балета «Медный всадник».

Гречанинов А. Романс «Узник».

Григ Э. Соната для ф-но си минер, соч. 7, 2-я часть. Романс «Осенняя буря». Лирические пьесы, тетрадь первая, соч. 12, № 2,6,8. Ноктюрн из лирических пьес, (тетрадь 5-я, соч. 54 №4).

Делиб Л. Вступление к опере «Лакме».

Дворжак А. «Славянские танцы». Юмореска соч. 101, №7.

Рахманинов С. Прелюдии (по выбору). Фрагменты из оперы «Алеко».

Хачатурян А. Фрагменты из балетов «Гаяне», «Спартак».

Чайковский П. Фрагменты из балетов и опер. Листок изальбома.

Шопен Ф. Прелюдии.

Шостакович Д. Адажио из балета «Светлый ручей». Прелюдия №16.

Шуберт Ф. Музыкальный момент. Вальсы.

К разделу 3.

Александров Гимн Российской Федерации

Туликов С. Песня «Родина».

Аренский А. Сказка и фуга, соч.34.

Бизе Ж. Сюита из оперы «Кармен». Интермеццо из музыки к драме «Арлезианка».

Бородин А. Хор поселян из 3-го действия оперы «Князь Игорь».

Брамс И. Вальсы, венгерские танцы.

Верди Д. Вступление к опере «Травиата».

Готлиб М. Танцевальная сюита.

Гуно Ш. Балетная сюита «Вальпургиева ночь». Марш, вальс, хор из оперы «Фауст».

Григ Э. Фрагменты из сюиты «Пер Гюнт».

Делиб Л. Прелюдия и мазурка из балета «Коппелия».

Дунаевский И. Увертюра к оперетте «Вольный ветер», вступление к кинофильму «Дети капитана Гранта».

Кабалевский Б. Фрагменты из сюиты «Комедианты».

Лядов Ан. Польский полонез (посвященный А.Пушкину). Восемь русских народных песен, соч.58.

Мошковский М. Испанские танцы.

Мусоргский М. Фрагменты из опер.

Фибих З. Поэма.

Марши и песни отечественных композиторов.


К разделу 4.

Аренский А. Соч. 34. Сказка и фуга

Бетховен Л. Соч. 49. Менуэт из Сонаты № 2

Бизе Ж. Сюита из оперы «Кармен». Интермеццо из музы­ки к драме «Арлезианка»

Бородин А. Хор поселян из оперы «Князь Игорь»

Брамс И. Соч. 39. Вальсы (инструментовка С. Владимиро­ва). Венгерские танцы

Верди Д. Вступление к опере «Травиата»

Глазунов А. Сюита из балета «Раймонда»

Глизр Р. Сюита из балета «Медный всадник»

Готлиб М. Танцевальная сюита

Гуно Ш. Балетная сюита «Вальпургиева ночь». Марш, Вальс и хор из оперы «Фауст»

Григ Э. Утро, Смерть Озе и Танец Анитры из сюиты «Пер Гюнт»

Дворжак А. Славянские танцы

Делиб Л. Прелюдия и Мазурка из балета «Коппелия». Вступление к опере «Лакме»

Иванов-Радкевич Н. Победный марш

Дунаевский И. Увертюра к оперетте «Вольный ветер»

Кабалевский Д. Фрагменты из сюиты «Комедианты»

Лядов А. Польский полонез (посвященный А. С. Пушки­ну). Соч. 58. Восемь русских народных песен

Мошковский М. Испанские танцы

Моцарт В. Менуэт из Симфонии Ми-бемоль мажор. Увер­
тюра к опере «Похищение из сераля»

Мусоргский М. Отрывки из оперы «Сорочинская ярмарка»

Планкетт Р. Увертюра к оперетте «Корневильские коло­кола»

Прокофьев С. Танец рыцарей из балета «Ромео и Джуль­етта»

Рахманинов С. Прелюдия соль минор

Россини Д. Увертюры к операм «Севильский цирюльник» и «Сорока-воровка»

Фибих 3. Поэма

Хачатурян А. Фрагменты из балета «Гаянэ». Вакханалия из балета «Спартак»

Чайковский П. Полонез и ария Ленского из оперы «Евге­ний Онегин». Отрывки из балета «Лебединое озеро»

Шостакович Д. Фрагменты из музыки к кинофильму «Мо­лодая гвардия»

Марши и песни советских композиторов

Ж.Бизе Вступление к опере «Кармен»

П.Чайковский Интродукция к опере «Пиковая дама»


Методическая литература

Ерёмина О. Практические советы по дирижированию. М.,1964.

Колесса Ф. Основы техники дирижирования. Киев, 1966.

Малько Н. Основы техники дирижирования. М.-Л. 1965.

Мусин И. Техника дирижирования. М.,1967

Ритнер С. Элементарные основы дирижёрской техники. Минск 1961.

Свечков Д. Духовой оркестр. М.,1971

Техническое обеспечение программы

  1. Фортепиано.

  2. Пульт.

  3. Звуковоспроизводящая техника.

  4. Видеодвойка.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск