Рабочая программа Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большенуркеевская средняя общеобразовательная школа»





Скачать 322.87 Kb.
НазваниеРабочая программа Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большенуркеевская средняя общеобразовательная школа»
Дата публикации08.09.2014
Размер322.87 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
«Рассмотрено» «Согласовано» « Утверждено»

Руководитель методического объединения Зам. директора по УР Директор школы

учителей начальных классов

/ / / Хайруллина Л.Н. / _____/ Шайхеразиева Л.Н. /

ФИО ФИО ФИО

Протокол № ____ от Приказ № от

«___»________20 г «___»______20 __г. « » 20 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большенуркеевская средняя общеобразовательная школа» наименование ОУ

Габдрахманова Эльмира Мазитовна, вторая квалификационная категория ФИО, категория

МУЗЫКА , 1 класс предмет, класс
Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____ от

« ____»__________20 г

2010 – 2011 учебный год

Учебно - тематическое планирование по предмету

МУЗЫКА

Жыр

Класс 1
Учитель Габдрахманова Э.М.
Всего часов: в год 33, в неделю 1
Планирование составлено на основе Программы по предмету «Музыка» для 1—4 классов четырехлетней начальной школы общеобразовательных учреждений в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и концепции «Преемственность четырехлетней начальной школы в системе непрерывного образования».
Учебник: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т C. Шмагина «Музыка» Москва, «Просвещение», 2006.

МУЗЫКА

Пояснительная записка

 Программа по предмету «Музыка» (Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.  C.  Шмагина) для 1—4 классов четырехлетней начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и концепции «Преемственность четырехлетней начальной школы в системе непрерывного образования». В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.
      Широкое культурологическое пространство данной программы позволяет осуществлять выходы за пределы музыкального искусства, включать в контекст уроков музыки сведения из истории, произведения литературы, изобразительного искусства, которые способствуют общему и музыкальному развитию учащихся, формированию их ассоциативно-образного мышления, познавательных интересов, становлению творческих способностей развивающейся личности. Содержание программы «Музыка» органично соединяется с содержанием таких предметов концепции «Преемственность... », как «Родное слово» (русский язык, литературное чтение), «Знакомство с окружающим миром», «Изобразительное искусство», «Труд» (с элементами художественной деятельности учащихся), «Физическая культура». В процессе музыкальных занятий совершенствуется восприятие детьми окружающей жизни и художественных образов с помощью не только музыки, но и других видов искусства, а также их память, внимание, воображение.
      Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
      Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки программы:
      — воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
      — развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
      — накопление на основе восприятия музыки тезауруса — интонационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.
      Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры.
      Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, из устных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
      Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыки (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразие, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.
      Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
      Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, принцип тождества и контраста, интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
      Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, активное включение его в процесс художественно-образного музицирования и творческое самовыражение.
      Принцип триединства деятельности композитора — исполнителя — слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления учащихся во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил; и в равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием того, как сами учащиеся ее исполнили.
      Принцип тождества и контраста реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и всей их культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.
      Интонационность выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения художественного образа (литературные, музыкально-слуховые, зрительные) и опору на выявление жизненных связей музыки.
      Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.
      Виды музыкальной деятельности на уроках музыки разнообразны. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
      Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, ответах на проблемные вопросы, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
      Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В программе раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка вечные темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и др., запечатленные в художественных образах.
      Какие же методы музыкального обучения, представленные в программе «Музыка», наиболее полно отражают процесс развития музыкальной культуры младших школьников?
      Как известно, методы обучения должны отражать цель, задачи и содержание изучаемого предмета. В научно-методической литературе последних лет исследователями в области музыкальной педагогики предлагаются различные методы. Для авторов данной программы наиболее значимы те методы, которые получают свое реальное воплощение как в научно-методических исследованиях последнего времени, так и в практике работы учителей музыки. Это методы художественной педагогики. Среди них: метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод эмоциональной драматургии; метод концентричности организации музыкального материала; метод «забегания вперед и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в обучении); метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.); метод игры; метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).
      Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию такой совместной деятельности учителя и учащихся, при которой содержание произведения осваивается на разных уровнях: а) художественной значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи, творчества конкретного композитора, особенностей восприятия современного слушателя; б) нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личностных установок учащихся; в) освоения общих (художественно-эстетических) и частных (языковых) свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения ребенка к эстетическим ценностям, уровень его понимания особенностей музыкального языка. Действие этого метода предполагает активное использование в учебно-воспитательном процессе таких форм общения, как диалог и полилог. Учитель при этом выступает как мудрый посредник между музыкой и детьми.
      Метод интонационно-стилевого постижения музыки предполагает наличие в деятельности учителя таких действий, которые стимулируют детей на выявление интонационно-образной и жанрово-стилевой природы музыки и освоение ее как искусства временного, процессуального. Действие этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей, опирается на проблемность вопросов, направленных на развитие способностей учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воплощения композиторами и исполнителями вечных тем искусства и связи, отношения между отдельными художественными явлениями. Этому могут способствовать приемы вокализации, пластического интонирования музыки и введение импровизации-«сочинения» интонаций, мелодий в определенном жанре и стиле.
      Метод эмоциональной драматургии урока проявляется при разработке учителем музыки сценария урока. В зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочинении, от конкретных художественных пристрастий учителя и учащихся, позитивного отношения школьников к тем или иным видам музицирования, уровня общего и музыкального развития класса определяется драматургия урока — последовательность учебных задач, содержание и объем звучащей музыки, кульминация урока, «последействие», эмоциональный тонус. Возможны разработки сценарных планов уроков, построенных по законам музыкальной формы, например трехчастной, рондо, вариаций. В любой из выбранных учителем композиций урока важно не утратить его сугубо музыкальную направленность.
      Метод концентричности организации музыкального материала рассматривается в программе «Музыка» в двух смыслах — широком и узком. В широком смысле действие этого метода рассматривается в контексте организации всего музыкального материала: на разных отрезках учебных циклов (четверть, год) изучаются одни и те же произведения, но с разными задачами. Образно это повторение можно сравнивать с движением по восходящей концентрической спирали, каждый виток которой выявляет все новые качества уже знакомых детям сочинений. В узком смысле метод концентричности проявляется на конкретном уроке, когда изучение нового произведения опирается на уже известные детям интонации, темы, образы.
      Метод «забегания вперед и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в обучении) тесным образом связан с предыдущим методом музыкального обучения. «Разведывая» возможности усвоения детьми новых закономерностей музыки, учитель в процессе урока обращается к таким явлениям, понятиям, категориям музыкального искусства, которые ранее не фигурировали в жизненно-музыкальном опыте детей. Возвращение же к знакомым интонационно-образным аналогиям, перекидывание содержательно-смысловых арок от знакомого музыкального материала к новому позволяют расширить музыкальный словарь учащихся, пополнить запас жизненно-музыкальных впечатлений.
      Метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.) позволяет варьировать в процессе музыкального обучения различные виды музыкальной деятельности. Их сочетание, построенное по принципу тождества и контраста, дает возможность не только усилить эмоциональное воздействие музыки на слушателей-школьников, но и совершенствовать навыки коллективного, ансамблевого, сольного исполнения музыки, что способствует более глубокому и эмоционально окрашенному освоению содержания музыкального искусства.
      Метод игры — один из основных методов практического освоения содержания программы и учебно-методического комплекта «Музыка» в начальной школе. В игре развиваются мышление ребенка, его речь, воображение, музыкальные способности, творческие задатки.. Игра активно используется на всех этапах урока, во всех видах музыкальной деятельности учащихся — при восприятии музыки и размышлениях о ней, в разных формах детского музицирования и импровизаций-сочинений музыки.
      Действие метода художественного контекста (выхода за пределы музыки) обусловлено содержанием учебников и рабочих тетрадей. Их ассоциативно-образный ряд многообразен и включает в себя литературные и изобразительные аналоги музыкальных сочинений. Именно окружение конкретных музыкальных произведений художественными творениями других видов искусства (литературы, изобразительного искусства) позволяет учащимся глубже осваивать эмоционально-образное содержание музыки, особенности ее формы и языка.
      Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в 1 классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе данного класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». Основные понятия и музыкальные термины (общие и частные) обозначены в аннотациях к каждому разделу программы, а также предлагаются на страницах учебников и тетрадей. Постепенное их усвоение подкрепляется музыкальной деятельностью детей.
      Данная программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — успех его музыкально-педагогической деятельности.

 

ПРОГРАММА

1 КЛАСС (33 ч)

Музыка вокруг нас  Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.
       Музыкальный материал: «Щелкунчик» (фрагменты из балета), пьесы из «Детского альбома», «Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский; «Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков; «Петя и волк» (фрагменты из симфонической сказки). С. Прокофьев; Третья песнь Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; «Гусляр Садко», «Фрески Софии Киевской» (фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром). В. Кикта; «Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова; Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк; «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И. С. Бах; «Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Пастушья песенка на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой; «Капельки». В. Павленко, слова Э. Бодановой; «Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др.; «Азбука» А. Островский, слова З. Петровой; «Алфавит» Р. Паулс, слова И. Резника; «Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова; «Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе» Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.; «Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня; «Пастушья», французская народная песня; «Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна; «Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова; «Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова; рождественские колядки и рождественские песни народов мира.

Музыка и ты Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты.
       Музыкальный материал: пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский; «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; «Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова; «Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина; «Солнце», грузинская народная песня в обработке Д. Аракишвили; «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Пастораль» из Сюиты в старинном стиле; «Наигрыш». А. Шнитке; «Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря; «Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина). В. Гаврилин; «Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев; «Вечер». В. Салманов; «Вечерняя сказка». А. Хачатурян; «Менуэт». В. Моцарт; «Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто; «Баба Яга», детская народная игра; «У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня в обработке Х. Кырвите, перевод М. Ивенсен; Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин; «Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня; «Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова; «Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова; «Волынка». И. С. Бах; «Колыбельная». М. Кажлаев; «Колыбельная». Г. Гладков; «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин; Лютневая музыка. Франческо да Милано; «Кукушка». К. Дакен; «Спасибо». И. Арсеев, слова З. Петровой; «Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой; Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский; «Клоуны». Д. Кабалевский; «Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой; Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского; «Добрые слоны». А. Журбин, слова В. Шленского; «Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского; «Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова; «Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова; «Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова; «Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова Ю. Энтина.

       Критерии уровня музыкального развития учащихся:
      
— насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней;
      — умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;
      — умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;
      — каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений.




урока

Тема урока

Кол – во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые

результаты освоения материала

Дата проведения

План

Факт


I Раздел « Музыка вокруг нас»



1


«Как услышать музыку?»

« Койне ничек .ишетергэ?


1

Вводный урок.

Урок-путешествие в мир звуков. Вокальные имитации. Звуки природы. Звуки улицы. Звуки города

наблюдение

1.Заинтересованность;

2.Участие в отдельных элементах урока;

3.Умение отличать музыкальные и немузыкальные звуки.








2


«И Муза вечная со мной»

«Жыр минем

белэн мэнгелек».


1

Урок-концерт.

«Па-де-де» из балета «Щелкунчик»; «Песня о школе» Д. Кабалевского;

«Музыкант» Б.Окуджавы.

Композитор; исполнитель; слушатель; оркестр; дирижер


наблюдение; рассуждение о музыке

1.Отклик на характер музыки.

2.Умение принимать участие в общей игре.

3.Соблюдать основные правила урока – как можно общаться с музыкой, не перебивая ее звучания.








3


«Хоровод муз»

Хоровод.


1

Освоение нового материала.

Урок-путешествие.

«Во поле береза стояла» (р.н.п.); «Березка», русский хоровод, обр. Е.Кузнецова; «Хорба и сырба», молдавские народные наигрыши; «Сиртаки» М. Теодоракис. Хор; хоровод; «Хора»; «Сиртаки»

наблюдение

1.Участие в хороводах;

2.Выполнение движений по примеру учителя;

3.Знать понятия хор, хоровод, их общие признаки







4

«Повсюду музыка слышна»

Кой ботен жирдэ дэ ишетелэ.

1

Закрепление нового материала.

Ролевая игра.

1.Литературный материал для импровизации; «Игра в композитора»; Р.н. песни-заклички.Песенка-закличка; Колыбельная

наблюдение; слушание

1.Умение выбрать наиболее яркие слова из предлагаемых учителем;

2.Принимать участие в элементарной импровизации;

3.Слышать настроение звучащей музыки.







5

«Душа музыки - мелодия»

Кой жырнын йорэге.

1

Закрепление нового материала.

Урок-игра.

1.«Вальс», «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П. Чайковского; 2. «Веселая песенка» Г.Струве; 3. «Па-де-де» из б. «Щелкунчик»

Марш; Танец; песня

1.Игра на определение внимания (изменения ритма, темпа, характера); 2. Игра: игрушечный парад; 3. Дирижирование

1.Отклик на характер музыки пластикой рук, хлопками в ритме;

2.Понимание значения музыки в мелодии.







6

«Музыка осени».

«Коз жыры».

1

Расширение знаний.

Урок-концерт

1.«Осенняя песнь» Чайковский; 2. «Осень, осень» р.н.п.;

3. «Скворушка прощается» Т. Попатенко;

4. «Капельки» В.Павленко

Скрипка, солист; Спокойный темп; Фраза; Дирижер; куплет

1.Прослушивание; 2.Контроль дыхания; 3.Пение по руке;

4.дирижирование

1.Сопоставление голоса человека с голосом скрипки, эмоциональный отклик на музыку осени;

2.Осмысленно владеть способами певческой деятельности: подпевание, допевание, пропевание







7

«Сочини мелодию»

«Койне уйлап чыгар».

1

Изучение нового материала.

Ролевая игра

1.Ролевая игра «Играем в композитора»;

2.Литературный материал для импровизации;

3. «Капельки» В.Павленко;

4. Золотая осень. Октябрь» И. Якушенко;

5. «Пестрая песенка. Сентябрь» И. Якушенко Мелодия; аккомпанемент;

1.Выбор наиболее удачных сочинений;

2.поиск нужной интонации;

3.Оценка учащимися своих товарищей.

1.Выделять смысловое содержание мелодии и аккомпанемента в музыке.

2.Владеть элементами алгоритма сочинения мелодии.






8

«Азбука каждому нужна»

«Элифба hэркемгэ кирэк».

1

Изучение нового материала.


1.«Школьный корабль» Г. Струве; 2. «Песня о школе» Д. Кабалевский; 3. «Алфавит» Г. Струве; 4. «Азбука» А. Островский

Внимание на выразительность интонирования и фразировки.

Уметь петь по руке учителя: начало, кульминация, конец фразы; графика, мелодия песен.







9

«Музыкальная азбука». Обобщающий урок.

«Музыкаль элифба».Йомгаклау дэресе.

1

закрепление

Ролевая игра

1.«Семь подружек» В. Дроцкевич; 2. «Домисолька» О. Юдахин; 3. «Нотный хоровод» В. Герчик; 4. «Музыка всегда с тобой» Г. Струве; 5. «Муз. корабль» Г. Струве. Знакомство с нотами, нотным станом, скрипичным ключом, клавиатурой фортепиано, звукорядом




1.Запомнить и называть ноты по графике.

2.Знать понятия: ноты, звукоряд, нотный стан, скрипичный ключ







10

«Музыкаль-ные инстру-менты»

«Музыкаль жиhазлар».

1

Расширение знаний.

Урок-диалог

1.«Полянка» р.н. наигрыш (свирель); 2. «Во кузнице» р.н. наигрыш (рожок); 3. «Как под яблонькой» импровизация на тему р.н.п.(гусли); 4.«Пастушья песня» фран. н.п.; 5. «Пастушья песня» из 5 части «Пасторальной симфонии» Бетховена Дудочка, свирель, рожок, гусли

наблюдение за пластикой во время звучания инструментов

1.Умение определять духовые и струнные народные инструменты по внешнему виду.

2.Знать названия муз. инструментов (гусли, свирель, рожок, дудочка).







11

«Садко».

«Садко».

1

Закрепление нового материала.

Урок-сказка.

1.«Былинные наигрыши» Д. Локшин; 2.Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки» Н.А. Римский-Корсаков;

3. «Колыбельная Волховы»; 4. «Пастушья песенка» из 5 части «Пасторальной» симфонии Бетховена. Песни-пляски; Песня-колыбельная

Наблюдение за эмоциональным откликом на музыку.

1.Отклик в мимике, пластике, движениях на музыкальные фрагменты. 2.Определять на слух звучание гуслей.

3.Называть характерные особенности музыки, звучащей в исполнении на гуслях.







12

«Музыкаль-ные инстру-менты»

« Музыкаль жиhазлар».

1

Расширение знаний.

Урок-концерт.

1.«Полянка» р.н. наигрыш (свирель); 2.Тема птички из «Пети и волка»; 3. «Мелодия» из о. «Орфей и Эвридика» К. Глюка (флейта); 4. «Фрески Софии Киевской», ч.1., «Орнамент» В. Кикта (арфа); 5. «Кукушка» Л-К. Дакен (арфа). Свирель-флейта; Гусли-арфа; фортепиано

Наблюдение за реакцией на различные музыкальные фрагменты.

1.Определение названий уже знакомых муз. инструментов.

2.Знать правила поведения в концертном зале.

3.Уметь проводить сравнительный анализ муз. произведений на основе звучания муз. инструментов.







13

«Звучащие картины»

« Янгырау картиналар».

1

Закрепление знаний.

Урок-экскурсия.

1.«Полянка» р.н. наигрыш (свирель); 2.«Былинные наигрыши» Д. Локшин; 3. «Кукушка» Л-К. Дакен (арфа);

4. «Шутка» из оркестровой сюиты №2 И. Баха.Народная и композиторская музыка.




1.Написать названия инструментов, на которых играют музыканты.

2.Уметь выделять музыку народную и композиторскую







14

«Разыграй песню»

«Жырны уйна».

1

Расширение знаний.

Урок-игра.

1.«Почему медведь зимой спит» Книппер; 2.«Мелодия» из о. «Орфей и Эвридика» К. Глюка (флейта); 3. «Фрески Софии Киевской», ч.1., «Орнамент» В. Кикта (арфа); 4. «Кукушка» Л-К. Дакен (арфа).

Развитие; кульминация; трех-частная форма; пауза.

Наблюдение за исполнением границы развития.

Уметь сопоставлять и строить план исполнительства: «начало-кульминация-концовка»; Графическое изображение мелодии.







15

«Пришло Рождество - начинается торжество»

«Яна ел килде».

1

Расширение знаний.

Урок-путешествие.

1.«Тихая ночь» (рождеств. гимн) Ф. Грубер; 2.«Щедрик» укр.н. колядка; 3.«Риу, риу, риу» европейская нар. колядка;

4. «Ночь тиха над Палестиной»; 5. «Зимняя сказка» С. Крылова; 6. «Поспешают к Вифлеему пастушки»Рождество; Иисус Христос; колядка

1.Совместное пение. 2.Слуховой контроль. 3.Наблюдение.

1.Понимание смысла духовного праздника.2.Умение петь тихо, выразительно, слышать себя и одноклассников







16

«Добрый праздник среди зимы»

«Кыш уртасында матур бэйрэм»

1

Обобщение.

Урок-спектакль

1.«Марш»; 2. «Вальс снежных хлопьев»; 3. «Па-де-де»;

4. «Зимняя сказка» С. Крылова; 5. «Новогодний хоровод» Г. Струве. Закрепление, повторе-ние понятий.

Наблюдение за эмоциональным фоном.

Желание принимать участие в играх, песнях, танцах.







II Раздел «Музыка и ты».

17

«Край, в котором ты живешь»

«Син яши торган як».

1

Введение в тему.

Урок доброты.

1.«Моя Россия» Г. Струве, Н. Соловьевой; 2. «Что мы Родиной зовем» Струве; 3. «Добрый день!» Я Дубра-вина;4. «Песенка о сол-нышке, радуге и радости» И. Кадомцева 1.Повто-ряющиеся интонации; 2.2хчастная форма; 3.Мажор, мажорный лад

1.Слуховой контроль пения (чистота интона-ции); Выразительное исполнение.Наблюде-ние, прослушивание

1.Исполнение с настроением. 2.Умение высказываться о характере музыки. 3.Знать песни о Родине.

4.Исполнять песни о Родине в соответствующем настроении.







18

«Поэт, художник, композитор»

«Язучы,рэссам,композитор».

1

Углубление знаний.

Традиционный.

1. «Пастораль» А. Шнитке; 2. «Пастораль» Г. Свиридова;3. «Песенка о солнышке, радуге и радости» И. Кадомцева;

4.«Добрый день» Я. Дуб-равин Дуэт, сопровожде-ние, главная тема; Пейзаж; Настроение и характер; Линии горизонтальные и вертикальные;пластичес-кий этюд

1.Слуховой контроль;

2.Игра на развитие внимания

1.Знать, что все виды искусства имеют свои средства выразительности.

2.Уметь распознавать какими красками пользуются художники, поэты, композиторы для передачи настроения, образа







19

«Музыка утра»

«Жыр иртэсе».

1

Расширение знаний.

Традиционный, с элементами игры.

1.«Зимнее утро» (из «Д. альбома») Чайковского; 2. «Утро» Грига; 3. «Доброе утро!» (из кантаты «Песни утра, весны и мира») Кабалевского; 4. «Добрый день!» Я. Дубравин

Интонация (мольбы, просьбы, вздох, жалобы); Вариации;Бемоль; бекар; Речь разговорная - речь музыкальная

Слуховой контроль; наблюдения

1.Умение сопереживать, уметь находить эпитеты для передачи настроения.

2.Понять связь между речью музыкальной и разговорной.

3.Провести интонационно-образный анализ «Зимнего утра».







20

«Музыка вечера»

«Жыр киче».

1

Расширение знаний.

Традиционный.

1.«Колыбельная Умки» Е. Крылатова; 2. «Спят усталые игрушки» А. Островского; 3. «Ай-я, жу-жу» (лат.н.п)

4.«Колыбельная» В. Моцарта, Б. Флисса.

Песенность, напевность; Хор; сопрано; Лига; динамика; темп.

Слуховой контроль; наблюдения

1.Умение сравнивать и объединять общим понятием различные жанры музыки. 2.Найти общее в прослушанных пьесах - песенность, напевность, покой, тишина, умиротворенность.








21




Музыкаль-ные пор-треты»

Музыкаль портретлар.


1



Углубление знаний.

Урок-загадка.


1.«Баба-Яга» («Д. аль-бом»); 2. «Баба-Яга», песенка-дразнилка.3 «Бол-тунья» Прокофьева; 4.«Менуэт» Моцарта

Менуэт; Рондо; скорого-ворки; фраза; предложе-ние; акцент.

1.Пластическое интонирование.

2.Игра на определение внимания.

3.Наблюдение за фантазией.



1.Рассказать о понравившейся музыке, услышанной вне урока.

2.Характеризовать образ-портрет.

3.Принимать участие в играх, пластическом интонировании.




22

«Разыграй сказку»

«Экият уйныйбыз».

1

Расширение знаний.

Ролевая игра.

1.Песенка бабушки-рассказчицы «Баба-Яга»;

2. «Баба-Яга», песенка-дразнилка

3. «У каждого свой муз. инструмент» (эстон. н.п.).

Волынка; рожок

1.Пластическое интонирование с элементами инсценировки.

2.Инструментальное музицирование.

3.Имитация игры на муз. инструментах.

1.Знать названия муз. инструментов (волынка, рожок, дудка).








23

«Музы не молчали»


1

Объяснение.

Урок - историческое путешествие.

1.«Богатырская симфония» А. Бородина;

2. «Солдатушки, бравы ребятушки»;

3. «Песня о маленьком трубаче» С. Никитина;

4. «Учил Суворов» А. Новикова;

5. «Песня о бумажном солдатике» Б. Окуджавы.

Симфония; Унисон; ритм

1.Слуховой контроль; 2. Наблюдение/

1.Уметь определять характер и настроение музыки.

2. Назвать авторов и их произведения, в которых говорится о воинах-героях.

3. Раскрыть образы русских воинов.







24

«Музыкаль-ные инстру-менты»

Музыкаль инструментлар.

1

Углубление знаний.

Урок – концерт

1.«Сладкая греза»; 2. «Менуэт» Конради (лютня); 3. «Тонкая рябина» (гитара); 4. «Вот какая бабушка» Т. Попатенко;

5. «Спасибо» Арсеев; 6. «Праздник бабушек и мам» Славкин

Фортепиано, Рояль, пианино, лютня, гитара; Развитие музыки;

3хчастная форма; Вариации.

1.Слуховой контроль; 2. Наблюдение. 3.Игра на воображаемом инструменте

1.Знать особенности звучания фортепиано, лютни, гитары.

2.Симитировать игру на муз. инструментах.

3. Понимать, что контраст настроения влечет за собой контраст средств муз. выразительности







25

«Мамин праздник»

«Эни бэйрэме».

1

Обобщение.

Урок – концерт.

1.«Вот какая бабушка» Т. Попатенко; 2. «Спасибо» Арсеев;

3. «Праздник бабушек и мам» Славкин; 4. «Колыбельная» Гладков, 5. «Колыбельная» Кажлаев.

Р – «тихо»; Контраст настроений; вокализ

1.Совместное исполнение; 2.Наблюдение.

1.Назвать понравившиеся произведения, звучащие на уроке и объяснить свой выбор.

2.Выразительное чтение стихов. 3.Интонирование.







26

Обобщающий урок.

Йомгаклау дэресе.

1

Закрепление знаний.

Урок – концерт.

Произведения, звучащие в 3 четверти.

1.Викторина; 2. Письменное тестирование.

1.Уметь выражать себя в разнообразных формах деятельности.

2.Музицировать на уроке.







27

«Музыка в цирке»

«Циркта жыр».

1




1.«Выходной марш», «Галоп»Дунаевского; 2. «Клоуны» Кабалевского; 3. « Лошадки» Лещинский; 4. «Слон и скрипочка» Журбина; 5. «Мы катаемся на пони» Крылова

Оркестр; дирижер

1.Пластическое интонирование; 2. Наблюдение.

1.Знать ФИО композиторов и их музыку, звучащую на уроке.







28 29

«Дом, который звучит

«Янгырап тора торган йорт».

2

Расширение знаний.

Урок - путешествие в театр.

1.«Мелодия» из о. «Орфей и Эвридика» К. Глюка; 2. Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки» Н.А. Римский-Корсаков;

3. «Марш» из б. «Щелкунчик»; 4. «Золотые рыбки» из б. «Конек-горбунок» Р. Щедрина; 5. «Волк и 7 козлят» М. Коваля


1.Муз. викторина; 2. Слуховой контроль; 3. Пластическое интонирование; 4. Наблюдение; 5.Инструментальное музицирование; 6.Устный опрос

1.Назвать понравившиеся произведения, звучащие на уроке и объяснить свой выбор.

2.Внимательное слушание муз. фрагментов, движение в характере музыки.







30

«Ничего на свете лучше нету…»


1




«Песня друзей» из м/ф «Бременские музыканты» Г. Гладкова.

Трубадуры; Африка

1.Конкурс на лучшего исполнителя роли;

2.Создать рисованный мультфильм по мотивам сказки;

3.Совместное музицирование; 4.Слушание.

1.Уметь разыгрывать песню по ролям, участвовать в муз. сопровождении.

2. Исполнять сольно и хором муз. произведения.

3. Выражать стремление к осмысленному общению с музыкой.







31

Обобщающий урок

Йомгаклау дэресе.

1

Обобщение тем.

Обобщающий урок четверти и всего первого года обучения

1.Слушание произведений и их интонационно-образный анализ.

2.Сольное, хоровое, ансамблевое пение разученных песен.

3. Составление композиций, котором сочетаются пение, пластическое интонирование, музицирование

1. Ролевые игры: «Играем в композитора», «Сочини песенку», «Играем в дирижера», «Разыграй меня»; 2. Наблюдение;

3. Слушание.

1. Уважительно относиться к творчеству своих товарищей.

2. Знать названия муз. инструментов, определять их по звучащему фрагменту.

3. Владеть приемом соучастия в сочинении.







32-33

Закрепитель-ный урок-концерт

Йомгаклау,ныгыту дэресе.Концерт.

2

Обобщение тем.

Урок – концерт.

1.Исполнение всеми песен, фрагмента оперы.

2.Конкурсы дирижеров, барабанщиков.

3.Выход под праздничную музыку.

4. Конкурс знакомой песни.

Конкурсы:

1.Исполнение фрагмента из детской оперы;

2. Наблюдение.

1. Знать элементарные понятия муз. грамоты и оперировать ими на уроке.

2. Через различные формы деятельности показать разнообразное звучание муз. произведений.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большенуркеевская средняя общеобразовательная школа» iconПрограмма воспитательной работы школы. Срок реализации 2011-2016...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Еленская средняя общеобразовательная школа» функционирует как средняя школа с 1983...
Рабочая программа Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большенуркеевская средняя общеобразовательная школа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 г. Томск,...
Рабочая программа Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большенуркеевская средняя общеобразовательная школа» iconСтатья 1 Общие положения Муниципальное бюджетное общеобразовательное...
«Средняя общеобразовательная школа №6 города Лесосибирска» (далее Учреждение), ранее именуемое муниципальное общеобразовательное...
Рабочая программа Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большенуркеевская средняя общеобразовательная школа» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй...
Рабочая программа Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большенуркеевская средняя общеобразовательная школа» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Колесурская...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Карловка Пугачёвского района Саратовской области»...
Рабочая программа Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большенуркеевская средняя общеобразовательная школа» iconРоссийской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
Рабочая программа Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большенуркеевская средняя общеобразовательная школа» iconСценарий урока с использованием компьютера Автор Тимощенко Ирина...
Образовательное учреждение – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Наумовская средняя общеобразовательная школа» Томского...
Рабочая программа Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большенуркеевская средняя общеобразовательная школа» iconМичуринский район Муниципальное общеобразовательное учреждение Крюковский...
Частное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Альтернатива»
Рабочая программа Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большенуркеевская средняя общеобразовательная школа» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №17»
Рабочая программа Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большенуркеевская средняя общеобразовательная школа» iconМинистерство образование и науки рт муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Государственное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большенуркеевская средняя общеобразовательная школа» iconПубличный доклад мбоу «Средняя общеобразовательная школа №3» городского округа Протвино
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» – это общеобразовательное учреждение...
Рабочая программа Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большенуркеевская средняя общеобразовательная школа» iconМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бакчарского...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10
Рабочая программа Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большенуркеевская средняя общеобразовательная школа» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Ольшанка» Ольшанская средняя школа
Рабочая программа Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большенуркеевская средняя общеобразовательная школа» iconНаходкинского городского округа муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
Рабочая программа Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большенуркеевская средняя общеобразовательная школа» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа Муниципальное общеобразовательное учреждение «Большенуркеевская средняя общеобразовательная школа» iconМуниципальное образовательное учреждение «Далисичская средняя общеобразовательная...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хочашевская основная общеобразовательная школа» Ядринского района Чувашской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск