Скачать 170.43 Kb.
|
«Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №1 имени А.С. Розанова»
Рабочая программапо предмету «Классический танец» образовательной программы «Ранняя профессиональная ориентация» на основании примерной программы для ДХШ и хореографических отделений ДШИ «Классический танец» ФАпоКиК НМЦпоХО, Москва 2006 год Срок реализации 1 год Возраст детей 14-18 лет. Автор-составитель: преподаватель хореографических дисциплин Ромочкина Анна Владимировна Кировск2008 год 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа разработана Ромочкиной А.В. на основе примерной программы для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств, составленной преподавателем хореографических дисциплин Пермского областного колледжа искусств и культуры Е.А. Пинаевой в 2006 году. Примерная программа Е.А. Пинаевой рассчитана на 6 лет (с 3-го по 8-ой классы). Так как по учебному плану в ДШИ № 1 г. Кировска предмет «Классический танец» рассчитан на 5 лет обучения (с 3-го по 7-ой классы), программа 8-го класса изучается в классе ранней профессиональной ориентации. Дисциплина «Классический танец» является основой обучения, фундаментом для освоения всего комплекса хореографических дисциплин. Цели: - развитие личности учащегося; - социальная адаптация; - формирование духовно-нравственных ценностей; - расширение кругозора; - укрепление здоровья; - подготовка двигательного аппарата учащихся к исполнению танцевального материала различного характера, разнообразных жанров, различной степени технической трудности; - воспитание трудолюбия; - воспитание исполнительской культуры. Задачи: - формирование общей культуры, художественно-эстетического вкуса; - активизация мышления, развитие творческого начала; - активизация интереса к классическому танцу; - овладение навыками музыкально-пластического интонирования; - совершенствование двигательного аппарата (развитие физических данных, исправление физических недостатков); - развитие пластичности. координации, хореографической памяти, внимания, формирование технических навыков; - воспитание силы, выносливости, укрепление нервной системы; - формирование навыков коллективного общения; - раскрытие индивидуальности. Программа «Классический танец» состоит из 3-х разделов: 1. Искусство классического танца. 2. Дисциплина - классический танец. 3. Практические занятия. Первый раздел - теоретический, даёт общее представление о классическом танце, как искусстве, его истоках, о русской школе классического танца, о хореографических училищах. Желательно осваивать этот материал в форме бесед, видео просмотров, подготовки сообщений учащимися и т.д. Второй раздел - также теоретический, знакомит с общими понятиями учебной дисциплины «Классический танец», терминологией и спецификой музыкального оформления занятий. Количество часов, предусмотренное на темы 2-го раздела, предполагается использовать в рамках практических занятий для более детального освоения материала. Третий раздел - практический, содержит изложение программных упражнений и их разновидностей в определённой последовательности. Он включает экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegro, экзерсис на пальцах. Особенность изложения практического материала заключается в разработке примерного комплекса упражнений с указанием метроритмических раскладок исполнения для каждого года обучения. Особое внимание следует уделять движениям, предназначенным для факультативного прохождения. Их изучение рекомендуется в том случае, если возможности класса позволяют усвоить их качественно. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Урок классического танца рекомендуется проводить 3 раза в неделю по 2 академических часа. Занятие, как правило, должно состоять из подготовительной, основной и заключительной частей и включать соответствующие разделы по мере их освоения (экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegro, adagio, экзерсис на пальцах). Экзерсис у станка исполняется в начале урока и одной из основных его задач является разогрев мышц, суставов, связок. Упражнения классического экзерсиса изучаются постепенно. Сначала - в медленном темпе, удобном для выработки внимания, памяти, эластичности ног и т.д., затем - с ускорением темпа. Новые упражнения изучаются в «чистом виде», затем комбинируются в различных сочетаниях с другими. Все упражнения исполняются поочерёдно с правой и левой ноги. На начальных этапах обучения экзерсису у станка отводится большая часть времени урока, впоследствии время для исполнения экзерсиса у станка сокращается за счёт ускорения темпов исполнения и соединения отдельных движений в комбинации движений. Одной из основных задач экзерсиса на середине зала является овладение устойчивостью, для чего необходимо правильное распределение центра тяжести корпуса на 2-х или на 1-ой ноге. Исполнение упражнений переносится на середину зала по мере их усвоения у станка. Количество упражнений на середине зала сокращается за счёт соединения движений в комбинации. Особый раздел урока классического танца - allegro. Его главная задача - овладение техникой прыжка без дополнительных усилий. Экзерсис на пальцах (факультативно) следует начинать не ранее, чем учащиеся овладеют правильной постановкой корпуса, рук, ног, головы, а главное, приобретут силу стопы, натянутость и выворотность ног. Упражнения начинают проучивать лицом к станку, впоследствии переносят их на середину зала. Главная задача - освоение постановки стопы на пальцах. В этой работе не следует спешить, т.к. в противном случае это может привести к травмам и некачественному исполнению движений. Таким образом, полный урок постепенно развёртывается в своём объёме по мере освоения материала. Значительную роль в художественном воспитании учащихся играет этюдная работа, которая осуществляется на основе пройденного материала. Небольшие танцевальные комбинации, простейшие классические образцы развивают выразительность и танцевальность. При проведении урока необходимо руководствоваться следующими принципами: - постепенно увеличивать нагрузку: от простых упражнений к более сложным; - чередовать упражнения быстрые и медленные; - темп исполнения упражнений должен быть сначала медленным с последующим ускорением; - следить за свободным дыханием и самочувствием учащихся. В классе ранней профессиональной ориентации закрепляется освоение хореографической азбуки, фундамента, на котором развиваются движения классического танца. На этом этапе обучения главное внимание следует уделять правильности и чистоте исполнения упражнений, элементам художественной окраски движений, развитию выносливости и устойчивости. В этот период обучения возрастает физическая нагрузка, ускоряются темпы исполнения движений. Линия урока становится более непрерывной. Основные методы работы педагога-хореографа на уроке - показ движений и словесное объяснение. Они являются главными проводниками требований преподавателя к учащимся. На конечном этапе обучения показ и объяснение занимают меньше времени по сравнению с предыдущими этапами. Методы показа и объяснения варьируются в самых широких пределах, учитывая многообразие задач выпускных классов. Таким образом, два важнейших метода - показ и объяснение - связаны с одним из центральных моментов обучения: активизацией мышления и развитие творческого начала в процессе напряженной физической работы по овладению танцевальными навыками. Формы и методы работы Основной формой учебной работы является урок (состав группы в среднем 5 человек). Занятия могут проводиться раздельно с мальчиками и девочками (состав учебных групп для мальчиков допускается до 2-х человек). Во время проведения урока возможна индивидуальная форма работы преподавателя с учащимися. Основные методы работы: - наглядный - практический качественный показ; - словесный - объяснение, желательно образное. Качество знаний, умений и практических навыков учащихся выявляются на контрольных уроках и экзаменах. При подготовке к уроку необходимо учитывать такие факторы, как: - объём материала; - степень его сложности; - особенности класса, как исполнительского коллектива. При составлении плана занятия предполагается детальная разработка каждой его части, где следует: - определить новый материал для изучения, ввести его в различные комбинированные задания; - наметить примеры (составить комбинации) для совершенствования накопленных знаний; - определить музыкальный материал для каждой части занятия (размер и характер музыкального сопровождения, как к новым движениям, так и к закрепление пройденного материала). При проведении урока целесообразно выдерживать структуру занятия в целом и соизмерять длительность отдельных частей; сохранять динамичность темпа занятия. живость подачи материала, деловую атмосферу. На практических занятиях очень важно: - переводить на русский язык французские термины, принятые в классическом танце; - объяснять назначение упражнения и правила его исполнения; - обращать внимание учащихся на особенность упражнения, определяющего его сходство или различия с другими; - равномерно распределять физическую нагрузку в течении всего занятия, соотносить статические и динамические нагрузки; - чередовать работу различных групп мышц, развивать внимание и осознанный контроль за работой мышц; - соотносить темпы выполнения отдельных заданий; - воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий. Требования к музыкальному оформлению урока Танец органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы как танцевальные композиции, так и тренажные упражнения, в том числе и упражнения классического экзерсиса. В процессе учебной работы необходимо прививать учащимся умение слышать и понимать музыку. Нельзя допускать, чтобы музыкальное сопровождение являлось «фоном» урока, т.к. это приводит к безразличию музыкального восприятия. Правильно подобранный музыкальный материал должен помогать осваивать хореографический материал, соответствуя его характеру, ритмическому рисунку, темпу. Для тренажных упражнений желательно использовать музыкальный материал квадратного построения, с чётким ритмом и ярко выраженной фразировкой, чтобы учащиеся легко определяли музыкальные предложения, периоды и основное внимание уделяли правильности исполнения движений. Музыкальное сопровождение по темпу следует подбирать так, чтобы при выполнении упражнений его не нужно было искусственно ускорять или замедлять. Ритмическая основа тренировочных комбинаций в основном должна совпадать с ритмическим рисунком музыкального сопровождения. При сочетании движений следует сохранять общую линию мелодии, изменяя лишь ритмический рисунок внутри такта, оттеняя тем самым характер сочетаемых движений. В этом плане для тренировочных упражнений желательно использовать музыкальную импровизацию, т.к. грамотная, разнообразная импровизация в своей идеальной форме строго подчиняется заданной педагогом комбинации, повышая тем самым качество учебной работы. Требования к организации и проведению контрольного урока, зачета, экзамена. - в конце каждой учебной четверти рекомендуется проводить контрольные (открытые) уроки; - форма и содержание контрольного (открытого) урока определяется преподавателем; - форма и содержание экзамена определяется преподавателями на методическом совещании в начале учебного года; - контрольный (открытый) урок, экзамен должен включать отдельные фрагменты всех разделов программы и представлять собой законченный по форме музыкально-танцевальный материал, соответствующий требованиям класса; - итоги контрольного (открытого) урока, экзамена обсуждаются преподавателями хореографических дисциплин; - экзамен проводится по окончанию курса. 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Введение Дисциплина «Классический танец» - основа обучения хореографии, фундамент для освоения любых танцевальных направлений. Целесообразность и жизнеспособность воспитания основам классического танца на примерах ведущих профессиональных хореографических коллективах: ансамбль «Берёзка» (художественный руководитель М.Кольцова), ансамбль танцев народов мира под управлением И.Моисеева и др. Раздел 1. Искусство классического танца Тема 1.1. Классический танец - основа балетного спектакля. Балетный театр. Воплощение разнообразных тем и сюжетов. Создание специфических выразительных средств. Спектр возможностей классического танца. Условность и универсальность классического «языка» в создании всевозможных образов хореографических произведений на примерах различных балетов. Раздел 2. Дисциплина – классический танец Тема 2.1. Терминология классического танца. Использование французской терминологии в классическом танце в связи с канонизацией системы классического танца, которая произошла во Франции. Парижская Академия танца (основанная в 1661г) - первое учебное заведение данной системы обучения. Необходимость перевода на русский язык всех французских терминов в процессе обучения, объяснение их значения, характера исполнения, принадлежности использования. Тема 2.2. Музыкальное сопровождение занятий классического танца. Понятия: ритм, метр, темп, динамика, характер музыкального произведения. Музыкальный материал, используемый на занятиях классического танца, как средства воспитания исполнителей. Использование классической музыки русских и зарубежных композиторов, или импровизации на её основе. Соответствие стиля и характера исполняемого движения музыкальному материалу. Раздел 3. Практические занятия Экзерсис у станка: 1. Battement tendu – все направления: а) в 5 позиции; б) в позах croisee et effacee; в) с pour le pied; г) с demi-plie в 5 позиции; д) с demi-plie во 2 позиции без перехода и с переходом; е) с demi-plie в 4 позиции без перехода и с переходом; ж) passé par terre. 2. Demi-plie в 1, 2, 5, 4 позициях. 3. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans. 4. Rond de jambe par terre на demi-plie en dehors et en dedans. 5. Temps releve par terre (preparation для rond de jambe par terre). 6. Battement tendu jete - все направления: а) в 5 позиции; б) в позах croisee et effacee; в) с demi-plie в 5 позиции; г) с demi-plie во 2 позиции без перехода и с переходом; д) с demi-plie в 4 позиции без перехода и с переходом; е) с pique. 7. Battement frappe на 300, double, в позах croisee et effacee (факультативно) – все направления. 8. Battement fоndu на 450, double, в позах croisee et effacee – все направления. 9. Petit battement. 10. Releve на полупальцы в 1, 2, 5, 4 позициях. 11. Battement tendu soutenu – все направления. 12. Grand plie в 1, 2, 5, 4 позициях. 13. Battement releve lent на 900, в позах croisee et effacee – все направления. 14. Battement developpe – все направления. 15. Battement developpe passe на 900 – все направления. 16. Grand battement jete с 1, 5 позиций, pointe, в позах croisee et effacee, с passé par terre – все направления. 17. Rond de jambe en l’air en dehors et en dedans. 18. Temps releve на 450 en dehors et en dedans. 19. Plie releve с ногой, поднятой на 450 – все направления. 20. Demi-rond de jambe на 450 en dehors et en dedans. 21. Rond de jambe на 450 en dehors et en dedans (факультативно). 22. Demi-rond de jambe на 900 en dehors et en dedans (факультативно). 23. Полуповороты в 5 позиции с переменой ног на полупальцах en dehors et en dedans с вытянутых ног, с demi-plie. 24. Pas tombee на месте. 25. Pas coupe на целой стопе. 26. Preparation к tour с 5 позиции en dehors et en dedans. 27. Pas de bourree simpl en face без перемены ног и с переменой ног. 28. Перегибы корпуса. 29. III port de bras – как заключение к различным упражнениям. 30. Tour с 5 позиции en dehors et en dedans (факультативно). 31. Поза attitude. Экзерсис на середине зала: 1. Поклон. 2. Позы (носком в пол) – croisee et effacee, 1, 2, 3, 4 (факультативно) arabesque. 3. I, II, III, IV, V, VI (факультативно) port de bras. 4. Demi-plie в 1, 2, 5, 4 позициях. 5. Battement tendu – все направления: а) в 5 позиции en face; б) с demi-plie в 1, 5, 2, 4 позиции; в) с pour le pied; г) в позах croisee et effacee. 6. Battement tendu jete - все направления: а) в 1, 5 позиции en face; б) с demi-plie в 1, 5, 2, 4 позициях; в) с pique; г) в позах croisee et effacee. 7. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans. 8. Rond de jambe par terre на demi-plie en dehors et en dedans. 9. Temps releve par terre (preparation для rond de jambe par terre). 10. Grand plie в 1, 2, 5, 4 позициях. 11. Battement frappe на 300 en face, double, в позах croisee et effacee (факультативно) – все направления. 12. Battement fоndu на 450 en face, double, в позах croisee et effacee (факультативно) – все направления. 13. Battement releve lent на 900 en face, в позах croisee et effacee, в позах 1, 2, 3 arabesque – все направления. 14. Grand battement jete с 1, 5 позиций en face, pointe, в позах croisee et effacee – все направления. 15. Releve на полупальцы в 1, 2, 5 позициях с вытянутых ног и с demi-plie. 16. Pas de bourree simpl с переменой ног en dehors et en dedans с окончанием в маленькие позы. 17. Temps lie par terre вперёд и назад с port de bras. 18. Preparation к tour с 5 позиции en dehors et en dedans. 19. Battement developpe в позах croisee et effacee – все направления. 20. Полуповороты в 5 позиции с переменой ног на полупальцах en dehors et en dedans с вытянутых ног. 21. Tour с 5 позиции en dehors et en dedans (факультативно). 22. Demi-rond de jambe на 450 en dehors et en dedans. 23. Plie releve с ногой, поднятой на 450 – все направления. 24. Поза attitude croisee et effacee. 25. Pas balance. 26. Pas de basque (сценическая форма). 27. Pas couru. Allegro: 1. Temps leve saute в 1, 2, 5, 4 позициях. 2. Grand temps leve sauté в 1, 2, 5, 4 позициях. 3. Pas echappe во 2, 4 позицию, на одну ногу. 4. Pas assemble в сторону, вперёд, назад, double. 5. Sissonne simple с pas assemble, с pas de bourree. 6. Pas jete с окончанием в маленькие позы, с продвижением (факультативно). 7. Pas glissade с продвижением в сторону en face. 8. Changement de pied en face, en tournant (1/4 повората). 9. Petit pas de chat. 10. Сценический sissonne. 11. Pas chasse. 12. Sissonne fermee – все направления. 13. Sissonne tombee (факультативно). 14. Sissonne ouvert en face, в маленьких позах (факультативно). 4. ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ. Иметь представление: - о классическом танце как выразительной системе хореографии. Знать: - терминологию классического танца; - метроритмические раскладки исполнения движений. Владеть: - правильной балетной осанкой; - культурой движений рук и ног; - техникой прыжка; - устойчивостью в динамике; - развитыми природными данными; - навыками музыкально - пластического интонирования; - хореографической памятью. Уметь: - работать в ансамбле. 5. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
|
Рабочая программа по предмету «Народно-сценический танец» образовательной... Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ... | Рабочая программа по предмету «Классический танец» Материально-техническая база дисциплины «Классический танец» | ||
Термином "классический танец" пользуется весь балетный мир, обозначая... Классический танец основа хореографии. На этом уроке постигаются тонкости балетного искусства. Это великая гармония сочетания движений... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Аннотация: Основную роль в подготовке артиста балета играет классический танец. Классический танец является основополагающей дисциплиной... | ||
Определение и основные направления современной хореографии Стараемся разнообразить их досуг важно, чтобы дети ощущали себя частью коллектива не только во время занятий. Их дружба продолжается... | Рабочая программа по предмету «Народно-сценический танец» образовательной... Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ... | ||
Рабочая программа по предмету «Танец» образовательной программы Программа разработана на основе примерной программы для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств,... | Адресность рабочей программы. Место предмета в структуре основной... Рабочая программа по предмету литература является частью основной образовательной программы основного общего образования и разработана... | ||
Рабочая программа дисциплины «профессиональная этика» Дисциплина «Профессиональная этика» соответствует целям Ц1, Ц3 образовательной программы 031600 Реклама и связи с общественностью... | Программа по дисциплине «Классический танец в контексте культуры» Предназначена студентам специальности 031401. 65 «Культурология» очной формы обучения | ||
СПб гбу «Дом молодёжи Приморского района Санкт-Петербурга» Студия современного танца ( классический танец, джаз-модерн, современная хореография) (10-25 лет) | Г. Сочи «Профессиональная ориентация младших школьников в учебно-воспитательном процессе» | ||
Литература приложения Введение Танцевальный коллектив «Реверанс» «Реверанс», позволяющая обучать детей основам танцевального искусства, знакомить их с некоторыми хореографическими жанрами, как классический,... | Пояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена... Гос по предмету природоведение, гос (нрк) образовательной программы и учебного плана школы, на основе учебной программы «Природоведение... | ||
Реферат по дисциплине «Классический танец» на тему: «История балетного костюма» Он включает в себя драматургию, музыку, хореографию, изобразительное искусство. Но все они существуют в балете не сами по себе и... | Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»... Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету «Мировая художественная культура» являются следующие нормативные... |