Скачать 124.58 Kb.
|
«Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №1 имени А.С. Розанова»
Рабочая программапо предмету «Народно-сценический танец» образовательной программы «Ранняя профессиональная ориентация» на основании примерной программы для хореографических отделений ДМШ и ДШИ «Народно-сценический танец» МК РСФСР ЦНМКпоУЗКиИ, Москва 1987 год Срок реализации 1 год Возраст детей 14-18 лет. Автор-составитель: преподаватель хореографических дисциплин Ромочкина Анна Владимировна Кировск2008 год 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа разработана Ромочкиной А.В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ искусств, составленой профессором ГИТИСа им. А.В. Луначарского заслуженным артистом А.А.Борзовым в 1987 году. Народный танец - важнейший и популярный жанр в хореографии, источник репертуара. Многообразие народного танца весьма распространено в репертуаре самых различных трупп и танцевальных коллективов. Отсюда и возникает естественная необходимость обучения детей технике народно- сценического танца, развития способности быстро усваивать различные по стилю, манере и национальной орнаментике танцевальные композиции. Важнейшим условием должна быть строгая последовательность обучения народно-сценическому экзерсису. Важнейшие признаки народного танца, с точки зрения техники, выражаются в относительной свободе движений рук, корпуса, ног, танцевальных ракурсах и т.д. Композиции народно-сценического экзерсиса всегда выражают конкретную национальную принадлежность с характерными для неё темпоритмическими особенностями (протяжённость, резкость, синкопированность и т.д.). В процессе совершенствования народно-сценического экзерсиса завершается формирование танцевальной техники и идёт развитие для исполнения в воспроизведения композиций народных танцев. Резко увеличивается развитие танцевальности, выразительности исполнения в воспроизведении манеры и стиля народных танцев. В народно- сценическом экзерсисе легко применяется принцип контрастности, т.е. чередование различных по нагрузке упражнений и элементов.Также не следует стремиться к прохождению материала в полном объёме в ущерб правильности исполнения и задачам эстетического воспитания учащихся. В зависимости от усвоения учениками данного материала в каждом классе присутствует не более пяти танцев. Цели: - развитие личности учащегося; - социальная адаптация; - формирование духовно-нравственных ценностей; - расширение кругозора; - укрепление здоровья; - подготовка двигательного аппарата учащихся к исполнению танцевального материала различного характера, разнообразных жанров, различной степени технической трудности; - воспитание трудолюбия; - воспитание исполнительской культуры. Задачи: - формирование общей культуры, художественно-эстетического вкуса; - активизация мышления, развитие творческого начала; - активизация интереса к народно-сценическому танцу; - овладение навыками музыкально-пластического интонирования; - совершенствование двигательного аппарата (развитие физических данных, исправление физических недостатков); - развитие пластичности, координации, хореографической памяти, внимания, формирование технических навыков; - воспитание силы, выносливости, укрепление нервной системы; - воспитание эмоциональной выразительности; - воспитание точной передачи национального стиля и манеры; - формирование навыков коллективного общения; - раскрытие индивидуальности. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Урок народно-сценического танца рекомендуется проводить 2 раза в неделю по 2 академических часа. При изучении каждого из разделов настоящей пограммы необходимо знакомить учащихся с национальными особенностями входящих в него народных танцев, рассказывать о народных обрядах, традициях, жизни и истории народа. Урок по народно-сценичскому танцу в классе ранней профессиональной ориентации в большей степени ориентирован на развернутые композиции на середине зала. Рекомендуется использовать танцы из программы 7 класса, изучить их более углублённо (испанский, венгерский, польский) и добавить в урок танцевальные композиции, из предложенного дополнительного материала, для более глубокого проникновения в разнообразные национальные особенности. Формы и методы работы Основной формой учебной работы является урок (состав группы в среднем 5 человек). Занятия могут проводиться раздельно с мальчиками и девочками (состав учебных групп для мальчиков допускается до 2-х человек). Во время проведения урока возможна индивидуальная форма работы преподавателя с учащимися. Основные методы работы: - наглядный - практический качественный показ; - словесный - объяснение, желательно образное. Качество знаний, умений и практических навыков учащихся выявляются на контрольных уроках и экзаменах. При подготовке к уроку необходимо учитывать такие факторы, как: - объём материала; - степень его сложности; - особенности класса, как исполнительского коллектива. При составлении плана занятия предполагается детальная разработка каждой его части, где следует: - определить новый материал для изучения, ввести его в различные комбинированные задания; - наметить примеры (составить комбинации) для совершенствования накопленных знаний; - определить музыкальный материал для каждой части занятия (размер и характер музыкального сопровождения, как к новым движениям, так и к закрепление пройденного материала). При проведении урока целесообразно выдерживать структуру занятия в целом и соизмерять длительность отдельных частей; сохранять динамичность темпа занятия. живость подачи материала, деловую атмосферу. На практических занятиях очень важно: - объяснять назначение упражнения и правила его исполнения; - обращать внимание учащихся на особенность упражнения, определяющего его сходство или различия с другими; - равномерно распределять физическую нагрузку в течении всего занятия, соотносить статические и динамические нагрузки; - чередовать работу различных групп мышц, развивать внимание и осознанный контроль за работой мышц; - соотносить темпы выполнения отдельных заданий; - воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий. Требования к музыкальному оформлению урока Танец органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы как танцевальные композиции, так и тренажные упражнения, в том числе и упражнения классического экзерсиса. В процессе учебной работы необходимо прививать учащимся умение слышать и понимать музыку. Нельзя допускать, чтобы музыкальное сопровождение являлось «фоном» урока, т.к. это приводит к безразличию музыкального восприятия. Правильно подобранный музыкальный материал должен помогать осваивать хореографический материал, соответствуя его характеру, ритмическому рисунку, темпу. Для тренажных упражнений желательно использовать музыкальный материал квадратного построения, с чётким ритмом и ярко выраженной фразировкой, чтобы учащиеся легко определяли музыкальные предложения, периоды и основное внимание уделяли правильности исполнения движений. Музыкальное сопровождение по темпу следует подбирать так, чтобы при выполнении упражнений его не нужно было искусственно ускорять или замедлять. Ритмическая основа тренировочных комбинаций в основном должна совпадать с ритмическим рисунком музыкального сопровождения. Требования к организации и проведению контрольного урока, зачета, экзамена. - в конце каждой учебной четверти рекомендуется проводить контрольные (открытые) уроки; - форма и содержание контрольного (открытого) урока определяется преподавателем; - форма и содержание экзамена определяется преподавателями на методическом совещании в начале учебного года; - контрольный (открытый) урок, экзамен должен включать упражнения у станка и развернутые композиции, в которых будут учитываться усвоение элементов, чувство ансамбля и сценический образ; - итоги контрольного (открытого) урока, экзамена обсуждаются преподавателями хореографических дисциплин; - экзамен проводится по окончанию курса. 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Упражнения у станка: 1. Полуприседания и полные приседания, плавные и резкие по 1-й, 2-й, 4-й и 5-й открытым и прямым позициям. 2. Скольжение стопой по полу: а) с одинарным ударом каблуком опорной ноги; б) с двойным ударом каблуком опорной ноги. 3. Маленькие броски сквозные по 1-й открытой позиции в полуприседании. 4. Круговое скольжение по полу: а) ребром каблука около опорной ноги; б) носком или ребром каблука по полу в полуприседании на опорной ноге с остановкой в сторону или назад. 5. Полуприседания на опорной ноге на 90’: а) на всей стопе; б) с подниманием на полупальцы. 6. Подготовка к «веревочке»: а) в открытом положении; б) с поворотом из открытого в закрытое положение и обратно. 7. Развертывание ноги на 90’ с двойным ударом каблуком опорной ноги в полуприседании вперед, в сторону и назад: а) плавное; б) резкое в координации с движением руки. 8. «Чечетка» с двумя мазками подушечкой работающей стопы с акцентом от себя: а) в прямом положении; б) в открытом положении и полуприседании с наклоном корпуса. 9. Большие броски на всей стопе с проведением ноги через 1-ю открытую позицию. 10. «Голубец»: а) в сторону на 45’ в прямом положении лицом к станку; б) в сторону на 90’ в прямом положении лицом к станку. 11. Подготовка к «штопору» по 1-й прямой позиции на полупальцах. 12. «Штопор». Русский народный танец (музыкальный размер 2/4,4/4). 1. Перекат – боковой ход с каблука на всю стопу и полупальцы. 2. Переборы. 3. «Ключ» дробный сложный. 4. «Маятник» в поперечном движении. 5. «Веревочка»: а) простая и двойная с перетопами, б) простая и двойная с «ковырялочкой», в) простая и двойная с подскоками на одной ноге, другая - на щиколотке спереди или сзади, г) простая и двойная с перескоками с ноги на ногу по 5-й открытой позиции, д) простая и двойная с поворотом на 360’ в приседании на полупальцах. 6. Три «веревочки» и подскок с поджатыми ногами. 7. Три дробные дорожки с заключительным ударом. 8. Поочередные выбрасывания ног перед собой и в стороны на каблук или на всю стопу. Испанский сценический танец (музыкальный размер ¾). 1. Положение ног. 2. Положение рук. 3. Переводы рук в различные положения. 4. Ходы: а) удлиненные шаги в полуприседании с продвижением вперед в прямом положении (женское); б) удлиненный шаг вперёд на всю стопу в прямом положении в полуприседании двумя переступаниями по 1-й прямой позиции на полупальцах или двумя небольшими шагами (с продвижением вперед). 5. Соскоки: а) в 1-ю прямую позицию на всю стопу с вытянутыми коленями и в полуприседание; б) в 1-ю, 4-ю прямую и 5-ю свободную позиции на полупальцы в полуприседание. 6. Удлиненный шаг в сторону с последующими двумя переступаниями по 5-й свободной позиции в полуприседании(pas balance) со скользящим подведением другой ноги сзади, с поворотом корпуса и с руками. 7. Шаг в сторону в полуприседание со скользящим подведением и подъёмом на полупальцы в 5-ю открытую позицию другой ноги вперед, с последующим переходом на нее в полуприседание (pas glissade), в координации с движением руки и наклоном корпуса. 8. Zapateado – поочерёдные выстукивания полупальцами и каблуками по 1-й прямой позиции: а) удар одной ногой, полупальцами или всей стопой, с последующими ударами другой ногой каблуком и полупальцами, б) шаг по диагонали вперёд или назад с последующим одним или двумя ударами в пол полупальцами другой ноги по 5-й свободной позиции сзади или спереди. 9. Опускание на колено с шага на расстоянии стопы от опорной ноги с перегибанием корпуса. 10. Движения рук (port de bras) с одновременным перегибанием корпуса, стоя на одной ноге, с другой ногой, вытянутой назад и вперёд. Венгерский народный танец (музыкальный размер 4/4). Венгерский сценический танец построен на основе народного танца, но прошел большую стилистическую обработку по манере и технике исполнения. Движения медленного танца отличаются величавостью и плавностью. Движения, исполняемые в быстром темпе, полны задора, огня и требуют большой четкости исполнения. Позы, повороты, общение с партнером, стремительные вращения в парах, резкие выпады на колено - все это компоненты, которые способствуют развитию танцевальной техники. 1. Положения ног. 2. Положения рук. 3. "Ключ" - удар каблуками: а) одинарный, б) двойной. 4. Заключение (усложненный "ключ"): а) одинарное, б) двойное. 5. Шаг в сторону с двумя переступаниями (рав balance). 6. Перебор - три переступания на месте с открыванием ноги на 350. 7. "Веревочка" на месте, с продвижением назад и в повороте. 8. Развертывание ноги (battements developpe) вперед и в полу приседании: а) с последующими шагами, б) с шагом на полупальцы и подведением другой ноги сзади. 9. "Голубец": а) простой с подгибанием ноги в сторону, б) в прыжке с двойными ударами по l-й прямой позиции. 10. Поворот на обеих ногах по 5-й открытой позиции. Польский народный танец (музыкальный размер 3/4). Мазурка, которую мы изучаем, обязана своим происхождением польскому народному танцу "Мазуру". Хореографы прошлого и настоящего используют мазурку и ее элементы для воспитания чувства позы, умения общаться с партнером в танце. Здесь есть энергичные ходы по площадке, вращения в парах, прыжки и выпады на колено, т. е. все то, что прививает учащимся необходимые навыки поведения на сцене. Этому способствует четкая, ритмичная и темпераментная музыка. 1. Позиции и положения ног. 2. Положения рук в танце. 3. Волнообразное движение руки. 4. "Ключ" - удар каблуками: а) одинарный, б) двойной. 5. Шаг в сторону в полуприседании с последующими двумя переступаниями по З-й свободной позици (рав balance). 6. "Перебор" - 3 переступания на месте по l-й позиции. 7. Основной ход мазурки (рав gala). 8. Легкий бег (рав marche). 9. "Отбиянэ" - скольжение одной ногой с подбиванием ее другой. 10. "Голубец" - подбивание ноги подряд в сторону. 11. Подготовка к парному вращению. 12. Уступающий переход (dos а dos) на различных движениях. 13. Опускание на колено: а) с шага, б) с выпадом. 14. "Кабриоль" в сторону 450 в прямом положении. 15. Заключение простое и двойное. Дополнительный материал: 1. Узбекский народный танец. 2. Грузинский народный танец. 3. Танцы народов Севера. 4. Болгарский народный танец. 5. Норвежский народный танец. 6. Словацкий народный танец. 7. Испанские дробные выстукивания. 8. Марийский народный танец. 9. Мексиканский народный танец. 10. Испанский танец «Арагонская хота». 4. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
|
Рабочая программа по предмету «Классический танец» образовательной... Автор-составитель: преподаватель хореографических дисциплин Ромочкина Анна Владимировна | Рабочая программа по предмету «Народно-сценический танец» образовательной... Программа разработана Ромочкиной А. В. на основе примерной программы для хореографических отделений музыкальных школ и детских школ... | ||
Программа по учебному предмету «ПО. 01. Уп. 04. По. 01. Уп. 05. Народно-сценический... Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета | Образовательная программа хореографического объединения «сююмбика» Народно-сценический танец с одной стороны искусство профессиональное, но с другой – имеет и народные корни, то есть истоки фольклорные.... | ||
Рабочая программа по предмету «Классический танец» Материально-техническая база дисциплины «Классический танец» | Рабочая программа по предмету «Танец» образовательной программы Программа разработана на основе примерной программы для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств,... | ||
Адресность рабочей программы. Место предмета в структуре основной... Рабочая программа по предмету литература является частью основной образовательной программы основного общего образования и разработана... | Рабочая программа дисциплины «профессиональная этика» Дисциплина «Профессиональная этика» соответствует целям Ц1, Ц3 образовательной программы 031600 Реклама и связи с общественностью... | ||
Г. Сочи «Профессиональная ориентация младших школьников в учебно-воспитательном процессе» | Пояснительная записка рабочая программа по природоведению составлена... Гос по предмету природоведение, гос (нрк) образовательной программы и учебного плана школы, на основе учебной программы «Природоведение... | ||
Методическая разработка «народно-характерный танец с элементами художественной гимнастики» Художественная гимнастика – это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности... | Учебно-методическая карта дисциплины кв «Ритмика и сценический тренинг»... Система «драматической выразительности» Ф. Дельсарта., Система физических упражнений Ж. Демени. Метод «эвритмии» Э. Далькроза. Идея... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»... Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету «Мировая художественная культура» являются следующие нормативные... | Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»... Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету «Мировая художественная культура» являются следующие нормативные... | ||
Программа элективных курсов «Профессиональная ориентация» Правильно сделанный старшим подростком выбор это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию... | Освоения основной образовательной программы основного общего образования Ого образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения... |